В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история.
Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. 1910 На террасе. Без сложнейшей операции не обойтись. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. Эскиз Автопортрет (в шубе) запечатлел художника в пышной шапке и теплой шубе у прилавка с разноцветными игрушками и шкатулками, на фоне заснеженных церквей и башен Троице-Сергиевой лавры. Так он стал одним из зачинателей нового художественного направления — соцреализма14.
ДО КОНЦА. Картина экспонируетсяв Санкт-Петербурге, в музее-квартире И. Бродского. Самый ранний Семейный портрет (1904) он уничтожил, сохранив только группу жены и Кирилла. Сюжет «Большевика» образно восходит и является своего рода повторением другой знаменитой работы Кустодиева, антимонархической карикатуры под названием «Вступление. Позади купчихи плетется молодой парень, в руках его множество покупок, которые дама выбрала на городском рынке: это и хлеб и рыба и деликатесы в корзинке.
Внизу раскинулась ярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля. В 2017 году «Большевик» экспонировался на выставке в Королевской академии художеств в Лондоне, посвящённой искусству, рождённому Октябрьской революцией70. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. В 1912 году Иван Васильевич попросил художника написать портрет его дочери — Марии Ивановны Тарлецкой. Большевик ступает через толпу людишек-муравьёв как Гулливер среди лилипутов, он своего рода «Гулливер революции»45331537.
Поначалу он был влюблён в революцию как в «свободную, огнеглазую любовницу», но после победы большевиков стал различать в цензуре печати «жандармскую коросту», а в арестах «советской полицией» инакомыслящих — «знакомый дух охранки». Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Особенно хорошо за рекой, где две церкви такой странной формы» (Из письма И. С. Куликову).
На переднем плане дети катаются на санках. Лишь однажды, в холсте На охоте (1905) им была сделана попытка изобразить себя в рост на фоне полей, с собакой у ног, возможно навеянная старинными портретами, но через какое-то время холст был урезан до поясного. Степанов также рассказывал о бытовании среди старых москвичей одной легенды, согласно которой Фёдор Шаляпин во время написания Кустодиевым его портрета увидел у него дома эту картину с фигурой огромного большевика и, содрогнувшись, сказал: «Ну, пора уезжать. »4533. К кураторам обратились нынешние владельцы картины с просьбой атрибуции. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. В прежних картинах Кустодиев придавал церквям уютную и величественную красоту, сообразно высказыванию самого художника, как-то записанному Воиновым: «Церковь на моей картине — моя подпись»37. Но еще – память, воображение. Большевик та сила, которая поворотила Россию37 делом рук своих, знаменем, он попирает собой всё вокруг, что там церкви — большевик выше самого бога52 он Колосс40, охвативший космос, «витрувианский человек», маячащий в облаках как грядущий идеал32.
М. и В. А. Кастальские), няня. Только одно рисовать. Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких. А позади него виднеется пожилая купеческая пара.
Живописные автопортреты им созданы в ранние годы, позже, в отличие от А. Я. Головина, например, он обходился только графическими, а если писал себя маслом, то – в групповых портретах (Мир искусства, В Тереме). Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования. В беседе с Всеволодом Воиновым художник говорил, что в то время его неудержимо «привлекала к себе мысль выразить в большой картине чувство стихийного в большевизме»262728. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.
Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Кустодиев понимал революцию как народный бунт, стихийный и гигантский по своему размаху1. Дважды, в 1919 и 1922 годах, Замятин арестовывался за антисоветскую деятельность и чуть не был выслан из Советской России на «философском пароходе», во многом из-за своей публицистики, а также романа-антиутопии «Мы», ставившего знак вопроса над большевистским «светлым будущим», Как пишет биограф Кустодиева Аркадий Кудря, Замятин, к тому времени сформировавший свое отношение к власти, «надо полагать, по достоинству оценил» «Большевика»41. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. После смерти Кустодиева в 1927 году в возрасте всего 49 лет6816 «Большевик» экспонировался на выставках, организованных Русским музеем и Третьяковской галереей69.
Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Здесь чувствуется то настроение, о котором он рассказывал в письме Лужскому. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность.
Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Колористические, композиционные и идейные принципы данного полотна были развиты Кустодиевым в последующих работах, в особенности в портрете Шаляпина, положившем начало «типичному» творческому методу художника, впоследствии описанном искусствоведом Марком Григорьевичем Эткиндом: «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия»14. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва).
Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Вторую родину он открыл для себя в Кинешме. Впервые «Большевик» экспонировался лишь в 1923 году, на 4-й выставке Ассоциации художников революционной России4243, куда художник вступил в том же году5. Восстание Кустодиевым воспринимается как настоящий народный праздник.
Юлия Евстафьевна сидит в коридоре. Картина экспонируетсяв Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств.
Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Я. Билибин, 1901). Примечательно, что по свидетельству того же Воинова, в первоначальном варианте картины Кустодиев хотел изобразить на крыше церкви прячущихся в ужасе попа и дьякона, но под влиянием мнения жены передумал, отказавшись от этой довольно карикатурной идеи213825.
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Он жил в состоянии радостного возбуждения. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. С тех пор, по собственным словам Кустодиева, его миром стала его комната. Вспомним, что в отечественном искусстве начала XX века этой теме внимание уделяли В. А. Серов, Л. О. Пастернак, Л. С. Бакст, С. В. Малютин, П. П. Трубецкой, создавшие портреты с сильным жанровым элементом, а Пастернак – еще и бессюжетные жанры, фиксирующие интимные состояния (сцены материнства с мотивами кормления, укачивания ребенка), музицирования, приготовления уроков. Они стараются настичь упряжку, которая находится в центре картины.
Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906). В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. Так он и работал. Новое Временное правительство, пользовавшееся поддержкой старого чиновничьего аппарата, не обладало реальной властью, а Совет рабочих и солдатских депутатов, поддержанный армейскими массами, в свою очередь не обладал законной властью сложившееся «двоевластие» разрешилось Октябрьской революцией 1917 года — низложением Временного правительства и приходом к власти большевиков12. Он говорил: Картины в моей голове сменяются, как кино.
Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Я. Билибин, 1901). Он изображен вместе с прекрасной белой лошадью, которую пытается обуздать. Кустодиевой.
Проносится тройка лошадей, запряженная в небольшой возок на полозьях. Полотно немного отдает народным лубочным искусством, но это его не портит. Картина экспонировалась на выставке объединения «Мир искусства» в Москве в 1917 году, тогда же была приобретена в частное собрание и в поле зрения искусствоведов непопадала. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои.
Картины Кустодиева богаты именно оттенками. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Первым художественным откликом на события стала картина 27 февраля 1917 года, написанная в том же 1917 году.
Сейчас сын коллекционера (пожелавший остаться неназванным) согласился предоставить картину на выставку для более широкого круга зрителей. Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года.
Только щеки да нос краснеют». Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Узорная красочность придает картине простонародную лубочность. Как писал Анатолий Дмитренко, «несмотря на известную наивность и некоторую надуманность решения», картина волнует «смелостью живописного, композиционного построения искренностью, желанием художника откликнуться на события времени»22.
И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
Он приезжает в Швейцарию и оказывается на больничной койке. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Нашу соседку помещицу только что посадили в тюрьму и требуют 10 000 р. выкупа. Ее образ — воплощение народного представления о красоте: тело — кровь с молоком, щечки — яблочки наливные, губки-вишенки.
В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. В том же году Кустодиев предложил «Большевика» организаторам выставки картин и скульптур «Красная Армия. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Масленица 1916 года — радостное и феерическое зрелище. Некоторые критики считали, что церковь стала на пути большевика как последний «символ самодержавия, верная хранительница старых порядков», которую он легко переступит как раньше перешагивал дома, как растаптывал всё прежде213914. Тогда же, зимой, «Большевика» увидел писатель Евгений Замятин, верный друг Кустодиева, приехавший к нему в мастерскую на позирование для своего портрета.
Слова оказались пророческимиИрина Кустодиева. И так всю неделю, пока не наступит время главного ритуала – сожжения чучела Зимы. Вот кого рисовать-то.
Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Проявившийся в «Большевике», по оценке Рафаила Кауфмана, жизнеутверждающий мотив, несмотря на всю его аллегоричность, позволил Кустодиеву создать несколько по-настоящему реалистичных картин революционного празднества, какими стали полотна «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Подход Кустодиева, творчество которого вошло в стадию наивно-символической оценки революции, схож с методом Константина Юона изобразившего в своей работе «Новая планета» (1921 год 71 100, 8см картон, темпера Государственная Третьяковская галерея) по аналогии с миром космоса метафоричное разрушение старого строя и рождение нового советского государства5955286061.
В лучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре. Какова шуба на нем. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Именно тогда его мучают такие сильные боли, что Борис Михайлович не в силах даже спать. Понимая всю тяжесть своей болезни, он часто говорил своим детям, Ирине и Кириллу: «Счастливые вы, доживете и увидите всю красоту предстоящей жизни»16.
Масленица – картина художника Кустодиева – завораживает тонкой игрой голубовато-серых полутонов. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. По замечанию литературоведа Юрия Карякина именно «вот эта боль и взорвалась в Большевике», боязнь Кустодиева за дом и за семью25. На этот раз действие разворачивается на площади небольшого провинциального городка. Портрет И. Б. Кустодиевой. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия.
Но интересовала Кустодиева только живопись. По композиции «Большевик» больше похож на «27 февраля 1917 года»: оба произведения представляют из себя зимние пейзажи. 3. Е. Серебрякова, в 1910-1920-х часто изображавшая детей, предпочитала чистый портрет, нагую натуру, чистый жанр (преимущественно тихие игры). Знай, что ты не одна и твое здоровье и ты сама нужны еще многие годы для человека, который тебя любит и видит в тебе ту, которую ему послала судьба.
На расспросы о том, почему они раньше не обращались за экспертизой, владельцы отвечали в том духе, что нехотели разочаровываться, если бы это оказался не Кустодиев. (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. Вот она – юная и стеснительная невеста (1901), молодая жена, хрупкая и чуть болезненная (1903), счастливая мать первенца Кирилла (1904), она с недавно родившейся, нарядной, как невеста, Ириной на руках (1906), опять с Ириной двумя годами позже в интерьере квартиры на Мясной (1908), в расцвете сил и женской красоты на фоне окна в имении Терем Костромской губернии (1915), парадный портрет женщины, усталой от тягот жизни, в уютной квартире на Введенской (1920) изображение деловой и энергичной, закаленной в сражениях за жизнь женщины 1920-х годов (1926). Картину укрепляли горизонтально и ее можно было передвигать взад и вперед.
Кустодиев с охотой отозвался на это предложение. Эксперты немедленно признали в работе руку Кустодиева, тем более что на обратной стороне картины сохранилась старая этикетка с той самой выставки «Мир искусства» 1913 года. Но это не останавливает художника: стиснув зубы, он по-прежнему пишет. Передний план художник отдал детям, катающимся с горки.
Художник впервые показал портрет на выставке «Мир искусства» в 1913 году, где она произвела фурор. Пожалуй, самой известной красавицей Кустодиева стала его Купчиха за чаем 1918 года. Терем (1910) с фигурами жены и детей. Но и она только чуть приглушила боль. Еле поспевая за купчихой, он изо всех сил старается угодить ей. Так оно и было.
Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Толпа движется по городу, по Москве — к Кремлю от горы с домами, на которой заметно здание Румянцевского музея (позже Библиотека им. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Деревья покрыты инеем, а вдали вырастает небольшой город со множеством церквей и домов. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаБорис КустодиевГоды жизни: 07 марта 1878 — 26 мая 1927Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникБорису Кустодиеву повезло стать учеником самого Ильи Репина, однако он отверг каноны, по которым работал его учитель и начал искать собственное творческое направление.
По свидетельству Воинова, в кустодиевском альбоме был проект картины, в котором по концепции «старых мастеров» соединялись «раскрытые интерьеры и улица»38. Полотно находится в Русском музее в Петербурге. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено. В левой части картины видны два возка, взлетающие на холм. Многофигурные композиции размещены в центре и по краям картины.
Однако в случае «Большевика», снег, являющийся любимым выразительным средством Кустодиева, померк до синевы от тени огромных фигуры и флага, сквозь складки которого проникают редкие всполохи солнечного света. Автопортрет размером 100 x 85см выполнен гуашью и темперой по картону1211. Кустодиев создает образ охваченного ликованием народа, победившего старый мир. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». В этом богатыре как персонификации Октябрьской революции виден сам Иван из поэмы «150 000 000» Владимира Маяковского: «Россия вся единый Иван, /и рука у него — Нева, /а пятки — каспийские степи» здесь поэт перевоплотился в своего героя, который как в стихотворении Марины Цветаевой: «Превыше крестов и труб, /Крещенный в огне и дыме, /Архангел-тяжелоступ»4748.
Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Голова большевика выходит за верхний край полотна, она будто касается небес и обрамлена складками знамени зритель может увидеть в нём «Ангела сильного облачённого облаком над головой его была радуга» и «ноги его как столпы огненные»46 (Откровение Иоанна Богослова, 10:1)51. Борис Кустодиев Портрет Ю. Е. Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А.
Зашел с мороза прямо в шубе. Он умер 26 мая 1927 года – буквально в работе. К лучшему из них принадлежат графический портрет Ирины (1919) и полотно Портрет К. Б. Кустодиева (1922).
Что было в его силах в это смутное и голодное время. Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием. Веселье охватывает всех. Но бодрость не покидала его. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии.
К этому времени мастер уже создал еще один автопортрет с женой – холст Прогулка верхом (1915). Стиснув зубы, большевик крепко сжимает могучими своими руками древко знамени2140. По выражению Воинова, «большевик движется на церковь» будто «красный призрак», который «опьяняет и увлекает за собой массы» в этом по мнению критиков можно разглядеть отсылку к чётко обозначенному к моменту создания полотна отношению новой власти к религии3738. Художник явно с восхищением рассказывает о богатырском таланте певца. Доминирующие на полотне красные и чёрные тона, благодаря которым «Большевик» приобретает победную монументальность, добавляют композиции ощущение бунтарства, бесконтрольности и стихийности, которыми наполнено «27 февраля 1917 года», во многом из-за собственных наивно романтических революционных представлений художника141721. В вышине – стая грачей, птицы прилетели и находятся в ожидании весеннего тепла.
Мотив автопортрета в санях в 1918 году был переработан в композицию Автопортрета с женой (в санях), ныне существующую в нескольких вариантах. В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Что это за город.
С первых послереволюционных лет Кустодиев активно включился в творческую работу для новой, советской власти: участвовал в праздничном оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября, оформлял книги о Ленине, написал четыре ленинских портрета, принял участие в разработке «будёновки», создавал плакаты, лубки, панно и полотна, прославляющие революцию и изображающие революционную Россию в радужных тонах17142181920. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Сенсация выставки — «Портрет госпожи Т» (Марии Ивановны Тарлецкой). Обращенное к зрителю лицо художника несет печать недавней болезни и физических страданий.
Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам.
Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Он особо отметил свою готовность продать картину музею Красной Армии и это предложение было принято с восторгом, которого Кустодиев не ожидал, так как, по-видимому, руководство музея увидело в «Большевике» иной смысл, чем тот, который был воплощён художником.
В сани норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева. Через три года, вернувшись в Россию после лечения от опухоли спинного мозга в Швейцарии, зимой 1912 года в Петербурге Кустодиев заканчивает свой автопортрет по просьбе министра народного просвещения Италии Луиджи Кредаро, выразившего в письме художнику желание дополнить коллекцию галереи Уффици автопортретами «ныне живущих больших художников»3145. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью. Художник – без рук, он жить не сможет.
Молодые кони несут легкие сани, а кучер их понукает кнутом. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Рука по-прежнему болит, особенно по утрам. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Воинов, впервые увидевший «Большевика» в мастерской Кустодиева, записал 3 декабря в своём дневнике за 1921 год, что «картина производит огромное впечатление» и в ней, «по-моему, есть глубокое чувство художника к переживаемым им событиям, чисто чувственное интуитивное»3940. Кустодиевой с дочерью Ириной.
К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. Искусство требует всей жизни. К 1912 году замысел портрета уточнился. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж.
Также отмечалось, что «революционная тематика трактовалась им в декоративно-стилизованной символике, что сообщало его творчеству этого периода мелкобуржуазный налет», который очевиден в «Большевике», наделённом «ошибочным пониманием им русской революции как проявления неорганизованных, стихийных народных сил»57. Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух.
Кажется, даже природа принарядилась по такому случаю разукрасив инеем деревья, радуя горожан своей по весеннему солнечной но еще морозной погодой. Городской люд осенён огромным, грандиозно развевающимся кроваво-красным полотнищем стяга, которое, как пылающее пламя революционного пожара, окутало всё городское пространство и змееподобно закрыло все небо, теряясь за линией горизонта и распростёршись по всему верхнему краю картины как «новые небеса»33461421 (Книга пророка Исаии, 66:22)50. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Из его записной книжки: Каждое существо хочет жить, даже таракан.
Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. – писал ей когда-то Кустодиев. В окончательном варианте он изображен в повороте три четверти идущим вдоль перил террасы, на фоне освещенной зимним солнцем громады лавры, суетливой современной жизни у ее стен и деревьев, покрытых инеем.
Праздничный фон представлен очень пестро и ярко: на открытом балконе виднеются народные актеры и среди них особенно выделяется фигура черта, а ближе к переднему плану прогуливаются две дочери Шаляпина и его секретарь — певец И. Дворщин. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. Кажется, что ничто не может разрушить величавое спокойствие героини картины, рядом с которой художник поместил ласкающегося кота. На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз. В этой работе художник пытается дать объективную оценку революции.
И. Шаляпин». Здесь он построит дачу и назовет ее Терем и проведет самые счастливые свои дни. Эксперты же немедленно уговорили показать работу на выставке.
Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Вместе с тем некоторые советские критики при оценке «Большевика» Кустодиева не упускали из виду «крамольный» своего рода «перепев его же сатирического рисунка 1905 года», что говорило о том, «насколько не в силах был понять Кустодиев пролетарского характера Октябрьской революции»56. Степенный коренной жеребец старается сдерживать резвых пристяжных – да куда там.
«Большевик» оказался одним из самых первых, наиболее известных и значительных произведений тех лет, созданных на революционную тему при помощи аллегории и ставших классикой советского изобразительного искусства542755161728. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Чертовски трудно. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее.
В характерах своих героев художник подчеркивает непосредственность и прямодушие. Больной без сознания, вот таким образом вам решать, что сохранить ему: руки или ноги. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Описание картины Кустодиева Масленица можно закончить поклоном в честь талантливого художника, сумевшего мастерски передать всю сущность одного из самых грандиозных русских праздников. В. И. Ленина)33153740.
Создание полотна в кольце блокады, нужды и холода стало для художника настоящим подвигом17. Я терпелива. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. По трактовке Карякина, большевик идя на церковь, личный мир Кустодиева, «идет на художника, его хочет стереть с лица земли»25.
Спустя три года Кустодиев вновь возвращается к теме масленичного гуляния. Будто впервые. Первая репродукция картины Кустодиева Масленица была сделана в 1928 году, уже после смерти художника.
Манеры аристократки тщательно скрыты за кротким, но мощным нравом купчихи. Это собирательный образ России. Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. Однако эту интерпретацию образа искусствовед Илья Зильберштейн считал небогатой, засомневавшись в том, что церковь оказалась лишь «последней преградой» на пути большевика, буквально «поднявшегося во весть рост» в дни Октябрьской революции44. Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.
А шуба. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Москва» исполненной им в двух вариантах в 1905 году для журнала «Жупел» (26 26см бумага, тушь, акварель Государственная Третьяковская галерея).
В 1925 холст был перевернут и на его обратной стороне написана картина Русская Венера. 1905 год. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).
Символическая, гротескная фигура могучего мужика огромного исполинского роста возвышается с развевающимся красным стягом в руках над городом и народом1152221. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Угадывается даже некоторое сходство образа на этой иконе со строгим и торжественным лицом председателя чаепития. Как отмечал Воинов, «чисто живописное достоинство картины превосходно — борьба синих теней с яркими лучами скользящего солнца, брызги света на заиндевевших деревьях, голубые тени на снегу»38.
Закончив работу над картиной, Кустодиев не сразу отправил её на выставку, побоявшись того, что её сочтут идеологической провокацией по отношению к власти25. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт.
В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история. Этой работой был эскиз задуманного им триптиха Радость труда и отдыха. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Еще одна уникальная находка — «Ярмарка в Кинешме» («Карусель в Кинешме»). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание. Девушка из Смольного института, счастливая некогда возлюбленная, женщина, увековеченная на десятках картин, Юлия Евсафьевна, знающая, что в лучшем случае ее ждет судьба сиделки при паралитике, эта подруга и советчица говорит: Оставьте руки. 1903Уже через несколько дней после знакомства художник задумал написать ее портрет. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. В санях сидит дородная купчиха, рядом – тщедушный купец.
Борис Кустодиев стал известен в Европе в 1907 году, когда золотой медали VII Международной выставки во Флоренции был удостоен его портрет В. В. Матэ1 (хранится в Государственном Русском музее)2. Художник разворачивает перед нами увлекательнейшие рассказы с мельчайшими подробностями, в многофигурных композициях, окрашенных восхищением и его неуловимой иронией. Писатель Аркадий Кудря отмечал, что воплощённый в разгневанном человеке зрительный образ большевика переполнен яростью53, что, по замечанию филолога Юрия Степанова, является выражением ужаса, коллективного бессознательного и берёт исток в картине Франсиско Гойи «Колосс», написанной им около 1808 года, на которой страшный великан с силой поднимается из моря над толпой в ужасе разбегающихся людей4533.
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. И вновь по центру картины проносятся сани, запряженные тройкой буланых лошадей. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть.
По мнению Зильберштейна, данная картина занимает «исключительное место в творчестве Кустодиева», её отличает «убедительность яркой мысли и взволнованного чувства художника»44. А художник был почти беспомощным. В 1924 году Кустодиев рискнул отдать картину на выставку в Венеции, где она значилась под ещё более красноречивым названием «Триумфатор»67424325. Репродукция «Большевика» была опубликована в журналах «Красная новь» и «Всемирная иллюстрация», а саму картину редактор последнего издания Николай Шебуев объявил «самой сильной, яркой, талантливой идейной» на всей выставке, охарактеризовав её сюжет так: «Колосс Рабочий с загорелым лицом и мозолистыми руками шагает по трупам изгнившего изжившего мира»6566. Навстречу мчатся еще одни сани, поодаль две упряжки также стараются опередить друг друга.
Созданные мастером как часть хроники его семейной жизни холсты Утро (1904), Сирень (1906), Портрет Ю. Е. Кустодиевой с дочерью Ириной (1908) постигла завидная судьба – картины постепенно стали элементом национальной памяти русских людей, а изображенные в них конкретные люди воспринимаются как обобщенные образы детства и счастливого материнства. По совету жены к его креслу приделали небольшой столик и он рисовал. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Таковы они в полной очарования и изящества пастели Дети в маскарадных костюмах, в скульптуре Дети (обе – 1909), в других картинах и рисунках. Ему категорически запрещено работать.
Картина Кустодиева Масленица дышит атмосферой праздника. Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы. А болезнь художника прогрессировала. Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией.
Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Демонстрация на площади Урицкого» (1921 год 133 268см холст, масло Государственный Русский музей) и «Ночной праздник на Неве» (1923 год 107 216см холст, масло Государственный центральный музей современной истории России)62586364.
В 2011 году тогдашний владелец картины представил еевМосковском клубе коллекционеров. В центре картины расписные сани, запряженные парой лошадей. В работе над картиной Кустодиев использовал и предварительные наброски к «Большевику», созданные ещё в 1919 году37. К вечеру у художника поднялась температура.
Художник написал богоматерь с жены, а ее младенца – со своего долгожданного сына Игоря. 1906 Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой. 1915 У окна. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Спустя три года после Октябрьской революции Кустодиев подошёл к синтезу и осмыслению всего происшедшего плодом его раздумий стала картина «Большевик», написанная в 1919—1920 годах212216814.
Она была рядом. 1918—1923», посвящённой 5-летию Красной Армии.