Таким образом, картина Перова «Проводы покойника» не отличается хорошей прорисовкой пейзажа (он никогда серьёзно не увлекался этим направлением), зато художник умело передал подавленное настроение и грустную атмосферу всех членов семьи изобразив их с опущенными головами и обессилившим телом. В картине «Проводы покойника» Перов изобразил событие, какое, по словам критика В. В. Стасова, «всякий день происходит на тысячу концов России, только никакой прежний живописец этого не видел и не останавливался на этом». Из название понятно, что это обзор картины Василия Перова Проводы покойника.
Картина Проводы покойника – итог глубокого изучения Перовым крестьянской жизни, ставшей отныне главной темой его искусства. Картина «Проводы покойника» была создана первой после возвращения Перова из-за границы. Картина Василия Перова Проводы покойника: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Первая же картина, созданная после возвращения, –«Проводы покойника» (1865) – сразу определила бесспорную роль Перова как лидера нового движения – формирующегося идейного реализма. Первая же картина, созданная после возвращения, -«Проводы покойника» (1865) — сразу определила бесспорную роль Перова как лидера нового движения — формирующегося идейного реализма.
«проводы покойника» — одна из самых волнующих картин Перова. Еще не закончив писать картину Проводы покойника, Перов задумал другую – показать только детей, детей мастеровых, детей московской улицы.
Тощая лошадь, еле перебирая ногами, медленно бредет к погосту, от которого, словно души умерших, отлетают птицы в небесную высь. У входа в кабак Расставание понуро стоят две лошади, запряженные в крестьянские дровни. Велика сила кисти Перова.
Хозяйка дома обливает холодной водой мужа, напившегося до полного бесчувствия. Перов выступил здесь подлинным поэтом скорби, как назвал его художник М. В. Нестеров. Он едва не бросил Училище и не уехал из Москвы, но счастливый случай спас художника.
Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, — у Перова никого. Произведения Перова носят остросатирический обличительный характер. Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, – у Перова никого. Одиноко стоит в центре комнаты сама молодая девушка. Она рассказала, что давно барин писал портрет ее Васи.
От конкретных жизненных наблюдений Перов сумел подняться до глубокого обобщения горькой доли русского крестьянина. Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями. Все персонажи картины объединены единым чувством горя. В первоначальном эскизе к картине художник очень подробно и тщательно запечатлел все, что видел: толпу людей, полицейского, спрашивающего присутствующих, не опознает ли кто неизвестную. (1868). Холодный легкий туман поднимается с реки и сквозь его дымку виден силуэт Московского Кремля.
Эмоциональный и социальный смысл картины точно почувствовал В. В. Небольшие грустные картины Василия Григорьевича Перова, написанные им во второй половине 1860-х годов: «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница», «Последний кабак у заставы», — это лирические новеллы, повествующие о несчастной судьбе бедных людей. Продолжая развивать эту же тему, он завершает картину Сельский крестный ход на Пасхе (1861, ГТГ) – одно из наиболее обличительных и смелых полотен в русской живописи. Ее в упор рассматривают купеческая семья.
Он уговорил мать разрешить ему написать портрет мальчика. После долгих уговоров она согласилась.
Тяжело придется бедной девушке в этой сытой, но бездушной семье. Около крыльца валяется пьяный мужик. Рассматривают гувернантку и любопытные слуги, но отношение к ней уже другое, не хозяйское.
Дети испытывали в те времена голод и холод. Они естественны по композиции, строги и скупы по колориту. Первое её название – «Ученики мастеровые везут воду». В простой домашней обстановке изображен А. Н. Островский (1871, ГТГ).
Увидев образ сына, мать упала на колени и стала молиться. Еще глубже по психологической характеристике портрет Странника (1870, ГТГ). С удивительной тонкостью и особой проникновенностью написаны художником портреты видных деятелей: доктора В. В. Бессонова (1869, ГТГ), поэта А. Н. Майкова (1872, ГТГ), писателей И. С. Тургенева (1872, ГТГ) и В. И. Даля (1872, ГТГ). Такой поворот весьма не свойственен творчеству художника, ведь до возвращения в Москву Василий Перов (1864 год) писал сатирические изобличающие сюжеты.
Однажды у Тверской заставы он увидел усталых пешеходов – старушку с мальчиком. От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра. Картина была написана. Впереди важно стоит с тупым выражением лица хозяин дома и нагло рассматривает товар.
И бедная мать и дети словно замерли. Девочка обняла бедный, наскоро сколоченный гроб. Картина Проводы покойника пользовалась и пользуется большой популярностью. В. Г. Перов родилу него один за ся в Тобольске 23 декабря 1833 года. Такое «самоотвержение, — писал святитель Игнатий Брянчанинов, — основывается на вере во Христа».
«Тройка» считается одной из самых пронзительных социальных картин Перова. Каждая из них раскрывает новую грань образа, помогая живее ощутить изображенное явление. В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа.
В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. После окончания училища в 1862 году Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах», композиция которой была построена на противопоставлении (контрастном сопоставлении) тучного монаха-чревоугодника и хромого слепца инвалида войны, с мальчиком-поводырем. Таков Фомушка-сыч (1868, ГТГ). Мы не видим лица женщины, но ее психологическое состояние «читается» сразу по этим безвольно опущенным плечам, придавленным не только преждевременной смертью мужа, но и тяжелым бременем неизвестности судьбы. Любовь к искусству проявилась у мальчика очень рано.
Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Картина «Тройка» написана в 1866 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В январе 1862 года Перов на средства Академии художеств был отправлен за границу. Он несет перевернутую икону. Ее строгий, скромный костюм контрастирует с безвкусной обстановкой комнаты. Художник повествует о нелёгком труде детей из бедных семей. Жизнь на чужбине тяготила Перова, его тянуло на родину.
Перова привлекают люди с яркой индивидуальностью, богатым внутренним миром. Дата рождения точно неизвестна: 21-23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834) года. Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном губернского прокурора барона Георгия (Григория) Карловича Криденера и уроженки Тобольска А. И. Ивановой. Удачей было для крестьянской семьи отдать ребёнка в город в подмастерье к ремесленнику.
Это прежде всего крестьянские портреты. Он тупо смотрит перед собой, волосы иборода всклокочены. В 1861 году, уже сложившимся мастером бытовой живописи, Перов заканчивает Училище и получает Большую золотую медаль за картину Проповедь в селе (ГТГ), принесшую ему известность. Среди зимнего поля лошадка понуро тянет дровни с дощатым гробом, прикрытым рогожей.
Ему принадлежит ряд рассказов, таких, как Тетушка Марья, Под крестом, На натуре. Он побывал во многих музеях Берлина, Дрездена, Парижа изучал полотна старых мастеров. Из избы вывалила пьяная процессия богомольцев с хоругвями иконами ираспятиями. На темном фоне рельефно выделяется бледное лицо Достоевского.
Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма2. Он почти не показывает нам лица женщины, но зритель чувствует всю мучительность ее страдания. Художник был поражен, насколько мальчик подходил по своему типу для его картины. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе». Спустя несколько лет он практически забыл эту встречу, но вот однажды к нему постучалась нищенка.
Однако жить было не на что и негде молодой художник из-за нужды хотел даже оставить учёбу, но в трудную минуту ему оказал помощь его училищный учитель, Е. Я. Васильев— «строгий даже немного рутинный классик», который поселил Перова у себя и отечески заботился о нём. Стасов: «Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Деревенские похороны». Но все эти детали не нарушают общего целостного впечатления от картины ибо они подчинены этому целому. Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями.
Линия силуэта, прекрасно найденная художником, необычайно выразительна. Их судьба волновала многих русских писателей и поэтов, художников и композиторов прошлого столетия. Спотыкаясь, бредет старик, ослабевший от вина. Перов сам был свидетелем изображенной трагедии. Во многих семьях дети трудились наравне со взрослыми. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе».
Все сюжеты для своих произведений Перов брал из жизни, наблюдая ее со всех сторон. Осторожно спускается по ступенькам пьяный священник, придерживаясь за столб крыльца. Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе. Столпившиеся за его спиной домочадцы каждый по-своему смотрит и оценивает приезжую.
За «Портрет В. В. Безсонова» он был награждён первой премией МОЛХ по заказу П. М. Третьякова написал «Портрет писателя А. Ф. Писемского». В очерке женской фигуры она достигает наибольшей красноречивости, здесь она особенно отчетлива, так как женщина помещена художником на фоне самой светлой части неба.
Но подлинной вершиной портретного творчества является портрет Федора Михайловича Достоевского (1872, ГТГ). Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». Портреты Перова отличаются удивительной простотой искренностью и правдивостью. Пожалуй, одна только бегущая слева собачка не разделяет общего тягостного настроения.
Перов ввел ее в холст для контраста, чтобы еще более подчеркнуть скорбное молчание людей. Он сумел воплотить в художественных образах подлинно народные типы.
В последний путь провожает семья родного человека – мужа, отца, кормильца. В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль. 18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Она не случайно выделена художником из тусклой тональной гаммы интенсивным темным пятном и вот таким образом сразу бросается в глаза. Написано полотно на холсте масляными красками. В русской живописи она одна из самых драматичных. Быть может, он отныне навсегда утратил детскость своих чувств.
Нетвердо ступает по лужам баба с иконой Богоматери. Первая картина, написанная в новом для автора жанровом стиле и сразу же успех у публики. Начинается тихое раннее утро.
Тема города еще сильнее прозвучала в картине Утопленница. Кусок домотканого холста, высунувшийся в щель из-под крышки гроба, веревка, обвязывающая гроб, прикрывающая его рогожа – свидетельство крестьянской бедности тулуп и шапка умершего отца, в которые одет мальчик, напоминают об их прежнем владельце.
Суровые краски зимнего пейзажа усиливают безотрадное впечатление от картины.