». Реконструируемые слова и выражения заключены в угловые скобки. 25–26) отметил, что этот подсчет «почти слово в слово» совпадает с пассажем из речи Дорофея Газского (PG 88, 1788): «А семь недель без суббот и воскресений дают 35 дней: в результате, с добавлением Великой Субботы и половины светлой и светоносной ночи (Пасхи: вот откуда идут эти «полдня» Романа. 1 Тим. В драме И. Мадача («Трагедия человека») сатана демонстрирует Адаму будущее рода человеческого, после чего Адам хочет кончить жизнь самоубийством, однако Ева, воплощение материнства, удерживает мужа от такого поступка и прогоняет искусителя-сатану. Библейское предание об Адаме и Еве в раю оставило заметный след в мировом фольклоре (изустные записи сюжета в поэтической, прозаической версиях и разных жанрах учтены в справочниках, вчастности О. Дэнгардта).
Выдающиеся обработки сюжета в 16 в. принадлежали Г. Саксу («Трагедия о сотворении Адама и изгнании его из рая»), И. Штрикеру («Игрище о жалком падении Адама и Евы»), Б. Крюгеру («Действо о начале и конце мира»), Д. Андреини (трагедия «Адам»), Лопе де Beга («Сотворение мира и первая вина человека») использовавшего также предание о Каине и Авеле и о гибели первого братоубийцы Й. ван ден Вонделу («Адам в изгнании»), у которого действо обращено на мотивацию злобы «искусителя» (Люцифера) и, наконец, Дж. В целом же «корень зла» стали видеть в дьяволе (в образе змея), как извечном сопернике бога (между тем по Библии змей может быть воспринят и как друг человека, заведомо обездоленного богом-творцом). 3, 23—24).
Иначе были прочитаны эти страницы Библии итальянским художником Томмазо Мазаччо. икос 15, 9 и примечание). Остаются два варианта: futn-растение», среднего рода (строка 5 в строке 8 – заменено местоимением) и m oecein – «не иметь» инфинитив, субстантивируемый в среднем роде (строка 9: ввиду близости последнее более чем вероятно), полностью противоположные по смыслу. Адаму и Еве дано заверение в том, что грядущий «сын божий» (Иисус Христос) их спасет. Ветхозаветное предание о «человеке» (Адаме) и «жене» (Еве) в раю, вкусивших запретный плод (основной мотив библейского сюжета) было истолковано христианским богословием (ср.
Sg. ), сколько союз, от смысла которого много зависит. Сотворив для Адама супругу, Аллах сказал им: «О Адам. 1400). В сцене искушения изображенной слева, зрители видят первых людей, находящихся в тени густой листвы древа познания. Эта строфа есть своего рода кульминация поэмы, совпадающая с кульминацией фабулы.
Ср. Призвание священника также подразумевает причастность к символико-трансформационному пути. Не касаясь сейчас тонкостей, связанных с метрикой этого кондака, как и кондака вообще, укажем лишь на то, что мы попытались в своем изометрическом переводе хотя бы отчасти приблизиться к метрическому строю оригинала путем нахождения «среднего арифметического» всех возможных вариантов внутри схемы в строгом следовании выбранному варианту (указан ниже). Здесь уже выстраивается искаженная материалистическая иерархия бытия: вначале идет грубый материальный гедонизм – ощущение приятного вкуса, затем более утонченный гедонизм эстетический: «и приятно для очей», – и уже затем, на заднем плане интеллектуалистская жажда знаний. Трагический конфликт получал «оптимистическое» решение: дьявол будет наказан.
Драматизм сцены усиливается фигурой парящего ангела с занесённым над их головами мечом – символом возмездия за грехи. Греч. : sper oeconta. Крону его обвивает искуситель в облике женщины со змеиным хвостом. (называется и другое дерево, на чудесных плодах которого лежит запрет, — древо жизни, однако искони речь шла, по-видимому, об одном дереве).
Смомента произнесения проклятий божественным судьёй всё как бы остаётся неизменным: жена будет обольщать мужа, но останется его рабой и будет рожать ему детей в муках, ачеловек (Адам) будет смертным и будет в поте лица есть хлеб. Еще необходимо отметить искусство припева: духовный идеал «жизни вечной», посредством припева проходящий красной нитью через всю поэму, здесь, в устах диавола, подменяется материалистической необходимостью пропитания, вызывая отвращение слушателя к столь примитивному мышлению (доказательство от противного). По лицу Адама скользит гримаса боли и страха, смешанные с раскаяньем. Диавол (с. 8) лукавствует также и по поводу truf-«наслаждения» (ср. И сказал : кто сказал тебе, что ты наг. Впроклятиях бога, произнесённых стилизованной, ритмической прозой, содержится объяснение способа передвижения змеев и загадочности их питания («ты будешь ходить на чреве твоем ибудешь есть прах во все дни жизни твоей», 3, 14), очевидно инеприязни людей к этим пресмыкающимся.
Змей же отвечает ей, что она не умрёт: «Вы будете как боги, знающие добро и зло». Любопытнейшее объяснение названия древа познания, данного ему Богом (Быт. Адам и Ева после изгнания из рая каются, дав обет стоять порознь 40 (или 37) дней в реках Тигр и/или Иордан (они и в раю обитали раздельно: Адам — среди животных-самцов, а Ева — среди самок) сатанавновь обольщает Еву и тем самым мешает покаянию рождение Каина и Авеля, смерть последнего рождение Сифа (Шет) и других детей Адаму предсказана смерть, он заболевает Ева посылает Сифа их сына, за «маслом жизни», которое течет из «древа милосердия», растущего в раю, но его достать невозможно и Адам умирает на 930-м году жизни (70 лет он, по еврейской легенде, «уступил» Давиду). Эти же значения еще более углубляются в переводных греческих терминах: eikon (образ) и omoioma (подобие), где eikon обозначает «образ» (зачастую – естественный образ), а omoioma – нечто сходное не только внешне, но и внутренне, не только феноменологически, но и энергийно. Как священник – освящать творение и всего себя приносить в жертву Богу. Мильтону («Потерянный рай»), усилившему заложенную в библейском предании идею о свободе человеческой личности, а следовательно, добровольности греха и потому необходимости ответственности человека за его поступки.
«грехопадение» проблематизируется (драма «Адам» А. Наделя, роман «Адам и Ева» Дж. Эрскина) как богоборческий конфликт между интеллектом (духом) и страстью (чувством) с тенденцией приоритета чувственного начала. 10:31. 14:6) таким образом, по мысли Романа, человек изначально обладал вечной жизнью по праву подобия (или даже – онтологически: oecwnи, еще сильнее: katcwn).
С. 171–173 Брылева Л. Г., Василик В. В. Затем следует «наказание по справедливости»: проклятия налагаются на змея, жену, наконец, землю и мужа. Только из ответов человека он узнаёт, что его заповедь нарушена. Учащаются опыты сатирического изложения сюжета (напр., «Дневник Адама» Марка Твена). 3: 1 – 6).
Игра слов qa-вид» (строки 7, 9) и qeopoia-боготворение» (строка 8). Агадические рассказы пытаются психологически объяснить поведение персонажей повествования: змей дотронулся до запретного дерева, но остался жить, чем продемонстрировал несостоятельность опасений жены он толкнул жену так, что она сама коснулась дерева, увидев при этом ангела смерти, но она сказала себе: если я умру, бог создаст другую жену Адаму, вот таким образом я дам ему тоже отведать от плода — или умрём вместе или останемся живы (по одному из преданий, змей сожительствовал с женой Адама). Вот таким образом, должно быть, период от Сотворения мира до Грехопадения был сравнительно коротким. В первоисточнике названы три качества, привлекшие Еву в запретном плоде: «оно хорошо (kaln) для вкушения, приятно (reston) на вид и замечательно (raon) для познания». Риторика: вопрошания с заведомо отрицательным ответом (сс. «Трезвение», хотя и окрашено аскетически, однако играет и смыслом обыкновенной «трезвости», предохраняющей людей от любой неожиданности.
Изсредневековых армянских версий, близко примыкающих к эфиопскому и арабскому изводам, большую ценность представляет «Книга об Адаме» епископа Аракела Сюнеци на армянском языке (около 1400), Содержание «Жития Адама и Евы» сводится к следующему. Затем, втянув ее в поток разговора, он, успокоив Еву позитивной информацией («не умрете»), умело вливает ей в уши клевету, представив Бога жадным завистником («знает Господь Бог») и завершает свою речь победным аккордом: «и будете как боги», – проведя последнюю и самую важную часть беседы в ключе триады «позитив-негатив-позитив» (гегелевский тезис-антитезис-синтез). В одной фреске автор изображает два разновременных эпизода. В результате, Адам и Ева познали добро и зло, осознали свою наготу и спрятались от Бога.
Итак, последствия грехопадения оказались громадными и тяжкими. В оригинале и доброго и злого: у нас в инверсии metri caus. В конце шестого дня творения и им дано господствовать над всей землёй и живыми существами (Быт. 1:27).
Естественный вопрос: к чему относится это «что» и что же, по идее диавола, «подает жизнь вечную». И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала. Онтотипология личности. Матф. 12:14 Фарисеи же, выйдя имели совещание против Него, как бы погубить Его. Из средневековых армянских версий, близко примыкающих к эфиопскому и арабскому изводам, большую ценность представляет «Книга об Адаме» епископа Аракела Сюнеци на армянском языке (ок. Эта типология разрабатывалась в течение многих лет вначале Л. Г.
СПб., 2005. Частичные типы являются обломками некоего прототипа – изначально целостного типа. Фреска «Изгнание Адама и Евы из рая» полна драматизма. Поздними (или посторонними) вставками надо считать географическое уточнение месторасположения сада (2, 10—14)— на горе, откуда исходят великие реки Месопотамии, что указывает на место возникновения сюжета (ср. шумерский рассказ о «райской стране»— острове блаженных Тильмун). Дело в том, что диавол после неудачи с клеветой (икосы 10 и 11), прибегает к уловке: сперва (икос 14) он как бы не произносит ни одного слова неправды, чем он намеревается сразить Еву затем (икос 15) вводит ложь, прикрываясь рассудительностью. – As. ), получается 36, 5 дней, что есть десятая часть от 365 дней года со всей точностью».
Одни для вас враги для других. Содержание «Жития Адама и Евы» сводится к следующему. Согласно второй версии («и сказал бог Яхве: вот человек стал как один из нас, зная добро и зло итеперь как бы не простёр он руки своей ине взял также от дерева жизни ине вкусил ине стал жить вечно пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни», 3, 22—24), люди остаются в саду, но чудесный огненный меч охраняет доступ к «древу жизни», чтобы умудрённые знанием добра и зла люди не вкусили также плод (вечной. ) жизни и не уподобились бы богу, который ревниво оберегает своё последнее преимущество. Художественным продолжением библейских событий является прекрасное творение Микеланджело «Грехопадение и изгнание из рая». Аллах ответил им: «Низвергнитесь. Роман более эмоционален в лексике: eprepj-благовидно», nreton-наполнено добром (строка 1) flgeto – «пламенела» (строка 2) pgkalon-всепрекрасно» (строка 6) maranomai-чахнуть (в активе: гаснуть)» (строка 8). шумерский рассказ о «райской стране» — острове блаженных Тильмун). Согласно второй версии («и сказал бог Яхве: вот человек стал как один из нас, зная добро и зло и теперь как бы не простёр он руки своей и не взял также от дерева жизни и не вкусил и не стал жить вечно пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни», 3, 22-24), люди остаются в саду, но чудесный огненный меч охраняет доступ к «древу жизни», чтобы умудренные знанием добра и зла люди не вкусили также плод (вечной. ) жизни и не уподобились бы богу, который ревниво оберегает свое последнее преимущество.
Но иллюзия правды, выбранная здесь диаволом, порождает необходимость завуалировать свое знание о вечной жизни (а диавол знает истину – икос 12, 9, примечание): в результате – понимай, как хочешь. Потому сатана и стал врагом человека. Реальный «змей», даже как тварь Божия, понадобится поэту в ик. рис. И открылись глаза у них обоих и узнали они, что наги и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания (Бытие, 3: 1-7).
Адам и Хавва вкусили плоды этого дерева после чего «обнажились их срамные места и они стали прилеплять на себя райские листья». 5, 19) как причина «грехопадения» или так называемого первородного греха. Здесь, похоже, crux interpretum: логикос означает одновременно «разумный» и «словесный». Эпос Мильтона лег в основу либретто оратории Й. Гайдна («Сотворение мира»), а затем оперы А. Г. Рубинштейна («Потерянный рай»). И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю. Основным онтологическим основанием определения Адама как изначально целостного типа является его творение по образу и подобию Божию, о котором говорит Библия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом и над всею землею и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.
протокондак Плач Адама). Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. Ветхозаветное предание о «человеке» (Адаме) и «жене» (Еве) в раю, вкусивших запретный плод (основной мотив библейского сюжета) было истолковано христианским богословием (ср. Рим. При сравнении двух текстов обнаруживается, с одной стороны, теснейшая смысловая зависимость преподобного Романа от святителя Иоанна Златоуста, выраженная лексически, а с другой стороны, самостоятельность поэтической интерпретации заимствуемого текста: здесь, прежде всего, – неизменность метрической организации икоса внесение параллелизмов: этимо-морфологических (filostrgJ-filnqrwpoj-nqrwpon:строки 1–2), морфо-фонетических (parqeto-paracqnta- : строки 2–3), синтаксико-семантических (имя качества Gen.
3: 8 – 13). На самом деле, они прячутся в собственном здравомыслии – j oemfronaj. Трагический конфликт получал «оптимистическое» решение: дьявол будет наказан.
Рим 5, 19) как причина «грехопадения» или т. н. первородного греха. Вначале XXв. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал (Бытие, 2: 7-8).
Слишком сложно, пожалуй, было бы Роману после такого употребления в тексте Литургии назвать «сим разумным служением» принесение Богу десятины поста (о чем шла речь в двух предыдущих икосах). В этой связи привлекаются змей и дерево. Человек сотворен по образу Божию (Быт 1:26), а Бог есть Жизнь вечная (1Ин. Здесь смысловое пересечение: rm-«движение» и krptomai-прячусь» могут означать как внешние действия, так и внутренние. В этом пассаже Роман, отталкиваясь от Быт.
Василиком. Икос 6: после обобщенного пересказа Быт 2:15–16 (строки 1–3) разворачивается (строки 3–9) положительная часть заповеди, ключевое понятие которой, по Роману, truf-«наслаждение» (стоящее как несогласованное определение к «раю» в Быт 2по LXX). III – 1-я пол. После этого у обоих открываются глаза на собственную наготу ииз чувства стыда (впервые появившегося) люди делают себе опоясания из смоковных листьев («фиговый листок»). В целом повествование носит характер этиологического предания.
божественности, такого правопорядка. С момента произнесения проклятий божественным судьёй все как бы остается неизменным: жена будет обольщать мужа, но останется его рабой и будет рожать ему детей в муках, а человек (Адам) будет смертным и будет в поте лица есть хлеб. На фоне крестьянских войн и Реформации (16 в. ) еще более обострилась проблематика причин фактического неравенства потомков Адама и Евы и возник вопрос о естественности, т. е. божественности, такого правопорядка.
«Вкушение» (с. 8: опять извращенное metlhyij, см. Адам), создаётся лишь вследствие композиции библейской книги. Адам и Ева, согрешив, спрятались, услышав звук шагов Господа в Саду (Книга Бытия 3:8) и, заметьте, – это произошло после грехопадения. Исходя из контекста, можно предположить, что хочет выразить Роман: запретный плод будет по форме такой же мягкий и приятный, как плоды других деревьев, но по воздействию он окажется жестким точильным камнем, притупляющим правильность мыслей (или, наоборот, заостряющим их, но только в ложную сторону) и острым ножом, отсекающим (ср. В «портрете» Евы сказывалось влияние античных образов богинь.
А чтобы люди не забыли этого обещания Божия, Бог научил людей приносить жертвы. А во-вторых, Бог, посылая страдания и скорби, предельно ограничивает возможности для развития и укоренения гедонистического типа – и в то же время, повелевая трудиться в поте лица, полагает возможность развития в Адаме типа инструментального или структурно-организационного: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей терния и волчцы произрастит она тебе и будешь питаться полевою травою в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю из которой ты взят ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. Ввиду этой вставки героиня всего рассказа воспринимается как «Ева». Даже если автор кондака – Роман, он мог знать и использовать этот пассаж (и судя по этой «половинке» использовал – As. ). Chronologie des Romanos. Однако, у Романа это – точная цитата из анафоры Златоуста (Epiclesis): Еще приносим Ти словесную сию службу. Исключительным среди аналогичных преданий с такой же этиологией является «исторический» характер библейского сказания.
Адам в исступлении закрывает лицо руками. Подразумевается словесный диалог, но изображается только реакция Евы (позой и мимикой). 12 (обдумывание второго броска) – «врагом» наконец, в ик.
Вдраме И. Мадача («Трагедия человека») сатана демонстрирует Адаму будущее рода человеческого, после чего Адам хочет кончить жизнь самоубийством, однако Ева, воплощение материнства, удерживает мужа от такого поступка и прогоняет искусителя-сатану. Но когда тот преслушал (заповедь) поста, чрез это – смерть, заботы, труды, страхи и жизнь тяжелее всякой смерти чрез это – волчцы и тернии, чрез это – труды, страдания и жизнь полная тягот». Эрскина) как богоборческий конфликт между интеллектом (духом) и страстью (чувством) с тенденцией приоритета чувственного начала. Брылевой, затем ее учениками В. И. примечание к икосу 13), хотя он ею же назван mhnsaj-обнаружитель» (или даже «доносчик», строка 3). Смеем утверждать, что в замысле автора именно такая амбивалентность.
Авторство Романа практически не оспаривается: по оценке Гродидье, кондак на Адама и Еву, не относясь к первому разряду по качеству, все же достоин пера Романа. обладателя: строки 6–7). 3–5) взывание к супружеской любви, через напоминание статуса (сс. «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог.
13 (реализация хитрости) – «змеем». Иоанн Златоуст (op. В начале 20 в. «грехопадение» проблематизируется (драма «Адам» А. Наделя, роман «Адам и Ева» Дж. В оригинале относительное местоимение среднего рода -которое». С. 111–112 Брылева Л. Г., Лаврентьев В. П.
Затем следует «наказание по справедливости»: проклятия налагаются на змея, жену, наконец, землю и мужа. Один вопрос змея в Быт 3, 1, нарощенный экзегезой, достиг размера целого икоса. В икосе 14 работает известный пропагандистский прием: говорится не вся правда акцент переносится на действие самого растения, тогда как Бог (по толкованию Романа) настаивал на нравственной стороне заповеди (см. Нагота на Древнем Востоке была символом рабства, беззащитности, плена и унижения.
Рано появившаяся греческая версия была уже в IVв. Жизнь Адама и Евы составила содержание апокрифического «Жития» (ошибочно названо также Апокалипсисом Моисея), созданного на основе раннего агадического материала в Иудее во 2-йполовине Iв. Эпилог сказания представлен, по мнению некоторых учёных-библеистов, в двух версиях. Любовь, добро и свет – всё осталось в прошлом. 3.
Жена сама ест плод и даёт мужу. Впервые искуситель здесь назван змеем и не случайно: в ик. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог.
принадлежали Г. Саксу («Трагедия о сотворении Адама и изгнании его из рая»), И. Штрикеру («Игрище о жалком падении Адама и Евы»), Б. Крюгеру («Действо о начале и конце мира»), Д. Андреини (трагедия «Адам»), Лопе де Вега («Сотворение мира и первая вина человека») использовавшего также предание о Каине и Авеле и о гибели первого братоубийцы Й. ван ден Вонделу («Адам в изгнании»), укоторого действо обращено на мотивацию злобы «искусителя» (Люцифера) и, наконец, Дж. Мильтону («Потерянный рай»), усилившему заложенную в библейском предании идею о свободе человеческой личности, аследовательно, добровольности греха и потому необходимости ответственности человека за его поступки. Издатель указывает на Рим. Апостол Павел употребляет это слово только в первом значении (см. Врата в рай для них закрылись навсегда. 2, 11—14). Частый сюжет — «изгнание из рая»: людская пара спускается на неуютную землю. указанное место). Люди лишились райской блаженной жизни.
Бог, который изображается вовсе не всевидящим и всезнающим, а строгим, но справедливым судьёй, прогуливается вечером («во время прохлады дня») по саду. Христианскими являются эфиопский и арабский переводы, вероятно, непосредственно с еврейского (утраченного) подлинника. Обращает внимание не столько несклоняемая среднегреческая форма причастия (застывший Асс.
Жена сказала: змей обольстил меня и я ела» (Быт. Богословские и историко-философские толкования предания пародировали А. Франс (роман «Остров пингвинов»), Б. Шоу (пятичастная драма «Назад к Мафусаилу»). 6). Это пасхальное всепрощение (сразу вспоминается пасхальное слово свт.
Иблис обманул Адама и Хавву, говоря: «Ваш Господь запретил вам это дерево только для того, чтобы вы не стали ангелами или бессмертными»12. Вэтой связи привлекаются змей и дерево. В средние века предание, воспринятое из Библии и из апокрифического «Жития Адама и Евы», подверглось многочисленным переделкам в прозе, эпической поэзии, а также в драматургии. 3, 23-24). Христианскими являются эфиопский и арабский переводы, вероятно, непосредственно с еврейского (утраченного) подлинника.
Кажется, что они буквально вырастают из дерева. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю. и имеющего несколько версий. Бог, который изображается вовсе не всевидящим и всезнающим, астрогим, но справедливым судьёй, прогуливается вечером («во время прохлады дня») по саду. Как царь, Адам был должен вести творение к совершенству. СПб., 2002.
«Змей» у Романа олицетворяет сперва хитрость, затем (ик. 5:20 Ин. Именно в силу этого оно, во многом не согласующееся с иудаистической концепцией другого источника Библии (рассказа об Адаме), было включено в канон в качестве назидательного эпизода в изложении «всемирной истории» человечества (см. Отсюда до икоса 18 (9 икосов) идет диалогическая форма драматического характера: говорящие – змей (10), Ева (11), змей мысленно (12), змей вслух (13–14), Ева мысленно (15), автор (16), Ева Адаму (17–18). Сюжет об Адаме и Еве в раю входит в качестве составной части во многие произведения о сотворении мира (пьеса И. В. Штока «Божественная комедия» и др. ). Ввиду этой вставки героиня всего рассказа воспринимается как «Ева».
Ближе к сюжету примыкают те картины с изображением Евы (без Адама), где художники стремились выразить настроение и характер библейского персонажа. не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть. Кконцу XIXв. Жизнь Адама и Евы составила содержание апокрифического «Жития» (ошибочно названо также Апокалипсисом Моисея), созданного на основе раннего агадического материала в Иудее во 2-й половине 1 в. до н. э. -1-й половине 1 в. н. э.
Как пророк – познавать волю Божию и общаться с Богом. рис. 2, 6–8).
Онтотипология духовно-образовательного пути человека Брылева Л. Г. Имя Ева исходит от глагола жить (Ева – жить: Хавва – хайах), в это имени подчёркивается кровное родство человеческого рода. Метафора не совсем прозрачна: точильный камень, меч (нож). Появились болезни, страдания и смерть. В Раю Бог позволил Адаму есть от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Бытие, 2:17). Такая диалогическая форма восходит к сирийским жанрам мидраша и сугиты.
Жена сама ест плод и даёт мужу. Немотивированным дополнением считают фразу: «Исделал бог Яхве человеку и жене его одежды кожаные иодел их» (3, 21), этимологическим, поздним пояснением— текст: «И нарёк Адам имя жене своей: Ева ибо она стала матерью всех живущих» (3, 20), где автор толкует, по-видимому, новое (инепонятное) имя собственное «жены» как Ева. То же – в интонации: строки 8–9. Все эти вещи художник подцепил у итальянцев, до него физиология голландцев мало заботила. Вкачестве плода запретного дерева сперва изображали гранат, позднее— яблоко.
Этим поэт хочет задержать еще на какое-то время падение Адама и дать почувствовать всю глубину катастрофы. (Здесь – упрощенная форма этого толкования: само запрещение научает добру и злу. ) Такое понимание снимает сразу два недоумения: почему Бог допустил такому опасному дереву расти посреди рая и почему Адам и Ева после вкушения запретного плода познали преимущественно зло (см. рис. Хотя многие учат этому, об этом нет упоминания в Писании.
Адаму и Еве дано заверение в том, что грядущий «сын божий» (Иисус Христос) их спасёт. переведена на латинский язык и затем на многие языки Западной Европы. н. э. Он знает правду о том, что от запретного плода люди не умрут, как угрожал Яхве, а станут лишь как «боги, знающие добро и зло».
Hgankthse в этом контексте означает не просто «негодование», но подразумевает все меры, предпринятые Богом для восстановления человека, включая ограничение земной жизни. Мир для них раскололся надвое. – основная часть, подробное повествование о грехопадении и т. д. Здесь начинается художественный домысел речи Божией при даровании первой заповеди – прием характерный для экзегетики (особенно в соединении с гомилетикой). примечание). См.
Однако последний еще не получил змеиного вида, а прародители, если понять буквально, бегали от невидимой опасности по «раю сладости». Немотивированность поведения змея дала повод впоследствии считать его воплощением «зла» и «искусителем». Самый момент грехопадения остается между строф. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты. После этого у обоих открываются глаза на собственную наготу и из чувства стыда (впервые появившегося) люди делают себе опоясания из смоковных листьев («фиговый листок»). Она приняла диавольскую аргументацию: то, что красиво, должно быть и благо (см. В отличие, например, от безудержного отморозка Караваджо, у Гольциуса замашки рок-звезды удачно сочетались с дисциплиной и чувством самосохранения, вот таким образом делал ладную карьеру гравировщика и в 1580 году собрал вокруг себя тусовку художников-маньеристов, получившую нейтральное название по месту пребывания — «Харлемская Академия».
икос 12 и примечание) для Евы предназначается объективный смысл (при известной свободе выбора), на что она не замедляет откликнуться в икосе 15 (см. Быт. Григорий Нисский писал, что Адам – не имя собственное, а наименование всечеловека. Немотивированность поведения змея дала повод впоследствии считать его воплощением «зла» и «искусителем». 5) и Евой (см.
Августин. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей терния и волчцы произрастит она тебе и будешь питаться полевою травою в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю из которой ты взят ибо прах ты и в прах возвратишься (Бытие, 3: 17-19). 12как на источник цитаты и отражает это в своем переводе: culte spirituel. Адам и Ева. Сохраняя образность и краски, поэт переменяет стиль, отказываясь от речевых приемов ритора (таких как нанизывание однородных и лаконичность назывных предложений), приближаясь по темпу и манере изложения к эпическому жанру. IV в. Соответственно, если образ – «целем» можно интерпретировать как богодарованную данность, то «подобие» можно интерпретировать как заданность, замысел Бога о человеке.
Центр композиции – древо познания – делит картину на две части. дон. э. — 1-йполовине Iв. В 18 в. Ева обычно наделялась кокетливой позой и изображалась воплощением любви. Именно в силу этого оно, во многом не согласующееся с иудаистической концепцией другого источника Библии (рассказа об Адаме), было включено в канон в качестве назидательного эпизода в изложении «всемирной истории» человечества. Икатолическая иправославная традиции сходятся в том, что «первородный грех» исказил «исконную природу» человека, созданного вначале невинным и безгрешным, его «богоподобие» спасение от его последствий видят в акте крещения, устанавливающем причастность крещёного к Иисусу Христу («новому Адаму») искупившему своей смертью «первородный грех» («первого Адама»).
примечание к икосу 11, строка 5) – слово женского рода с ним бы было согласовано в роде. Теория и практика модернизации отечественного образования. Поэт подчеркивает, что Адаму должно было быть вполне достаточно райского наслаждения. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
Адам и Ева после изгнания из рая каются, дав обет стоять порознь40 (или37) дней в реках Тигр и/или Иордан (они и в раю обитали раздельно: Адам— среди животных-самцов, аЕва— среди самок) сатана вновь обольщает Еву и тем самым мешает покаянию рождение Каина и Авеля, смерть последнего рождение Сифа (Шет) и других детей Адаму предсказана смерть, он заболевает Ева посылает Сифа их сына, за «маслом жизни», которое течёт из «древа милосердия», растущего в раю, но его достать невозможно иАдам умирает на 930-мгоду жизни (70лет он, по еврейской легенде, «уступил» Давиду). 9 (слежка за людьми) он назван «диаволом» в ик. Согласно первому варианту (Быт. 1:26-29), прародители человечества — мужчина и женщина — созданы Богом: Бог сказал: Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными и над скотом и над всею землею и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1:26). Корень truf- употреблен здесь трижды (строки 5, 6, 8). Ss. Подразумевается словесный диалог, но изображается только реакция Евы (позой и мимикой).
Учащаются опыты сатирического изложения сюжета (например, «Дневник Адама» Марка Твена). После этого Адам и Ева были изгнаны из Рая. Здесь отражается представление автора о тяжелом труде земледельца, внушается мысль, что земля вообще становится уделом людей в наказание. Современная великопостная гимнография также весьма часто напоминает о цели поста – Пасхе. См. : Брылева Л. Г.
А вводящее фразу Златоуста еще предполагает второе значение (т. е. Он прощён, ангелы просят дозволения похоронить трупы Адама и Авеля в раю. Постепенно в образах Адама и Евы (после их изгнания) выявились крестьянские черты исильнее зазвучал мотив их трудолюбия, атакже идея исконного равенства людей, начавших жизнь на земле как одно сословие земледельцев. Змей намеренно искажает содержание запрета, спрашивая жену, действительно ли бог не велел есть «ни от какого дерева в саду.
Мотив рабства еще более подчеркивается следующей деталью: «И открылись у них очи и увидели они, что наги». Ближе к сюжету примыкают те картины с изображением Евы (без Адама), где художники стремились выразить настроение и характер библейского персонажа. Частый сюжет— «изгнание из рая»: людская пара спускается на неуютную землю. 1: 26).
Сюжет об Адаме и Еве в раю входит в качестве составной части во многие произведения о сотворении мира (пьеса И. В. Штока «Божественная комедия» идр. ). рис. Ангелы молят бога об отпущении греха Адама. В средние века изображение обнажённого мужского и женского тела было граничит с Адамом (см. На некоторых картинах Ева наделена «змеиными» чертами, она стоит рядом со змеем, обвивающим древо познания и оба как бы воплощают один образ дьявола.
В проклятиях бога, произнесенных стилизованной, ритмической прозой, содержится объяснение способа передвижения змеев и загадочности их питания («ты будешь ходить на чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей», 3, 14), очевидно и неприязни людей к этим пресмыкающимся. строка 9: «съешь-отвергнешь») в момент прикосновения к нему от прежнего невинного существования и, больше, от самой жизни. За проступком последовало наказание: Змей был проклят и обречён ползать на животе и питаться прахом, женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него». Адам и Ева изгнанные из рая идут, охваченные безысходным отчаянием. Только из ответов человека он узнаёт, что его заповедь нарушена. СПб., 2002. Впечатление, что рассказ продолжает предание о сотворении мира и людей, вчастности «человека» (Адама) из глины, ажены— от его ребра (см.
Выдающиеся обработки сюжета в XVIв. Маас помещал Дорофея на начало 7-ого века: сегодня признано, что он жил в середине 6-ого века. Вцелом же «корень зла» стали видеть в дьяволе (вобразе змея), как извечном сопернике бога (между тем по Библии змей может быть воспринят и как друг человека, заведомо обездоленного богом-творцом). Эпос Мильтона лёг в основу либретто оратории Й. Гайдна («Сотворение мира»), азатем оперы А. Г. Рубинштейна («Потерянный рай»).
Ева обычно наделялась кокетливой позой и изображалась воплощением любви. Вцелом повествование носит характер этиологического предания. Однако в Библии не сказано, что Адам гулял с Богом в саду. 10 (клеветническая речь) – «лукавым» в ик. Этим Бог доказал превосходство человека над ангелами. Внешняя составляющая представляет особый интерес поэта (она играет роль интриги в поэме), которому нужно совместить повествование о грехопадении в перспективе Божественного Домостроительства с увещанием верных к постному поприщу.
1Кор. Постепенно в образах Адама и Евы (после их изгнания) выявились крестьянские черты и сильнее зазвучал мотив их трудолюбия, а также идея исконного равенства людей, начавших жизнь на земле как одно сословие земледельцев. Он сказал: голос Твой я услышал в раю и убоялся, так как я наг и скрылся. Впрочем идея поста как десятины года сильно старше эпохи Юстиниана: ее находят уже в 5-ом веке у Кассиана (PL 49, 1200–1). П. Маас (P.
Бог, узнав о случившемся, проклял змея, а Еве сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей в болезни будешь рождать детей и к мужу твоему влечение твое и он будет господствовать над тобою (Бытие, 3: 16). и имеющего несколько версий. В качестве плода запретного дерева сперва изображали гранат, позднее — яблоко. 2, 11-14). Богословские и историко-философские толкования предания пародировали А. Франс (роман «Остров пингвинов»), Б. Шоу (пятичастная драма «Назад к Мафусаилу»). 19) ядовитость.
Но змей (по-еврейски слово мужского рода), который был «хитрее всех зверей полевых», созданных Яхве, обольщает жену. Онпрощён, ангелы просят дозволения похоронить трупы Адама и Авеля в раю. Из выразительных средств: намек на аллитерацию на звук «g» (6 раз на строках 4–7) поэтический повтор (с усилением): sunapolsai (строка 2) – sugkttora pwleaj (строка 8) (в кольцевой позиции) фонетические параллелизмы (с противопоставлением): gnqi toto prteron (строка 5) – gnai protrpou (строка 7).
2-я пол. Эпилог сказания представлен, по мнению некоторых учёных-библеистов, вдвух версиях. Змей иногда приобретает мужские признаки (иногда имеет лицо мужчины-искусителя). кроме принесения вещественных Даров еще служение слова), держа на уме и первое.
рис. Св. Иоанна Златоуста (по TLG: т. 59, стр.
Сотворение человека (евр. Адам), создается лишь вследствие композиции библейской книги. Припев выделен курсивом.
Разнообразие типов, объединенных во Адаме, отцы Церкви представляли в образе его трех служений – царского, священнического и пророческого (святитель Григорий Богослов). Вып. Ева не просто плачет, она рыдает, стыдливо стараясь скрыть наготу. Здесь отражается представление автора о тяжёлом труде земледельца, внушается мысль, что земля вообще становится уделом людей в наказание. Нафоне крестьянских войн и Реформации (XVIв. ) ещё более обострилась проблематика причин фактического неравенства потомков Адама и Евы и возник вопрос о естественности, т. е. Всредние века предание, воспринятое из Библии и из апокрифического «Жития Адама и Евы», подверглось многочисленным переделкам в прозе, эпической поэзии, атакже в драматургии.
В«портрете» Евы сказывалось влияние античных образов богинь. Немотивированным дополнением считают фразу «И сделал бог Яхве человеку и жене его одежды кожаные и одел их» (3, 21), этимологическим, поздним пояснением текст: «И нарек Адам имя жене своей: Ева ибо она стала матерью всех живущих» (3, 20), где автор толкует, по-видимому, новое (и непонятное) имя собственное «жены» как Ева. Самореализация личности (онтокультурологичсекий аспект). В зависимости от понимания сюжета Ева изображается «небесной» или «земной», т. е. доступной или недоступной искушению, часто (в соответствии с текстом предания) более активной: стоящей с распростёртой рукой, улыбающейся, тогда как лицо пассивно сидящего Адама оставалось безмятежным. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку.
Ева, беспомощно заламывает руки. В центре картины – фигуры ангела и женщины-змеи, обвившейся вокруг ствола. После того, как Адам и его жена согрешили, Аллах сказал им: «Разве Я не запрещал вам это дерево и не говорил вам, что сатана для вас явный враг. »13. ВXVIIIв. Ангелы молят бога об отпущение греха Адама. Wsper (в отличие от j) – и действительное и мнимое сравнение и объективная и субъективная причина.
В христианстве библейское предание изображающее в качестве «прельстившегося» не «мужа», а «жену» используется для подчеркивания особой «греховности» женщины и обоснования её подчиненного положения (ср. Ср. Подобным образом высказывались Тертуллиан и св. икос 14 и примечание). – Gr.
адам) означало не просто первого человеческого индивидуума, а всё человечество. 2). Вхристианстве библейское предание изображающее в качестве «прельстившегося» не «мужа», а«жену» используется для подчёркивания особой «греховности» женщины и обоснования её подчинённого положения (ср. 1 Тим. Maas.
Взависимости от понимания сюжета Ева изображается «небесной» или «земной», т. е. Библейское предание об Адаме и Еве в раю оставило заметный след в мировом фольклоре (изустные записи сюжета в поэтической, прозаической версиях и разных жанрах учтены в справочниках, в частности О. Дэнгардта). Широко представлен сюжет в изобразительном искусстве. Лаврентьевым и В. В. После разрушения инструментальной и энергийно-резонансной стороны единого типа происходит соскальзывание в нижний уровень созерцательно-недеятельностного типа – в тип гедонический: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, так как дает знание». На этом заканчивается вымышленный монолог Божий – элемент экзегетических жанров (особенно, гомилии).
В Книге Бытия 1:28 Господь дал Адаму и Еве заповедь плодиться и размножаться. 3:7). Теперь их, покорных судьбе, преследуют ненависть, зло и тьма.
И католическая и православная традиции сходятся в том, что «первородный грех» исказил «исконную природу» человека, созданного вначале невинным и безгрешным, его «богоподобие» спасение от его последствий видят в акте крещения, устанавливающем причастность крещеного к Иисусу Христу («новому Адаму») искупившему своей смертью «первородный грех» («первого Адама»). Между райским деревом и изгнанниками, словно бездна, зияет безбрежная пустота. Вероятнее, все-таки, что Роман имеет в виду свою собственную «словесную службу», которую он от лица всех «приносит» в этом икосе, а именно – «сию» молитву следующего содержания. Нанекоторых картинах Ева наделена «змеиными» чертами, она стоит рядом со змеем, обвивающим древо познания иоба как бы воплощают один образ дьявола.
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть (Бытие, 2: 21-24). икосы 8, 10, 11 и примечания). Для вас на земле местопребывание и пользование на время»1516. Вначале он вовлекает Еву в диалог явно преувеличенным обвинением в адрес Бога, самой формой вопроса: «подлинно ли. » – оговариваясь, что это якобы невероятный слух, который надо проверить.
Змей же (образ Сатаны), который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Исключительным среди аналогичных преданий с такой же этиологией является «исторический» характер библейского сказания. Так поэт постепенно, драматизируя, подводит слушателя к пониманию того, почему искуситель действовал через змея, «самого хитрого из всех зверей» (Быт 3, 1): прием скрытой экзегезы. доступной или недоступной искушению, часто (всоответствии с текстом предания) более активной: стоящей с распростёртой рукой, улыбающейся, тогда как лицо пассивно сидящего Адама оставалось безмятежным.
Тихим покоем полны их прекрасные лица и тела. Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева и я ел. Дляответа привлекался другой исконно не связанный с Адамом и Евой, сюжет о Каине и Авеле. 4).
Поздними (или посторонними) вставками надо считать географическое уточнение месторасположения сада (2, 10-14) — на горе, откуда исходят великие реки Месопотамии, что указывает на место возникновения сюжета (ср. Во всяком случае, такие мысли часто появлялись у Адама и он много раз делился ими с Евой. икос 6, 5–8) и по поводу обладания (строки 5–8).
Широко представлен сюжет в изобразительном искусстве. Впечатление, что рассказ продолжает предание о сотворении мира и людей, в частности «человека» (Адама) из глины, а жены — от его ребра (см. Спокойно протягивает она руку, чтобы взять роковое яблоко. Священное Писание говорит далее: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1:27). 3:6, красочно рисует психологию Евы, подчеркивая ее женскую природу. Змей иногда приобретает мужские признаки (иногда имеет лицо мужчины-искусителя).
Теперь остается только одно – стать богом. Адам же, сгорая от нетерпения, спешит поскорее сорвать запретный плод. 3: 17 – 19). Короче говоря: форма плода будет противоречить его содержанию.