Первоначально – алтарный образ кафедрального собора в Нарбонне, заказчик – кардинал Джулио Медичи, епископ Нарбоннский картина выполнена совместно с мастерской Рафаэля. Левая часть картины будто изображает мысли кардинала, его рабочие процессы, где он решает: кому – жить, а кому – нет. Первоначально – алтарный образ кафедрального собора в Нарбонне, заказчик – кардинал Джулио Медичи, епископ Нарбоннский картина выполнена совместно с мастерской Рафаэля.
Обширная утрата авторской живописи справа от фигуры на фоне. 743 Cat. Но очень немногим людям известно о том, кто направлял самого Ришелье.
Расчистка на изображении рук показала хорошую сохранность живописи. Stuffmann 1968, р. 77, 158 (Тициан) Valcanover 1969, р. 139, 598 (среди произведений, приписываемых Тициану) Wethey 1971, р. 175-176, Х-79, pl. А еще у одной любимицы было имя Сумиз, что в переводе означало «особа легкого поведения».
Ее домик до сих пор ютится рядом с роскошной Виллой Фарнезе. Эрмитажа 1863, с. 31-32, 102 (номер сохр. Но любимой была Мариам – ласковая белоснежная кошка. 79). После кропотливой работы по удалению всех этих наслоений полотну была возвращена его первоначальная художественная ценность» (Бюллетень ГМИИ 1947).
Своими корнями словосочетание уходит в средневековую Францию, в те времена, когда религия и политика были еще родными, а не сводными сестрами. Действительно «смелое» утверждение П. Д. Корина, безусловно, свидетельствует о его проницательности и остроте восприятия истинного художника, но для подтверждения или опровержения авторства очевидна необходимость комплексного изучения полотна проведения химических, физических и историко-искусствоведческих исследований. Художник ищет и находит новые пути приближения к внутреннему миру модели. 7 Berenson 1957, I, p. 186 (ранний Тициан) Valcanover i960, I, p. 101 (стилистически близкий к Себастьяно дель Пьомбо) Кат. Эрмитажа по 1916) Cat.
Лионелло Вентури (Вентури 1912) подхватил идею об авторстве Себастьяно дель Пьомбо, указав при этом, что «в плоской форме рук, лишенных костяка и объема и холодном колорите пейзажа отсутствуют характерные черты живописи Себастьяно» (. Но в центр общего внимания он не попадает. Ermitage 1899, p. 134 Кат.
(Moroni 1851, LI, p. 48-50). Fischel 1904, S. 180 (здесь и далее – приписывается Тициану) Fischel 1906, S. 20, 206, 228 Fischel 1907, S. 196 Dacier 1909, вкладыш с. 148, 186 (воспр. По сюжету книги король Франции спокойно смотрит, как его жена – Анна Австрийская, дочь испанского короля строит заговор против кардинала (духовника, узурпировавшего всю власть) ибо его больше беспокоит вопрос вероятности измены его супруги с английским лордом Бэкингемом) Поведение Дартаньяна и прочих героев соответствовало духу времени.
Время же, напротив, подтвердило его плохую сохранность. Ermitage 1863, р. 26 Waagen 1864, S. 64, 102 Кат. Вершиной портретной живописи Рафаэля принято считать луврский портрет его друга Бальдассаре Кастильоне (1515)1, который вызывал восхищение таких знатоков, как Рубенс и Рембрандт2. Volpe, Lucco 1980, p. 135, 195 (предположительно копия Кариани с Тициана) Кнорре 1982, с. 185 (здесь и далее Себастьяно дель Пьомбо) Кат.
ГМИИ 1986, с. 160-161 Маркова 1992, с. 135 ил. Путеводитель ГМИИ 1994, с. 97 Guidebook 1995, р. 97 Кат.
(здесь и след. Дусслер (Dussler 1942) высказывал сомнение, а Паллуккини (Pallucchini 1944) категорически отвергал его авторство позже (устно, 1970-е) он говорил о принадлежности портрета школе Тициана. 635). Так велико было значение «серого кардинала» при французском дворе.
Кстати, у него у первого в Европе появилась кошка ангорской породы, ему ее привезли из Анкары, назвал он ее Мими-Пойон. Вдоль нижнего края полоса утрат красочного слоя, многочисленные участки реставрационной ретуши на изображении белой одежды. Эрмитажа 1895, с 38 Cat. – L. Venturi 1912). Кроу и Кавальказелле (Crowe, Cavalcasene 1878), усматривая в картине черты сходства с работами Себастьяно дель Пьомбо, называли, однако, автором Тициана и отмечали влияние Микеланджело. Кроу и Кавальказелле (Crowe, Cavalcasene 1878) полагали, что портрет был исполнен Тицианом в 1545 году в Риме и повторял неизвестный нам портрет прелата. Именно он осуществлял руководство «канцелярией Ришелье», организацией, держащей в страхе всю Францию.
Габриеля де Сент-Обена) Бенуа 1910, с. 59-60 (Тициан или один из его подражателей) Fischel 1911, S. 208 (приписывается Тициану) Альбом Эрмитажа 1912, с. 232 ил. Литература: Van Dyck 1622-1627, л. 83/109 (здесь и далее – Тициан) Manette 1720, ed. – Себастьяно дель Пьомбо) Путеводитель ГМИИ 1964, с. 64-65 ил. ГМИИ 1995, с. 118 ил.
Удивительна реакция придворных на его присутствие. Пробная расчистка подтвердила предположение П. Д. Липгарт, также придерживавшийся этой атрибуции, в рукописном каталоге итальянской живописи (1928) сообщал, что авторство Себастьяно дель Пьомбо предложил Мюндлер (устно). Бернсон (Berenson 1932 1936 1957) публиковал как работу Тициана раннего периода.
Бенуа в путеводителе по Эрмитажу (1910 1997) называл его «хорошим портретом молодого кардинала, якобы Антонио Паллавичини», однако не исключал, что его автором мог быть подражатель Тициана. 105 (Тициан как находящийся в Эрмитаже) Dussler 1942, S. 145, 67 (Себастьяно дель Пьомбо. ) Pallucchini 1944, р. 124 п. 49, 184 (отрицает авторство Себастьяно дель Пьомбо как находящийся в Эрмитаже) Бюллетень ГМИИ 1947, с. 34 (здесь и след. (здесь и далее – Себастьяно дель Пьомбо) Gombosiin Thieme-Becker 1933, XXVII, S. 74 Berenson 1936, p. 490 Adriani 1940, S. 67, Taf. Ermitage 1891, p. 163-164 Кат.
Корина, что портрет не смыт, а загрязнен, записан и искажен так называемым музейным лаком. рис. Ссылаясь на Кампори (Campori 1870, р. 236), Кроу и Кавальказелле (Crowe, Cavalcasene 1877, р. 734) предприняли попытку отождествить картину из ГМИИ с портретом Тициана из собрания Фарнезе в Парме (1680 год), совпадающим с ней по описанию. Прописка была сделана в XVIII или начале века и очень плохо. Эрмитажа 1892, с. 38 Кат. Эрмитажа 1885, с. 43-44 Кат.
Авторская живопись в плохом состоянии сохранности. ГМИИ 1961, с. 148 (здесь и след. И только эти пушистые существа были по-настоящему к нему привязаны. AN.
Портрет кардинала Антония Паллавичини. ) Muller-Rostock 1922, S. 22 Fischel 1924, S. 290 (приписывается Тициану) Venturi 1932, IX/5, p. 32-33 ill. Согласно тексту Жизнеописаний Вазари: Однажды, посетив Тициана в Бельведере, Микеланджело и Вазари увидали у него картину, над которой он работал: обнаженную женщину в образе Данаи, принимающей в свое лоно Зевса в виде золотого дождя и (как это принято в присутствии художника) очень ее расхвалили. 254). Такую датировку в прошлом уже предлагали Кроу и Кавальказелле, а также Титце-Конрат. Эрмитажа 1888, с. 43-44 Кат.
Жозеф Фуше, министр французской полиции на рубеже XVIII – XIX веков, являлся классическим «серым кардиналом». MDI. Эрмитажа 1869, с. 43-44 Cat. На гробнице кардинала высечена эпитафия: ANTONIOTVS CARD. Адольфо Вентури (Venturi 1932), а за ним Гомбози (Gombosi in Thieme-Becker 1933) сохранили атрибуцию Себастьяно дель Пьомбо. Но, возможно, так же сильно, как Анну, Ришелье любил кошек.
Об истории Рафарэля и Форнарины можно прочесть здесь. На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2306 вверху: сургучная печать Павла I и еще одна, овальная красная, с неясным оттиском на подрамнике тушью номер: 590. Анализируя состояние сохранности «Портрета», П. Д. Корин предлагает и новую атрибуцию: «Теперь, когда с портрета удалены искажавшие его позднейшие записи и грязный музейный лак, можно оспаривать атрибуцию Вентури. Он отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на фигуре.
(Себастьяно дель Пьомбо. ) Бенуа 1997, с. 34, 239-240 (Тициан) Путеводитель ГМИИ 1998, с. 164, 166 (Себастьяно дель Пьомбо). da un manierista facilone e ignorante).
Холст саржевого плетения, дублирован. В 2002 году данные физико-химических исследований явились для специалистов необходимой базой в расшифровке материалов живописи, а съемка в рентгеновских и инфракрасных лучах позволила выяснить особенности живописной манеры, композиции, авторского «почерка», а также степень сохранности живописи. Хёрст, автор исследования о творчестве Себастьяно дель Пьомбо (Hirst 1981), картину из ГМИИ не упоминает.
Crozat 1755, p. 48-49 Cat. Антониотто Паллавичини (1441-1507) родился в Генуе, принадлежал к древней и прославленной аристократической фамилии, чья история особенно тесно связана с городами Северной Италии – Пармой, Пьяченцей, Кремоной, Генуей, Турином. Когда все пробные расчистки дали положительные результаты и были сфотографированы, мы приступили к дальнейшей работе по удалению записей и грязного музейного лака». Эрмитажа 1889, с. 50 Cat. Эрмитажа 1901, с. 40-41 Сомов 1901, с. 40, 102 ил.
– Себастьяно дель Пьомбо) Tietze-Conrat 1950, р. 428, 433 Альбом ГМИИ 1956, с. 7, табл. Уизи (Wethey 1971) в своей трехтомной монографии о Тициане называл портрет работой римской школы около 1530 года. Известна эта личность под именем Франсуа Леклер дю Трамбле.
В инвентарной описи собрания Ван Дейка 1644 года, озаглавленной «Collectione delli quadri et ritratti di Tiziano, et altri vecchi maestri, dil Cavallre van Dyck» под номером 5 упомянут портрет: Un Cardinale di Casa Pallavicina (Mller-Rostock 1922, S. 22). (Manette с. 1720). Лукко (Volpe, Lucco 1980) высказал предположение, что картины из ГМИИ являются копией Кариани с работы Тициана 1530-х годов. Живописные решения отличаются тонким благородством, композиции безупречно уравновешены. Эрмитажа 1912, с. 178-179 Вентури 1912, с. 7 ил.
1858-1859, V, p. 328 Cat. Анна Австрийская – это было самое сильное чувство кардинала. XII, S. 2 Penther 1883, S. 35 Кат. В хмуром бурозеленом тоне пейзажа появились синее небо и голубые дали. Отец Жозеф – это «серый кардинал» или «серое преподобие». Ermitage 1774, p. 71, 828 Hand 1827, p. 126 Livret 1838, p. 68, 24 Кат. Положение фигуры портретируемого характерно для Тициана.
Бернсон (Berenson 1957) относил к раннему периоду творчества Тициана. Разве что ранение маркиза или графа, что имел при себе пропуск на корабль в Англию. У одной из французских пушек, как простой канонир, стоял сам Людовик XIII. После оригинально трактованного портрета Льва X в окружении родственников (1518) в продукции мастерской Рафаэля возрастает вклад учеников и в первую очередь Джулио Романо. Эрмитажа 1916, с. 13 (Себастьяно дель Пьомбо.
– Себастьяно дель Пьомбо. ) Кат. Особенно пострадало изображение фигуры, где верхний лессировочный слой практически утрачен, а на лице заметна поздняя правка темной краской (брови, глаза, нос). Под именем Тициана портрет значился в собрании Кроза и именно к тому периоду относится сделанный с картины рисунок Габриеля де Сент-Обена (Dacier 1909).
За алые цвета облачения, положенные священнослужителю его ранга, одним из прозвищ Ришелье было «Красный кардинал». В завершении, после подписи и даты от 27 марта 1941 года, П. Д. Корин указывает, что «продолжение статьи будет по окончании реставрации». S. PRAXEDIS MORTEM PRAE OCULIS SEMPRE HABENS VIVENS SIBI POS. 255 (Римская школа, около 1530) Демская 1979, с. 98, 100 (здесь и далее – Себастьяно дель Пьомбо) Путеводитель ГМИИ 1980, с. 23 ил. В надписи рукой Ван Дейка на рисунке с картины ГМИИ, сделанном в альбоме сто Итальянских набросков 1622-1627 годов, автором портрета назван Тициан (Van Dyck 1622-1627 Adriani 1940).
Лукко (устно, 1997) высказался в пользу авторства Тициана и датировал около середины 1530-х годов. (Себастьяно дель Пьомбо) L Venturi 1912, р. 127 ill., 132 (предположительно, Себастьяно дель Пьомбо) Кат. во всех кат. «Нашей реставрацией, заключает Корин, выяснилась степень виновности реставрации 1915 года и бережное отношение к своим жертвам старых реставраторов XVIII века, являющихся виновниками потертости живописи (в указанных нами местах) по фактуре холста и положен конец той истории, которая была поднята в печати, с большим на то основанием, двадцать пять лет тому назад А. Н. Бенуа». Лучшей сохранностью отличается изображение пейзажа.