То, как могла выглядеть Мона Лиза, нам демонстрирует копия картины из музея в Прадо, которая выполнялась, как считается, одновременно с оригиналом в мастерской художника. Согласно исследователям, картину "Мона Лиза" можно увидеть в 3D благодаря другойверсии, нарисованной, когда Леонардо создавал оригинал.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3.
Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Но затворницей Мона Лиза не была. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. да там толпа. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
Более того, копии этого произведения Леонардо да Винчи создают не только традиционными художественными методами (краски, графика, принт), но из множеством других иногда, довольно неординарных способов. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». заданный автором ArthurGrespo лучший ответ это Копия Джоконды оказалась дороже оригинала. Считается, что известнейшая картина Леонардо да Винчи, «Мона Лиза», представляет собой настолько большую культурную ценность, что у нее даже нет цены. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. В разделе Советы, Идеи на вопрос Сколько стоит картина Леонардо да Винчи Мона Лиза (оригинал. ).
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
«Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Есть предположение, что в Эпоху Возрождения так выглядели большинство женщин и эта была дань моде того времени. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги.
Я не говорю, что я совершенно прав. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Ее перевели в покои министров. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Ко времени написания данной картины Леонардо да Винчи достиг такого мастерства, что создал шедевр.
Черный квадрат как был примитивной работой так и останется. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. раздел Техника).
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»1. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Только чувство утраты рождает любовь. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3.
Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года. Что вы видите перед собой. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой.
Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Трудясь над Джокондой, Леонардо сильно подорвал здоровье. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность.
Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Он уверен, что «лишь тот человек, кто выполнил один портрет, сделал и другой». В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Деловые ребята активно изобретали (и продолжают) разные схемы развода граждан, готовых быть обманутыми — от продажи несуществующей недвижимости до трансатлантических путешествий во времени. А вот рассказ про запутанный художественный хейст, в итоге которого получилась не одна, а целых шесть портретов знаменитой Моны Лизы Леонардо да Винчи. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным.
Но никто эти картины не оценивает по достоинству. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». Блейкер хотел доказать авторство Леонардо, но помешала Первая мировая война.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»3. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Грудь преподнимется. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
() Джоконда— не портрет. Девушку звали Мона Лиза. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа11. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих.
В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Много лет его волновал вопрос, существуют ли другие изображения Джоконды.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. 35 лет исторических и художественных исследований и сложнейший комплекс научных тестов позволили швейцарской некоммерческой организации «Mona Lisa Foundation» утверждать, что в ее руках – подлинная картина Леонардо да Винчи. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»11. Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. Картина достаточно большая по своим размерам, чтобы включать руки и кисти. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»12. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Картина это мир в который хочет затянуть его создатель.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными18.
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Считается, что это портрет Лизы Герардини, супруги Франческо дель Джокондо – торговца шёлком из Флоренции.
Далеко не всем она кажется таковой. Мона Лиза (фрагмент). Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо.
Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Леонард был арестован. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы14.
В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Даже копия это картины, созданная в Китае, стоит не один десяток миллионов долларов. Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу»16.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Она и вправду выглядит моложе и свежее своего луврского изображения. Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Датируется документ октябрем 1503 года. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Потом разошлись по всему миру.
Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»10. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Хотя и охрана у этой картины, наверняка, очень серьезная. Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
Бельгиец Пьере был его секретарем. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше.
До него никто не видел в ней никакой тайны. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте. Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Очень хорошо видно что идеи «современного» искусства 20 века как и идеи например бессмысленного психоанализа заменяют живопись и цвет как таковой. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Посередине: Дама с горностаем. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде.
Многие из них имели подмастерий и учеников, особенно если художник писал большие по площади картины. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Обладая почти невероятной жизненной силой, он практически лишился ее к моменту завершения картины. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Так и с данной статьей. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано.
Единственный я думаю поллок был оценен при жизни. Наверняка ее вероятная «сестра» не останется без внимания заинтересованной публики. На его стихи есть неплохие песни. «Джоконда» впала в полное забвение.
Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Цель этого похищения не выяснена однозначно. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи.
Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Два года спустя Пулитцер опубликовал книгу «Где находится Мона Лиза. », в которой подробно рассказывал, почему «Айзелуортскую Мону Лизу» нужно считать незавершенным раннии портретом Лизы Герардини. Например великих ученных которые изобретали то все что делало нас лучше. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»12.
Опасно попасть под обаяние этого призрака. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)18.
Загадочная улыбка Джоконды ежегодно привлекает в Лувр 6 миллионов посетителей. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. Женщина, как предмет композиции, не противоречит этой теме, а скорее представляет последний шаг эволюции в этом списке.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». – Слишком много несоответствий, чтобы верить в нечто иное, нежели репродукция». Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Будем считать, что мне повезло.
Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Подделать произведение вторичного художника можно, подделать и повторить живопись никогда. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. «Джокондомания» охватила Америку.
Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Ведь сделана она из драгоценных камней.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Мона Лиза — самый ранний итальянский портрет, пристально сфокусированный на натурщице. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. В почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, в вибрации леонардовского сфумато до предела смягчается, тает и готова исчезнуть всякая определённость индивидуальности и её психологического состояния. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. То есть это единственный в мире, действительно, бесценный объект. Да что там говорить.
Через два года в Италии картина была найдена. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». После этих событий картина набрала небывалую популярность. Действительно, Леонардо иногда создавал две картины на один сюжет, так, например, есть два варианта его «Мадонны в скалах».
Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу».
Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Более того, аналитики считают, что она превысит и 135 миллионов – сумму, отданную за самую дорогую, на данный момент, картину в мире – «Портрет Адели Блох-Бауэр I» художника Густава Климта. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Разве что Рафаэль. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов.
Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Вот это уже серьёзная несостыковка. Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Впрочем, нет смысла ее красть, как нет смысла красть и саму Мону Лизу. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари.
А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». По одной из версий, она была реквизирована немцами и позже обнаружена в шахтах Альтаусзее в числе прочих шедевров, похищенных нацистами. Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Живопись самое переоцененное искусство. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Голова слегка повёрнута10.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Как было с Малевичем. Где-то между 1503 и 1506-м. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. Загадка Джоконды была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Профессор Алессандро Веццози, директор «Идеального музея Леонардо да Винчи» в итальянском городке Винчи, обратил внимание на то, что лицо и руки Джоконды писал один человек.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка».
Голова слегка повёрнута. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии».
Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте. На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Также Вазари говорит о бровях.
Ее одежда ничем не примечательна. Фигура изображена в пол-размера от головы до пояса, сидящая в кресле. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Леонардо сознательно избегает тяжёлых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица.
Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона.
Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн.
На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. Главное же – у нее в точности та же форма губ и притягивающая улыбка Джоконды. Родился в семье нотариуса.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Время шло – картина не появлялась.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Женевская ДжокондаИ вот, наконец, отдернуты шторы – и перед зрителями предстает Мона Лиза.
Джоконда – это, без сомнения, самая известная картина в мире и одна из самых копируемых. Как выглядит «Мона Лиза». Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах.
Вот что он писал в 1550 году, через 30 лет после смерти мастера: Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершеннымглаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человекаБрови не могли быть более естественными: волосы растут густо в одном месте и реже в другом в соответствии с порами кожи Рот, слегка приоткрытый с краями, соединенными алостью губ мона Лиза была очень красива улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо Заметьте, насколько многие детали из описания Вазари не совпадают с Моной Лизой из Лувра. К тому же он доверял профессионалам. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Мона Лиза из Лувра явно старше.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе.
Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Живопись мало кому доступна. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Я имею ввиду его черный квадрат. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия». Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Она сберегается в Лувре. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Она расположилась на фоне пейзажа. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Так он и спал на картине больше двух лет. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят.
«Наиболее прекрасная из существующих работ Да Винчи», «подлинная» – с такими заголовками выходили бостонские газеты в 1926 году, однако и тут убедительность Моны Лизы оставалась под сомнением. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов.
Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Проблема состоит в том, что картины в шахтах были обнаружены 16 июня, а по документам Лувра картина в этот день уже была в Париже. История искусств очень сложная вещь.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Однако это можно списать на плохую реставрацию. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи2. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Он жил в лондонском районе Айзелуорт, вот таким образом незнакомка получила имя «Айзелуортская Мона Лиза» (Isleworth Mona Lisa).
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».
Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской.
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Даже Сезана при жизни не понимали даже и художники.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Это покажет время. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение».
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»17. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Какой блин приятель. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. А еще – техника.
При этом Мона Лиза номер два (или один, если смотреть в хронологическом порядке) – очень современная юная особа, у нее есть даже собственная страничка на Facebook. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена20.
Но опять же скажу это мое субъективное мнение, все это фигня. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы.
Может быть, эта история и соответствует действительности, но скорее всего Вазари просто добавил её к биографии Леонардо для развлечения читателей. Назревала большая европейская война. Только вот женщин там вы не найдете. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Vincenzo Peruggia). То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».
Вместе с картиной «Mona Lisa Foundation» представила 300-станичную книгу гипотез и ответов на вопросы под названием «Мона Лиза – ранняя версия Леонардо». Как сложится дальнейшая судьба картины. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Но это уже дело вкуса.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Остается только припомнить сказку «Голый король». Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
1503-1519 гг. Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Современники восхищались достигнутым художником поразительным сходством и необычайной жизненностью портрета. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики21.
Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»1. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Они избрали ее объектом своих экспериментов. «Не верю»Многие пришли на презентацию изначально не скрывая своего скепсиса.
Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
() Джоконда— не портрет. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться.
Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Зачем же нам должны навязываться чужие стереотипы.
Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. А общая их масса составляет более 100 тысяч каратов.
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Которых у Моны Лизы нет. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Эта версия считается просто домыслом. Ни одна картина не стоит и 10 части денег за нее заплаченных.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ14: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. То есть разобраться в этом механизме.
Большое их количество вызвало на свет недоказуемую версию, что существовал вариант обнажённой Моны Лизы, написанный самим мастером. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Леонардо да Винчи. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Некто исследователь Котт, который занимается изучением и тщательным исследованием этой работы великого мастера, развенчал немало мифов на счёт Джоконды.
Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Леонардо да Винчи. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Справа: Мона Лиза.
1503-1519 гг. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Мона Лиза была полотном интересовавшим его больше всего. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»1.
Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. На раме он заметил отпечаток пальца. А самым важным в образном строе портрета является— это подчинение всех частностей руководящей идее.
После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Во-вторых, — и это, пожалуй, ещё важнее— одухотворенности Моны Лизы пытались приписать эмоциональное содержание, между тем как на самом деле она имеет интеллектуальные корни. Разразился страшный скандал. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию2. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Картина написана маслом на доске из тополя.
Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Две фрагментарные колонны обрамляют фигуру и образуют «окно», смотрящее на пейзаж. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Так, Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей.
Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде».
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Профессор Алессандро Веццози всю жизнь посвятил великому художнику.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Обмороки около Джоконды у Леонардо, кстати, тоже были. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью.
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». А само изображение покрывает толстая броня. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом.
Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. Улыбка, застывшая на вытянутых, трепетных губах, стала характерной для него и чаще всего называется леонардовской. Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлечённость пейзажа, почти полностью лишённого каких-либо признаков человеческого присутствия. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён.
Она вздохнёт. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Ни желтые рукава халата, ни ее плиссированное платье, ни шарф изящно задрапированный вокруг ее плеч, не являются признаками аристократического статуса. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.
Когда каждый человек это уникум в своем роде. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет.
А самым важным в образном строе портрета является— это подчинение всех частностей руководящей идее. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Эту картину надо просто один раз увидеть. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Словно жизнь вдалеке от множества взглядов сохранила ее черты и краски. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
Это уже дама, которой за 30-35 лет. Считается, что Джоконду да Винчи закончил незадолго до своей смерти в 1519 году. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы.
Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. До охраны наконец дошло, что картину украли. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал.
В такой компании и оказалась «Мона Лиза». По словам историка искусства Стенли Фельдмана, члена фонда, «проведя элементарный математический анализ, мы открыли, что все элементы на двух портретах находятся в точности на тех же местах». Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе.
Козлов пишет14, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным.
У Моны Лизы нежные руки, на которые спадают складки блестящего зеленоватого одеяния. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Фонд возглавляет цюрихский адвокат и банкир Маркус Фрай. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. Была уволена администрация музея. () Джоконда— не портрет. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
21 августа 1911 года картина была похищена19 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Последние 40 лет «Айзелуортская Мона Лиза» провела в Швейцарии, в банковском сейфе. Не было ее и у реставраторов.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»12. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Биографии художников почитайте. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы.
Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. 27 сентября фонд выполнил свое обещание не просто вернуть миру долгое время скрытую от глаз публики картину, но и «представить исторические, сравнительные и научные доказательства того, что изначально существовало два портрета Моны Лизы работы Да Винчи». Немецкие газеты платили той же монетой. Первые попытки найти картину ни к чему не привели.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. И это не было плагиатом, тогда считалось, что произведения ученика – заслуга учителя. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Меня удивило, что он маленький. Беда в том что 99 людей не понимает что такое живопись.
Благодаря этому модель смеётся над зрителями с такой нежностью, грацией и превосходством, что, глядя на неё, взрослые люди робеют, будто школьник рядом со знатной дамой». Голова слегка повёрнута9. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства.
Были допрошены сотни людей. По словам современных владельцев Моны Лизы Вернонской, в их планы входит дальнейшая продажа картины. История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами.
Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Слева: Портрет Джинервы Бенчи.
А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. золотых экю.
Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. Где любовь, там и ревность. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра). Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно.
В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз.