«корабль дураков» (фр. La Nef des fous)— одна из наиболее известных картин нидерландского художника Иеронима Босха. В 1500 году нидерландский художник Иероним Босх завершает работу над своей знаменитой картиной Корабль дураков. «корабль дураков» (фр. La Nef des fous)— одна из наиболее известных картин нидерландского художника Иеронима Босха.
Сама картина, которая является частью несохранившегося триптиха, наполнена символами и аллегориями, зашифрованными знаками и посланиями. Полумесяц, как атрибут греха, мы будем встречать у Босха и впоследствии. Первым опытом стало собрание нравственно-поучительных историй «Турнский рыцарь».
Ему предстояло выразить в бронзе основную идею книги Бранта. Корабль — традиционный символ Церкви в древние века, наполнен разными людьми. Из ветвей орешника выглядывает сова – недобрая, ночная птица.
На мачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино. Это граничит со старофламандской пословицей: «Набросить кому-то на голову голубой плащ», что означало изменить. Картина «Корабль дураков» считается одной из самых известных картин великого нидерландского художника Иеронима Босха (1460-1516).
Вместо мачты корабля растет живое дерево — Майское, вместо руля — сломанный сук. Новые издания Иоганн Бергман выпустил 3 марта 1495 г. и 12 февраля 1499 г. Всего же при жизни автора свет увидели шесть изданий «Корабля дураков» на немецком языке, не считая многочисленных «пиратских» перепечаток. Дурак-профессионал, оказывается чуть ли не лишним в этом мире людской глупости. Есть устойчивое выражение: «Корабль дураков». Напротив нее сидит монах. А на корабле расположилась развеселая компания.
Звали его Альбрехт Дюрер. Монахи на переднем плане символизируют религиозных деятелей. Этот символ достаточно распространен в средневековой иконографии и является близким по смыслу к библейским «неразумным девам».
Это наглядно можно увидеть на его картине «Корабль Дураков». Напечатал книгу базельский типограф Михаель Фуртер. В дальнейшем Иоганн Бергман занимал высшие должности в церковной иерархии. Предположительно произведение было создано между 1490 и 1500 годами.
Люди на корабле и священнослужители пьют, бесчинствуют и горланят песни. Полумесяц – мусульманский знак, знак неверных, знак ереси и шире – знак дьявола.
Вишня (на блюде) и лютня символизируют распутство, надетый на копье сосуд, как и сова, невозмутимо взирающая на происходящее из ветвей Майского Дерева, – знак сатаны. Она была подарена Лувру в 1918 году Камиллом Бенуа.
Был такой народный обычай, который заключался в поедании висящего блина, не используя рук. Царящее среди них буйное веселье угрожает устойчивости лодки и может повергнуть «дураков» в воду. Первое издание было иллюстрировано множеством гравюр, многие из которых приписывались (без должных оснований) Дюреру. Осмеять человеческую глупость, значит расчистить дорогу прогрессу. Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся в Лувре работой Босха и книгой Себастьяна Бранта «Корабль дураков», ещё при жизни автора выдержавшей шесть изданий и переведённой на несколько языков.
59 x 51 см. На картине выдающегося фламандского живописца Иеронима Босха (около 1450-1516) изображена небольшая лодка с несколькими людьми на борту, видно, что они представляют разные слои общества.
Принято считать, что Иероним Босх родился около 1450 года. Нидерланды. Отношение к Босху резко менялось на протяжении веков. Они сидят лицом друг к другу. Базельский гуманист Якоб Лохер перевел поэму на латинский язык перевод был напечатан в типографии Бергмана и вышел 1 марта 1497 г. В скором времени «Корабль дураков» перевели на английский, французский, фламандский, голландский и нижненемецкий языки. Но у Босха сова – символ именно христианский, негативный. Это осмеяние и осуждение пороков человеческого общества, глупости и зла, господствующих в мире.
В имеющихся архивах Босх впервые упомянут как «Иероним-художник» в 1480 году. Вот таким образом на изображениях stultifera aaris (корабля дураков) нередко фигурирует обнаженная женщина, стакан вина и другие намеки на земные желания. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Ее название совпадает с поэмой Себастьяна Бранта, появившейся в 1494 г. Но смысловых перекличек с текстом Бранта здесь нет.
Выразительный рисунок, гибкий мазок говорят о совершенстве живописной техники художника. Брант рассказывал, как дураки всех званий и состояний собрались на корабль, чтобы отплыть в страну дураков — Нарагонию (от немецкого слова Narr, что значит «дурак»). Автор «Турнского рыцаря» шевалье Жофруа де ла Тур-Ландри жил в XIV в. Бергмаи задумал хорошо иллюстрировать эту книгу. Картина «Корабль дураков» Босха (Лувр) изображает пьяную компанию на борту корабля, включающую сюда поющих монахиню и монаха, первая играет на лютне.
Ниже – мужчина, которого тошнит, склонился за борт. Вместо мачты изображен куст орешника, привязанный к шесту. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Приписывается Босху. Одним словом, это был образованнейший человек своей эпохи.
Пустой горшок, надетый на шест, – символ сексуального единения мужского и женского начал. Аллегорическая картина, намекающая на царящую бездуховность и безбожие, безусловно, является одним из самых знаковых работ в искусстве Босха. Нахохлился, отвернулся, пьет свой стакан. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.
Есть здесь и другие символы похоти, даже, конкретнее говоря, сексуальные символы. Там сложились самые большие коллекции его полотен. За ними сидят два лодочника.
В центре – францисканский монах и монахиня играющая на лютне. Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и XX веков. И, как ни странно, оказалась современной и для XX века.
В канун великого поста, 11 февраля 1494 г., типография Бергмана выпустила в свет сатирическую поэму Себастьяна Бранта «Корабль дураков». Дерево, масло. Это и делает изящная, но злая сатира Себастьяна Бранта. Возрождение.
Гнев – последствие пьянства, объясняет жест женщины, замахивающейся кувшином. Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Орех и орешник – символы похоти. Но не только. Картину, язвительно повествующую о моральной распущенности духовенства и мирян, считали и зашифрованными алхимическими знаками и вариацией на тему масленичного «рая пьяниц»— «корабля святого Рёйнерта», на что намекают чаши с вином и перевёрнутый кувшин её трактовали и как пессимистический взгляд на абсурдность жизни и как астрологический образ человечества, управляемого Луной, — безвольного и неразумного. Царящее среди них буйное веселье угрожает устойчивости лодки и может повергнуть «дураков» в воду.
У греков – мудрая птица, символ самой мудрой из богинь – Афины. В ту пору в Базель приехал из Нюрнберга молодой, еще никому не известный художник. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Его функции исполняют другие. Общность верующих и общность еретиков, отступников. Настоящее его имя Иероним Антонис ван Акен, однако некоторые свои работы художник подписывал «Босх».
Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. И уже в XIV в. в Нидерландах зафиксировано шутовское «Братство Голубого корабля».
Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Мачту кораблю заменяет дерево из кроны которого выглядывает сова. Голубой или синий цвет – это символ обмана иногда символ супружеской измены. Кроме того, он был в курсе последних достижений наук, наслышан об алхимии, астрологии, народной медицине.
Под ним, привязанный к мачте, жареный гусь. Незавуалированное изображение Церкви (корабля), которая погрязла в грехе и моральном распутстве, но все же управляет людьми, совершенно не заботясь о спасении их душ. Картина буквально перенасыщена двузначными символами. Пусть все — от мала до велика, - гладя на нее, посмеются. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
В «Похвале Глупости» («Encominum Моriae») (1509) Эразма Роттердамского с гравюрами Гольбейна имеется несколько общих с Брантом тем. На весь этот шабаш из ветвей дерева, невозмутимо взирает сова.
Книга Бранта пережила века. Смысл данной картины трактуется в двух версиях, однако эти версии не сильно различаются. Вишня и лютня символизируют распутство, то же означает и ореховый куст на мачте.
В первое время наибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Уже в 1494 г. пришлось дважды допечатывать «Корабль дураков». Переведенные с французского, они повествовали о добрых и злых женщинах. Вишня – еще один знак похоти. Это емкий символ, возникший в Средние века – символ безумного человечества, которое плывет без руля и без ветрил, не зная цели своего путешествия. Знаменитая картина Босха так и называется: «Корабль дураков».
Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Собрание Ф. ван Ланшота. Мачта обломана. Наряду с такими понятиями, как Град Господен и Град Сатаны.
Во времена Босха «мудрость» понималась как добродетель, праведность и набожность «глупость» была синонимом порока, греха и безбожия— фигура дурака с бубенчиками на одежде и с маской на шесте, сидящего особняком, в картине является, безусловно, знаковой. Пустой сосуд на копье и вымпел с полумесяцем – знаки сатаны. Вишня (на блюде) и лютня символизируют распутство, надетый на копье сосуд, как и сова, невозмутимо взирающая на происходящее из ветвей Майского Дерева, — знак сатаны.
На другом конце корабля, на импровизированном руле сидит шут, пьет из чаши. Есть также стихотворение Якоба ван Остворенса «Голубой корабль» (1414 г. ), где описана ладья с персонажами, напоминающими героев Босха. Так получился своеобразный «Ноев ковчег». Все фигуры и предметы имеют определенное символическое значение и олицетворяют человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие.
На картине изображены 12 человек.
Ниже, на мачте, королевский флаг Франции с мусульманским полумесяцем. Гертогенбош. Пассажиры корабля Босха -представители различных слоев общества. Рулевой этого корабля — шут в нелепом костюме и колпаке с бубенцами.
Дураки всегда играли немалую роль в общественной жизни им подчас больше везло, чем умным. Кроме того, символ корабля дураков параллелен символу Проклятого охотника. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль.
Это был, пожалуй, первый бестселлер в истории книгопечатания. У христиан недобрая. В центре, среди народа, сидит монах и монахиня играющая на лютне.
Здесь верховодит шут по замыслу его роль— сатирическое обличение обычаев и нравов того времени. Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха, характеризующемуся полной свободой композиционного построения. Дюреру он и поручил оформление «Турнского рыцаря». На картине Корабль дураков, есть только одна такая фигура (шут) и он, кажется и разъясняет смысл картины. Исходя из этих соображений, отцы города Нюрнберга, жители которого со времен Средневековья славились своим свободомыслием, умением высмеивать как чужие, так и собственные недостатки, предложили установить в центре города скульптурную группу «Корабль дураков». Друзей себе он выбирал среди гуманистически настроенной интеллигенции.
Иоганн Бергман фон Ольпе был скорее издателем, чем типографом. Знаменитая книга в переводе на голландский язык вышла в 1486г.
Целый грецкий орех часто символизирует Христа. Дерево, масло. Пространная аллегорическая поэма «Das Narrenschiff» (1494) немецкого ученого и писателя-сатирика Себастиана Бранта повествует о корабле, полном дураков, который держит путь в «дурацкий рай»— Наррагонию. Главное место занимают монах и монахиня, горланящие какую-то песню под бренчание лютни.
Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски.