На своей картине «Проводы ополчения» Ю. Ракши изображает прощание русского войска, отправляющегося в дальние походы с семьями и близкими им людьми. Картина Проводы покойника – итог глубокого изучения Перовым крестьянской жизни, ставшей отныне главной темой его искусства. Картина «Проводы ополчения» это правая боковая часть триптиха.
Картина «Проводы покойника» была создана первой после возвращения Перова из-за границы. Таким образом, картина Перова «Проводы покойника» не отличается хорошей прорисовкой пейзажа (он никогда серьёзно не увлекался этим направлением), зато художник умело передал подавленное настроение и грустную атмосферу всех членов семьи изобразив их с опущенными головами и обессилившим телом. Сюжет картины «Проводы ополчения» написан художником в сказочном стиле. Правой частью триптиха является картина «Проводы ополчения». Сочинение по картине «Проводы ополчения» педагоги предлагают написать ученикам на уроках русского языка и литературы.
Сочинение по картине «Проводы ополчения» должно содержать описание сюжета полотна, а также образов, присутствующих на нем. Момент начала этого исторического похода московского войска в донские степи и изображён на картине Ракши «Проводы ополчения». Картины Проводы ополчения, Благословение на битву и Предстояние составляют триптих.
Картина Василия Перова Проводы покойника: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Еще не закончив писать картину Проводы покойника, Перов задумал другую – показать только детей, детей мастеровых, детей московской улицы. Но прежде чем писать сочинение по картине «Проводы ополчения», необходимо знать важную информацию о самом полотне и истории создания. Чтобы продолжить писать сочинение по картине Проводы ополчения, надо разобрать сюжет. «проводы ополчения» (сочинение по данной картине ученикам писать очень полезно) – его предсмертный труд, в который он вложил часть своей души.
Наверное, она хочет подарить их своему отцу, как талисман. Только и думаю, как бы скорей увидать её совсем установившейся. В русской живописи она одна из самых драматичных.
В ней подчёркивается «драматическая конфликтность действия», которая заостряет переживания героев и придаёт трактовке сцены героизм и напряжение, свойственные таким картинам Сурикова, как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова»51. Каким будет дальнейший жизненный путь этого молодого парня. На земле сидит женщина, по её одеянию, можно понять, что она не княгиня, не барыня, а обычная крестьянка. Позднее его образ сравнивали с двумя персонажами изображёнными на картинах крестьянского цикла Крамского, — «Полесовщиком»33 и «Созерцателем»40. Савицкий начал работу над картиной «На войну» во второй половине 1870-х годов9.
18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По сравнению с версией 1880 года в окончательном варианте картины Савицкий «опоэтизировал» образ жены солдата изобразил её более стройной и молодой, более нарядно одетой, так что она даже «несколько утратила характерный крестьянский облик». Перов выступил здесь подлинным поэтом скорби, как назвал его художник М. В. Нестеров. Эмоциональный смысл картины подчеркивает мрачный, унылый пейзаж. Рецензенты, среди которых были авторы ряда периодических изданий, отмечали отсутствие у картины композиционной цельности, недостаточную связь между отдельными группами, а также неточности при изображении перспективы. Видимо, он слетел с ее головы, когда она выбегала дабы провести мужчин. Дочь князя, с неуловимой улыбкой на лице, находится у ног мамы. Жена художника, Валерия Ипполитовна, вспоминала, что Савицкий «много возился с перспективой, в особенности смущала его фигура пляшущего солдата, где нога в большом ракурсе»21.
Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе. Художественный критик Владимир Стасов отмечал, что у картины Савицкого слишком серый фон, хотя и признавал, что, «несмотря на многие недостатки и в этой картине было много правды и чувства»14. На переднем стоят люди, провожающие родных.
Савицкий сюжетно выделяет его из общей толпы провожающих. На полотне представлены различные стадии этого события. Сама мысль об этом наводит страх и покрывает тело мурашками. Согласно дневникам государственного секретаря Александра Половцова, 10 июня 1886 года за завтраком художник Алексей Боголюбов рассказал ему, что накануне, представляя Александру III своё полотно «Открытие морского канала», он также показал императору новый вариант картины Савицкого «На войну»2526 (возможно, это был один из эскизов27). Ей очень страшно, возможно, у неё большая семья, где кормильцем является глава семейства. Искусствовед Михаил Сокольников писал, что картина «Проводы на войну» относится к «значительнейшим картинам русской реалистической школы живописи». Общение Перова с учениками, съехавшимися отовсюду, большая и искренняя дружба с И. М. Прянишниковым и И. И. Шишкиным, занятия у педагогов, продолжавших традиции венециановской школы, увлечение произведениями Некрасова, Тургенева, Толстого – все это оказывало огромное влияние на формирование мировоззрения молодого художника.
После долгих уговоров она согласилась. На самом деле, она супруга Дмитрия Донского. Тяжело придется бедной девушке в этой сытой, но бездушной семье. Репину удалось реалистично передать деревенский быт 19 века.
На переднем плане картины автор изображает нескольких женщин. Холст, масло. Ее лица не видно. По мнению искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, к таким произведениям в первую очередь следует отнести картины «Тёмные люди» (1882, ГРМ), «Конокрад» (1883) и «Крючник» (1884)24. По-видимому, находясь под сильным впечатлением от этой критики, Савицкий решил создать новый вариант картины «На войну». Портреты Перова отличаются удивительной простотой искренностью и правдивостью.
Перов сам был свидетелем изображенной трагедии. В последний путь провожает семья родного человека – мужа, отца, кормильца. В настоящее время полотно «На войну» выставлено в зале 31 Михайловского дворца, где также находятся картины «Встреча иконы» Константина Савицкого, «Страдная пора» («Косцы») Григория Мясоедова и другие30. Картина «Проводы на войну» изображает событие, связанное с началом Русско-турецкой войной 1877 – 1878 годов, – отъезд мобилизованных солдат на фронт.
Как бы то ни было, окончательный вариант картины создавался по заказу Александра III. В первую очередь автор обращает внимание на общечеловеческие темы. В 1955 году в Государственной Третьяковской галерее была организована выставка произведений Константина Савицкого, на которой был представлен второй (окончательный) вариант картины из Государственного Русского музея, а также были собраны 13 живописных и 66 графических произведений, связанных с работой художника над этой темой31. Перова привлекают люди с яркой индивидуальностью, богатым внутренним миром.
Одиноко стоит в центре комнаты сама молодая девушка. Ему принадлежит ряд рассказов, таких, как Тетушка Марья, Под крестом, На натуре. Они естественны по композиции, строги и скупы по колориту. А а ведь он – предводитель этого ополчения. В простой домашней обстановке изображен А. Н. Островский (1871, ГТГ).
Критик Владимир Стасов в статье «XVI Передвижная выставка», опубликованной в номере «Новостей и Биржевой газеты» от 6 марта 1888 года, подробно обсуждал картину «На войну», называя её лучшим созданием Константина Савицкого. В его лице, позе и движениях видна сила и уверенность в себе39. Она одета в дорогие одежды, волосы скромно собраны в косу за спиной. Ее лицо полно грусти и скорби. Помимо высказанных замечаний, в процессе работы над новым полотном определённое влияние на Савицкого могли оказать произведения других художников, в первую очередь многофигурное историческое полотно «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова, представленное на выставке передвижников в 1881 году15. Мы можем рассмотреть одежду, быт героев, украшения и другие мелочи.
Её черные волосы распущенны, а лицо выражает ужас от происходящего. Его жена, которую удерживают и успокаивают родные, рвётся к уходящему мужу, она в ужасе от предстоящей разлуки, «её страшный, душераздирающий вопль как бы наполняет картину». Она, должно быть, уже много часов сидит и ждет своего мужа, ждет безропотно, терпеливо, может быть, даже жалеет его.
Первое её название – «Ученики мастеровые везут воду». На полотне деревенские жители прощаются молодым юношей – призывником. Судьба первого варианта картины «На войну», оконченного в 1880 году, долгое время оставалась неизвестной. В. Г. Перов родилу него один за ся в Тобольске 23 декабря 1833 года. Каждая отдельная фигура на картине выражает определенные чувства. У входа в кабак Расставание понуро стоят две лошади, запряженные в крестьянские дровни.
Среди женщин, детей и старцев, провожающих ратоборцев, на первом плане находится княжна. В собрании Полтавского художественного музея хранится фрагмент «Солдаты идущие по дебаркадеру»46. Линия силуэта, прекрасно найденная художником, необычайно выразительна. В мае 1887 года Савицкий сообщал: «Я весь, от пят и до самого чуба на голове, погружён в картину свою. Её лицо выражает задумчивость. Написано полотно на холсте масляными красками. Она не плачет, ведь она мудра и знает, что слезами тут горю не поможешь.
Может быть, Вам уже послали. Ведь она не знает, вернется её муж с этой войны или нет. Известны некоторые написанные в этот период этюды Савицкого, в том числе с изображением персонажей, не вошедших в окончательную версию картины, такие как «Плачущий солдат»23.
По словам Дмитрия Сарабьянова, «сейчас этим людям всё равно, куда их повезут, что заставят делать, с кем придётся воевать на некоторое время они утопили своё горе в вине, но тем горше будет похмелье»39. Он, наверное, понимает, что его отец может и не вернуться из боя. Художнику отлично удалось показать выражение лиц героев картины их состояние. Девочка под впечатлением от происходящего – заслушалась песнопениями. Скорее всего она провожает на этот бой своего мужа. Ещё не только не сдал, но пишу и пишу до одури. Юрий Ракша передает атмосферу того времени. Все сюжеты для своих произведений Перов брал из жизни, наблюдая ее со всех сторон.
Были и положительные отзывы — например, художественный критик Владимир Стасов признавал, что, «несмотря на многие недостатки и в этой картине было много правды и чувства»14. Вот таким образом все полотно буквально наполнено грустью. Главная тема его творчества – судьбы крестьянства. Он сумел воплотить в художественных образах подлинно народные типы. Тех людей сплотило общее горе.
Константин Савицкий начал работу над картиной «На войну» во второй половине 1870-х годов. Она одета в красивые одежды и видно, что она из богатого сословия. Скупые, но необычайно точные линии, которыми охарактеризована женская фигура, не менее сильно, чем стихи Некрасова, рассказывают о тяжкой доле крестьянской вдовы.
(1868). И тогда мальчик останется за старшего и будет оберегать мать и младшего ребенка. Война – это сложное время для народа, когда умирают невинные люди. Тогда начинаешь жить только надеждой, что он вернется живым домой. Эта группа присутствовала и в первом варианте картины (фрагмент «Группа прощающихся», ГРМ), но там она была расположена не в левой, а в правой части полотна.
По словам Бенуа, даже если в техническом отношении лучшие картины Савицкого, включая «На войну», уступают работам Ильи Репина, всё равно они являются «вполне удовлетворительными произведениями, стоящими значительно выше общего уровня школы». При этом на полотне Савицкого эта трагедия «приобретает оптимистическое звучание», поскольку в народных массах изображённых художником, «таятся большие внутренние силы»38. Он показывает людей в трагических, драматических, героических ситуациях.
Нельзя в этой картине не обратить внимание на девушку в желтом платье. Впоследствии эта точка зрения стала общепринятой. Аналогичный образ крестьянина присутствовал и в варианте 1880 года, только там рядом с ним находилась плачущая крестьянка, закрывшая лицо руками и облокотившаяся о край телеги40 (фрагмент «Плачущая крестьянка и крестьянин у телеги», частное собрание11). Появление на выставке полотна Савицкого было встречено рядом критических замечаний.
На перроне стоит офицер, перед которым по стойке «смирно» вытянулись два солдата21. Все это написано на лицах людей на картине. И ем и пью и сплю всё с мыслью о ней». Ее строгий, скромный костюм контрастирует с безвкусной обстановкой комнаты.
Стасов отмечал, что, несмотря на свой «серенький, синеватенький колорит», эта картина является «важной страницей в истории русского искусства». По словам искусствоведа Михаила Сокольникова, фигура крестьянина образует своего рода центр в правой части композиции, а его «исполинский образ дышит такой мощью и силой, так пластически выразителен, что зритель ощущает в нём символ пробуждающегося к сознанию народа и несгибаемой народной воли»41. Художник повествует о нелёгком труде детей из бедных семей. В 1861 году, уже сложившимся мастером бытовой живописи, Перов заканчивает Училище и получает Большую золотую медаль за картину Проповедь в селе (ГТГ), принесшую ему известность. От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра. В Государственном Русском музее находится ещё один фрагмент первоначального варианта картины, «Группа прощающихся» (холст на картоне, масло, 70 56см инв.
Сообща они будут ждать, молиться о своих воинах, надеяться на победу. Произведения Перова носят остросатирический обличительный характер. Продолжая развивать эту же тему, он завершает картину Сельский крестный ход на Пасхе (1861, ГТГ) – одно из наиболее обличительных и смелых полотен в русской живописи. Такой поворот весьма не свойственен творчеству художника, ведь до возвращения в Москву Василий Перов (1864 год) писал сатирические изобличающие сюжеты. Второй, окончательный вариант картины был представлен на 16-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)16, открывшейся 28 февраля (11 марта) 1888 года в Петербурге1117.
Он писал, что бытовой сюжет картины Савицкого изображающей проводы отправляемых на войну призывников, представляет собой «широко, содержательно и типично взятое им явление старой жизни», которому художник придаёт «хоровое, народное, обобщающее значение», вкладывая в него глубокий общественный смысл. Тем не менее критик из «Петербургской газеты» признавал, что «сцены и типы есть превосходные, экспрессии как в движениях, так и в лицах жизненны, правдивы и глубоко прочувствованы»12. Множество этюдов, рисунков с натуры, набросков, акварелей было написано для этой картины как раз в Абрамцеве, хотя мыслями и переживаниями своими по поводу этого произведения своего Репин против обыкновения ни с кем не делился, работал «конспиративным образом, затворившись в мастерской». Картина была закончена в 1879 году. Неслучайно художника называли «Некрасовым в живописи», «печальником горя народного». Ж-20, приобретён в 1956 году у А. В. Гордона)10.
Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа. Художник использует яркие краски, детали хорошо прорисованы. Она провожает его на войну. Возможно, она еще не осознает, куда уходят все эти мужчины. Эта молодая женщина держится за голову.
Первый вариант картины, оконченный в 1880 году, экспонировался на 8-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)1011. В январе 1862 года Перов на средства Академии художеств был отправлен за границу. На Урале именно В. Т. Ни первым обратился к этой традиции.
1941 год» – одна из лучших картин в собрании галереи на тему Великой Отечественной войны. Считается, что Репин был свидетелем этой сцены в усадьбе Абрамцево, которая принадлежала его другу Мамонтову. Картина была написана. На заднем плане солдаты поднимаются по лестнице к вагонам.
В этой сцене чувствуется «сдержанное и целомудренное горе»36. Удачей было для крестьянской семьи отдать ребёнка в город в подмастерье к ремесленнику. Рядом с ней сидит девочка с букетиком полевых цветов.
Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину Савицкого «На войну» «явно неудавшейся вещью», но признавал, что по силе выражения она принадлежит к лучшим произведениям, созданным передвижниками. Образ солдата приобрёл более волевые черты, его отца художник изобразил менее дряхлым, а у его матери теперь видно лицо, которое было скрыто в первом варианте картины. Позднее искусствовед Михаил Сокольников отмечал, что полотно Савицкого «На войну» относится «к значительнейшим картинам русской реалистической школы живописи»6. Он склонил голову, провожая отца на войну. В настоящее время она выставлена в Санкт-Петербурге в Русском музее.
Картина «На войну» находилась в Зимнем дворце, а в 1897 году была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. А рядом с ней стоит мальчик, видимо, её старший сын. Среди зимнего поля лошадка понуро тянет дровни с дощатым гробом, прикрытым рогожей.
Даже после того как картина «На войну» была представлена на 16-й передвижной выставке и получила там хорошие отзывы, Савицкий продолжал свою работу над ней, откладывая её передачу заказчику. Современники особо выделяли этот персонаж Савицкого и называли его «пахарем-атлетом», «могучим батраком» и «чернозёмной силой»40. Главные персонажи этой картины, простые провожающие, которые очень расстроены тем, что их родные уходят в бой, но на их лицах наблюдается надежда, которую они таят у себя в душе, так как верят в то, что злой враг будет обязательно побежден, а это для них очень важный момент. По словам Стасова, «Савицкий не колорист, но у него есть много такого, что всегда заставит забыть тот или другой частный его недостаток»19. Ее в упор рассматривают купеческая семья. Столпившиеся за его спиной домочадцы каждый по-своему смотрит и оценивает приезжую. Художник Иван Крамской объяснял недостатки полотна тем, что незадолго до выставки Савицкий внёс значительные изменения в свою картину и «переделки отразились на её живописной стороне в сторону ухудшения»20.
Повидавшие многое мужики и старики лишь уныло смотрят на происходящее – только они знают, через что придётся пройти уже крепкому, но ещё молодому юноше. Такие события, как проводы, всегда очень насыщены чувствами и эмоциями. Картина представляет из себя сложную, многофигурную и даже разноплановую картину. Дети испытывали в те времена голод и холод.
Таков Фомушка-сыч (1868, ГТГ).
Любовь к искусству проявилась у мальчика очень рано. Первый вариант картины, оконченный в 1880 году, экспонировался на 8-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)1011, открывшейся в Петербурге 6 (18) марта 1880 года. Картина «Тройка» написана в 1866 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
1888. Картина В. Т. Ни «Проводы. Приняв решение изобразить последние минуты перед разлукой, художник получил возможность «показать действующих лиц тогда, когда ярче проявляются все чувства и мысли, обычно скрытые от посторонних взглядов»35.
Автор рецензии, опубликованной в газете «Молва», писал, что если мысленно попробовать «с любой стороны картины отрезать от неё сколько вам угодно или столько же к ней прибавить в том же характере — содержание картины от этого не выиграет и не проиграет». Особое внимание хочется обратить на беременную женщину, дорого одетую. Я думаю, она провожает своего мужа. Но в жизни всё было гораздо страшнее, многие мастеровые так нагружали детей, что они болели и умирали.
По мнению Бенуа, важными преимуществами Савицкого перед другими художниками были объективность и «серьёзное внимание к пейзажу, типам и позам»50. Обе женщины провожают своих мужей. Присутствовавший при этом великий князь Владимир Александрович возмутился: «Какая дерзость представлять государю пьяных солдат. » Возможно, его реакция была продиктована тем, что он знал о недовольстве конференц-секретаря Академии художеств Петра Исеева, которому не нравилось то, что художники доходят до Александра III не через него, а другими путями. Плечом к плечу стоят и знатные люди и простые крестьяне. Она красива, статна, а глаза ее смотрят так глубоко. Только темные волосы и затылок, на котором лежит мощная отцовская рука.
На этот раз картина была встречена более благосклонно: в частности, художник Илья Репин отмечал, что «Савицкого картина На войну очень хорошо вышла»18, а критик Владимир Стасов писал, что она является «важной страницей в истории русского искусства»19. Мальчик, которого она обняла, стоит, опустив голову. 11169, поступил в 1929 году из музея И. С. Остроухова) и «Солдаты, толпящиеся у железнодорожных вагонов» (23, 8 52, 4см инв. Первая картина, написанная в новом для автора жанровом стиле и сразу же успех у публики. По словам Сокольникова, в этой «страшной своим драматизмом» картине Савицкому удалось передать психологию народной массы, смятение посылаемых на войну крестьян, которые «не знают, куда их повезут дальше, с кем и за что, за какие интересы пойдут они воевать».
Впереди важно стоит с тупым выражением лица хозяин дома и нагло рассматривает товар. Во многих семьях дети трудились наравне со взрослыми. Вдоль стены, по улице вверх трое детей везут на салазках огромную обледенелую бочку с водой. Тема города еще сильнее прозвучала в картине Утопленница.
С удивительной тонкостью и особой проникновенностью написаны художником портреты видных деятелей: доктора В. В. Бессонова (1869, ГТГ), поэта А. Н. Майкова (1872, ГТГ), писателей И. С. Тургенева (1872, ГТГ) и В. И. Даля (1872, ГТГ). Вот и на этом полотне мы видим сцену прощания дочери с отцом. Все это придает написанной сцене большую точность и выразительность. Достаётся мне это нелегко»28.
В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль. И быть может именно в стремлении к традиционности самой живописной манеры, показавшейся современникам несколько «архаичной», выразилось желание Репина – и это мастеру удалось.
Каждая из них раскрывает новую грань образа, помогая живее ощутить изображенное явление. Сзади, в глубине, на перрон поднимаются солдаты, уже простившиеся со своими родными, — в последний раз пытаются они поймать взгляды тех, кто приехал их проводить33. Поначалу она экспонировалась в одном зале с полотнами «Запорожцы» Ильи Репина, «Покорение Сибири Ермаком» Василия Сурикова и «Христос и грешница» Василия Поленова там же находились картины художников-академистов — «Оргия» Вильгельма Котарбинского, «Поцелуйный обряд» Константина Маковского и «Грешница» Генриха Семирадского29. Мужчина одет в военную форму.
Два мальчика и девочка выбились из сил, ветер рвет их дырявую одежонку, а они все тянут и тянут свои сани, вот-вот соскользнет бочка с обледенелых саней, но какой-то случайный прохожий удержал бочку сзади и помогает ее везти. И даже домашние животные притихли, как будто что-то понимают. Но подлинной вершиной портретного творчества является портрет Федора Михайловича Достоевского (1872, ГТГ).
При этом императрица Мария Фёдоровна и великая княгиня Елизавета Фёдоровна постарались смягчить перед Боголюбовым «резкость этой выходки» Владимира Александровича25. В Государственной Третьяковской галерее хранятся три фрагмента первоначального варианта картины «На войну» (холст, масло, 1880) — «Группа солдат с гармонистом и скрипачом» (29, 5 29, 7см инв. На темном фоне рельефно выделяется бледное лицо Достоевского.
Жизнь на чужбине тяготила Перова, его тянуло на родину. Но мы видим, что воины настроены решительно, значит, этого не случится. Они красивы подлинно народной красотой. Он будто предчувствовал, что не будет понят.
Маленькие дети не совсем осознают, что происходит, но им тоже передались эмоции взрослых. Завтра тащу своё детище на выставку»6. В процессе работы над картиной Савицкий использовал множество этюдов, которые были написаны им в Динабурге, в Москве, под Петербургом и в других местах20. Он нежно прижимает к себе тело девочки. Само только слово «война» устрашающее, а если еще кто-то из твоих близких принимает в ней участие, то мне кажется это совсем невыносимым.
Крестьянский люд от мала до велика собрался, чтобы проститься с призывником. А рядом, другие призывники, словно олицетворяя широту национальной натуры и неистребимый народный оптимизм, под звуки гармошки лихо отплясывают «русскую». Он побывал во многих музеях Берлина, Дрездена, Парижа изучал полотна старых мастеров. Тьма-тьмущая вопросов, которые перебираешь в голове втихомолку и ответа на них нет»21.
Ж-1420, поступил в 1908 году от К. И. Шишкиной)145. Судя по ее внешности, сразу понимаешь, что это княгиня. Таким образом, картина «Проводы новобранца» превращается в цельный рассказ. На картине до мельчайших подробностей выписаны деревянная изба с сенями, одежда крестьян. Именно в этом «обнажении», по мнению Сокольникова и заключался основной смысл полотна Савицкого6. По всей видимости, показано время войны. Художник был поражен, насколько мальчик подходил по своему типу для его картины. Однажды у Тверской заставы он увидел усталых пешеходов – старушку с мальчиком.
По мнению Сарабьянова, картина «На войну» с её положительным образом народа развивает традиции таких полотен, как «Бурлаки на Волге» Репина и «Ремонтные работы на железной дороге» самого Савицкого. Примечательно, что картина не мрачная, а наполнена светом. В. Т. Ни – одно из «звездных» имен в искусстве Оренбурга 1960-1970-х годов. Второй, окончательный вариант картины был представлен на 16-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)16, открывшейся 28 февраля (11 марта) 1888 года в Петербурге1117. Это известная еще со школьных времен картина В. Г. Перова "Проводы покойника" (1865 г. ). Критики единогласно обвинили картину в «сентиментальности». Мать положила голову на плечо сына, будто не хочет отпускать.
Она с интересом смотрит вдаль. Он писал, что в ней хватает «верных людских типов, правды национальной и психологической», «трагических, раздирательных сцен прощанья, беззаботной удали, солдатского залихватства, женской грации и красоты в простой молодой русской крестьянке», а также отмечал «наивность и простодушие в стариках и детях», наполненность движением и жизнью, «разнообразие волнования бедного люда», «разношёрстность интересов» и способов их выражения49. Рядом с ней упала на землю вторая женщина, она, в отличие от остальных, без платка. В одной из московских частных коллекций (по сведениям на 1955—1957 годы — в собрании К. М. Шишковой) есть ещё один фрагмент — «Плачущая крестьянка и крестьянин у телеги»11. Начинается тихое раннее утро. Перов представил зимнюю, вьюжную улицу, как бы отгороженную от людей, от уличной суеты угрюмой монастырской стеной.
Картина Проводы покойника пользовалась и пользуется большой популярностью. Еще глубже по психологической характеристике портрет Странника (1870, ГТГ). Тем не менее, отдавая должное мастерству художника, автор статьи в «Новом времени» отмечал, что «отдельные группы и лица полны движения, жизни и выразительности и если остановишься на них, то во многих лицах и позах прочтёшь целую драму»1222. Она в отчаянье, ее лицо выражает скорбь, непонимание будущего. Их не худо было бы издать для народа»18.
Рядом с этой женщиной изображена девочка, которая собирает цветы. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов отмечал, что в картине «На войну» главным героем является народ, через трагедию которого «раскрываются противоречия действительности» того времени. Судя по всему, ему многое пришлось повидать на своём веку, вот таким образом он лучше других понимает суть происходящего — вот почему, по описанию Елены Левенфиш, «в его угрюмом взгляде сквозит ненависть, зреющий протест».
Может быть, ему посчастливится вернуться домой или он погибнет на войне. Обозреватель газеты «Новое время» писал, что в произведении Савицкого есть «обильный материал на добрый десяток картин», что явилось причиной того, что «сам художник не мог разобраться в массе отъезжающих и провожающих». 10343, приобретён в 1928 году у Б. С. Петухова), «Группа прощающихся с новобранцем» (48 31см инв. Это прежде всего крестьянские портреты.
Такие события, как проводы всегда эмоциональны и чувствительны. Другие авторы, наоборот, видели в этой сцене «широту русской натуры и неистребимый народный оптимизм»43. Суровые краски зимнего пейзажа усиливают безотрадное впечатление от картины.
– воплотить подлинную крестьянскую жизнь с ее безыскусными чувствами, верностью устоям. Не теряя собственного достоинства, с суровым напряжением сдерживает он свои чувства его лицо выражает «возвышенное благородство, величавость и внутреннюю значительность»38. В статье, посвящённой картине «На войну» и написанной по итогам этой выставки искусствовед Софья Гольдштейн проанализировала упомянутые 13 живописных работ и разделила их на две группы — произведения этюдного характера, отличавшиеся незавершённостью письма и хорошо проработанные многофигурные композиции. Одна из них явно из богатой семьи. Савицкий изображает события времён Русско-турецкой войны 1877—1878 годов2716. На этот раз картина Савицкого была более благосклонно встречена специалистами и критиками.
Другая женщина, одетая совсем не богато, сидит около знатной дамы. Среди убитых горем женщин, мы видим женщину в положении, которая обнимает своего первенца.
Рассматривают гувернантку и любопытные слуги, но отношение к ней уже другое, не хозяйское. В скорбных и прекрасных центральных фигурах – ни намека на слащавость. Призывники и их семьи заполнили станционную платформу Николаевского (Московского) вокзала в Петербурге, куда уже подан паровоз с эшелоном. Крамской так сказал об этом портрете Перова: Портрет этот не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще. Автор статьи в «Петербургской газете» отмечал, что в полотне Савицкого «всё интересно, но интересно в частностях», а в общем «картины нет или лучше сказать, она не сконцентрирована, не связана воедино».
Он едва не бросил Училище и не уехал из Москвы, но счастливый случай спас художника. Действительно, «Проводы новобранца», отличающиеся от других полотен Репина на крестьянскую тему отсутствием прямой критики отрицательных сторон жизни российской деревни, успеха не имели. На плече висит автомат, а за спиной походной рюкзак. В глазах ее надежда, что любимый муж, отец ее детей вернется из сложного боя.