Серия картин «Менины» Пикассо, созданная по мотивам величайшего творения Веласкеса, – результат взаимодействия двух гениев, разделенных во времени, но сходных масштабом художественного дарования. Многообразие поднимаемых проблем, которые зритель решает сам для себя, – главное качество, которым обладает картина «Менины» Веласкеса и Пикассо. Картина Пабло Пикассо Менины (По Веласкесу) : описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Портрет инфанты. Чтоименно означает число вариаций Пикассо, тоесть 58 штук, янеберусь решить.
31). Их отчасти удлиненные тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Еслибы он захотел, чтобы мы догадались, тосделалбы так, чтобы мы догадались. Перед нами теперь веселая собачка, даже шавка, а совсем не внушительный охранник-мастиф, как в картине Веласкеса. Если присмотреться, собака уже не кажется столь добродушной, а скорее напоминает волка, а ребёнок и вовсе не такой уж добрый и невинный, он, скорее всего – агрессивный. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции.
Каждый образ картины двойственен, но полон смысла, хоть и скрытого. Он создаёт классически ясные, глубоко человечные образы (Три женщины у источника, 1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк, Мать и дитя, 1922, Художественный музей, Балтимор иллюстрации к Метаморфозам Овидия, офорт, 1931, серия Мастерская скульптора, входящая в Сюиту Воллара, офорт, 1933-34), портреты современников, людей из народа (рисунки – Рыбак, карандаш, 1918 Отдыхающие крестьяне, перо, 1919). Этосвоего рода вызов всем нам, академическим исследователям искусства. «Поднимись, лев Испании», – звучит в подтексте.
В 1953 Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Он решил изобразить всё в другом свете, своими пластическими образами. Что Веласкес и сделал. А король заказал групповой портрет своей семьи, так Веласкес короля с королевой изобразил отражёнными в зеркале, что висит на стене, а впрямую, в комнате находящимися, нарисовал кого угодно, себя, например их рисующего, свой мольберт изображённый с обратной стороны, даже собаку и шута (на самом переднем плане) или слугу какого-то на самом заднем плане, но всё-таки на плане, а не вообще отсутствующими (присутствующими только в виде отражения). Придворе пытаются делать хорошую мину приплохой игре.
«Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов. творчество Пикассо всё сильнее пронизывают отзвуки современных событий. И все же традиционное искусствоведение не совсем ошибается в своих догадках. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Слева – художник, справа – шут и пес.
Карлик веселит девочку-инфанту. – Ну так пошло-поехало: его отец ещё юношей водил в Прадо, к любимой картине Веласкеса Менины, был рад восторгу сына А чем, понимай, сын восторгался (хулиганством), художественно отсталый отец так и не понял Так нате вам, понимай, ныне отсталые: "В мае 1968 года Пикассо передаёт в дар барселонскому музею, носящему его имя, коллекцию своих написанных маслом работ – все они выполнены между августом и октябрём 1957 года серия эта войдёт в историю живописи под названием Менины "придворный шут: фигура карлика Николасито резко очерчена на белом фоне несколькими жирными линиями. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.
На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ (Сидящая купальщица, 1929, Нью-Йорк, Музей современного искусства), орущих (Женщина в кресле, 1929, Париж, музей Пикассо), раздутых до абсурда и бесформенных (Купальщица, рисунок, 1927, частное собрание) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы (Фигуры на берегу моря, 1931, Париж, музей Пикассо). Это, безусловно, мир художественной мастерской, в которой и для которой разыгрывается драма человеческих страстей. Сколько раз об этом писали и говорили. Этонея говорю, этоточка зрения Брайсона, которую я тут просто слегка договариваю доконца. Самое сильное и боеспособное существо в этой картине – это именно мастиф Леон. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее.
По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Франция приРишелье начала большую игру против испанцев, ав правление Людовика Великого игра эта была выиграна. Родился в Малаге 25 октября 1881 года.
А. С. Пушкина Семейство комедиантов, Вашингтон, Национальная галерея). В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Короля с королевой. Мике Баль и Норман Брайсон предложили свое прочтение барселонской картины Пикассо и других вариаций мастера на тему картины Веласкеса «Менины». В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Особенно важны в тот период скульптуры (Беременная женщина, 1950).
Просвечивает почти русский вопрос «что делать. » (но не вопрос «кто виноват. »). На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Творчество Пикассо оказало большое влияние на искусство XX в. Воплотив в себе едва ли не все главные тенденции западноевропейского искусства XX в., оно противоречиво сочетает в себе передовые общественные стремления и глубокие кризисные явления. В эти годы вновь проявляется характерная для творческого метода Пикассо метафоричность (цикл рисунков Человеческая комедия, 1953-54), обращение к постоянным излюбленным темам – цирку, бою быков, античной мифологии, мотивам художника и модели. Существует целая литература, вкоторой вот уже почти сотню лет идут эти споры.
Коллективная монография «Пикассо сегодня» выходит в издательстве «Прогресс-Традиция» в следующем году. Какой же смысл там можно было так близко принять к сердцу. Контакты с сюрреализмом. Но Веласкес попросил картину не уничтожать. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44.
На картине Веласкеса сам художник стоит перед большим холстом. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Картина Бойня (1944-1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства) – последнее трагическое произведение Пикассо. Он периодически испытывал потребность идти на прорыв искать выходы на новый неизведанный уровень, проникать глубже в существо феноменов мира, увидеть мир чище, первозданнее и проникновеннее, окунутся в бездны ирреальности и иррациональности и в их зыбкости намешивать почву для взращивания живой материи.
Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Уже Веласкес не обольщался ренессансной идеей «художник – демиург», богоравный и богоподобный. Поднимись испанский Лев, сбрось с себя дремоту и вялость. 35 – 36). Политика переставала быть священнодействием, онаобретала новые лики иличины.
Самое сильное ибоеспособное существо вэтой картине– этоименно мастиф Леон. В1957году Пикассо написал 58 вариаций натему картины Веласкеса «Менины». Сознательная деформация натуры (Авиньонские девицы, 1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк) приводит Пикассо (вместе с Ж. Браком) к созданию кубизма (Дама с веером, 1909, портрет А. Воллара, 1910, – оба в ГМИИ).
Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. На первый взгляд картина выглядит незавершённой, но это лишь первое впечатление. Картина Веласкеса «Менины» есть своего рода философское рассуждение вкрасках изначально адресованное нетолпе ине ученым согражданам, аодному-единственному зрителю, аименно королю, правителю империи иотцу Маргариты, который повесил эту вещь всвоих приватных покоях идо самой своей смерти в1666году видел ее постоянно. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.
Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неровны по качеству (Мастерская в Каннах, 1956, Париж, музей Пикассо). Карлик напоминает отех временах, обушедших. Художник здесь дает нам знать, чтонеоб этом нам надо вообще думать.
Холст стоял лицом к стене, когда я приехал. Иэто тоже непросто так, асо смыслом. То есть для него она имела абсолютно особый смысл. То есть первый ряд фигур. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. В последние годы жизни Пикассо пишет несколько картин по мотивам работ старых мастеров. В известном смысле верно то, что Пикассо упростил свой прообраз и превратил «Менины» в авангардный карнавал с трюками и выходками.
Присутствующие наверняка улавливали этот скрытый смысл. После эпикурейского изящества 1920-х годов (Танец, Лондон, галерея Тейт) в творчестве Пикассо появляется атмосфера конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить, отчасти, влиянием поэтов-сюрреалистов. Развратника маркиза Эличе уел, что того в женщине только попа интересует (см. От страны откалываются куски, вырастают на горизонте новые опасные вызовы. Стоящий подругую сторону сцены художник способен понимать, чторечь идет осерьезных делах. Ее родители, король и королева изображены отраженными в настенном зеркале.
У королевской четы не было сыновей. Король икоролева превратились вдалекие смутные отражения взеркале. Между августом и декабрём 1957 года Пабло Пикассо написал 58 интерпретаций картины, в настоящее время экспонирующихся в зале Менин музея Пикассо в Барселоне. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Со второй половины 30-х гг. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу.
Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст. Короля скоролевой. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Первые значительные произведения Пикассо создал уже в начале 1900-х гг. С 1904 постоянно жил во Франции. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса.
Франция при Ришелье начала большую игру против испанцев, а в правление Людовика Великого игра эта была выиграна. Мынаслаждаемся насилием надувиденным иникаких угрызений совести. Его автор – доктор искусствоведения, действительный член РАХ, главный научный сотрудник отдела теории искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств и главный редактор журнала «Собранiе» Александр Якимович, специалист по творчеству как Пабло Пикассо, так и Диего Веласкеса. Аименно страницы оновом типе власти идоминации вэпоху «реальной политики».
В середине 10-х гг. Девочке плохо, вокруг копошится гадость и нечисть, она в ловушке, она в аду. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Смеялся над сильными мира сего, пользуясь тем, что живопись же не пользуется словами и поди докажи, что сказал художник, нечто изобразив неожиданно. Гуманистические воззрения Пикассо особенно проявляются в таких его работах, как рисунок Голубь мира (тушь, 1947), ставший символом движения за мир панно Мир и Война (1952, капелла Храм Мира в Валлорисе). Сильные мира сего в Новое время усвоили тип поведения «венценосного шутовства».
А именно, страницы о новом типе власти и доминации в эпоху «реальной политики». Кажется, что реальность искажена в зеркале, которое разбивается. Нам не дано знать, кого именно пишет художник и это его принципиальная позиция. Пока же позволю себе голословно утверждать, что главные герои картины – это сам художник, занятый работой над неведомой картиной, а также двое самых малочиновных, самых низкопоставленных участников сцены – это карлик по имени Николас (Николасито) и пес по кличке Леон. Игордятся своей человечностью.
Сильные мира сего вНовое время усвоили тип поведения «венценосного шутовства». Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Вероятно, речь идет нетолько опридворном этикете, нетолько ошутовской выходке. Пикассо создал более чем 20 тысяч работ. Поднимись испанский Лев, сбрось ссебя дремоту ивялость.
Так говорил Брайсон. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Большое место в его наследии занимают женские портреты.
Международная премия Мира (1950) и Международная Ленинская премия За укрепление мира между народами (1962). Король и королева превратились в далекие смутные отражения в зеркале. И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. Они были не прочь отколоть шутейные номера и повеселить окружающих. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. И гордятся своей человечностью. Карлик из свиты принцессы валяет дурака именно на тот манер, как это делалось прежде при мадридском дворе, как это делали в молодости и король и его верный наперсник и фаворит граф-герцог Оливарес.
«Менины» общепризнанно считаются одной из самых важных и наиболее тщательно изученных картин в истории западного искусства. Художник предупреждает, призывает очнуться, оглянуться, задуматься. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для ее возраста.
В 1930-1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса (Лежащая женщина, 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма (Мужчина с букетом, 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (Пикассо создает их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса – Конструкция, 1931). Это, может и тонко, что мальчик шагает с отсутствующим взглядом – или с блуждающим взглядом, – полностью полагаясь на старика, единственного, кто способен различать в тумане свет. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Мнеприходится пропускать целые звенья моих наблюдений ивыводов поповоду картины Веласкеса.
А потом придумал. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Обе линии – гуманистически-элегическая и иррационально-фантастическая – сталкиваются в серии офортов Минотавромахия (30-е гг. ), воплощающей в символическом образе Минотавра (человека-быка) извечную борьбу светлого, разумного начала с тёмным, слепо инстинктивным серия словно проникнута острым предчувствием той трагедии, в которую вскоре будет повергнут мир. Мне приходится пропускать целые звенья моих наблюдений и выводов по поводу картины Веласкеса. Это сцены из жизни простых людей.
Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Есть идругие смыслы. – говорит малыш Николас, – поднимись, левИспании, звучит вподтексте. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста.
Ихприсутствие виртуально. В настоящее время из-за большого размера, важности и ценности картина не допускается к участию в выставках45. В Испании XVII века художники редко имели высокий социальный статус. Дело еще в том, что картина Веласкеса заключает в себе, как я полагаю, некое послание о судьбах короны и судьбах страны. Его реакция на господствующий в буржуазном мире дух насилия, попрание человеческих прав, боль и страдания людей получает метафорическую окраску, зачастую выражается языком мрачного гротеска, в искажённых, режущих глаз формах (Плачущая женщина, 1937, собрание Пенроз, Лондон).
Дело нетолько втом, чтозапечатлена любимая дочь поздних лет. По словам итальянского мастера барокко Луки Джордано она представляет собой «теологию живописи», а президент Королевской академии художеств сэр Томас Лоуренс назвал её «подлинной философией искусства»2.
Реальная жизнь окончательно превращается в карнавал. Испанец по происхождению. Тоесть первый ряд фигур. Монархическая власть стала призрачной. Осенью 1947 Пикассо начинает работать на фабрике Мадура в Валлорисе увлеченный проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных (Кентавр, 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Когда мы смотрим, мысамим смотрением отрицаем заветы этики иэстетики.
Вотодна изпоследних интерпретаций. Далее, могучий охранник-пес картины Веласкеса, очень существенный персонаж исходной картины «Менины» изменился донеузнаваемости. Главные события и смыслы сосредоточены на первом плане картины. Для понимания образов следует рассматривать их последовательно, в контексте разворачивающегося действа, которое ещё не завершено и представляет собой, по сути, совокупность отдельных картин»30.
По одной из современных оценок, это «высшее достижение Веласкеса— самоосознанная и тщательно выверенная демонстрация пределов живописи возможно, самое глубокое высказывание о её возможностях из когда-либо сделанных»3. Смотреть наэти вещи ипотешно игрустно. Она и прекрасна, но в тоже время испугана и, возможно, даже взгляд её зловещий. Это особенно трудно осознать, когда картина написана в реалистической манере, автор принадлежит к близкой нам европейской культуре, а время написания не так уж отдалено от нас. Бледный ихилый дурачок безнадежно пытается разбудить Леона, «льва».
В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Отображая человеческие страдания, Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Проснись, Леон.
Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. При дворе пытаются делать хорошую мину при плохой игре. Ноединственный настоящий боец вкартине дремлет.
Некоторые из них (Коза, 1950 Обезьяна с малышом, 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1923 года (Женщины, бегущие по берегу, 1922, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Реальная жизнь окончательно превращается вкарнавал. С середины 1900-х гг. Фрагменты будущей картины множатся, растут, завоевывают пространство.
Политика переставала быть священнодействием, она обретала новые лики и личины. Смотрят, чтобы понять. Бедная девочка страдает оттогоже, отчего страдают все те иливсе то, накого илина что пристально смотрят зрители, притом саналитическими намерениями. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса.
творчество Пикассо переживает новый перелом. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это. Шутовство сделалось важной и содержательной составной частью новой реальной политики.
Его герои – это неустанная борьба добра и зла, жизни и смерти. Она вызвала на состязание Афину. Это было понятно всем и каждому, а что и как надо делать – большой вопрос. Взгляд девочки, как впрочем и почти всех находящихся в ателье прикован к королевской чете, сидящей перед картиной.
Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Образы белого цвета олицетворяют невинность, непорочность, добро. Смотрят глазами зверей, убийц и насильников. Нет в нём ярких красок. Синяя Комната Пикассо (1901, Собрание Филипса, Вашингтон) отражает влияние этих художников и одновременно показывает эволюцию творчества Пикассо в голубой период, который назван так, поскольку различные оттенки голубого и синего доминировали в его работах в течение последующих нескольких лет. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха.
Пабло Руис Пикассо (Picasso Pablo) испанский художник и скульптор, с 1904 года проживавший во Франции. Ну жил в эпоху Барокко Веласкес. Голубь изображенный на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже (1949), – наиболее действенное проявление политических убеждений художника. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Художник буквально погряз в собирании необходимых для этого документов. Когда работа над "Менинами" близилась к завершению, король взял у маэстро кисть и нарисовал на его камзоле знак кавалера ордена Сант-Яго: мол, настоящее искусство выше грамот о древности рода. 2. О полотнах ПикассоВ музее Пикассо в Барселоне хранятся не менее известные всему миру 58 вариаций на тему «Менин», написанные Пабло Пикассо в 1957 году и названые «Менины. Портрет инфанты.
Из материалов, посвященных биографии Пабло Пикассо, становлению гения (от ранних работ к кубизму), разным граням его дарования, связям художника с Россией, с предшественниками и с современниками, ко дню рождения главного художника ХХ века (он родился 25 октября 1881 года) TANR публикует исследование вариаций на тему «Менин», жемчужины барселонского Музея Пикассо. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. В «Венере с зеркалом» (ок.
Шедевр Пикассо в отличие от первоисточника монохромный. Его искусство этих лет откликается на социально-исторические кризисы жизни кризисом всего своего состояния идеалов, творческого метода. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Империя дробится, отпадают ее части, мощные враги унижают ее. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин».
Художник предупреждает, призывает очнуться, оглянуться, задуматься. Империя дробится, отпадают ее части, мощные враги унижают ее. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Смотрят глазами зверей, убийц инасильников. А с позиций ХХ века он отчетливее и трагичнее воспринимал акт принесения детства в жертву государственным и иным «взрослым» интересам.
Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Дело еще втом, чтокартина Веласкеса заключает всебе, какя полагаю, некое послание осудьбах короны исудьбах страны. Художник здесь дает нам знать, что не об этом нам надо вообще думать. Мике Баль иНорман Брайсон предложили свое прочтение барселонской картины Пикассо идругих вариаций мастера натему картины Веласкеса «Менины».
Рассматривать, визуально анализировать, углубляться в увиденное и давать ему некие объяснения означает своего рода сублимированное сексуальное домогательство. Когда мы смотрим, мы самим смотрением отрицаем заветы этики и эстетики. Далее, могучий охранник-пес картины Веласкеса, очень существенный персонаж исходной картины «Менины» изменился до неузнаваемости. "Пикассо написал меня таким, каким увидел в кафе. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12.
Во время выставки НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств провел научную конференцию из которой и выросла книга. Резким контрастом по отношению к этим произведениям являются многие работы 20-30-х гг., отмеченные безудержной трансформацией действительности (Танец, 1925, частное собрание), полемической эстетизацией безобразного (Женщина на пляже, 1930, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Здесь есть очевидная числовая символика. Солнечный свет блестит на золотых волосах карлицы, но поворот головы не фокусирует внимание зрителя на её лице. Далее вглубину– хоризрители.
В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Непристойное занятие. в живописных работах он нередко возвращается к античным реминисценциям, часто в гротескной форме интерпретирует картины старых мастеров (Лас Менинас Д. Веласкеса, Расстрел Ф. Гойи), работает как скульптор (Человек с ягнёнком, бронза, 1944, Валлорис), керамист и как график использующий широкий диапазон техник (рисунок, офорт, линогравюра и др. ) и изобразительных средств.
Присутствующие наверняка улавливали этот скрытый смысл. Со второй половины 40-х гг. Это политическая буффонада. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо.
Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения (Портрет художника, в подражание Эль Греко, 1950, частное собрание) и элементы тавромахии (возможно, потому, что Пикассо был страстным поклонником популярного на юге Франции боя быков), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959-1968). Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Надо было назначить наследницей дочь, пусть и маленькую. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.
Картина стала не только неуместной, но даже опасной для девочки. После периода сезаннизма, завершившегося портретом Кловиса Саго (весна 1909, Гамбург, Кунстхалле), Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки, рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам художник считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины (Портрет Канвейлера, 1910, Художественный институт). Пушкина в Москве, а затем в Петербурге, в Эрмитаже прошла большая ретроспектива мастера из собрания Национального музея Пикассо в Париже. Низкое – возвеличивал (шутов), высокое – унижал. Самой сложной проблемой оказалась проблема места художника в этом мире. После войны он находится в первых рядах борцов за мир и демократию. Мы ведь постоянно вглядываемся в картины, рассматриваем их то так, то эдак. Пикассо так объяснял свои многочисленные перерисовки «Менин»: Предположим, что кто-тохочет просто-напросто скопировать Менины.
В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. По замершему в дверях силуэту Ньето, стоящему на разных ступенях лестницы, трудно сказать с определённостью— входит он или выходит из помещения12, хотя, как слуга королевы, он обязан был сопровождать её для открытия и закрытия дверей, так что его приход, вероятнее всего, предвещает окончание сеанса у Веласкаса, на что косвенно может указывать и приготовившаяся к реверансу фрейлина13. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса.
Смотрят искусствоведы. Дело не только в том, что там запечатлена любимая дочь поздних лет. Тема быков возникла в творчестве Пикассо, вероятно, во время его двух поездок в Испанию в 1933 и 1934, причем облекаются они в достаточно литературные формы: образ Минотавра, который то и дело возникает в красивой серии гравюр исполненных в 1935 году (Минотавромахия). Те времена ушли, король уж не тот, Оливарес умер в изгнании. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. По Веласкесу (1957) Завтрак на траве. Саму картину «Менины». Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.
На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Он писал себя встроенным в иерархию реальных взаимоотношений. Бедняжке принцессе тяжело, ее давит, ей что-то угрожает, ей надо посочувствовать. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.
В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». По Мане (1960).
Отстраны откалываются куски, вырастают нагоризонте новые опасные вызовы. Пикассо сохранил композицию картины, но при этом трансформировал каждую деталь. Верный пес– этопреданные подданные, этострана, которая будет биться засвои символы исвою идентичность, тоесть занаследника. «Проснись, Леон. » – говорит малыш Николас. Этополитическая буффонада. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.
Тоесть длянего она имела абсолютно особый смысл. – Как. Наряду с отвлечённо-деструктивными композициями (ассамбляжи), завершающими период кубизма, он создаёт жизненно- выразительные портреты, антимодернистские по своему строю (О. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.
Здесь я нестану ипытаться рассматривать водном небольшом эссе все пятьдесят восемь работ Пикассо натему картины «Менины». Монархическая власть стала призрачной. Под вуалью сонного и чопорного мирка придворной жизни в картине «Менины» зреют парадоксы, безответные вопросы. В 1925 начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Какойже смысл там можно было так близко принять ксердцу. Но единственный настоящий боец в картине дремлет. Картина несёт в себе философский смысл.
Онибыли непрочь отколоть шутейные номера иповеселить окружающих. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо.
- Это не хулиганство, а исполнение королевского заказа. Смотрят, чтобы понять. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. Орудием власти становится пространство потолка – розетки для люстр в картине Веласкеса превращаются в пыточные крюки, расползаются паучьей сеткой, а в варианте от 18 сентября полностью опутывают все пространство картины. Рассматривать, визуально анализировать, углубляться вувиденное идавать ему некие объяснения– означает своего рода сублимированное сексуальное домогательство. Это своего рода вызов всем нам, академическим исследователям искусства.
На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Этот образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период в творчестве Пикассо, но в то же время определяет главную тему картины Герника, самого знаменитого его произведения, которое он пишет через несколько недель после разрушения немецкой авиацией маленького городка басков и которое знаменует начало его политической деятельности (Мадрид, Прадо до 1981 картина находилась в Нью-Йорке, в Музее современного искусства). Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56.
Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Пикассо Пабло (Picasso собственно Руис-и-Пикассо, Ruiz у Picasso) (1881-1973), французский художник. Если бы он захотел, чтобы мы догадались, то сделал бы так, чтобы мы догадались. Затриста лет дотого, в1656году, вмадридской дворцовой мастерской была написана первая исходная картина «Менины». Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.
Никто из критиков не смог дать удовлетворительного объяснения этим странным, дерзким композициям, даже если это были действительно превосходные картины (Менины, 17 августа 1957, Барселона, музей Пикассо). С этого же времени во всей полноте начинает выявляться общественная позиция Пикассо. Намнедано знать, кого именно пишет художник иэто его принципиальная позиция. Такговорил Брайсон. Разглядывание само по себе есть нечто нечистое, гадкое и насильственное.
К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Можно сказать, что художник создаёт идеальные миры, максимально приближенные к реальным. Cлово — менина (фрейлина) имеет португальское происхождение. Работая над полотном "Менины", художник как бы вспоминал весь свой путь придворного портретиста и создавал картину о том, как пишут картину. Мы видим, судя по отражению в зеркале, как король и королева, в напряженных позах позируют художнику, который внимательно всматривается в них, стоя перед мольбертом. Пространственная структура и расположение фигур – таковы, что как зрители мы можем находиться со стороны группы менин (фрейлин) вокруг Инфанты, вглядываясь а королевскую чету Мы можем стоять и напротив, со стороны Филиппа IV и его жены, рaссматривая изящную, как куколку инфанту и склонившихся к ней двух фрейлин. В картине живут еще и карлица-уродка и с ожесточением наступающий на собаку карлик. Но это все второстепенное, главное это серебряное сияние, которое исходит от центральной группы и удивительное ощущение воздушного пространства, заполняющего помещение. Традиционное искусствоведение говорит про «бедную девочку» с бабьим или, если угодно, общечеловеческим сочувствием, а безжалостный Брайсон, заклятый враг всего бабьего и общечеловеческого, действует иначе.
В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи. Весь мир чёрно-белый.
По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Маленькая принцесса (инфанта) Маргарита расположена в центре, в окружении фрейлин. Вот одна из последних интерпретаций.
Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Ивсеже традиционное искусствоведение несовсем ошибается всвоих догадках. 35). Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени.
Она сколько-то времени простояла у него лицом к стене, пока он думал, что делать. Смотреть на эти вещи и потешно и грустно. Слева– художник, справа– шутипес. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34.
Оккупация не ослабила деятельности Пикассо: портреты, скульптуры (Человек с агнцем), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи (Натюрморт с бычьим черепом, 1942, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия). Далее в глубину – хор и зрители. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино.
Она получила повреждения при пожаре, уничтожившем Алькасар в 1734 году и была восстановлена придворным живописцем Хуаном Гарсией де Миранда. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника.
На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Тутопятьже приходится пропускать целые страницы. Этобыло понятно всем икаждому, ачто икак надо делать– большой вопрос. Просвечивает почти русский вопрос «что делать. » (ноне вопрос «кто виноват. ») Носкрытое послание художника принимает, какэто ив других случаях бывало, обличие шутовской интермедии, разыгрываемой карликом-шутом.
Учился у своего отца – X. Руиса, в школах изящных искусств в Ла-Корунье (1894-95), Барселоне (с 1895) и Мадриде (1897-98). Непристойное занятие. Впереди– долгое иобидное историческое омертвение. Бедная девочка страдает от того же, отчего страдают все те или все то, на кого или на что пристально смотрят зрители, притом с аналитическими намерениями.
Каковы же возможные варианты этих взаимоотношений согласно Пикассо. Он анализирует замысловатость композиции, заостряя внимание на сложной системе визуальных отношений между художником, моделями и зрителем. Карлик веселит девочку-инфанту. Смотрят искусствоведы. Вероятно, речь идет не только о придворном этикете, не только о шутовской выходке. Стиль его живописи в этой серии – воплощение духа эксперимента и реформаторства, что является главным содержанием всей жизни мастера. Саму картину «Менины».
Так же и изображённая на полотне фрейлина, которая преподносит стакан. Для этого надо было её как-то возвеличить. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к Метаморфозам Овидия (1930) и Аристофану (1934) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. Пикассо оставался в Париже в период немецкой оккупации с 1940 по 1944 год.
По Курбе (1950, Базель, Художественный музей) Алжирские женщины. Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. Задвадцать лет до«Менин» был написан охотничий портрет восьмилетнего принца Балтасара Карлоса итам тоже рядом сюным инфантом находится мощный пес, верный слуга иохранник. Ограничусь только несколькими пунктами.
Среди них 44 вариации «Менины» (около 1656) Диего Веласкеса. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Архитектурное пространство, несмотря на некоторые двусмысленности, является самым тщательно проработанным во всём творчестве Веласкеса, единственным с изображением потолка. «Труан» шутит и развлекает своих хозяев, он дурачится, но тема дурачества вполне серьезна.
И всё – пользуясь тем, что инфанту-де в центр же поставил, драгоценное дитя (ещё ничем ни перед кем не провинившееся, тихо при этом думая). Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Тут опять же приходится пропускать целые страницы. Мыведь постоянно вглядываемся вкартины, рассматриваем их то так, тоэдак. Современное название "Las Meninas" она получила в девятнадцатом столетии. Подвуалью сонного ичопорного мирка придворной жизни вкартине «Менины» зреют парадоксы, безответные вопросы.
Пикассо отказался от реалистичной манеры письма и использовал технологию «пластических символов», которая является символикой трансформирующегося пространства, открытых локальных цветов и геометрических фигур. По Делакруа (1955) Менины. Каждый воспринимает образы по-своему.
Существует целая литература, в которой вот уже почти сотню лет идут эти споры. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. Там тревога, дискомфорт, скрытая драма. Воточем написана картина Пикассо помотивам Веласкеса. Нарисовал поверх пажа самого себя, рисующего, мол, королевскую чету.
Это и всевидящий ромбовидный глаз и кровавый квадрат в пустоте черного пространства и бесконечная перспектива фальшивых отражений зеркала (в разных вариантах). Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Произведения, созданные в 1945-1955, очень среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо (Радость жизни). После освобождения. Создатель пытается показать бесконечность человеческого восприятия, фантазии. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса.
Тамтревога, дискомфорт, скрытая драма. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Визвестном смысле верно то, чтоПикассо упростил свой прообраз ипревратил «Менины» вавангардный карнавал стрюками ивыходками. Дальше размышлять над бытием Пикассо доверил любителям живописи.
Хохлова, 1917, Музей Пикассо, Париж). Шутовство сделалось важной исодержательной составной частью новой реальной политики. Традиционное искусствоведение говорит про«бедную девочку» сбабьим или, если угодно, общечеловеческим сочувствием, абезжалостный Брайсон, заклятый враг всего бабьего иобщечеловеческого, действует иначе. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51.
Собака может быть как черным колючим волком, так и белым невинным существом. Малютка Принцесса вглубине смотрит нанас большими магическими глазами, находясь между гигантом-художником слева иневеселым политическим карнавалом справа. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Инфанта, напротив, ярко освещена. Покаже позволю себе голословно утверждать, чтоглавные герои картины– этосам художник, занятый работой надневедомой картиной, атакже двое самых малочиновных, самых низкопоставленных участников сцены– этокарлик поимени Николас (Николасито) ипес покличке Леон.
Картины голубого периода (1901-04), написанные в почти монохромной гамме голубых, синих и зелёных тонов и розового периода (1905-06), в колорите которых преобладают тёплые розово-золотистые оттенки, посвященные теме трагического одиночества обездоленных (слепых, нищих, бродяг) и романтической жизни странствующих комедиантов (Старый нищий с мальчиком, 1903, Девочка на шаре, 1905, – обе в ГМИИ). 29). Главные события исмыслы сосредоточены напервом плане картины. В целом картина вызывает неординарное впечатление.
Он становится видным деятелем Народного фронта во Франции, активно участвует в борьбе испанского народа с фашизмом (1936-39). Фигура художника вырастает в исполинскую конструкцию, образуя с холстом почти архитектурное сооружение. Девочке плохо, вокруг копошится гадость инечисть, онавловушке, онаваду. Всё остальное изображено в тёмных тонах. Разглядывание само посебе есть нечто нечистое, гадкое инасильственное.
Картина Веласкеса «Менины» есть своего рода философское рассуждение в красках изначально адресованное не толпе и не ученым согражданам, а одному-единственному зрителю, а именно, королю, правителю империи и отцу Маргариты, который повесил эту вещь в своих приватных покоях и до самой своей смерти в 1666 году видел ее постоянно. Королевская чета для Пикассо вне категорий человечности, это символ власти, безликий и бесстрастный (аналог власти Рима и римского прокуратора). В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Человеконенавистническая сущность фашизма разоблачается Пикассо в серии Мечты и ложь генерала Франко (акватинта, 1937), гневным протестом против фашистского террора является панно Герника (1937, Прадо). Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.
Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Впереди – долгое и обидное историческое омертвение. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа. Финальным образом является зеленый треугольник – символ смерти, в который переходит лицо маленькой девочки, перед этим преобразившееся в белую гипсовую маску. Образ гофмаршала двора переходит от «человека в черном» до растерзанного Христа. Бледный и хилый дурачок безнадежно пытается разбудить Леона, «льва».
И я быпопытался сделать перемещение в моей манере, не особенно заботясьо Веласкесе. заданный автором Злой ШКОЛЬНИК лучший ответ это 1. Картина Веласкеса «Менины»Картина "Менины" всеми признанный шедевр художника.
Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Тот же круг образов, начиная с 1905 года, приобретает у него иную окраску. Пикассо признавался, что он постоянно находился в состоянии «тематического голодания». Кубизм. Художник отошёл от реалистического восприятия действительности.
Я смотрю, пристально смотрю на холст и объясняю себе то, чем я внушил беспокойство моему другу: это спектр моего одиночества, видимый снаружи, мой взгляд растворяется во тьме, которую я не могу пронзить, моя мысль ускользает мысль и взгляд соединяются в пустоте, чтобы потеряться там, потому, что мой взгляд — взгляд близорукого человека и мысль моя не может этого преодолеть" (Википедия). По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. В августовском варианте огромная фигура художника как бы парит над миром картины.
Но через год в королевской семье родился всё же мальчик. В 1950 Пикассо был избран во Всемирный Совет Мира. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции.
«Труан» шутит иразвлекает своих хозяев, ондурачится, нотема дурачества вполне серьезна. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Бедняжке принцессе тяжело, еедавит, ейчто-то угрожает, ейнадо посочувствовать. Мы наслаждаемся насилием над увиденным и никаких угрызений совести. тут). Сколько раз обэтом писали иговорили. Их присутствие виртуально.
Ограничусь только несколькими пунктами. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Вот о чем написана картина Пикассо по мотивам Веласкеса.
Авизави художника, егособрат подворцовой жизни ипо духу, развлекатель публики, который своими кривляниями напоминал осудьбах страны, превратился вчучело сраздутой правой ногой. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Норман Брайсон и Мике Баль ничего особенного не изобрели ибо они не революционеры, а деконструктивисты, а это не одно и то же. Скорее всего историки искусства будут идальше спорить обэтом, неполучая никакого внятного результата. Картина Пикассо наполнена теми же людьми и животными, но в манере Пикассо. – Нарисовать её шикарно.
Карлик напоминает о тех временах, об ушедших. Тевремена ушли, король уж нетот, Оливарес умер визгнании.
Исследователей сдавних пор соблазняет задача: найти скрытые смыслы вотдельных произведениях ициклах Пикассо, втом числе иего послевоенных циклах натемы шедевров истории живописи– отКранаха доДелакруа.