Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. Он старается умерить силу ударов своего топора. Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно. В надвинутой на глаза черной шляпе, бросающей глубокую тень на грустное юношеское лицо, облокотившийся на стоящий справа от нас стол локтем левой руки, сцепивший пальцы обеих рук на животе и вызывающе вытянув левую ногу на скамейку, зацепив башмаком край открытой двери, он безраздельно поглощен своим внутренним миром, погружен в зыбкую атмосферу неопределенных настроений, полуосознанных мыслей и оттенков трагических переживаний. Это было так не похоже на художников того времени.
То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом». Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Видение Луки было для Рембрандта новым, заставляющим пересмотреть свои прежние позиции.
"Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. По-видимому, уже не суждено узнать, ускорила ли его конец смерть Титуса в сентябре 1668 года. Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества.
Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос.
В том, что именно сюда, к лучшим печатникам Европы, приезжали мыслители и писатели. Эта Семья – неколебимая постройка. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.
Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Все его становление шло в протестантском окружении, видевшем одним из залогов спасения и правильности отношений с Господом, нажитое богатство и положение в обществе. Всех сковал холод.
Отороченные мехом шляпа и кафтан кажутся восточно-европейскими, но, возможно, это просто очередной экскурс в театрализованную маскарадность. На правой стороне расщелины, на втором плане, неясно выступает из мглы так называемое "видение" – стоящий в угрожающей позе странный баран с пестрой шерстью и ветвистыми рогами. Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий.
Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Тщательность проработки как отдельных героев, так и толпы в целом далека от сухости: как в обрисовке действия обилие подробностей не заслоняет главного, так и в самом перспективном светотеневом решении отдельные мотивы, бесчисленные нюансы штриха, формы и освещенности подчинены общему замыслу и господствующему в гравюре мощному контрасту темного и светлого. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила.
Его родители сначала мечтают, что сын станет юристом и перед ним будет открыт весь мир. И никого не смущали эти прочно вошедшие в быт католические праздники. В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры.
Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица.
Дети бегали по улицам, гремя своими «роммельспотами» — это мог быть горшок, кабаний пузырь, кусок дерева – главное, чтобы шумел погромче. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Другие дети пошли по стопам родителей, а Рембрандт избрал другой путь – художественный и получил образование в Латинской школе. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения.
Действие происходит ночью в темной спальне. По-видимому, это эскизная работа. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Он живет в царстве мечты и радости, вдали от людей и ему не приходит в голову, что его могут порицать.
На протяжении 1640-х гг. Рембрандт нарочно уходит от религиозной темы и представляет зрителю обычную жизнь людей, далекую от будущих мучений, выпавших на долю Иисуса.
Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. То же сверкает в уголках глаз.
Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Он заставляет вспыхивать сверхъестественным светом самое поверхность листа, как бы клокочет под ней страстным волнением. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность.
Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.
Голова, обращенный направо профиль, дана лишь контуром, с косой штриховкой внутри все, что говорит о внутреннем содержании, дано намеком, сдержано, но потому так сильно и душевно. Но он сомневается не в истинах Христа, которые ему чужды, а в правильности своего поведения, поскольку до сих пор не знает, как ему следует держаться в этой непривычной для него ситуации, чтобы начальство его не осудило, но и народ чтобы считал своим.
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Его населяли в основном ткачи.
Барокко. И все-таки то, что отличало Лейден – это пьянящий воздух свободы. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров).
Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Между затененным силуэтом Юноны и ярко освещенным жертвенником стоит жрец в широкой ниспадающей до ног одежде и высоком тюрбане, сжимающий в обеих руках тонкий и высокий посох – все эти предметы есть не что иное, как фантастически преобразованные на восточный лад принадлежности христианского епископа. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им.
Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе.
И опять же семья его поддерживает. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Светом выделены большая часть лица и косынка на плечах матери, раскрытая книга, колыбель и парящие ангелочки. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Рембрандт стал его последним протеже.
Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. Но внешне он совершенно спокоен. С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. Отец ничего не понимает в выбранной сыном профессии.
Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен.
Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках.
Он прикасался к миру чужой и во многом чуждой ему веры. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Сваненбург был в то время местной знаменитостью. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. Этот сюжет часто использовали художники и писатели.
Но внешняя нищета не делает его озлобленным. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. И это не замедлит отразиться в творчестве мастера.
Он решает стать художником.
Заказов становилось все меньше. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Но все, что Спиноза облекал в научную форму философских трактатов, Рембрандт видел и передавал как художник. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция».
Слева от нас, переминаясь с ноги на ногу, словно спотыкаясь после долгой дороги, готова свалиться понурая лошадь. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. В живописи Рембрандта наступает период покоя.
Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф.
Свет Рембрандта, озаряя людей и предметы, позволял ему острее видеть едва уловимые глазом неровности предметов, живой трепет материи, психологические оттенки в выражении лиц. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике.
Своеобразное, ярко выраженное настроение достигается тем, что чиновники смотрят прямо на нас свысока и у зрителя возникает чувство, что его того и гляди подвергнут перекрестному допросу и в чем-нибудь обвинят. Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой.
Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. Кульминацией последовавших осложнений стало убийство мужа Вирсавии, которого Давид отправил на верную смерть. В 1635 – 1640 –х гг. А Рембрандт ищет что-то свое.
Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины.
Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). Разве что сейчас из них вынесли все изображения, а стены побелили известкой. В трактовке Рембрандта все это люди чувства и мысли, а не действия в каждом из них мы чувствуем глубокое внутреннее одиночество.
Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз. Он жил в Италии и перенял у аппенинских художников их свободную живописную манеру и некоторые приемы, но оставить след в истории искусства ему было не суждено. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы.
Измученная болезнью Саския умирает, оставив Рембрандту девятимесячного сына Титуса. А что же случилось с Гертье Диркс.
Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Его интересует не внешнее действие, а внутреннее. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Сейчас уже трудно определить, что его сформировало именно как художника.
Скоро гроза пойдет и здесь. Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником.
Стоит только представить себе, что протягиваешь кому-либо руки для сердечной встречи, как сейчас же почувствуешь, что обе руки простираются вперед подобным же образом. Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей.
Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Простое действие с четырьмя участниками – Христос, два ученика и слуга – развертывается в небольшом, но высоком интерьере на фоне монументальной ниши, высокого углубления в стене с гладкими столбами по бокам, смыкающимися наверху посредством арочного свода. Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Через все творчество Рембрандта пройдет тема «Жизнь Христа».
Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. В этом обилии пространственного свечения, сливающего отдельные предметы в одну слепящую глаза поверхность, мы различаем справа уходящую вдаль дорогу, а слева – горизонтальный залив канала, что позволяет Рембрандту объединить в одну две разновидности пространственной композиции.
Упавшая на колени, вся в черном, Магдалина простирает к нему руки и хочет поцеловать край его одежды, но никак не может коснуться ее. Вот вам диалог неба и земли. Сюжет взят из Нового Завета.
В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Художник прибегает к диагональной композиции.
Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Это прекрасное, серьезное и в то же время по-детски кроткое лицо под гладкими каштановыми волосами, с чуть приподнятыми темными бровями под чистым девственным лбом, с большими темными глазами и тенью страдания в углах дрожащих губ, с мягко круглящимся овалом подбородка, овеяно затаенной печалью, но остается спокойным и ясным. Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век.
И в самом деле, даже для современного зрителя, которого трудно удивить, этот офорт при его первом рассмотрении, сразу становится явлением магической силы. У него внимательный и веселый вид. Господня».
Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. В то время Рембрандту было все интересно. К 1634 году Рембрандт уже написал несколько автопортретов, а предстояло создать много больше.
Насколько правильно и порядочно он поступил с Геертье. Итак, перед нами – Голландия. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика.
Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный.
Он ищет внутренний свет изменяющий личность. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин».
Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. В этом лице – удивительная мягкость и нежность. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях.
Трудно сказать, о чем думал этот усталый человек. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине.
Здесь упор, похоже, делается на успехе. Шонгауэр во второй половине XV века работал в г. Кольмар (Эльзас), где он познакомился с фламандским искусством и путешествуя, с произведениями таких художников как Рогир ван дер Вейден, Дирк Баутс, Гуго ван дер Гус. Картинная галерея.
К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Незначительное происшествие, которое Рембрандт, пришедший посмотреть на мужское тело, чтобы восстановить в памяти его строение, членение, световые оттенки, тем не менее ухватил на ходу, найдя в нем сюжет для этюда, посвященного не сексу и не анатомии, а находящегося на стыке того и другого. Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию.
Здесь видны особенности обоих стилей. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности.
Здесь есть парк аттракционов и место для прогулки. Художник, не задумываясь, ломает влюбленной в него девушке жизнь. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом.
Хендрикье родила Рембрандту дочь Корнелию, стала моделью для многих работ художника, в том числе и для «Святого Семейства», но вот женой не стала никогда. Слово дамба, по-голландски "дамм", вошло в название многих городов Амстердам, Роттердам, а центральная площадь Амстердама до сих пор так и называется – Дамм.
И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Жизнь текла согласно установленному веками укладу.
Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров).
Борода подстрижена характерно, залихватски. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. Возможно, лучший из портретов Рембрандта.
Рембрандт приходит туда в четырнадцать лет. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров.
Религиозный смысл притчи таков: как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаградится радостным прощением. Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Так что это не был брак по расчету. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика. В своем дружеском приветствии Аверкампу он говорил, что живопись должна изображать морозный свет на зимней деревушке.
Католические святые, вышедшие из-под станка для офортов Луки Лейденского, были не понятны молодому протестанту. В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. Всех, кого он любил, все, к чему он стремился. Это сплошные луга, обширные и ровные, тянущиеся до самого горизонта, разрезанные ровными полосками каналов цвета нержавеющей стали, окаймленных низким кустарником. Обе сцены выражают одинаковое любопытство.
Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям. Хотя эта заказная работа начата в 1661 году, она пролежала незаконченной в мастерской Рембрандта до самой его смерти в 1669 году. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге.
Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь".
Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет.
Но юноше учеба показалась неинтересной. Мать наклонилась к нему, чтобы проверить все ли в порядке и не мешает ли младенцу свет, падающий от камина. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Серьезно и печально смотрит она, как будто сквозь зрителя, куда-то вдаль, словно предугадывая уготованную людьми судьбу ее единственного сына. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре.
Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Но их усилия оказались тщетными. «Святое семейство» – полотно, написанное на известный библийский сюжет. Да и в церкви ходили все в те же, что некогда их предки, лейденские католики. Дела шли все хуже. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан.
Взгляд скользит поверх него. Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. Природа этого света таинственна и непонятна. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Кепи сидит несколько набекрень.
Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Впрочем, Сваненбург научил Рембрандта именно мастерству. Три раза принимался молиться Христос, в то время как его ученики – мы различаем их бледные фигурки на первом плане слева – были объяты сном.
Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Совокупление изображено с необходимой точностью.
Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна.
К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Рембрандт усиливает драматизм происходящего: на картине ангел схватил Авраама за кисть и нож падает. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества.
– таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Может, нужно было жениться на Хендрикье. В мастерской на Блумграхт, как уже говорилось, регулярно проходили сеансы, на которых позировали обнаженные натурщики – мужчины и женщины.
Позади к нему склонился очень молодой белокурый ангел, в белой, сияющей, широкой, ниспадающей до земли одежде. Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака.
Одинокий художник сближается с кормилицей мальчика Геертье Диркс. Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году.
Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей.
Почти вся изобразительная поверхность зачернена и тем ярче светится в центре офорта фонарь, который держит в опущенной правой руке первый из входящих слева пастухов.
Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Оно доносит до нас человеческие эмоции. Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы.
Жизнь в этой лейденской семье несколько отличалась от жизни других горожан. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Он просил за них сто гульденов.
Здесь главное – успеваемость, ну а за самую большую провинность может последовать разве что письменное замечание. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Из-под повязки видны его гениталии.
Старец Симеон, повернувшись в профиль лицом направо, опустился на колени, держа в руках малютку Христа, завернутого в тряпье вокруг головки младенца пышет узкое загадочное пламя. Но она словно сосредоточивает общие чувства этих людей, чьи высокие фигуры в левой половине офорта мы скорее угадываем, чем видим.
Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. Примерно через шесть лет он с ней расстанется, выделив небольшое содержание, а после целого ряда ссор отправит ее, взяв на себя все расходы, в исправительный дом за развратное поведение. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха.
Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью. Духовный совет реформированной протестантской церкви, к которой она принадлежала, осуждает ее за «недозволенные отношения». Наконец, очаг на первом плане, в нижнем правом углу разложенные прямо на дощатом полу и пылающие дрова – составляют четвертый источник света, теплыми отблесками освещающий пол. Солнце низко висит перед наступлением ночи. Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой.
Вспомним хотя бы Рене Декарта, который именно в Лейдене, в типографии Яна Мэра издавал свой труд «Рассуждение о методе». Он чувствовался во всем. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу.
расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем.
Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста. А тут Всевышний отнимает у Рембрандта все. Можно проследить бег кисти. В этих острых, почти колющих глазах, внимательный взгляд которых направлен на что-то справа от зрителя и в этих сжатых, язвительных губах, ямочкообразные вытянутые уголки которых таят в себе одновременно нечто сухо саркастическое и пышно чувственное, раскрывается перед нами удивительная индивидуальность человека, одаренного беспощадно сильным умом и богатым эмоциональным восприятием. Архитектура в десятке метров от нас и колодец, лошади и люди строятся и вылепливаются как будто бы сами собою. Законом общества признавалась борьба всех против всех.
Не хочешь оставаться на мельнице – не надо. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием.
Отчасти он находит это в творчестве Луки Лейденского, чьи работы он не мог не видеть. Художник не оставил воспоминаний, вот таким образом нам остается только гадать. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон.
Любовь привела его сюда.
На нем написано лишь равнодушие. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными.
Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Арфа отброшена к зрителю – она лежит вдоль нижнего края офорта лишь во внутренней мелодии, в таинственных голосах, поющих в его душе, находит Давид успокоение. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши.
В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Последний год жизни, когда и создается «Возвращение блудного сына», наполнен бедностью и одиночеством.
Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. По улице ходили шествия с тремя волхвами.
Он станет местом жительства евреев, эмигрировавших из Португалии. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
Утраты следуют одна за другой: сначала умирает Хендрикье, совсем еще молодая и полная сил, потом сын Титус. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Дела Рембрандта шли плохо.
175, 5 x 210, 5 см. Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. Рембрандт как бы полемизирует со своими предшественниками, обычно изображавшими мадонну среди роскоши. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни.
В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). Благодаря идеальному разрешению сложнейшей проблемы освещения, Рембрандт построил почти всю картину на тональных отношениях, то есть плавных переходах одного светоцветового тона в другой, то есть так, как мы бы увидели изображаемый им полутемный интерьер с находящимися там людьми в жизни. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено.
Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему.
Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. Старший сын с удовольствием перенимает семейный бизнес. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.
Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. Картина построена на драматических контрастах: облаченные в простые коричневые одеяния Иисус с учениками, очаровательная пристыженная грешница, книжники и фарисеи в роскошных одеждах. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу).
По обе стороны от Бога сидят, со сложенными за спиной крыльями, бородатые мужчины лет по сорока и это непривычное сочетание бородатых лиц с нежными перистыми крыльями делает сцену еще более странной. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. В силу законов зрительной перспективы поверхность стола выглядит на картине как вытянутая по горизонтали белая трапеция ее коротенькие боковые стороны боковые стороны стола, – если мы их мысленно продолжим вверх, попадут в точку пересечения оси ниши с главной горизонталью картины.
Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Здесь ему не больше пятнадцати лет все преисполненные нежной любовью рембрандтовские портреты сына указывают на приветливый, кроткий нрав мальчика. Вероятно именно в это время Рембрандт начинает чувствовать себя блудным сыном.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. На Богоявление искали лепешку с запеченной в нее горошиной. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Она отдалась ему и зачала.
На лице – улыбка. В ужасе от понимания предстоящих ему мучений и казни, он стремиться закрыть обеими руками свое склонившееся измученное, данное несколькими точными штрихами лицо. Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина.
Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. Картина маленькая. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым.
Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Изображенный по пояс, в профиль, в правом нижнем углу тщедушный старичок Авраам, склонившись перед могучими гостями в раболепной позе, с кувшином вина в левой руке, покорно внимает рассуждениям Господа. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. В 1634 году Рембранд женился на Саскии.
Холст, масло. Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли.
При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». По-видимому, он стоит на пороге смерти. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога.
Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. На лбу – несколько напряженных поперечных складок.
Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. Поток людей кажется бесконечным. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. Это тень ее плеч и головы.
На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта.
Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Картина пронизана радостью жизни – это феерический, сказочный мир. Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары.
Он проводит аукцион, распродает большую часть своих вещей и переселяется в квартал Йордан. Считается, что здесь изображено отстранение Амана от дел или же момент, когда он получает у царя позволение истребить всех иудеев. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. В том, что здесь в согласии жили протестанты и католики.
Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». За те восемь лет, что здесь проживет Рембрандт, квартал сильно изменится. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии.
Вот таким образом Рембрандт оказался далеко впереди по сравнению с реалистами итальянского Возрождения Рафаэлем, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тицианом. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Сначала это вполне процветающий район, где живут ремесленники и нотариусы. Кассель.
Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. Когда он преломил хлеб и подал им, глаза у них открылись и они узнали Иисуса, воскресшего из мертвых, но Он тут же стал невидимым для них. Так, он дважды пишет «Святое семейство».
Ну что ж, это его путь. И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Его образ полон глубокой внутренней значительности.
В действительности, эта точка обзора, вероятно, была одобрена самим заказчиком, так как картина должна была висеть над камином в главном здании гильдии в одном ряду с более ранними групповыми портретами. Вечереет первые планы пространства картины погружены в полумрак и только это колеблющееся слева наверху большое пятно далекого света как будто бы движется по полотну – так капризно оно брошено, легко и свободно.
Кажется, что он читает всю жизнь человека, которого он портретирует и в душе его происходит напряженная борьба света и мглы. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). На его одежде танцуют крошечные пятнышки света и невозможно дать себе отчет, какие из них являются действием внешнего, вторгающегося света, а какие – световыми пятнами, всюду приносимыми отражением с освещенных предметов, то есть рефлексами.
Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов.
И, однако, это не смирение, не безропотная покорность судьбе, это только глубокое понимание жизни, такое, какая она есть. Лицо каждого героя его полотен словно живое. Младенец стал старше. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. «Ночной дозор» – групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока – известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии. Этот бизнес, приносивший хороший доход и уважение, принадлежал семейству пять поколений.
Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет.
И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Все дело было в мельнице, расположенной над Рейном на валу Пеликан. Родители Рембрандта понимают его стремление к знаниям. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил.
Пот, подобно крови, стекает с него на землю. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров).
Дома схватил на лету важный момент юной жизни, когда человечек уже стоит на ногах и начинает ходить. Нидерланды (Голландия). Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Она еще держится прямо, на мгновение ухватившись ища опоры, за тесемку звонка, — полезная находка, позволяющая натурщице долго держать руку в поднятом положении, но мертвенная бледность лица свидетельствует, что конец близок. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Легкими, воздушными прикосновениями написана просвечивающая, словно усыпанная золотыми блестками косынка на плечах матери.
И после того отошел от них на расстояние брошенного камня и, преклонив колени, стал молиться: "Авва Отче. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. Он является смыслом жизни для матери.
Такова сила света снаружи. Освободившись, умерла через год. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки.
Пожилой, одетый в простое платье художник, сжав руки, смотрит на нас, не прося ни о чем, не сетуя ни на что. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. Бог создал море, а голландцы – берега. Удивительна ее судьба.
После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. В нем не только материнское отношение к глубоко спящему справа младенцу любовь, озабоченность, умиленность.
На нем дымится жертва. Она сама стала зимой. Для него художник – это такой же ремесленник. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду.
В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит. В первую очередь речь идет о «Страшном Суде», который в то время был представлен в городской ратуше. Но Рембрандт следует здесь букве Священного Писания, где речь идет об ангелах-мужах, а не о юношах да и с художественной точки зрения, по-видимому, только такие зрелые ангелы могут составить естественную свиту создателя Вселенной и человека в столь неестественной обстановке.
В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. Материальное благосостояние Рембрандта все ухудшается. Откуда взялась его тяга к религиозной живописи.
Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид.
Смерть Рембрандта была очень печальной. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. В высоту изображение еще меньше, так как линия горизонта поднимается лишь до половины привычной высоты, то есть всего лишь на два сантиметра от нижнего края. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. Он ищет эмоциональных порывов, а не движения одежд и драпировок. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Их болезненные лица с выражением бессилия и упрямой надежды обращены к Христу, а одежды освещены таинственным, почти не дающим теней на земле светом.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности.
Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Он несколько младше своих сокурсников, но это не мешает ему участвовать в студенческих пирушках и других безобразиях.
Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова. Этот опыт привел художника к изображению рафинированной перспективы, а также к тщательной передаче деталей, как например, книги на коленях Девы Марии, корзины с виноградом, символом вина евхаристии (то есть крови Иисуса), отрешенной нежности Марии и Иосифа. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта.
Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам.
На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. Мост через канал пуст. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. Даже рисуя портреты, художник пытался не только в лучшем виде изобразить внешний облик, но и большую ставку он делал на содержание души человека, которого изображает. Критики обращают огромное внимание на светотени.