являлся участником и главным организатором художественного объединения «Синий всадник». Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. Neue Kunstlervereinigung Munchen). В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью.
Эти строки Осипа Мандельштама – словно эпиграф к творчеству, да и ко всей жизни Франца Марка. Во время дождя 1912 Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи) Два кота, синий и жёлтый 1912 Девушка с кошкой 1912 Три коровы (жёлтая, красная, зелёная) 1912 Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и другие). Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию».
– Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака. Втроём они отправились в общину Кохель-ам-Зе в верхней Баварии, где провели целое лето, обе любовницы позировали художнику на фоне пасторальных пейзажей. Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ». выше. Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира.
«Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский. В начале века Мюнхен был признанным художественным центром Германии. Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией.
Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных. Но если ты смешаешь синий с жёлтым до зелёного, то пробудишь к жизни красный, массу, землю».
Родился в 1880 году в Мюнхене. «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. 1913 Башня синих лошадей 1913 (не сохранилась) Бедная земля Тироля 1913 Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).
Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он. Птицы. Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. Художник решительно порвал с натурализмом.
Франц Марк Франц Марк (8 февраля 1880, Мюнхен, Германия — 4 марта 1916, Верден, Франция) — немецкий художник еврейского происхождения, яркий представитель немецкого экспрессионизма. Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия.
К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки. Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа.
1905 Голова лошади 1906 Всадник на море 1907 Пара оленей 1907 Стог сена 1907 1907 Прыгающая собака 1908 Двое котов 1909 Сибирские собаки 1909 1909 Играющие ласки 1909 1909 Олени в сумерках 1909 В январе 1910 года Марк впервые встречается с Августом Макке, а в сентябре того же года вступает в «Новое мюнхенское художественное объединение» (нем.
Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй». Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 года по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать.
В конце 1911 года при редакции «Синего всадника» была организована художественная выставка, которая положила начало одноименному объединению. «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». Ему было всего 36 лет. Индерсдорф 1904 Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние.
Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных». Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости». Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака. В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества.
В 1900 году Франца принимают в Мюнхенскую Академию художеств. Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж. В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери».
Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму. – вопрошал Марк. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Заглядывая в зрачки зверя, прекрасного и свободного, он искал ответы на вопросы своего времени и на вечные вопросы всех времен. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние.
Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал. Марк Франц (Marc), немецкий художник. До сих пор ведутся споры, можно ли считать Марка анималистом, поскольку так или иначе основной темой его работ были животные – в первую очередь лошади. Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики. Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913). Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка.
Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства. Автопортрет 1905 После второй поездки в Париж художник начинает серьёзно изучать анатомию животных, с тем, чтобы наиболее полно воплотить своё видение природы в живописи. Лисицы 1913 Лошадь и собака 1913 Малая композиция I 1913 Олени в лесу I 1913 Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось) – см.
Уже в декабре, вместе с Макке и Кандинским, Марк откалывается от «Нового мюнхенского художественного объединения» и организует собственную группу «Синий всадник». Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника». «Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма. Во всех работах художника, будь то карандашный набросок или сложная живописная композиция, раннее реалистическое полотно или экспрессионистическая картина, мы безошибочно узнаем характерную повадку зверя: ломкую грацию косули, пружинистую энергию тигра, порывистость непоседливой обезьяны, медлительность массивного быка, горделивую стать лошади.
Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки. Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство.
Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Он разлагал формы на составные плоскости использовал линеарные эффекты и, в целом, двигался в сторону нон-фигуративного искусства. Но чем ближе была война, переломившая позвоночник века, тем явственнее ощущается тоска в глазах его зверей и обреченность в изгибах их тел. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. «Искусство, 0151 считал художник, 0151 не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей».
В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней. Помимо организации выставок, объединение выпустило два номера богато иллюстрированного альманаха Синий всадник (в дизайне обложки альманаха за 1912 год, созданной Кандинским используется популярная иконография святого Георгия), где были опубликованы высказывания художников, которые одни из первых смогли оценить художественную ценность архаического, средневекового и народного искусства – ксилографии и скульптура немецкого Средневековья, народное искусство России искусство племен тихоокеанского Севера, Океании и Африки, японские маски и гравюры, детские рисунки. Сначала Н. Альтман одним росчерком сделал дружеский шарж.
Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных». После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. Учился в АХ в Мюнхене (1900-02).
Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя. Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни. Больше всего ему нравились лошади.
Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. «Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский.
Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк. Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях».
Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову. Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. Годовалым ребенком Анна была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет. Их творчество производит глубокое впечатление на живописца.
Сами они, между тем, были отнюдь не равны. Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета.
Экстатическая образность произведений Марка, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым, ярким колоритом, отразила его неприятие современной действительности, предчувствие общественных потрясений (Башня синих лошадей, 1913, не сохранилась Судьба животных, 1913, Публичное художественное собрание, Базель). Последовательно испытал влияние стиля модерн, кубизма и футуризма. Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира.
Данную картину не каждый может понять. И название пришло само». Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников.
Наряду с Августом Маке, Василием Кандинским и др. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве.
В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем.
Здесь он открывает для себя — Сезанна, Гогена, Ван Гога. Своими мыслями он делился с Кандинским. Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником.
Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. Олень в монастырском саду 1912 Свиньи 1912 Тигр 1912 Трое животных (Собака, лиса и кошка) 1912 Три кошки 1912-1913 В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ. Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт. Организатор (вместе с В. В. Кандинским и др. ) художественного объединения Синий всадник в 1912-14 – один из лидеров раннего экспрессионизма.
Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году. Однако приказ не успел дойти до фронта. Этот ставший вскоре формальным брак не давал ему до 1911 года узаконить отношения с Марией Франк. В своих работах (например, Синие лошади, 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии и стилизованные кривые и блестящий нереальный цвет. Обезьяны 1911 Отдыхающие лошади 1911 Сине-чёрная лиса 1911 Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма.
Синий цвет преобладает на этой работе Н. И. Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 11 (23) июня 1889.
Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм». Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания. Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. По этой причине их, как, к примеру, Гогена, влекли за собой уклад и творчество народов с архаичной культурой, не утративших эту первобытную тесную связь с природой. Рождение лошадей 1913 Святой Жульен 1913 Спящие звери 1913 Спящие лошади 1913 Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).
Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. Франц Марк – немецкий художник, экспрессионист. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке».