Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи. Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения. Многообразие поднимаемых проблем, которые зритель решает сам для себя, – главное качество, которым обладает картина «Менины» Веласкеса и Пикассо. Видимо, название «Менины» закрепилось позднее, с лёгкой руки одного из хранителей картины.
Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа». Серия картин «Менины» Пикассо, созданная по мотивам величайшего творения Веласкеса, – результат взаимодействия двух гениев, разделенных во времени, но сходных масштабом художественного дарования. Есть произведения искусства, которые ставшие загадкой, сразу же после их возникновения. Таким произведением и является картина Менины. Впервые в музее Прадо картина упоминается под названием Менины в каталоге 1843 года. Картина Диего Веласкеса Менины: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Это сказывается в двух склонившихся менинах, в соответствии зеркала и двери и двух мифологических картин на задней стене. Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. Самая известная и загадочная его работа — картина «Менины», предположительно написанная в 1656 году. «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656году. Вот-вот он начнет писать этот замечательный вымысел именуемый Портрет семьи Филлипа IV, впоследствии названного Менины, а точнее, вот-вот начнет вписывать в картину себя, долженствовавшего преобразовать устарелый династический портрет в блистательную игру-забаву.
Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение. «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656 году. Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. Впервые в музее Прадо картина упоминается под названием «Менины» в каталоге 1843 года. Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок.
«менины» (исп. Las Meninas, «фрейлины», 1656)— картина Диего Веласкеса. Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины».
Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. Появление гофмаршала так неожиданно, он так естественно заглядывает через открытую дверь, как бы призывая нас покинуть полутемные покои дворца, что мы, подобно читателю романа, увлеченному второй фабульной линией и забывающему о главном герое, готовы не замечать инфанты и ее свиты. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.
Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин. На это указывает отражение в зеркале.
Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Но Веласкес все гениально обдумал и взвесил в своей картине. В этом отразилась их привязанность к световым и красочным эффектам. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Когда Веласкес начинал, завистники упрекали его, что он пишет только портреты.
Из всех представленных на картине лиц они самые пренебрегаемые, так как никто не уделяет внимания этому отражению, устанавливающемуся позади всех и молча входящему через то пространство, о котором не помышлял никто. Картина оказывается местом скрещения двух сфер. Голова беспутника — рядом с головой бога карлица — рядом с инфантой. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.
Таким образом, нам становится понятным всё, что изображено на этой картине: королевская чета позирует для парадного портрета, а их маленькая дочь прибежала сюда, сопровождаемая менинами, карликами, придворными, чтобы посмотреть на работу художника.
Слева на переднем плане инфант Фердинанд. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. Пространство «Менин» предоставлено самому себе, объективизировано в самом себе, отчуждено от субъекта видения, лишено автора, творца.
Это толкование так же трудно доказать, как и опровергнуть. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Глубина и неразрывность его достигается в картине виртуозной передачей световой среды. А много ли вы приложили усилий для того, чтобы достигнуть подобного благополучия. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства.
Однако это положение требует оговорок и поправок. Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством. «Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов.
В пользу этого говорит сравнение картины «Ткачихи» с некоторыми другими произведениями того времени, в частности самого Веласкеса. Агостина по этикету припала на одно колено, предлагая инфанте попить.
Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». И все же оно нарушено. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Все зависит от точки зрения.
Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Нужно внимательно всмотреться в их соотношения. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е.
А с другой – сам бросает вызов богам. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд.
Афина превратила ее в паука за неуважение к богам. В ее должность входило подчеркивание красоты принцессы. Он отменил Конституцию 12, редактированную в его отсутствие Кортесом де Кадис и восстановил абсолютизм. В атмосфере преследования и страха, что последовали тем временем, назначили Комиссию для следствия по лицам, подозреваемым в сотрудничестве с оккупационным правлением.
Каким мастерством должен обладать художник, чтобы созданное его руками изображение могло соперничать с реальностью, как на вытканном Арахной ковре. Короля и королевы не видно. Вспоминается «Сикстинская мадонна», в которой бережно поставленная в углу тиара служит точкой опоры и вносит в это небесное видение кусочек реальности. Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».
Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Франсиско Гойя М. 1962г., 294 с. ) Ни один из его портретов не источал еще таких переливов серебра, такого сияния золота, разливающегося здесь настоящими потоками, такого слепящего глаз мерцания алмазных звезд, стрел, эгретов, ожерелий, подвесок. Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. Малоплодотворен также спор о том, какими бытовыми мотивами оправдано появление светских дам, что значат в нише виолы, какие из эскизно намеченных фигур стоят перед ковром в нише, какие вытканы на нем.
Обыкновенно Веласкес писал свои портреты на темном нейтральном фоне. Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства. Карлица из Германии Мария Барбола в темно-зеленом платье, расшитом серебристыми галунами. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. Эта техника известна также как «эффект Дросте». Но не это главное в полотне.
Марсий, по греческому мифу, достигнув необычайного мастерства в игре на флейте, вызвал на состязание самого Аполлона. Это сцены из жизни простых людей. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. 2. 13 и 14.
Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Однако оно находится почти в центре картины: его верхний край располагается как раз на линии, разделяющей надвое картину по высоте на задней стене (или на видимой ее части) оно находится посредине. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия.
Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине. Было высказано предположение, что на холсте, стоящем перед художником, следует предполагать не изображение Филиппа с супругой, а инфанты в кругу придворных, то есть всего того, что видно на холсте «Менины», причем художник позволил себе вольность: чтобы показать свою принадлежность ко двору, он перевернул свой холст и изобразил себя рядом с инфантой, между тем как должен был стоять перед ней. Однако в обоих случаях сходным приемом «прекрасное» снижается сближением с «безобразным».
Правильные прямоугольники картин и окон напоминают ковры «Тайной вечери» Леонардо. Итак, время действия – 1656 год. Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это.
Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства, уродцы делали их красивыми. Взгляды их пристальны, но странно рассредоточены — каждый смотрит только перед собой. Взгляд девочки, как впрочем и почти всех находящихся в ателье прикован к королевской чете, сидящей перед картиной. «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины».
Короля и королевы не видно. В 1656 г. были написаны «Фрейлины» или как их называют «Менины», — огромное полотно, высотою более 3 м., с фигурами в натуральную величину. В мае — начале июня Гойя исполнил в Аранхуэсе натурные этюды десяти (из тринадцати) запечатленных потом в картине членов королевской фамилии и они, как писала королева Годою, восхитили заинтересованных лиц. За спиной инфанта, подобно кошмару, возникает на картине безобразное лицо старой королевы, похожей на парку офорта «Тонко ткут».
Незадолго до рождения Веласкеса большинство художников в Севилье составляли иноземцы. Можно сказать, что не только король, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующим лицом, каким он был в классическом искусстве. Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще.
Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Взором своим лишь он один охватывает все поле картины и он же превращает всех позирующих в предмет искусного эксперимента (позирование перед зеркальной стеной Аранхуэсской галереи), пристального анализа, абсолютно независимого и нелицеприятного суждения. Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины. Это «двусмысленное место», видное всем картинным персонажам, но недоступное нам всe находящееся за границей полотна — одновременно и объект (так как художник именно его собирается воспроизвести на полотне) и субъект, поскольку оно находится перед глазами художника, представляющего самого себя в своем произведении.
Формы, воссозданные цветом, рельефны и телесны, а не плоски. «Он — гений неучтивости» (Там же.
Вот эта ценность зрителя для художника, разговор с ним – и есть самое главное в этой картине. Ван Эйк применил в своей картине рекурсивную художественную технику «mise en abyme» (или попросту выражаясь: «картина в картине»).
Но что он рисует. Сюжет «Вакха» не имеет ничего общего с «Менинами». Однако это положение требует оговорок и поправок. А почему в мастерской находится инфанта. Картины построены на эффектном сочетании звучных чистых тонов.
Острое видение и ощущение жизни привело художника к подобной трактовке образов. М., 1995. Наиболее дотошные искусствоведы даже сумели доказать, что холст, стоящий перед художником, не подходит по размеру для портрета королевской четы. Испанская знать не жаловала новую королеву.
Два основных жизненных притязания Веласкеса, по мысли Ортеги, — «стремление к искусству» и «стремление к социальной реабилитации» —были удовлетворены почти незаметно для него, без борьбы (он был первым придворным живописцем, почти не обремененным тягостной профессиональной рутиной). Верхняя свободна, более воздушна и легка. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Веласкес почти под конец своей жизни делается гранд-сеньором. 3.
Эта мирно дремлющая собака написана как чудный кусок натюрморта. Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду. Кто имеет до меня надобность, должен искать меня и, в случае, когда меня находят, я еще заставляю немного просить себя. Здесь «художник и монарх то и дело мгновенно меняются местами» (Там же.
Инфанта являемся функцией короля. «Никогда прежде Гойя не разыгрывал такого красочного великолепия, такой бархатистой синевы и жаркого полыхания всех оттенков красного цвета (от чистой алости костюма младшего инфанта в центре картины до оранжево пламенеющих, будто уже перегоревших и подернутых пеплом оттенков красных кафтанов инфанта Карлоса и принца Пармского по краям ее между ними размещаются темно-вишневый наряд короля и еще множество других горячих красок)». Мальчик побежал в определенное место во дворце, где хранилась запертая в шкафах посуда с приставленной к ней охраной.
С. 219). У голландцев и особенно Питера де Хооха, нередко встречаются такие фигуры «посторонних». В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место.
Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. В «Менинах» «живопись определяет свое собственное отношение к миру и возвращается к себе самой» (Там же.
Исключение открывает нам причину. Было ему тогда двадцать три года. На картине ей 5 лет. Он ведет жизнь трудовую, униженную, почти сплошь занятую работами которые ему противны.
В «Венере» Веласкеса зритель видит ее фигуру только со спины, а ее лицо только в зеркале, этим образ Венеры разлагается на два различных ее аспекта. СПб., 1994. Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом. Однако его проблемы на этом далеко не закончились и в 1815 г. он был вызван в восстановленную инквизицию (которая была тихо упразднена королем Хосе I) и допрошен относительно своей картины Обнаженная Маха. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.
Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». Что бы Веласкес ни изображал – человека, кувшин, форму, позу, событие, — он всегда пишет портрет, в конечном итоге — портрет мгновения.
Не будь ее, картина потеряла бы последнюю точку опоры и распалась бы на части. 5.
В зеркале изображенном Ван Эйком в центре картины, отражаются супруги Арнольфини и свидетели их бракосочетания. Художник испанского золотого века Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) пишет картину. Но зеркало в «Менинах» имеет еще другое значение. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале.
В результате — опустошенность, отсутствие жизненного накала, единственный ход существования — «держать дистанцию», единственный путь творчества — «искусство отстраненности» от собственных картин, от зрителя, от своего века. Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами. Но он по-прежнему одинок.
Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. В отношении действия в ней соединяется несколько сюжетных узлов. В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи. СПб., 1994. 1. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения.
Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут Мария Сармиенто, другую – Исабель де Веласко. Он не смотрит на палитру, но зритель чувствует безошибочность движения руки. К нему мастер обращался и ранее.
Карликов писали в Испании и до Веласкеса. Но смотрит и художник. Другой поздний шедевр Веласкеса, его «Ткачихи», ставит перед историком не менее спорные вопросы и помогает понять круг тех задач, которые интересовали Веласкеса при создании его «Менин». Батай, М. Мерло-Понти, М. Фуко и др. ). Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения.
Нижняя половина картины занята фигурами. Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы». «Глубокая незримость видимого связана с невидимостью видящего», — таков аналитический вывод Фуко, что, по его мнению и позволяет представить «Менины» как «чистое изображение», «изображение классического изображения», для которого человек не существует. С. 39).
С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. Оба опыта видения «Менин», разнозаряженные в своих исходных позициях (язык — понимание, «клинический взгляд» — исповедь), в итоге парадоксальным образом приходят к внутреннему смысловому тождеству.
«Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Каждая обладает своей правомерностью. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Более, того, оно противопоставлено окну и подчеркивает его.
Значительное место в творчестве мастера занимают гротеск, аллегория иносказание. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Молодая чета жила в Мадриде, где Гойя работал на Королевской фабрике гобеленов.
За пределами холста или внутри него. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства.
Зритель видит, что его незримый облик стал видимым для художника и воссозданным в окончательно невидимом для него самого образе. Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение. Когда Рубенс в первый раз посетил Испанию, его поразила грубость здешних живописцев. Уже венецианцы любили изображать Венеру перед зеркалом. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.
Вызванный в Трибунал реабилитаций, Гойя смог оправдать свое поведение во время оккупации. Однако затем работа шла медленно — картина была закончена лишь в июне 1801 года. Между тем более закономерно сравнивать ее с «Ночным дозором». Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа.
Веласкес обогащает свой рассказ о человеке изображая кусок жизни, окружающей его и, «Менины» соединяют в себе достижения художника не только в области портрета, но и бытовой живописи – 2 стержневых линий его искусства. В «Менинах» нет явной или даже метонимической рекурсии. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. И творчество побеждает.
(Колпинский Ю. Ф. С тех пор все пауки зовутся арахнами и продолжают ткать свои ковры-паутинки. Текст М. Фуко «Придворные дамы» — обстоятельное описание полотна Веласкеса — был включен в корпус «Слов и вещей» в 1966 году.
Его новая слава давала ему больше работы по заказам. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. Вся картина построена на парных противопоставлениях.
Но даже королевская чета не абсолютна. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. Далее М. Фуко делает еще одно очень важное замечание: «Останавливаясь на зрителе, глаза художника схватывают его и заставляют войти в картину, назначают ему особое, а вместе с тем неизбежное место, отнимают у него его светлый и зримый облик и переносят его на недостижимую поверхность перевернутого полотна» (Там же, с. 43). Здесь отыскиваются корни поверья, что разбитое зеркало означает грядущее несчастье или даже смерть человека, который им пользовался.
Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин.
Недаром картина называется «Borachos», что значит по-испански пропойцы. Искусная пряха, ткачиха и вышивальщица Арахна достигла совершенства в своем мастерстве, чрезмерно возгордилась, чем привлекла к себе внимание богини Афины – покровительницы ремесел. Только созвучие красочных пятен, нежных, как свежий полевой букет, оживляло эту узаконенную традицией схему. В «Менинах» Веласкес пытался выйти за пределы королевского дворца, отступить от норм парадного портрета. — «Но тогда в Италии нет, наверное, ни одного художника, который отвечал бы вашему вкусу и которого можно было бы увенчать короной».
Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Там начинается коридор, но вместо того, чтобы теряться в темноте, он расплывается в желтом сиянии, где свет, не проникая в комнату, клубится и успокаивается. Но при всем его преобладающем положении, бог вина все же принадлежит пьяной компании. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.
Но он видит их всех вместе, тогда как каждый из них (кроме только двух самых младших инфантов) всецело поглощен лишь собственной персоной. Вместе с тем в «Менинах» применен еще один прием, лишающий образ инфанты ее царственного ореола. Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей.
Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара. Веласкес рисовал ее часто, что дало повод назвать их у нас «Мастером и Маргаритой». Со скрупулезностью геометра Фуко исследует изображенное пространство, очерчивая «королевское место» «Менин».
Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу.
«От глаз художника к объекту его созерцания, — пишет М. Фуко, — властно прочерчена линия, которой мы не можем избежать, рассматривая картину: она пересекает реальную картину и достигает перед ее поверхностью той точки, с которой мы видим художника, смотрящего на нас эта пунктирная линия неминуемо настигает нас, связывая нас с тем, что представлено на картине» (Фуко М. Слова и вещи. И эту «двусмысленность» нельзя считать следствием простой небрежности мастера. У них нет общего центра притяжения, нет общего интереса. У Гойи нет героя, его герой — сама картина, то есть, сам визуальный язык. Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.
В годы кризиса Испании такой всеобъемлющий взгляд на мир имел большой общественный смысл. 6 июня 1599 года у португальца Хуана Родригаса де Сильва и Иеронимы Веласкес, родился сын. Но функция окна состоит в непрерывном освещении идущем справа налево и присоединяющем к полным внимания персонажам к художнику, к картине то зрелище, которое они созерцают. 4. Но следует решительно возражать против самой постановки вопроса. Значительное расширение поля эстетического в пределах самой философии, «метафорическая эссеистика» как специфическая творческая позиция многих философов, культурологов, критиков искусства характеризуют ситуацию постмодернистского знания.
При этом обе эти картины построены по золотому сечению и так гармоничны, что эта вторая тектоническая система ложится поверх первой и включает геометрические формы в соотношение фигур. Оптика взгляда художника — вот что интересует Веласкеса больше всего. Живописное полотно, подобно зеркалу, ограничено рамой. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).
На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Она вызвала на состязание Афину.
Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто. И вот, чем более я стараюсь сделать себя недоступным, тем более меня преследуют. Вы содрогнетесь от рева коррид, вам станет жутко от скрипа гарроты и стонов удушаемых.
Как во всякой человеческой судьбе, тут вмешался случай. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом.
Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». С. 330).
Между тем, она построена на сложной казуистике элементов «возвеличения» и «низведения» и только их крайняя запутанность избавила мастера от неприятностей, которые незадолго до того доставила Рембрандту перетасовка фигур в «Ночном дозоре». Наряду с тонким проникновением в структуры опыта культурного самосознания XVII столетия, оба мыслителя тонко очерчивают проблемное поле напряжения своего века: его методологические искания, коллизии философского и художественно-эстетического, его виртуозные интерпретации Субъекта и, вместе с тем, обосновывают интенции «смерти автора» исчезновения Человека, подобно тому как исчезает лицо на прибрежном песке. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Художник в различные исторические эпохи отражает действительность, жизнь людей в соответствии со своим отношением к ней. Итак, в отношении пространства картина Веласкеса образует скрещение двух сфер. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью.
Наоборот, в «Менинах» столкновение двух планов заключает в себе нечто от многопланности в новом европейском романе. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Мы как бы восходим ко все более высокой степени реальности, но никогда не достигаем совершенного.
В изображении самого себя за писанием картины с фигурами в человеческий рост Лагрене почти коснулся темы Веласкеса, но по существу оказался отнес очень далек. И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства.
На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством. Искусство вечно. Он занят работой – пишет портрет королевской четы изображение которой можно заметить, если приглядеться и заглянуть в зеркало, висящее над головой инфанты.
Уродка Барбола — это как бы пародия на миловидный, почти неземной образ белокурой, голубоглазой инфанты. Текст Фуко — попытка нейтрального описания того, что явилось предметом, «объектом» живописного произведения исходя из его внутреннего строения, несводимого к изображению или повествовательному смыслу. Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора – квартирмейстера для важных персон. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Но всякому свежему человеку эта роскошь скоро начинает колоть глаза. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.
Согласно Паломино, в картине изображен сам художник за писанием портрета короля Филиппа IV и Анны Австрийской. Как художник Гойя складывается сравнительно поздно. Я себе, — пишет он другу в том же году, — действительно налаженную жизнь.
Быть может, со дня возведения в кавалеры ордена он уже не касался кисти. Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу.
Это не значит, конечно, что преобладающая роль инфанты полностью уничтожается, но это делает ее преобладание наполовину фиктивным. Однако короля и королевы непосредственно в картине нет. Былая слава и могущество Испании остались в прошлом, королевская династия испанских Габсбургов угасает. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека.
Прежде толкователи видели в «Ткачихах» всего лишь результат случайного впечатления художника при посещении королевской ткацкой мастерской. Гойя — сложный и очень неровный художник. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Абсолютно по-новому понимает свою задачу Веласкес.
Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью. Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет. Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой живописи. По возращении в творчестве наступает эпоха портретов и пленэра. В левой части картины Веласкес изобразил себя во время работы над парным портретом королевской четы. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.
В «Менинах» — это гофмаршал и карлики. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. На первом плане художник пишет портрет, менины прислуживают инфанте, резвится карлик. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора.
Главное в Веласкесе и Гойе (помимо национальной самобытности) то, что изобретенная ими плоскостная живопись избравшая свет в качестве единственного исходного материала выводит напрямую к импрессионизму. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Картина переносит нас в пространство измеримое, в царство золотого сечения. Это привело к тому, что я так завален заказами, что не знаю, как всем угодить. галерея), но и их соотношение не вполне отчетливо. Это была как бы программа создания эпопеи из современной жизни.
Но ещё удивительнее то, что сама эта сценка, занимающая три четверти картины, кажется, попала в поле зрения художника случайно. Задача, блестяще решенная Веласкесом в «Менинах», — в самом произведении передать единство изображенного пространства. Свита и менины обусловлены маленькой инфантой. С. 329), но здесь и зритель.
Только у фламандской живописи был независимый источник, повлиявший на итальянское искусство поначалу лишь в плане техники, но очень скоро оно уже широко подключилось к нему. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). У Веласкеса главные фигуры отступают перед второстепенными.
Марии Луисе не могла не польстить подобная группировка, в которой была подчеркнута ее главенствующая во всем королевском клане роль и где она была (в духе идеалов сентиментализма) представлена заботливой матерью семейства. Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино. Говорят, он улыбнулся два раза в жизни.
Два года спустя он женился на Хосефине Байэу. Искусство было преимущественной областью фантазии, сном, сказкой, мечтой, «узором, сотканным из формальных красот». Марина Хайкина искусствовед: «Веласкес придумал трюк: он перенес фигуры королевской четы из иллюзорного в реальное пространство, а зрителей – наоборот. Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин.
Этот жанр показывает, кто заказывал портреты, от кого материально или духовно зависел художник, на какие группы общества он обращал особое внимание. светотенью, красками. Большинство работ севильского периода близки к жанру «бодегона». Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений».
Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). В глубине комнаты, в дверях, виднеется гофмаршал королевы дон Хосе Ньето. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Фигура художника вырастает в исполинскую конструкцию, образуя с холстом почти архитектурное сооружение. 9.
Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко. Но правда портрета — правда поэтическая, а не документальная. Рядом с ним, среди комнаты, стоит крошечная инфанта Маргарита, которую привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.
Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. Самой королеве Марии Луисе принадлежит почетное место в центре. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. «Свет мой, зеркальце, скажи».
Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. Все случайное и непреднамеренное, весь закулисный беспорядок облекается в «Менинах» в стройный образ, в ясную архитектурную оправу, от которой веет классическим холодом «Афинской школы» Рафаэля. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты. Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто.
В портрете «Менины» фоном служат не условные декорации, а то, что находится за кулисами, нечто такое, чего не замечали при этом фон стал основным предметом внимания художника, захватил все полотно и как бы вытеснил главных действующих лиц за его пределы. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище – посмотреть на него не снизу вверх (где реально находиться зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». Веласкеса привлекала и задача расширения рамок картины и признания простого человека и поэзия легенды и изящество «галантных цен».
Заключительные слова канцоны Лопе де Бега способны дать оправдание того прекрасного зрелища, которое Веласкес увековечил в «Ткачихах». Дверь также вырезает светлый прямоугольник, матовый свет которого не проникает в комнату. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Есть в его картинах печаль, серьезность, суровость, словно бы осуждающие всякое веселье. Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо.
Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. Внешне она проигрывала первой жене Филиппа, красавице Изабелле де Бурбон. Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино. Это два взгляда, два текста, два понимания идущих через три столетия, через полотно XVII века к пониманию ХХ-го, к тексту современности.
Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Во всяком случае, в золотистой атмосфере «Ткачих» как бы растворяется вещественность всех образов.
Это толкование сюжета вызывает некоторые недоумения.
Оба произведения выполнены в разных манерах. Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства. Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног». Очень возможно, что прямое пародирование не входило в замыслы художника.
Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Отмечалось, что картина могла служить прославлению испанской шерстяной промышленности, которая приходила в те годы в упадок (как в упадок приходило и военное дело, которое Веласкес прославил в своей «Сдаче Бреды»). Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Но самое главное, выяснение бытовых подробностей запечатленной в картине сцены и ее большей или меньшей верности овидиевой легенде уводит от понимания картины как от поэтического живописного образа великого мастера.
Лондон. В нем буквально купаются изображенные персонажи, сами зачарованные им, сами уже ничего не различающие, сами существующие только для того, чтобы демонстрировать, подобно выставочным манекенам, всю показную роскошь этой костюмерии и бижутерии, всю навязчивую мишуру придворной жизни. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. СПб., 1994, с. 42). Я никому не прислуживаюсь.
На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Творения Гойи продолжают жить, рождая все новые и новые ассоциации.
Далее мальчик побежал к месту, где охранялась вода и там ему наполнили кувшинчик. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». У Рембрандта — девочка и собачка, самые светлые пятна во всей полутемной картине. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. В 1623 году умер придворный художник Родриго де Вильяндрандо.
Не повезло Веласкесу также с самой главной персоной в государстве, — с его покровителем. Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины.
Граф-герцог собирает в Мадриде своих друзей и клиентов, в большинстве севильцев. По меткому выражению Пьера Гассье, — это предельно замкнутый мир, в котором почти нечем дышать. Арахна выткала рассказ о "преступлениях" и "пороках" богов, в том числе и сюжет о похищении Европы.
Ни у кого из художников не было столько досуга, как у Веласкеса. Дом Пачеко в Севильи был открыт для всех выдающихся людей, живших в этом городе. Арахна – дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон. «Живопись одна наделена правом смотреть на вещи без какой бы то ни было обязанности их оценивать», — говорит Мерло-Понти, сравнивая ее внутренний статус с позицией «ответственности говорящего человека», присущей философии и литературе.
Разумеется, нет. Мы замечаем птичье обличье инфанты Марии Хосефы, выпученные глаза дона Антонио, с ненавистью уставленные в затылок своему старшему и значит, загородившему для него престол, брату Карлу, «вареную» физиономию последнего с оловянными, будто приклеенными к лицу глазами, плотоядную ухмылку королевы, ее оплывшие неумеренно оголенные плечи и руки мясничихи – одним словом, всю вульгарность этой во всех смыслах ожиревшей и опустившейся до животного состояния семьи. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.
После своего поражения в Витории в июне 1813 г. французы отступили из Испании и многие офранцуженные последовали тем же путем. Следуя концепции Фуко, в XVII веке его время еще не настало, «классическая эпистема расчленяется по таким линиям, которые никак не позволяют выделить особую, специфическую область человека» (Фуко М. Слова и вещи. После того как в нише на ковре было обнаружено изображение «Похищения Европы», скопированное с одноименной картины Тициана, вся эта картина поставлена была в связь с заимствованным у Овидия мотивом «Наказания Арахны», легендарной ткачихи, за дерзкое самомнение превращенной Афиной в паука. Изящен жест, которым Веласкес держит кисть.
Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. Импрессионисты оценили Веласкеса как пленэриста, но недооценили в нем мастера композиции. Но зеркало у ван Эйка не расширяет пространства. С. 41).
Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу. Наконец — и это является третьей функцией зеркала, — оно располагается рядом с дверью, которая раскрывается, подобно ему, в задней стене на картине. Можно заметить неуверенность Веласкеса в первых его портретах Оливареса. В это время Гойя еще все больше отделялся от общества.
Вместе с тем Веласкес не боится проведенных прямых линий и геометричности форм. Это знаменитый портрет «Ла Фрага», единственный, где Филипп изображен в военном костюме, — кроме конного портрета в Прадо, где он в панцире. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Согласно Ортеге, его отсутствие есть «стиль-исповедь» Веласкеса. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.
Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. Это его единственный достоверный автопортрет. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Парадный портрет семьи Карла IV был заказан Гойе весной 1800 года.
Талантливый и образованный педагог и теоретик искусства, Пачеко создал прекрасную мастерскую, которую нередко называли «академией образованнейших людей Севильи». Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Здесь царствует строгая оптическая логика, беспощадно препарирующая события, «развернувшиеся между тонким кончиком кисти и острием взгляда» (Фуко М. Слова и вещи. Как для смотра выстроены на картине члены королевской семьи. В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту.
Свои возможности в области этого жанра он проявил уже в «Сдаче Бреды», сумев объединить действующих лиц единым переживанием – сознанием важности события.
Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Здесь же зеркало ничего не говорит о том, что уже было сказано. Они узнаются на заднем плане картины в двух небольших силуэтах, отражаемых зеркалом. И наконец, слева работает у мольберта Диего де Сильва Веласкес, придворный художник испанского монарха и один из первых художников Европы. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно.
Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. В момент работы над циклом художнику было 76 лет, он давно достиг успеха и признания у профессионалов и публики, хотя некоторые видят в его работах на темы мастеров прошлого желание преодолеть сомнения в своей значимости. У Веласкеса, наоборот, рама служит всего лишь случайным пролетом, по сторонам от которого и перед которым находится реальность.
И на этот раз нужно вспомнить «Дон Кихота», произведение, в которое наряду с мотивами плутовского романа вошли и мотивы пасторали и новеллы и сцены придворной жизни и театральные сцены. Ему 57 лет. Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище — посмотреть на него не снизу вверх (оттуда, где реально находится зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться.
– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». La carta del navegar pittoresco. Это внесло некую натянутость в отношениях с Филиппом IV.
Однако благодаря тонко взвешенной композиции маленькая инфанта становится в несколько необычное положение. Есть точка зрения Филиппа и Анны, есть точка зрения художника, есть точка зрения зрителя.
Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. Художник-художник — «он безоговорочный суверен в своем постижении мира, оснащенный только той «техникой», которую приобретают его глаза и руки» (Мерло-Понти М. Око и дух // Французская философия и эстетика XX века. Та послала за водой Николасито. Venezia, 1660, p. 58). Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства.
Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. Несомненно, что Веласкес и следовал Овидию и копировал Тициана, возможно, что он вдохновился случайно увиденным, как художник испытывал симпатию к ткачихам, создателям прекрасных ковров.
Оно представляет собой вырезанный фрагмент бытия, отделенный от мира воспринимающего. Находится в музее Прадо в Мадриде. В 1622 г. Веласкес впервые приехал в Мадрид.
В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. И здесь уместно привести слова Паломино об этом первом этапе его жизни после описания созданных в Севилье бодегонес: «В таком вот духе были все вещи, которые Веласкес делал в это время, дабы отличиться ото всех и идти новым путем сознавая, что Тициан, Альберти, Рафаэль и другие захватили до него лавры первооткрывателей и что, поскольку они уже умерли, слава их возросла, он, движимый своим причудливо изобретательным вдохновением, принялся изображать сценки из жизни простонародья в новой, смелой манере, с необычными красками и освещением. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.
Зарождающиеся здесь тенденции нового художественного видения получают более конкретное выражение в картонах второй серии (1786—1791), где художника интересует не столько декоративно-зрелищная сторона народной жизни испанское искусство второй половины 18 столетия было лишь фоном, на котором особенно рельефно выступило могучее дарование Франсиско Гойи. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Афина и Арахна.
Книга «Веласкес и Гойя» Х. Ортеги-и-Гассета (1962) явилась свидетельством того «синдрома Веласкеса», который переживал философ в течение всей своей жизни, беспрестанно, «подобно средневековому мудрецу, неоднократно перечитывающему книгу, дабы постичь скрытую в ней истину», вновь и вновь возвращаясь к «загадке» «Менин». Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты.
Вместе с тем портреты свидетельствуют и об отношении художника к портретируемым, о его симпатиях и антипатиях. Нац. Художник бросит вас в бездну своих «Капричос» и вы познаете блаженство ночного полета и ужас тайных кошмаров. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Загадка заключается в другом.
Веласкес покорял своих высоких покровителей, продолжая числить их на высоте положения. Прежде всего, вся картина, так же как и один из двух пейзажей Веласкеса «Вилла Медичи», делится на две равные части, причем границей между ними служит узкая полоса стены между картинами верхнего ряда и дверью. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа».
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Живописный опыт, в круге парадоксальных задач — увидеть видение, осмыслить смыслообразование, представить само представление, неоднократно провозглашается философской мыслью ХХ века «материалом истины» (Ж. Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение. Только такой художник, как Гойя, ясно осознающий масштабы своего таланта и, возможно, достаточно обеспеченный, чтобы рискнуть своим положением Первого придворного живописца, мог отважиться написать правдивый портрет королевских персон. Он учился живописи у Франсиско Эреры Старшего (1576-1656), а затем у Франсиско Пачеко (1564-1654), общение с которым оказалось для молодого художника особенно важным.
На заднем плане в дверном проеме видна фигура дворецкого королевы Хосе Ньето де Веласкеса, родственника художника. Вместе с тем его творчество, отличающееся правдивостью исторической конкретностью и глубоко национальным характером (что отметил еще В. В. Стасов), несет в себе и более широкое, универсальное содержание ибо в нем находят косвенно-ассоциативное выражение многие проблемы и трагические противоречия новой исторической эпохи. Картина «Менины» явным образом построена. Знакомство с шедеврами королевской коллекции живописи, встреча со знаменитым фламандским художником Питером Пауэлом Рубенсом в 1628 г., наконец, две поездки в Италию – всё это превратило Диего Веласкеса в мастера с огромной художественной эрудицией.
С. 34). Он взирает на то, что происходит при дворе и на античных героев из близкого ему мира «кухонного жанра». В «Ткачихах» он как бы возвращается к исходной позиции своей молодости. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Но в тихих бюргерских интерьерах, где человек становится стаффажем, замирает всякое действие и этот мотив теряет свою остроту. Но делают они это с противоположным смыслом.
Столица открыла ему новые возможности. Позади стоит придворная дама Мария Марсела де Уллое. Отражая фигуру художника, оно всего лишь приобщает его к мирному уюту бюргерского дома, на что намекает и надпись: «Здесь был я». Оба поворачивают культуру лицом к реальности. Связь картины и зеркала была установлена в очень давние времена.
В марте следующего года Фернандо VII возвратился в свое государство. Добавлю, что его мир в основном состоит из чудовищ или, по меньшей мере из уродов. Веласкес достигает шестидесятилетия и вершины своей слаы. С точки зрения каждой меняется значение целого. Это точно и подробно описано М. Фуко при анализе картины Веласкеса «Менины», где художник, вглядывающийся во время работы в объект изображения, реально смотрит на зрителя ибо то, что он рисует на полотне, повернутом к зрителю тыльной стороной, в картине Веласкеса не представлено на том месте, где ему следует быть, а отражено лишь в зеркале за спиной живописца.
Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. Без иносказания и аллегории раскрывает полотно истинный облик правителей Испании.
Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины. Правда, Рембрандт идет в обратном направлении: он выделяет фигуры отдающего приказания капитана и офицера, а остальные фигуры подчиняет им (и это вызвало недовольство заказчиков). Ведь чувства и черты воли людей непосредственно проявляются не только и не столько в цвете, сколько в мимике лица, жестах, движениях тела, находящегося в определенном пространстве.
Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. Вы дали себе труд родиться, только и всего. Менинами могли стать только девочки из самых знатных семей. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин».
И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. В «Менинах» Веласкес пренебрег всеми канонами придворного искусства изобразив аристократов в будничной обстановке. Глаза художника расположены выше точки схода, пол находится выше пола, на котором стоит зритель и этим мир картины поднимается над миром обыденным.
Особенно наглядно об этой зависимости свидетельствует портретный жанр в живописи и скульптуре. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Не сочтя возможным показать столь важных персон за столь незначительным занятием, Веласкес, в то же время превращает королевскую чету в простых зрителей картины, а на первом плане помещает фигуры шутов, которые как бы приравниваются к представителям знати степень внимания к ним художника.
Но, правда портрета — правда поэтическая, а не документальная. В Испании живопись до 1600 года была не просто провинциальной, но захолустной. В данном контексте глубоко закономерен тот факт, что именно «Менины», на всем протяжении истории их исследований зачастую рассматривавшиеся как «картина о картине», «теология живописи», «настоящая философия искусства», «модель творчества», неоднократно становятся предметом импульсом, вдохновением философско-эстетических исканий уходящего века.
У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты. Он был объявлен невиновным и восстановлен, как Художник Палаты. светотенью, красками.
В «Менинах» они связаны условиями, в которые поставлены. Верхняя свободна, более воздушна и легка.
Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). В глубине, как посторонний наблюдатель, стоит за мольбертом сам художник. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. — «Красота и совершенство находятся в Венеции, кисти венецианцев я отдаю первое место и Тициан является их знаменосцем» (Магсо Bosquini.
В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Как будто ничто не способно нарушить это затянувшееся самолюбование. Прожив всего 22 года, она пережила почти всех своих многочисленных братьев и сестер. Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Картина представляет собой редкий в испанском искусстве пример группового портрета. Итак, предоставим читателю возможность выбрать то толкование картины, которое кажется ему наиболее убедительным или, вдохновившись примером Фуко и Ортеги, создать собственную версию и двинемся дальше.
В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.