То, как могла выглядеть Мона Лиза, нам демонстрирует копия картины из музея в Прадо, которая выполнялась, как считается, одновременно с оригиналом в мастерской художника. Согласно исследователям, картину "Мона Лиза" можно увидеть в 3D благодаря другойверсии, нарисованной, когда Леонардо создавал оригинал.
Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться.
Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Меня удивило, что он маленький. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения».
Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».
«Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью. Деловые ребята активно изобретали (и продолжают) разные схемы развода граждан, готовых быть обманутыми — от продажи несуществующей недвижимости до трансатлантических путешествий во времени. А вот рассказ про запутанный художественный хейст, в итоге которого получилась не одна, а целых шесть портретов знаменитой Моны Лизы Леонардо да Винчи.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью.
Голова слегка повёрнута9. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты.
Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Только чувство утраты рождает любовь. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
Были допрошены сотни людей. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне.
Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Подделать произведение вторичного художника можно, подделать и повторить живопись никогда.
Назревала большая европейская война. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов., что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов.
Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. Франсуа является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение.
Только вот женщин там вы не найдете. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других.
Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. А само изображение покрывает толстая броня. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину.
Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. «Джоконда» впала в полное забвение. Будем считать, что мне повезло. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»1. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем.
Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Вот таким образом в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое абсолютное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
В 1991-м французский скульптор Ален Рош решил воплотить Мону Лизу в мраморе, у него ничего не вышло. Она сберегается в Лувре. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Vincenzo Peruggia). Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Джоконду вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше.
Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. И не только был закончен, но является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо». На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»17. Одно— это чудесное леонардовское сфумато.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Но затворницей Мона Лиза не была. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Сразу вспоминается сам Леонардо, который часами смотрел на свою картину, рвался что-то доделать в ней, переделать.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал.
Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». А в мае этого года лик Моны Лизы, набранный художником Георгием Пузенковым из компьютерных пикселей, отправился в космос на Международную станцию. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Первое достоверное сообщение о знаменитой картине принадлежит секретарю кардинала Арагонского – Антонио де Беатису. И не только был закончен, но и является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо»1. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах.
21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Единственный я думаю поллок был оценен при жизни. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе.
Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Как выглядит «Мона Лиза». Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Она расположилась на фоне пейзажа. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки.
Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. 27 августа 1939 года картина была упакована в специально маркированный ящик, выполненный в 1938 году из дерева и с другими произведениями французских музеев была отправлен на хранение сначала в замок Шамбор в долине Луары. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. Беда в том что 99 людей не понимает что такое живопись. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой.
В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Так он и спал на картине больше двух лет. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»3.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Ее перевели в покои министров. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды».
Картина написана маслом на доске из тополя. Она отнимает у лица все жесткое, напряжённое, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью». В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Не было ее и у реставраторов. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Обмороки около Джоконды у Леонардо, кстати, тоже были. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». А сколько тайн и загадок скрыто за именем, жизнью и трудами любого из мастеров. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики21.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы.
Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию2. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно.
Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в Отель Джоконда). Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»10. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени. Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
В такой компании и оказалась «Мона Лиза». В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. Девушку звали Мона Лиза. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
На раме он заметил отпечаток пальца. Сыщики, подгоняемые возмущенной общественностью, лезли из кожи вон, но ничего, кроме издевок и насмешек, не добились. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. раздел Техника). От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Как было с Малевичем. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота.
Как выглядит Мона Лиза. То есть разобраться в этом механизме. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени.
Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров.
Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр.
Через два года в Италии картина была найдена. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Но ведь на версии картины из музея Прадо есть колонны, которые судя по всему были и в оригинале.
Например великих ученных которые изобретали то все что делало нас лучше. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную., по пресловутому замечанию американцев в 1950-х.
Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»1. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы14. Перуджу, с одной стороны, хвалили за итальянский патриотизм, с другой— дали ему небольшой срок в тюрьме.
Проблема состоит в том, что картины в шахтах были обнаружены 16 июня, а по документам Лувра картина в этот день уже была в Париже. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»12. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.
К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. История искусств очень сложная вещь. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия».
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера.
Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее.
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра). Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Бельгиец Пьере был его секретарем. Где-то между 1503 и 1506-м.
Мне показалась такая реакция странной. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Разразился страшный скандал.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. В ее портрете зрителя притягивает облик – ее необыкновенный, будто бы постоянно следящий за созерцателем взгляд, который излучает разум и волю. Картина была извлечена из чемодана с двойным дном. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок.
Опасно попасть под обаяние этого призрака. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Она сберегается в Лувре. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность.
И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными18.
Очень хорошо видно что идеи «современного» искусства 20 века как и идеи например бессмысленного психоанализа заменяют живопись и цвет как таковой. Через два года в Италии картина была найдена. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо.
Мона Лиза улыбается, но почему. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». В конце концов многие склоняются к версии что художник просто изобразил образ идеальной женщины, каковой та является по его мнению. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»11. Остается только припомнить сказку «Голый король». Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Живопись мало кому доступна. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. А всего на сегодняшний день таких документально зафиксированных обмороков зарегистрировано более сотни. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ13: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Что вы видите перед собой. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение».
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». () Джоконда— не портрет.
Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Просто исторически картина вызвала шок и осталась в перечне известных в виду исторического места, а не качества самой работы.
Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Вместе они пришли к выводу, что правая рука загадочной женщины не опирается на левую, потому как, возможно, короче и могла быть подвержена судорогам. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи. Даже Сезана при жизни не понимали даже и художники.
Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. К тому же он доверял профессионалам. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»1. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. И это не было плагиатом, тогда считалось, что произведения ученика – заслуга учителя. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Но она ли на картине. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали.
Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Морщины были ее безошибочным паспортом. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. 21 августа 1911 года картина была похищена19 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15.
Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
Так как красочный слой Моны Лизы покрыт тонкой вуалью трещин, которые могут образовываться на поверхности такой картины от старения их рисунок было сложно подделать. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения».
Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи.
Ни одна картина не стоит и 10 части денег за нее заплаченных. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. До охраны наконец дошло, что картину украли. Проблема состоит в том, что картины в шахтах были обнаружены 16 июня, а по документам Лувра картина в этот день уже была в Париже.
Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных Моне Лизе по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Через два года в Италии картина была найдена. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. «Джокондомания» охватила Америку.
Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Живопись самое переоцененное искусство. да там толпа. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы».
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена20. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Какой блин приятель. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Оба этих случая не нанесли картине вреда. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал.
Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». () Джоконда— не портрет. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии.
Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата.
Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. А еще – техника.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Леонард был арестован. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности.
Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения».
Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах самого Леонардо, созданных им в первые годы пребывания в Милане. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Зачем же нам должны навязываться чужие стереотипы. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном.
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)18. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета— «портрет, несомненно, писался долго и был доведён до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи».
Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. История картины Мона Лиза волнует не одно человеческое поколение. Биографии художников почитайте.
Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. У нее такой странный вид – оголенное лицо или как будто химиотерапия оставила свой горький след, лишив ее не только бровей, но также и ресниц. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше.
Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло».
Я имею ввиду его черный квадрат. Вернон вернулся в Америку в 1797 году и привез коллекцию из 52 картин, среди которых были полотна Рембрандта, Рафаэля, Рубенса, Ван Дейка и прочих знаменитых мастеров. Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше.
Поверьте на слово, что вполне достаточные, чтоб видеть и понимать состояние женщины в вершинах ее удовлетворенности. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа11. Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года. И не только был закончен, но и является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо»2.
Эта версия считается просто домыслом. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Картина это мир в который хочет затянуть его создатель. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Никто не знает, кто обрезал картину. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Козлов пишет14, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. золотых экю. А само изображение покрывает толстая броня.
Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. Когда каждый человек это уникум в своем роде. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. Я не говорю, что я совершенно прав. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику.
Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Загадка Джоконды была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац.
В начале января 1914 года Джоконда возвратилась в Лувр. В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Трудно сказать, какому именно образу молился Вернон, вспоминая Марию-Антуанетту: была ли это настоящая Мона Лиза или неизвестная до сих пор Монахиня. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров». В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.
Более точная информация была получена вследствие анализа записей секретаря, сопровождавшего кардинала Луиджи д39Арагону. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа»11. Картина была в Швейцарии или Аргентине.
Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. () Джоконда— не портрет. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»12.
Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Они избрали ее объектом своих экспериментов. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Трудясь над Джокондой, Леонардо сильно подорвал здоровье. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя.
Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени. Одна из загадок связана с глубокой привязанностью, которую автор испытывал к этому произведению. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца).
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Немецкие газеты платили той же монетой. Многие из них имели подмастерий и учеников, особенно если художник писал большие по площади картины.
21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. Голова слегка повёрнута. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Убедиться в этом и предлагает изложенная ниже подборка. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Черный квадрат как был примитивной работой так и останется. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах самого Леонардо, созданных им в первые годы пребывания в Милане.
Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Она расположилась на фоне пейзажа. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо.
До него никто не видел в ней никакой тайны. Она отнимает у лица все жесткое, напряжённое, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью»15. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
А само изображение покрывает толстая броня. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи.
В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»12. Об этом свидетельствует и версия портрета, хранящаяся в мадридском музее Прадо, написанная то ли самим да Винчи, то ли его учеником. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой.
Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Где любовь, там и ревность. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы.
О матери Леонардо почти ничего не известно. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Но опять же скажу это мое субъективное мнение, все это фигня. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Она сберегается в Лувре. Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка. » В личной жизни длинногривый герой романтических салонов Готье был типичным подкаблучником своей любовницы балерины Карлотты Гризи.
Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Голова слегка повёрнута10. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Эту картину надо просто один раз увидеть. Была уволена администрация музея. Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица.
Девушку звали Мона Лиза. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи2. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Родился в семье нотариуса.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Время шло – картина не появлялась.
Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения.
Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. О том, насколько близки были Мария-Антуанетта и Вернон, свидетельствует тот факт, что, узнав об увлечении своего фаворита коллекционированием картин эпохи Ренессанса, королева с беспечной щедростью подарила ему множество шедевров, украшавших в ту пору Лувр. Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре.
Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. В том и состоит гениальность произведения и потому оно стало символом начала новой эры в искусстве. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. На его стихи есть неплохие песни. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп.
Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Позже писатель сформулировал, чем именно вызван такой эффект: «тот, кто нарисовал картину, смог создать извилистый, змеевидный рот, уголки которого приподняты в лиловой полутени. И все множество интерпретаций ее улыбки – одинокая, трагическая, застенчивая, неудобная, высокомерная, даже зловещая – объясняется этим отсутствием объяснения. Потом разошлись по всему миру.
Под подозрением также находился Пабло Пикассо. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди.
Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе.
Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Так и с данной статьей. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле.
Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Но никто эти картины не оценивает по достоинству. Искусство – одно из достижений человечества, предмет его заслуженной гордости.
Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Ему легко удалось пройти мимо сторожей.
На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.
Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2.
Картина написана маслом на доске из тополя. Я думаю есть художники современники которые ничуть не хуже пишут картины чем моне ренуар или же пикассо так же использую качественную палитру. Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих.