Также «Кочегар» выиграл главный приз конкурса игровых картин на XVI Международном фестивале фильмов о правах человека «Сталкер», проходившем с 10 по 15 декабря 2010 года в Москве и «Золотую лилию» 11-го Международного кинофестиваля стран Центральной и Восточной Европы в Висбадене. Купить картину или постер "Кочегар", художника Ильи Репина вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Начало работы Гаршина над «Художниками» непосредственно связано с появлением «Кочегара» Ярошенко, с впечатлением, произведенным картиной на писателя. Наибольшую известность художнику принесла картина «Кочегар», где концентрировано и выразил художник свою творческую направленность.
Сегодня копии картин, ставших знаменитыми благодаря своей социальной остроте, – «Кочегар», «Узник» и «Всюду жизнь», которую Лев Толстой назвал «Голуби», – собраны в одной из комнат дома. Необычное зрелище предстало перед современниками в картине Кочегар (1878), где впервые был изображен русский индустриальный рабочий. Изображая на своих картинах простых людей, живущих тяжелой и безрадостной жизнью, Ярошенко следовал реалистическим традициям передвижников – таковы его «Кочегар» и «Заключенный».
Анна Коротаева— студентка театрального института, Юрий Матвеев и Александр Мосин, как и их герои, — бывшие «афганцы». Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения. По мнению Аглаи Чечот, режиссёр в этой сцене сравнивает девочку с режиссёрами-документалистами, которые видят лишь внешние проявления, не умея их интерпретировать. За исключением этой роли, почти все остальные роли сыграны непрофессиональными актёрами. Большую часть времени герои либо молчат, либо говорят короткими фразами и междометиями.
Мария Кувшинова говорит об ощущении «пребывания одновременно в двух временах: тогда, когда все было зыбко и рождало надежду и теперь, когда все устроилось и стало безнадежным». В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу.
Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Янки Купалы.
Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А. М. Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. «Розовенькое, голубенькое, красивенькое» небо, прозрачная водица, «искусно приготовленная из цветного стекла», гладкие портреты господ и дам, кейфующих в гостиных Пустые, покрытые лаком картинки, осторожные — только бы не изумить, не вызвать ни гнева, ни слез, не поранить память пустые картинки, пролетающие мимо души «Весною на передвижной выставке картин было вчетверо меньше но, обойдя картины, я развеселился: такое свежее и отрадное впечатление произвела эта выставка, крохотная, но составленная из образцовых произведений».
Кочегар принимает этот вызов, становясь участником коллективного жертвоприношения. Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты. Он писал о «симпатиях и антипатиях, крепко осевших на дно человеческого сердца под впечатлением жизни и опыта», о живущей в художнике «страшной потребности рассказать другим то, что я думаю». Другой работник в это время тащит раскаленную добела заклепку и щипцами накладывает ее на наружный конец гвоздя, а третий работник тут же начинает пудовым молотом с размаху наколачивать эту заклепку на гвоздь. Она пишет, что у Балабанова получилось «коряво-самодельное и при этом поразительно стильное» произведение.
По его мнению, многие детали фильма, от выбора героя до закадровой музыки, могли бы показаться у другого автора абсурдными, пошлыми и нежизнеспособными, однако с их помощью режиссёр добился «сногсшибательного» эффекта. Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками. Международная премьера «Кочегара» состоялась 29 января 2011 года во внеконкурсной программе 40-го международного кинофестиваля в Роттердаме. Именно вот таким образом Балабанову приходится довольствоваться Роттердамом, который «приветствует нестандартное кино».
Как и почти все остальные фильмы режиссёра, «Кочегар» подспудно связан с гражданской войной. Трофименков назвал «Кочегар» фильмом «оглушительного молчания». Она говорит о том, что из этого сочетания «рождается то особое качество правды, которое и отличает настоящего художника от поденщика». Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888).
Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами. Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара». Заподозрив неладное, Якут решает навестить дочь. Проста в фильме и система оппозиций: огонь— снег, мужчины— женщины, взрослые— дети. Этот сюжет отсылает к неоконченной «Реке», тоже основанной на якутском материале.
Так, в «Кочегаре» герои постоянно смотрят в топку с горящим огнём, словно в экран телевизора или домашнего кинотеатра. Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе.
Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны. Используя эту фамилию, Балабанов намекает, что снимает свою «Поэму огня». Общество, созданное для борьбы с Товариществом, «задумало удивить мир», но «грустная выставка, бедное Общество». Она восхищается тем, как Балабанов использует паузы в фильме из которых рождаются «удивительные по своей тонкости крупные планы» актёрских работ. Балабанов много раз использовал данный приём: в «Войне», «Мне не больно», «Жмурках», «Братьях». Затем Хабджий в порыве ревности избивает её плёткой.
1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. Главную роль в фильме сыграл актёр Якутского академического театра им.
Балабанов в интервью также подчёркивает важное значение огня для своего фильма. Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. Как и у Киры Муратовой в «Мелодии для шарманки», под лёгкий музыкальный мотив «злодейство творится так же естественно, как происходит под постоянный музыкальный рефрен вообще повседневная жизнь— в парикмахерских, супермаркетах, такси, наушниках». Аида Тумутова, отобранная Балабановым на главную женскую роль, до этого работала в модельном агентстве. «Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов. Короленко, Вс. Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента».
Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. В эпилоге изображена Якутия в далёком прошлом: русский каторжанин на поселении (по-якутски— «хайлак») Костя (Александр Гаркушенко) избивает давшего ему приют якута Хабджия (эта роль тоже принадлежит Михаилу Скрябину) и насилует его жену Керемес (Юлия Мен).
Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. Фильм остался незамеченным отборщиками крупнейших мировых кинофестивалей. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. () в первой трети XIX века, монументальная скульптура играет исключительно важную роль в архитектуре и прежде всего в раскрытии идейного содержания тех или иных зданий и комплексов.
При этом из-за отсутствия большого бюджета актёры в фильме согласились играть бесплатно. Он пишет о другом контрасте, возникающем при смене музыкальных композиций. Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского.
А обозреватель польского журнала «Esensja (польск. )русск» Себастьян Чосинский в своём положительном отзыве находит параллели в сюжете фильма с книгами «Крематор» Ладислава Фукса и «Евангелие от палача» Аркадия и Георгия Вайнеров. Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина. В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству. Он едет к ней в магазин и, не обнаружив её там, — далее на её квартиру. Съёмки фильма были начаты 25 февраля 2010 года, в день рождения Алексея Балабанова.
С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10. Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. Труп девушки, завёрнутый в мешок, Бизон отвозит для сжигания в кочегарку. Перед нами человек не только мысли, но и дела.
Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878). Важное значение в фильме имеет время действия, выбор которого был неслучаен. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Крамского. В данной картине режиссер позволяет себе больше, чем он бы мог захотеть.
Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». Под предлогом того, что бизнес налажен и его можно вести уже без дочери Якута, которая как автор идеи имела право на половину прибыли, она приходит к отцу и просит устранить её. Так же, как в феллиниевских «Джинджере и Фреде», в образе главного героя отчётливо проглядывается сам режиссёр. К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе. Последовавшие за ними «Груз 200» и «Морфий» свидетельствовали о моральной смерти и разложении личности и общества.
На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью. Григорий Мхеидзе в журнале «Искусство кино» тоже сравнивает саундтрек «Кочегара» с музыкой в «Грузе 200». Художник создает выразительную характеристику тюремного быта.
В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. Гражданская война для Балабанова— зона концентрированного зла. В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы. Фильм снят предельно минималистично. Критик «Screen daily (англ. )русск» Джонатан Ромни говорит о легкомысленной музыке и иронии, рассыпанной по всему фильму. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Немного большего успеха картина добилась на кинопремии «Ника».
«Глухарь» — не выдумка Гаршина. В основе сюжета фильма— история мести «маленького человека», через призму которой режиссёр показывает моральный распад общества. Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга. Ксения Ларина считает, что «главное и, может быть, единственное, по-настоящему действующее лицо» фильма— огонь: «Топки, печки, камины появляются почти в каждом эпизоде— кажется, все в этом городе подчинено огню, в жертву которому приносится отработанный человеческий материал». Может быть, творческую историю рассказа следует начать с написанной двумя годами раньше статьи Гаршина «Вторая выставка Общества выставок художественных произведений». Рябинин — представитель «мужичьей полосы в искусстве» Дедов предпочитает «компоновать закаты, восходы, полдни, начала и концы дождя, зимы, весны и прочее».
Помимо всего, в национальности главного героя заложена и метафора художника, выпадающего из любого социума. Часть сцен была снята в квартире у самого Балабанова. Однако в «Грузе 200» единственным положительным героем был вьетнамец Сунька, а во «Мне не больно» и том же «Кочегаре» русские представлены как негодяи по отношению к другим народам. Продюсером «Кочегара», как и ряда последних работ Балабанова, выступил глава кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов.
Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства. Смотрит внутрь печного окошка и Якут перед своей смертью. Традиционны для Балабанова и морально-этические вопросы, которые он поднимает в «Кочегаре». Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом.
Кочегар является самым личным и лиричным фильмом Балабанова. Затем режиссёр снял фильм «Война» о чеченском конфликте, о войне, которая стала личным повседневным делом главного героя. Тогда Якут переодевается в свою парадную офицерскую форму с наградами и звездой Героя Советского Союза, отправляется домой к Снайперу, берёт в руки лыжную палку и беспощадно убивает ею Снайпера (в сердце) и подоспевшего вооружённого пистолетом Бизона (в шею), после чего возвращается в кочегарку. Как только начинаешь смотреть фильм, то сразу становиться ясно, режиссер Алексей Октябринович снимает кино о своей жизни: тельняшка, панамка, а также ватник Кочегара, это атрибуты Балабанова.
По её словам, фильм «буквально обволакивает своей кладбищенской поэтичностью». Только в «Грузе 200» режиссёр выворачивал наизнанку позднесоветскую действительность, а в «Кочегаре»— бандитские девяностые. На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар».
Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. В свою очередь, Ларина говорит о грамотном подборе актёров. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика.
При этом Балабанов, показав, что совершенно все персонажи фильма виноваты в происшедшем, всё-таки встаёт на сторону Якута. Согласна с ней и журналист «Независимой газеты» Евгения Леонова по её словам, «Кочегара» «можно смотреть с любого места и без титров ясно, что это Балабанов с ещё одним рассказом о герое-одиночке и лаконичной метафорой, выражающей суть фильма». Существует описание этого образа, сделанное Ю. М. В «Кочегаре», как и во всем творчестве автора, важное место занимает тема самостояния личности. За пределами России оценки кинокритиков были, в целом, схожи с оценками их российских коллег. Бизон состоит в интимной связи с дочерьми Якута и Снайпера (Саша и Маша их играют Аида Тумутова и Анна Каратаева, соответственно), которые, между тем, являются совладелицами магазина, торгующего мехом из Якутии.
Кочегар— представитель малой народности, что выглядит особенно символично. Ярошенко проводили лето именно здесь. В связи с этим символическое звучание приобретает фамилия главного героя. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.
Так, Якут стал ещё одним балабановским потерянным героем, наряду со странником из «Счастливых дней» и убийцей Данилой Багровым из «Брата 2». Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха. На заводе Ярошенко много общался с рабочими. Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли).
Большое значение по-прежнему имело градостроительство. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь.
Особое место в «Кочегаре» занимают медитативные проходы и проезды героев по улицам города под инструментальный бит или русский рок. Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера. Так, Данила Багров в «Брате» продолжает свою войну партизаном в мирном Петербурге, в «Брате 2» он продолжает партизанить, но уже в демократической Америке. Даже критика тех времен отметила, что художник выразил симпатию не только к личности своего героя, но и к зарождающемуся рабочему движению в целом. По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра.
Автор очерка «На литейном заводе», помещенного в «Отечественных записках», рассказывал: «Так называемые глухари — последний сорт заводских рабочих, обреченный на самым тяжкий, почти нечеловеческий труд и получающий за этот труд самое ничтожное вознаграждение. В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881). Однофамилец главного героя— русский композитор Александр Скрябин— назвал одно из своих главных произведений «Поэма огня».
Эта работа во многом является итоговой для режиссёра, «квинтэссенцией его стиля и тем», «кристальной производной совершенно герметичной режиссёрской вселенной». По его словам, огонь выступает связующим мотивом для всей картины. Основную часть саундтрека фильма составляют гитарные композиции Дидюли. В своём творчестве Балабанов рассуждает о природе кинематографа.
Так, Трофименков пишет, что «Алексей Балабанов виртуозно насыщает жутью эту самую безобидную музыку: гитара Дидюли страшнее, чем советские хиты, обволакивавшие Груз 200». Убив своих обидчиков, главный герой фильма сам становится частью цепочки убийств. Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие.
В 1874 году женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, бестужевке, общественной деятельнице9. Продолжая эту тенденцию, «Кочегар» стал самой простой и лаконичной работой Балабанова. По её словам, в этом фильме «блестящие актеры существуют рядом с блестящими типажами».
С наибольшей полнотой характерные черты архитектуры и монументального искусства этого времени выявились в творчестве зодчих А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, Т. де Томона. Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности. Картина — долг, который художник отдает народу. За три недели до открытия Шестой передвижной Гаршин послал Крамскому письмо: он увидел «Христа в пустыне», выставленного перед отправкой на Парижскую выставку и просил художника растолковать суть картины.
При этом время в «Кочегаре» лишь фон, который Балабанов использует в качестве декораций для своей истории. Стрепетовой» (1884). Начав со сложного эстетского кино, автор с каждым разом снимает всё проще и бесхитростнее. Это помогает автору сделать действие живым и энергичным.
К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. По его словам, Балабанов снял фильм так, «как снимать вообще нельзя», что получается только у выдающихся режиссёров. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста.
Вторит Трофименкову и журнал «Искусство кино», он пишет, что Балабанов снимает так, как будто бы он вообще первый кинематографист. Мучившая совесть мысль о долге была немаловажной в тогдашней поэзии, прозе, публицистике, но тогдашние читатели обнаруживали ее и там, где она не была ведущей, где ее вовсе не было, обнаруживали и ставили «во главу угла». Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени. Усадьбу назвали Белой виллой. Не удивительно, что когда шли съёмки и автора картины спрашивали: «А действительно данная картина о человеке, который закидывает в печку мёртвых людей. », автор начинал скромничать и произносил: «Данная картина о человеке, который пишет в кочегарке свой собственный рассказ».
Картина победила в четырёх номинациях из шести («Лучший фильм», «Лучшая режиссёрская работа», «Лучшая работа художника» и «Лучшая музыка к фильму»). Ещё двумя профессиональными актёрами являются Пётр Семак— актёр театра Льва Додина и Вячеслав Павлють из белорусского театра им. На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Так, Нил Янг из «The Hollywood Reporter» назвал фильм аллегорической сатирой России 1990-х годов, в котором Россия представлена как антиутопия, с победившей жадностью и безнравственностью.
Балабанов снял фильм о том, что человек, вернувшийся с такой войны изначально ненормален. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». В фильме много и других автоцитат.
Отец Маши поручает это дело Бизону, который без лишних слов убивает ножом одну из своих любовниц. Выполненные в эти годы городские ансамбли намного превосходили по размерам все то, что было создано в предшествующий период. Я перерываю в моей памяти все случаи, где это могло бы случиться и не могу отыскать предмета. «Кочегар» в этом ряду встаёт своеобразным краем отчаяния Балабанова в его точке зрения на то, куда движется общество.
С помощью данного фильма автор хочет подвести некоторые итоги своей деятельности. Мысль о неоплатности долга в конце концов подвигает Рябинина отложить живопись, чтобы учительствовать в деревне (Дедов отправляется в заграничное путешествие).
Премьера состоялась в августе 2010 года в Выборге на кинофестивале «Окно в Европу», где фильм получил спецприз жюри «за высокое профессиональное мастерство» и премию Гильдии киноведов и кинокритиков России. Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. Для Гаршина Христос, написанный Крамским, — «выражение громадной нравственной силы, ненависти ко злу, абсолютной решимости бороться с ним» Крамской ответил Гаршину длинным письмом. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Помимо самой музыки Дидюли, в фильме много и других упоминаний о нём.
П. А. Ойунского Михаил Скрябин, уже снимавшийся ранее в фильмах Алексея Балабанова— «Груз 200» и «Река». В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку. Кроме того, съёмки проходили в Петербурге и на реке Вуокса (посёлок Лосево в Ленинградской области) в течение 18 дней. Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице.
За принятие бандитской этики ему пришлось расплатиться ценой жизни дочери. Гаршин вспоминает Пятую передвижную: «Семейный раздел» Максимова, «Получение пенсии» Владимира Маковского, «С квартиры на квартиру» Васнецова, «Чернолесье» Шишкина и «Украинскую ночь» Куинджи, портреты литераторов Григоровича и Потехина исполненные Крамским и Ге, «Сумерки» Ярошенко. «Кочегар» стал триумфатором премии Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон».
Трепова. Повествование в рассказе ведется поочередно от лица двух художников — Дедова и Рябинина. «Кочегар», это последний фильм одного из главных режиссеров постперестроечного времени. Этот фильм тесно связан и с другой картиной Балабанова— «Грузом 200».
В роли заказчика выступил глава «Ленфильма» Вячеслав Тельнов эту роль Балабанов предлагал Константину Эрнсту, но тот, узнав, кого ему предлагают сыграть, отказался. По словам Юрия Гладильщикова, режиссёр вольно или невольно осуществляет свой собственный проект «Россия», так как почти все его фильмы представляют собой размышления о том, что происходит и происходило с Россией в разные исторические периоды. Затем появились «Жмурки» и «Мне не больно»— фильмы, в которых гражданская война показана с различных сторон. Однако несмотря на признание критиков, фильм Балабанова не получил ни одной номинации на национальную российскую кинопремию «Золотой орёл».
В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя. Кинематографический язык «Кочегара» несложен, художественная сторона фильма как будто бы неосязаема и неосознаваема. Сталкиваются две исповеди. Татьяна Москвина также отмечает изысканную тоску и трагичную иронию фильма. Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898).
Тем же стремлением был движим и Ярошенко. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». По словам Сельянова, 90-е годы для российского кинематографа имеют такое же значение, как времена Аль Капоне для Голливуда, так как именно в такие периоды возникает простая оппозиция «жизнь-смерть», которая всегда волнует кино.
Главный герой фильма— классический «маленький человек» как и всем людям из этого ряда, ему присущи наивность, честность, слабость. В это время, около него бегают ненавистные дети, которые хотят посмотреть на огонь, а также услышать рассказ «о плохих людях». Он сожалеет о том, что «блестящие фильмы россиянина Алексея Балабанова редко выходят в прокат в Великобритании». А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет.
Гаршин, Н. Михайловский. Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. Но в итоге режиссёр оказался прав, готовый фильм длится 87минут. Только здесь в момент кульминации после лёгкого мотива Дидюли врывается хит «Агаты Кристи» «Истерика», который производит сильное впечатление на зрителя.
В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. Он говорит так, как он это умеет и старается говорить о том, что нужно народу. По его мнению, этим «Кочегар» невыгодно отличается от более интернационального фильма «Счастье моё», который тоже рассказывает о вирусе насилия в России.
Степень минимализма картины сравнима с работами таких режиссёров, как Робер Брессон, Гас Ван Сэнт и Ларс фон Триер. Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. С самого детства Николая готовили к военной карьере.
Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко. Затем, сидя перед огнём топки, Якут совершает самоубийство, порезав себе вены. Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. В фильме есть художественные приёмы, встречающиеся во многих фильмах Балабанова. Отзвуки письма Крамского слышатся в монологе Рябинина, но образ, не дающий покоя герою рассказа, — не Христос, а рабочий-клепальщик, «глухарь». Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек.
По словам обозревателя газеты «Ведомости» Олега Зинцова, этот приём выполнен «так элементарно и он так точно работает», что фильм «абсолютно невозможно анализировать». В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России.