Они подобны знакам с двумя перстами. Сурикова. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Впереди на коленях старая нищенка.
Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни.
После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Звук трубы возвещает о его наступлении.
Рис. (8) Церковь. Написана с храма Николая Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. И как вставил ее в картину- она всех победила. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.
Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь. Картина в целом формируется как разнообразие чувств: различие сочувствия и злорадства. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной.
Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд:«И как вставил ее в картину — она всех победила». Все лицо мелко было. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном мертвенно-бледном лице.
Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Успехи Сурикова радовали Третьякова.
Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. И как ни напишу ее лицо — толпа бьет.
(Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Они в Медвежьем переулке жили — у них молитвенный дом там был. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней.
Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Среди сочувствующих — нищенка и юродивый в правой части композиции. Суриков неоднократно удлинял холст. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Этот скрытый в картине зрительный образ Богородицы — защитницы в полной мере соответствует культу Покрова Богородицы на Руси. И вот однажды В. И.
Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Суриков ставит ту же тему на историческом материале.
При исследовании обнаруживаются, в частности, скрытые знаки, которые способствуют формированию образа произведения и связаны с особенностями мировосприятия художника. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). В цельной, уравновешенной и ритмичной организации изобразительных мотивов он видел едва ли не главное условие художественной убедительности и силы воздействия своих картин.
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Но нет. Но, как и в других шедеврах искусства, многое здесь остается малоизученным. Такое внимание к следам характерно для острого взгляда Сурикова. Светлые части изображения вверху и внизу указывают на снежную зиму.
Там, в Преображенском, все меня знали. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
После участия в XV Передвижной выставке она была куплена Павлом Третьяковым для Третьяковской галереи. 1888— Овдовел и переживал депрессию. 1891— Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916— Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
Она не хотела изменять старой вере. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. В. И. Суриков не только поместил икону с Богоматерью и младенцем вверху справа, но и объединил цветовую мозаику картины общей цветовой конфигурацией (Рисунок 7). Я с нее написал этюд в садике в два часа.
(8). Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Практически одновременно арестовывают и ее сестру.
Она отстаивала старую веру и пошла против патриарха Никона и самого царя, отрекшись от всех привилегий, от всех богатств и роскоши, которые имела. Это иллюстрирует важную закономерность, присущую шедеврам изобразительного искусства: важные скрытые в них символы образуют основу всей композиции, занимают в ней значимое местоположение, воплощаются в зрительно активных элементах изображений. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. В портрете «Дама с горностаем» под основным изображением проступает герб Миланского герцогства. Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела.
Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. В этот жест несёт главный смысл в картине.
«Не идет у меня лошадь, да и только. (1) Феодосия Морозова. Но смеялись немногие. Небо в картине более темное и более теплое, чем снег.
Подобных скрытых знаков немало и в картинах мастеров русского искусства (Somov 2005). Очертания оружия образуют в изобразительном поле самостоятельную систему. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. В ту пору в русской церкви произошел раскол. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Дорогая его сердцу Русь возрождалась в ярких, убеждающих образах. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана.
Это настоящая математика. Тем не менее, в 1887 году произведение приобрели для Третьяковской галереи, где оно и по сей день восхищает посетителей. Жадно изучая натуру, Суриков никогда не становился ее рабом. (12) Колорит картины. 1888 — Овдовел и переживал депрессию. 1891 — Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916 — Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Она готова принять любые муки, пойти на смерть. Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место».
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Впрочем, чего гадать. (3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой. Это был раскол из-за убеждений и веры. В произведении Сурикова совмещается несколько различных картин.
Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Ведь сколько времени я его искал. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола».
В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. В движении есть живые точки, а есть мертвые. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова — картина известная всем. Знак получает развитие во всей композиции картины (Рисунок 6).
Казалось бы, ещё не старая, баснословно богатая женщина — живи в своё удовольствие, катайся в роскоши. Все в рефлексах, лиловых и розовых. Художник делал для своей картины много эскизов и набросков.
В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен».
Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Досталось и художнику за эту картину. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь.
Ее глаза полны слез. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Боярыня отрешается от всего земного, что и выражает черный цвет. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых.
Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Знак – крещение двумя перстами – главный символ приверженцев старых обрядов. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека.
Их взаимное расположение охватывает все поле изображения. Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Ее увозили в ссылку.
Это и отразил художник на картине. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Два поднятых перста боярыни – благословление людей. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру».
Важно найти замок, чтобы все части соединить. Чтобы лучше понять как это сравнение передал художник, стоит вглядеться в эти черты, выделенные графически на схеме рисунка 2. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. 1848— Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877— Поселился в Москве. 1878— Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881— Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881— Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883— Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887— Работал над картиной «Боярыня Морозова».
Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. События происходят в 17 веке. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма.
По новым правилам верующих заставляли креститься тремя перстами. Эти его воспоминания известны в записях (Тепин 1977). Основную роль и здесь сыграли пропорции. Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности.
Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе.
Каменный храм построили в 1703 году. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она. Люди любви и добра противопоставлены в картине злорадствующим и злым.
Все на картине будто напряглось. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Подобных трубящих ангелов, возвещающих о наступлении Судного Дня, можно видеть в росписях русских соборов (Наумова 2013).
Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». В толпе терялось.
Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. Создавая этот образ, художник, быть может, вспоминал свои отроческие впечатления, когда сам он был свидетелем наказаний и казней на площади Красноярска. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6.
Конфигурации человеческих изображений — укрупненные коннотации этого символа. Портретный этюд был написан всего за два часа. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи.
Каменный храм построили в 1703 году. Она действительно крестилась, крестилась двуперстно и ее цепи очень громко звенели. Художественная концепция Сурикова в полной мере проявилась в «Боярыне Морозовой», произведении периода его творческой зрелости, наивысшего расцвета творческих сил. Но враги и насмешники одиноки в толпе.
Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Доминирующий цвет покрывала (покрова) Богородицы — коричневато-вишневый, близкий к его цвету на иконах. Последнее, вероятно, граничит с древним символом руки Бога, где люди были представлены как пальцы и ногти.
очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Жестокому преследованию подверглась и боярыня Морозова.
Морозову продолжали увещевать, пробовали воздействовать на нее через родственников, но все было тщетно. (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Она к старой вере стала склонятся. Все взгляды направлены на Боярыню, все здесь выражает то, что эта поездка последняя.
Татьяна Юденкова: Критики, увидев эту картину, отнеслись к ней достаточно негативно, они осуждали Сурикова за недостоверность изображения. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Это то, где черты лица сгармонированы. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом.
«Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Цветовые отношения и участки цвета в картине также способствуют скрытым знакам — формированию образа и настроения картины.
1848 — Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877 — Поселился в Москве. 1878 — Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881 — Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881 — Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883 — Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887 — Работал над картиной «Боярыня Морозова». В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Но не только юношеские воспоминания повлияли на присутствие звериных мотивов в картине. Морозову подвергли пытке. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.
В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле.
Вот таким образом царское правительство всячески подавляло раскольничье движение. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.
Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. 5.
И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой». В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Например, в «Тайной Вечере» – росписи Леонардо да Винчи — исследователи находят инициалы Марии Магдалины. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой».
На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Она почти не смотрит на боярыню. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали».
Сквозь пелену облаков, очертания хомута, полозья саней проступает крупная, организующая всю плоскость изображения конфигурация, напоминающая трубящего ангела (Рисунки 8 и 9). Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. (8) Церковь. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль.
Но вскоре скончался её сын Иван. В девичестве она была Соковнина. Коннотации символов крестного знамения, скрытые в архитектуре, показаны в специальных исследованиях (Барбышев 1991). Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича.
«Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Таким образом выражалась идея их божественного происхождения. За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали. Знаете, что значит симпатичное лицо.
Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. Этот образ и вошел в картину.
Наконец, бледное лицо Морозовой, прописанное плотно в светах по контрасту с черным, сделалось еще бледнее, холодно озарялось и становилось самым светоносным живописным центром картины. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Главный символ этого дня — трубящий ангел. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния.
Она сидит в розвальнях, на соломе. Но важна не только символическая сторона скрытого знака. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. (1) Феодосия Морозова.
Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Эти два человека формируют основное настроение сострадания и сочувствия народа героине. Чуть меньше расстояние — сани стоят. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Благодаря отображению в композиции зрительного образа раненой вороны придается особая направленность восприятию.
Не смотря на то, что Боярыня Морозова придерживалась старообрядчества она также посещала церковь нового обряда, что соответственно не красило ее в лице сторонников старой веры. И вот приехала к ним начетчица с Урала — Анастасия Михайловна. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей.
Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». (2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают.
Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. В результате такого анализа обнаруживается, что в картине скрыта другая картина. Сложная живопись неба, снега и особенно человеческих лиц, так чувствительных к световым рефлексам, создает ощущение необыкновенной жизненности сцены, представленной в картине.
На шапку накинут платок. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Это особенно важно для формирования в картине синтагматики знаков: икона способствует неосознанному зрительному «прочтению» Богородицы в толпе, а формы, организующие цветовую мозаику толпы, придают особую значимость формам иконы и очертанию Богородицы на ней.
Он говорил, что «это не копыта лошади важны, но факт что они стерты» (Тепин 1916), «важно как мерцает грязь на колесах телеги» (Волошин 1985). Ее лицо бескровно и сурово глаза блестят лихорадочным огнем, правая рука поднята в верх в служении по старообрядческому канону. Художник использовал здесь всю гамму цветовой палитры – от черного до белого. Это движение ведет в будущее согласно Библии к Судному дню. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной.
Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Эта «вторая картина» имеет свои особые элементы. (11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо.
Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. «Черная ворона на белом снегу» образует силуэт Боярыни, который, в свою очередь, лежит в основе пропорционального построения элементов картины (Рисунки 3 и 4). Крылья вороны и острый клюв подсказали Сурикову острый силуэт Боярыни, противостоявшей власти. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Зрители не видят птицу в картине. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами».
Нравилось им, что я казак и не курю. В революционных кругах считались с раскольниками, как с возможными союзниками в борьбе против царизма. А ведь портрет Леонардо символизирует жизнь этого герцогства. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Основным приемом, который соединил все части картины и вместе с тем подчеркнул мотивы движения, явилось диагональное построение композиции.
Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества). В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал». Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя.
Очертания Богородицы противостоят картине языческих сил. Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. Третьяков подходил вплотную к картине и вглядывался в живописную ткань снега. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Его лица не видно.
«Боярыня Морозова» глубоко и ярко национальна и по содержанию и по созданным художником образам и по раскрытым здесь характерам и по своему живописному решению, по самой «музыке» цвета. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. И как вставил ее в картину — она всех победила». Кроме того усиливается центр картины — фигура Боярыни.
До стрельца вы видите светлые тона одежд. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Сурикова возник одномоментно из яркого впечатления.
Сам дух истории живет в его картинах. Роль Третьякова в данном случае была самая благородная. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Глядя на Боярыню Морозову, хотелось думать: Так оно и было.
(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении.
В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Черная ворона многое определяет в картине и связана с другими знаками.
Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Очень трудно ее лицо было найти.
«Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Морозову окружает атмосфера народной любви. На иконах, в свою очередь, коричневато-вишневый цвет является знаком жертвенной любви. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна.
Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Приглядел для работы соседний переулок. А потом начнешь колею писать. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область).
Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». В толпе терялось. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Снег внизу, на переднем плане усилен сложными тенями.
Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. С этим связаны цветовые оттенки и элементы этих частей верха и низа.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Стасов, — «оскорбленные и униженные» (Стасов 1952: 400) другие — злорадствующие народные персонажи. Нравилось им, что я казак и не курю.
Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Это стало возможным благодаря сложности и мозаичности изображения. Эта метафора получила развитие в изображении. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню.
Другой скрытый знак развивает символизацию народа — всех униженных и оскорбленных. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Тарабукина. Греческую красоту можно и в остяке найти». А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур.
Морды и шкуры зверей служили одеждой и масками обрядов сибирских шаманов. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова. Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. Картина с каждой встречей являла неожиданные, ранее не замечаемые детали. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Люди потянулись к ней взорами.
Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. (8) Церковь. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована.
Суриков увидел ее одетой в черное в темных санях и как ее везут по снегу (Волошин 1985 Никольский 1918). В современной теории искусства эти явления объясняются как знаковые системы, благодаря которым производится информация, осуществляется коммуникация между людьми — их духовное общение (Somov 2005, 2013, 2014). По замыслу художника эти их эмоции противоположны. В представлении широких народных масс отстаивание «старой веры» было своеобразной формой протеста против государства, которое, внедряя силой «новую веру», в то же время усиливало и крепостнический гнет. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Ангелов, скрытых в небесах, также как у Сурикова, можно разглядеть в «Сикстинской мадонне» Рафаэля.
Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. В изображенных событиях знак старой веры является одновременно символом сопротивления власти. Художник прикреплял зарисовки к картине кнопками, от которых остались отверстия, раскрытые при реставрации.
Среди последних, как известно, было даже немало священников. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Путь в будущее, неопределенный и туманный, предвещает метель.
Фигура боярыни на скользящих розвальнях— единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. (1) Феодосия Морозова. «Персты твои тонкостны. Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег1. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.
А вот отдельные детали и лица он писал долго, мучительно всматриваясь в образы староверов и не находя именно тот образ, который сложился у него с детства, после услышанного рассказа о боярыне Морозовой. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Ноги у нее скованы цепью. Рукой она изображает два перста.
Фигуры людей их группы, позы, движения, жесты, участки цвета отображают эмоции людей. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Это математика. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Как отмечали исследователи, удаление их из толпы произвело бы совсем другое впечатление (Кеменов 1963: 111).
Исследователи отмечали то, что черная одежда Морозовой противопоставлена цветной толпе и выражает презрение к человеческим чувствам (Кеменов 1963: 110). Но это было не демонстрацией для народа, как происходит на картине Сурикова, она это делала, чтобы напомнить о себе царю Алексею Михайловичу, с которым у нее развивался конфликт. В то же время в произведениях различных периодов и течений в творчестве мастеров весьма различного мировоззрения обнаруживаются многообразные, скрытые от непосредственного зрительного восприятия знаковые образования, наделенные своей особой энергией, силой эмоционального воздействия, связанные общими структурными построениями. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Фанатичность и непокорность боярыни проявляются еще и в резкости поднятой руки (Алленов 1997). Все лицо мелко было.
Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Этому отвечает благословляющая рука юродивого (справа). Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. «Боярыня Морозова».
Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей. В расколе явственно отражались черты классовой антифеодальной борьбы.
Каменный храм построили в 1703 году. Но боярыня отказалась. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Скрытая труба создает эффект сильного трубного звука. Острые контуры ее черного силуэта, напоминающие клюв и крылья, распространяются на организацию различных элементов картины (Рисунок 2). Замысел этой картины, как и других картин у В. И.
Очень трудно ее лицо было найти. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. В какой – то момент терпение царя лопается и боярыню Морозову арестовывают.
Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. Картина содержит коннотации, связанные с главной идеей, но имеющие собственные значения. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Художник увидел собор Василия Блаженного и вспомнил о казни стрельцов (картина «Утро стрелецкой казни») заснеженную избушку с мерцающим светом в оконце и представил А. Меньшикова в ссылке (картина «Меньшиков в Березове») черную ворону на белом снегу и увидел в ней боярыню Морозову — героическую защитницу старой веры.
Портретный этюд был написан всего за два часа. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Юродивый благословляет Боярыню. (16) Икона «Богоматерь Умиление». Это сама героиня и юродивый.
Силуэт Богородицы проступает в цветной мозаике толпы. Двуперстиям уподобляются группы провожающих Боярыню людей (Рисунок 5). А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». А потом их на Преображенское кладбище выселили.
Вот пять женщин в правой части картины. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. «На снегу писать – все иное получается. Увлеченный красочностью древнерусского быта, Суриков дает исключительные по звучности цветовые пятна — голубое, желтое, малиновое, черное Но даже самые звучные красочные пятна не выпадают из картины и не превращают ее в декоративное полотно они подчинены общей гармонии, они смягчены и объединены мягким рассеянным светом, голубоватой дымкой влажного воздуха.
Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Там в Преображенском все меня знали. Картина ожила. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Жест юродивого отвечает этому знаку.
Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон — от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной. (5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной.
Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. «Персты твои тонкостны. Боярыня подняла руку с двумя перстами. Контраст белого и черного делал лицо белее снега и звучнее самых ярких соцветий одежд. Особенно в отношениях цвета.
Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Однако. Мозаика толпы и пейзажа скрывает морды волков, оленей и других обитателей леса (Рисунки 10 и 11).
В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Здесь юродивый, который повторяет этот жест боярыни Морозовой, нищенка, которая тянется за санями. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя».
Царь велел сослать непокорную боярыню, а перед тем провезти ее по Москве, прикованную, как цепную собаку, чтобы посмеялся народ и чтобы другим неповадно было. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. На ее лице глубокая скорбь. Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе.
1669 год — царица скончалась. Критики было много. Вот таким образом выразить защиту народа — значило ввести в картину изображение Богородицы. Контурная линия неоднозначна.
Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Но изображая в своих первых эскизах достоверные факты, художник увидел, что фигура раскольницы получается жалкой и нелепой – в ней не было ничего героического и величественного – вот таким образом он наделяет Морозову длинными цепями, которые не только не сковывают ее жеста, но подчеркивают широким полукружием, его красоту. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. По центру полотна изображена боярыня Морозова.
Отказалась от приглашения на свадьбу царя Алексея Михайловича по предлогом болезни, несмотря на то что она при дворе Феодосия Прокопьевна всегда была приближена к царю и имела статус верховной боярыни. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. Была у меня одна знакомая старушка — Степанида Варфоломеевна из старообрядок. Системы признаков крестного двуперстия организуют картину и формируют ее ритм. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема.
Ведь сколько времени я его искал. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Всякий раз он испытывал чувство новизны впечатления. Однако Морозова была не рядовая ослушница.
Она к старой вере стала склоняться. И чувствуешь здесь всю бедность красок». Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено.
Не смею, - отвечал стрелец. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.