Картина Михаила Нестерова Философы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Заключительным аккордом в решении религиозно-философской темы стала для Нестерова картина «У креста». Купить картину или постер "Философы Павел Флоренский и Сергей Булгаков", художника Михаила Нестерова вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Создаётся впечатление, будто Ивану Александровичу даже нравились они, а потому ответы он давал развёрнутые. Нестеров неоднократно избирает себя в качестве модели. Активная жизнь каждой творческой личности ибыла основной темой портретов, написанных Нестеровым. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). Вся природа была для них святым храмом.
Но так или иначе, но нас пока Бог миловал. Нестеров создавал и собственные графические и живописные автопортреты.
Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. Нестеров неоднократно гостит у Павлова в Колту-шах. Вот таким образом даже на стенах церкви он стремится создать станковую картину. За фигурой писателя он поместил его героя, русского инока Алешу Карамазова.
Нестеров посвятил целый цикл картин, посвященных преподобному Сергию Радонежскому, жизни и делами которого восхищался. Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду. Ольга пыталась материально поддерживать семью отца, но ее жалованье в Румянцевской (позже Ленинской) библиотеке было смехотворным – 2, 5 советских червонца. Свет излучает вдохновенное лицо художницы, написанное теплым, желтовато-охристым тоном. Вот она эта самая "Святая Русь". Герои становятся частью природы, умиротворенной и затаившей дыхание перед чем-то великим.
Такой-то ты мне и нужна". Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896). Образ мальчика был написан художником со своего сына Алексея. По его словам, он испытал «молниеносную любовь».
Своим содержанием и глубиной искусство Нестерова созвучно религиозным исканиям русских писателей и философов рубежа XIX–XX столетий. Нестеров много писал своих родных и друзей – жену и детей, художников Павла и Александра Кориных и Виктора Васнецова. Автопортрет – это размышление художника о своем месте в искусстве и жизни. С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Художник делает с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду.
Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Когда Нестеров увидел скульптора за работой, он пришел в восторг: "Так вот ты какая. Не будет лишним вспомнить еще одну картину послереволюционного времени исполненную в 1926 году.
Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского». Василий Розанов писал, что Нестеров "вынул из сердца русского человека молитву в особых обстоятельствах и свою личную и – облек ее в краски исторические, в быт исторический. Ближайшая к Христу фигура справа — коленопреклоненный Гоголь со свечей в руках. Жена, Екатерина Петровна Нестерова изображена в интерьере киевской квартиры. В ней не было места Сергию Радонежскому. Благодаря большой разнице в возрасте Нестеров во многом заменил Дурылину покойного отца.
Его близкие – жена и дочери – очень страдали из-за того, что к ним стали относиться как к родственникам "врагов народа" (а это было граничит с повседневными унижениями и хамством), но сам Нестеров старался не обращать на это внимания. Слева, как бы в зеркальном отражении, — фигура женщины в белом платке, тоже со свечей. Нестеров неоднократно гостит у Павлова в Колту-шах. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. У самого ближнего берега Волги справа вижу деревянную часовню с куполком.
Художник в то время работал в Киеве, расписывая Владимирский собор, а Оле надо было учиться. Исчерпал себя и миф о Святой Руси. Однако он занимался усердно только поначалу, а спустя несколько месяцев «ударился» в «удалую жизнь», подружившись с более старшими соучениками. В «Трудах преподобного Сергия» (1896—1897) также главенствующую роль играет пейзаж, причем разных времен года. Во всяком случае, так раскрывает содержание картины один из ее прототипов — С. Н, Булгаков.
Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов.
Жил художник по-прежнему в Сивцевом Вражке, в квартире расстрелянного зятя. В церкви он рассматривает пелену шитую матерью убиенного в память о нем шелками и золотом. Она отрублена по самые плечи, по оглобли с хомутом и дугой. Свое слово он хотел сказать, сочетая достижения передвижников с европейской классикой религиозного жанра — от византийских мозаик и древнерусских фресок до новейших «идеалистов» в западной живописи. Художник относится к ним как к живым существам.
По этим полотнам его узнавали и отличали от других художников-современников. Закончена она была в разгар войны и отразила тревогу художника за судьбы родины. Незадолго до смерти в связи с восьмидесятилетием он был награжден орденом Трудового Красного Знамени и стал заслуженным деятелем искусств РСФСР.
Один – аналитический, во многом похожий на портретный этюд. Монахи стоят на некотором расстоянии друг от друга и это расстояние становится у Нестерова пространством молитвы и тишины. Нестерова упрекали в том, что Христос на картине слишком похож на простого человека. Недвижные воды, в которых отражаются замершие леса.
Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея. Работа была представлена на XVIII передвижной выставке в 1890 году. В1886году, спустя год после свадьбы, вовремя родов скончалась его жена Мария. Ох, все перемешалось и получилась специфическая, нестеровская поэзия чего-то большого и смутного. С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова.
Почти десть лет работал художник над ставшей для него этапной картиной «На Руси» (другие названия — «Христиане», «Душа народа»). Та Русь, которую он видел в 1890 году, закрывалась завесой истории. Нестеров умер во второй год Великой Отечественной войны.
Она в это время перенесла тяжелую операцию и ожидала вторую. Вот что пишет о нем в воспоминаниях Сергей Фудель: «Когда мы (с Дурылиным.
В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея. Поздно, слишком поздно признали его талант. Пейзаж за окном – коттеджи, построенные для сотрудников Павлова – виден словно бы в туманной дымке. А Волга все шумит, гром грохочет».
Весной 1902г. Нестеров особенно почитал Достоевского. Позже она получила название На Руси (Душа народа). Здесь Нестеров приблизился к осуществлению своей постоянной мечты — создать образ абсолютного человека, близкого родной земле, человеколюбивого, доброго.
Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. Этот человек очень сильно повлиял на раннее творчество Нестерова. После революции тема «Святой Руси» не только утратила свою актуальность, но и стала невозможной.
Его семья была купеческой, родители— хорошо образованными людьми широких взглядов. Эта картина становится первой работой в новом для мастера жанре портрета. Нестеровское мастерство композиции здесь проявляется в ее лаконизме, выборе крупных планов, скупости обобщающих линий. Нестеров пытается ответить на вопросы: Кто мы. Впрочем, в спокойствии Мухиной угадывается огромная внутренняя энергия.
Картины «Христова невеста», «Царица» иллюстрации и росписи храмов, сделанные в то время, позволили следившим за его искусством говорить об особом, созданном мастером «нестеровском» женском типе. Именно им будущий мастер обязан тем, что прошел великолепную школу рисовальщика и живописца в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Если на двух предыдущих картинах трилогии присутствует Христос, то здесь его уже нет. За девушками следует старуха с девочкой.
Из-за болезни он долгое время не мог работать. Судьба Флоренского оказалась трагичной. Но в 1905 году на Ольгу, еще не достигшую двадцатилетия, вновь навалилась болезнь.
Был арестован еще один зять художника Виктор Шретер, муж Ольги. В 1890 году выходец из Уфы Михаил Нестеров ворвался в художественную жизнь Москвы, представив на 18-й передвижной выставке в Петербурге свой шедевр «Видение отроку Варфоломею». По традиции, незадолго до открытия выставки перед картиной собираются строгие передвижники, «таран русской критики» В. В. Замысел цикла картин, посвященных жизни Сергия Радонежского, появился у Михаила Васильевича во время пребывания в Сергиевом Посаде. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Впервые столь полно (около 100листов) демонстрируются эскизы и подготовительные картоны монументальных работ Нестерова, ставшие новым словом в церковном искусстве.
Это была не первая его попытка. Двойной портрет «Философы» (1917, ГТГ) изображающий религиозных мыслителей П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова, стал предвестием блестящей галереи образов современников, созданной в 1920-х— начале 1940-х годов и считающейся вершиной портретной живописи того времени. Можно только гадать, несчастная ли любовь причина их ухода из мира или просто отвращение к его грязи и пошлости. Таинственный свет белой ночи. С 1889 года учавствовал в выставках передвижников. В выражении глаз – неподдельное вдохновение творца. Михаил Васильевич Нестеров – необычный художник со своей собственной идеологией и особыми предпочтениями.
В 1941 году Нестеров получил Сталинскую премию за портрет академика Павлова (хотя написан портрет был в 1935 году, за шесть лет до того). Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другое же к побежденному свершению, которое ныне созерцаем Он обрел себе свое место успокоения». После успешных вступительных экзаменов Нестерова принимают в «головной класс».
Вдали виднеется уютная церковь. Михаила Васильевича Нестерова называют живописцем «Святой Руси», страны странников, богомольцев, монахов, юродивых и святых. Солнце спряталось. Важнейшие разделы экспозиции посвящены портретному творчеству Нестерова. Произошла смена от Руси созидателей, трудников и молитвенников к России деятелей. В Кисловодске он встретился с девушкой – она была певицей и выступала с гастролями в местной опере – и был захвачен не красотой ее, а чем-то глубоко скрытым, тайной внутренней жизни.
Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. "С топором да пилой в лесу Богу молимся", – говорили они о себе. Мясоедов, писатель-демократ Д. В.
Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши. На портрете был С. Н. С одной стороны, еще с 60-х годов многие искали в старообрядчестве «революционную силу», видели в этом явлении форму протеста существующему порядку. Булгакова и П. А. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. В тот же день Ильина судила «чрезвычайка».
Куда идем. И люди – юноши и старцы-отшельники, покорные своей судьбе, – как природа, в созерцание которой они погружены. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Портрет понравился многим, а сам мастер считал его одной из лучших своих работ. "Олюшка лежала с головы до ног забинтованная, как Лазарь в гробе. Она еще находилась в мастерской, когда разразилась Февральская революция.
Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу. Подготовлено самостоятельное электронное издание. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. Это композиционный и эмоциональный центр картины – девушка, юная, чистая, кроткая, с глубокой печалью в сердце. Любимым учителем Нестерова в МУЖВЗ был В. Г. Перов.
Так возникает один из лучших в творчестве Нестерова портретов. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Один из них, старый, углубился в Священное писание и всем сердцем поэтически переживает его. Пламя, дым от них относит в сторону ветром. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Это историческое событие оказалось для Нестерова своего рода чертой. Эта людская лавина движется за ребенком, который единственный с открытым и чистым сердцем может «догнать» Бога.
В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова. У Ольги с мужем был маленький ребенок (девочка родилась в 1918 году), да и отец поселился у нее вместе с женой и четырьмя детьми, юношеского и подросткового возраста. Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала.
Оба – на роковом изломе эпох – находились под сильным влиянием модерна. На полученные от Третьякова деньги Нестеров отправился в Европу. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Среди них— художник В. М. Васнецов (1925), физиолог И. П. Павлов (1935), скульптор В. И. Мухина (1940), архитектор А. В. Щусев (1941, все— ГТГ). Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Таково знаменитое Видение отроку Варфоломею (будущему Сергию Радонежскому 1889–1890, Третьяковская галерея), написанное близ Абрамцево, – картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры и типически-среднерусский пейзаж.
А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: "О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре". опять натянул, точно саван, белый чехол и мы пошли на террасу». Полотно отличается удивительной гармонией колорита. Задача была не из легких.
В те годы пользовались большим успехом романы П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и «На Горах», посвященные старообрядцам. Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке. В нем художник всматривается в лицо человека, пытается разгадать сущность его характера. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. А вот эта девушка – не уйдет. Вся эта толпа движется вдоль берега Волги. Но семья жила дружно, гостеприимно (друзья вспоминали, что всех пришедших сразу приглашали к столу, даже если при послереволюционной скудости гостям можно было подать только чай с сухарями). В картине Христос присутствует лишь в виде старинной потемневшей иконы Спаса.
Он не позирует, а просто живет среди себе равных и себе подобных, ничем не выделяясь.
По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». Ну, ну, еще несколько минут, сейчас кончу». Художник Нестеров и его картины, объединяемые этой темой, неразделимы. Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой П. Д. Корина в 1927г.
Это писал Нестеров. Главная тема картины— реквием по несбывшемуся счастью. В этом же году он напишет и портрет дочери Ольги, которая незадолго до этого перенесет сложную операцию по возвращению слуха. Быстро надвигалась черная туча. На стене – картина Бенуа «Сентиментальная прогулка». Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой.
Беляев отправился в лагеря. Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны (Избрание Михаила Федоровича на царство, 1886, Третьяковская галерея), то позднее, как бы идя вослед В. М. Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты (За приворотным зельем, 1888, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева), атмосферу религиозной легенды (Пустынник, 1888–1889, Третьяковская галерея). В 1943 г., получив известие о гибели Флоренского в сталинских лагерях, Булгаков пишет посмертную статью о выдающемся мыслителе, завершая ее воспоминанием о картине Нестерова: «Передо мной неотвязно стоит воспоминание, а вместе и предзнаменование грядущих событий и свершений. Навстречу им из-за ограды выходят Христос и святые, наиболее почитаемые на Руси заступники – Николай, Сергий и Георгий (Егорий Храбрый – герой русских былин). Темнеет, еще удары. Суворин.
Таинственный свет белой ночи. Многие произведения были специально отреставрированы к выставке («Юность преподобного Сергия», 1892–1897), причем картина «Голгофа» (1900, обе— ГТГ), десятки лет хранившаяся на валу, после сложнейшей реставрации экспонируется впервые. Его героини приходили сюда в переломный момент жизни. В том же году из лагеря выпустили Ольгу Михайловну. Похвалы в адрес «постылых» картин не расхолаживали художника.
Далеко прогремел гром, облака сгустились, нависли над рекой. Мастер верил в то, что он будет жить после его смерти, если «Отрок Варфоломей» через тридцать и пятьдесят лет еще будет что-то говорить людям. Она подменена в несколько месяцев. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские "герои". Дочери предстоит еще одно хирургическое вмешательство – трепанация черепа. После Октябрьской революции Нестеров стал преимущественно портретистом.
Ее композиция созревает в живых наблюдениях около Троице-Сергиевой лавры. Доминируют черный и белый, окрашенные голубыми и сиреневыми рефлексами. Согласно преданию, юному Варфоломею (мирское имя преподобного Сергия) никак не давалась грамота. Однако на защиту шли Суриков, Васнецов, Поленов, Куинджи и даже Ярошенко, создавший эпохальные для передвижничества картины «Студент», «Всюду жизнь», «Курсистка». Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу.
Картина была написана в год 70-летнего юбилея Виктора Михайловича. На момент Октябрьской революции художнику исполнилось пятьдесят пять лет. В его облике нет теплоты, он слишком холеный, надменный, начальственный. Григорович и издатель А. С.
Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши. В тот же период среди интеллигенции распространился интерес к старообрядчеству. Помимо станковых работ, в экспозицию вошли эскизы к храмовым росписям и мозаикам. Герои картин Нестерова пребывают в состоянии «тишайшей внутренней молитвы», которое художник передает используя сдержанную гамму тонов: зеленых, розовых, голубовато-синих.
Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. Картина — это голос автора и он до сих пор звучит. Два типа портретов сосуществуют в творчестве Нестерова. Внутренние связи – доминанты полотна – образуют четкий треугольник: две лодки и церковь на вершине горы. Скудные пайки, отсутствие тепла, бомбежки.
Здесь его руководителем становится В. Г. Перов. Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. Почти все его модели можно отнести к категории «замечательных людей». А церковь в начале 1930-х, в период массового сноса церковных зданий, была уничтожена. Ольга вспоминала, что она не была столь печальной. Главный труд своей жизни «Видение отроку Варфоломею» он сравнивал с самим с собой. Ему грозил расстрел и только благодаря самоотверженным хлопотам и просьбам Нестерова его зятю удалось избежать гибели.
Однако в самой картине нет движения и динамики. «Сватать» ему кого бы то ни было (разумеется из людей, ему хорошо знакомых) было очень трудно. По холмам справа зашумел сосновый бор. Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова.
Дождь полил. Произведение открыло цикл, посвященный Сергию Радонежскому: «Юность преподобного Сергия» (1892–1897), «Труды преподобного Сергия» (1896–1897, оба— ГТГ), «Преподобный Сергий Радонежский» (1891–1899, ГРМ). Нестеров высоко ценил творчество Мухиной. Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого.
Целая лужа крови. "Душа царевича уже витала среди весенних березок старого Углича" – этого эффекта добивался Нестеров в картине. В 1938 году арестовали и Ольгу, уже немолодую и с ранней юности нездоровую женщину. Выдающийся художник-сказочник изображен сидящим в своей мастерской на фоне икон.
После революции Михаилом Нестеровым было написано много портретов. Исходящую от него божественную благость мы понимаем по лицу мальчика больше, чем по слабо светящемуся нимбу. Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого.
В портретах С. Н. На время работы выставки возобновляются «Четверги допоздна». Первая крупная работа живописца. С топором да пилой в лесу Богу молимся, – говорили они о себе. Содержание произведения определяли евангельские слова: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою Вы.
Таково было распоряжение отца. Наиболее цельно художественные и нравственные идеалы мастера выразились в программной картине «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890, ГТГ). Н. Ге судил Нестерова с толстовских позиций. Последним его произведением стал пейзаж Осень в деревне – уголок русской природы.
Новым для русской живописи был не только образ старца, но и пейзаж, замечательный своей одухотворенностью. Именно ребенок оказывается самым совершенным выражением души народа. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Она воспринимается как вскрик, прерывающий нежную лирическую мелодию. И снова все забывал в своем творческом порыве».
Он воскликнул: «Стой, не двигайся, вот так тебя и напишу». Нестеров сумел добиться их органического слияния с пейзажем. Вечереет. Залив у подножия Рапирной горы. Спутнику Нестерова по путешествию, писателю В. М.
Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. В начале 1920-х годов художник вплотную обратился к портретной живописи. Его семья, которую отличал религиозно-патриархальный уклад, была купеческой. Все ожидали скорой смерти несчастного ребенка. Основную часть из них составляли женские портреты.
На картине к скиту, затерянному в глухой лесистой долине, приходят стар и млад, каждый со своей бедой. Под ихвлиянием ранние картины Нестерова созданы втрадициях передвижничества. Не попадайся под руку: зашибет. К главной своей теме «Святая Русь» художника привели немалые душевные муки. Наконец. Она – лична, порывиста, пылает, а не теплится".
Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. По Волге забегали барашки. В 1905—1906гг. После этих слов С. Н. И слишком позднее признание со стороны официальных властей его не радовало. Жизнь семьи в военное время была тяжелой.
Начавшаяся война сломила его окончательно. Л. Толстой сравнил Христа с «итальянским тенором», а картину назвал «панихидой русского православия». Вечереет.
Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. Вечереет. 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Это было граничит с особым отношением художника к портретируемым. Первоначально он написал картину Святая Русь.
Нестеров писал портрет Ильина два года. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия.
Булгакова и П. А. Лицо Нестерова строго и сурово, черты его обострены тяжелым раздумьем. Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. Картину объявили неудачей. Краски портрета строги.
Фигуры святых Нестеров взял из своих прежних работ. Он один из все видит Бога и раньше других придет к нему». Горький сказал о картине Нестерова «Девушка у пруда», написанной в 1923 году: «О каждой нестеровской девушке думалось: она в конце концов уйдет в монастырь. Лишь очень редко появляется на картинах Нестерова тех лет человек в расцвете мужественной силы – обычно на втором плане, в качестве второстепенного персонажа. Но Третьяков от покупки картины не отказался.
Они никогда незапрещали сыну заниматься творчеством: рисовать Нестеров начал еще вовремя обучения вгимназии. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь. Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу. А за ним, в глубине, еще один народный тип — женщина в цветастом платке.
В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. «Видение отроку Варфоломею» – стала первой картиной идея которой возникла во время посещения имения Абрамцево, куда он был приглашен женой Мамонтова Елизаветой Григорьевной. Иэту неброскую, лиричную, ноглубокую красоту Нестеров видел вовсем: вгероях, вокружающей ихприроде, которая накартинах мастера превращалась взнаменитый «нестеровский пейзаж». Не стало великой, дорогой нам, родной и понятной России. Отец Леонид появится не раз на послереволюционных полотнах Нестерова. Дали, открывающиеся с высоких холмистых берегов реки Белой. Одним из любимых его преподавателей был великий Василий Перов.
И никогда не бушуют бури, не льют дожди, не гнутся под покровами ветра деревья. В «Портрете философа И. А. Ильина» (1921-1922) фоном становятся любимые автором «просторы». Другой, молодой, – трезв, схоластичен и не чужд практических мыслей о церковной карьере. Сначала художник колебался, принять ли это предложение.
«Настроение»— это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. Тема была выстрадана горем и тяжелейшими испытаниями. В 1923 году Нестеров написал одно из лучших своих полотен – Девушка у пруда, где изобразил свою дочь Наталью. За что Михаил Васильевич Нестеров был очень благодарен своему отцу. Первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества Нестерова. Горожане его почитали. Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы»— на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой.
Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке. Художник восхищался миром идей и чувств отца Павла Флоренского в его знаменитой книге Столп и утверждение истины. К часовне с берега перекинуты сходни, такие, как бывают от берега к пароходным конторкам.
Земля стала красная, темно-красная. В росписях мастера проявились лиричность и камерность, свойственные его творчеству. Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «Святой Руси». Как мира. Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы. «Вся жизнь, думы, чувства, надежды, мечты как бы зачеркнуты, попраны, осквернены.
Лик святого старца скрыт одеянием и не виден зрителю. Нестеровское искусство – это, прежде всего, картины, объединенные темой «Святая Русь». Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни— Отрок Варфоломей, к концу— Душа народа». За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Откуда мы. Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея.
Картина изображает отшельника, неторопливо бредущего по тропке пустынного берега реки. Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Это смысловой центр картины.
В 1906 году ей сделали тяжелейшую операцию (трепанацию черепа), для чего пришлось обрить половину головы. еще молодой, в черном подряснике, с тяжелым взглядом потухших глаз. В 1933 году художник Михаил Нестеров заканчивает работу над картиной «Страстная седмица», лейтмотивом которой является покаяние русского народа – от интеллигенции до простого крестьянина, – и датирует ее 1914 годом, на случай обыска в московской квартире на Сивцевом Вражке, принадлежавшей его дочери Ольге. В этом ключе художник интерпретировал и образ святого Сергия, так как видел в нем «одного из самых замечательных людей земли Русской». Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости.
Булгакова и П. А. Еще бльшую роль в становлении его личности сыграла природа родного края— Предуралья. Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. И сам Нестеров был арестован, правда в тюрьме его продержали всего две недели, выбивая показания. Обычно на картинах Нестерова – весна или осень, реже – зима или лето. Он превратно ее в нестеровскую девушку. Его первые работы в этом направлении вызывали непонимание даже среди собратьев-художников. Из воспоминаний Нестерова: «Судили картину страшным судом. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа.
Крупнейший выставочный проект года посвящен выдающемуся живописцу, графику и монументалисту Михаилу Васильевичу Нестерову (1862–1942), чье творчество представляет особую страницу в истории Серебряного века. С другой стороны – славянофилы видели в них истинных носителей «русского духа», силу, которая одна лишь может защитить Россию от надвигающейся с Запада угрозы, экспансии западных ценностей. Портрет рожден страхом за ее жизнь и потребностью запечатлеть любимые черты. Он жил творчески этой работой, он молодел в ней и над нею.
Сверкнула молния. Лишь на одном из первоначальных эскизов толпа народа идет за Христом.
Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского.
Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. В этот период, помимо картин «Два лада» и упомянутой выше «За Волгой», были созданы ещё «Лето» и «Свирель». Но отец Владимир так и сгинул где-то в лагерях в 1940-е годы. Так получилось, например, с двойным портретом "Философы" (1917 год), на котором изображены Павел Флоренский и Сергей Булгаков за какой-то неспешной, важной беседой.
Последнее было весьма близко умонастроениям Нестерова. Горький даже побывал на полотне в толпе богоискателей, но художник убрал его. В произведениях художника отразились важнейшие черты русского характера и природа России. Автор избрал жанр парного портрета, чтобы показать два антиномических характера в едином поиске истины.
На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь. На Передвижной выставке картина встретилась с весьма благосклонным приёмом и решила об избрании Нестерова в члены Товарищества передвижников. Еще одной картиной, которую художник написал в окрестностях Сергиева Посада, станет «Под Благовест».
Вся природа была для них святым храмом. Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Их образы эмоциональны, просты и в то же время идеализированы.
Нестеровым Это был, по замыслу художника, не только портрет двух друзей. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви. Выходец из провинциальной купеческой среды, он закончил Московское училище живописи. Портрет был написан художником между первой и второй ссылками Дурылина.
Другой тип портрета – это портрет-обобщение, портрет-биография иногда – портрет-символ. Идя своим собственным путем, он в равной мере не был склонен ни останавливаться на сценках из жизни мелких чиновников, купцов и ремесленников, ни превращаться в хваткого «богомаза». Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. За девушками следует старуха с девочкой. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе.
Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Нестеров стал тяжело болеть. За это время мыслитель пережил несколько арестов, допросы в ЧК.
Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы. В 1903 году Нестеров посетил Соловецкий монастырь на Белом море в поисках персонажей для своей картины "Святая Русь". Это мерило ему не изменило при создании портретной галереи эпохи. Переход мастера от «допортретного» творчества к «портретному» был обусловлен внутренними и внешними причинами. Иным настроением проникнут портрет дочери Ольги. Оба монаха – "мечтатели", писал Нестеров о своей уже законченной картине.
В портретах С. Н. И ярко-красная шапочка на ее голове своим кровавым цветом напоминает о страшных испытаниях, выпавших на ее долю. Образ любимой жены был создан Нестеровым в их киевской квартире. «Он бодро, упорно, увлеченно работал теперь над портретом. Залив у подножия Рапирной горы.
В 1874 году Михаил Нестеров переезжает в Москву для поступления в техническое училище. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений А. С. Пушкина, для сказок и былин) в «Издательстве А. Д. Ступина».
К этому циклу примыкает работа «Дмитрий-царевич убиенный» (1899, ГРМ), где изображение балансирует на грани реального и иконного образов. Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу».
В революционные годы Нестеров снова вернулся к портретной живописи. Главное в картине – единство поэтического настроения людей и пейзажа, не нарушаемое критическими нотами. Ей дорога в жизнь, только в жизнь». Портрет строится на контрасте статики и динамики. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви. Так и случилось.
Здесь же церковь, часовенка. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. В них друзья узнали мать, сестру и дочь художника, выздоравливавшую Ольгу. Переехавший в 1918 году в Армавир художник Нестеров Михаил Васильевич заболел. «Отводы» сватываемых» были многочисленны, но, если в конце концов натура приходилась по душе художнику, он точно молодел».
По его словам, он испытал «молниеносную любовь». Пейзаж конкретен – это Волга у Царева кургана, но обладает эпической ширью. Не давались ему и краски: он сам искал их и не находил. Художник делает с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду. Взору зрителя предстают две скользящие по заливу у подножия Рапирной горы на Соловках лодки. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого.
Мистицизм в отношении к природе становится основой создания замечательной картины Нестерова «Видение отроку Варфоломею», где образ мальчика Варфоломея, будущего Сергия Радонежского, раскрывается на фоне в высшей степени одухотворенного, типично «нестеровского» пейзажа. Сделанный третьим лицом, но и духовное видение эпохи. После встречи с монахом, мальчик начал бегло читать.
Он назвал эту работу "Тяжелые думы". Идет война, близится революция. При рождении дочери умерла юная любимая жена художника – Мария Ивановна Мартыновская.
Композиция фигур, стоящих слева и справа от распятия, строго симметрична. Место его рождения – город Уфа. В семье Михаила Васильевича сохранились воспоминания о том, что послужило непосредственным побудительным мотивом для написания этой малоизвестной картины. Еще не окончен был другой, как он думал уже о третьем. Эти картины отличаются вниманием кличности портретного героя иего роду занятий.
Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души— чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита. Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг. Неудачной оказалась левая часть композиции с изображением Христа и святых. Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением.
Зато фигура Борея – вся движение, полет, порыв. Но Нестеров был не монументалистом по характеру своего дарования, а лириком. Михееву, удается найти старую легенду об "Отроке – мученике".
Вечереет. Как портретист он заявил о себе в середине 1900-х годов. Кресло с высокими подлокотниками развернуто таким образом, чтобы зритель отгораживал портретируемого от всего остального мира, а святитель в светлых одеждах с иконы словно призывает Васнецова к беседе. Но красиво очень, слов нет – и очень волшебно и символично, но и не верится. Здесь же церковь, часовенка.
В Сергии нет не только ничего напористого, но и ничего выспреннего, показного, нарочитого. Христианство для этого, в сущности, нигилиста, озорника мысли есть несравненная тема. Наиболее значимые среди них— эскизы росписей во Владимирском соборе в Киеве, в церкви Александра Невского в Абастумане (Грузия), церкви Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, Троицком соборе в Сумах (Украина), эскизы мозаик в храме Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге. Ей дорога в жизнь, только в жизнь.
Каникулы Ольга проводила с отцом. Внешне статична крупная фигура женщины, скупы ее профессиональные жесты, спокойно и строго лицо. Портретный жанр довольно органично вошел в творчество Нестерова. Еечертами наделяет художник героиню своей картины. Название этой работы "Под Благовест" было придумано писателем В. С.
Лицо горит. Он сохранит «веру в торжество русских идеалов» и, движимый этой верой, не сложит писательского пера и кисти художника до самой смерти. Это эпический образ родины, знакомый по многим картинам Нестерова. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого. Интересно сопоставить две картины Нестерова – "Молчание" и "Под Благовест".
Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Эта картина открывает начало так называемого сергиевского цикла («Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия Радонежского», «Сергий Радонежский»). «Вижу я себя на Волге Начинается непогода. Соловьевым. Витоге втворчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой». М. В. Нестерова, Уфа).
В 1929 году беда коснулась уже и семьи художника. К последней и держат свой путь седовласый старец и юноша. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к побежденному свершению, которое нынче созерцаем.
Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. И. очевидно, не написать ее не мог. Идеализация заметна в том, какой фон художник выбирает для портретируемого.
Чего-чего я не передумал в те дни, недели, месяцы". Похоже, что и для Нестерова он является таковым. Он посетил Вену, Венецию, Падую, Флоренцию, Рим, Париж, Дрезден. Где-то по Заволжью прокатился гром.
Булгакова и П. А. В портрете С. Н.
Такой портрет строится традиционно: лицо и фигура модели обращены к зрителю. Создана она была после глубокой личной трагедии, постигшей художника. Вернулась она инвалидом и уже не могла ходить без костылей. Стасов, художник-передвижник Г. Г.
Они убеждали Третьякова отказаться от покупки картины и тем самым наставить начинающего художника на путь истинный. «Коммерческая бесталанность» уберегла Нестерова от участия в семейном торговом деле. Однако, несмотря ни на дождь, ни на ураган, свечи горят ярким пламенем. 1937 год оказался особенно страшным для Нестеровых.
В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. Она должна была стать выражением сокровенных нестеровских мыслей. Нестеров вспоминал о том, как он, будучи совсем маленьким, чуть было не умер. Руки чешутся пописать еще». Впереди этой людской лавины тихо, без колебаний и сомнений, ступает мальчик.
Они все четверо согласно признали ее вредной, даже опасной в том смысле, что она подрывает те «рационалистические» устои, которые с таким трудом укреплялись правоверными передвижниками много лет, что зло нужно вырвать с корнем и сделать это теперь же, пока не поздно». Василий Иванович Нестеров, его отец, был человеком прямым с независимым характером. Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой. Нестерова привлекают самобытность и непосредственность, буйный темперамент ученого.
Удивительную атмосферу создал на полотне Нестеров. Первой работой, вкоторой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста». Они были рождены любовью и нежностью к близким – жене и дочери.
Отец работал с большим увлечением. На картине можно также увидеть Достоевского, Толстого и Соловьева. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. В нем была художественная и духовная самоочевидность и его не пришлось изменять. Как только Ольга немного подросла, он забрал ее к себе. Пейзаж Нестерова – это пейзаж среднерусский, скорее северный. Нестеров работал над этим полотном в период между первой русской революцией 1905 года и первой мировой войной 1914 года.
А началом этой галереи стал двойной портрет «Философы», написанный в 1917 году. Подчас вторым центром портрета Нестеров делает произведение искусства, в общении с которым раскрывается сущность модели. Закончен портрет был накануне его шестого, последнего ареста 4 сентября 1922 года. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь.
Описание картины встречи пастушка и небесного посланника наполнено неземным светом.
Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Она металась в жару, болезнь дала осложнение на уши, на почки. Румянец волнения окрасил ее щеки. В "Молчании" это расстояние больше и глубже ощущается покой и благодать. Мягкие лучи заходящего солнца заставляют ярче сверкать ее простодушные пестрые краски. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМихаил НестеровГоды жизни: 31 мая 1862 — 18 октября 1942Страна рождения: РоссияСфера деятельности: Художник «Яжил своим художеством», — писал осебе художник Михаил Нестеров.
но и духовное видение эпохи. Нестеров сам выбрал для портрета эту статую северного бога ветра, сделанную Мухиной для памятника челюскинцам.
Самыми глубокими и художественно совершенными стали произведения, в которых Нестеров создавал поэтический миф о Святой Руси, не конкретизированной в историческом времени, представлявшейся ему неким «вневременным идеалом изначальной слитности человеческого существования с жизнью первозданной природы». Мастер боролся за право сохранить верность своим идеалам и не угодничать перед новой властью. Он отказался писать портрет Сталина, а до того – отказался от юбилейной выставки, так как на ней нельзя было выставить его самые важные работы, такие как "Душа народа" (Нестеров обращался к Сталину с просьбой экспонировать картину, но тот запретил). Менее сурово он оценивал свою работу в московской Марфо-Мариинской обители, которой увлёкся несравненно больше, чем росписью в Киеве и Абастумане. Перед Ним теплится множество свечей. На правом плане обращает на себя внимание Христова невеста с горящей свечой в руке.
Видный юрист, профессор Московского университета, он был обвинен в шпионаже и через год расстрелян (стоит ли говорить, что в 1950-х годах его посмертно реабилитировали за отсутствием состава преступления). внизу с левой стороны картины. Меня обрядили, положили под образ. Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг» имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу. Порыв веры, подвигов, равно заблуждений проходит перед лицом времен. Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого.
Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная художником во время его жизни в Сергиевом Посаде. На берегу художник располагает еще один храм, тем самым символично иллюстрируя Церковь земную и Церковь небесную. Христос является людям не в убранной раззолоченной церкви, а среди снегов, лесов и полей – сама русская земля здесь храм. Утренний весенний пейзаж особенно удался художнику. На грудь положили небольшой образок святителя Тихона Задонского. Сходным созерцательным настроением проникнуты и его пейзажи «Молчание» (1903), «Лисичка» (1914, оба— ГТГ), «Родина Аксакова» (1914, Башкирский государственный художественный музей им.
Дата рождения – 31 мая 1862 года. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея. В обеих присутствует тема двойничества, которая позднее разовьется в картинах "Два лада" и "Философы".
Под воздействием живописи французского символизма (П. Пюви де Шаванн и в особенности Ж. Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Сущность своего искусства Нестеров определил как «опоэтизированный реализм». В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях"), Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри. Это ликующий светлый мир. Теперь хронология его художественной жизни уже определялась датами новых портретов.
Однако он всегда оценивал свои картины по достоинству, не огорчался на критику. Нестеров, по свидетельству художника В. Н. Бакшеева, во время учебы в Московском Училище живописи зачитывался романами Мельникова-Печерского, «восхищаясь поэтическими картинами русской природы и старинного русского быта». Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Зато образ о. Павла оказался сразу найденным. Это портрет священника и искусствоведа Сергея Николаевича Дурылина, с которым Нестеров познакомился в 1914 году и крепкая «верная» дружба этих людей не прерывалась до самой смерти Нестерова в 1942 году. Пейзаж был лишен внешних красот, сер и скуден в своей наготе ранней зимы, но пронзительно поэтичен.
Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. В лучах заходящего солнца горят кресты храма. Так возникает один из лучших в творчестве Нестерова портретов. С шеи на землю капает густая темная кровь: кап-кап, кап-кап. Металлическая печка-буржуйка с трубой, тянущейся через всю комнату, согревала ее плохо.
Задача была не из легких. У Нестерова это мир идеального старообрядчества. Родился Михаил Нестеров в1862 году вУфе. Тонкие белоствольные березы, пушистые ветки вербы, кисти рябины, горящие на приглушенном фоне, почти незаметные осенние и первые весенние цветы.
За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (18971898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры». На художника снова обрушились критики, которые увидели в картине недоверие к официальному православию и неканоническую «картинность» в изображении Христа и святых. Ольга, к его великой радости, с болезнью справилась. В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»). На берегу у часовни стоит столик, на нем огромный старого письма Спас. Лишь красное пятно броши оживляет строгость колорита. Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества.
Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Все церковные заказы отпали. До конца жизни Нестеров считал Видение отроку Варфоломею лучшей своей картиной. Нестеров согласился. Внешне имеет "свое лицо", абсолютно законченное, русское. В искусстве его направляла вера в мистику истоки которой уходили в далекое детство.
По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». За портрет академика Павлова художник получил Сталинскую премию. Такие, которые не оставляли сомнения в том, что его необходимо немедленно расстрелять. Среди лучших произведений этого жанра— «Портрет дочери художника О. М. Нестеровой (Амазонка)» (1906, ГРМ).
Лишь в 1920 году вновь вернулся в столицу. Картину приобрел для своей коллекции Павел Третьяков. Знакомство с Павловым перерастает в близкую дружбу. В 1942 году его не стало. Руки чешутся написать ее, она согласна".
Радости, победного преодоления. Пять месяцев – с сентября по январь – дочь боролась за жизнь, постоянно находясь под угрозой смерти и пять месяцев Нестеров сходил с ума от горя. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Арест Ольги принес такие мучения, от которых старый художник так и не смог оправиться. Эта картина— «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: «Порой весёлой мая» На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии. Внутренняя красота была для него важнее, чем «так называемые сильные страсти». Образ распятого Христа решен довольно условно, удлиненные части его тела лишены мощи, энергии и силы.
В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. В портрете С. Н. Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. В нём царит тишина и медлительность, сказочная отчужденность иллюзорного мира. Такой увидел ее художник.