Вполне вероятно, что на своей знаменитой картине «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи изобразил внеземное существо (смотрите видео ниже). «иоанн Креститель» — картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. «иоанн Креститель»— картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи.
Картина Иоанн Креститель Леонардо да Винчи, несмотря на то, что была неизвестна широкой публике на протяжении долгого времени, сейчас по праву занимает свое место в Лувре и, по мнению многих посетителей музея, является столь же привлекательной, как и бессмертная Джоконда. В середине лета 1516 года Леонардо да Винчи завершил работу над картиной «Иоанн Креститель», которую писал около двух лет.
Леонардо покинул город. Это и есть знаменитое сфумато, которое мягкими и нежными переходами между светлыми и темными тонами подчеркивает пластику и округлость совершенных форм, а также отражает духовное состояние святого. Правое плечо с правильными пропорциями так и осталось оголенным. Пластически высечены контуры. Тогда он объявил Леонардо о своем намерении увезти жену в Неаполь по семейным делам.
Но угасла и творческая активность художника. Ну, разве это не выброс духовности. После смерти Леонардо эта работа стала собственностью его ученика Салаи, который сделал для себя ее копию и та неплохо сохранилась.
В 1620-х годах она оказывается у (фр. ), одного из самых крупных коллекционеров французской живописи своей эпохи. Содержание его рисунков самое разнообразное. В своих знаниях анатомии он лет на триста обогнал свое время. К мягкости стремятся и краски.
Дева Мария склонилась, смиренно и низко, к благословляющему архангелу. По завершении работ бывший руководитель службы реставрации живописи Национальных музеев Франции Сеголен Бержон-Лангль отмечала, что контур лица Мадонны частично утратил четкость (не все специалисты разделили ее мнение). С поразительной подробностью, блестяще выписан город на третьем плане картины.
Он настолько охвачен чувством восхищения к ней, что даже по истечении трех лет портрет все еще не закончен. По правде говоря, Франческо дель Джиокондо не очень нравились визиты художника к нему: они сопровождались всегда крупными суммами денег, которые приходилось платить. Предшественники воспроизводили эту тему двояко. В большом зале синьории, ныне украшенном фресками Вазари, Микеланджело изобразил сцену, как пизанцы застают врасплох купающихся в волнах Арно флорентийских солдат, тогда как Леонардо да Винчи воспроизвел битву, происшедшую в 1449 г. между флорентийцами и миланцами у Ангиари, между Ареццо и Борго Сан-Сеполькро. В Италии, раздираемой внутренними противоречиями и феодальными войнами, вдруг происходит выброс духовности – эпоха Возрождения Леонардо да Винчи.
Непонятно, почему свет падает не из окон, а откуда-то слева. Париж. Для него началась пора беспокойных скитаний.
Человек должен летать, считал этот гений. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. В Милане он был в том числе распорядителем стола герцога. Но это была грация элегическая.
Левой рукой он держит крест, а правая указует наверх. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Весной 1500 г. он отправился в Венецию. Этот прием помогает добиться мастеру полного соединения элементов полотна.
В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Никогда не изображал он отречение и муки. Молодой Иоанн вполуоборот изображен на темном фоне. При этом на полотнах напрочь отсутствуют мазки и отпечатки пальцев. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения.
И не только лица. Он дорабатывал и перерабатывал, привезенные с собой картины. Еще надо подчеркнуть, что единственный портрет Леонардо, возможно изображает не его. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам.
Итак, описание картины Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель». Во всем мире знаменита своей загадочной улыбкой Мона Лиза одна из немногочисленных картин величайшего художника итальянского возрождения Леонардо да Винчи.
Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. То есть, в первую очередь, Рублёв был иноком – и уж затем иконописцем. Он их не печатал, хотя в последние годы жизни такие мысли приходили ему в голову. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами.
На полотне просто невозможно обнаружить следов кисти. Вот таким образом, кроме исторической и научной, записи имеют художественную ценность. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. В виндзорском наброске первой флорентийской поры, современном «Поклонению волхвов» и влияниям платоновской Академии, «Иоанн Креститель» совсем другой. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи написан в знаменитой технике игры света и тени. Похоже, что Леонардо привёз с собой «Иоанна Крестителя» во Францию, когда в 1516 году он поселился в замке Клу.
В «Благовещении» Андрея Рублёва не найти такой детализации. В конце января «Иоанн Креститель» покинет свое место в Большой галерее неподалеку от зала «Моны Лизы». По крайней мере известно, что 10 октября 1517 году он показывает картину «молодого Иоанна Крестителя» (вместе со Святой Анной и Джокондой) (фр. ). Шестой повод для сравнения – образ самого Христа, написанный обоими мастерами. Без устали рисовал он, как они мягкими линиями вьются вокруг лба или развеваются и колышутся.
Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. Образ ближайшего предшественника Иисуса Христа на нем разительно отличается от канонического. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Да Винчи и работал медленно и уделял живописи мало времени.
Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля.
Вот как описывает свою встречу с картиной сам искусствовед: «В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа» Жутковатый призрак старухи играет с ребёнком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся тельце и конечности. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Он был тщеславным мужланом, а Лиза происходила хотя и из бедной, но очень достойной семьи. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Причина этого, в первую очередь, в динамике, заложенной в фигуре архангела (на работе да Винчи он статичен).
В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. Его внешний вид характерен для зрелого Леонардо. руб. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. А после и его смерти родственники продали оригинал Франциску I во Францию.
До нас дошли его басни и шутливые рассказы, а также пророчества и аллегории, эпиграммы. Чтобы получить его изображение, картину необходимо симметрично отразить по горизонтали. «Его деятельность будет носить чисто консультационный характер и одобрение с его стороны не будет являться необходимым условием», – говорит Аллар, добавляя, что все специалисты по творчеству Леонардо да Винчи получат возможность приходить и лично наблюдать за тем, как продвигается реставрация.
И верится, что на неё вправду в этот момент нисходит Святой Дух. Это толща воздуха, отделяющая нас от героя полотна. В нескольких шагах от неё с лилией в левой руке, преклонив колено, стоит крылатый архангел Гавриил. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени.
Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. Полотно, к слову, само по себе весьма примечательно и загадочно. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Затем картина покинула королевскую коллекцию, обстоятельства её продажи не известны.
Реставрация в 2011 – 2012 годах «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» вызвала ожесточенные споры: одни специалисты выступали за снятие лакового слоя с большей части поверхности картины, другие настаивали на том, что его счистка должна быть гораздо менее радикальной. Его внешний вид характерен для зрелого Леонардо. До нас дошли его басни и шутливые рассказы, а также пророчества и аллегории, эпиграммы. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. Какая же картина является последним произведением кисти легендарного художника.
Интересный факт: картина писалась с любовника великого да Винчи – Салаи. Об оттенках они не заботились. Италия. Первые упоминания о картине "Иоанн Креститель" Леонардо да Винчи относятся к 1517 году.
Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение.
Тот мог и акридами питаться и изнурять себя аскетическими помыслами. Кажется, что её переполняют эмоции, первая из которых – радость. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи разговаривает со зрителем глазами, нежно улыбаясь.
По каким-то внутренним причинам искусство мало интересовало Леонардо да Винчи. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Ему приходится долго ждать новой встречи.
Свет на него падает слева. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, которая то как будто соблазнительно улыбается вам, то словно холодно и бездушно смотрит вдаль однако никто не отгадал улыбки Джоконды, никто не истолковал ее мыслей.
Переходы от света к теням тонки и изысканы. Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции— «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518—1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо.
Но в один прекрасный день случай сводит его лицом к лицу с Джиокондо на улице во Флоренции. Картина, как известно, не была окончена. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Боттичелли изображал Венеру в виде монахини, в виде скорбно-печальной христианки, точно готовящейся уйти в монастырь, чтобы пострадать за грехи мира.
Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. Все должно подчиняться целостной гамме тонов. Включив представленную ниже видеозапись, вы можете лицезреть пошаговый процесс обработки изображения.
Картина размером 69х57 см исполнена маслом на полотне из орехового дерева. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Он их не печатал, хотя в последние годы жизни такие мысли приходили ему в голову. Еле заметны, еле уловимы переходы. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны.
Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. «Благовещение» – одна из первых самостоятельных картин Леонардо да Винчи. Язык его богат, ярок и выразителен. Возрождение. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом.
Все спуталось в дикий клубок. Но и так срытый объект увидеть нельзя. В возрасте 15 лет да Винчи становится учеником художника Андреа дель Верокио.
Скорее всего, все три картины были куплены Франциском I в 1518 году, об этом косвенно свидетельствует документ об уплате ученику Леонардо крупной суммы «за несколько картин, проданных королю» («pour quelques tables de paintures quil a bailles au Roy»). Эта находка заставила историков усомниться в существовании истинной Лизы дель Джокондо (прототипа той самой Моны Лизы), а также пересмотреть гендерную принадлежность других персонажей да Винчи. Некоторые художники, как например Ганс Фрис, старший Гольбейн и Джироламо дай Либри, сажали святую Анну рядом с Мадонной и ставили между ними младенца Христа. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением.
Леонардо также интересовал рисунок волос. А после и его смерти родственники продали оригинал Франциску I во Францию. Этот — совсем иной».
Он сообщает художнику, что Лиза умерла несколько месяцев назад в Лагонеро. Борются люди и кони. Если вам кажется, что Мадонна улыбается, то это не так. Он немного побледнел и взгляд его потух.
Мона (сокращенное от «мадонна», что означало «мадам») Лиза приходит позировать и Леонардо видит только ее. Издалека не видно деталей картины, проглядываются лишь самые светлые элементы. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. Это помогает зрителю как можно более полно осмыслить картину. Художник использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы, такие, как тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, как бы высвечен из нее, что дает возможность собрать внимание именно на герое), нивелирование традиционных атрибутов, свойственных библейскому персонажу (в случае с Иоанном Крестителем это обязательный для него тонкий тростниковый Крест и одежда из шерсти, которые на картине да Винчи рассмотреть очень не просто). Хотя в последний раз картину реставрировали в XIX веке, с тех пор она не раз покрывалась дополнительными слоями лака – что не всегда документировалось – «для придания произведению глубины». Вот таким образом, кроме исторической и научной, записи имеют художественную ценность.
Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи разговаривает со зрителем глазами, нежно улыбаясь. Так эта работа оказалась в Лувре. И теперь находится в экспозиции Лувра.
Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Тела приобретают округлые формы. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Вскоре после казни Карла I (1649 год) картина была куплена (фр. ), который перепродал её в 1662 году Людовику XIV.
Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. Здесь тоже библейский сюжет полон загадок. Уделял он внимание и рукам.
У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Конечно, этот брак был не совсем удачным: мужу было 50 лет, а жене всего двадцать. Иоанн – великолепная игра светотени, такая чудесная гармония леонардовского sfumato».
На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». Переходы от света к теням тонки и изысканы. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции— «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518—1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо.
Богородица ли она вообще. Итак, описание картины Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель». Вдали вырисовываются река и скалы. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. Леонардо внёс нечто иное и в освещение.
В течение этого времени творец был сконцентрирован на деятельности художника и анатомиста. У них все блестит и сверкает. И теперь находится в экспозиции Лувра. Одежда отшельника – меховая шкура, в которую он не полностью укрыт. Первые упоминания о картине Иоанн Креститель Леонардо да Винчи относятся к 1517 году. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур.
В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. «Спаситель» да Винчи – настоящее произведение искусства, шедевр. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. И всё же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи».
Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения, которая, как принято считать именно начиная с «Иоанна Крестителя» начинает эволюционировать в направлении будущего маньеризма. Эксперты утверждают, что обман зрения происходит за счет теней в уголках ее губ. Молодой Иоанн вполуоборот изображен на темном фоне. Лувр. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. Другая ранняя работа Леонардо – так называемая «Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» – трактовка классического мотива Девы Марии с младенцем.
Леонардо освободил искусство от пессимизма, от хмурости, от аскетизма, ворвавшихся тогда в него, вернул ему жизнерадостность, светлое настроение античного мира. Процесс состоял в удалении 15 слоев лака и краски от предыдущих реставраций. Это давало ему возможность создать цельную композицию. Возможно, вопрос короля застал врасплох Леонардо да Винчи.
Моделью, предположительно, служил его ученик Салаи. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. 77 x 53 см. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Даже затемненные области фигуры героя отражают слабый блеск и сияние.
Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Возможно, не купи король Франциск I «Джоконду» сразу, как Леонардо приехал к нему, она стояла бы на подрамнике художника до самой смерти, считаясь им самим неоконченной. Язык его богат, ярок и выразителен. Но только на картинах Леонардо да Винчи рука, ранее костистая и жесткая, получает теплую, чувственно вибрирующую жизнь. У Леонардо нет линии, есть только формы. Одежда отшельника – меховая шкура, в которую он не полностью укрыт. Он прожил там до 1499.
Ни у одного из учеников не могло бы явиться такой дерзкой, почти богохульной мысли, как та, которая олицетворена «Крестителем». Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. В нём мастер довёл до совершенства владение живописной техникой и, в первую очередь, техникой сфумато, более известной по другому полотну итальянца – «Моне Лизе». Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них.
Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Однако сила воздействия его работы куда больше. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Архангел делает шаг в сторону Богоматери и как будто бы вверх, поднимается к ней. Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века и, возможно интимные отношения. У Леонардо все полно движения. Моделью, предположительно, служил его ученик Салаи.
О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Так эта работа оказалась в Лувре. К счастью, сохранилось множество рисунков и манускриптов мастера с чертежами и зарисовками, свидетельствующих об уникальности его гения. На полотне просто невозможно обнаружить следов кисти. Гений этого человека распространялся почти на все области инженерии и живописи.
Однако художник и не думал покидать его дом. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. Дерево, масло. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности.
Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба.
Это Иоанн Креститель. Впрочем, этому королю, скорее другу, чем господину, можно сказать правду. Правое плечо с правильными пропорциями так и осталось оголенным.
Из разности миросозерцания вытекает и разность ощущения собственного места в мире. Однако изображая тело самого Иоанна, да Винчи не скупится на свет и тени. Как известно итальянская портретистка развилась из медали. Лицо Спасителя мы видим как бы в расфокусе. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой.
Нет более углов. Эту даму звали Лизой Герардини. Не исключено, что удастся выяснить, почему рука святого выглядит выписанной «довольно грубо» : из-за чрезмерно агрессивной очистки в XVI или XIX веках либо же по воле самого мастера, оставившего недописанным это произведение, считающееся его последней работой. Это сомнение породила также явная схожесть улыбок Джоконды и Салая. Все тело отражает данное душевное движение. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Красота и блаженство – все у него от мира сего. Свет на него падает слева.
По словам Б. Р. Ну и главная деталь, которую позже автор доведет до совершенства в своей «Джоконде» – улыбка. Он наблюдал как за сервировкой пиршественных столов, так и за готовкой. Но выгладит он далеко не как святой.
В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. На ней изображён женоподобный мужчина. Картина писалась около четырёх лет.