Когда 21 августа 1911 года картина Мона Лиза была украдена итальянским охранником, а вскоре найдена в декабре 1913 года, «примадонне» эпохи Ренессанса было отведено в музее Лувра отдельное место. Искусствовед Борис Виппер при описании картины подчеркнул, что лицо Моны Лизы отображает моду кватроченто: у Моны Лизы выбриты брови вместе с волосами на верхушке лба. Считается, что картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» – это портрет Лизы Герардини, жены флорентийского торговца. Улыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Моне выбирал то колористическое наполнение картин, которое он видит и чувствует в определенный момент времени.
Во время Второй мировой войны картина «Мона Лиза» дважды перевозилась из Лувра. «мона Лиза» — самая известная картина в мире. Картина — всего лишь 30 дюймов в высоту и Мона Лиза изображена сидящей на низком складном стуле её тело повёрнуто влево, правая рука покоится на левом предплечье. Название картины Мона Лиза было результатом ошибки правописания. Вот и вся информация, которую можно использовать для идентификации картины Мона Лиза (Джоконда).
Искусствовед Борис Виппер, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба11. Картина Леонардо да Винчи Мона Лиза (Джоконда): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «мона Лиза» — лишь сокращенное название картины. На картине у Мона Лизы нет ни ресниц, ни бровей. Тот самый критик Леруа, благодаря которому импрессионизм сейчас зовется именно так, а не иначе, вновь остался не в восторге от этой картины Моне: как и прежде, такая техника казалась ему незавершенной, будто набросок, а парижан на полотне он так и посчитал черными размытыми пятнами.
В музее Прадо в Испании хранится вторая картина «Мона Лиза», которая, вероятно, была нарисована одним из учеников да Винчи. Особенно, если сравнить картину с другой работой да Винчи – «Иоанн Креститель», на которой юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Искусствовед Борис Виппер, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Если наложитьдве картины «Мона Лиза», то возникает 3-D эффект, что, собственно, делает эту картину первым стереоскопическим изображением в истории. Картина Мона Лиза (Джоконда) музея Лувр, без сомнения является поистине прекрасным и бесценным произведением искусств, однако причины её столь невероятной популярности следует объяснить.
Рафаэль, этот бессмертный гений, этот превосходный рисовальщик, был страстным поклонником «Моны Лизы» Леонардо и даже, вдохновлённый шедевром, оставил нам свой эскиз этой картины. Современное состояние картины достаточно плохое из-за чего сотрудники Лувра объявили, что больше не будут отдавать её на выставки: «На картине образовались трещины, а одна из них останавливается в считанных миллиметрах над головой Моны Лизы». Если спросить любого человека, слышал ли он когда-нибудь о таком произведении искусства, как картина «Мона Лиза», то скорее всего этот человек без промедления ответит, что слышал и не раз и сможет назвать имя автора – Леонардо да Винчи. Она написана по всем законам гармонии и ритма: модель вписана в пропорциональный прямоугольник, волнистая прядь волос созвучна с полупрозрачной вуалью, а сложенные руки придают картине особую композиционную завершенность.
«мона Лиза» считается самой известной картиной Леонардо. Однако рано или поздно парижскому музею Лувр всё равно придётся заняться реставрацией картины Мона Лиза (Джоконда), поскольку, как считают реставраторы, тонкая основа из тополиного дерева, на котором она написана, со временем деформируется и долго не выдержит. Представленная информация даст возможность более точно представить, сколько стоит картина Мона Лиза, если бы она была выставлена на торги.
«мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Все эти случаи и представленные данные помогут понять возможную стоимость картины Мона Лиза и ознакомиться с ее историей. Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место.
Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. () Джоконда— не портрет. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. И Франциск – король-победитель. Vincenzo Peruggia).
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Гений художника позволял ему увидеть за живой телесностью форм подлинную сущность естества.
Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо— Лизой Герардини. Где любовь, там и ревность.
Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы».
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Искусство – одно из достижений человечества, предмет его заслуженной гордости. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Голова слегка повёрнута. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности.
Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия». Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Так он и спал на картине больше двух лет. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Была уволена администрация музея. Эта загадка практически решена. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
да там толпа. Голова слегка повёрнута10. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).
Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. 27 августа 1939 года картина была упакована в специально маркированный ящик, выполненный в 1938 году из дерева и с другими произведениями французских музеев была отправлен на хранение сначала в замок Шамбор в долине Луары. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности.
Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Только вот женщин там вы не найдете. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Мона Лиза – автопортрет художника. «Джокондомания» охватила Америку. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. К тому же он доверял профессионалам. Которых у Моны Лизы нет. Назревала большая европейская война. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы.
Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. Что за юноша. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды».
Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Искусство вечно и многозначно, любой человек найдет в нем что-то созвучное с собственным видением и переживаниями. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. Загадка Джоконды была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет).
Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах» и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку.
Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлечённость пейзажа, почти полностью лишённого каких-либо признаков человеческого присутствия. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты.
А сколько тайн и загадок скрыто за именем, жизнью и трудами любого из мастеров. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен.
Меня удивило, что он маленький. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Ее перевели в покои министров. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса.
Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. 76х53 см. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Немецкие газеты платили той же монетой. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо.
Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов.
Время шло – картина не появлялась. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал.
Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом.
Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Разразился страшный скандал. Ученым удалось разгадать эту загадку. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи.
Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Пабло Пикассо также находился под подозрением. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель.
К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Вот это уже серьёзная несостыковка. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо.
Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. Это ничего не означающее мимолётное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека»14. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка».
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Убедиться в этом и предлагает изложенная ниже подборка. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Сына он хотел видеть продолжателем своего дела, но в Леонардо в юношеском возрасте ярко проявился талант художника и отец все-таки отправляет его во Флоренцию в мастерскую Андреа Вероккьо.
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Мона Лиза из Лувра явно старше. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше. Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую— на предмет своего интереса.
Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение.
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре.
Художник присутствовал при этом свидании. Леонардо сознательно избегает тяжёлых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды».
Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить.
Однако это можно списать на плохую реставрацию. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. «Джоконда» впала в полное забвение.
По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал.
Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. До охраны наконец дошло, что картину украли. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги.
Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. А само изображение покрывает толстая броня. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной. Цель этого похищения не выяснена однозначно. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы».
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Картина написана маслом на доске из тополя. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им.
Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени.
Она расположилась на фоне пейзажа. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини.
Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Еще одна схожая версия. 1503-1519 гг. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо.
А всего на сегодняшний день таких документально зафиксированных обмороков зарегистрировано более сотни. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Доска (тополь), масло. Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, справа налево, переворачивая буквы в зеркальном отображении.
Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века.
Собственные поиски обнаруживают, что свет обладает способностью искривлять и выпрямлять линии: Погружать предметы в световоздушную среду – значит, по сути, погружать их в бесконечность. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию.
Это уже дама, которой за 30-35 лет. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году.
Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. На некоторых из этих работ через реку перекинут мост. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Мона Лиза (фрагмент). Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Эта монументальность, присущая возвышенным божественным существам, держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и одновременно заставляет нас безуспешно стремиться к недосягаемому. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Грустит она или улыбается.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Это ученик великого художника по имени Салаи. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать.
На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Потом разошлись по всему миру.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Да Винчи оставлял в своих творениях множество загадок и ребусов настолько сложных, что человечество вот уже пять столетий пытается их разгадать. После этих событий картина набрала небывалую популярность. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Прославленный мастер к тому времени как художник уже был не слишком востребован в Италии. До него никто не видел в ней никакой тайны.
раздел Техника). Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Леонардо да Винчи. В такой компании и оказалась «Мона Лиза».
Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. Далеко не всем она кажется таковой.
Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний.
Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
И больше заказов у Леонардо да Винчи не было. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Были допрошены сотни людей. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Посередине: Дама с горностаем.
Музей Uffizi во Флоренции разместил рядом с шедеврами мастера 6 таблиц Франка, на которых поэтапно описано, как да Винчи писал глаз Моны Лизы и две воссозданные им картины Леонардо. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Данная версия тоже объясняет, почему портрет остался у великого художника.
Там, заваленную грязными рубашками и носками, ее и увидел потрясенный антиквар, когда пришел в номер гостиницы, где остановился грабитель. придумал загадочную улыбку Джоконды. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим.
Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Оба этих случая не нанесли картине вреда. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину.
Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Содержание картины демонстрирует зрителю утро в порту Гавр во Франции. Дети смеялись. Я имею ввиду его черный квадрат. Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах». Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают.
Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Пабло Пикассо также находился под подозрением. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан.
Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая.
Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Разве что Рафаэль. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Есть ещё одна экзотическая версия. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена.
Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Грудь преподнимется. Она утверждает, что на портрете изображён юноша в женском платье. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии.
Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Версия эта подкрепляется портретом двадцатипятилетней герцогини удивительно похожей на Мону Лизу. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
В произведениях великих мастеров запечатлено все самое лучшее, на что способен человеческий гений. То есть разобраться в этом механизме. Он приходит в музей. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца.
Так и с данной статьей. Скорее, здесь было что-то из области колдовства.
Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами.
Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Публика разделилась на два враждующих лагеря. Эту картину надо просто один раз увидеть. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок.
Родился в семье нотариуса. Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года.
Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Она сберегается в Лувре. Бельгиец Пьере был его секретарем. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519 его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков.
Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Но затворницей Мона Лиза не была. Также Вазари говорит о бровях. Все детали её исполнены с величайшим усердием.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. Будем считать, что мне повезло. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной.
Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин.
Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности.
На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам».
Горный пейзаж – символ горнего мира. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику. И не только был закончен, но и является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо»2. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Существует версия, что картины на самом деле две.
Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. Столетия она считалась ценным, но достаточно заурядным шедевром эпохи Ренессанса. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Именно сфумато создаёт влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук».
Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». История искусств очень сложная вещь. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
«Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Окутанный туманом задний план, мост через реку, цвета использованные художником создают ощущение естественности и живости. На раме он заметил отпечаток пальца. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка.
Министр культуры СССР Екатерина Фурцева сделала невозможное, чтобы советские люди увидели шедевр: благодаря ее энергии была изыскана огромная страховая сумма (100 млн. долларов) и по ее личному заказу изготовлен специальный пуленепробиваемый футляр для экспонирования «прекрасной флорентийки». Через два года в Италии картина была найдена. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Слева: Портрет Джинервы Бенчи. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Принадлежит к позднему периоду его творчества.
Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Как-то Папа Римский заказал ему картину и понтифику донесли, что художник ищет раму для нее, еще даже не начав работу.
В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона.
В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Мона Лиза» (1503-1519).
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Опасно попасть под обаяние этого призрака. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Леонардо сознательно избегает тяжёлых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица.
Как выглядит «Мона Лиза». Справа: Мона Лиза. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. «Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. Картина изучалась историками и копировалась живописцами, но она бы долго оставалась известной только для знатоков искусства, если бы не её исключительная история. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Итак, перед нами образ Богородицы. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Я не говорю, что я совершенно прав. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Леонардо да Винчи анатомировал трупы. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
Эта версия считается просто домыслом. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу».
На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Герцогиня была незаконнорожденной дочерью правителя Милана – легендарного героя итальянского Возрождения герцога Сфорца и скандально прославилась своей распущенностью: с 15 лет она трижды была замужем и родила 11 детей. Не было ее и у реставраторов.
Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца.
Она вздохнёт. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Как было с Малевичем.
После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Но загадка Мона Лизы автопортретом Леонардо не ограничивается. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата.
На его стихи есть неплохие песни. Художник не расставался с портретом до самой смерти. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики.
Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни.
Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом» изображая их тоже на фоне горной гряды. А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак». Где-то между 1503 и 1506-м.
Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Леонардо да Винчи. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. Но это уже дело вкуса. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «.
Если верить биографу Леонардо да Винчи Джорджо Вазари, неудивительно, что у Моны Лизы преобладают положительные эмоции: «Так как Мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно.
Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Трудясь над Джокондой, Леонардо сильно подорвал здоровье. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам.
Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине.
Леонард был арестован. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. А. С. Пушкина в Москве. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
() Джоконда— не портрет. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Так к художнику все и относились. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Музей – это публичное заведение. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме.
Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Папа разгневался. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз.
На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Только чувство утраты рождает любовь. Обмороки около Джоконды у Леонардо, кстати, тоже были. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». А еще – техника. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи.
До него никто не видел в ней никакой тайны. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство.
«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Леонардо и Салаи были вместе 25 лет. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. Сразу вспоминается сам Леонардо, который часами смотрел на свою картину, рвался что-то доделать в ней, переделать.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Девушку звали Мона Лиза. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В.
Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Цель этого похищения не выяснена одназначно. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. 1503-1519 гг. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды».
С апреля по июнь 1974 года «Джоконда» — возможно, самый известный портрет за всю историю человечества — проездом из Японии, где ее посмотрели 1, 5 миллиона человек, остановилась в Москве и два месяца выставлялась в Пушкинском музее. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. «Джоконда» – не портрет. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. В своей практике он даже назвал этот паралич болезнью Моны Лизы, видимо, добиваясь психотеропевтического эффекта за счет внушения пациентам ощущения причастности к высокому искусству.
Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Что вы видите перед собой.
Они избрали ее объектом своих экспериментов. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.