Самая известная из картин Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы – «Сотворение Адама». Именно «Страшный суд» у Микеланджело в Сикстинской Капелле отнял последние силы и вызвал тяжёлые душевные мучения, но возможно именно эти эмоции и сделали эту картину настолько потрясающей и волнующей. Сикстинская капелла, задняя стена, картина «Страшный суд» (Микеланджело Буонаротти, 1539 года, когда ему было 87 лет).
Паруса сводов Капеллы поражают огромными картинами изображающими библейских персонажей, пророков и сивилл. Это картина, также написанная в1420-е годы, пример стиля интернациональная готика, по сравнению с которым реалистичность фресок в капелле Бранкаччи стала настоящим потрясением. Многие думают, что Микеланджело расписывал Сикстинскую Капеллу лежа на спине на специальных строительных лесах, на самом же деле – он настоял, чтобы леса построили таким образом, чтобы он мог рисовать стоя в полный рост – только так, по его мнению, можно было добиться идеального видения картин. Сикстинской капелла, задняя стенка, картина «Страшный суд» (Микеланджело Буонаротти, 1539 года, когда ему было 87 лет).
По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева.
Здесь только подготовка к действию. Они проникнуты человеколюбием, симпатией к простым людям испытывающим горести и тяготы. Основной стержень художественной реформы Микеланджело заключалась в том, что весь потолок, со всеми сводами и люнетами, он берет как нечто целое, как воображаемый героический мир, стелющийся над головами зрителей. И для того были веские причины. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. В отличие от кватроченто, он присваивает себе право рассказывать с помощью одних только нагих фигур.
В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей». Он сбивает поврежденную роспись и продолжает работу используя уже более устойчивый к плесени раствор. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее читайте здесь), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы». 10.
Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах. Апостольском дворце, являющимся официальной резиденцией Папы, находится одна из величайших художественных и культурных ценностей Ватикана – часовня Успения Пресвятой Девы Марии. Микеланджело не мог быть равнодушен к трагедии итальянской земли.
Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Он еще не в силах встать, повернуть голову. В каждом мускуле Создателя, как и в целом, столько необъятной силы и мощи, что светила и миры кажутся только искрами, вылетающими из этого титанического существа. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере).
В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный. Варфоломея (На фреске Св. Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа.
Но вот, несомый облаками, спускается с небесных высот создатель. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1.
А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. Только в июне 1511 года папа возвратился в Рим и заставил демонтировать настилы, чтобы увидеть результат11. Вот таким образом Великая капелла перестала существовать, а ее место заняла Сикстинская капелла.
– изображены в угловых парусах капеллы. И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18.
Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
Так, создавая идеальную концепцию мира в духе гуманизма, Микеланджело одновременно приоткрыл и темные стороны современной ему действительности. Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. Нетерпеливый папа не только тайно являлся в капеллу. Считается, что он выполнил все работы самостоятельно, без помощи других художников и помощников.
Пейзажа почти нет. По идее – это простые люди (предки Христовы), принявшие на себя страдания мира. В 4 главные группы объединены могучие представители этой героической породы людей. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась.
На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета — «Наказание Корея, Дафана и Авирона» иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом. Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд». Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом.
Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти. Но это не смутило Юлия II. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой.
Художник не любил постороннего участия. Но этот проект, одобренный папой, не удовлетворил самого мастера. Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. «Сотворение мира» показано как грандиозное явление, как движение титанической силы, мощь творческого созидания.
Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы. Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись.
И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком.
Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино имеющий опыт работы над масштабными проектами. Совсем другой является фигура Бога-Творца, когда он создает человека.
Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Конец первого знаменуется изображением «Потопа», т. е. Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи. Так прошло несколько дней. Длина изображения почти полтора метра.
Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея».
Именно он изнутри украшен потрясающими фресками. В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского). Развив и обогатив реальную архитектуру свода, Микеланджело расчленил его написанными подпружными арками и двумя продольными тягами, выделив в средней части плафона 9 полей (4 больших и 5 малых). В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует «Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого».
В период написания фресок Микеланджело проходит 3 этапа своего развития. Потеряв, наконец, надежду на успех, Микеланджело пошел к папе, объявил ему, что он не может продолжать и стал просить освободить его от бесплодного труда. Как считал Лео Штейнберг, внизу слева в тени изображены Люцифер и Вельзевул, которые отказывались признать, что Адам был венцом творения Создателя. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро). Нагому, распростертому на вершине горы прекрасному созданию, недостает еще дыхания жизни.
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Пространства, где происходит действие, отлично скоординированы с персонажами картин. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов.
На этот раз победа осталась за ним. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4. Тяжелые думы согнули фигуру преклонного пророка.
Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. Будучи кардиналом, он запомнился как мрачный вершитель правосудия, безжалостный и непреклонный в своих поступках и суждениях. Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»). Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Ранние истории пестры, небо в них голубое, луга зеленые, краски исключительно светлые и тени легкие.
После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Оба приема предвещают композицию барокко, тогда как искусству Ренессанса они не знакомы. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах.
Второй этаж – основной. Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно.
Единственный из пророков, который обходится без свитка или книги. И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор. Он начинал снова, учась на своих ошибках. Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея. Он скорбит о судьбах своего народа. Но заказ есть заказ.
Если присмотреться внимательней, то можно увидеть, что изображения выполнены более обобщенно, без особой детализации, но так же грандиозно и очень эффектно, как и предыдущие. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Кроме того, фреска содержит еще множество декоративных фигур. По существу же – это обвинительный акт (хотя и приглушенный) против зла, в котором повинны и Медичи и папа и французы и испанцы. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции.
Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте. В них разместились сцены на сюжеты Ветхого Завета от сотворения мира до истории Ноя. Память об этом событии живет во мне до сих пор. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества.
Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета.
Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Италия испытывала тяготы испанской (на юге) и французской (миланское герцогство) оккупации. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле.
Огромный плафон капеллы был покрыт декоративной росписью в виде рассеянных по небесному полю звезд. первой большой драматической композиции в творчестве Микеланджело. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Итак, 1471 год.
Сам по себе «Страшный суд» – это, согласно Библии, победа Христа над Люцифером. На тот момент – Павел III. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Более известная как Сикстинская капелла, часовня прославилась, прежде всего, фресками, украшающими ее интерьер и потолок. В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации.
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Высота капеллы— 20 метров. Они не были гениями, но техника фрески была им знакома. Карафа был патологически жесток.
с картины «Осмеяние Ноя», закончил же «Первым днем творения». Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней.
Вместе с Леонардо да Винчи и Рафаэлем, Микеланджело составляет триаду величайших светил, явившихся на горизонте искусства за всю христианскую эпоху. Искусство Микеланджело необычайно сложно и многопланово. Юлий откровенно восхищался работой и торопил с окончанием.
Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа.
Он не раз бросал, не доведя до завершения, начатые работы. По мере продвижения к алтарной стене, где изображения становятся более масштабными, Микеланджело достигает наивысшей архитектонической ясности своего замысла. Сооружение лесов было только началом целого ряда трудностей. В эти 12 фигур, 6 мужских и 6 женских, художник вложил изумительное богатство красоты и характера.
IV). Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона». Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить.
Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея». Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая». Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Начиная с «Грехопадения» он стал их делать больше – для рассмотрения издалека. В соответствии с обычной практикой стены капеллы были расчленены на 3 яруса.
Это обеспечило единую линию горизонта, стилистическую общность и соразмерность фигур на фресках разных художников. Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео дАмелия. Северная стена была отдана под повествование жизни Христа. Он больше похож на Геракла или Аполлона.
Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте. Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. Камин капеллы напрямую связан с трубой, которая дает миру знать результаты выборов. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Наконец одна картина была закончена и высохла благополучно, но спустя некоторое время на ней выступило огромное сырое пятно и, быстро разрастаясь, стало «пожирать» картину. И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески.
Но вот темп усиливается, пассивная подготовка сменилась активной деятельностью. Сохранились от первоначального проекта два подготовительных рисунка: один, с изображением фрагментов фигур апостолов, в настоящее время находится в Британском музее, другой2829, с декоративными композициями для ниш— в Детройтском институте искусств. Старуха сидит боком, придвигая книгу к глазам и поворачивая ее на свет, как близорукая.
Присматриваясь к пропорциям фигур на потолке, не трудно заметить, что они все возрастают в размере. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Хорошо, что он был учеником Микеланджело и творение гения доработал очень деликатно, с максимальным уважением к труду создателя. В центре композиции – Христос, наделенный титанической мощью. По мнению того же Штейнберга, левой рукой Творец опирается на младенца Христа, однако эта гипотеза не поддерживается другими исследователями. Но в композиции потолка замечается еще один шов, непосредственно после середины.
И эти опасения не были беспочвенными. Фреске был возвращен практически исходный вид только в конце XX века. Микеланджело задавил этих милых рассказчиков кватроченто могучими исполинскими героями своего плафона, как позднее он сам разрушил весь эффект потолка еще более громадной фреской «Страшного суда». Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры.
Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Все большей становится массивность, тяжесть фигур. Юлий II покинул Рим для участия в боевых действиях, вернулся только летом 1511 и сразу заставил Микеланджело убрать леса, чтобы посмотреть роспись свода. На вопрос, когда же он закончит плафон, художник отвечал: «Когда окончу и буду доволен работой». В Адаме неслыханное соединение таящей силы с полным бессилием. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок.
Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе. Как контрасты друг другу противопоставлены Ливийская сивилла и Иеремия. Техника фресковой живописи заключалась в наложении красок на сырой грунт. Заделать их будет невозможно.
12 сидящих на тронах пророков и сивилл занимают простенки между окнами и центральные части торцовых стен, а в распалубках окон и люнетах помещены изображения предков Христа. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. Его дружба и покровительство — лучшее, что могло случиться с художником, скульптором, архитектором или литератором. История «Потопа» и 2 сопровождающие ее картины написаны мелко, как бы для рассмотрения вблизи. Все это время с ним рядом находятся его помощники. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы.
Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы). Как раз на 1511-1512 гг. здесь). Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Вся его величавая фигура дышит безнадежной печалью.
Юный Даниил держит на коленях раскрытую книгу. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II.
Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. От качества самой стены и штукатурки зависит количество воды в краске. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.
Два абсолютно неведомых раньше приема применяет Микеланджело. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. «Сотворение Солнца, Луны и растений». Исайя слушает, Иезекииль вопрошает. Эта фреска трактована как грандиозная космическая катастрофа.
Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. По удалении их он немедленно уничтожил все начатое ими. Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику. Объяснение напрашивается само собой. Поэтическое дарование Микеланджело проявилось в полной мере только под конец его жизни.
В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Вот что значит гений. Размеры Капеллы (длина – 40, 93 м., ширина – 13, 41 м., высота – 20, 70 м. ) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета.
По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Фигуры первосвященников расположены в профиль, некоторые в момент благословления, отличаются они лишь наличием книги или свитка в руках. Эритрейская сивилла полна благородной и спокойной торжественности. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам.
Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Надо сказать, за право работать на Ватикан художники Ренессанса не просто соперничали друг с другом, а, можно сказать, воевали, не гнушаясь никакими средствами.
Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Их вытянутые пальцы почти соприкасаются и, подобно электрической искре, дух жизни проникает в тело Адама. Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа.
Помилование мог даровать только Понтифик. Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок.
Это трудно заметить рассматривая репродукцию росписи, но становится очевидным при непосредственном посещении капеллы. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29.
Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу. Поза, мол, у них слишком неприличная. «Сотворение Адама». Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения – статую «Давид» (1501-1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме – скульптурную композицию «Пьета. » (1498-1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Сикст IV начинает не со строительства и отделки апартаментов, как многие его предшественники, а с благих дел: он передает в дар городу античные произведения искусства, в числе которых знаменитая Капитолийская волчица, открывает знаменитую Апостольскую библиотеку, госпиталь Санто-Спирито, по его приказу возводят мост Понте Систо, прокладывают знаменитые римские улицы: виа Лунгара и виа Джулия. Мастер начал свою работу как бы с конца.
Архитектоническая структура росписи необычна. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Лучшая из них – «Передача ключей апостолу Петру» – принадлежит кисти Пьетро Перуджино, учителя Рафаэля. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Плафон выглядит слишком бедно, говорил папа.
Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. Сообщение Вазари о том, что однажды Микеланджело пришёл в капеллу раньше всех и запер дверь, чтобы туда, пока он работал, никто не вошёл, вряд ли соответствует действительности. Стены второго этажа прорезаны большими окнами. Работа над фресками двигалась медленно и мучительно.
Согласно сообщению ученика и биографа Микеланджело Асканио Кондиви, ниже лесов был натянут экран из ткани, для предотвращения падения краски и раствора14.
Что мог Микеланджело. Военная угроза со стороны османского султана Мехмеда II «Завоевателя» и флорентийской Синьории Медичи, требовала укрепить ненадежную постройку. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Микеланджело позвал их вСикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны.
Судья Минос в окружении подвластных ему змей выносит приговоры.
Задрапировать «неприличные места» было поручено все тому же Даниэле да Вальтера, хотя работа была продолжена другими мастерами. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Сивилла сидит в профиль, готовая перелистать книгу, в то время как путто зажигает лампу. Гладкая стена покрывалась штукатуркой из смеси песка и извести.
Юлий II настаивал на золоте, не стесняясь того, что вновь потребуется возведение лесов. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Однако, Микеланджело «Страшный суд» – фреска Сикстинской капеллы – изобразил, как страх всего человечества перед неизбежностью. На порванной коже заметен автопортрет Микеланджело.
Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу. Внешней гармонии всей живописи отвечает т внутреннее содержание. Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя».
Фигуры в люнетах по всей видимости изображение семей, но семей разделённых, как в буквальном смысле— табличками с именами предков Иисуса, так и в переносном, представляя собой весь спектр человеческих эмоций. Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. Прим. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. В 1532г., более двадцати лет спустя, от папы Климента VII поступила просьба сделать новую роспись над алтарем часовни, стена за которым покрылась трещинами из-за продолжающейся усадки здания.
Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти. Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола, по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя). Они же являются авторами кафедры хоров. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли.
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Роспись стен Сикстинской капеллы — случай уникальный. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники.
В «Потопе» Микеланджело действует не отдельными фигурами, а целыми группами, комплексами фигур. Отреставрированные фрески были освящены папой римским Иоанном Павлом II 8 апреля 1994 года во время торжественной службы.
Снизу их не видно из-за выступов карниза. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. И в то же время – какая мощь. Мастер зашифровал в этой фреске мысль о том, что одухотворение было совершено Высшим разумом. Второй— создание первых мужчины и женщины, Адама и Евы их грехопадение и изгнание их из Рая. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира.
С гневом вершит он суд над человеком. Сивилла вся построена на внешнем движении.
Причина оказалась в том, что постройка была сделана из римского травертина, обладавшего особыми качествами по отношению к влиянию сырости и с помощью мастера Микеланджело преодолел это препятствие. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Великий художник стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно. Как то вопросы финансирования. Например, во «Введении во храм Пресвятой Богородицы» присутствуют несколько объектов, создающих заметную игру объёмов: открытые участки полностью освещены, в то время как углубления находятся в густой тени.
В миру его называли кардиналом смерти.
И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Картины, уже написанные Микеланджело на стене, вдруг начали исчезать, бледнели. Микеланджело начал свою роспись со стены, противоположной алтарю и «Страшному суду», т. е. На нижней части фрески изображен любопытный персонаж.
Микеланджело расписал весь свод, общей площадью свыше 600 м2. Ещё один факт: депрессивное состояние Микеланджело сыграло с ним недобрую шутку. Да, незадача. Вопреки распространенному мифу, повествующему о том, что художник рисовал лежа, Микеланджело работал в вертикальном положении. IX, ст.
Люнеты внушены пробуждением гражданских чувств, протестом против беззакония и насилия. Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело. Но, не тут-то было. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Детали сведены к минимуму. Роспись Микеланджело не походит ни на одну плафонную роспись из тех, что были выполнены в конце XV— начале XVI веков итальянскими художниками. И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками.
Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Мужчина застыл в оцепенении, словно не может отделаться от кошмарного видения. При распределении фигур Микеланджело не стремится к единству перспективы. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. В Болонье Микеланджело видел скульптурные рельефы Якопо делла Кверчи, украшающие двери собора.
Флоренция XV века — центр искусств, кузница Возрождения. Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли.
Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Именно разнообразие пропорций создает необычную красоту и неисчерпаемое богатство росписи: рядом с огромными пророками и сивиллами – маленькие путти, а дальше опять новые пропорции – в люнетах, в фигурах юношей, в действующих лицах «историй». Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами – Флоренцией и Римом. (Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики.
Причина не только с сюжете Страшного суда, который трудно назвать жизнеутверждающим и не только в возрасте мастера. Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру.
Поначалу галерея караульни была открыта небу, ветрам и дождям, но затем над ней возвели крышу. И это можно понять по его последним фрескам. 15. Тем не менее Микеланджело взялся выполнить заказ, вероятно, желая показать, что не отступит перед трудностями и не побоится неизбежных сравнений с великими флорентийскими мастерами, рядом с которыми он сформировался как художник7. Таким оригинальным образом Микеланджело освободил себя от всякой помощи.
Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Это своеобразный апофеоз скульптора, переживающего мир телесно, «всей кожей» : в сцене мученичества апостола Варфоломея, последний держит атрибут своей гибели – содранную с него кожу, на которой вместо лица святого художник изобразил свое лицо. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Всего в Сикстинском плафоне насчитывается 343 фигуры. В композиции Микеланджело поместил свой автопортрет. Большинство из этих фресок стоит на самом высоком уровне искусства кватроченто.
Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. Абсолютно неожиданно обнаруживается новое увеличение размеров. На той же стороне немного дальше – Персидская сивилла.
Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы. Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Глаза Дельфийской сивиллы раскрыты в испуге.
Чтобы расписывать потолок нужно было установить леса. Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Центральный пояс свода включает девять эпизодов из Книги Бытия от истории о сотворении мира до опьянения Ноя.
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Капеллу покрывает почти плоский свод. Ни в Европе, ни в восточных странах.
Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины. Художник не согласился с этим проектом и тогда папа предоставил ему свободу действий. Безжизненность на глазах превращается в энергию. Однако она была утеряна и таким образом, сегодня цикл фресок иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет».
Даже складки одежды, кажется говорят о затаенной печали, которые не в силах, однако нарушить гармонический строй его души и крепкого тела. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.
Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении. Но и это ещё не всё. Он тайно спрятался в капелле и подстерег непрошенного гостя.
Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Даже путти изумлены и шепчутся, указывая на африканскую пророчицу. Другими словами – описание «Страшного суда» Микеланджело отображает не радость победы, а показывает весь ужас этого события.
Наконец, как завершение цикла – Иона. Одновременно усиливается свет изменяется характер колорита. Уразумев, наконец, в чем дело, флорентинцы сами поспешили «исчезнуть» и вернулись во Флоренцию. Локоть его руки опирается на сиденье, а кисть ее, поддерживая опущенную голову, теряется в густой бороде, около рта.
Притом самолюбие этих людей, при взыскательности Микеланджело и го горячем, нервном темпераменте, неминуемо привело бы к ссорам. Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Рассказывают, что однажды художник заподозрил чьи-то посещения.
Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. Второпях Микеланджело не успел пройти фон золотом, как это было принято в то время.
Первый человек пробуждается. В этом идеологический, общественный смысл Сикстинского плафона. Еще 4 ветхозаветных сюжета – «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей.
По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Он был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение. Большие паруса поддерживают свод.
Он приказал другому мастеру осмотреть стену и помочь беде. Даже в сравнении со своими выдающимися современниками он подобен горной вершине среди пологих холмов.
2.
В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть.
Только ответить своим искусством. Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке. Таким образом, в капелле, посвящённой Деве Марии раскрывается конвергенция Ева— Мария— Церковь32. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена.
Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Безусловно, он прекрасно понимал, как важен для него этот проект, но с другой стороны тягаться с Микеланджело. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Уходя, он строго запрещал пускать кого-нибудь в капеллу.
Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы). Картина «Страшный суд», охватывая всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы площадью более 200 квадратных метров, содержит около 390 фигур. Персонажи не просматриваются на такой высоте. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки.
Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Сикстинская Капелла имеет три этажа. Это Харон, который гонит грешников в ад.
Она словно пожирает текст книги – источник ее вдохновения. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы.
Место конклава. Профиль одного из ангелов повторяет центральную или роландову, борозду, являющуюся границей между лобной и теменной долями мозга.
А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. К концу потолка движение становится еще напряженней. Кардинал смерти сделал блестящую карьеру и впоследствии, к полнейшему ужасу римлян, взошел на престол в качестве Папы Римского Павла IV. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Бог здесь изображен дважды. Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда. Потолок при кажущейся простоте был баснословно дорогим, потому как драгоценной лазури на него ушло безмерное количество. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком.
Напротив.