На первой же выставке, в которой участвовала картина, она имела огромный успех, а знакомые пытались выяснить у Ивана Крамского, кто изображён на картине. Многолетние исследования того, «кто же изображен на картине Крамского», не дали результатов. Это портрет «Неизвестная» Ивана Николаевича Крамского. Хотя эта картина и не характерна для творчества художника, но при одном упоминании его имени в памяти возникает образ этой пленительной женщины. Исследователи творчества Крамского отмечают, что в правом верхнем углу художник неслучайно изобразил фрагмент картины Айвазовского «Черное море», картины, которую он называл «одной из самых грандиозных».
От главной награды – Большой золотой медали и оплаченной 6-летней поездки за границу – Крамского отдаляла малость: на творческом конкурсе следовало нарисовать картину на предложенную тему. «неизвестная» — картина русского художника Ивана Крамского, написанная в 1883 году. Уже вскоре стали говорить, что во всех бедах виной «роковая» картина Крамского.
Т. шахова, журнал «Семья и школа», 1962 год, факты биографии художникаИвана Николаевича Крамского, картины, описание картин, материал для сочинений. Картины «Христос в пустыне» и «Хохот» рассматриваются как составные части «Евангельского цикла» Крамского. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ивана Крамского. Картина является как самым известным произведением Крамского, так и самым загадочным и интригующим.
«христос в пустыне» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), оконченная в 1872 году. Однако сам Илья Репин считал свои первым учителем не менее известного и талантливого русского художника Ивана Крамского, картины которого, особенно «Русалки», тоже, мягко говоря, не лишены мистицизма. Главным событием первой выставки передвижников и была картина Крамского «Христос в пустыне».
Картина Ивана Крамского Неизвестная: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картину Крамского называют часто не «Неизвестная», а «Незнакомка», видимо под воздействием блоковской «Незнакомки». Картина «Неизвестная» Ивана Крамского входит в состав коллекции Государственной Третьяковской галереи и экспонируется в отделении по адресу: Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 20.
Лучшие картины Крамского были написаны после 1870 г. Первой из них была Майская ночь.
В 1871 году он даже поехал в Крым (в Бахчисарай и средневековый город-крепость Чуфут-Кале), чтобы прочувствовать атмосферу пустыни. Его натура формировалась на писаниях критика и романиста Чернышевского. Картину «Неизвестная» Крамской написал в 1883 году, находится полотно в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование. Объединение свободных художников процветало.
Он создавал образ «героя», от чего им были убраны из поля зрения любимая собака Некрасова и его оружейный шкаф, напоминавшие об охотничьей страсти поэта. Это событие показало рождение нового направления в искусстве, новой силы, способной противостоять косному, оторванному от жизни академическому искусству.
Иван Крамской был «депутатом» от группы четырнадцати. На нём барышня одета в тёмное закрытое платье, волосы у неё собраны в высокую причёску. В 1863 году у Ивана Крамского уже было две медали — Малая серебряная и Малая золотая. Позже в Артели появилось фотоателье.
По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. Вместе они арендовали небольшое здание, где у каждого была своя мастерская и общее просторное помещение для собраний. Среди них Мусоргский, Писемский, Пирогов итальянский актер Мерси дАржанто. Картина «Н. А.
Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». По первоначальному замыслу Некрасов должен был быть показан в подушках.
Возглавил протест выпускников Академии (бунта четырнадцати), отказавшихся писать картины (программы) на заданный Советом мифологический сюжет. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне» (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. Он, погружённый в тяжёлые думы, не замечает этой враждебности. Интенсивность внутренних борений Христа передана в стиснутых Его руках. Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения».
Едва художник взялся за портрет Федора Тютчева, тот тоже скончался. Впечатления от западных живописцев у Крамского остались противоречивые. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого». Из-за чего в 1870 году художник покидает артель, которая после его ухода вскоре распалась. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге. Ночью пейзаж грохнулся на пол.
В 1880-х он создал парадный портрет молодой Марии Федоровны, супруги Александра III. П. Третьяков поместил портрет в своей галерее. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле».
Сосед, художник-самоучка Михаил Тулинов научил юного Крамского рисовать акварелью. Она чуть повернулась в сторону тротуара, чувствуя восхищенные взоры.
Ноги Христа исчерчены камнями и сочатся кровью. Но вскоре работа над картиной подошла к концу — 10 октября 1872 года он написал Васильеву: «Да, дорогой мой, кончил или почти кончил Христа. Тогда и был сделан первый набросок композиции.
Неожиданно ещё один всплеск интереса к «Неизвестной» произошёл уже во второй половине XX века. По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме» — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии). Это полотно создавалось в течении десяти лет. Его полотна покупали многие коллекционеры, в том числе — Павел Третьяков. Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит».
Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Хозяйство вела жена живописца — Софья Крамская. Бестужеву похоронили на кладбище её родного села. Товарищи последовали его примеру.
Но вскоре и шутки пропали. В 1884 году Крамской закончил полотно «Неутешное горе», на котором была изображена скорбящая мать у детского гроба. В 1857 году Крамской поступает в Петербургскую Академию художеств. К. нарисовал также и портрет М. С. Бестужевой, который впоследствии получил широкую известность под названием "Неизвестная" (1883, Третьяковская галерея). Для того чтобы найти правильную композицию русский художник в 1869 году ездил за границу, посмотреть полотна других художников, раскрывших эту же тему.
Иоанн-младший небезосновательно боялся, что потеряет и третью – отец ее просто убьет. Сюжет картины – жизнь духа, отображённого в лице Христа. Узнав об этом, Крамской написал письмо, где он отказывался от этого звания, желая оставаться независимым от Академии.
Ж-5724). Неоконченное полотно хранится в настоящее время в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске.
«Четырнадцать бунтовщиков» были отчислены из Академии. Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне». В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста. Большие блестящие глаза холодны и бесстрастны.
Так Христос был очеловечен и картина передала его душу в унисон современности. В картине русский художник отразил личную трагедию – потерю младшего сына. Таковы Автопортрет художника (1867) и Портрет агронома Вьюнникова (1868).
Картину купил Павел Третьяков за большие деньги — 6000 рублей. Критики оценили ее высоко, однако вскоре даже самые восторженные из них умолкли. Христа не кончил».
«Бунтовщики» поселились на одной квартире каждый член Артели занимался самостоятельной работой. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда». В печати о картине писали как о «русской Джоконде», критик Владимир Стасов назвал полотно «Кокотка в коляске». Не многие из художников могли рискнуть написать тему искушения Христа. Все детали элегантного гардероба незнакомки художник прописывает с особой тщательностью. С ростом популярности «явилась, – по словам Крамского, – у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение».
Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». Иван Крамской занимался делами Артели: искал заказчиков, распределял деньги. Иван Крамской не только писал полотна, но и публиковал критические статьи. За Крамским был установлен полицейский надзор. Крамской долго не мог построить композицию картины, написав три полотна.
Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Кто-то тогда даже пошутил, что русалки не одобрили такое соседство. Государь разозлился на свою беременную сноху, жену сына Ивана, за «непристойный вид» – не то забыла надеть пояс, не то надела всего одну рубаху, тогда как было положено носить четыре. Он побывал в нескольких европейских столицах, посещал там музеи и художественные галереи. Его приговоры и похвалы были очень вески и производили неотразимое действие на учеников».
Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Этот скандал получил широкую огласку. Вэкипаже сидит, откинувшись на обитую темно-желтой кожей спинку изящная молодая женщина.
В 1867 году был создан первый вариант картины. Как художник и гражданин он остро реагировал на важнейшие явления окружающей действительности, сознательно стремился служить своим искусством родному народу. И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить» Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться». Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням. Эту работу не стал покупать П. Третьяков. Крамской в своих произведениях наделяет героинь образом женственности.
Строгая архитектура как бы дополняет образ этой красивой, величественной женщины. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни». После того как Крамской покинул артель, его воодушевила новая идея Г. Мясоедова об организации нового «московско-петербургского» художественного объединения. Параллельно он писал портреты, давал уроки рисования в Обществе поощрения художников.
В 1872 году Крамской закончил полотно «Христос в пустыне». При расставании с ней К. условился о переписке, но, не дождавшись писем, сам поехал в Фатеж и узнал печальную весть: в пути М. С. Бестужева тяжело заболела и умерла в Фатежской земской больнице. После прекращения существования артели художников в 1871 году, Иван Крамской явился одним из организаторов и идеологов Товарищества Передвижных Художественных Выставок (Передвижники).
Это какой-то нигилист. Поссевин, меж тем, якобы стал очевидцем семейного скандала. Розовая заря – символ новой жизни, появления христианства. Работа художника была долгой и мучительной. Существует несколько версий о том, чей образ передаёт картина Незнакомка.
В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе». Набросок головы Лаокоона стал его вступительной работой. Известно, что образ Иисуса он писал с крестьянина Строганова из Переяславского уезда. В ее взгляде надменность и гордость женщины, сознающей свое обаяние. Однако художник Крамской в своей картине «Русалки» решил посоревноваться с Гоголем в передаче фантастической красоты и таинственности лунной ночи, когда на берег загадочного пруда выходят подводные красавицы. Однако современники утверждали, что «великого борца» даже в халате представить невозможно. В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали».
Вторую серебряную медаль художник получает за картину «Смертельно раненный Ленский». Непонятно, как такую картину позволили выставить. Идея не встретила поддержки у русского царя. Крамской принял решение начать работу заново. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких».
Приблизительно через 60 лет после написания Незнакомки в одной из частных чешских коллекций был случайно обнаружен этюд к этой картине. Но Михаил Тулинов, который к этому времени тоже переехал в Петербург, предложил ему изучать одну из академических дисциплин — рисование с гипса. Любимой его техникой на тот момент являлась графическая. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года.
Отец художника был писарем. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее». Для конкурсной работы совет предложил студентам сюжет из скандинавской мифологии — «Пир в Вальхалле».
Студенты Академии разделились на новаторов-жанристов и историков, верных старым традициям. Позднее он напишет в своих дневниках, что чуть не сломал себе шею на этой картине, однако луну все-таки «поймал» – и вышло, в конечном счете, действительно фантастическое полотно. В. Стасов писал: «Кокотка в коляске». Одним из его учеников был Илья Репин. А появилась в галерее картина во время национализаций частных коллекций в 1925 году.
Интересно, что уговорить Льва Толстого позировать было непросто. Картину с трагическим сюжетом Крамской подарил Павлу Третьякову. Для его правдивой, честной и благородной души не было чужого горя. Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо). Крамской Иван Николаевич (годы жизни – 1837-1887 гг. ). В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. позапрошлого века.
Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет». Дама одета по последнему писку моды: на ней шляпа «Франциск», отделанная изящными лёгкими перьями, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет – все это модные детали женского костюма 1880-х годов, претендующие на дорогую элегантность. «Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной я должен был написать Его, чтобы отделаться», — писал он своему другу, художнику Федору Васильеву.
Русская приверженность к литературным иллюзиям сделала «Неизвестную» сначала Натальей Филипповной из «Идиота» Достоевского, потом – Анной Карениной – потом блоковской незнакомкой, а потом и вовсе – воплощением женственности. В год окончания Академии, в 1863 году, группа выпускников, всего четырнадцать человек, во главе с Иваном Николаевичем Крамским отказалась писать картину на заданную тему — «Пир во Валгалле», взятую из скандинавской мифологии. В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. П. Петров. Царевич вступился за жену: до этого отец уже отправил в монастырь двух его первых жен, которые не смогли зачать от него.
Эта единственная работа 1880-х годов, купленная П. Третьяковым. Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне». В 1870-х годах Иван Крамской стал знаменитым художественным критиком. Линия горизонта проходит довольно низко, разделяя картину примерно пополам. Снимать новые квартиры и мастерские было не на что. 70-80 годы XIX века стали для Ивана Крамского тем периодом, когда были написаны одни из известнейших его работ (Полесовщик, Мина Моисеев, Крестьянин с уздечкой).
В 1856 году Крамской перебрался в Петербург, где работал у лучших столичных фотографов. Однако П. Третьяков не очень был заинтересован в приобретении картины так как уверен был, что она не найдёт покупателя. Сейчас картина экспонируется в Государственном музее-заповеднике «Павловск». Некрасов в период Последних песен» (1877-78), Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Автором ее является монах-иезуит Антоний Поссевин (Антонио Поссевино), отправленный в Москву послом от папы римского с предложением Православной церкви перейти под власть Ватикана. Это объединение известно нам из истории России под названием «Товарищество передвижных художественных выставок». Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению».
Крамской возглавил знаменитый «бунт 14-ти». Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря». Так ошибочное название работы окончательно «вошло в жизнь». Современником не понравилось и название картины, мы её знаем как «Незнакомка».
Героиня полотна наделена чертами жены художника, Софьи Николаевны. В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Конечный результат отличался своей каменной бескрайной пустыней за спиной Христа. Художник сказал, что портрет все равно будет написан, пусть лет через 30 или 40. Участник «Бунта четырнадцати» Иван Крамской родился в Острогожске в семье делопроизводителя. В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». На ней Мария Федоровна держит под руку императора в затемненном зале.
Одни искусствоведы придерживались мнения, что прообразом девушки с полотна является Анна Каренина, другие приписывали ей сходство с Настасьей Филипповной Барашковой – героиней романа Достоевского Идиот. Дело в том, что на первой выставке передвижников эту картину повесили рядом с саврасовским пейзажем «Грачи прилетели». Ж-998). Женщина в глухом черном платье, опершись рукой о кресло, смотрит отсутствующим взглядом.
В 1863 – 1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Были созданы даже конфеты «Незнакомка» с картиной Крамского на коробке. За время пребывания в Фатеже и в с. Миленино К. сделал несколько портретных эскизов фатежан и сельских пейзажных зарисовок, по которым в последующем были написаны такие известные картины, как "Полесовщик" (1874, Третьяковская галерея) и "Сельская кузница", "Мужик с уздечкой" (1883, Музей русского искусства, Киев) и др.
Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке». Сгоряча свекор принялся бить несчастную посохом. В Артели художников декларировались отчисления в размере 10 частных денежных поступлений и 25 заработка за «артельные» работы, однако некоторые художники скрывали свои доходы.
Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». Крамской изобразил на ней красивую молодую женщину, проезжающую в открытой коляске по Аничковому мосту.
С необычайной страстью публика разгадывала загаданную загадку художника. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу». Он писал о Крамском: «Вот так учитель. Выплаканные глаза, морщина прорезала лоб, поседевшая прядь волос. В итоге для изображения пустыни совсем не осталось места. В конце зимы 1863—1864 года в квартире Крамского на Васильевском острове побывал девятнадцатилетний Илья Репин — он видел в мастерской художника голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте.
Неизвестная барышня явно не принадлежала к высшему свету. В процессе работы Крамской увеличивал размеры холста, надшивая его, со всех сторон. Она потрясена. При этом сама героиня старела и как бы «поднималась» на ноги: сначала она сидела у катафалка потом – на стуле и наконец – встала возле гроба.
Что же представляет собой картина Незнакомка. Цели Товарищества в соответствии с Уставом гласят: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами 2) развития любви к искусству в обществе 3) облегчения для художников сбыта их произведений». Картина «Русалки» Крамского оказалась не только фантастически притягательной, но еще и мистически загадочной. Совет Академии художеств определил Ивана Крамского в ученики к профессору Алексею Маркову. 1867 год – первый неудачный вариант картины. Начинающий художник учился не только писать, но и готовил картоны к росписи храма Христа Спасителя в Москве. Женщина изображённая на этюде, поразительно похожа на Незнакомку, однако в её взгляде ещё больше просматривается презрение к окружающим.
И. Н. В результате фигура Христа, одетого в красный хитон и тёмно-синий плащ-гиматий, господствует над пространством картины, однако пребывает в гармонии с окружающим суровым ландшафтом. оказавшись в безвыходном положении. Барышня, царственно выглядящая на фоне заснеженного Петербурга, одета дорого и модно. Среди них можно назвать Дуччо, Боттичелли, Рубенса, Блейка. В конечном итоге её назвали «дамой полусвета» (богатой содержанкой). Картина «Русалки» вызывала какой-то мистический холодок и ужас у посетителей выставки.
В 1861 году работая над эскизом программы на Вторую золотую медаль «Поход Олега на Царь-град», художник изучает данную историческую эпоху, пытаясь развить свое творческое воображение. Квартиры украшались вырезанными из журналов репродукциями работы Крамского, а копии «Неизвестной» были одним из самых популярных заказов у художников всех уровней. Правда, почему-то картина была известна уже под названием «Незнакомка», возможно, под влиянием одноимённого произведения Блока. На вертикальном полотне практически все пространство занимала фигура Христа. А закончив обучение, вместе с другими выпускниками Академии создал Петербургскую артель.
Картина «Неутешное горе» (1884), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Реализм позволил художнику отойти от академического построения, присущего светской живописи до середины XIX века. За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки (по другим данным, он получил медаль III степени).
Шишкина, И. Морозова, Г. Г. Мясоедова, Н. А. Так отказавшись бороться за Большую золотую медаль, хлопнули дверью. Крамской настаивал на том, чтобы художники получали хорошее образование: «Чтобы критиковать массу, нужно стоять выше массы и знать и понимать общество во всех его интересах и проявлениях».
Кошелева и не только. Портреты, созданные в это время, были в основном заказные, выполнены ради заработка. Все чаще объединял художник в своих работах портретную и бытовую тематики (Незнакомка, Неутешное горе). Он зачитал перед советом и ректором Академии требования и, получив отказ, покинул экзамен. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати».
Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Картина «Н. А. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. Именно ее мы можем наблюдать сегодня в портретах И. И. Попытать удачу в Ясную поляну отправился сам Иван Николаевич. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино».
Организовали «Артель художников», старостой и вдохновителем, которой стал Крамской. Хорошо известны портреты художников А. И. Морозова (1868), И. И. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Чистякова (1861), Н. А. Кошелева (1866). Конечно, во всех случаях для смерти имелись объективные причины, – но вот совпадения Даже здоровенные мужики, позировавшие Репину для полотна «Бурлаки на Волге», говорят, преждевременно отдали Богу душу. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября. Однако в этой ситуации проявился замечательный организаторский талант Крамского.
Этот портрет (см. В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Таким образом, Крамской написал погрудный портрет Некрасова со скрещёнными руками. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать».