Почти во всех произведениях Фридриха звучит тема одиночества человека перед лицом величественной и равнодушной природы, с которой он неосознанно стремится слиться. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Среди его новых знакомых оказались Г. фон Клейст, Рунге, Гёте, Тик, Новалис и даже Василий Андреевич Жуковский.
На паруснике (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), Среди других известных картин мастера160 Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), Двое созерцающих луну (18191820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Восход луны над морем, у Женщина окна (обе работы160 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). История – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы160 Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 18081810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 18091810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 18101811, Национальная галерея все три картины160 Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. В его картинах мы видим мягкие, пастельные тона, приятные глазу. История – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Следующие картины художника «Аббатство в дубовом лесу» и «Монах у моря» показали, сколь востребованной была подобная живопись: обе работы приобрел Фридрих Вильгельм III, король Пруссии, а сам Фридрих был избран членом берлинской Академии. Среди других известных картин мастера— Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна (обе работы— 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург).
1807 г. засохшие деревья окружают древнюю могилу. Рисовать, в особенности местные пейзажи, Фридрих начал еще в детстве. С годами мастер все чаще повторял полюбившиеся мотивы, натурные же созерцания порой сменялись у него образами-видениями с ангелами и храмами, парящими в небе. Исполиновые горы – череда горных кряжей и камней на переднем затемненном плане – это, видимо, возвращение к пережитому ощущению победы человека над самим собой, радость вознесения на «вершину мира», стремление к светлеющим непокоренным высям.
Вид побережья Балтийского моря написан в серебристо-серой колористической гамме. Особенностью этой работы является то, что драма уже произошла. Еще немного работ первого романтика и символиста, художника Каспара Давида Фридриха. Маленькие фигурки людей на полотнах Фридриха создают настроение одиночества и грусти, растерянности и безысходности. Значительное время художник уделяет работе в сепии, демонстрируя в рисунках большую свободу в передаче единства света, цвета и воздуха. Узнав об этом, он пришел в такой восторг, что подарил обе работы учредителю.
Композиция первой строится из разноцветных горизонтальных полос: белый прибрежный песок с одинокой фигуркой монаха, темно-синее море и свинцово-серое, светлеющее вдали небо. Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807) «Теченский алтарь» или «Крест в горах», 1808 обе работы— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден «Монах у моря», 1808—1810, Национальная галерея «Аббатство в дубовом лесу», 1809—1810, Шарлоттенбург «Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге)», 1810—1811, Национальная галерея все три картины— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Он внес огромный вклад в развитие направления романтизм, хотя его искусство не обнаруживает стилистического развития. Одной из первых живописных работ Фридриха стало полотно «Крест в горах» (1808), выполненное на манер алтарного образа.
Прославился своими картинами в стилистике романтического пейзажа. Нередко дальние планы на картинах Фридриха оказываются гораздо светлее переднего. Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ). Он писал в духе своего времени. В поздних работах, посвященных этой теме, появляется сова символ ночной темноты и смерти. В1810 был принят вБерлинскую, ав1816— вДрезденскую академии художеств.
Они изображены на переднем плане, но стоят всегда спиной к зрителю, как бы являясь вторым «я» художника. Очень часто художник пишет людей спиной к зрителю. Клейстом —оказавшим значительное влияние на художника. Рисовать, в особенности местные пейзажи, Фридрих начал еще в детстве. Именно так воспринимал природу и Фридрих. Единственный путь к этому художник видит в смерти.
Таковы его «Крест в горах» (1808), «Монах у моря» (1809), «Утро в Исполиновых горах» (1811) — самые яркие работы этого периода. к живописцу пришёл публичный успех. Вид побережья Балтийского моря написан в серебристо-серой колористической гамме. Склон холма заслоняет от зрителя эффектную панораму города. Самой серьезной критике картина «Крест в горах» подверглась со стороны приверженцев неоклассицизма, назвавших Фридриха пейзажистом, который стремится протащить свое искусство в алтарь. В понимании романтиков смерть духовно очищает и освобождает человека. Следует отметить, что крест на полотнах художника всегда окружен вечнозелеными растениями (Крест в горах или Зимний пейзаж).
Эту потерю он воспринял очень болезненно, считая себя повинным в смерти брата. Художник скончался в 7 мая 1840 года в Дрездене. А. С.
Как правило, он обращён к зрителю спиной: художника интересуют не индивидуальные черты персонажей, а их общая увлечённость бескрайностью мира. (Ризенгебирге), 1810 – 1811, Национальная галерея все три картины – Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Первая картина завораживает зри теля необъятностью морской дали. В итоге он стал философом-романтиком в живописи. И все же, годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу.
А туманный силуэт Дрездена на фоне золотых облаков выглядит почти Градом Вечным. 09. В моей памяти навсегда запомнились первые романтические сюжеты, увиденные в детстве. Работы 1820—1830-х годов, в которых повторяются старые пейзажные мотивы, звучат как воспоминание о романтическом периоде его творчества (Руины в Ризенгебирге, 1830—1834, Грейфсвальд, Городской музей).
Природа в его творениях существует как метафора судьбы человека. А туманный силуэт Дрездена на фоне золотых облаков выглядит почти Градом Вечным. Однако эти символы становятся в его картинах естественной частью изображаемой природы.
В 1802 году он переезжает в Дрезден, но неоднократно посещает свой родной Грейфсвальд. В холодноватом свете туманного утра растворены фигурки юноши и девушки, сидящих на носу парусника, в полотне На парусном корабле (1817—1818, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Фридрих неставил задачей реалистично изображать природу всвоих пейзажах. Природа в его творениях существует как метафора судьбы человека. Едва оправившись после инсульта, Фридрих сразу же принялся за работу.
Но при этом он не был автором фантастических и сочиненных пейзажей. Картины немецкого мастера следует понимать как «излияние сердца», выражаясь словами Вакенродера, в них встречаются 2 элемента: поиск художником цельности бытия, что вызвано отрывом его от религии и, наряду с этим, анализ душевного состояния человека. Всё это пугает лес, заставляя его замереть в тревожном ожидании. Каспар Давид Фридрих не стремился к верному изображению природы.
Понятия, которыми романтики описывали свои состояния, точно передают конфликт с реальностью: «ностальгия» – желание вернуться к состоянию покоя и счастья, когда-то утраченному «страсть», «тоска», «желание» – обычно связаны с некоторым идеалом жизни, который романтики «чувствуют», но не желают и не могут точно сформулировать. Например, на картине «Двое, созерцающие Луну» (1819 г. ) каменистая дорожка служит границей между двумя различными представлениями о смерти. Следует отметить, что крест на полотнах художника всегда окружен вечнозелеными растениями (Крест в горах или Зимний пейзаж). Например, на картине «Двое, созерцающие Луну» (1819 г. ) каменистая дорожка служит границей между двумя различными представлениями о смерти. 1817, оба -- Нюрнберг, Германский национальный музей).
Жуковский, познакомившийся с Фридрихом в 1821 году во время путешествия по Германии. Его творчество по мере общего угасания интереса к романтизму начало выходить из моды. И кто все эти люди из далекого прошлого, которых уже нет. Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма. С этого момента между Фридрихом и Гете установились дружественные отношения. К середине 1820-х годов живопись Фридриха стала выходить из моды.
Среди других известных картин мастера160 Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (18191820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна (обе работы160 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). История – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Смелая попытка человека покорить природу – заканчивается смертью.
Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 8212 1832 гг. ) и победил. Романтические ноты вновь прозвучали в этом полотне Фридрих вновь обратился в нем к теме, всегда остававшейся для него главной. Единственный путь к этому художник видит в смерти. Свое обучение он начал в копенгагенской Академии художеств, где провел четыре года (1794–1798). В понимании романтиков смерть духовно очищает и освобождает человека. В отдельных случаях, Фридрих изображал места или события предельно натуралистично.
В отдельных случаях, Фридрих изображал места или события предельно натуралистично. Так появилась его своеобразная техника. Появлялись новые направления, мысли, новые идеи. Подобная философия перехода от затемнения к свету встречается у очень немногих художников разных поколений в работах завещательного характера.
Он создает в них менее романтизированные, более приближенные к реальности виды. Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Эти же чувства рождают картины с изображением руин старых соборов, заброшенных аббатств, монастырей («Зима», Новая пинакотека, Мюнхен «Собор», 1818, частное собрание, Швейнфурт «Аббатство среди дубовых деревьев», 1810, Шарлотенбург, Берлин). Иногда, художник выполнял подобные на заказ. К 20-м годам относятся наиболее интересные работы художника. Единственный путь к этому художник видит в смерти.
Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807) «Теченский алтарь» или «Крест в горах», 1808 обе работы160— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден «Монах у моря», 1808—1810, Национальная галерея «Аббатство в дубовом лесу», 1809—1810, Шарлоттенбург «Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге)», 1810—1811, Национальная галерея все три картины160— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства.
Долгое время Фридриха считали угрюмым, болезненным художником. Зрителю, созерцающему словно вместе с фигурками изображенными со спины на первом плане, открываются почти мистическое величие освещенных загадочным лунным или ровным дневным солнечным светом меловых скал на острове Рюген около селения Аркона (Меловые скалы на острове Рюген, 1818, Винтертур, Фонд О. Рейнхардта). После поездок (1801-1802, 1806) на остров Рюген (Балтийское море) увлекся живописью маслом и решил посвятить себя пейзажу. В 1818 году он женился, что стало полной неожиданностью для тех, кто его близко знал. Краски моря постепенно бледнеют и оно сливается с небом.
Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Некий символизм и скрытый смысл. Но религиозность у Фридриха в отличие от его современников и тоже немецких романтиков — «назарейцев» искавших ее в традиционных библейских сюжетах и подражавших старым мастерам, выступала в пейзажах, которые он насыщал мистическим содержанием. Среди других известных картин мастера – Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819–1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна» (обе работы – 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Подчиняя пейзажные мотивы эффектам рассеянного, таинственного мерцающего или феерически вспыхивающего освещения (чаще лунного, чем солнечного), Фридрих воплощал стихийную мощь, грозную и почти мистическую беспредельность мироздания, тонкое созвучие сил природы движениям человеческой души, чувство прорыва в неведомое. Искусство Каспара Давида Фридриха высоко оценивалось современниками.
«Землей души», по словам художника, стал для него остров Рюген в Балтийском море, где он подолгу жил и работал. Трое персонажей восхищённо замерли перед синей далью, открывшейся им в двойной раме из зелено-желтой береговой растительности и причудливо изломанных линий меловых утёсов. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера (Отдых в день нового урожая, 1823, не сохранилась).
Иногда, подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины, такие, как «Монах у моря» (1810 г) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809 — 10 гг. ). Каспар Фридрих признан во всем мире, как лучший мастер немецкого романтизма 19 века. Пейзажи живописца отличаются точной выверенностью рисунка, четкими пространственными планами, богатой игрой светотени, как в картинах: «Пейзаж с радугой», «Двое, созерцающие луну». В поздних работах, посвященных этой теме, появляется сова символ ночной темноты и смерти. «Alla Nazareno» – традиционное названия прически с длинными волосами, дано оно было, немецким художником Иоганном Христианом Рейнхартом. Жуковский, познакомившийся с Фридрихом в 1821 году во время путешествия по Германии. Долгое время Фридриха считали угрюмым, болезненным художником. Отчасти, это было граничит с его замкнутым характером и аскетическим образом жизни. Слишком необычны и нетрадиционны были сюжеты и содержание его картин. И он не изменил себе.
Но, переехав в Дрезден, Фридрих стал все больше времени уделять работе на пленэре. Таковы его «Крест в горах» (1808), «Монах у моря» (1809), «Утро в Исполиновых горах» (1811) — самые яркие работы этого периода. Таковы и фигуры на первом плане картины «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1818 г. ). В своих горных пейзажах художник использует формы, навеянные морским побережьем. В «Зимнем пейзаже с церковью» (около 1811 г. ) три башни готического храма, как будто повисшие в синеватой мгле тумана, кажутся воздушным замком или призрачными тенями трёх елей, растущих на переднем плане. Пространство картины «Женщина у окна» (около 1822 г. ) — скучная клетка пустой комнаты, романтический порыв выражен здесь именно в фигуре напряжённо глядя щей в окно героини.
В своих афоризмах он пишет: Оставайтесь подальше от нечестивых уверток, которые убивают свободные порывы сердца (1) и когда Гете ltjustifygtКаспар Фридрих живет, углубившись в себя, в свои работы. Германия – живописная страна с богатыми культурными традициями. Таинственный язык природы, присущий художнику, притягивал публику к его работам. Понятия, которыми романтики описывали свои состояния, точно передают конфликт с реальностью: «ностальгия» – желание вернуться к состоянию покоя и счастья, когда-то утраченному «страсть», «тоска», «желание» – обычно связаны с некоторым идеалом жизни, который романтики «чувствуют», но не желают и не могут точно сформулировать. Необычна и таинственна серебрящаяся зеленоватая поверхность морской глади при свете луны, расстилающаяся перед смотрящими на нее путниками (Двое, созерцающие луну, 1830—1835, Берлин, Национальная галерея).
Исполнены они под впечатлением путешествий на берега Балтики и в Гарц. Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках). Свое творческое кредо он выразил в следующих словах: «Закройте телесные глаза, так чтобы картина стала видна вашему духовному взору, а затем выведите на свет дня то, что увидели во тьме, так чтобы оно могло воздействовать на других».
Фигуры, которые мы видим на картинах Фридриха, также решены в рамках философии романтизма. Зрителю, заместителем которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленые в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). В поздних работах, посвященных этой теме, появляется сова символ ночной темноты и смерти. Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках).
Он выражает в них обычно одну простую мысль или чувство, но неопределенное. История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Успех окрылил Фридриха и в 1807 году он решил попробовать свои силы в масляной живописи. Однако его творчество вызывало восхищение у современников.
В картинах «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1820, собрание Рейнхардт, Винтертур), «Восход луны над морем» (1821-1822, Национальная галерея, Берлин), «На паруснике. Художник был очень религиозен. Помимо этого работал вДрездене, где писал городские пейзажи ивстречался скрупными представителями немецкого романтизма, вчастности споэтами Новалисом (1772–1802) иГенрихом Клейстом (1777–1811), атакже схудожниками Георгом Фридрихом Керстингом иКарлом Густавом Карусом. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.
1805 год стал знаменательным. Иногда, художник выполнял подобные на заказ. В понимании романтиков смерть духовно очищает и освобождает человека. Его картины маслом – это в большинстве своем сложные пейзажи, синтезирующие различные природные мотивы, акварели – это непосредственные этюды, а рисунки (за исключением сепий) – почти всегда сделаны с натуры.
Один из путников простёрся у края обрыва, в позе молящегося – он заглядывает в пропасть. В своих пейзажах он стремился передать единство природы и человека.
Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. Вскоре, Фридрихазахватила новая тема, несколько потеснившая религиозный мистицизм. Большая часть Германии находилась в то время под оккупацией — шли наполеоновские войны. Мы ощущаем всей душой его меланхолию, задумчивость и нежность. Затем юный Фридрих переехал в Дрезден, где прожил почти всю жизнь, покидая его лишь для поездок на родину и путешествий по горным районам Германии.
Спустя несколько лет поэт посетил дрезденскую мастерскую художника. Фигуры, показанные со спины – столь частые в картинах Фридриха – символизируют верующего человека, который рассматривает свое существование как подготовку к вечной жизни («Двое, созерцающие луну», Дрезден, Картинная гал. Первую картину маслом «Крест в горах» художник, вероятно, писал на заказ. Осев в городе Дрездене, художник посвятил себя акварели и чернильной сепии – автопортрет за столом, «Гроб на могиле» (1836г. ), «Вид Арконы при свете луны». В них звучит идея необходимости сочетания верности натуре («душе природы») и внутренней духовной интуиции, которую он считал «божественным глаголом» в сердце.
Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера («Отдых в день нового урожая», 1823, не сохранилась). Оно получило название «министерства культов», так как верховенство в культурно-духовной области по чисто немецкому образцу (вот где существенное отличие от Франции) все-таки вверялось религии. Источником вдохновения для художника служили идеалы романтизма и религия. Художественная жизнь страны становилась насыщеннее и оживлённее.
Первым его большим произведением явилось полотно «Крест в горах» (Тетченский алтарь 1807--1808, Дрезден, Галерея новых мастеров). Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма. Вот таким образом самыми великими являются его первые работы, а потом он начинает цитировать сам себя.
1817, оба — Нюрнберг, Германский национальный музей). Это значило бы, по его словам, «погрешить против своей природы и предать свое время». Тайна движения человеческой души подчас делает пейзажи художника возвышенно-фантасмагорическими.
Здесь же Фридрих подружился с живописцами Карлом Густавом Карусом, Филиппом Отто Рунге, Георгом Фридрихом Керстингом и Иоганном Христианом Далем, увлеченными поисками «своего романтизма». У него какая-то bonhomie8, которая нравится, а в картинах его воображение романтическое. Его ранние произведения («Гуннская гробница в снегу» (1807г. ), «Крест в горах» (1808г. ), «Монах у моря» (1808—1810гг. ) имели странную поволоку тумана и размытые краски, словно сквозь слезы смотрел мастер на реальные картины природы. Гофмановская сказка, которая приходит к людям только ночью, позволяет в каком-то новом образе увидеть горный склон и стоящих на нем людей.
Возможности для толкования здесь безграничны. Будете в Петербурге, зайдите в Эрмитаж – там есть его замечательные работы.
Пашня близ Дрездена 8212 один из последних пейзажей художника. В 1824 году Фридрих стал профессором дрезденской Академии искусств. Любимым местом художника стал живописный остров Рюген. Пространство картины «Женщина у окна» (около 1822 г. ) -- скучная клетка пустой комнаты, романтический порыв выражен здесь именно в фигуре напряжённо глядя щей в окно героини.
Каспар Давид Фридрих был замечательным и очень талантливым живописцем периода романтизма. Фридрих учился в Академии художеств в Копенгагене у известного датского живописца и рисовальщика Н. А. Абильгора (1794-1798). Например, на картине Двое, созерцающие Луну (1819) каменистая дорожка служит границей между двумя различными представлениями о смерти. Они посещают мастерскую Фридриха. Но религиозность у Фридриха в отличие от его современников и тоже немецких романтиков — «назарейцев» искавших ее в традиционных библейских сюжетах и подражавших старым мастерам, выступала в пейзажах, которые он насыщал мистическим содержанием. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 – 1832 гг. ) и победил.
1807 г. засохшие деревья окружают древнюю могилу. Таковы и фигуры на первом плане картины «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1818 г. ). Художник всегда отличался замкнутым характером и уединенным образом жизни. 1798 г, в котором силуэт погибшего дерева перекликается с руинами на заднем плане.
Один из путников простёрся у края обрыва, в позе молящегося – он заглядывает в пропасть. В творчестве Фридриха горы символизировали Бога, скалы — веру, а сосны — «стоящих в вере».
Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Чувственность ставится выше разума. Исполнены они под впечатлением путешествий на берега Балтики и в Гарц. Поэт во многом способствовал известности немецкого живописца в России.
А. И. Тургенев пишет об этом: «Вчера были у Фридриха в atelier. Даже в тех случаях, когда он писал вполне узнаваемые места (например, аббатство в Эльдене), он всегда готов был пожертвовать точностью ради композиции, которую видел своим "внутренним зрением". Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 — 1832 гг. ) и победил. Однако уже тогда над головой художника сгущались тучи.
Программным в творчестве художника явилось его позднее полотно «Возрасты человека» (1834—1835, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Спустя несколько лет поэт посетил дрезденскую мастерскую художника. Картину Фридриха следует рассматривать и в связи с этим трагическим опытом.
Художник всегда отличался замкнутым характером и уединенным образом жизни. В 1810г. Интересно, что художник почти не был связан с традиционной символикой искусства. Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ). С этого времени в его произведениях преобладают изображения гор и моря.
Подчеркивал страстное стремление человека слиться сБожественным абсолютом. Работы 1820—1830-х годов, в которых повторяются старые пейзажные мотивы, звучат как воспоминание о романтическом периоде его творчества (Руины в Ризенгебирге, 1830—1834, Грейфсвальд, Городской музей). И все же, годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу. Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807) «Теченский алтарь» или «Крест в горах», 1808 обе работы— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден «Монах у моря», 1808—1810, Национальная галерея «Аббатство в дубовом лесу», 1809—1810, Шарлоттенбург «Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге)», 1810—1811, Национальная галерея все три картины— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Но работа была встречена публикой с непониманием и неприятием. Но писать маслом Фридрих начал поздно, лишь в 1807 году.
В Древнем погребении под снегом, ок. Мертвые деревья на картинах часто соседствуют с молодой зеленью, что символизирует христианскую веру в жизнь вечную. Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. Он ценит вечное движение в природе, стремится показать природные явления в их космичности. Искусство Каспара Давида Фридриха высоко оценивалось современниками.
Художник всегда отличался замкнутым характером и уединенным образом жизни. Фридрих Каспар Давид Картины и биография Фридрих Каспар Давид (Friedrich Kaspar David) (1774-1840) Немецкий художник, представитель романтического пейзажа. История160— и древнеязыческая и средневековая160— проступает в виде меланхолических мотивов (Среди других известных картин мастера160— «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы160— 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург). Картина очень ассоциативна, как любое творение романтиков и предполагает различные уровни прочтения и толкования».
Этот барьер может принимать форму стены, как в случае с Зимним пейзажем (1811) или ворот – примером тому Памяти Иоганна Бремера. В другом – о его работах: «В его картинах нет ничего мечтательного.
В этом ключе написана знаменитая картина «Крест в горах». Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Фридрих по-прежнему часто пишет морские виды, пейзажи острова Рюген и открытые им впервые в 1810 году горы Ризенгебирге, но теперь его чаще привлекают равнинные ландшафты Померании (Одинокое дерево, 1822, Берлин, Национальная галерея Вид Грейфсвальда, 1820—1830, Гамбург, Кунстхалле). Первая картина завораживает зри теля необъятностью морской дали. Смутное внутреннее беспокойство иногда перерастало в картинах художника в щемящую тоску, в осознание бренности всего земного, как в картинах: «Месса в готической руине», «Гибель «Надежды» во льдах».
Сейчас я ощущаю его присутствие вот в этих камышах. 10. Чувства художника особым образом компонуют эти горные громады и опять читается движение от тьмы первых шагов к будущему свету. Закат солнца» (или «Братья») и «Гавань ночью» (или «Сестры» обе — 1821, Эрмитаж) Фридрих дает взгляд на бесконечно далекое пространство от фиксированной точки зрения — помещенных на переднем плане фигур людей, созерцающих в поэтической тишине открывающийся вид. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище).
Но, гораздо чаще, противоположные символы художник помещал в рамках одного полотна. Берлинская выставка многое прояснила и изменила в мышлении искусствоведов. Рисовать, в особенности местные пейзажи, Фридрих начал еще в детстве.
Исполиновые горы – череда горных кряжей и камней на переднем затемненном плане- Это, видимо, возвращение к пережитому ощущению победы человека над самим собой, радость вознесения на вершину мира, стремление к светлеющим непокоренным высям. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Экспертов заинтересовало, насколько изменение климата в эти годы повлияло на искусство. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть.
А туманный силуэт Дрездена на фоне золотых облаков выглядит почти Градом Вечным. Этот барьер мог принимать форму стены, как в случае с 171Зимним пейзажем187 (1811 г. ) или ворот примером тому Памяти Иоганна Бремера. Однако художник не пожелал угождать вкусам публики.
Основной акцент картины — линия горизонта. На творчество Гримшоу огромное влияние оказали художники-прерафаэлиты. К 20-м годам относятся наиболее интересные работы художника. История – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Его романтическая натура проявилась здесь в умении замечать красоту в обыденном мире. Он был лидером немецкой романтической живописи и оставил после себя картины, ставшие классическими образцами этого направления.
Фигуры, которые мы видим на картинах Фридриха, также решены в рамках философии романтизма. Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма. Фридрих писал: «Местность, окутанная туманом, кажется шире, возвышеннее, она обостряет фантазию, мы с нетерпением чего-то ждём – словно видим перед собою девушку, которая с ног до головы укутана в шубы». «Землей души», по словам художника, стал для него остров Рюген в Балтийском море, где он подолгу жил и работал. Каспар Давид Фридрих (1774, Грейфсвальд— 1840, Дрезден) учился с1794 по1798в Академии художеств вКопенгагене, одним изего учителей был Йенс Юль. Фигура созерцателя -- частый мотив пейзажей Фридриха.
К середине 1820-х годов живопись Фридриха стала выходить из моды. Самой серьезной критике картина «Крест в горах» подверглась со стороны приверженцев неоклассицизма, назвавших Фридриха пейзажистом, который стремится протащить свое искусство в алтарь. Узнав об этом, он пришел в такой восторг, что подарил обе работы учредителю. Любимым местом художника стал живописный остров Рюген. 1817, оба — Нюрнберг, Германский национальный музей).
Михайлова в своей статье «Природа и пейзаж у Каспара Давида Фридриха» посредством анализа критической статьи Барона фон Рамдора (современника художника), направленной в адрес картины Фридриха «Крест в горах», раскрывает суть пейзажей его пейзажей и определяет его новаторство относительно пейзажа классицистического. Необычна и таинственна серебрящаяся зеленоватая поверхность морской глади при свете луны, расстилающаяся перед смотрящими на нее путниками (Двое, созерцающие луну, 1830—1835, Берлин, Национальная галерея).
Спустя несколько лет поэт посетил дрезденскую мастерскую художника. Иногда, подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины, такие, как «Монах у моря» (1810 г) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809 – 10 гг. ). Каспар Фридрих родился в Грайфсвальде и был сыном мыловара. Художник был отмечен, когда отправил на выставку в берлинскую Академию художеств новые картины — «Монах у моря» (1808–1809) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809–1810). Первым его большим произведением явилось полотно «Крест в горах» (Тетченский алтарь 1807—1808, Дрезден, Галерея новых мастеров). Отец художника, Адольф Фридрих, владел мастерской изготовлявшей мыло и свечи, однако его семья жила очень скромно.
Значительную роль в пейзажах Фридриха играют человеческие фигуры. Бездейственные созерцатели картин природы, они как будто вбирают в себя авторское «я» живописца. Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 – 1832 гг. ) и победил. 1826 для многих русских людей был временем излома судеб. Художник подчинял свои пейзажные мотивы эффектам, которые использовали рассеянное, таинственное мерцающее или феерически вспыхивающее освещение (чаще лунное, чем солнечное). Программным в творчестве художника явилось его позднее полотно «Возрасты человека» (1834—1835, Лейпциг, Музей изобразительных искусств).
Очень часто художник пишет людей спиной к зрителю. Жуковский деятельно помогает братьям Тургеневым преодолеть обрушившиеся на них несчастья. В предметах природы часто избирает он самое простое положение, льдину, волнуемую в море несколько деревьев, в долине растущих окно его комнаты (из коего, впрочем, виды на Эльбу прелестные) задумавшийся над развалинами или над памятником рыцарь монах, вдаль или в землю устранивший взор свой, – но все трогает душу, погружает в мечтательность, все говорит, хотя и неясно, но сильно воображению. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). «Это сухощавый среднего роста человек, с белыми бровями, нависшими на глаза. Ярким представителем немецкого романтизма является Каспар Давид Фридрих.
Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). В 1794 году Фридрих поступил в копенгагенскую Академию художеств, считавшуюся одним из лучших учебных заведений во всей северной Европе. Но, здесь, как и в большинстве других художественных академий, основное внимание уделялось изучению человеческой фигуры, что создавало определенные трудности для Каспара, с ранней юности решившего посвятить себя пейзажной живописи. Горы и облака являются частью души героя, также, как и он сам является частью их. Среди наиболее известных творений художника необходимо отметить картины «Дольмен в снегу» (1807), «Аббатство в дубовом лесу» (1809-1810), «Странник над морем тумана» (1818), «На паруснике» (1818), «Море льда» (1823-1825), «Пара, созерцающая луну» (1824), «Вечерний пейзаж с двумя фигурами» (1830-1835) и др.
Но, гораздо чаще, противоположные символы художник помещал в рамках одного полотна. Они вместе поселились в Дрездене. В 1801 году Фридрих посетил свою родину, Грейфсвальд.
Любимым местом художника стал живописный остров Рюген. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище).
Отныне остров Рюген станет излюбленным местом пребывания художника, он назовет его «земля души». В них звучит идея необходимости сочетания верности натуре («душе природы») и внутренней духовной интуиции, которую он считал «божественным глаголом» в сердце. Кроме атмосферы картин, его работы также известны и своим профессионализмом. В основе этого языка знаков — не только немецкая философия, пронизывающая многие произведения романтиков, но и его собственные наблюдения природы. Зрителю, созерцающему словно вместе с фигурками изображенными со спины на первом плане, открываются почти мистическое величие освещенных загадочным лунным или ровным дневным солнечным светом меловых скал на острове Рюген около селения Аркона (Меловые скалы на острове Рюген, 1818, Винтертур, Фонд О. Рейнхардта).
Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). В Древнем погребении под снегом, ок. К работам такого рода относится драматичная картина «Кораблекрушение в Арктике», 1824 г., сюжетом для которой послужила, по всей вероятности, полярная экспедиция сэра Уильяма Парри.
К работам такого рода относится драматичная картина «Кораблекрушение в Арктике», 1824 г., сюжетом для которой послужила, по всей вероятности, полярная экспедиция сэра Уильяма Парри. История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (Среди других известных картин мастера— «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы— 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург). Первым его большим произведением явилось полотно «Крест в горах» ("Тетченский алтарь" 1807—1808, Дрезден, Галерея новых мастеров).
В Германии романтизм был преимущественно литературным течением. Рисовал улицы городов, виды доков Лондона, Лидса, Ливерпуля, Глазго в лунном свете. Его творчество по мере общего угасания интереса к романтизму начало выходить из моды. Для художника очень важен момент перехода – от одного состояния в другое. Оборотная сторона этой ограниченности – духовная сосредоточенность и углубленность. Немецкие философы по разным причинам поддерживали скорее идею реформирования, а не радикального революционизирования общественных порядков своей страны, хотя видели существенные недостатки отдельных реформ например тех, с помощью которых в условиях «французского угнетения» было отменено крепостное право и изменена законодательная система. Они входили в живописный цикл «Четыре времени года» и рассказывали о жизни монаха-скитальца.
До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. В эпоху романтизма монаха считали идеалом человека. Самой серьезной критике картина «Крест в горах» подверглась со стороны приверженцев неоклассицизма, назвавших Фридриха пейзажистом, который стремится протащить свое искусство в алтарь.
Такова картина «Кладбище», 1821 г., в которой потусторонний, кладбищенский мир представлен прекрасным пейзажем, залитым мягким неземным светом, обещающим вечный покой. Его образы, созданные на полотне очень рафинированны и отдалены от реальности. В 1825 в Германию приезжают братья Александр Иванович и Сергей Иванович Тургеневы.
До 1807 года работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. Узнав биографию Фридриха не удивительно, что все его картины имеют меланхолический язык. 1836–13. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором – пускай.
Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках). Первое живописное произведение художника – «Крест в горах» (1807 – 1808 гг. ) – создано по заказу владельца замка Течен в Чехии и получило название «Теченский алтарь». Они не просто красивые и восхитительные, они вызывают особые эмоции. Заслуги романтиков несомненны в деле собирания и изучения национальных памятников средневековья, отечественного фольклора (преданий, легенд, сказаний), а также в обращении к традициям великого немецкого Возрождения во главе с Дюрером. Такова картина «Кладбище», 1821 г., в которой потусторонний, кладбищенский мир представлен прекрасным пейзажем, залитым мягким неземным светом, обещающим вечный покой. Искусство Каспара Давида Фридриха высоко оценивалось современниками.
Важнейшими культурными центрами были: Берлин, Дрезден, Вена, Дюссельдорф, Мюнхен и Веймар. В сепии «Вид Арконы при свете луны» (Альбертина, Вена) лунный свет привносит таинственность в пустынный пейзаж. Это мечтания, – сон, видения во сне и в ночи. Сам Фридрих писал в наставлении одному из своих учеников: «Постарайся закрыть свое телесное зрение, чтобы, прежде всего, увидеть будущую картину духовным взором, а затем освети ее внутренним светом, который поможет тебе видеть в темноте и отделить суть предмета от его внешних проявлений». Отчасти, это было граничит с его замкнутым характером и аскетическим образом жизни.
Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках). Художник проникся темой с непревзойденной драматической интенсивностью. Брак, тем не менее, оказался удачным. Он зародился в 1770-х годах благодаря творчеству писателей группы "Штурм унд Дранг" ("Буря и натиск"), которые отвергали рациональную философию эпохи Просвещения, проповедуя эмоциональное, чувственное восприятие мира.
Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Первую картину маслом 171Крест в горах187 художник, вероятно, писал на заказ. Поклонником таланта художника был и В. А. Бездейственные созерцатели картин природы, они как будто вбирают в себя авторское «я» живописца. Романтический идеал по замыслу не мог быть сформулирован рационально. Вид побережья Балтийского моря написан в серебристо-серой колористической гамме.
Именно дневное солнце, пусть даже по-осеннему неяркое, дарит деревьям жизнь. Он получал уроки литературы и живописи в университете Грайфсвальда, где наставник Иоганн Готфрид Куисторп учил юношу «видеть мир изнутри». В живописи Фридриха проявляется интерес к передаче средствами тонального пейзажа определенного момента жизни природы. В полотне «Охотник в лесу» (1813, частное собрание) остро прозвучали патриотические ноты. А. С. Пушкина), Винтертуре (собрание О. Рейнхарта «Меловые скалы на острове Рюген»), Осло, Праге и Париже (Лувр – «Дерево с воронами»). Фигура созерцателя — частый мотив пейзажей Фридриха. Когда ему было 16, он предпринял первые попытки развития в данной сфере творчества, а ещё через четыре года стал обучаться в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене. В том же году художник познакомился с Филиппом Отто Рунге (1777-1810), одним из лидеров немецкого романтизма.
Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера («Отдых в день нового урожая», 1823, не сохранилась). Одна из них ведет к белому скромному особнячку, еще вросшему в землю, но уже с металлической (городской. ) крышей. Его обучение было насыщенным: это уроки «настроения» в живописи от великого Йенса Юля, работа с натурой, вкрапление в творчество скандинавского фольклора изучение голландской живописи и доступ в королевскую картинную Галерею Копенгагена. С середины 1820-х гг.
Значительную роль в пейзажах Фридриха играют человеческие фигуры. Поэт во многом способствовал известности немецкого живописца в России. Таковы и фигуры на первом плане картины «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1818 г. ). Первую картину маслом «Крест в горах» художник, вероятно, писал на заказ.
Не случайно образование этих «монастырских братств» произошло в Германии одновременно со стремлением к национальному объединению. Пушкина. Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ). Однако эти символы становятся в его картинах естественной частью изображаемой природы. Кроме того, работы Фридриха наполнены различными символами.
Фридрих, в отличие от других романтиков, заставляет природу говорить. Романтики переживают «разорванность» жизни в современном им обществе.
В промышленности господствовали ремесло и мануфактура. Занятиям искусством Фридрих стал уделять время с шестнадцати лет. Среди других известных картин мастера – Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819–1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна» (обе работы – 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург).
1798 г, в котором силуэт погибшего дерева перекликается с руинами на заднем плане. Пейзажи Фридриха с их глубокой духовностью и богатством чувств были высоко оценены публикой уже в начале XIX в. «Теченский алтарь» и «Монах у моря» встретили живую критику. Вид побережья Балтийского моря написан в серебристо-серой колористической гамме. Родился 5 сентября в Грейфсвальде, Померания, в семье мыловара.
1798 г, в котором силуэт погибшего дерева перекликается с руинами на заднем плане. Смутное внутреннее беспокойство порой перерастает в картинах художника в настроение щемящей тоски, в горькое осознание бренности всего земного (Месса в готической руине, 1819, Национальная галерея, Берлин Гибель «Надежды» во льдах, 1822, Кунстхалле, Гамбург). Тем самым он создает образ завораживающего безграничного пространства моря и неба. Творчество Каспара Давида Фридриха. Фридрих по-прежнему часто пишет морские виды, пейзажи острова Рюген и открытые им впервые в 1810 году горы Ризенгебирге, но теперь его чаще привлекают равнинные ландшафты Померании (Одинокое дерево, 1822, Берлин, Национальная галерея Вид Грейфсвальда, 1820—1830, Гамбург, Кунстхалле). Фигуры изображенные на картинах, также решены в рамках философии романтизма.
Противопоставление себя классицизму сказывалось, в частности, в выборе тем — теперь это были не мифологические «античные», а исторические или религиозные образы. Известность творчества Каспара Фридриха достигла своего апогея в 1810 г. — тогда несколько его произведений было куплено прусским двором. Все пейзажи очень точные, а линии, формы и перспектива просчитаны и выверены. Втворческом наследии Фридриха помимо многочисленных картин есть немало литературных произведений. Для Фридриха это движение к свету было, видимо, девизом всего его творческого пути. Каспар Давид Фридрих родился в городе Грайфсвальд 5 сентября 1774 года.
Иногда, подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины, такие, как 171Монах у моря187 (1810 г) и 171Аббатство в дубовом лесу187 (1809 8212 10 гг. ). И все же, годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу. Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы – Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808–1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809–1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810–1811, Национальная галерея все три картины – Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 8212 1832 гг. ) и победил. Художник сосредоточил своё внимание на куске вспаханной земли и нескольких яблонях. Несомненно одно: идеи Рунге оказали огромное влияние на формирование манеры Фридриха.
История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Все это делает не беспроблемное восприятие для зрителя, но очень притягательное.
Его слушали, а картины его смотрели с необыкновенным удовольствием. Каспар Давид Фридрих родился в 1774 г. в Грейфсвальде (шведская Померания) в семье ремесленника. Но, гораздо чаще, противоположные символы художник помещал в рамках одного полотна. После этого он покрывал рисунок основой и таким образом на любой стадии работы его картина выглядела вполне законченной. Фридрих отличался меланхоличным характером и вел замкнутый образ жизни.
В творчестве Фридриха горы символизировали Бога, скалы — веру, а сосны — «стоящих в вере». К середине 1820-х годов живопись Фридриха стала выходить из моды. Этот идеал есть внутренний мир человека. Нередко дальние планы на картинах Фридриха оказываются гораздо светлее переднего. Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы – Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808–1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809–1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810–1811, Национальная галерея все три картины – Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства.
В этом городе уроженец Грейфсвальда познакомился со знаменитым в те времена Людвигом Тиком (1772–1853), одним из основателей немецкой романтической школы в литературе. Решающее значение в становлении эстетики «Бури и натиска» имели мысли И. Г. Гердера о национальном своеобразии искусства и его народных корнях: о роли фантазии и эмоционального начала. Пашня близ Дрездена — один из последних пейзажей художника. Для художника очень важен момент перехода – от одного состояния в другое.
Этот барьер мог принимать форму стены, как в случае с «Зимним пейзажем» (1811 г. ) или ворот примером тому Памяти Иоганна Бремера. Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма. Уже в ранних картинах (Могила великана в снегу (1807) Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808—1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809—1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810—1811, Национальная галерея все три картины— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (Среди других известных картин мастера— «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы— 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург).
Трудно сказать, насколько близкими друзьями успели стать два живописца. Там, где Фридрих ищет одиночества, Рунге подчёркивает общность семьи или круга друзей. Переплетенные ветви деревьев символизируют сближение человеческих душ. В холодноватом свете туманного утра растворены фигурки юноши и девушки, сидящих на носу парусника, в полотне На парусном корабле (1817—1818, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Первая картина завораживает зри теля необъятностью морской дали. Поклонником таланта художника был и В. А. Эту потерю он воспринял очень болезненно, считая себя повинным в смерти брата. Например, на его картинах можно встретить сову (символ ночной темноты и смерти), срубленное или засохшее дерево и лунный серп (как символ воскресения и жизни вечной).
Эта картина больше, чем просто пейзаж. Сам человек отображен в большинстве случаев только как мечтательный силуэт на фоне возвышенного творения природы, как «Странник над туманным морем» имея часто созерцательную роль. Рисовать он начал в юношеском возрасте.
и Шарлоттенбург), Дрездене (Картинная гал. ) и Гамбурге (Кунстхалле), а также в Бремене, Эссене, Карлсруэ, Ганновере, Лейпциге (Музей изобразительных искусств – «Возрасты», 1835), Киле, Кельне и Мюнхене. В отдельных случаях, Фридрих изображал места или события предельно натуралистично. Романтический идеал по замыслу не мог быть сформулирован рационально.
Резной крест на вершине скалы – обычный мотив среднеевропейского пейзажа того времени. Фридрихазахватила новая тема, Вскоре, несколько потеснившая религиозный мистицизм.
Краски моря постепенно бледнеют и оно сливается с небом. Во многих случаях композиция пейзажей Фридриха строится по принятому в романтизме принципу примирения противоположностей. Программным произведением европейского романтизма стало полотно Фридриха «Крест в горах» (1808, Картинная галерея, Дрезден). С этого момента между Фридрихом и Гете установились дружественные отношения. Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ).
К работам такого рода относится драматичная картина «Кораблекрушение в Арктике», 1824 г., сюжетом для которой послужила, по всей вероятности, полярная экспедиция сэра Уильяма Парри. Жуковский, познакомившийся с Фридрихом в 1821 году во время путешествия по Германии. Постоянно покрытое темными тучами небо вызвало сильное похолодание в 1816 году, который остался в человеческой памяти как «год без лета». На картине изображён странник (сам художник), стоящий на тёмной, крутой скале. Следует отметить, что крест на полотнах художника всегда окружен вечнозелеными растениями (Крест в горах или Зимний пейзаж).
Как бы неприязненно ни относился Жуковский к самому факту декабрьского восстания 1825, суровость приговора и непосредственным его участникам и даже тем, кто не был на Сенатской площади, но «имел умысел», потрясла поэта. Пейзажи Фридриха отличаются строгой выверенностью рисунка, четкостью пространственных планов, богатой игрой светотени (Пейзаж с радугой, 1809, Веймар Двое, созерцающие луну, 1819, Картинная галерея, Дрезден). (.
Сам человек отображен в большинстве случаев только как мечтательный силуэт на фоне возвышенного творения природы, как «Странник над туманным морем» имея часто созерцательную роль. В эти годы он создал едва ли не лучшие свои картины. С юности увлекался рисунком в технике карандаша и сепии.
Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Следующие картины художника «Аббатство в дубовом лесу» и «Монах у моря» показали, сколь востребованной была подобная живопись: обе работы приобрел Фридрих Вильгельм III, король Пруссии, а сам Фридрих был избран членом берлинской Академии. Фридрих стал основоположником европейского романтического пейзажа. Трагедия коснулась и братьев Тургеневых, с юных лет бывших ближайшими друзьями Жуковского. Лишь в1807 вплотную занялся живописью.
Популярность Фридриха еще более окрепла в начале 1820-х годов, когда у него появился целый ряд последователей (Карл-Густав Карус, Эрнст Эме известный норвежский пейзажист Юхан Кристиан Даль и др. ). он жил замкнуто и одиноко. Фридрих увлекался архитектурой, занимался реставрацией памятников и вот таким образом всегда стремился к детальной точности их воспроизведения, делая много зарисовок во время путешествий.
В конце концов в Германии этот необычный пейзажист задолго до своей смерти был забыт. Этот период в истории немецкой литературы (1767-1785), связан с отказом от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма интерес к которым характерен для предромантизма. В том же году художник познакомился с Филиппом Отто Рунге (1777 — 1810 гг. ), одним из лидеров немецкого романтизма. Напротив, они привлекательны своею верностью, каждая возбуждает в душе воспоминания. Для Фридриха это движение к свету было, видимо, девизом всего его творческого пути.
Самые большие крикуны говорили тихо и серьёзно, словно в церкви.