В висящем на стене зеркале видны два отражения – это король Испании Филипп IV Габсбург и королева Марианна Австрийская, вторая жена и родная племянница государя. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Веласкес Диего, великий испанский художник.
Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году.
И творчество побеждает. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. На это указывает отражение в зеркале.
Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Папа Иннокентий Х изображен в парадных пышных одеждах, сидящий в богато украшенном кресле – и вместе с тем, это не классический парадный портрет.
Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Но смотрит и художник. Деог был старшим из восьмерых детей в семье.
Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Инфанта примет напиток из рук фрейлины, гофмаршал, который замер, обернувшись, в проходе исчезнет, а вслед за ним немедленно выйдут и король с королевой Художник позволил нам, зрителям, поймать этот момент, уловить движение времени. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.
А с другой – сам бросает вызов богам. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. Действительно, зрители, смотрящие на картину, становятся ее непосредственными участниками, ведь они располагаются рядом либо позади королевской четы.
Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Разумеется, нет. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Основной пафос картины – несомненно, великодушие.
Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом.
Согласно первой, Веласкес изобразил момент работы над портретом испанского короля и королевы, когда в мастерскую вошла их дочь – инфанта Маргарита. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.
В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. До 1623 Веласкес работал в Севилье. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты.
По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.
Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Находится в музее Прадо в Мадриде.
Есть и философские интерпретации. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Ему 57 лет. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Живопись, в отличие от поэзии и музыки, считалась ремеслом, а не искусством4, однако Веласкесу удалось сделать удачную карьеру при дворе Филиппа IV.
За пределами холста или внутри него. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Инфанта держится с несвойственным ее возрасту спокойствием, ничем не выдавая радость находиться рядом с родителями или интерес от необычной обстановки в мастерской художника.
– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Она вызвала на состязание Афину. Марсий, по греческому мифу, достигнув необычайного мастерства в игре на флейте, вызвал на состязание самого Аполлона.
Это сцены из жизни простых людей. Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы».
С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Полотно хранится в музее Прадо в Риме. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека.
Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.
Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Левая щека инфанты была почти полностью переписана в связи со значительной утратой красочного слоя43. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.
Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43.
«Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Куда больше распространены две другие точки зрения. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.
Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54.
Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде.
Таким же приёмом не акцентируются черты лица доньи Исабель— свет лишь мягко касается её щеки, оставляя в тени внешность и платье. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины».
Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя.
Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины.
Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.
Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.
В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Но не это главное в полотне.
Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Картина хранится в мадридском музее Прадо. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Арахна выткала рассказ о "преступлениях" и "пороках" богов, в том числе и сюжет о похищении Европы. С легкой руки первых биографов Веласкеса долгое время считалось, что художник пишет парный портрет короля и королевы, которые позируют, стоя за пределами картины, перед ней.
В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей.
На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Полотно хранится в мадридском музее Прадо.
На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили.
По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.
В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Загадка заключается в другом. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море.
Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.
В «Венере с зеркалом» (ок. У Филиппа имелось собственное кресло в ателье, в котором он часто наблюдал за работой Веласкеса. Итак, время действия – 1656 год.
Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. И в этом особенный трагизм. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.
То есть король вступил в инцестуозные отношения. Все, что происходит на картине, происходит только здесь и сейчас и закончится секунду спустя. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.
На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).
Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8.
По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Инфанта, напротив, ярко освещена. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44.
Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.
Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. А почему в мастерской находится инфанта. То, что они изображены в одной композиционной группе с собакой, напоминает о статусе этих людей при дворе. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины.