Существует картина Эдуара Мане, на которой изображен Клод Моне за работой. Общаясь с известными художниками, поэтами, писателями и черпая вдохновение из их творчества, Эдуард Мане развивает свой индивидуальный стиль написания картин. Самая загадочная картина Эдуарда Мане.
Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины.
Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника.
В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Своим творчеством Эдуар Мане предвосхитил возникновение, а затем стал и одним из основоположников импрессионизма. С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком.
Вершиной творчества Э. Мане является его знаменитая картина «Бар в Фоли Бержер» (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист». К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий.
Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Так, одно из самых ранних его произведений – Любитель абсента (1859 –кажется прямой иллюстрацией к Цветам зла Бодлера. Родился в Париже в семье крупного чиновника. Тень фигуры не соответствует её положению.
Мане Эдуард (Manet), французский художник. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции изображение современного человека. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856).
В этих обсуждениях и были сформулированы основополагающие принципы импрессионизма. В конце концов победила его приверженность к искусству. История зарубежного искусства. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Преодолевая проявление болезни, Мане написал последнее большое масляное полотно Бар вФоли-Бержер, которое с энтузиазмом было воспринято в Салоне в 1882 году.
Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Под их влиянием он начал писать на пленэре. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния.
Путешествуя в 1850-х годах по Голландии, Италии, Германии и Австрии, он изучал «секреты» великих мастеров — Веласкеса, Гойи, Тициана, Рембрандта, Халса. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Обучаться живописи Мане стал в 1850 году.
К концу 1860-х годов Мане приобрел двусмысленную репутацию. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). После первого успеха художник задумал ряд картин на тему парижской жизни, мира богемы — «Музыка в Тюильри» и «Завтрак на траве».
Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. И снова мастера обвиняли в безнравственности. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Художник выбирает из бесконечного потока бытия лишь мимолетный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя особое ощущение, что он свидетель всего происходящего сейчас, что каждое мгновение жизни может быть исполнено поэзии и художественной ценности.
Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная Нана, 1877 Кунстхалле, ГамбургОлимпия, 1863 Музей дОрсэ, Париж Бар в Фоли-Бержер, 1882 Галерея Кортолда, ЛондонЗавтрак на траве, 1863 Музей дОрсэ, Париж Завтрак в мастерской, 1868 Новая Пинакотека, МюнхенВ кабачке папаши Латюиля 1879, Музей изящных искусств, Турне Вибрирующаягамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне).
Казалось бы, что отличало обнаженную девушку с картины Мане от «Венер», «Сусанн», «Купальщиц» и прочих ню, которые в середине XIX века присутствовали на каждой выставке. Особенно его интересовали работы Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, Делакруа. Творчество Эдуарда Мане принадлежит к числу тех явлений, которые как бы завершают сложение реалистических традиций во французском искусстве 19 века и в то же время их значительно обновляют художественные проблемы, впервые поставленные и разрешаемыеЭдуардом Мане, во многом определяют направленность исканий, характерных для изобразительного искусства последующего исторического периода. Прямо там художник начинал работу над своим творением. Герои Эдуарда Мане внешне разобщены, не связаны поверхностными какими-то сюжетными отношениями, но объединены одной психологической и поэтической атмосферой, проникнуты общим ощущением тайны жизни.
Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально.
Юношу привлекла эта скандальная слава. В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. Юношу привлекла эта скандальная слава. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя.
Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. На картине "Завтрак на траве" изображены парижане 60-х годов XIX века, непринуждённо расположившиеся на месте классических героев. Но неудача не отвернула Эдуара Мане от избранного пути и в 1865 году он представил картину «Олимпия» изобразив на ней лежащую на ложе обнаженную девушку, которой служанка-негритянка подносит букет цветов. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника.
Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер».
Уроки рисования, как ни странно, не вызывают у Мане ожидаемого интереса, во многом из-за академичности преподавания и мальчик копированию гипсовых изваяний предпочитает рисовать портреты своих товарищей, что вскоре стало примером для многих его одноклассников. Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете.
Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных».
Но начавшаяся в 1870 году франко-прусская война заставила на время забыть о живописи. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные.
Творчество Мане обновило традиции французской живописи XIX века и во многом определило дальнейшее развитие мирового изобразительного искусства. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством.
В картинах импрессионистов и у Эдуарда Мане случайность выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, специально подчеркивалась композицией изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей в этом случаЕ возможность продолжения изображенного за пределы холста. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Его признанные ныне шедевры «Завтрак на траве» и «Олимпия», своеобразные «цитаты» из мастеров прошлого, вызывали скандал и бурное негодование. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро).
Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. Мане добивается известности, хотя и скандальной. Но эта работа Мане была отвергнута Салоном и экспонировалась в так называемом Салоне отвергнутых. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. А начиналось все хорошо.
Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма.
Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Мастер рисует пестрый и яркий мир, стремясь запечатлеть мимолетное мгновение, полное поэзии и самоценности («В кафе», 1878 «У папаши Латюиля», 1879). Художника не случайно называли живописцем современной жизни. Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени.
Во многом являясь предшественником вдохновителем импрессионистов, Мане в то же время расходится с ними в некоторых важных моментах: в своих произведениях он сохраняет конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляет в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяет бытовому жанру с его литературно-ассоциативной подосновой. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье.
Перед одной из картин пришлось выставить вооруженную охрану, чтобы защищать произведение от негодующей толпы. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Ее сочли «непристойной» из-за сидящей в центре обнаженной женщины в окружении одетых мужчин. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро».
Мане поступил в артиллерию в звании лейтенанта. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Он кончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом.
В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже, в семье Огюста Мане, чиновника Министерства юстиции и Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата. В 1882 году, уже тяжело больной и прикованный к постели, Эдуар Мане закончил свое последнее крупное произведение «Бар в Фоли-Бержер», ставшее своего рода духовным завещанием художника. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана).
Эдуард Мане родился в доме 5 по улице Бонапарта в парижском квартале Сен Жермен де Пре в семье Огюста Мане, главы департамента Министерства юстиции и Эжени-Дезире Фурнье, дочери французского дипломата, бывшего консулом в Гетеборге. Многие считали его каким-то исчадием ада — между тем как это был воспитанный человек с безукоризненными манерами. Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно «Бар в Фоли-Бержер». Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне.
Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Портрет Берты Моризо 1872Железная дорога 1873Любитель абсента 1859Старый музыкант 1862Весна (Жанна) 1881 Эмиль Золя 1868Музыка в саду Тюльири 1862Портрет Евы Гонсалес 1870За чтением 1868Дама в меховой накидке 1880 Искусство Франции. Сам того не желая, художник стал бунтарем в искусстве. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование.
В 1861 году жюри Парижского салона отобрало две работы молодого художника («Портрет родителей» и «Испанский гитарист») для показа. Работа Э. Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей («Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург «У папаши Латюиль», 1879, Музей, Турин). Творчество Мане обновило традиции французской живописи XIX века и во многом определило дальнейшее развитие мирового изобразительного искусства. В 1839 году Мане был отдан на обучение в пансион аббата Пуалу, затем по причине совершенного равнодушия к учёбе, был переведён отцом на полный пансион в колледж Роллена, где и обучался в период с 1844 по 1848 год, также не проявляя никаких успехов. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне).
Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Мане хотел и писал то, что его волновало, а именно — современную жизнь. Родители Мане хотели сделать из своего сына юриста, но тот наотрез отказался от этой карьеры и ушёл в морскую школу. Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы – «батиньольская».
увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом («Женщина, подвязывающая чулок», 1880, Собрание Нансен, Копенгаген). Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Олимпией звали куртизанку, героиню романа и драмы Александра Дюма — сына «Дама с камелиями» это эффектное античное имя служило «творческим псевдонимом» многим дорогим парижским проституткам.
В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. В середине 1870-х гг. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины.
Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. перешёл к пленэрной живописи.
На его картине мы видим живых парижан 60-х годов прошлого века, непринужденно расположившихся на месте классических персонажей. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни. Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане.
Тем не менее в 70-е годы в своём творчестве художник испытал сильное влияние Клода Моне и Ренуара, которое проявилось, в частности, в его поздних, непревзойденных по живописному мастерству женских портретах и натюрмортах. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». В феврале 1871 года он покидает Париж и через несколько дней узнаёт о капитуляции французского правительства. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против).
С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Но и здесь картина «Завтрак на траве» приняла яростные нападки публики. Осуществившая дерзкий вызов общественной морали, картина поддается запрету в показе официальным салоном. К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом.
Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). В 1866 году художник сблизился с импрессионистами, признавшими в Мане своего лидера.
Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном. Возмущенные посетители пытались плюнуть на полотно, ударить его тростью или зонтом. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Возмущение художников было столь велико, что по приказу императора Наполеона III отвергнутые полотна показали в отдельных залах, а за выставкой закрепилось название «Салон отверженных».
После войны «банда Мане», как называли художников-«батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже. Лежащая на приготовленной постели девушка с картины Мане смотрит прямо на зрителя откровенным и немного циничным взглядом — как на только что вошедшего клиента и это злило респектабельных (по крайней мере, на публике) столичных буржуа. Эдуар Мане (1832-1883). Конфликт усугубился с появлением следующего произведения Мане – знаменитой Олимпии, которая также стала своего рода пощёчиной общественному вкусу. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из «Менин» Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем.
Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. Публика благожелательно встретила творения Мане Эдуара. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. В 1853 году он совершил традиционное для французских художников путешествие в Италию, где посетил Венецию и Флоренцию.
В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Хотя Мане впервые попал в Испанию только в 1865 году, все его раннее творчество проходит как бы под знаком испанской живописи. В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин «за туалетом», замечательные портреты и натюрморты.