Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Картина Яна ван Эйка Портрет четы Арнольфини – одно из самых обсуждаемых полотен его творческого наследия. Он добавляет множество скрытых смыслов благодаря реалистичному изображению в комнате объектов на картине Портрет четы Арнольфини.
Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей. «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2. Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» считается самым обсуждаемым полотном эпохи раннего Возрождения. Многие шутят по этому поводу о том, что изображен на картине Портрет четы Арнольфини Путин (внешнее сходство с ним у Арнольфини действительно есть).
«портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет. Вернемся теперь к картине Портрет четы Арнольфини, прославившей художника и до сих пор вызывающей споры.
Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8.
Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза. Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке. Важный смысловой элемент картины— зеркало на стене. Впервые художник показал своих современников в обыденной обстановке, раскрывая человеческую индивидуальность без посредников между профанным и сакральным, роль которых в других случаях осуществляют религиозные персонажи75. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате.
Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует».
Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины». Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере. А вот сам Ян ван Эйк, который к 1434 году был уже давно женат и героиня его картины, чей облик напоминает жену художника, могли так подать друг другу руки, поскольку речь на картине идет вовсе не о помолвке. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати.
Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла.
По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина72. Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой. Как утверждает Костер исследователи долгое время находились под влиянием непререкаемого авторитета Панофского, по мнению которого на картине изображён момент бракосочетания. Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством.
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Второй спор – беременна ли барышня на картине али нет. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30.
Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 215. Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной).
Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. Да, художник написал портрет Джованни Арнольфини и его супруги, но он погиб в Испании во время пожара. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus79. Будучи текучим и прозрачным, оно сохнет значительно дольше темперы и позволяет наносить тончайшие новые слои краски на ещё не высохшую поверхность.
Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Наоборот. На женщине платье (т.
1434". ). Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. Сторк совместно с Криминизи показал, что люстра на самом деле выполнена с ошибками в перспективном сокращении и что её можно нарисовать без специальных приспособлений. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника.
Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания». И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.
В то время, когда создавалась картина, в Брюгге проживало не менее пяти представителей этой семьи. Правда и тут не обошлось без загадок. Женщина, тень которой падает на покрытую красным покрывалом кровать, стоящую в глубине комнаты, представляет собой образ идеальной хозяйки и хранительницы домашнего очага. Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат.
С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени78. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой52 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)53 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой.
Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что "портрета Арнольфини и его жены вообще не существует". Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк56. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. На картине изображена супружеская чета – Джованни ди Николао Арнольфини и его жена. На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может.
Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки».
Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Зеркало в городском интерьере было необычным явлением во времена ван Эйка, обычно вместо него использовался полированный металл. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму.
Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете4. Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов.
Он предназначался, в соответствии с отношением к браку и семье, для обозначения плодовитости. Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Высказывалась гипотеза, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной).
На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. В конце работы художник выполнил также и надпись. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»7071. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата.
Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. 1434». ). Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла3536.
Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Некоторые исследователи495051 считают, что художник написал автопортрет с женой, Маргаритой ван Эйк.
А как тщательно они оба одеты, хотя дело как будто бы происходит в их же собственной комнате и ничто не заставляет вас подумать, что они собираются куда-то выйти. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала.
Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Это особенно заметно по одежде.
Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты. У окна лежат апельсины. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину. Любой в обещаниях может стать богатым).
Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. Это Ян ван Эйк.
На раме была надпись из Овидия (лат. ) (Будь осторожен в обещаниях: хоть что плохого в обещаниях. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета.
А мог и сам подарить по дружбе. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина.
Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Но, есть ещё одна преинтереснейшая особенность.
Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Кроме того, установлено, что у Джованни Арнольфини и его жены детей не было, а изображенная на картине женщина явно ждет прибавления семейства. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Выпуклые зеркала были более доступны. Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда.
В конце работы художник выполнил также и надпись. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты— сам художник (фигура в синем)16. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета.
На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. Хотя, кто знает, после картин Босха, мало что может вообще удивить. Джованни ди Николао Арнольфини был итальянским купцом из Лукки, жившим в Брюгге с 1419 года. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666.
Наоборот. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Однако она по-городскому узка. А женщина. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло.
Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета.
Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. morgen – утро). Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник.
Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук59.
Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром.
Джованни ди Николао вступил в брак в 1426 году, его супруга, тринадцатилетняя Констанца Трента, происходила из известной луккской семьи5. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Это особенно заметно по одежде.
Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене13. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта.
В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»7252. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»65, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь6667. Не исключено, что брачный контракт был необходим в случае Арнольфини, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки».
Получилось пространство, наполненное символами. А как тщательно они оба одеты, хотя дело как будто бы происходит в их же собственной комнате и ничто не заставляет вас подумать, что они собираются куда-то выйти. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини.
Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной.
Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.
Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем).
В отличие от темперной живописи, маслом можно наносить тонкие прозрачные слои краски один поверх другого, достигать слитности мазков, получать смягчённые контуры. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.
Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук.
И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев. На женщине платье (т. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений5. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.
Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Реализм подкреплен еще и техникой.
Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка.
Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной).
Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. 1434». ). В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434». Сторк совместно с Криминизи показал, что люстра на самом деле выполнена с ошибками в перспективном сокращении и что её можно нарисовать без специальных приспособлений39.
Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit.
До сих пор вопрос остается открытым. Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»).
Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Это особенно заметно по одежде. То, что это человек не имел отношения к аристократии, было видно по его деревянной обуви. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов) и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 году.
Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485.
Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. В конце работы художник выполнил также и надпись. Взять хотя бы головные уборы.
Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета68. Он наносил новые слои краски на ещё не высохшую поверхность, чтобы достичь игры света и тени, создающей иллюзию трехмерного пространства на картине. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15. Любой в обещаниях может стать богатым).
То, что супруги были из разных слоев общества, не равных между собой, говорит то, как жених держит руку своей невесты в левой, а не в правой руке, как этого требовала традиция. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. «Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой.
Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета.
Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние), необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей.
Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»).
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать.
Цвета костюма женщины — синий и зелёный — в эпоху позднего средневековья символизировали молодость, красоту, верность и влюблённость. На это указывает ряд следующих интереснейших деталей. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя55. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. Далее.
По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Будучи текучим и прозрачным, оно сохнет значительно дольше темперы и позволяет наносить тончайшие новые слои краски на ещё не высохшую поверхность. А женщина. Ян ван Эйк создал своё полотно с почти рефлектирующей поверхностью используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого.
В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Насыщенные сверкающие краски помогли художнику подчеркнуть реализм происходящего и показать богатство и материальное изобилие мира Арнольфини. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. А женщина. Эта картина, согласно сообщению историка, хранилась в коллекции кардинала Оттавиани как работа ван Эйка, в настоящее время она утрачена. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic».
Однако она по-городскому узка. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент37. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал.
Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц). Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»6. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее.
На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)55. Во-первых, подпись указана не скромно в нижнем углу, а на хорошо видном месте между люстрой и зеркалом. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо.
У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35. Картина написана с необыкновенной тщательностью, поражает зрителя тонкостью письма и любовным отношением к каждой детали. Историк искусства предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком.
Края костюма декорировались фестонами— пристрастие к мелким деталям, создающим беспокойную линию, пришло из Германии75. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7.
Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита. в «Гентском алтаре» и, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30.
Содержание картины в целом не вызывает разночтений. На нем великолепная шуба и изысканный головной убор, только туфли сброшены им с ног при входе в дом. Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел. Однако она по-городскому узка. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей.
Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Количество материи, которое надето на этой женщине, также соответствует господствовавшей в то время моде.
Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака — морганатический от слова морген (нем. morgen – утро). По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком.
То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. В зеркале пара главных персонажей отражается со спины, показана также дверь в противоположной стене комнаты и два человека на её пороге— в красном и синем одеяниях. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86.
Если это бракосочетание, то где же тогда священник. При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники. Любой в обещаниях может стать богатым). Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69.
Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета77. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой», однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе82. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии.
Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене.
Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром. На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать его8. Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. Он клянется свое жене в супружеской верности.
Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк». Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73.
На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Это особенно заметно по одежде. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках.
Выпуклые зеркала были более доступны. Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Так кто же все-таки герой картины.
Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини». Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы80. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. Художник впервые изобразил людей в окружающей их повседневной обстановке, без всякой связи с религиозным сюжетом или образами из Священного писания.
Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев74. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы.
Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. Что и говорить, красота – страшная сила. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла.
Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Почти рефлектирующая, эмалевидная поверхность картины — результат использования художником новой техники — живописи маслом. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»74.
Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений. Клапиш-Цубер отмечает, что в то время в Тоскане церемония обручения не требовала присутствия невесты, достаточно было мужчин из её семьи, а помолвка и бракосочетание не имели строго установленного протокола45.
В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка.
Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала81. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины.
Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)8384, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей84. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34.
Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом1. Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки».