В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. Серия картин «Менины» Пикассо, созданная по мотивам величайшего творения Веласкеса, – результат взаимодействия двух гениев, разделенных во времени, но сходных масштабом художественного дарования. Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение. «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656 году.
Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения. Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи.
Многообразие поднимаемых проблем, которые зритель решает сам для себя, – главное качество, которым обладает картина «Менины» Веласкеса и Пикассо. В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»). Картина Диего Веласкеса Менины: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656году.
Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса.
Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Однако это положение требует оговорок и поправок. Правда, в год написания картины он еще не был посвящен в рыцари – это произошло лишь в 1659 г. и Веласкес, очень гордившийся своим рыцарством, дополнил давно законченную картину, написав на костюме крест.
В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин. Вспоминается «Сикстинская мадонна», в которой бережно поставленная в углу тиара служит точкой опоры и вносит в это небесное видение кусочек реальности.
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Вы дали себе труд родиться, только и всего. У Веласкеса, наоборот, рама служит всего лишь случайным пролетом, по сторонам от которого и перед которым находится реальность.
В 1656 г. были написаны «Фрейлины» или как их называют «Менины», – огромное полотно, высотою более 3 м., с фигурами в натуральную величину.
Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу. На это указывает отражение в зеркале. Большинство работ севильского периода близки к жанру «бодегона». Ему 57 лет.
светотенью, красками. Талантливый и образованный педагог и теоретик искусства, Пачеко создал прекрасную мастерскую, которую нередко называли «академией образованнейших людей Севильи». Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.
Импрессионисты оценили Веласкеса как пленэриста, но недооценили в нем мастера композиции. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». Я себе, – пишет он другу в том же году, – действительно налаженную жизнь.
За пределами холста или внутри него. Агостина по этикету припала на одно колено, предлагая инфанте попить. Добавлю, что его мир в основном состоит из чудовищ или, по меньшей мере из уродов. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. Взором своим лишь он один охватывает все поле картины и он же превращает всех позирующих в предмет искусного эксперимента (позирование перед зеркальной стеной Аранхуэсской галереи), пристального анализа, абсолютно независимого и нелицеприятного суждения.
Итак, в отношении пространства картина Веласкеса образует скрещение двух сфер. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом.
Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). Прежде всего, вся картина, так же как и один из двух пейзажей Веласкеса «Вилла Медичи», делится на две равные части, причем границей между ними служит узкая полоса стены между картинами верхнего ряда и дверью. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. Каждая обладает своей правомерностью.
Дом Пачеко в Севильи был открыт для всех выдающихся людей, живших в этом городе. Главное в Веласкесе и Гойе (помимо национальной самобытности) то, что изобретенная ими плоскостная живопись избравшая свет в качестве единственного исходного материала выводит напрямую к импрессионизму. По возращении в творчестве наступает эпоха портретов и пленэра. В глубине, как посторонний наблюдатель, стоит за мольбертом сам художник.
Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Портреты подраставших детей рассылались родственникам короля бывшие императорские собрания Венского музея насчитывают их несколько экземпляров. Зарождающиеся здесь тенденции нового художественного видения получают более конкретное выражение в картонах второй серии (1786—1791), где художника интересует не столько декоративно-зрелищная сторона народной жизни испанское искусство второй половины 18 столетия было лишь фоном, на котором особенно рельефно выступило могучее дарование Франсиско Гойи.
Менинами могли стать только девочки из самых знатных семей. Разумеется, нет. Однако благодаря тонко взвешенной композиции маленькая инфанта становится в несколько необычное положение.
Но не это главное в полотне. Но делают они это с противоположным смыслом. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.
У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Со временем бытовые элементы соединились на полотнах с библейскими притчами – мифологическое и жизненное слились. Однако затем работа шла медленно — картина была закончена лишь в июне 1801 года. Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты.
Это толкование сюжета вызывает некоторые недоумения. «Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов. Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством.
Художник-художник — «он безоговорочный суверен в своем постижении мира, оснащенный только той «техникой», которую приобретают его глаза и руки» (Мерло-Понти М. Око и дух // Французская философия и эстетика XX века. Картина «Менины» явным образом построена.
Свита и менины обусловлены маленькой инфантой. Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение. М., 1995.
управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Не повезло Веласкесу также с самой главной персоной в государстве, – с его покровителем.
В «Менинах» они связаны условиями, в которые поставлены. Его лицо не позволяет уловить черты будущего короля Фердинанда VII, вскоре потрясшего всю Испанию жестокими расправами и казнями героев герильи. Это сцены из жизни простых людей. Но Веласкес все гениально обдумал и взвесил в своей картине.
Нужно внимательно всмотреться в их соотношения. Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Это его единственный достоверный автопортрет. Есть в его картинах печаль, серьезность, суровость, словно бы осуждающие всякое веселье.
" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Веласкес почти под конец своей жизни делается гранд-сеньором. Обыкновенно Веласкес писал свои портреты на темном нейтральном фоне. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все.
Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст. Художник испанского золотого века Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) пишет картину. Картина переносит нас в пространство измеримое, в царство золотого сечения. Художник бросит вас в бездну своих «Капричос» и вы познаете блаженство ночного полета и ужас тайных кошмаров.
Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. Без иносказания и аллегории раскрывает полотно истинный облик правителей Испании. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины.
Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Быть может, со дня возведения в кавалеры ордена он уже не касался кисти. Однако короля и королевы непосредственно в картине нет.
Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. За спиной инфанта, подобно кошмару, возникает на картине безобразное лицо старой королевы, похожей на парку офорта «Тонко ткут». Есть точка зрения Филиппа и Анны, есть точка зрения художника, есть точка зрения зрителя.
Заключительные слова канцоны Лопе де Бега способны дать оправдание того прекрасного зрелища, которое Веласкес увековечил в «Ткачихах». Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. 5. Короля и королевы не видно. Ван Эйк применил в своей картине рекурсивную художественную технику «mise en abyme» (или попросту выражаясь: «картина в картине»).
Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто. В «Менинах» «живопись определяет свое собственное отношение к миру и возвращается к себе самой» (Там же. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Живописное полотно, подобно зеркалу, ограничено рамой. Свои возможности в области этого жанра он проявил уже в «Сдаче Бреды», сумев объединить действующих лиц единым переживанием – сознанием важности события.
Произведение имеет множество смысловых оттенков, что представляет собой результат глубокого понимания сложных явлений жизни. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней.
Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Ни у кого из художников не было столько досуга, как у Веласкеса. Когда Рубенс в первый раз посетил Испанию, его поразила грубость здешних живописцев. " – "Если вы хотите знать правду, то Рафаэль мне не нравится".
Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства. Можно заметить неуверенность Веласкеса в первых его портретах Оливареса. Я никому не прислуживаюсь.
Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью. В ее должность входило подчеркивание красоты принцессы.
В конных портретах Филиппа и Анны фоном служил пейзаж, однако развесистые деревья на фоне этих портретов выглядят всего лишь как условные кулисы, декорации. Он виден в профиль одной рукой он придерживает тяжелую драпировку его ноги размещены на разных ступеньках одна из них согнута в колене. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Но зеркало в «Менинах» имеет еще другое значение.
15-летная Марианна проплакала весь остаток пути, представляя, как ей в Испании отрубят ноги. Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение. При этом обе эти картины построены по золотому сечению и так гармоничны, что эта вторая тектоническая система ложится поверх первой и включает геометрические формы в соотношение фигур.
Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Лондон.
То есть король вступил в инцестуозные отношения. Наряду с тонким проникновением в структуры опыта культурного самосознания XVII столетия, оба мыслителя тонко очерчивают проблемное поле напряжения своего века: его методологические искания, коллизии философского и художественно-эстетического, его виртуозные интерпретации Субъекта и, вместе с тем, обосновывают интенции «смерти автора» исчезновения Человека, подобно тому как исчезает лицо на прибрежном песке. Он не смотрит на палитру, но зритель чувствует безошибочность движения руки. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме).
Прежде толкователи видели в «Ткачихах» всего лишь результат случайного впечатления художника при посещении королевской ткацкой мастерской. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Внешне она проигрывала первой жене Филиппа, красавице Изабелле де Бурбон.
Та послала за водой Николасито. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это.
Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко. Уже венецианцы любили изображать Венеру перед зеркалом. Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». Однако это положение требует оговорок и поправок. В «Менинах» нет явной или даже метонимической рекурсии.
Граф-герцог собирает в Мадриде своих друзей и клиентов, в большинстве севильцев. Недаром картина называется «Borachos», что значит по-испански пропойцы. Самой королеве Марии Луисе принадлежит почетное место в центре. Можно сказать, что не только король, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующим лицом, каким он был в классическом искусстве.
Парадный портрет семьи Карла IV был заказан Гойе весной 1800 года. СПб., 1994. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно.
Правда, Рембрандт идет в обратном направлении: он выделяет фигуры отдающего приказания капитана и офицера, а остальные фигуры подчиняет им (и это вызвало недовольство заказчиков). После того как в нише на ковре было обнаружено изображение «Похищения Европы», скопированное с одноименной картины Тициана, вся эта картина поставлена была в связь с заимствованным у Овидия мотивом «Наказания Арахны», легендарной ткачихи, за дерзкое самомнение превращенной Афиной в паука. Он ведет жизнь трудовую, униженную, почти сплошь занятую работами которые ему противны. Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине.
У голландцев и особенно Питера де Хооха, нередко встречаются такие фигуры «посторонних». Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. У Гойи нет героя, его герой – сама картина, то есть, сам визуальный язык. Это внесло некую натянутость в отношениях с Филиппом IV. Творения Гойи продолжают жить, рождая все новые и новые ассоциации.
Было ему тогда двадцать три года. В «Менинах» Веласкес пытался выйти за пределы королевского дворца, отступить от норм парадного портрета. Однако в обоих случаях сходным приемом «прекрасное» снижается сближением с «безобразным». Каким мастерством должен обладать художник, чтобы созданное его руками изображение могло соперничать с реальностью, как на вытканном Арахной ковре. Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения.
Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. Живописный опыт, в круге парадоксальных задач — увидеть видение, осмыслить смыслообразование, представить само представление, неоднократно провозглашается философской мыслью ХХ века «материалом истины» (Ж. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Правильные прямоугольники картин и окон напоминают ковры «Тайной вечери» Леонардо.
Это знаменитый портрет "Ла Фрага", единственный, где Филипп изображен в военном костюме, – кроме конного портрета в Прадо, где он в панцире. Афина и Арахна. Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины. А с другой – сам бросает вызов богам.
«Никогда прежде Гойя не разыгрывал такого красочного великолепия, такой бархатистой синевы и жаркого полыхания всех оттенков красного цвета (от чистой алости костюма младшего инфанта в центре картины до оранжево пламенеющих, будто уже перегоревших и подернутых пеплом оттенков красных кафтанов инфанта Карлоса и принца Пармского по краям ее между ними размещаются темно-вишневый наряд короля и еще множество других горячих красок)». Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы». И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора.
Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. 4.
Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей. В глубине комнаты, в дверях, виднеется гофмаршал королевы дон Хосе Ньето.
Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище — посмотреть на него не снизу вверх (оттуда, где реально находится зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться.
Веласкеса привлекала и задача расширения рамок картины и признания простого человека и поэзия легенды и изящество «галантных цен». «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна).
Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу. Не будь ее, картина потеряла бы последнюю точку опоры и распалась бы на части. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения.
Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». Веласкес достигает шестидесятилетия и вершины своей слаы. Однако момент пересечения границы становится событием очень большой важности, по каковой причине в магии отношение к любым границам отличается крайней почтительностью и осторожностью. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще.
Между тем, она построена на сложной казуистике элементов «возвеличения» и «низведения» и только их крайняя запутанность избавила мастера от неприятностей, которые незадолго до того доставила Рембрандту перетасовка фигур в «Ночном дозоре». Со скрупулезностью геометра Фуко исследует изображенное пространство, очерчивая «королевское место» «Менин». Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е.
Быть может, то, что вижу, — сон. Когда Веласкес начинал, завистники упрекали его, что он пишет только портреты. Он здесь и объект наблюдения и его субъект.
Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду. Venezia, 1660, p. 58). думаете, что вы сильные мира сего, так уж, значит и разумом тоже сильны.
Эта мирно дремлющая собака написана как чудный кусок натюрморта. Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. В Испании живопись до 1600 года была не просто провинциальной, но захолустной. Гойя создал за свою долгую жизнь семьсот картин, пятьсот рисунков, двести пятьдесят офортов, в которых вечно живут революции, войны, дегенеративные и жестокие короли, лживые и жадные аристократы, зловещие молодящиеся старухи, храбрые тореро и прелестные махи – все самое героическое и все ничтожное и фальшивое в человеке. Как для смотра выстроены на картине члены королевской семьи. Но в тихих бюргерских интерьерах, где человек становится стаффажем, замирает всякое действие и этот мотив теряет свою остроту.
«Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника. И все же оно нарушено. Инфанта являемся функцией короля. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.
Вместе с тем Веласкес не боится проведенных прямых линий и геометричности форм. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Обратим внимание на изображение самого художника с левой стороны, который стоит перед большим мольбертом с кистями и палитрой. С. 330). Это точно и подробно описано М. Фуко при анализе картины Веласкеса «Менины», где художник, вглядывающийся во время работы в объект изображения, реально смотрит на зрителя ибо то, что он рисует на полотне, повернутом к зрителю тыльной стороной, в картине Веласкеса не представлено на том месте, где ему следует быть, а отражено лишь в зеркале за спиной живописца. Как будто ничто не способно нарушить это затянувшееся самолюбование.
Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин. «Свет мой, зеркальце, скажи». Но смотрит и художник. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. А почему в мастерской находится инфанта. Голова беспутника — рядом с головой бога карлица — рядом с инфантой. Но можно утверждать, что всякий, кто непредвзятым взглядом воспринимает картину, безотчетно чувствует гармонию ее пропорций.
Оба опыта видения «Менин», разнозаряженные в своих исходных позициях (язык — понимание, «клинический взгляд» — исповедь), в итоге парадоксальным образом приходят к внутреннему смысловому тождеству. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Нижняя половина картины занята фигурами. Пространство «Менин» предоставлено самому себе, объективизировано в самом себе, отчуждено от субъекта видения, лишено автора, творца.
Но правда портрета — правда поэтическая, а не документальная. Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино. С. 34). В «Менинах» Веласкес пренебрег всеми канонами придворного искусства изобразив аристократов в будничной обстановке.
Задача, блестяще решенная Веласкесом в «Менинах», – в самом произведении передать единство изображенного пространства. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. 3. Картины построены на эффектном сочетании звучных чистых тонов.
Веласкес рисовал ее часто, что дало повод назвать их у нас «Мастером и Маргаритой». СПб., 1994, с. 42). В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи.
Как во всякой человеческой судьбе, тут вмешался случай. Все зависит от точки зрения. 13 и 14. Испанская знать не жаловала новую королеву.
Наоборот, в «Менинах» столкновение двух планов заключает в себе нечто от многопланности в новом европейском романе. На основе находок гения прошлого ведущий авангардист XX века создаёт мир, построенный на материях, слишком зависимых от его подсознания. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Глубина и неразрывность его достигается в картине виртуозной передачей световой среды. Она вызвала на состязание Афину. «Он — гений неучтивости» (Там же. С. 219).
Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Это толкование так же трудно доказать, как и опровергнуть.
Вы содрогнетесь от рева коррид, вам станет жутко от скрипа гарроты и стонов удушаемых. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место.
Взгляды их пристальны, но странно рассредоточены — каждый смотрит только перед собой. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Нац.
Абсолютно по-новому понимает свою задачу Веласкес. Неподвижному взгляду этого зеркала суждено схватывать персонажей, разместившихся перед картиной, в том неизбежно невидимом пространстве, которое образует ее внешний фасад. Гойя развенчивал величие, будто повторяя едкие слова знаменитого монолога Фигаро:. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.
В это время Гойя еще все больше отделялся от общества. Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Значительное место в творчестве мастера занимают гротеск, аллегория иносказание. Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. Два основных жизненных притязания Веласкеса, по мысли Ортеги, — «стремление к искусству» и «стремление к социальной реабилитации» —были удовлетворены почти незаметно для него, без борьбы (он был первым придворным живописцем, почти не обремененным тягостной профессиональной рутиной).
Молодая чета жила в Мадриде, где Гойя работал на Королевской фабрике гобеленов. Вместе с тем его творчество, отличающееся правдивостью исторической конкретностью и глубоко национальным характером (что отметил еще В. В. Стасов), несет в себе и более широкое, универсальное содержание ибо в нем находят косвенно-ассоциативное выражение многие проблемы и трагические противоречия новой исторической эпохи. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания.
В результате — опустошенность, отсутствие жизненного накала, единственный ход существования — «держать дистанцию», единственный путь творчества — «искусство отстраненности» от собственных картин, от зрителя, от своего века. Связь картины и зеркала была установлена в очень давние времена. Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног». Его новая слава давала ему больше работы по заказам.
Веласкес обогащает свой рассказ о человеке изображая кусок жизни, окружающей его и, «Менины» соединяют в себе достижения художника не только в области портрета, но и бытовой живописи – 2 стержневых линий его искусства. Вся картина построена на парных противопоставлениях. Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин. Говорят, он улыбнулся два раза в жизни. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Они узнаются на заднем плане картины в двух небольших силуэтах, отражаемых зеркалом.
В зеркале изображенном Ван Эйком в центре картины, отражаются супруги Арнольфини и свидетели их бракосочетания. Афина превратила ее в паука за неуважение к богам. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.
Между тем более закономерно сравнивать ее с «Ночным дозором». Итак, время действия – 1656 год. Веласкес покорял своих высоких покровителей, продолжая числить их на высоте положения.
Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище – посмотреть на него не снизу вверх (где реально находиться зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.
Формы, воссозданные цветом, рельефны и телесны, а не плоски. Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино. А много ли вы приложили усилий для того, чтобы достигнуть подобного благополучия. 6 июня 1599 года у португальца Хуана Родригаса де Сильва и Иеронимы Веласкес, родился сын.
Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Это «двусмысленное место», видное всем картинным персонажам, но недоступное нам всe находящееся за границей полотна — одновременно и объект (так как художник именно его собирается воспроизвести на полотне) и субъект, поскольку оно находится перед глазами художника, представляющего самого себя в своем произведении. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. В годы кризиса Испании такой всеобъемлющий взгляд на мир имел большой общественный смысл. В марте следующего года Фернандо VII возвратился в свое государство. Верхняя свободна, более воздушна и легка.
Веласкеса Ортега приравнивает к Декарту, говоря, что Веласкес и Декарт совершают в разных областях один и тот же переворот. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Карлица из Германии Мария Барбола в темно-зеленом платье, расшитом серебристыми галунами.
Здесь царствует строгая оптическая логика, беспощадно препарирующая события, «развернувшиеся между тонким кончиком кисти и острием взгляда» (Фуко М. Слова и вещи. Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Далее М. Фуко делает еще одно очень важное замечание: «Останавливаясь на зрителе, глаза художника схватывают его и заставляют войти в картину, назначают ему особое, а вместе с тем неизбежное место, отнимают у него его светлый и зримый облик и переносят его на недостижимую поверхность перевернутого полотна» (Там же, с. 43). Картина представляет собой редкий в испанском искусстве пример группового портрета.
Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Загадка заключается в другом. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Его живопись привлекла внимание знатного вельможи, графа-герцога Оливареса, при помощи которого в 1623 г. мастер в возрасте двадцати четырех лет стал придворным художником. Малоплодотворен также спор о том, какими бытовыми мотивами оправдано появление светских дам, что значат в нише виолы, какие из эскизно намеченных фигур стоят перед ковром в нише, какие вытканы на нем. Искусство вечно.
Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами. Исключение открывает нам причину. Веласкес, чье ателье находилось в королевском дворце, прекрасно чувствовал эту связанную с инцестом и наказанием за него атмосферу ужаса и безысходности. Текст Фуко — попытка нейтрального описания того, что явилось предметом, «объектом» живописного произведения исходя из его внутреннего строения, несводимого к изображению или повествовательному смыслу.
Однако его проблемы на этом далеко не закончились и в 1815 г. он был вызван в восстановленную инквизицию (которая была тихо упразднена королем Хосе I) и допрошен относительно своей картины Обнаженная Маха. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Не случайно Веласкес наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.
– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Но, правда портрета — правда поэтическая, а не документальная. Но зеркало у ван Эйка не расширяет пространства. Он был объявлен невиновным и восстановлен, как Художник Палаты.
«Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью. В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи.
Во всяком случае, в золотистой атмосфере «Ткачих» как бы растворяется вещественность всех образов. Он взирает на то, что происходит при дворе и на античных героев из близкого ему мира «кухонного жанра». Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай. С тех пор все пауки зовутся арахнами и продолжают ткать свои ковры-паутинки. На картине ей 5 лет. Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию.
2. Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора – квартирмейстера для важных персон. Карликов писали в Испании и до Веласкеса. В данном контексте глубоко закономерен тот факт, что именно «Менины», на всем протяжении истории их исследований зачастую рассматривавшиеся как «картина о картине», «теология живописи», «настоящая философия искусства», «модель творчества», неоднократно становятся предметом импульсом, вдохновением философско-эстетических исканий уходящего века. Гойя — сложный и очень неровный художник.
Он учился живописи у Франсиско Эреры Старшего (1576-1656), а затем у Франсиско Пачеко (1564-1654), общение с которым оказалось для молодого художника особенно важным. Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Оба поворачивают культуру лицом к реальности.
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа». В портрете «Менины» фоном служат не условные декорации, а то, что находится за кулисами, нечто такое, чего не замечали при этом фон стал основным предметом внимания художника, захватил все полотно и как бы вытеснил главных действующих лиц за его пределы. И эту «двусмысленность» нельзя считать следствием простой небрежности мастера.
Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства.
Незадолго до рождения Веласкеса большинство художников в Севилье составляли иноземцы. галерея), но и их соотношение не вполне отчетливо. 1. И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.
Мы отмечаем и некую странность в позах и выражениях младших инфантов — Карлоса, будто прячущегося за спиной принца Астурийского и шестилетнего Франсиско де Паула, диковато и почти со страхом глядящего перед собой этот в подготовительном этюде по-шарленовски лукавый и пытливый мальчик, будучи втиснут между королем и королевой, сразу же утратил всю свою детскую оживленность. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты. Но он по-прежнему одинок. Дело в том, что Филипп женился на своей 15-летней племяннице, которая к тому же была невестой его внезапно умершего сына.
светотенью, красками. Оно представляет собой вырезанный фрагмент бытия, отделенный от мира воспринимающего. «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины».
Здесь же зеркало ничего не говорит о том, что уже было сказано. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту. С. 39). Сюжет «Вакха» не имеет ничего общего с «Менинами». «Глубокая незримость видимого связана с невидимостью видящего», — таков аналитический вывод Фуко, что, по его мнению и позволяет представить «Менины» как «чистое изображение», «изображение классического изображения», для которого человек не существует. Согласно Ортеге, его отсутствие есть «стиль-исповедь» Веласкеса.
Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Должность Менин при инфанте являлась почетной и считалось, что девочкам несказанно повезло. Изящен жест, которым Веласкес держит кисть.
Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством. Но следует решительно возражать против самой постановки вопроса. И творчество побеждает. Прямоугольники картин, двери и отрезков стен звучат в его картине гармонией пифагорейских чисел.
Как художник Гойя складывается сравнительно поздно. Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа. «Живопись одна наделена правом смотреть на вещи без какой бы то ни было обязанности их оценивать», — говорит Мерло-Понти, сравнивая ее внутренний статус с позицией «ответственности говорящего человека», присущей философии и литературе. Более, того, оно противопоставлено окну и подчеркивает его.
Было высказано предположение, что на холсте, стоящем перед художником, следует предполагать не изображение Филиппа с супругой, а инфанты в кругу придворных, то есть всего того, что видно на холсте «Менины», причем художник позволил себе вольность: чтобы показать свою принадлежность ко двору, он перевернул свой холст и изобразил себя рядом с инфантой, между тем как должен был стоять перед ней. Значительное расширение поля эстетического в пределах самой философии, «метафорическая эссеистика» как специфическая творческая позиция многих философов, культурологов, критиков искусства характеризуют ситуацию постмодернистского знания. Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор.
В выражении лица художника, в его несколько отрешенном взгляде отмечено то особое состояние самоуглубленности, которое наступает в момент творчества. С. 41).
Это привело к тому, что я так завален заказами, что не знаю, как всем угодить. В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. Здесь отыскиваются корни поверья, что разбитое зеркало означает грядущее несчастье или даже смерть человека, который им пользовался. Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты.
В мае — начале июня Гойя исполнил в Аранхуэсе натурные этюды десяти (из тринадцати) запечатленных потом в картине членов королевской фамилии и они, как писала королева Годою, восхитили заинтересованных лиц. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Очень возможно, что прямое пародирование не входило в замыслы художника. В 1623 году умер придворный художник Родриго де Вильяндрандо.
С. 329), но здесь и зритель. Все случайное и непреднамеренное, весь закулисный беспорядок облекается в «Менинах» в стройный образ, в ясную архитектурную оправу, от которой веет классическим холодом «Афинской школы» Рафаэля. В 1622 г. Веласкес впервые приехал в Мадрид. Столица открыла ему новые возможности. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо.
Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. В отношении действия в ней соединяется несколько сюжетных узлов. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов.
Марии Луисе не могла не польстить подобная группировка, в которой была подчеркнута ее главенствующая во всем королевском клане роль и где она была (в духе идеалов сентиментализма) представлена заботливой матерью семейства. Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой живописи. На первом плане художник пишет портрет, менины прислуживают инфанте, резвится карлик. Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу.
В «Менинах» — это гофмаршал и карлики. Мы замечаем птичье обличье инфанты Марии Хосефы, выпученные глаза дона Антонио, с ненавистью уставленные в затылок своему старшему и значит, загородившему для него престол, брату Карлу, «вареную» физиономию последнего с оловянными, будто приклеенными к лицу глазами, плотоядную ухмылку королевы, ее оплывшие неумеренно оголенные плечи и руки мясничихи – одним словом, всю вульгарность этой во всех смыслах ожиревшей и опустившейся до животного состояния семьи. В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. Находится в музее Прадо в Мадриде. Острое видение и ощущение жизни привело художника к подобной трактовке образов.
Но даже королевская чета не абсолютна. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Однако оно находится почти в центре картины: его верхний край располагается как раз на линии, разделяющей надвое картину по высоте на задней стене (или на видимой ее части) оно находится посредине.
Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.
Прототипы первопланных фигур можно видеть еще в ранних жанрах Веласкеса, с их осязаемо пластическими телами и могучей лепкой формы. Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом. Вызванный в Трибунал реабилитаций, Гойя смог оправдать свое поведение во время оккупации.
В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Ведь чувства и черты воли людей непосредственно проявляются не только и не столько в цвете, сколько в мимике лица, жестах, движениях тела, находящегося в определенном пространстве. Арахна – дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон.
Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». Действие происходит в просторном покое королевского дворца, отведенном художнику под мастерскую. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.
Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Франсиско Гойя М. 1962г., 294 с. ) Ни один из его портретов не источал еще таких переливов серебра, такого сияния золота, разливающегося здесь настоящими потоками, такого слепящего глаз мерцания алмазных звезд, стрел, эгретов, ожерелий, подвесок. Кстати сказать, только эти младшие инфанты, как и художник, не любуются собою, но обегают взором всю совокупность позирующей компании однако им не дано вырваться за пределы картины из этого раззолоченного вивария — их взоры не встречаются со зрителем. Но при всем его преобладающем положении, бог вина все же принадлежит пьяной компании.
Его фрейлины могут содержать мотивы злобы и агрессии, гофмаршал предстает то зловещим черным силуэтом, то символом христианского страдания. Слева на переднем плане инфант Фердинанд. У них нет общего центра притяжения, нет общего интереса.
Подобная иллюзия достигается и определенными художественными приемами, которые использует Веласкес. И вот, чем более я стараюсь сделать себя недоступным, тем более меня преследуют. Эта техника известна также как «эффект Дросте». Дверь также вырезает светлый прямоугольник, матовый свет которого не проникает в комнату. Картина оказывается местом скрещения двух сфер.
«От глаз художника к объекту его созерцания, – пишет М. Фуко, – властно прочерчена линия, которой мы не можем избежать, рассматривая картину: она пересекает реальную картину и достигает перед ее поверхностью той точки, с которой мы видим художника, смотрящего на нас эта пунктирная линия неминуемо настигает нас, связывая нас с тем, что представлено на картине» (Фуко М. Слова и вещи. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.
Другой поздний шедевр Веласкеса, его «Ткачихи», ставит перед историком не менее спорные вопросы и помогает понять круг тех задач, которые интересовали Веласкеса при создании его «Менин». К нему мастер обращался и ранее. Есть и философские интерпретации. Позади стоит придворная дама Мария Марсела де Уллое. В пользу этого говорит сравнение картины «Ткачихи» с некоторыми другими произведениями того времени, в частности самого Веласкеса. Здесь «художник и монарх то и дело мгновенно меняются местами» (Там же.
Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей. С точки зрения каждой меняется значение целого. Куда больше распространены две другие точки зрения.
В этом отразилась их привязанность к световым и красочным эффектам. У Рембрандта — девочка и собачка, самые светлые пятна во всей полутемной картине. В «Ткачихах» он как бы возвращается к исходной позиции своей молодости.
Далее мальчик побежал к месту, где охранялась вода и там ему наполнили кувшинчик. Оба произведения выполнены в разных манерах. Батай, М. Мерло-Понти, М. Фуко и др. ). И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. La carta del navegar pittoresco.
СПб., 1994. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев— содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных ит. п.
Он занят работой – пишет портрет королевской четы изображение которой можно заметить, если приглядеться и заглянуть в зеркало, висящее над головой инфанты. Следуя концепции Фуко, в XVII веке его время еще не настало, «классическая эпистема расчленяется по таким линиям, которые никак не позволяют выделить особую, специфическую область человека» (Фуко М. Слова и вещи. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.
Два года спустя он женился на Хосефине Байэу. Книга «Веласкес и Гойя» Х. Ортеги-и-Гассета (1962) явилась свидетельством того «синдрома Веласкеса», который переживал философ в течение всей своей жизни, беспрестанно, «подобно средневековому мудрецу, неоднократно перечитывающему книгу, дабы постичь скрытую в ней истину», вновь и вновь возвращаясь к «загадке» «Менин». Оптика взгляда художника – вот что интересует Веласкеса больше всего. Отражая фигуру художника, оно всего лишь приобщает его к мирному уюту бюргерского дома, на что намекает и надпись: «Здесь был я». Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит и, как у Господа Бога, – шевелится, смотрит, мигает даже и в голову не приходят ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего». И на этот раз нужно вспомнить «Дон Кихота», произведение, в которое наряду с мотивами плутовского романа вошли и мотивы пасторали и новеллы и сцены придворной жизни и театральные сцены. Текст М. Фуко «Придворные дамы» — обстоятельное описание полотна Веласкеса — был включен в корпус «Слов и вещей» в 1966 году.
Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. (Колпинский Ю. Ф. Но он видит их всех вместе, тогда как каждый из них (кроме только двух самых младших инфантов) всецело поглощен лишь собственной персоной.
9. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Вместе с тем в «Менинах» применен еще один прием, лишающий образ инфанты ее царственного ореола. Кое-кто упрекал его, что он не пишет картин на более серьезные сюжеты и не стремится к приятности и красоте, в чем мог бы соперничать с Рафаэлем де Урбино, на что он учтиво возражал, говоря, что предпочитает быть первым в этом грубом жанре, нежели вторым в изящном".
Но всякому свежему человеку эта роскошь скоро начинает колоть глаза. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. У Веласкеса главные фигуры отступают перед второстепенными.
Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Это была как бы программа создания эпопеи из современной жизни.
Отмечалось, что картина могла служить прославлению испанской шерстяной промышленности, которая приходила в те годы в упадок (как в упадок приходило и военное дело, которое Веласкес прославил в своей «Сдаче Бреды»). Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. Прожив всего 22 года, она пережила почти всех своих многочисленных братьев и сестер.
В «Венере» Веласкеса зритель видит ее фигуру только со спины, а ее лицо только в зеркале, этим образ Венеры разлагается на два различных ее аспекта. Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Ставящий задачей прославить, возвеличить знатного заказчика, парадный портрет был широко представлен в XVII веке в Западной Европе.