Подчеркнул прелесть инфанты в своей картине Веласкес. Здесь инфанта Маргарита уже на три года старше, чем она изображена в картине Менины. Картина инфанты Маргариты, которая была дочерью короля Испании Филиппа IV и которая стала потом императрицей Священной Римской империи, относится к зрелому периоду творчества мэтра. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.
У нее нет детства, потому что она – инфанта. На этой картине ей всего 5лет. Да и её саму мы вряд ли разглядели бы в их череде, если бы юная инфанта не осталась на картинах. Картина Диего Веласкеса Инфанта Маргарита Тереза в синем платье: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Картину Диего Веласкеса «Портрет инфанты Марии Маргариты» можно увидеть в Лувре — известнейшем музее Европы и всего мира.
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». На Фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Леопольду было двадцать шесть Он был ее дядей по материнской и кузеном по отцовской линии императора Священной Римской Империи Леопольда I. Маргарита называла своего мужа даже в супружестве дядюшка, а он ее Гретль (дядя был австрийцем, видимо, это имя было ему привычнее). С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.
В числе испанских мотивов преобладают элементы одежды и аксессуаров (мантилья, кастаньеты испанский веер), топонимика (Севилья, Гренада, Барселона), флористический мир (весенняя роза, хризантемы, акация, кипарисы), образы выдающихся живописцев (Веласкес, Рибейра, Мурильо, Пикассо), национальные литературные и культурные герои Испании (Дон Кихот, Дон Жуан, Кармен, тореадор, Донна Анна, Командор). В живописной стихии Веласкеса – дыхание жизни, в котором оживают испанские инфанты. «Менины» вызывают горячие споры, так как у картины нет единого смыслового и зрительного центра. Андреев, П. Антокольский, С. Маковский, Черубина де Габриак, Б. Пастернак) 3) Веласкес как основной объект поэтических текстов. То есть король вступил в инцестуозные отношения. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. В 17 лет Диего Веласкес получил звание художника. Долгое время местонахождение портрета Веласкеса оставалось неизвестным.
Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Когда же появилась в Киеве уникальная картина. Мастерство Рубенса-живописца проявляется в цветопередаче, в изысканности линий головы модели изящном овале и чертах лица, являющих особый тип северной женской красоты. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта».
Описывая вытканную Арахной сцену похищения Европы Зевсом, принявшим образ быка, Овидий в восторге восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя.
Филипп был сломлен и на женитьбу решился исключительно из династических соображений. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. К образам этой солнечной страны обращается и Д. Кедрин в стихотворении «Инфанта» (1944), где поэтом воссоздается колоритная картина Испании 16 – 17 веков.
По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Это характерно для всех изображений Маргариты кисти Веласкеса.
Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени.
Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. «Камеристка» не нуждается в них. На переднем плане карлица и маленький шут, пинающий собаку (что находится в глухой обороне и делает вид, будто не обращает на это внимания) – неизменная свита королевской четы. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами.
Инфанта выписана у Д. Кедрина как историческое лицо, дочь испанской королевской четы. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Что же так будоражит в этом нежном, перламутровом, будто «плывущем» в нежной дымке, детском личике.
«Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Такой работой является «Портрет инфанты Марии Маргариты», написанной в 1655 году этот портрет занимает особое место в творчестве художника и относится к зрелому периоду его творчества. Встретили ее при дворе настороженно, не скрывая неприязни.
Исследователи определили, что он использовал в основном киноварь и органические лаки (для красных красок), жёлтый свинцовый цвет, окисленные глины (для охры), ляпис-лазурь, смальту и лазурит (для голубых), зеленую землю, чёрный уголь, чёрную сажу и, наконец, белый свинец иногда смешанный с кальцитом. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом.
Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14.
В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Похоже, малышку активно румянили – тем сильнее контраст с белым лицом. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. В каком-то городе в дар будущей королеве преподнесли пару чудесных вязаных шелковых чулок (большая редкость в то время). Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус).
И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. За пределами холста или внутри него.
Филиппу – 42. А с другой – сам бросает вызов богам. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. За шесть лет супружества Маргарита родила шесть детей из которых выжила только единственная дочь — Мария Антония (1669—1692), ставшая женой Максимилиана II.
И почему в зеркале не отражается сама девочка. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке.
Так, у К. Бальмонта в стихотворении «Аккорды» (1897) связующим звеном, средством передачи собственного «творческого» мироощущения является целая плеяда светил испанского и итальянского искусства. Диего Веласкес не оставил никаких записей о методах своей работы. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. На эту тему написано уже такое количество статей и постов, что мой явно будет лишним, напомню только, что искусствоведы, ласково называя их «Мастер и Маргарита» часто задаются вопросом, насколько приукрашивал Веласкес, любя свою модель, явные черты вырождения династии на лице этой девочки.
Георг V, наблюдавший работу Лавери над портретом, возможно, вспомнил легенду о написании креста Святого Иакова рукой Филиппа IV и спросил художника о возможности внести свой собственный вклад в портрет. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Она в трауре по усопшему отцу, в зеркале отражаются младший брат (пока еще живой), мать и коленопреклоненная няня.
Итак, время действия – 1656 год. Андреев, П. Антокольский). Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.
Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Попытки оградить его от судьбы при помощи колокольчика и коралловых амулетов (вы видите их надетыми поверх фартука) были тщетными. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en).
Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. И вот на картине герцог гарцует на коне и указывает рукой туда, где идет бой, где видны далекие дымы пожарищ.
Впрочем, не исключено, что применялись и белила: бледность кожи – признак аристократизма. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Ужасающая скука и постоянная сдержанность позволяла лишь одно развлечение – карликов-шутов, которым разрешалось чуть больше, чем остальным. Она умерла в 22 года от простуды.
Акцент на зеркале усиливается его подсвеченными краями и яркостью отражения, резко контрастирующей с тёмной стеной26. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Вплоть до 80-х годов всеми советскими искусствоведами она признавалась подлинником, а Владимир Кеменов в своем монументальном труде «Картины Веласкеса» посвятил ей несколько страниц подробнейшего сравнительного анализа, пытаясь навсегда «закрыть тему».
Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые с помощью своей общины финансировали все военные действия Леопольд против Турции и Франции, а так же то, что осели эти евреи в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны. Оба полотна попали в Вену благодаря династическому браку принцессы с кузеном, впоследствии императором Леопольдом Первым (1640-1705). Она по-прежнему опирается на стол. И творчество побеждает.
Её должны были видеть в разном возрасте. Во-первых искусствоведы спорят о том, что изображено почти посередине полотна. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Придворный королевский художник в галерее ее изображений, среди которых — и загадочные «Менины», попытался воплотить в божественной красоте «жемчужного» колорита (впоследствии ставшего отличительной чертой работ Веласкеса) метафору имени «Маргарита» (в переводе с латыни — «маргарита» и есть жемчужина).
Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Подобный факт следует рассматривать как яркий пример экфрасиса. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Нам нравится ее нежный овал и милая детская припухлость. Она была старшим ребенком от его второго брака короля Испании с эрцгерцогиней Марианной. Герцог приказал изобразить себя полководцем на коне, на фоне сражения, хотя первый министр никогда не учавствовал ни в одной битве, а войнами руководил из своего кабинета, причем неудачно.
В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Поэт искусно передает наиболее характерные каждому из живописцев черты: «мучительный Гойя, художник чудовищных / грез Испанская тематика не теряет своей актуальности и в более позднюю эпоху – в военные годы. Вот таким образом цветовое решение картин Веласкеса отличается чарующим великолепием.
На это указывает отражение в зеркале. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. Лица обеих групп реальны. Загадка заключается в другом. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Малютку нарядили во «взрослое» платье и дали в руки веер (а может, девочка сама захотела веер «как у настоящей дамы». ), ей тяжело долго стоять, она на что-то опирается.
Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Михаил Алпатов провёл параллель с картинами Валентина Серова, у которого также различаются помпезные великосветские картины и портреты близких и родных людей. Чего нельзя сказать о Маргарите. Маковский, Черубина де Габриак, Б. Пастернак, Д. Кедрин).
Ему 57 лет. Но по испанскому чопорному этикету женщина не могла показать не только часть ноги, но даже носочек туфельки, вот таким образом испанская свита выбросила чулки со словами «У королевы Испании нет ног». Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Она вышла за него замуж к пасхе 1666 года в возрасте четырнадцати лет. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19.
Маргарита была очень хрупкой и многочисленные беременности вскоре ее очень ослабили. (К. Особенно если сравнивать с портретами ее старшей сестры Марии Терезии, дочери Филиппа и Изабеллы де Бурбон. Одна из них Маргарита – дочь Филиппа Четвёртого (1606-1665) и Марии Анны Австрийской (1635-1696). Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа.
На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Однако ни один художник не станет работать в темноте.
На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Только в 1923 году картину обнаружили в одном из хранилищ Хофбурга. Солнечный свет заливает весь второй план картины.
Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Все стихотворение представляет собой некую историческую стилизацию с элементом пародийности, «декоративности». В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Эскиз хранился вместе с другими фамильными портретами семьи Рубенсов, вот таким образом родственные отношения с изображённой на нём моделью вполне возможны.
Не случайно Веласкес наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. (В. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е.
Вдобавок ко всему у нее был зоб— изменение щитовидной железы. Инфанта Маргарита родилась в 1651 году. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15.
Видимо, чувствует девушка себя плохо: ей снова разрешено держатся за опору. Во-первых, на протяжении рассматриваемого отрезка времени образ трансформируется. Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые осели после изгнания в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны. Идентичность моделей на венском этюде и на эрмитажном портрете не оставляет сомнений—та же внешность, схожее платье, та же причёска и выбившаяся прядь волос. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Марианна прибыла в Мадрид осенью 1649 года. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12.
В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. Об отношении Веласкеса к инфанте и о его портретах, я, с вашего позволения писать не буду. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа.
Наиболее дотошные искусствоведы даже сумели доказать, что холст, стоящий перед художником, не подходит по размеру для портрета королевской четы. Разумеется, нет. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Его смерть стала огромным национальным (не побоюсь этого слова) горем. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.
На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). При этом королевская чета для поэта вне категорий человечности, это символ власти, безликий и бесстрастный (аналог власти Рима и римского прокуратора). (Д. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Когда Веласкес писал первый портрет Маргариты, ему было 54 года, а девочке – два.
Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Вместо охотничьей собаки, которая часто фигурирует на придворных портретах (намек на верных, покорных подданных), здесь изображена мелкая комнатная собачонка с большими глазами. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51.
В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. В 1916 году в журнале «Аполлон» была напечатана заметка искусствоведа Владимира Воинова, который атрибутировал картину как этюд к большому портрету инфанты 1660 года кисти Веласкеса, который хранится в Прадо. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин».
Глубина сцены создаётся с помощью линейной перспективы, частичного перекрытия разноудалённых слоёв и использования светотени, тщательное исполнение которой искусствовед Кеннет Кларк считает ключевым фактором для создания композиции22. В дальнейшем он писал ее портреты каждый год, а то и несколько раз в год. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным.
Богдан Иванович Ханенко в 1912 году в Берлине, на аукционе гамбургского собрания Вебера, приобрел это небольшое (80 на 62, 5 см) полотно, о котором было известно, что Вебер купил его в 1892 году у Колнаги, которому оно годом раньше досталось из собрания инфанта дона Себастьяна в По (Франция). Но смотрит и художник.
Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Но не это главное в полотне. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения.
Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. При этом она еще и обязана позировать. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.
Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Герой второй картины Марсий достиг необычайного мастерства в игре на флейте и вызвал на состязание Аполлона, который, победив Марсия, в наказание за дерзость содрал с него кожу. За последние восемь лет жизни Веласкес написал всего несколько картин— в основном, портреты королевской семьи5.
Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Но если вглядеться в ее лицо, можно увидеть и напряжение и отчаяние и упрямство. Но попытаемся собрать те крохи фактов, которые нам известны.
По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Бальмонт, М. Волошин). Маргарита родилась в июле 1651 года, долго оставаясь очень маленькой (почти не росла), а в 15 лет стала женой венского принца Леопольда, которому родила шестерых детей и, не дожив до 22 лет, умерла от простуды. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.
Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской».
Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником.
Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. н. «воздуху»), доминировать над главными элементами изображения, значительно поднимает передний план, чем качественно усиливает образ. Да и как о правителе, о Леопольде в целом отзывались хорошо, он был любим как придворными и родственниками, так и народом.
Она датирована примерно 1616—1618 годами. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Галерея образов близких и родных выделяется в творчестве фламандца, разительно отличаясь от картин на библейские темы и парадных портретов венценосных особ. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант.
Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд), Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.
Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Интересно и композиционное построение многих работ Федерико Инфанте: автор позволяет «пустому» пространству картины — (т. Работа не подписана автором. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). А почему в мастерской находится инфанта.
И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Для лучшей сохранности дубовая основа паркетирована.
И, может быть, вот таким образом неосознанно изобразил королевскую чету не вместе со всеми, а отраженными в зеркале. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса.
В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Испанцы обожали принца и все надежды королевства связывали с ним. Большинство согласны, что это зеркало, но кто и что в нем в отражается. Однако зарубежными искусствоведами его доказательства не показались убедительными и в самый полный на сегодняшний день двухтомник «Веласкес» немецкого издательства «Ташен» 1996 года, опубликовавшем все бесспорные работы мастера, киевская «Инфанта» не вошла.
В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Ей было 15 лет. В 24 года стал придворным живописцем короля Испании. Картина словно освещена изнутри, в ней выгодно используется хроматический контраст между просветлёнными участками и тенями на лице, которые кажутся не серыми, а голубоватыми.
Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Их позы и жесты живые, естественные. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.
Супруги имели многочисленные общие интересы, особенно в искусстве и музыке. Инфанта, напротив, ярко освещена. Художник сделал две версии этого портрета, одну в 1653 г., другую в период 1653-1654 гг. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах.
В результате получился портрет одновременно и парадный и удивительно живой. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. В 1666 году состоялось бракосочетание Маргариты и Леопольда. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV».
Кедрин «Инфанта», В. Андреев «Атлас и шелк и мертвая рука») 2) Инфанта как объект живописной традиции (в основном – героиня полотен Д. Веласкеса). В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. В «Венере с зеркалом» (ок.
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. И здесь со своей тоской Маргарита смотрится гармонично.
«Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.