Темные краски видны только в правом верхнем углу картины как напоминание о той буре, которая уже прошла. На картине изображен граф Уголино дела Герардеска и два мальчика. Многие историки утверждают, что на картинегерцогиня Альба, которая была любовницей Гойи. В 1771 г., получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему из античной истории, возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771—1772).
В августе 2001 года в Мадриде из частной коллекции были похищены 17 картин, среди которых были два полотна Франсиско Гойи. Удивительно, как его картины отражают такие разные грани творчества: одной стороны — мягкость и живой свет красоты человека, с другой — откровенный прорыв низменных страстей: алчность, жадность, скупость, жестокость. Одной из самых интересных картин этого периода является «Третье мая 1808 года в Мадриде». Франсиско де Гойя — гениальный испанский живописец Нового времени, мастер жанров портрета и критического реализма, в завершающий этап своего творческого пути создавший целую коллекцию мистических, пугающих картин под названием «Черные Картины». В декабре 2001 года в Италии была украдена картина Франциско Гойи "Граф Уголино".
В 2003 году на аукционе в Мадриде две картины Гойи «Святое семейство» и «Тобайас и ангел», проданы за 3, 5 млн. Эту картину художнику никто не заказывал, он написал ее для собственного удовольствия. В настоящий список включены картины художника, характеризуемые как наиболее известные, наиболее часто репродуцируемые либо наиболее характерные для того или иного периода творчества или живописного жанра. Музей Прадо (Мадрид)В 1780 г. Гойя уже пишет портрет короля, а также картину в академическом стиле «Распятие».
В 1771, получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему из античной истории, возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-72). В группу известных «Черных картин», созданных Франсиско в поздние этапы творчества, входит и изображение собаки, которую легко потерять в художественном пространстве картины. До сегодняшних дней неизвестно, кто послужил моделью для картин.
В 2002 году удалось найти 7 похищенных картин, в том числе "Качели" и "Падение осла" Гойи. Картина каждое утро смеялась над своим мастером, когда он спускался вниз к завтраку, а «Сатурн, пожирающий своих детей», наверное, способствовал улучшению пищеварения старого художника. Приближение к закату жизни и одиночество заставили создать Франсиско Гойя «черные картины».
В центре картины, в окружении богинь находится фигуры мужчины, со связанными за спиной руками, что, по всей видимости, означает бессилие человека перед ударами судьбы. Художник очень любил изображать женщин, на его картинах они кокетливые, грациозные, мягкие, в общем идеальные. Художник, всегда стремившийся показать этот мир прилизанно-прекрасным использовавший в своих картинах только светлые и жизнерадостные тона, обратился к черному. По другойиз версий, для картин позировали разные женщины, а «Маха одетая» создана была раньше «Махи обнажённой».
«черная картина» часто рассматривается искусствоведами как сатира на тему суеверности и изображает Сатану, выступающего перед группой ведьм. Говорят, что осаждаемый болезнью и безумием, Гойя покрыл огромные, оштукатуренные стены своего нового дома странными и страшными масляными росписями – всего получилось четырнадцать «Мрачных картин». Картина "Святой Иоанн Креститель ребенком идет по пустыне", – была написана Гойей в период между 1808 и 1812 годами и указана в каталогах.
Творческое наследие Франсиско Гойя – произведения, картины – многообразно и многогранно. Цвета в картинах Гойи этого периода очень мягкие и естественные — обратите внимание, насколько реалистичным выглядит нежный румянец на лице Хосефы. Три почтовые марки Испании 1930 года с изображением картины Гойи (1800). Они входят в серию, посвящённую годовщине смерти испанского художника и считаются первыми в мире почтовыми марками с обнажённой натурой. Картины Франсиско Гойя поражают зрителей своим утонченным исполнением и глубоким психологизмом. Франсиско Гойя – это великий художник, который оставил яркий след в искусстве, только он мог писать такие разные картины: прекрасный и чувственный романтизм и ужасающий мрачный реализм.
Появилась картина вновь лишь в 2001 году и была продана на аукционе в Лондоне за 4, 2 млн.
Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II). Это его серия офортов «Капричос». С этого времени в его творчестве появляются ужасные внутренние демоны человека. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет».
У Гойи начинается депрессия. Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Но есть у него и несколько портретов в полный рост («Семья Карла IV», «Портрет Марии-Терезы де Валлабриджа», «Автопортрет за работой»).
Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Гойя очень любил подчеркивать противоречия в людской натуре: женщина на его полотнах это всегда воплощение любви и страсти, но она горда и непреступна. В них он нанес удар академической школе. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями.
19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей.
Это место назвали «Дом Глухого», правда, больше он походил на дом ужасов. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности.
Но непростая ситуация в стране, которую художник остро переживает и тяжёлый сердечный приступ, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье и психику. Портрет понравился и был благосклонно принят. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи.
Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти.
Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков.
Видимо, персонажи фрески чувствуют себя незащищёнными от опасностей, которые таит в себе раскинувшийся под ними мир. Ей никогда не выбраться. Тьеполо, чьё влияние для испанских художников этого периода было определяющим. Схватку мадридцев с французской конницей на Пуэрта дель Соль Гойя наблюдал из дома своего сына. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством.
Из-за приверженности художника к бескомпромиссному реализму в изображении моделей, грандиозный групповой портрет семьи Карла IV приобрёл характер разоблачения: «Мир-это маскарад: лицо, одежда, голос-всё подделка» (Фр. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Так он вызвал ненависть Жозефа.
Картины хранились в пустой вилле под Жироной и уже были проданы колумбийцам, которые частично расплатились за них наркотиками., однако в сентябре 2003 года испанская полиция во взаимодействии с коллегами из ряда стран смогла обнаружить все похищенные картины общей стоимостью более 300 млн. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно.
Холст, масло. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи.
Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. К «черным картинам» мы еще вернемся. Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни. И именно в этот момент Франсиско Гойя создал свои первые работы, написанные не на заказ.
Портрет Мартина Сапатеры (1797). Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. В молодые годы талантливый испанец рисовал иначе, с юношеским максимализмом, вплетая в собственные творения чудесную поэзию рождающегося индивидуального стиля – стиля Франсиско Гойя. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию.
Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников.
По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Это 14 картин. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Но его картина была отвергнута. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени.
Он раздражался в ответ на критику, а когда что-то не получалось, мог одним махом испортить практически готовую работу. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Это очень известные картины живописца. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Никто не рождается гением.
Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Характерной особенностью испанской живописи было отсутствие стилевого единства и яркое проявление «подражательного» направления. Мало кто знает, что в фондах киевского Музея искусств им. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов.
Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир». В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828). Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос».
От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры.
Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. Работа Гойи должна была экспонироваться 17 ноября на выставке «Испанская живопись – от Эль Греко до Пикассо: время истина и история» вместе с 135 другими шедеврами испанской живописи. В портретах Гойи начинает пробиваться тема одиночества, смелый вызов устоявшимся нормам и тайная чувственность (Маха одетая и Маха обнаженная). Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. У Гойи не было любимого жанра. В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая.
К сожалению, эта работа погибла в 1936г во время гражданской войны в Испании. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. Одна из самых больших коллекций Франсиско Гойи хранилась у герцогини Каэтаны Альба. К личным бедствиям добавились еще и другие факторы. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба.
Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. 1814). Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления.
Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. И Гойя вскоре стал учеником популярного в ту пору художника Франсиско Байеу. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Богдана и Варвары Ханенко хранятся две полные серии гравюр Гойи – «Капричос» и «Ужасы войны».
Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Гойя отличался универсальным талантом, высочайшим техническим мастерством и поразительной работоспособностью (он мог написать портрет за один десятичасовый сеанс). «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году.
Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита.
К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Около 1773 Гойя обосновался в Мадриде у своего друга Франсиско Байеу и работал у него в мастерской. Но Гойя верил в исцеляющую силу искусства и, чуть поправившись, вернулся к творчеству, чтобы, по его словам, «занять своё воображение и отвлечься от мыслей о болезни». Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе.
Пять лет его брат Жозеф занимал королевский трон, а Гойя сохранял положение придворного художника. Но в картине очень много воздуха и света. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника.
Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Фантастический образ истолковывался по-разному. Картины Гойя рисовал для себя. Причины этого недуга остались неизвестны, мы знаем только одно: до конца поправиться мастеру так и не удалось. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами.
Во Франции того времени кипела революция. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. И тогда Гойя предложил дописать его. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля.
Ф. Гойя. В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). В этом отношении мне очень повезло: когда я впервые видел поздние картины Гойи, выставленные в Прадо, я был по-настоящему (со всей сверхчувствительностью пятнадцатилетнего подростка) несчастен из-за первой любви, закончившейся неудачей.
Холст, масло. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Гойя болел тяжелой болезнью, природа которой до конца так и не была выяснена. Хавьер отмечал разнообразие технических приёмов в художественном арсенале отца: помимо кистей, Гойя иногда наносил краску ножом, пальцами и даже деревянной ложкой (в случае с картинами, посвящёнными мадридскому восстанию 2мая 1808г) иногда при создании картин использовал губки, тряпичные лоскуты и щётки.
Фантазией писателя Лиона Фейхтвангера, автора романа «Гойя или Тяжкий путь познания», была создана легенда, основанная на распространённой в его время гипотезе, что именно герцогиня Альба позировала для знаменитых картин Гойи- «Маха обнажённая» и «Маха одетая». Причем если вторая серия была отпечатана в начале ХХ в., то «Капричос» из ханенковского дворца держал в руках сам автор. Каждый безумствует по-своему. Франсиско обладал вспыльчивым характером, его настроение часто менялось.
Постепенно картины Франсиско Гойя становятся более трагичными и гротескными. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Об этом свидетельствуют почти одновременно созданные портреты Ховельяноса (1797) известного политического деятеля и друга Гойи и портрет французского посла Гиймарде (1798). В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере.
Аристократическую приставку «де» Гойя присоединил к своей фамилии в конце 1780-х годов, когда король Карл IV возвёл его в ранг придворного художника. Испанский двор отдавал предпочтение иностранным художникам: даже главой Академии искусств Сан-Фернандо в Мадриде был немецкий художник, апологет классицизма, Антон Рафаэль Менгс. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. 13 ноября 2006 года в американском городе Скрэнтон (Scranton), штат Пенсильвания, во время транспортировки шедевра из музея искусств Толедо (штат Огайо) в музей Гуггенхайма в Нью-Йорке была похищена картина Франсиско де Гойя "Дети в двухколесной тележке" (1778). Чаще всего Гойя создавал поясные портреты или изображал только голову и плечи.
Целый ряд листов посвящен современным нравам. Злые искаженные и измученные лица пугают своей откровенностью. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. 97 х 190 см. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака.
По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса.
Жить ей осталось недолго. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Картины с описанием будут представлены ниже. Вторая картина пользуется мировой известностью. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается.
Сюжетно картоны восходят к стилю рококо, но Гойя уже вносит отчётливый «испанский акцент» (испанский пейзаж, национальный костюм и своеобразный юмор), который позже ляжет в основу всех его зрелых работ. В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815).
С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю.
Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер — Франсиско Хавьер Педро — который стал художником. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. В центре он поставил королеву с детьми. Мир полнился рассказами об ужасах «Якобинского террора». В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид.
Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Картина застрахована на 1 миллион 100 тысяч долларов.
Паломничество к св. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид).
С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Он навсегда остался практически глухим. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого».
В ясной, чистой, спокойной манере исполнены портреты друзей Гойи («Портрет Байеу», «Портрет доктора Пераля»), раскрывающие их внутреннее благородство и интеллигентность. Портреты Гойи не равноценны, так как они всегда несут отпечаток личного отношения художника к модели. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Вторая попытка получить академическое образование через 3года тоже провалилась.
Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Вместе с этим застывшая поза, характерный изгиб руки, внимательный взгляд подчеркивают внутренние достоинства портретируемого.
Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Серия завершается образами беспредельного пессимизма. 268 347 см. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. И только с появлением Фр. Гойи испанская живопись обрела общеевропейскую известность.
Никакого разума, никакого детального изображения, зато какая экспрессия. Уединившись на вилле, Гойя работал.
Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте.
Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. У Гойи родились чудовища, не отпускавшие его уже до самого конца жизни.
В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. Паломничество к св. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. 1797). После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился.
В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына». Его картина была отвергнута и он отправился в Италию.
Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Под ее одеждой скрыт нож. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого».
С победой он вернулся в Сарагосу и здесь написал фрески в церкви де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал.
евро. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Соперником лучших мастеров венецианского Возрождения выступает Гойя в своих знаменитых Махах – портретах Каэтаны Альба. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик.
Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». После ее смерти в 1802 году они перешли к всесильному министру Мануэлю Годою, а сейчас экспонируются в Прадо. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя.
Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи.
Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Отец будущего художника, Хосе Гойя, был выходцем из крестьян, но постепенно выбился в ремесленники (он стал позолотчиком алтарей в храмах), а мать, Грация Лусьентес, происходила из обедневшего дворянского рода. Его хитростью завлекли во Францию. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». Это как работать скальпелем по граниту — камню все равно, а инструмент затупится. Художник больше не работал кистями. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы.
Картины, созданные им, в полной мере передают магию кисти, осознавшей свое могущество и наслаждающейся ним. Франсиско Байеу был шурином Гойи. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах.
Но в тот период, когда Гойя был осыпан королевскими милостями и его творчество было признано явлением национального масштаба, ему пришлось пройти испытание не только славой, но и болезнью. Женщина смотрит в противоположную сторону. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст.
Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Гениальность — это очень долгий путь и каждый проходит его по-своему. Осталось последнее мгновение перед залпом. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. В 1812 году муж обвинил Леокадию в неверности, они развелись, а в 1814 году у нее родилась дочь Росарио.
Один из них-большой заказ на серию картонов для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара (в общей сложности Гойя выполнил 63эскиза). По воспоминаниям сына Гойи, Хавьера, художник любил работать ночью. 30 мая разрешение было получено и уже в июне Гойя уехал – правда, не в Пломбьер, а в Бордо, где в тот момент скрывались многие его друзья. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Его прах был перевезён в Мадрид и захоронен в церкви Сан-Антонио де ла Флорида, стены и потолок которой он когда-то расписал. В 1793 году Гойю разбил паралич.
Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида.
Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью.
Среди этих картин был автопортрет Байеу. Гойя жил в Доме глухого отшельником, никого не принимал, так как боялся обвинений со стороны инквизиции не только в либеральных воззрениях, но и в аморальном поведении. Кража произошла во время транспортировки экспоната в нью-йоркский музей Гуггенхайма на Манхеттене из музея искусства в Толедо (штат Огайо), который приобрел полотно на одном из аукционов в 1959 году. В 1760 году семья переезжает в Сарагосу и здесь юноша был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза.
Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Художник широко использует контрасты света и тени. Тем было освещено великое множество.
Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. В 1767-1770гг при мадридском дворе работал великий Дж.
Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Вот когда в сыне ремесленника проснулся настоящий творец. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». Штрихи его иглы острые, царапающие.
Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Самое интересное в том, что по-настоящему талант Франсиско Гойи развился только под закат его жизни, в момент совершенного отчаяния в жизни художника. Мастер достоверно передает отталкивающую внешность, духовную нищету и ничтожество правящей верхушки, не скрывая свою неприязнь к испанским монархам. Стены двух больших комнат художник расписал маслом по гипсу сюжетами, как будто взятыми из ночных кошмаров.
Современники Гойи утверждали, что художник был прямолинейным и искренним. И то и другое приглянулось испанскому обществу и Гойя стал знаменит уже при жизни. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида.
В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Холст, масло. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Галерею прекрасных женских портретов Гойи завершает одна из последних поэтичных и просветлённых картин художника- «Молочница из Бордо», созданная в год его смерти-в 1828г.
Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Состарившийся мастер купил себе дом недалеко от Мадрида на берегу реки Мансанарес. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны.
«Все мы, все мы в этом мире тленны», писал один известный русский поэт. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Он писал пейзажи и натюрморты. И это ему вполне удалось: после болезни Гойя создал свои знаменитые серии офортов, занимался религиозной живописью (всего за 3месяца оформил церковь Сан-Антонио де ла Флорида) и написал ряд прекрасных портретов, среди которых-портрет герцогини Альбы. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. По странному совпадению в соседнем доме жил человек, который, так же как и Гойя, был лишен слуха Гойя потерял слух после тяжелой болезни, которую перенес в 1792 – 1793 годах.
Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника. Благополучной жизни художника пришёл конец зимой 1792-93гг. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Никто себя не знает». Точное количество экземпляров каждой гравюры из «Капричос» не могут назвать даже специалисты.
Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Гойю приняли в Академию Сан-Фернандо в 1780г, когда он уже успешно делал карьеру. Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя».
Последние годы жизни Гойя провёл в Бордо, где скончался 6апреля 1828г. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Когда в 1808 Карл IV, которого ненавидел народ страны, отрекся от власти и передал престол сыну Фердинанду VII, тот недолго, всего несколько недель, управлял страной. В жизни обласканного славой придворного живописца все изменила болезнь.
Рассказы о молодости Гойи больше напоминают захватывающие легенды, центральной фигурой которых он был. Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Гойя). Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь.
В Сарагосе мастер расписывает одну из церквей фресками, в которых было видно влияние Тьеполо. Не сдерживая бушующих чувств, хранящий тайну Франсиско выплескивал эмоции на холст: помимо официальных портретов, черты Каэтаны отчетливо проскальзывают в лицах ведьм из жутковатых офортов «Капричос» и в лицах обеих «Мах». Гойя был напуган. огромен.
С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Но протокол допроса не сохранился. Все невзгоды и огорчения, которые ложились на его плечи, находили отражение на холсте.
Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами.