Ведь есть и еще один загадочный момент, связанный с Джокондой картина живет своей жизнью и непостижимым образом влияет на окружающих людей. Ведь есть и еще один загадочный момент, связанный с "Джокондой" картина живет своей жизнью и непостижимым образом влияет на окружающих людей. Картина Мона Лиза (Джоконда) музея Лувр, без сомнения является поистине прекрасным и бесценным произведением искусств, однако причины её столь невероятной популярности следует объяснить.
Считается, что на картине изображена супруга торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо (отсюда второе название — «Джоконда»). Создание картины и изображённая на ней модель, были окружены множеством легенд и слухов и даже сегодня, когда белых пятен в истории «Джоконды» практически не осталось, мифы и легенды продолжают ходить среди множества не особенно образованных людей. Вот и вся информация, которую можно использовать для идентификации картины Мона Лиза (Джоконда).
Полное название картины — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. До сих пор идут споры, кто же изображен на картине Леонардо да Винчи «Джоконда». Одна из самых известных, если не самая известная картина в мире – это «Джоконда» Леонардо да Винчи. В свое время Вазари утверждал, что «Мона Лиза» (сокращение от «Мадонна Лиза») была написана с третьей жены флорентийского богача по имени Франческо ди Бартоломее дель Джиокондо, откуда и пошло второе название картины – «Джоконда».
Однако не исключено, что живописец ценил эту картину как пример наивысшего расцвета своего таланта: «Джоконда» действительно получилась необыкновенной для своего времени. Однако рано или поздно парижскому музею Лувр всё равно придётся заняться реставрацией картины Мона Лиза (Джоконда), поскольку, как считают реставраторы, тонкая основа из тополиного дерева, на котором она написана, со временем деформируется и долго не выдержит. Картина Леонардо да Винчи Мона Лиза (Джоконда): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. () Джоконда— не портрет. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Но ведь на версии картины из музея Прадо есть колонны, которые судя по всему были и в оригинале. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать.
На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Прославленный мастер к тому времени как художник уже был не слишком востребован в Италии. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Хитрый де Голль использовал симпатии к Франции Жаклин Кеннеди, в жилах которой текла французская кровь. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Так к художнику все и относились. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Полицейские решили, что, украв статуэтки, авангардисты вошли во вкус и устроили провокацию с картиной Леонардо.
Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Потратив на неё 4 года и покидая Италию в зрелом возрасте, художник увёз её с собой во Францию. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Меня удивило, что он маленький.
Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. К тому же он доверял профессионалам. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была.
Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Её сущность заключается в том, что здесь даётся одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок. Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета— «портрет, несомненно, писался долго и был доведён до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. На некоторых из этих работ через реку перекинут мост. По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей.
Они избрали ее объектом своих экспериментов. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Леонард был арестован. Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».
Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло».
Что вы видите перед собой. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Американский гинеколог Кеннет Д. Кил уверен, что Мона Лиза скрестила руки на животе рефлекторно стараясь уберечь своего пока не родившегося младенца. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка.
Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. После этих событий картина набрала небывалую популярность.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка.
Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Где любовь, там и ревность. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Итак, перед нами образ Богородицы.
Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Но она ли на картине. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Италия. На его стихи есть неплохие песни. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца).
Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Неспроста Леонардо выбрал позицию модели, очень схожую с позициями богоматери в итальянских картинах ХV века. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Ведь история знает немало примеров того, как отчаянное стремление закончить начатое становилось причиной самых невероятных случаев.
А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак». Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
На раме он заметил отпечаток пальца. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания.
Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной. Дерево, масло. В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом» изображая их тоже на фоне горной гряды.
Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой.
И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Париж.
Маленькие, красиво вырезанные ноздри, розоватые и нежные исполнены с величайшей правдивостью. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.
Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Обмороки около Джоконды у Леонардо, кстати, тоже были. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Горный пейзаж – символ горнего мира.
Катерина воспитывала ребенка первые несколько лет его жизни, а потом отец забрал сына в свой дом. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Будем считать, что мне повезло. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
Не было ее и у реставраторов. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Мона Лиза» (1503-1519). Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала.
Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах» и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его.
Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. Бельгиец Пьере был его секретарем. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. «Джоконда» впала в полное забвение.
Трудясь над Джокондой, Леонардо сильно подорвал здоровье. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя.
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Грустит она или улыбается. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»12. Время нещадно исказило картину до такой степени, что многие до сих пор ищут такие секреты Джоконды, каких просто нет.
Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Немецкие газеты платили той же монетой. Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах».
Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Была уволена администрация музея.
История искусств очень сложная вещь. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года.
Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. По одной из версий, она была реквизирована немцами и позже обнаружена в шахтах Альтаусзее в числе прочих шедевров, похищенных нацистами. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. «Джоконда» – не портрет. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция.
Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Цель этого похищения не выяснена однозначно. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.
В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа.
Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Трудно сказать, какому именно образу молился Вернон, вспоминая Марию-Антуанетту: была ли это настоящая Мона Лиза или неизвестная до сих пор Монахиня. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан.
Загадка Джоконды была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ.
Позже возникла версия о том, что Перуджа был всего-навсего исполнителем, а заказчиком кражи выступил аргентинский мошенник Эдуардо де Вальфьерно. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Только вот женщин там вы не найдете.
Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Все детали её исполнены с величайшим усердием.
Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. золотых экю.
Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. да там толпа. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка».
Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Я не говорю, что я совершенно прав. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.
Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «.
Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Благодаря мягкой гамме тонов, которые плавно перетекают из одного в другой, у зрителя, в зависимости от фокусировки взгляда, создается впечатление, что она то нежно улыбается, то надменно усмехается. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Vincenzo Peruggia). Никто не знает, кто обрезал картину.
Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. придумал загадочную улыбку Джоконды.
Разразился страшный скандал. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Часть работ попала в титульный список и существует там уже не зависимо от достоинств самой картины. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать.
Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Обмороки около "Джоконды" у Леонардо, кстати, тоже были. А еще – техника.
«Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной».
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». С апреля по июнь 1974 года «Джоконда» — возможно, самый известный портрет за всю историю человечества — проездом из Японии, где ее посмотрели 1, 5 миллиона человек, остановилась в Москве и два месяца выставлялась в Пушкинском музее.
«Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Эта загадка практически решена. Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения».
До него никто не видел в ней никакой тайны. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Родился в семье нотариуса.
Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Пабло Пикассо также находился под подозрением. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Ее перевели в покои министров.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы».
Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Как Мерилин Монро или Микки-Маус.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн.
Время шло – картина не появлялась. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Дети смеялись. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. 76х53 см.
Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Именно этот анонимный автор и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены. Но каких только мнений не существовало по поводу идентификации модели. Ему легко удалось пройти мимо сторожей.
Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Вот таким образом глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы.
Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. И больше заказов у Леонардо да Винчи не было. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией.
Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды».
Но затворницей Мона Лиза не была. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ).
Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева сделала невозможное, чтобы советские люди увидели шедевр: благодаря ее энергии была изыскана огромная страховая сумма (100 млн. долларов) и по ее личному заказу изготовлен специальный пуленепробиваемый футляр для экспонирования «прекрасной флорентийки». В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной».
Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Были допрошены сотни людей. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Существует версия, что картины на самом деле две. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, но воспитывался в доме и отца, вот таким образом получил основательное образование в чтении, письме и счете.
Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. А. С. Пушкина в Москве. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Ученым удалось разгадать эту загадку. Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлечённость пейзажа, почти полностью лишённого каких-либо признаков человеческого присутствия.
По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность.
Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен.
Художник присутствовал при этом свидании. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Как было с Малевичем.
Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы.
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Голова слегка повёрнута10. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре.
В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи.
Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. И Франциск – король-победитель.
Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила Моны Лизы, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один— в её одухотворенности. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Именно он и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены.
До него никто не видел в ней никакой тайны. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Под подозрением также находился Пабло Пикассо.
В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить.
Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Леонардо да Винчи, гений Ренессанса, был не только одним из величайших художников, но и великим скульптором, музыкантом, архитектором исследователем естествознания и талантливым изобретателем.
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо— Лизой Герардини8. Я имею ввиду его черный квадрат. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Кроме эротических фресок и скульптур ее украшали любимые картины Франциска, а он предпочитал все светлое и радостное.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины.
Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам.
Голова слегка повёрнута. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной.
Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Опасно попасть под обаяние этого призрака.
В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Возрождение. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало.
Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
В конце концов многие склоняются к версии что художник просто изобразил образ идеальной женщины, каковой та является по его мнению. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями.
По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Где-то между 1503 и 1506-м.
Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя.
Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Так он и спал на картине больше двух лет. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение».
О матери Леонардо почти ничего не известно. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде.
Доска (тополь), масло. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. То есть разобраться в этом механизме. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом.
У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Цель этого похищения не выяснена одназначно. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни.
Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории.
Потом разошлись по всему миру. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо самый же портрет почитается произведением необычайным ибо и сама жизнь не могла бы быть иной». Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов.
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Папа разгневался.
Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Так и с данной статьей. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
() Джоконда— не портрет. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена.
Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Джоконда стала персонажем криминальной и светской хроник вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»).
Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы.
Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински.
В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. С ним соглашается Лазарев: «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер.
Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках).
Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Vincenzo Peruggia). Трудясь над "Джокондой", Леонардо сильно подорвал здоровье. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой.
После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. До охраны наконец дошло, что картину украли. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. Эту картину надо просто один раз увидеть. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Назревала большая европейская война. Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. 77 x 53 см.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. «Джокондомания» охватила Америку. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра). Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.
Только чувство утраты рождает любовь. Ко времени написания данной картины Леонардо да Винчи достиг такого мастерства, что создал шедевр. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.
В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Леонардо получил свою фамилию благодаря городку Винчи к западу от Флоренции, где, предположительно родился 15 апреля 1452 года.
Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии.
В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Лувр. Это— зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы.