Брат Глеба Ивановича, Борис Иванович Морозов, владелец огромного состояния, умер бездетным в 1662 году, оставив наследство Глебу Морозову. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье. Ведь сколько времени я его искал. Потом боярыню Морозову написал.
Той, когда Алешенька ему в ноги поклонился. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Суриков долго «угадывал» лицо боярыни Морозовой. Оно развивалось в определенном каноне, который заимствовали из Византии, но постепенно трансформировали, создали свои собственные напевы. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной.
Василий Иванович за базу взял тему церковного раскола XVII века. Сибиряки положительно относились к старенькой вере, вот таким образом в этом регионе обширное распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим страдальцам, пострадавшим от рук представителей новейшей веры. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Все лицо мелко было.
Не стоит забывать, что свой выбор боярыня Морозова сделала еще и вот по какой причине. (8) Церковь. Написана с храма Николая Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. Возобновились присылки к ней от царя с убеждениями и угрозами. Она не хотела изменять старой вере.
Феодосия Морозова отказалась идти сама: ее унесли в кресле. А сплетни и слухи о продолжающейся связи с царем подкреплялись теперь еще и тем, что без его согласия крупнейший в России капитал не мог быть сосредоточен в одних руках. Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов.
В 30 лет боярыня Морозова осталась вдовой и сиротой. Таков был господствующий идеал для женской личности, свободной от супружества. Народ в большинстве своем принимал ее трагедию как свою. Это было время междупатриаршества по кончине Иоасафа. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. 2 Боярыню вернули под арест.
«Ступай, простись с ней, – сказал князь, – думаю, что сегодня же будет за ней посылка». А церковная музыка – это церковное пение. В это время уже был готов костер для её сожжения, но Феодосью спасло заступничество бояр, возмущённых возможностью казни представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она.
Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Хотел, чтобы Морозова покорно склонилась и опустила глаза. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали. После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ).
Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. Заключение становилось все суровее и суровее, пищи опускалось в яму все меньше. Часовня-памятник на предполагаемом месте заключения боярыни Морозовой и княгини Урусовой. Она не хотела изменять «старой вере». Многие отказывались принять нововведения, разве можно называть их за это фанатиками.
Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой. Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви. Но вскоре скончался её сын Иван. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.
Детей у них не было. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Вернувшись однажды из «крестового похода» в Москву, Никон, узнав, что Алексей Михайлович опять находится в Зюзине у Морозовых, решил царя проучить: объявил, что слагает с себя сан патриарха и удалился в основанный им Воскресенский монастырь.
Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. Сострадательный сторож исполнил эту просьбу. Боярыня Морозова была представительницей одной из могущественных семей того времени. Молодой царь приблизил Морозовых ко двору.
На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. Художник желал показать нелегкую жизнь и глубокую веру российского народа. Нравилось им, что я казак и не курю. В 1635-37 гг. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. (1) Феодосия Морозова.
И когда в 1671 г. утешившийся, в конце концов, царь играл свадьбу с Натальей Кирилловной Нарышкиной, боярыня Морозова во дворец явиться не пожелала, сославшись на болезнь, что Алексей Михайлович счел за оскорбление и пренебрежение. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича.
В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений. Оба брата находились довольно близко к русскому трону и не собирались от него отходить. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. служил воеводой в Енисейске, потом принимал участие в Земском соборе, заведовал Каменным приказом в 1641-46 гг. Но за нее заступалась царица Марья Ильинична.
Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Не первая и не последняя была Феодосия Прокопьевна, устроившая свой дом по-монастырски.
При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни. После участия в XV Передвижной выставке она была куплена Павлом Третьяковым для Третьяковской галереи. 1888— Овдовел и переживал депрессию. 1891— Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916— Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Там в переулке всегда были глубокие сугробы и ухабы и розвальней много, - рассказывал он. - Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном.
Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Это и отразил художник на картине. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие».
Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. А о смерти уважаемого на Руси патриарха Иосифа говорили: или «его отравили помещики, так как он заступался за крестьян» или «патриарх не вынес неуважения простолюдинами своих господ». 1888 — Овдовел и переживал депрессию. 1891 — Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916 — Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. По всей видимости, художник был впечатлен силой воли боярыни, вот таким образом решил воскресить память о ней изобразив на огромном холсте эпизод, где Морозову везут в темницу.
Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев. При взоре на полотно сначала в глаза кидается центральный персонаж – сударыня Морозова. Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке.
Тело Феодосии Прокопьевны завернули в рогожу и погребли рядом с Евдокией. Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы».
Все лицо мелко было. Каменный храм построили в 1703 году. Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Они взаимно благословились и приготовились постоять за правую веру.
Евдокия предупредила сестру Феодосию о предстоящей беде и, решив разделить ее участь, не воротилась домой. Такое поведение Феодоры соответственно не нравилось царю. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. До возвращения в Москву из первой сибирской ссылки протопопа Аввакума нет свидетельств о приверженности боярыни Морозовой к староверию. – И как ни напишу ее лицо – толпа бьет.
«Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Однако начавшееся при Никоне изменение богослужебных книг и церковного обихода большинство прихожан восприняло как оскорбление традиций. Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Он был лишен сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. Это то, где черты лица сгармонированы.
Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд:«И как вставил ее в картину — она всех победила». Ее увозили в ссылку.
Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». И как вставил ее в картину- она всех победила.
Никон весь в черном (среди прочего он пытался привить церковникам аскетизм) свое согласие дал не сразу, молча обвел окружавших царя бояр победоносным взглядом и остановил его на ней.
Словом, Феодосия Прокопьевна, обладая завидной силой характера имела вполне человеческие слабости, что, конечно, делает ее подвижничество еще более значительным. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Однако Морозова была не рядовая ослушница. Ее влияние при дворе и до того бывшее немалым, выросло многократно.
Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Очень трудно ее лицо было найти. Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского старообрядчества.
Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим. И как вставил ее в картину – она всех победила. Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. На свадьбе царя он был посаженным отцом. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. В 1662 году Глеб Иванович Морозов скончался. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано.
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Но ничто не сломило их твердости. Многие боярские жены приезжали в монастырь, чтобы посмотреть, как Урусову на носилках тащили в церковь.
Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик. Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило. Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий.
Пока она была жива (до 1669) и несколько времени после ее кончины боярыня Морозова продолжала свободно исповедовать старообрядчество. Практически же богатством распоряжалась боярыня Морозова. Царь предложил ему самому провести допрос боярыни. На сегодня это один из наибольших экспонатов галереи. Только тогда, когда Алексей Михайлович при большом скоплении людей в Успенском соборе Кремля, умоляя приять патриаршество, поклонился митрополиту в ноги, Никон (опять же прилюдно) истребовав от царя обещания не вмешиваться в церковные дела, дал согласие. Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе.
Древнее русское церковное пение было только вокальным, музыкальные инструменты не использовались, как на Западе, например, орган. Каменный храм построили в 1703 году. Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Для царского дома становится очевидным ее религиозная оппозиция, которая и тоге вылилась в социальный протест. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи.
Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям. Его сын Василий, по прозванию Соковня (существует множество версий относительно этого прозвища), стал родоначальником русских Соковниных. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.
Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. После смерти брата Бориса Ивановича Морозова а в последствии и Глеба Ивановича все наследство переходит малолетнему сыну Ивану. Он приглядывался к старообрядцам – их было немало и во времена Сурикова. Ее поместили на подворье Печерского монастыря под крепкою стражею. (1) Феодосия Морозова.
Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. Его лица не видно. Досталось и художнику за эту картину. Почитается старообрядческой церковью как святая.
Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело. Ее глаза полны слез. Ревность знатной боярыни Феодосии Морозовой к расколу производила большой соблазн в высшем московском обществе и царь Алексей Михайлович неоднократно посылал к ней (в том числе ее дядю Михаила Алексеевича Ртищева) с увещаниями. Нравилось им, что я казак и не курю.
Женское их дело что они много смыслят. ». 6 Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее «преславно и дивно».
Скончался он в 1662 году, а поскольку потомством он так и не обзавелся, то все перешло ближайшему родственнику. Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина. К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники.
Но боярыня отказалась. Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род. Древнее пение было мужским, одноголосным. В наказание он велел отобрать у нее половину вотчин. История жизни сударыни Морозовой очень увлекательна, вот таким образом как эта дама имела собственные взоры на жизнь.
Она действительно крестилась, крестилась двуперстно и ее цепи очень громко звенели. Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место. В ночь на 16 ноября 1671 г. в дом Морозовой по приказу царя пришёл архимандрит Чудова монастыря Иоаким и думный дьяк Иларион Иванов.
Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца.
Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат.
Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Она почти не смотрит на боярыню. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.
Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Перейдем от искусства к фактам известных историкам о жизни боярыни Морозовой.
После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. Чего он ждал. Своей властью он разослал церквам указ, сколько класть земных поклонов при чтении молитв, а также креститься тремя перстами. Сам художник вспоминал: Как увидел: ворону, сидящую черным пятном на снегу с отставленным в сторону крылом, так и не смог этого пятна много лет забыть.
В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Будущая сударыня заходила в число придворных, сопровождавших королеву.
Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Ведь сколько времени я его искал. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая.
Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру». Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет.
Приглядел для работы соседний переулок. Впрочем, чего гадать. Наступил конец их страданиям первою умерла Евдокия, за нею Феодосия и Мария (октябрь и ноябрь 1672). Её поручили патриарху Никону.
Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. Очень трудно ее лицо было найти. Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя.
Ее открытое неподчинение вызвало гнев монарха и в конце концов боярыню заточили в подземную тюрьму в Боровске под Калугой, где она и умерла от истощения. (8) Церковь. В толпе терялось.
По неким данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мама. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. История картины «Сударыня Морозова» очень необыкновенна хотя бы вот таким образом, что эта работа вызвала противоречивые оценки и звучные споры критиков во время передвижной выставки.
Но в отношении боярыни Морозовой это пишут довольно часто. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Люди потянулись к ней взорами. Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Я с нее написал этюд в садике в два часа.
В доме была и сестра сударыни княгиня Урусова. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Как правило, чтобы избежать этого (чересчур большое богатство заключало в себе опасность для власти), состояние бездетного брата отторгалось в пользу государства. Художник допустил ряд исторических неточностей.
(Он, по-видимому, не знал, что и его жена – раскольница). И вот эта молодая, богатая женщина, представительница самых видных московский родов, после встречи с протопопом Аввакумом становится духовной дочерью огнепального протопопа. За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв. (16) Икона «Богоматерь Умиление».
Женское их дело что они много смыслят. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. В толпе терялось.
Рядом с розвальнями, крепко сцепив руки идёт её сестра, княгиня Урусова, её сопровождают конвоиры, но она ничего не видит вокруг себя, кроме сестры. Морозова отвергает новые обряды. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Однако этого не произошло и с 1658 года патриарший престол освободился.
До стрельца вы видите светлые тона одежд. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры.
Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха. 1848— Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877— Поселился в Москве. 1878— Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881— Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881— Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883— Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887— Работал над картиной «Боярыня Морозова». В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины.
Выйдя замуж за боярина Морозова, Феодосия стала вхожа и в царские палаты и в дома высшей московской знати. Греческую красоту можно и в остяке найти». Все лицо мелко было. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. 1848 — Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877 — Поселился в Москве. 1878 — Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881 — Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881 — Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883 — Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887 — Работал над картиной «Боярыня Морозова».
В ту пору в русской церкви произошел раскол. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Не смею, - отвечал стрелец. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века.
«Я на картине сперва толпу написал, а ее после, – рассказывал Суриков. Но ей за унижение царя стало обидно и Феодосия смерила чванливого попа с головы до ног. Фигура Феодосии, словно черный треугольник, разделяет народ на две части: справа – взволнованные и сочувствующие, а слева – равнодушные и глумящиеся над ней.
Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню.
Ее богатству можно было только позавидовать: сударыня имела несколько усадеб, но поселилась она в селе Зюзино, где обустроила собственный дом по западному эталону. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. В девичестве она была Соковнина. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. С той поры и началась их борьба, борьба двух сильных властолюбивых людей. Никон был уверен, что Алексей Михайлович немедленно явится к нему уговаривать остаться.
«В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы. Писать не «Исус», а «Иисус». Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи.
Её вернули под арест. Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой. Молодой сын боярыни, Иван, едва успел проститься с матерью.
В конце концов, Морозову он срисовал со старообрядки, которая встретилась Василию Ивановичу возле Рогожского кладбища. Критики было много. Ее увозили в ссылку. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тыщ рублей была куплена работа превосходного художника «Сударыня Морозова».
Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Но нет. Но сестры называли еретическим все высшее русское духовенство. Однако в стране было неспокойно. Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела.
– Честное вдовство само собою уже приравнивалось к обету иночества. Практически одновременно арестовывают и ее сестру. Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Очень трудно ее лицо было найти. Все на картине будто напряглось.
В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Вот пять женщин в правой части картины. В толпе терялось.
Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила. Богатое наследие, жизнь со вкусом, казалось бы ничего плохого не должно было происходить в ее биографии боярской жизни. В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Она именовалась кравчей царской державы и была, по словам Аввакума, в четвертых бояронях. 1669 год — царица скончалась.
Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри. (8) Церковь. Я с нее написал этюд в садике в два часа. По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать.
Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь. Боярыня Морозова стала их знаменем, её стойкость поразила современников, даже на дыбе она не отреклась от веры, от того, что было для неё свято. (1) Феодосия Морозова. «Персты твои тонкостны. Но это было не демонстрацией для народа, как происходит на картине Сурикова, она это делала, чтобы напомнить о себе царю Алексею Михайловичу, с которым у нее развивался конфликт. Дома твоего тебе служащих было человек с триста, у тебя же было крестьян 8000 имения в дому твоем на 200 000 или на полтретьи (250 000 – Ред. ) было Другов и сродников в Москве множество много. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова».
Богатство ее было сказочно. Царь разгневался. На ее лице глубокая скорбь. Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти.
Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. В 1650 году царь Алексей Михайлович пожаловал его придворным чином и должностью окольничего – второго (после боярина) думного чина. В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ. Первым шагом нового патриарха стало сближение традиционного русского и греческого обрядов.
Их предок, дружинник князя Александра Ярославича Невского, новгородец Михаил (Миша) Прушанин стал одним из героев Невской битвы 1240 года. В 1200 году один из этого рода получил от князя-епископа Рижского в лен замок Икскюль (ныне Ишкиле в Латвии). По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трёхсот) слуг. В том же году умер и отец Феодосии Прокопьевны.
И как вставил ее в картину – она всех победила». Она носила власяницу, чтобы таким макаром «усмирить плоть». Озадаченный архимандрит поспешил к царю. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась. История жизни боярыни Морозовой очень интересна, потому как эта женщина имела собственные взгляды на жизнь.
Но он говорил, что исторический художник должен угадывать прошлое. Немногие знали, как звали сударыню Морозову после пострига у старообрядцев. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу.
Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Вслед за ней духовной дочерью Аввакума стала и ее младшая сестра Евдокия, княгиня Урусова. На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Облик боярыни Морозовой в национальной памяти соединен с любимой народом картиной В. Сурикова.
Одно из самых крупных – это восстание в Соловецком монастыре (1667 г). И вот однажды В. И. Но в 1671 царь женился вторично. Знаете, что значит симпатичное лицо. Это был 17 век, век раскола, (что тоже не совсем правильно). Патриарх Никон, в 1650-1660 годах предложил церковную реформу с целью ввести обряды Греческой церкви, которые отличались от обрядов Русской церкви. Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен.
Сурикову удалось воскресить собственных персонажей. Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Она построила роскошную усадьбу по европейскому типу и жила в ней, окруженная роскошью и слугами имея 8000 крестьян и 300 человек прислуги. Картина ожила.
Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. Правитель знал об убеждениях верховой сударыни и такое поведение ему совсем не нравилось.
При бесплодии русские женщины обращались к преподобному Сергию Радонежскому. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Ее окружали беглые инокини и юродивые а какая-то мать Мелания с помощью некоего отца Досифея тайно постригла ее в иноческий сан. После допроса дам заковали в оковы, оставив под домашним арестом. На обеих сестер наложили оковы и посадили под стражу.
Каменный храм построили в 1703 году. Впереди на коленях старая нищенка. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку.
Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества). Они провели допрос Феодосьи и её сестры. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев».
В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню.
Но смеялись немногие. Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное. В народе говорили, что Морозова пострадала «за веру». Сурикову удалось оживить своих персонажей. Захватили и последовательницу боярыни Морозовой, Марью Даниловну.
Там, в Преображенском, все меня знали. На то время это была самая шикарная усадьба. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Феодосию Морозову перевезли в Боровский острог и посадили в яму вместе с Урусовой и Марьей Даниловной.
Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая. Ведь сколько времени я его искал. Но боярыня отказалась. Алексей Михайлович отреагировал так остро именно, потому, что его народ уже показал, что он может восстать точно так же.
К заключенным никого не допускали, пищу давали им самую скудную. «Персты твои тонкостны. Вдова по понятиям и убеждениям века уже носила в своем положении смысл монахини, – писал историк-археолог Иван Егорович Забелин (1820-1908). Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях.
Но смеялись немногие. Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Прокопий Соковнин был человеком зажиточным имевшим в Москве несколько домов. На то время это была самая роскошная усадьба. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. В какой – то момент терпение царя лопается и боярыню Морозову арестовывают.
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Она разъезжала на красивой дорогой карете с эскортом до ста человек. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой.
Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя.