Если спросить любого человека, слышал ли он когда-нибудь о таком произведении искусства, как картина «Мона Лиза», то скорее всего этот человек без промедления ответит, что слышал и не раз и сможет назвать имя автора – Леонардо да Винчи. «мона Лиза» — самая известная картина в мире. Картина Мона Лиза сейчас находится в Лувре в Париже и считается самой ценной картиной в мире, она застрахована с учетом инфляции на 782 миллиона.
Леонардо также использует тень (или недостаток света) чтобы добавить глубину и объем в различных участках картины – особенно в области вокруг шеи Моны Лизы и на сборках ткани на ее рукавах. «мона Лиза» — портрет молодой женщины, картина одна из самых известных произведений живописи в мире. Наиболее популярная теория гласит, что в оригинальной и полной версии картины шары продолжались двумя колоннами по обе стороны от Моны Лизы. Когда 21 августа 1911 года картина Мона Лиза была украдена итальянским охранником, а вскоре найдена в декабре 1913 года, «примадонне» эпохи Ренессанса было отведено в музее Лувра отдельное место. Картина Мона Лиза (Джоконда) музея Лувр, без сомнения является поистине прекрасным и бесценным произведением искусств, однако причины её столь невероятной популярности следует объяснить.
Сейчас зал Лувра, где находится картина «Мона Лиза», снабжён многочисленными экранами из пуленепробиваемого стекла. Современное состояние картины достаточно плохое из-за чего сотрудники Лувра объявили, что больше не будут отдавать её на выставки: «На картине образовались трещины, а одна из них останавливается в считанных миллиметрах над головой Моны Лизы». Улыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Вот и вся информация, которую можно использовать для идентификации картины Мона Лиза (Джоконда). Искусствовед Борис Виппер при описании картины подчеркнул, что лицо Моны Лизы отображает моду кватроченто: у Моны Лизы выбриты брови вместе с волосами на верхушке лба.
Искусствовед Борис Виппер, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба11. Рафаэль, данный вечный гений, данный отличный чертежник, был горячим почитателем «Моны Лизы» Леонардо и в том числе и, воодушевленный шедевром, оставил нам собственный набросок данной картины. Рафаэль, этот бессмертный гений, этот превосходный рисовальщик, был страстным поклонником «Моны Лизы» Леонардо и даже, вдохновлённый шедевром, оставил нам свой эскиз этой картины. Картина — всего лишь 30 дюймов в высоту и Мона Лиза изображена сидящей на низком складном стуле её тело повёрнуто влево, правая рука покоится на левом предплечье. Однако рано или поздно парижскому музею Лувр всё равно придётся заняться реставрацией картины Мона Лиза (Джоконда), поскольку, как считают реставраторы, тонкая основа из тополиного дерева, на котором она написана, со временем деформируется и долго не выдержит.
Особенно, если сравнить картину с другой работой да Винчи – «Иоанн Креститель», на которой юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. «мона Лиза» говорят лично знаменитой картиной Леонардо. «мона Лиза» считается самой известной картиной Леонардо. «мона Лиза» — лишь сокращенное название картины.
Согласно последним документам, найденным в 1990 году, Леонардо оставил «Мону Лизу» своему ученику Салаино вместе с виноградником, а тот продал картину за 650 лир королю Франции Франциску I. В 1542 году картина «Мона Лиза» висела в королевской ванной комнате в Фонтенбло вместе с другими работами Леонардо: «Прекрасная Ферроньера», «Леда» и «Святой Иоанн Креститель». «мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Сегодня я рассмотрю некоторые из множества аспектов Моны Лизы и укажу на отдельные приемы, которые использовал Леонардо, создавая эту картину, а мы сможем почерпнуть для современной портретной фотосъемки. Искусствовед Борис Виппер, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Название картины Мона Лиза было результатом ошибки правописания.
На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Основанием для гипотезы послужил сонет поэта Энео Ирпино, в котором упоминается ее портрет работы Леонардо. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам (итал. Vincenzo Peruggia). «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Леонардо да Винчи. золотых экю. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины.
Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи».
Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Потом разошлись по всему миру. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Позже писатель сформулировал, чем именно вызван такой эффект: «тот, кто нарисовал картину, смог создать извилистый, змеевидный рот, уголки которого приподняты в лиловой полутени.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Также Вазари говорит о бровях. «Джоконда» впала в полное забвение. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Вот как он отзывался о полотне: «На губах восхитительной красавицы играет чувственная улыбка она словно бы насмехается над своими поклонниками.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты.
Абсолютно бессознательно он писал новое существо, наделенное всеми возможными признаками материнства. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами.
А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Мучительное присутствие собственной матери, бросающий нежный взор и одаривающей двусмысленной улыбкой, толкает его на преступление. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. И потому не исключено, что кто-то иной позировал художнику в дальнейшем.
Мона Лиза (фрагмент). Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления.
Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре.
Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция».
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Разразился страшный скандал. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах.
Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. " Но тут приехали его почитатели и дружно как серые ничтожества начали разбирать его стихи на абзацы и просить его: А что вы имели ввиду в этой строке.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Публика разделилась на два враждующих лагеря. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19.
Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин.
Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни.
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Эта версия считается просто домыслом. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Слева: Портрет Джинервы Бенчи.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Через некоторое время он привез картину из Парижа во Флоренцию в дорожном сундучке с двойным дном.
Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом.
Справа: Мона Лиза. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. К тому же он доверял профессионалам.
Таковой и считали ее Франциск и его придворные. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет.
«Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила Моны Лизы, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один— в её одухотворенности. Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности.
Вот таким образом в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое абсолютное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Существует версия, что картины на самом деле две.
Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Через два года в Италии картина была найдена. Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена.
Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Ученым удалось разгадать эту загадку. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Разводя краски скипидаром до прозрачного состояния, Мастер добился удивительного эффекта, но его эксперименты привели к тому, что цветовая гамма сильно изменилась – сейчас преобладают сине-зеленые тона, в то время как написанные в традиционной манере копии сохранили первоначальный колорит – к примеру, на этих копиях рукава одеяния (они обычно пристегивались к платью отдельно) красного цвета.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Подобные слова принесли произведению всемирную славу.
для картины такого уровня это много. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме.
Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари.
В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают.
В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. А самым важным в образном строе портрета является— это подчинение всех частностей руководящей идее.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Сыщики, подгоняемые возмущенной общественностью, лезли из кожи вон, но ничего, кроме издевок и насмешек, не добились.
А сколько тайн и загадок скрыто за именем, жизнью и трудами любого из мастеров. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились.
Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. А само изображение покрывает толстая броня. Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Вот это уже серьёзная несостыковка.
Мона Лиза из Лувра явно старше. Так что, если хотите увидеть «Мону Лизу», вам придется отправиться в Париж. Голова слегка повёрнута10. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Искусство – одно из достижений человечества, предмет его заслуженной гордости. На его стихи есть неплохие песни. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Я имею ввиду его черный квадрат.
На раме он заметил отпечаток пальца. Но затворницей Мона Лиза не была. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Леонардо писал картину несколько лет. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Художник не расставался с портретом до самой смерти. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
() Джоконда— не портрет. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Цель этого похищения не выяснена однозначно. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15.
Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии».
Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. После этих событий картина набрала небывалую популярность.
Леонардо да Винчи анатомировал трупы. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Я увидел то, что написал, тем более, когда я пришел к этому своему убеждению, мне было очень сродни состояние влюбленности и взаимности.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Эту картину надо просто один раз увидеть. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Цель этого похищения не выяснена одназначно. Так и с данной статьей. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.
21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. В 1517 году кардинал посетил Леонардо в его французской мастерской. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо.
Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Так он и спал на картине больше двух лет. Посередине: Дама с горностаем. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году.
Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Почти также он рисовал тайную вечерю, но только там он без тренировки ейо начал рисовать и рисовал он ейо довольно долго.
Голова слегка повёрнута. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Все детали ее исполнены с величайшим усердием. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Рассказ о том, что Мастер нанимал певцов и музыкантов, чтобы они развлекали женщину и она все время улыбалась, скорее всего история, сочиненная самим Вазари, – в его «Жизнеописаниях» немало таких украшательств.
Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Цель этого похищения не выяснена однозначно. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4.
Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Леонардо да Винчи. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени.
да там толпа. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция.
И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Не было ее и у реставраторов. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду».
Вспомним, однако, что нравы эпохи Возрождения были куда более раскрепощенными, чем нынешние и Леонардо вовсе не делал тайны из своей сексуальной ориентации. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». «Джокондомания» охватила Америку. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Но меня интересовало его мнение о Высоцком, на что он самоуверенно стал дословно говорить: "Мы поэты его поэтом не считаем. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители.
Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски.
Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Была уволена администрация музея. Все детали её исполнены с величайшим усердием.
Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Были допрошены сотни людей. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». История искусств очень сложная вещь.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». В 2005 году была обнаружена книга, на полях которой Агостино Веспуччи, помощник Никколо Макиавелли (с которым Леонардо был дружен), написал: «Сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». От по своему привязался к этой картине. Под подозрением также находился Пабло Пикассо.
Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Музей – это публичное заведение. Но это уже другая история. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели.
Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. Мона Лиза – автопортрет художника. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Будем считать, что мне повезло.
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину.
А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Как выглядит «Мона Лиза».
Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. Цель этого похищения не выяснена однозначно. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Была нарисована примерно в 1504 году в Париже. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Это уже дама, которой за 30-35 лет. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.
1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов».
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. А еще – техника. Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо.
В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, но воспитывался в доме и отца, вот таким образом получил основательное образование в чтении, письме и счете. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой.
Она расположилась на фоне пейзажа. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Долгие годы, переезжая из города в город, да Винчи был настолько увлечен математикой, что не мог заставить себя взять в руки кисти.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Далеко не всем она кажется таковой. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12.
Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. По одной из версий, она была реквизирована немцами и позже обнаружена в шахтах Альтаусзее в числе прочих шедевров, похищенных нацистами. Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица.
На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа». Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской.
Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе.
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Вот таким образом в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое абсолютное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее. И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания». раздел Техника). В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины.
О картине особенно не вспоминали до середины XIX века, когда художники, близкие к символистскому движению, начали восхвалять её, ассоциируя со своими идеями относительно женской загадочности. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. В Фонтенбло «Мона Лиза» пребывала почти двести лет и лишь в начале XVIII века была перевезена в Версаль. В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка».
Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. То есть разобраться в этом механизме. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Которых у Моны Лизы нет. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.
Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Но картину вернули в Лувр. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу».
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина».
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место.
Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды».
Разве что Рафаэль. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах.
По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Что вы видите перед собой. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. 5 июня 1940 года она была перевезена в Шовиньи на мягких носилках в машине скорой помощи, В сентябре её перевезли в Музей Энгра в Монтобане, а затем в 1942 году в Монталь. Бельгиец Пьере был его секретарем.
Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. 1503-1519 гг. Картина написана маслом на доске из тополя. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Как было с Малевичем. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
Рот, уголки губ, где розовый оттенок переходит в естественный живой цвет лица, написаны так превосходно, что кажутся не нарисованными, а как бы живой плотью и кровью. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Назревала большая европейская война. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. раздел Техника). На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Только чувство утраты рождает любовь.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
«Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Вот таким образом глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства.
Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».
И кстати она у него очень хорошо вышла. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х).
Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи.
Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Однако это можно списать на плохую реставрацию. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Она вздохнёт. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Еще одна схожая версия. Во-вторых, — и это, пожалуй, ещё важнее— одухотворенности Моны Лизы пытались приписать эмоциональное содержание, между тем как на самом деле она имеет интеллектуальные корни. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь.
Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной.
Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить.
Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра). Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Только вот женщин там вы не найдете. До него никто не видел в ней никакой тайны. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью.
«Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение.
В ХХ ст. То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка.
Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире. При этом каждый предыдущий слой должен был высохнуть.
После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Vincenzo Peruggia). Учёный фотографировал портрет Джоконды более трёх часов – специально для него картину извлекли из защитного бокса.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы.
Где-то между 1503 и 1506-м. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Размер ейо довольного большой 75, 650 см. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Время шло – картина не появлялась.
Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды».
Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения».
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Каждый исследователь дает на поставленный вопрос свой ответ.
Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Ее перевели в покои министров. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета.
Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло».
Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Меня удивило, что он маленький. Где любовь, там и ревность. Вазари сообщает, что четыре года и в это время картина все еще оставалась незаконченной. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота.
По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. () Джоконда— не портрет.
4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Кисть его так легка, так прозрачна, что в ХХ веке даже рентгеноскопический анализ не выявит следов ее удара, Сделав несколько мазков, он откладывает картину, чтобы дать ей высохнуть. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. Он приходит в музей.
Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы».
Объяснений множество. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». Я не говорю, что я совершенно прав.
Есть два вида зрения: прямое и периферическое. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Убедиться в этом и предлагает изложенная ниже подборка. Она сберегается в Лувре.
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Они избрали ее объектом своих экспериментов. Леонард был арестован. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал.
Но это уже дело вкуса. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
1503-1519 гг. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. До охраны наконец дошло, что картину украли.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Грустит она или улыбается.
Опасно попасть под обаяние этого призрака. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи.
Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам.
Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. Грудь преподнимется. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Эта версия считается просто домыслом. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Немецкие газеты платили той же монетой.
Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. 27 августа 1939 года картина была упакована в специально маркированный ящик, выполненный в 1938 году из дерева и с другими произведениями французских музеев была отправлен на хранение сначала в замок Шамбор в долине Луары. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала.
Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Тайну поразительного воздействия этой картины пытаются разгадать уже много лет. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно.
Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками». Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13.
«Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Но те и не собирались снимать «Мону Лизу».