Перед смертью, Мунк завещал свою коллекцию картин столице Норвегии. Самая известная работа Мунка — картина Крик. В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. Правды ради, стоит сказать, что есть у Мунка и откровенно страшные картины, на которые вообще не хочется смотреть.
Впоследствии Мунк всегда говорил, что никогда не стремился к детальному изображению, а переносил на свои картины только то, что выделил его глаз, что по-настоящему было важно. Самое знаменитое полотно, которое написал норвежский художник Эдвард Мунк — «Крик»: история создания картины так же многозначительна, как и ее название. «крик» — самая известная картина норвежского художника Эдварда Мунка. Хотя, у меня создалось впечатление, что смерть все таки не главное в картинах Мунка. Пейзаж отражает спокойное, задумчивое настроение этой картины Мунка.
Известная картина «Крик» написанная художником из Норвегии Эдвардом Мунком, считается одной из самых мистических картин в мире, так как ее сопровождает череда несчастий. Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур. «такое мог написать только сумасшедший» – эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик». В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
В дальнейшем Мунк еще не раз возвращался к той трагической ночи – в течение сорока лет он написал шесть картин изображающих его умирающую сестру Софи. Эдвард Мунк, которому жизнь доставляла мало радости, любил ее такой любовью, что в конце концов хотел слиться воедино со своими картинами, в них продолжить жизнь и существовать. В Музее Мунка представлен один из двух вариантов, созданных маслом, а проданная на аукционе Sothebys в Нью-Йорке картина «Крик» выполнена пастелью. Что это трагические совпадения или злой рок картины, переплетенный с судьбой Эдварда Мунка не известно.
И, словно кричащий на мосту с картины Мунка, стиснула щеки ладонями. Например, картина «Больная девочка», на которой он изобразил свою умирающую сестру Софи Мунк, была раскритикована за незавершённость, небрежность и плохую технику. Самым известным произведением Э. Мунка является картина «Крик».
Мунк написал 4 версии «Крика» и есть версия, что картина эта — плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. Также говорят, что картина —плод психического расстройства Мунка. Герой картины – близкий друг Мунка Яппе Нильсен. Вернувшись в Норвегию после недолгого пребывания во Франции, он начинает работу над циклом картин «Фриз жизни».
Картины Мунка постепенно стали выставлять. Но картина «Крик», являясь самым известным полотном художника, всё-таки не может исчерпывающим образом характеризовать творчество Э. Мунка. «крик»— картина норвежского художника Эдварда Мунка, прочно вошедшая в современную культуру как графический символ охуения, фрустрации и прочих положительных переживаний. «крик» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. В этот же период, Мунк создает одну из своих известнейших картин «Больная девочка».
Крик Мунка повлиял не только на художников ХХ века, но и цитировался в поп-культуре: самая очевидная аллюзия на картину – знаменитая маска из одноименного голливудского фильма ужасов. Картину Эдварда Мунка «Крик» считают одним из самых узнаваемых в мировой живописи полотном и даже называют канонической, как «Подсолнухи» Ван Гога или «Черный квадрат» Малевича. Герой картины — это близкий друг Мунка Яппе Нильсен, на момент написания картины вовлеченный в несчастливый роман с Одой Крог, супругой влиятельного художника Кристиана Крога. Самая известная картина Мунка «Крик».
Ладони, прижатые к ушам, — повторяющийся мотив на картинах Мунка.
Помимо «Крика», в неё вошли такие картины, как «Голос», «Поцелуй» и «Ревность», «документировавшие» рождение, расцвет и гибель любви и приходящее следом отчаяние. Затем в 1885 году он посещает Париж и знакомится с импрессионизмом, неоимпрессионизмом и символизмом, а также модерном. Первой из них стала картина «Отчаяние» (поначалу известная как «Настроение на закате»), выполненная в относительно реалистической манере и больше напоминающая набросок: похожий на самого Мунка человек в шляпе с низкой тульей стоит у перил моста на фоне кровавого неба, двое других мужчин в цилиндрах удаляются прочь. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону.
64, 5 54 см. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности.
Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа.
Наконец, в 1893 году он пишет новый вариант картины, который в конце концов и войдёт в историю под названием «Крик»: относительно реалистическое изображение человека сменяет искажённая, бесполая фигура, напоминающая скелет. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы».
Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Работа Крик — это часть живописного цикла Фриз жизни, посвященного извечным темам: любви и смерти. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Сам Мунк дал ей немецкоязычное название «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). В низу полотна тёмная полоса, похожая на поваленное бревно но в нижнем левом углу эта полоса переходит в более светлую вертикальную полосу, похожую на столб дыма. Картина наполнена мрачным настроением.
Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Здесь Эдвард Мунк отходит от абстрактной и сумрачной атмосферы, присущей циклу «Фриз жизни», в пользу более резкого стиля, ярких красок и обыденных сюжетов.
Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Кто мы. По замыслу Мунка, полотно должно было отражать главные циклы жизни женщины: зачатие ребенка, произведение потомства и смерть. Все это время в атмосфере висел покрывалом вулканический пепел.
Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с открытым ртом и прижатыми к щекам руками, также поразила воображение Поля Гогена (он сделал с неё серию набросков) предполагается, что она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины «Откуда мы пришли. Биограф Мунка Атле Нэсс осторожно предполагает, что окончательный выбор названия был подсказан стихотворением Вильгельма Крага «Крик», а также его стихотворным комментарием к «Настроению на закате», в котором он (независимо от Мунка) написал об «ужасном крике, разносящемся над забытым Богом миром». Фигуры уверенно удаляются вдаль по мосту, не чувствуя отчаяния и ужаса. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала.
Кто мы. Мунк экспериментировал со множеством разных тем, палитр и стилей рисования. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.
В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина.
Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Биограф Мунка Атле Нэсс осторожно предполагает, что окончательный выбор названия был подсказан стихотворением «Крик», а также его стихотворным комментарием к «Настроению на закате», в котором он (независимо от Мунка) написал об «ужасном крике, разносящемся над забытым Богом миром». Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир.
Поиски заняли целых два года. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями.
Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». В 1884 г. он совершенствовался в Модуме у Фритса Таулова – пейзажиста, одного из наиболее интересных художников-импрессионистов в Норвегии, который давал уроки живописи на открытом воздухе. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Сам Мунк дал ей немецкоязычное название «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». В ящике для дров – мешки с сухарями, на столе кисти, банки из-под консервов, заржавевшие гвозди.
Пластический язык обретает исключительную силу. По форме великолепный. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Человеческая фигура (мужчина.
Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Однако в творчестве этого художника есть еще множество не менее символичных и достойных внимания произведений. В кружке он держался особняком, однако внешне был привлекателен и пользовался успехом среди женщин. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин.
Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея.
Энди Уорхол выполнил серию принтов-копий «Крика» в нескольких цветах. Давайте все же рассмотрим подробное описание картины «Крик». «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине.
Впервые «Крик» (тогда ещё под названием «Отчаяние») был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года. Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Получается лучшая гармония красок. Созревание — сложный процесс, переход от детства к зрелости.
"Я шел по дороге с друзьями. Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886). Художник очень сильный. Проект остался нереализованным. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»).
В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе.
«Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Психолог исключительный. Мунк отказался от перспективы и светотеневой моделировки, композицией и отсутствием формы картина отдалённо напоминала икону. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.
Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». В первый раз она, как и предыдущие варианты, выставлялась под названием «Отчаяние», но позднее вошла в историю под названием «Крик»6.
И изображенная на картине, она предрекает девочке зловещее будущее. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство.
Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Рядом с ней – мать. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Там многие художники писали свои картины.
Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Ему предшествовали полотна «Отчаяние», «Тревога» и «Меланхолия», в которых он пытался найти идеальный образ, который передаст то ощущение ужаса, то эмоциональное напряжение и тот самый кровавый закат. Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни». Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту.
После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения.
Мы видим, чтона картине небеса окрашены в ярко-алый цвет, который так впечатлил Мунка. Не случайно в процессе работы над полотном он отказывается от мрачных смысловых атрибутов, хотя и они трактованы неоднозначно: череп животного буйно прорастает листвой, погребенное в земле тело, как щупальцами, объято корнями дерева. В 1978 году искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное, бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 году. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Помимо «Крика», в неё вошли такие картины, как «», «Поцелуй» и «Ревность», «документировавшие» рождение, расцвет и гибель любви и приходящее следом отчаяние. Назвать его счастливым вряд ли получится.
Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов.
Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». В другом варианте центральная фигура напоминает главного героя картины «Меланхолия»: опущенная голова, очерченные тёмными кругами глаза. Существует поверье, что все версии "Крика" прокляты. Один из друзей художника, Адольф Поль, так описывал свои впечатления от этой работы: «На краю кровати сидит обнаженная девочка. «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — так Мунк описывает момент, когда он ощутил потребность выразить охватившие его чувства.
В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Но всё это не так страшно как кажется. Знаменитая маска из фильма «Крик» была вдохновлена картиной с тем же названием. Русская литература в то время завоевала огромный авторитет и потому не удивительно, что в 1883 году на норвежский язык перевели роман Ф. М.
Ему показалось в тот миг, что бесконечный крик отчаяния пронзил его и окружающую природу. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Крайняя замкнутость, не всегда адекватное отношение к окружающим, признаки инфантилизма заставляют предполагать наличие специфических изменений личности, свойственных эндогенному заболеванию. носят пейзажный характер.
Хотя исследовательница избегает однозначных заявлений на этот счёт, она, тем не менее, замечает: «Говорили, что крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы»8. Достоевского «Преступление и наказание». Ведь первоначальное название на немецком, которое дал Мунк своей работе, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). Исследователи пишут, что это явление было замечено многими и отмечалось в норвежских газетах9.
В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). На полотне «Созревание» Мунку удалось объединить сексуальность и страх. Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но большую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру. Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями.
Писатель-фантаст Александр Грин видел на какой-то выставке картину, написанную в подражание Мунку. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника.
Национальная галерея (Осло, Норвегия)На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Кроме того, эффект кровавого неба, что наблюдал художник, мог быть следствием извержения вулкана Кракатау. Этот служащий начал страдать невыносимыми мигренями, которые довели несчастного до самоубийства.
Здесь он проживёт остаток жизни. Служащий угодил в жуткую автомобильную аварию.
Впечатление зафиксировано не по горячим следам. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается.
С точки зрения как критиков, так и офтальмологов, в них очевиден страх художника окончательно потерять зрение. Создана картина в Берлине. Мунк упорно учился. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Куда мы идём. ».
Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Холст, масло. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Скорбь, которая ощущается в фигурах и лицах, становится здесь символом безысходной трагедии.
Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца. Картон, масло, темпера, пастель. Так человек прикрывает уши, дабы не слышать сильного шума, рвущего душевное спокойствие. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве.
«Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Сумрачный лесной пейзаж. Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека.
Он очень любил обнаженную натуру, часто писал женщин с красивым телом, но отвратительными грубыми лицами. Биограф Мунка Атле Нэсс осторожно предполагает, что окончательный выбор названия был подсказан стихотворением Вильгельма Крага «Крик», а также его стихотворным комментарием к «Настроению на закате», в котором он (независимо от Мунка) написал об «ужасном крике, разносящемся над забытым Богом миром»7. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки.
Однажды служащий музея в Осло случайно уронил полотно. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве.
В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое.
После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Вскоре семья переселилась в столицу. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Обе эти картины вызывают некоторое замешательство.
Живое побеждает смерть. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. 1 Лицо. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление.
Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Она называлась «Дорога никуда». Что за чертовщину они там плетут. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Через портрет он всегда исследовал душу человека.
Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Мощнейший взрыв, сила которого многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. 119, 5 118, 5 см. Существо зажимает голову длиннопалыми ладонями и безмолвно вопит.
В них запечатлен духовный путь мастера. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. «Я почувствовал крик Природы»). Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма.
В первый раз она, как и предыдущие варианты, выставлялась под названием «Отчаяние», но позднее вошла в историю под названием «Крик». Они же потом наполнят и картины художника. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника.
В 1921-1922 гг. Фигура мужчины – в самом углу картины.
Он называл это «лошадиным лечением». Внешний вид представителей инопланетной расы Тишина (Silence) из культового сериала «Доктор Кто» также была навеяна персонажем с картины Мунка. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». На полотне изображено существо, которое сложно с уверенностью назвать человеком, так же сложно точно сказать, к какому полу это существо принадлежит.
Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. 7 Дорога.
Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Преувеличение по существу преображает реальный облик людей до степени причудливого ирреального, наделяя их мрачной символикой.
В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Страшно за детей и подростков.
Его заслугой является превращение гравюры в самостоятельную область национальной художественной культуры. Следующая смерть переживалась четырнадцатилетним подростком даже более глубоко. Эти сверхценные идеи, граничащие с бредовыми расстройствами, отличались изменчивостью, некоторые из них имели возрастную окраску.
В литературе высказываются разные версии относительно обстоятельств создания «Крика». Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Главным становится передача состояния, психологии, а не события.
Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Рядом расположена психическая больница, откуда часто доносились душераздирающие крики. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Наконец, в 1893 году он пишет новый вариант картины, который в конце концов и войдёт в историю под названием «Крик»: относительно реалистическое изображение человека сменяет искажённая, бесполая фигура, напоминающая скелет5. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы».
Проклятие настигло жертву спустя неделю. В сущности его картины 80-х гг. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу». Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения.
Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Он завершал собой небольшую серию картин под названием «Любовь» («Die Liebe») — предшественницу более масштабного, но развивающего ту же тематику «Фриза жизни». Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь». Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти.
Картина «Крик» демонстрирует тот красный жуткий оттенок неба, который был характерен для Европы с ноября 1883 года и по февраль 1884. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия». Другому представителю поп-арта, Эрро, принадлежат два коллажа, пародийно переиначивающих работу Мунка («Второй крик», 1967 и «Дин-дон», 1979).
Впервые «Крик» (тогда ещё под названием «Отчаяние») был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года6. Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему». Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик». Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать).
Его портреты превосходно отражали характер человека. Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть. В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену. Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света.
Уходящая за горизонт дорога как «путешествие в смерть» — один из навязчивых мотивов в творчестве художника. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. О необыкновенном явлении существуют сотни свидетельств в прессе и дневниках. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).
Но надо думать о морали. В другом варианте центральная фигура напоминает главного героя картины «Меланхолия»: опущенная голова, очерченные тёмными кругами глаза3. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. В течение 1909-1916 гг.
Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). В верхние слои атмосферы были выброшены огромные массы вулканического пепла. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Репродукция картины использовалась для обложки книги Артура Янова «Первичный крик», в дизайне альбомов групп (Morgen, 1969), Red Lorry Yellow Lorry (This Today EP, 1984), (La cassette noire, 1982) и других. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться».
Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве.
Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Этот цинизм. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения.
Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг.
Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Что касается реальной дороги по краю холма Экеберг, то дальше по ней находились главная городская скотобойня и психиатрическая клиника, в которой в период работы Мунка над «Криком» лечилась его младшая сестра Лаура. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года».
Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Снятие нескольких наиболее обнаженных гравюр делу не поможет.
Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. ориентация норвежского искусства меняется. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине.
Многие его живописные произведения были переведены им в офорт и литографию, которыми он овладел в совершенстве. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Уже в середине 80-х гг.
Картина «Крик» не пощадила и другого бедолагу, что не удержал её в руках. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Их спокойствие неспособно поколебать даже жуткое небо, словно горящее в кровавом пожаре. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают. ».
Он завершал собой небольшую серию картин под названием «Любовь» («Die Liebe») — предшественницу более масштабного, но развивающего ту же тематику «Фриза жизни». В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Портреты художника – исследование человеческой души.
Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890). Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Это были первые опыты художника. Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо.
Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Вдруг небо стало кроваво-красным. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Холст, масло.
Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания. Один из главных героев манги и аниме Another, Юуя Мотидзуки, является большим поклонником Мунка и вдохновляется «Криком» для написания собственной картины. В этом позднем и, пожалуй, самом мажорном произведении Мунка, наполненном солнцем и светом, художник воплотил свою любовь к жизни, восхищение красотой и гармонией природы.
На первом варианте небо написано в багряных тонах. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. В первый раз она, как и предыдущие варианты, выставлялась под названием «Отчаяние», но позднее вошла в историю под названием «Крик».
Небо стало кроваво-красным. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Картина становится символом вечного возрождения жизни.
Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Очевидно, художник долго не мог найти подходящий образ, способный выразить охвативший его тогда ужас. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка.
Лицо человека – застывшая безликая маска. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине.
Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с открытым ртом и прижатыми к щекам руками, также поразила воображение Поля Гогена (он сделал с неё серию набросков)10 предполагается, что она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины «Откуда мы пришли. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы.
Мунк подробно описывает чувство почти смертельной усталости, обуявшей его. Эдвард Мунк «Крик» (1893). Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу.
Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Ко второй половине XX века «Крик» стал поистине «иконическим» образом и с тех пор неоднократно переосмыслялся и пародировался. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Искусствоведы и биографы Мунка, тем не менее, призывают относиться к таким данным с осторожностью, так как неизвестно в точности, когда именно состоялся записанный в Ницце эпизод, к тому же творчество Мунка тяготеет к экспрессионистской, а не реалистической манере.
Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Этот образ много раз использовался в рекламе, комиксах, теле- и мультсериалах и кино.
Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. В него вошло около трехсот листов. Отсюда собственно и самое первое название холста: «Крик природы». Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге.
За время пребывания в лечебнице художник пристрастился к фотографии и сделал много автопортретов на камеру Kodak Bulls Eye. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.
Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Убивает разум человека. Наконец, в 1893 году он пишет новый вариант картины, который в конце концов и войдёт в историю под названием «Крик»: относительно реалистическое изображение человека сменяет искажённая, бесполая фигура, напоминающая скелет. Меня охватила тоска.
Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми». Все это создало картинам недобрую славу. Садилось солнце. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Надо понимать устроителям, что это оставляет в человеке сексуальный след на всю жизнь.
Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ.
Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Другие верят, что Мунк предвидел все катастрофы и потрясения, которые ждут человечество в XX веке и изобразил ужас перед будущим и в то же время невозможность его преодоления. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях.
С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Как и многие другие полотна, Мунк воссоздавал Крик в течение нескольких лет, написав первую версию картины в 1893 году, а последнюю – в 1910-м. Но больше всего его раздражали пальцы.
Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой». Сам Мунк, объясняя замысел картины, признался, что изобразил "крик природы". В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. От чахотки угасла его сестра. Он издает вопль.
В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Тем не менее стиль живописца, менявшийся в течение жизни, но не потерявший самобытности, зрелости, особого художественного видения мира, свидетельствует о таланте живописца, его особой приверженности избранному им виду искусства. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет.
Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда и его недавно умершего отца и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна. Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы. Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г. Мунк создал 4 версии «Крика» используя различные техники, в том числе маслом. На картине Эдварда Мунка «Созревание», написанной в 1894 году изображена обнаженная девочка-подросток, сидящая на незастеленной кровати в углу комнаты.
Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Помимо «Крика», в неё вошли такие картины, как «Голос», «Поцелуй» и «Ревность», «документировавшие» рождение, расцвет и гибель любви и приходящее следом отчаяние6. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали.
Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. В архиве Мунка есть запись художника, что в первых картинах из цикла «Фриз жизни», в число которых входит созданный в 1893-м «Крик», отразились его воспоминания 1884 года. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита.
Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Грин позаимствовал наименование для своего романа. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.
Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни.
Работа над ней продолжалась в 1927-1933 гг., в это же время Мунк включается в конкурс на декоративное убранство столичной ратуши. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
Его картина «Крик» изображает отчаянный вопль охваченного ужасом человека, усиливаемый кровавым закатным пейзажем – именно эта работа стала одной из самых узнаваемых не только в творчестве Мунка, но и вообще в мире. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Гримаса крика искажает лицо персонажа, на котором отражаются боль и мука. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение.
Окружающее пространство: небо, река – также будто извиваются и скручиваются. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения.
«Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Меня охватила тоска. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше.
Свой отпечаток наложит также душевное расстройство – маниакально-депрессивный психоз. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Графика Мунка поражает разнообразием техники. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские.
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». В 1893 году он написал первый вариант «Крика».
Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. В литературе высказываются разные версии относительно обстоятельств создания «Крика». «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.
Женщина изображенная на картине рядом с девушкой – тетя художника Карен Бьельстад, которая заботилась о детях своей сестры после ее смерти. Только вот никто не реагирует на его крик. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль.
Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Мунк также верил, что когда-то лун было две. Холст, масло. Страшно то, что он, не найдя выхода, утверждает безысходность. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка.
На его фоне изображены мужчина и женщина. Самая известная из его картин – "Крик" – была выполнена в четырех вариантах. 91 73, 5 см. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Первой из них стала картина «Отчаяние» (поначалу известная как «Настроение на закате»), выполненная в относительно реалистической манере и больше напоминающая набросок: похожий на самого Мунка человек в шляпе с низкой тульей стоит у перил моста на фоне кровавого неба, двое других мужчин в цилиндрах удаляются прочь.
С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. О Мунк.
На смену приходит пафос утверждения жизни. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Но не один лишь живописный закат послужил вдохновением к созданию одной из важнейших работ в истории западноевропейского искусства. Он завершал собой небольшую серию картин под названием «Любовь» («Die Liebe»)— предшественницу более масштабного, но развивающего ту же тематику «Фриза жизни».
От картины к картине он усиливает экспрессию живописи, где главным средством драматизации образа становится цвет. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Ему приписывают маниакально-депрессивный психоз.
Она входит в раздел «Страх жизни». Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. В позе девочки читается начинающая просыпаться сексуальность и, одновременно, боязнь её: об этом говорят широко открытые глаза модели и руки, которыми она пытается защититься от чего-то ей неведомого, но пугающего. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.
Действительно, многое объясняется детством самого художника. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Посетители музея до сих пор поглядывают на картину с опаской. На переднем плане Мунк изобразил себя, охваченного безотчетным страхом.
Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Известно, что после изменения живописной манеры художнику стало трудно продавать свои картины. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем.
23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Ведь мост на картине – реальное место в Осло. Та самая знаменитая картина «Крик» Мунка очень схожа по своей композиции с «Девушками. » : точно так же смещен фокус и сделан акцент на уходящей вдаль по диагонали дороге. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».
В 1900-х гг. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования». Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.
Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Однако, «Крик» в известных нам вариациях появился не сразу. В творчестве многих художников трудно выделить единственную самую значимую и известную картину, однако в случае с Мунком не возникает сомнений – его Крик знают даже люди, не питающие слабости к искусству. Помимо «Крика», в неё вошли такие картины, как «Голос», «Поцелуй» и «Ревность», «документировавшие» рождение, расцвет и гибель любви и приходящее следом отчаяние6.
Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма.
Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Впервые «Крик» (тогда ещё под названием «Отчаяние») был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным.
По некоторым данным художник был жертвой психических болезней. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии.
Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Хотя исследовательница избегает однозначных заявлений на этот счёт, она, тем не менее, замечает: «Говорили, что крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы».
Кино, мультипликация, сувенирная промышленность, политика you name it. Сам Мунк дал ей немецкоязычное название «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). Я отстал от друзей.
Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Её композиция проста и лаконична. Эдвард Мунк «Пепел» (1894).
Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Именно здесь началось увлечение пейзажем – наиболее распространенным жанром национальной живописи. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане.
Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Куда мы идём. ». долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Они свободны от излишней повествовательности. В 80-е гг.
В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть.
Впервые «Крик» (тогда ещё под названием «Отчаяние») был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года6. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны.
Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. В его судьбу вторглась война. Его поза выражает подавленность или отчаяние. Хотя позировала для картины 11-летняя Бетси Нильсен, в основу полотна легли воспоминания художника, связанные с любимой старшей сестрой Софи. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства.
Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Мунк будит грубые инстинкты человека. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд.
Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но позднее назвали представителем «дегенеративного искусства». Эдвард Мунк умер в 1944 г. в возрасте 80 лет. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу.
Служитель музея получил задание перевесить полотно, но в процессе он случайно уронил его. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. До 1907 г. Мунк бывал и в других немецких городах – Варнемюнде и Гамбурге, Любеке и Веймаре. 120, 5 141 см. Художник страдал бессонницей и паранойей.
Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. В другом варианте центральная фигура напоминает главного героя картины «Меланхолия»: опущенная голова, очерченные тёмными кругами глаза. Он завершал собой небольшую серию картин под названием «Любовь» («Die Liebe»)— предшественницу более масштабного, но развивающего ту же тематику «Фриза жизни». Отбрасывает человека к его зверскому обличию, тянет в лес.
Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Но письмо с этим известием пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. В Германии у Мунка было много друзей. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Есть и вполне конкретные сведения о написании знаменитой картины.
Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы».
Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников.