Риа Новости / Евгений ОдиноковПерейти в фотобанкВ Союзе художников России прокомментировали нападение на картину РепинаПо счастливой случайности самое ценное – изображения лиц и рук царя и царевича – не пострадали, – сказали в пресс-службе. Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли». В свою очередь осведомленный источник пояснил, что речь идет о картине Ильи Репина Иван Грозный и сын его Иван.
В 20:55, когда сотрудники галереи уже проводили плановый осмотр залов, один из последних посетителей прорвался через них к картине Репина и несколько раз ударил по ней металлической стойкой ограждения. Interfax. ru – Полиция задержала мужчину, повредившего картину Ильи Репина Иван Грозный и сын его Иван в Третьяковской галерее в Москве. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет.
1970 по 1873 Репин пишет и рисует много эскизов и этюдов к картине Бурлаки на Волге, это произведение шокирует яркой и правдивой выразительностью всю современное общество, как положительными, так и отрицательными отзывами тех слоев общества не довольных смелым вызовом Репина. Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал.
Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известнакак «Иван Грозный убивает своего сына». ИльяРепин написал полотнов 1883–1885 годах. «картина Репина Не ждали» — это выражение давно стало мемом. Ирония судьбы – единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты. Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо. Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии.
В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ). Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. Чувствуя себя демократом течении многих лет Репин обращается также к Революционной теме, создавая ряд картин подолгу собирая образы героев, Арест пропагандиста, под конвоем по грязной дороге, Сходка при свете лампы, насыщенную психологизмом картина Отказ от исповеди и другие работы. Эту картину Репин написал в Париже, где он страстно тосковал по Родине, ему казалось, что в картине Садко он выражает эту тоску.
В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. Картина Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (также известна под названием Иван Грозный убивает своего сына) была написана Ильей Репиным в 1883-1885 годы. В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей.
В Государственной Третьяковской галерее рассказали об инциденте, в ходе которого вандал повредил одну из самых известных картин великого русского живописца Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», датированную 1885 годом. Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы. Если рассматривать картину с современных позиций, то возможно совершенно другое восприятие картины, так как итоги революции далеко не так радужны, как представлялось в свое время Репину и его единомышленникам.
Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта. В 1901—1903 годах в картине «Заседание Государственного совета» Репин еще раз показал себя как величайший мастер портрета. Репин создал глубочайшие социальные картины, типические образы российской действительности второй половины XIX века. Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист. Сюжет картины Репину навеяла музыка Николая Римского-Корсакова.
Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ. Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» Данте. Появление каждой новой картины Репина становилось общественным событием. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.
Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». я работал завороженный.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Герой полотна, по свидетельствам очевидцев, стал выглядеть моложе, но гордость убежденного революционера в его чертах сменилась безволием и растерянностью. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. Л. Н. Толстого». А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
За окном летний день. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Однако ни лица, ни руки – самое сложное в живописи Репина – сейчас не были повреждены. Он идет прямо к матери.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. В этот период он нарисовал картину Крестный ход в Курской губернии, которую тут же купил Третьяков в свою галерею за огромные деньги. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. «Как. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Стасов присылает ему все, что он просит. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. Его мастерство в технике, в умелом использовании цвета в сочетании с тонким психологизмом и живым откликом на происходящее вокруг в полной мере проявляется во всех работах.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
За ними – толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. М. Бунакову. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Она ушла из жизни в 1931 году55. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
По данному факту отделом дознания ОМВД России по району Якиманка города Москвы (УВД по ЦАО) возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства или культурных ценностей), добавила она. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Об этом сообщила официальный представитель МВД РФ Ирина Волк. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей.
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
Вся центральная часть написана самим Репиным. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
В его глазах читается печаль, тоска. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Моделью Репину послужил друг, писатель Всеволод Гаршин. Страдая от депрессии, Гаршин покончил с собой в год завершения картины, в 1888-м.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Репин встречал их по средам. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. художественный музей им.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Рассмотрим "ближний круг". Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Смотритель – за ним.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Берег Волги. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. 1.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. К тому же и погода благоприятствовала работе. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Так ли это – судить зрителям. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Все заняты. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Пока вандальные выходки носят, по счастью, разовый, «сумасшедший» характер, статистику здесь подводить сложно, но это точно не чаще одного случая на пять-десять-двадцать лет. А свеча становилась ниже и тени менялись. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В понедельник директор созывает всех на брифинг для СМИ.
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Репин чрезвычайно сожалел о том, что не все могут считать эти глубинные смыслы. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. — И. Г. ) посидеть мне смирно.
Убийство свершилось. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Репин никуда не делся. О картине появилось много статей в периодической печати.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». И вот уже перед нами не царь, а отец. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Стекло антибликовое, четырехмиллиметровое, способное не только защитить картину, но и проявить все качество живописи.
За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Комната небогатой интеллигентной семьи. Написан портрет вдохновенно. Внимание художника тяготит их.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Этюд получился превосходный. Общение с прежними друзьями было только заочным. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича.
Имя Репина стало широко известным. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Работал весь день, не замечая времени.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Третьяков»109. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). — сказал Крамской.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Добежать сюда – пять секунд. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Но, ни приведи бог, еще не вечер. Поставленная перед художником задача была очень трудной. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. -— И. Г. ), они много смеялись». Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
В итоге: порезы на картине в трех местах, повреждена рама. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Репин дважды подавал прошения об отставке. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
– Любое перемещение полотна может повлечь за собой серьезные последствия. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Быстрый темп работы привел к тому, что им в короткий срок было создано несколько любопытных набросков. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Это вы сами. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Героя могли осудить по статье 318 Уложения о наказаниях за членство в запрещенном кружке (каралось заключением в крепости, ссылкой либо каторгой). — Да это превосходно.
На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. В силу особенностей исторического процесса в России, ее культура в последнюю треть XIX столетия заняла авангардную роль в мировой культуре. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Воспользовавшись тем, что в зале проходил ремонт, мы демонтировали картину и в течение трех месяцев изучали ее в автономном замкнутом пространстве. Не доносчик ли. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Для принятия неотложных мер по спасению картины на место происшествия прибыли главный хранитель, реставраторы, руководство службы безопасности музея, а также сотрудники специализированной фирмы по работе с произведениями искусства. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Публике картина понравилась.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Они словно противопоставлены друг другу. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Он, дескать, счел исторический сюжет убиения сына неправдоподобным. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Глаза ясные и добрые.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Подоспевшая охрана предотвратила дальнейшие действия вандала. В его взгляде осуждение и тревога. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Вещь важнейшая и крайне хрупкая. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Репин считал сам эту картину красивой. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Это лучше всех ваших академических работ. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. И в письмах самого художника и в отзывах его современников она воспринималась как историческая драма, сопоставимая с драмами Шекспира. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Постараемся разобраться в ситуации. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
- Событие пугающее, – утверждает директор. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Бывший арестант. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Ирония иронией, но вопрос в другом – что делать с проблемой вандализма в принципе. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Мне минутами становилось страшно». «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Каждый персонаж переживает что-то своё.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
В сущности, он работает на пиар Третьяковки и, как следствие, на пиар русской живописи и это хорошо. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Рисунок уверенный, лепка твердая. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Вечером в пятницу, перед самым закрытием основной экспозиции Третьяковки что в Лаврушинском, вандал (37-летний приезжий из Воронежа) начал металлической стойкой ограждения бить по известной картине «Иван Грозный и сын его Иван». Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. О чем эта история. Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160.
Все случайное, второстепенное отбрасывалось, основное обобщалось, синтезировалось до тех пор, пока единичный факт не превращался в синтетический образ, несущий в себе большое идейное содержание. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Брифинг – вещь правильная.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Труд — вот что определяет и украшает человека.
В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Вегетарианцем стал и сам Репин. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Америка—Франция—Россия. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Казалось, она спит.
Больничный халат, вышитая рубашка написаны художником схематично, они не подчеркивают болезненность, а призваны служить обрамлением главного – лица, головы, вызывающий поворот которой позволяет думать, что до последнего мгновения жизни этот человек боролся со своим недугом. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Картине нанесены серьезные повреждения: в результате ударов толстое стекло, защищавшее работу от колебаний температурно-влажностного режима, было разбито. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».