Картина Рафаэля Мадонна Бриджуотер (Madonna Bridgewater) датирована 1507 годом и названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Последняя картина Рафаэля «Преображение», своеобразное завещание художника, стала главным образцом, на который художники-классицисты равнялись на протяжении многих веков. И в станковой живописи Рафаэля неизменной темой остаётся сюжет с мадонной: «Мадонна Альба» (1509), «Мадонна в кресле» (1514-1515), алтарные картины – «Мадонна ди Фолиньо» (1511-1512), «Св. Цецилия» (1514). «три грации» стали первой картиной, где Рафаэль изобразил женскую. Картина Рафаэля Святое семейство с безбородым святым Иосифом (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe) написана около 1506 года и сейчас находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург).
Картина Рафаэля Святое семейство с агнцем (Sacra Famiglia con lagnello) датирована 1507 годом. «обручение девы Марии» – одна из самых известных и почитаемых картин Рафаэля. Картина Рафаэля Святое семейство под пальмой (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом.
В 1504 году Рафаэль создает «Обручение Девы Марии», немногим раньше картину с тем же сюжетом (венчание Марии и Иосифа) написал Перуджино. Картина написана Рафаэлем во Флоренции и по сей день находится в этом городе. В тот же период Рафаэль создает картины Портрет Пьетро Бембо, Святой Георгий и его битва с драконом, Мадонна Конестабиле. План картины Рафаэля явно напоминает две вышеупомянутые работы Перуджино.
Мадонна Темпи – одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи. За год до смерти Рафаэль заканчивает самую известную свою картину, которая заслуженно считается вершиной его творчества – знаменитую Сикстинскую мадонну, которая писалась для церкви святого Сикста в Пьяченце. Последний раз Рафаэль изобразил себя на «Автопортрете с другом» (1518—1520), хотя какому именно другу на картине Рафаэль положил руку на плечо, неизвестно исследователи выдвинули множество малоубедительных версий.
Сейчас картина находися в музее Рафаэля итальянского города Урбино. Картина Рафаэля Святое семейство под дубом (Sacra Famiglia sotto la quercia) датирована 1518 годом, на ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель. Картина Святое семейство Каниджиани (Sacra Famiglia Canigiani) написана Рафаэлем в 1507 году для флорентийца Доменико Каниджиани. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Санти Рафаэль. Картины Рафаэля принесли ему не только славу выдающегося художника, но и большие деньги.
В мастерской отца юный Рафаэль знакомился с основами живописи и как отмечает Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях», «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Картину Рафаэля «Святой Георгий, поражающий дракона» выставляли в паре с его же «Святым Михаилом». Рафаэль создает картину «Положение во гроб» (La deposizione), последнюю работу во Флоренции. Об этой красивой истории любви написал картину французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр, она так и называется «Рафаэль и Форнарина».
Считается, что под влиянием Леонардо в картинах Рафаэля появилась мягкость и идеальная композиция, а от Микеланджело он взял сильную динамику. Некоторые произведения Рафаэля Санти, картины, наброски, эскизы, стали существенно отличаться от работ наставника. Она позировала для портретаФорнаринаи самой знаменитой картины Рафаэля — «Сикстинская Мадонна».
Рафаэль Санти писал не только картины религиозной тематики, живописец известен и как портретист. Прежде чем перейдем к его картинам, предлагаю ознакомится со страницами книги о Рафаэле изданной в 1909 году. Знакомство с Рафаэлем Санти в Риме мы начали в Ватиканской Пинакотеке, где у самого входа находится несколько его картин.
Примечательно, что, когда Рафаэль показал эскиз этой работы папе Юлию, она ему настолько понравилась, что он будучи человеком резким и решительным, приказал сбить с уже расписанной стены фрески другого художника и поместить туда картину Рафаэля.
Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. Творения этой залы отличаются изяществом и величием. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль.
В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Его «Мадонны» передают красоту и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности.
Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. В прославленной картине Рафаэля «Сикстинская мадонна» им создан обаятельный образ женщины, которая идет по облакам навстречу своей участи, зная, что ради счастья людей она должна отдать смерти самого дорогого ее сердцу сына.
Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно.
Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. В перуджинский период художник создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии», знаменующую новый этап в его творчестве. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). В общем каждый выдумывает на свой лад. Он отличается необыкновенным чувством пропорции и остротой визуального восприятия. Серьезно и печально-тревожно смотрит она куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына. Более того, для того, чтобы справляться со всеми заказами он прибегал к услугам помощников, которые работали над декоративной частью картин.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Вслед за ним, он стал много рисовать с натуры, а также более углублённо изучать анатомию, механику движений, различные сложные позы, необычные ракурсы.
Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). Когда овец больше не стало, чудовищу стали отправлять сыновей и дочерей местных граждан. Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации» и «Амур и грации» посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам.
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Больше всего в это время его привлекает образ мадонны с ребенком.
Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским.
В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет.
Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Ещё через 4 года стал работать во Флоренции, а в 1508 его пригласил в Рим сам папа Юлий второй, работать вместе с Микеланджело при дворе. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра.
Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Первые его задания на новом посту были роспись парадных покоев Ватиканского дворца и руководительство над строительством собора святого Петра. На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка). Он даже обвинил художника в плагиате. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Она придаёт движение, грацию и трехмерность даже статическим фигурам.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе.
В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены.
Естественность движений, мягкая пластика форм, плавность певучих линий, красота идеального типа мадонны, ясность и чистота пейзажных фонов способствуют выявлению возвышенной поэтичности образного строя этих композиций. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Алтарь сочетает в себе две сцены, распространенные в иконографии кватроченто: коронацию Богоматери (занимающую верхнюю часть картины) и Дарование Пояса Богородицы святому Фоме (нижняя часть) – эпизод, традиционно связываемый с Успением. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей.
Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.
На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой.
Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год.
Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к.
Художественный язык религии – это образы святых. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима. Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые.
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. На портрете Юлия II папа изображен сидящим в кресле диагонально к плоскости картины и это пространственной разобщение от зрителя добавляет чувство самопоглощение натурщика.
Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. По разным источникам девушка предстает перед нами светлой и чистой, Рафаэль рисует с нее образ Мадонн, но в других источниках говорится, что Маргарита была куртизанкой, которая целенаправленно свела с ума Рафаэля и свела его в могилу. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Однако это никак не сказалось на его творчестве. В картинах с Девой Марией и младенцем Христа он экспериментировал с новыми композиционными формами и фигуральными мотивами. Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада.
Молодой мастер продолжал работать в качестве помощника у Перуджино, пока не переехал во Флоренцию. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Композиция «Распятия» близка к другим панелям на ту же тему исполненным Перуджино – вроде внушительного Алтаря Киджи для Сант-Агостино в Сиене.
Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет).
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. Художник изображая Мадонну, вспоминал всех красавиц, которых он видел в своей жизни. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция).
Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. В 1513-1514 гг. Чтобы умилостивить дракона, город посылал ему по нескольку овец в день. Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св.
Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». Почему. Таким образом, Рафаэль – хотя он пока не желает и, возможно, не может преодолеть влияния Перуджино – показывает в картине «Распятие» свой собственный духовный склад. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо).
Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Так в реальности художник находит черты, которые соответствуют его идеалу, возвышающемуся над случайным и преходящим. Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас» – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного.
данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера).
«Период мадонн» – так называется флорентийский период творчества Санти. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона.
В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Период творчества, посвященный изображению Мадонны, называют флорентийским периодом. Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. «Екатерина Александрийская» ясно свидетельствует о неустанных поисках формы, лежавших в основе образного творчества Рафаэля. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию.
Архангел Рафаил, которому традиционно приписывались способности целителя, считался духом-хранителем молодых и защитником путников. При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. Справа от Богоматери – Св. Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю. Работы того периода отражают его интерес к образу Мадонны с ребенком.
Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Рафаэль Санти был одним из самых светлых и радостных художников эпохи Возрождения. Пейзаж этой картины Рафаэля выписан с особой тщательностью.
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл.
Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. На тот момент Рафаэлю был 31 год.
На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций.
Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров.
Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли.
Во Флоренции он прожил четыре года изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. Работа датируется 1498 годом. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году.
Такое «эллинизированное христианство» имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Рафаэль умер в Риме в Страстную пятницу 6 апреля 1520 года, в день своего рождения, после внезапной трёхдневной болезни. Картины Рафаэля вдохновляют человечество и по сей день.
Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. Вот таким образом в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов.
Главная фигура на полотне, конечно, Мария. В этой зале расположены такие его работы как «Диспут», «Афинская школа» – они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила». В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах.
Биографы и исследователи творчества Рафаэля предполагают, что следующие 5-6 лет он обучался живописи у посредственных урбинских мастеров Эванджелиста ди Пьяндимелето и Тимотео Вити. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Рафаэль расписал фреску с сивиллами и пророками на входной арке часовни Киджи в Санта-Мария-делла-Паче.
Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа. Тема картины могла быть заимствована из стихотворения «Пуника» поэта Силия Италика. А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами.
Он прожил остаток своей жизни здесь. Иероним со львом, его главным признаком. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев).
Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. Такой обаятельный образ женщины создает Рафаэль в известной всему миру картине под названием «Сикстинская мадонна».
Тесные отношения с его родителями упомянутые современниками послужили причиной его мягкого характера. В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. На картине мадонна повернута к зрителю профилем, глаза устремлены на книгу, руки нежно прикасаются к сыну.
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Картины Рафаэля выражают главную идею художника о том, что человек должен быть прекрасен во всем — у него должно быть красивое и сильное тело, всесторонне развитый ум, добрая и отзывчивая душа. Первый учитель – Перуджино. Так началась история Рафаэлевых Станц.
В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией.
Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio).
После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Умер Рафаэль в ее постели. В ней преобладает влияние не Перуджино, а Леонардо да Винчи, который усовершенствовал так называемую «серпантинную» позу – с изгибами тела вокруг его собственных осей. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора.
Каждая Мадонна Рафаэля полна неимоверной прелести. Св. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. На второй, грации вознаграждают его выбор добродетели золотыми яблоками Гесперид. Для колорита этой картины художник использовал так называемую венецианскую палитру, то есть подбирал цвета с точки зрения их цветоносности. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля.
Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. Их мягкие формы и насыщенные линии воплотили самое радостное, доброе и светлое начало всей жизни. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь.
В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). И Рафаэль учится и работает. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну». Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Рафаэль также писал портреты кругу друзей: в дополнение к этому портрету Бальдассаре Кастильоне, портреты Андреа Наваджеро и Агостино Беациано (прибл.
К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
Ему нравилась атмосфераУрбинскогодвора, где под покровительством просвещенной Герцогини ЕлизаветыГонзагасобиралисьфилософы-гуманисты, поэты, художники. Так, счастливый обладатель «Мадонны Грандуке» герцог Тосканский настолько влюбился в купленную почти спустя 300 лет после создания картину, что никогда с ней расставался, даже брал с собой в путешествия. Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино. Изображённые Рафаэлем утончённые чувство юмора и обходительность фактически вернули именно те качества, которые Кастильоне хотел найти в его идеальном придворном. Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому. Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство.
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Мадонна движется и неподвижна. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Совсем иначе он писал своих мадонн. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520.
Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. «Форнарина» (прибл. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения.
Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Копье сломалось, но храбрый рыцарь продолжил битву с драконом мечом.
То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Иоанна обнажёнными, но позже «одел». Именно такие люди изображены на его полотнах.
Рост изобразительной мощи картин Рафаэля после его приезда во Флоренцию хорошо заметен в картинах «Сон рыцаря» и «Три грации». «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Наполовину картина для личного поклонения, наполовину коллекционная работа, «Екатерина Александрийская», вероятно, была написана перед самым отъездом Рафаэля в Рим. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. На первой панели спящий рыцарь Сципион должен выбрать между Венерой (наслаждением) и Минервой (добродетелью).
Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Одна из них одна хранится в коллекции Кука (город Ричмонд), а другая – в Лиссабонской Галерее. На третий день после Успения Богородица явилась Фоме и в утешение передала ему Свой Пояс. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны.
Изысканное моделирование фигуры Екатерины Александрийской, небольшое скручивание ее тела в момент, когда она облокачивается на колесо своего мученичества (на котором шипы с целью смягчить элемент жестокости заменены округлыми шишками) хорошо отражают сбалансированный характер искусства Рафаэля. Оно будто спускается с синеватой глубины небес и окутывает окружающих своим величественным и благородным золотистым сиянием. В этот период Перуджино был одним из самых почитаемых и влиятельных живописцев, работающих в Италии. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым.
Этот камерный портрет действительно необычен. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди.
Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Эту идею олицетворяют фигуры Мудрости, Меры и Силы, ритмически объединенные фигурками маленьких гениев. А после его смерти она боялась умереть».
Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. VI). Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие.
В них явно ощутимо влияние на Рафаэля великих флорентийских мастеров старшего поколения, особенно Леонардо да Винчи, чьё не дошедшее до нас в оригинале полотно «Битва при Ангиари» (1505) дало блестящий пример искусства на военную тематику. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
У ангела слева одно крыло. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем).
Здесь было у кого поучиться. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello). Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая. Святая Дева, как и на многих других картинах Рафаэля, представлена в красных одеждах, символизирующем кровь Христа. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Лица обработаны легкой светотенью и, в результате, они более грациозны, чем у Перуджино.
Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. В этой росписи присутствуют такие творения, как Диспута, Парнас, Афинская школа, среди них более сорока персонажей, ни один из которых не повторяет позу и фигуру другого. То она предстает скромной девушкой с ангельским личиком, оказавшейся в итоге притворщицей и на самом деле являвшейся куртизанкой, охотящейся за богатством Рафаэля. Святой Георгий – один из самых популярных христианских святых и покровитель Англии. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря».
Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем. От ее тревожных глаз невозможно оторваться. Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника.
Он убил его и спас от смерти девушку. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон).
Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта. Но явственна связь этих картин Рафаэля и с фламандской живописью – особенно с Иеронимом Босхом (яркий свет и человекоподобные монстры в сцене «Святого Михаила»). Сикста в Пьяченце. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Картины Рафаэля полны невероятного очарования, нежности и гармонии. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Петра.
Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви.