И все-таки Кустодиева знают именно по картинам, где тот же Шаляпин, как он сам признавался, видел "аппетитную сочность краски в изображении русских людей". Картины Бориса Кустодиева изображают всю любовь и радость к жизни человека. Кустодиев работал над этой картиной ежедневно и постоянно дополнял сюжет новыми деталями — например, в сюжет картины он вписал три гипсовые фигурки, купленные им на Сытном рынке, а также повторил узор старинной стенки сундука с росписью по железу — на черном фоне красные розы в вазе. Волошина Кустодиев изображает с книгой стихов в руках, что ставит эту работу в ряд с другими картинами, рассказывающими об увлечениях и деятельности людей изображённых на портретах.
Буйная роскошь красок расцветает пышным цветом на картинах Кустодиева, стоит только ему обратиться к излюбленной теме: изображению основ жизни глубинки, ее устоев, ее корней. За год до смерти Кустодиев завершил работу над картиной «Русская Венера». Ранние портреты Кустодиева проникнуты любовью, теплотой, но это не мешало художнику подшучивать над героями в своих картинах. Какое впечатление на народ произвела революция, Кустодиев на своих картинах так богато, как ярмарки и праздники, не отразил. Что Кустодиев хотел выразить в этой картине.
В самом начале ХХ века Кустодиев приступает к разработке своего жанра «портрета-картины», где главный герой и пейзаж неразрывно связаны. Обратив внимание на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом-картиной "Торжественное заседание Государственного Совета". Мудрое лукавство Кустодиева спасло его картины от плакатной однолинейности и в то же время обеспечило ему, обездвиженному, парализованному, признание в Советской России. По «кустодиевски» солнечный день на картине переполнен насыщенными цветами. Однажды, гуляя по берегу Волги, Кустодиев увидел женщину, красота, стать и величие которой просто потрясли его и художник написал эту картину.
Многих удивляло, как в нынешнем состоянии Кустодиеву удается рисовать такие картины. Нашла интересную статью о нескольких очень известных картинах Кустодиева. Кустодиев принимал активное участие в объединении Мир искусства, выставлял свои картины в выставках объединения.
Многие идеи для своих картин Борис Кустодиев черпал, наблюдая за людьми из окон своего дома. Картина написана в Париже, куда Кустодиев приехал с женой и недавно родившимся сыном Кириллом после окончания Академии. Считается, что картина «Красавица» стала своеобразным итогом исканий собственного стиля Кустодиева, начатых еще в 1912 году. Кустодиев – автор многих известных жанровых картин.
Известно, что комнатка, где Шаляпин позировал Кустодиеву, была так мала, что картину приходилось писать по частям. Основой для картины Кустодиева «Красавица» послужил рисунок карандашом и сангиной, сделанный с натуры.
Он оставлял место для наития. (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях.
Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу. На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций. Классическое в этом смысле произведение — «Сватовство майора». Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда.
Высказывание художника рождено столкновением с живой действительностью, в нем чувствуется восторг перед жизнью, которая «не вмещается» ни в какие сюжетные схемы. Мир кукол игрушек был близок детской душе художника. Именно тогда его мучают такие сильные боли, что Борис Михайлович не в силах даже спать. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах.
Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». – Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Бородатые, угрюмые худощавые люди сидят с гвардейской какой-то суровой выправкой, отвернулись от снеди, которой завален прилавок, — чай и баранки.
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902).
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Это вполне понятно. Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века». Изображена на картине и церковь, окруженная деревьями.
Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Сюжет, таким образом, превращается в изобразительный рассказ о характерном. Именно купеческое сословие развивало экономику России тех времен.
Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму.
Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба». Она держит на руках дочь в белом платье с синими полосами. Так жанр стал определяющим в творчестве живописца. Импрессионизм со своей вибрацией света и цвета не мог дать кусто-диевским «реальным снам» определенности. Художник ощущает жизнь «изобретающей» все новые и новые формы и распространяющейся бесконечно.
Там он оказался в мастерской Репина и обратился к портретному жанру. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Художник говорил, например, о типе купца и окружающей его обстановке: «Купец этот уже ушел, его нет, но он как бы канонизирован, он уже вылитый образ и нужна какая-то икона, канон этого быта и этого купца». Одна из самых первых работ – картина Кустодиева «Портрет Я. Билибина» – была признана на выставке в Мюнхене (в 1901 году) одной из лучших работ в данном направлении.
Кустодиевские образы и людей и быта и природы —собирательные. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей.
Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел. Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте. Но в портрете нет никакого негатива. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924). Передний план изображает расписные санки, на которых катаются люди, по бокам изображены прогуливающиеся румяные горожане и играющие в снежки дети идет ярмарочная торговля.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным.
С «мирискусниками» Кустодиева роднило присущее им в творчестве соединение реальности и фантастики. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Я терпелива. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета.
Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Именно в куклахтипологическая характерность доведена до предельной остроты. Ему категорически запрещено работать. и т. п. Чертовски трудно. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин».
Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский. В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152. Здесь зритель видит и катание на санях и балаган и ледяные горки — типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу.
В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. Вторую родину он открыл для себя в Кинешме.
Кустодиев. М. Г. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. После повторной операции в 1916 году у Кустодиева развился необратимый паралич нижней части тела.
Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. Из его записной книжки: Каждое существо хочет жить, даже таракан. В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего.
Жанровая сценка с чертами портретного жанра удается Кустодиеву прекрасно – как и «Купчиха за чаем», эта работа ярко отражает творчество живописца. Она была рядом. В мае 1927 художник умер в Ленинграде. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Не случайно народные сказки часто становятся сказками для детей, а народные «примитивы» напоминают рисунки ребят. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему.
Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин — взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи".
Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии. Это невероятно оптимистичная работа, которая позволяет близко познакомиться с образом жизни людей конца девятнадцатого века. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках.
Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Мы жили на третьем этаже. Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».
Масленичное гулянье» (1921) содержат в себе множество фрагментов, которые вполне могут сойти за самостоятельные картины мастера. Жест его руки, придерживающей деньги, подчеркивает впечатление. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273. А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни.
Форма (рисунок) в его произведениях в большей степени связана с натурой цвет (живопись) — с творческой фантазией. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму. н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал.
Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346. Оно рассказывает о том, как разорившийся дворянин-офицер хочет «поправить обстоятельства» женитьбой на купеческой дочери. Некоторые картины Кустодиева изобразительно напоминают отдельные сцены из спектакля, например, «Чаепитие» (1913), «В торговых рядах» (1916) и др. А может быть именно вот таким образом и стоило.
Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого — собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы — крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты. И содержания ее он не знает, не знает, кто окажется «плохим», а кто «хорошим».
Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Здесь он построит дачу и назовет ее Терем и проведет самые счастливые свои дни. И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете.
Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Высота комнат необычайная. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Так он и работал. А ведь в 1916 паралич приковал художника к инвалидному креслу, но он продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные "волжские" серии.
М. и В. А. Кастальские), няня. Кустодиевой. Иначе и не могло быть. Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина. Аляповатые вывески, безвкусные обои, бумажные цветы в вазе и т. д. Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930).
От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Он умер 26 мая 1927 года – буквально в работе.
Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются. После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут.
Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические. Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Но что еще более важно отметить — это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей искреннее восхищение жизнью и ее поэзией. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
У Кустодиева нет сюжета — как определенной причинно-следственной связи. Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. Сзади видны сцены Москвы: торговые ряды, монастыри, белокаменная церковь. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты.
Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж.
Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Здесь опять-таки приходит на память Брейгель и другие мастера нидерландской живописи. Грабаря (1916). Картины В. Г. Перова — «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и другие также направляют мысль зрителя на то, что привело к изображаемому событию и что из него последует.
Не только рисунок, но краски кустодиевских картин можно было бы назвать утрированными. А шуба. Картину представили на выставке общества «Мир искусства».
Долгие месяцы провёл в больнице тогда были задуманы многие его будущие картины. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. Гротеск здесь проявляется в чистом виде. В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях.
с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. В своих рисунках Кустодиев постоянно подклеивал края листа бумаги, так как его композиция «не хотела подчиняться» заранее данному формату.
Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Парадокс. Борис Кустодиев Портрет Ю. Е.
Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455. Больной без сознания, вот таким образом вам решать, что сохранить ему: руки или ноги. Использованные цвета подчеркивают добрые эмоции и чистоту мыслей, связанных с верой, которыми пропитана яркая, праздничная картина «Масленица». Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.
Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Он мечтал расписать фресками целые версты стенных пространств. Картина эта, к сожалению, завершена не была. На полотне изображен купец, выразительность лица которого впечатляет. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина.
Картина экспонируетсяв Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. XX в. к художнику пришло признание. Красавица откинула атласное одеяло, обнажив свое бело-розовое, как «зефир» тело. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами.
Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. Кустодиеву, художник писал: «Краска может быть такой, как ты хочешь, то есть декоративной, натуралистической, условной и т. д., то есть такой, какую ты хочешь видеть.
С другой стороны, образ натуры преображается фантазией художника. Наша память «не удерживает» всех полутонов, всех тонких цветовых градаций и переходов, присущих натуре. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета».
Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова. Врачи долго гадали о причинах острой боли в правой руке, мешавшей художнику и работать и спать. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18.
А художник был почти беспомощным. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя).
Затащил мужика с базара — и писал при народе.
Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта. Лансере (1915), И. Э. Это — неповторимые признаки реальности, дающие ей специфический аромат. Кустодиев изобразил на ней главную площадь небольшого городка во время народных гуляний.
— не просто натура, «вставленная» в холст. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. В Третьяковке также хранится и уменьшенный вариант 1921 года, отличающийся абсолютным повторением композиции 1915 года1049. Для него интересно все то, что выражает колорит русской жизни, русского быта.
(Вспомним хотя бы «Красавицу» или портрет Ф. И. Шаляпина). Только щеки да нос краснеют». В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским. Художник ценит все непреднамеренное, непроизвольно увиденное. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Только одно рисовать.
Он был певцом купеческого быта с ярмарками и балаганами, с разгульной масленицей, с чаепитиями в трактирах и в домах. Не нужно на основании явно полемических слов Кустодиева спешить объявлять его эстетом. «Рассказ, — пишет В. В. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение.
В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061. На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным». И его композиции в процессе работы постоянно видоизменялись, обогащались подробностями. Как рассказывает В. В.
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. Его работы представлялись на выставках петербургского объединения «Мир искусства» и московского Союза русских художников. Место действия перестает быть фоном. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243. Я. Билибин, 1901).
Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием. "Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. Ему было невыразимо приятно, что он достиг какого-то идеала в живописи, создал картину с живыми, двигающимися фигурами и что это «его» им созданные люди и они в то. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И.
Задумывая картину в основных чертах, художник не предрешал ее деталей. Но он цепко подмечает все особенные, характерные черты и героев и обстановки. Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город. Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15.
Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Для него, как мы видели, не существует эстетически низкого или высокого.
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. И. Шаляпин». Молодая жена и маленькая дочка нарисованы на фоне пышных сиреневых кустов, что росли в палисаднике возле дома. Он жадно и увлеченно разглядывает то, что есть и не анализирует того, что было или того, что будет.
Вместе с тем жизнь интересна художнику всюду — «в каждой точке». Воинов, — Борис Михайлович понимает очень широко и глубоко. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели.
Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия. Какова шуба на нем. По совету жены к его креслу приделали небольшой столик и он рисовал. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г).
Этой работой был эскиз задуманного им триптиха Радость труда и отдыха. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536. Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.
Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. Художник – без рук, он жить не сможет. Но и она только чуть приглушила боль. В то же время Кустодиев создает ряд портретов.
Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214. Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Но это не останавливает художника: стиснув зубы, он по-прежнему пишет. Академия была закончена с золотой медалью, дальше предстояло путешествие по Европе и знакомство с великими художниками, в число которых вскоре войдет и сам Кустодиев. Любовь к ней отражается в каждой работе.
Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. Рука по-прежнему болит, особенно по утрам. 1906 Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой. Слова оказались пророческимиИрина Кустодиева.
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Будто впервые.
В 10-х гг. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Его отец, Михаил Лукич Кустодиев, преподававший в астраханской женской гимназии и в семинарии русский язык, литературу, логику, умер, когда мальчику не исполнилось и двух лет. Вообще, несмотря на то, что художник знал и высоко ценил импрессионистов их творческий метод «не подходил» ему, так как не давал возможности «сгустить» образ воспоминаний.
Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Картина Кустодиева Масленица 1916 года значительно выделяется относительно работ других русских мастеров, своей необычной красочностью письма. Восприятиекрасочной идиллии праздника в русской провинции очень легкое и понятное, что соответственно поднимает настроение.
Веселье охватывает всех. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. же время живут».
Сплав этих двух начал и делает столь реальными «сны» художника. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. М. Г. Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке.
Прошлое и будущее в картинах передвижников нередко «представительствуют» в образах определенных персонажей. И в форме и в колорите художник ищет максимально характерное. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Он ожидал больших и увлекательных заказов, но таких заказов не было.
Девушка из Смольного института, счастливая некогда возлюбленная, женщина, увековеченная на десятках картин, Юлия Евсафьевна, знающая, что в лучшем случае ее ждет судьба сиделки при паралитике, эта подруга и советчица говорит: Оставьте руки. Групповой портрет художников «Мира искусства», который начал писать Кустодиев, остался неоконченным: в 1916 г. в результате операции на спинном мозге у живописца отказали ноги, он оказался прикованным к инвалидному креслу. Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. Нередко от Кустодиева можно было услышать: «Пока вас не было, тут извозчик приехал».
Этюды были для его творческого воображения необходимым питанием. Сотрудничество с первыми советскими издательствами у Б. М. Кустодиева началось с произведений Александра Сергеевича Пушкина. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). ДО КОНЦА.
И если ко многим (правда, далеко не ко всем. ) картинам передвижников — хотя и очень условно — подходят понятия, заимствованные из области драматического искусства: «завязка» («Приезд гувернантки» Перова), «кульминация» («Отказ от исповеди» И. Репина), «развязка» («Утопленница» Перова), то к картинам Кустодиева — при всей их изобразительной близости к театру — эти понятия совершенно неприменимы. Что было в его силах в это смутное и голодное время. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина.
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Полусидя, полулежа на постели, она, подобно Венере Урбинской Тициана, спокойно взирает на то, как воспринимает ее зритель. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.
Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40. Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом"). Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность.
Комнат пять, все они располагались анфиладой. Вот кого рисовать-то. 1903Уже через несколько дней после знакомства художник задумал написать ее портрет.
Кустодиев был и блестящим портретистом: достаточно вспомнить его знаменитый портрет Федора Ивановича Шаляпина, фоном которому служит все то же безудержное русское разгулье. И наоборот, в пейзаж, типичный для провинциального города средней России, с ее холмами и оврагами, он вписывает Введенскую церковь, которую ежедневно видел из своего окна в доме на Петроградской стороне. Он великолепно чувствует выразительность линии, силуэта. Картину укрепляли горизонтально и ее можно было передвигать взад и вперед. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика.
Лицо Юлии Евстафьевны выписано тщательно, а зелень сада, окружающие предметы и собака в эскизной импрессионистической манере. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Отсюда проистекает обостренное внимание художника к окружающей обстановке, к подробностям. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Великолепное композиционное построение, основанное на прихотливых линиях модерна и лихие импрессионистические мазки характеризуют работу, в которой вновь, как и в портрете И. Я. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918.
Для меня главное в картине — цвет. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Билибина (1914), Е. Е. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Несмотря на развивающуюся болезнь, Кустодиев продолжает упорно работать, много времени уделяя портретам, в том числе изображая своих близких.
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Картина Кустодиева «Сирень» наполнена радостью и воодушевлением, на ней художник изобразил свою любимую семью. В 1925 холст был перевернут и на его обратной стороне написана картина Русская Венера. Кустодиев в своем воображении видел жизнь ярко и, может быть, упрощенно по цвету.
Рериха (1913), М. В. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11. В 1915-м он закончил портрет Александра Анисимова, в 1922 — знаменитый портрет Федора Шаляпина. Юлия Евстафьевна сидит в коридоре.
Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Предмет интересует его в меру своей характерности. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Именно к таким относится и знаменитая картина «Масленица». Как будто бы художник «включается» в пьесу посредине представления.
Это были живые типы Островского. Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Вариант 1918 года находится в Тульском музее изобразительных искусств47, является гордостью коллекции отдела русского искусства48, куда был передан в качестве дара от Г. П. Маликова в 1959 году23. Творчество самого художника всецело подтверждает эти слова. Портрет И. Б. Кустодиевой. Так, в картине Н. В. Неврева «Воспитанница» первое олицетворяется фигурой молоденького ферта-офицера, а второе — фигурой тупого чинуши.
«Знать натуру, чтобы свободно работать без натуры» — так можно сформулировать принцип художника. По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.
А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Весеннее и светлое полотно художник создал в 1906 году.
В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. Борис Кустодиев появился на свет 7 марта 1878 года в Астрахани, в семье преподавателя духовной семинарии. Художник написал богоматерь с жены, а ее младенца – со своего долгожданного сына Игоря.
Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Работа была заказной. Обложка выполненная легким, узорчатым штрихом, была помещена в причудливую декоративную рамку со стилизованным растительным орнаментом. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы.
Юлии Евстафьевне пришлось научиться быть сиделкой, сестрой милосердия, нянькой, добытчицей, кухаркой и первой помощницей для больного художника. Несмотря на это, он сохранял жизнерадостность и продолжал работу до 1927 года. Передача «плоти» вещей мало занимает живописца. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3.
Среда, в которой действуют люди, становится равноправным «героем» повествования. – писал ей когда-то Кустодиев. Добужинского (1913), И. Я. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя.
Характер у него был мягкий, склонный к незлобливому юмору, к радостному, заразительному смеху. Искусство требует всей жизни. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Он говорил: Картины в моей голове сменяются, как кино.
Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Давая советы своему сыну, К. Б. " Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева.
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. 1910 На террасе. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Но и среди них выделяется портрет Грабаря. Эткинд справедливо называет процесс создания Кустодиевым картины импровизацией. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей.
Без сложнейшей операции не обойтись. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. А болезнь художника прогрессировала. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы.
Самые известные полотна художника связаны с сюжетами из русской жизни и быта. Кустодиев успевал уделять время и сокровенному, продолжая с ностальгической влюбленностью воссоздавать жизнь старой России во множестве картин, акварелей, рисунков. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью. Эта картина Кустодиева знакома даже тем, кто не слышал о его творчестве. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины.
А вот что пишет Н. А. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Итак, Кустодиев очень любит «рассказ» и умеет сочно и увлеченно рассказывать. «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Болезнь прогрессировала и в последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел возможности увидеть сделанное целиком.
Кустодиевой с дочерью Ириной. «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38. Такие сны рождали в нем всегда радостное, восторженное чувство. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник». Гримаса судьбы – за десять дней до смерти Кустодиеву сообщили, что советское правительство разрешило выехать ему за границу на лечение и выделило на эту поездку деньги. Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи.
И не случайно Кустодиев апеллирует к живописи старых мастеров, которая при всей своей «красоте», конечно же, не лишена содержания, мысли. Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. Возможно. 1915 У окна. К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались.
Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215. Так что самостоятельной эту работу назвать трудно. Говорили о костном туберкулезе, но берлинский нейрохирург поставил другой диагноз: опухоль спинного мозга. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012.
Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Развивая ту же тему, художник замечает: «чем выдумывать всякие «сюжеты», нужно только брать из природы, которая бесконечно разнообразнее всего выдуманного». Композиционное мышление Кустодиева является непосредственным выражением его визионерства, его «реальных снов». После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции.
Полотна Кустодиев, особенно такие, как «Масленица» (1919) или «Зима. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета.
Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617. Он приезжает в Швейцарию и оказывается на больничной койке. Это — одна из тех картин, которую обязательно надо видеть своими глазами».
И. Е. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские.
Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Нестеров.
Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир.
Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Зашел с мороза прямо в шубе. Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание". Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку.
Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. Но еще – память, воображение. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
«Реалистическая подпочва» (удачное определение К. Ф. Юона) искусства Кустодиева проявляется в его отношении к форме. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Картина экспонируетсяв Санкт-Петербурге, в музее-квартире И. Бродского. Так оно и было. К вечеру у художника поднялась температура. На переднем плане дети катаются на санках.
С тех пор, по собственным словам Кустодиева, его миром стала его комната. Разумеется и в рисунке Кустодиев что-то подчеркивает, заостряет, доходя подчас почти до гротеска. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина.