Картина Врубеля Михаила Демон сидящий: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Автор картины Демон сидящий – М. А. Врубель – был личностью неординарной. Картина демон сидящийВ разделе Живопись, Графика на вопрос напомните, кто автор картиныдемон.
Врубль экспериментирует с красками на фосфорической основе. А ведь создавал он их не с натуры, а по памяти или по фотографии. Он сумел передать главное в облике жителей преисподней: «серый, как пепел, цвет лиц ангелов мрака отталкивающ и ужасен, а в чертах абсолютно обнажена их хищная и безжалостная порода».
Фигура на картине еле очерчена. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы. Обвинив в уродстве сына себя, Врубель стал меняться.
маэстро быстрыми, угловато-рублеными штрихами возводил на листе бумаги тончайшую графическую паутину. Герой бесплотен в ранних вариантах поэмы Лермонтов упоминал про его чёрные глаза, но позже изъял из текста эту подробность— вместо сенсорного органа, которым наделены живые существа, появился взор— «неотразимый, как кинжал». Его сумасшествие странным образом граничит с тем, что он писал. Расплата была страшной – его постигла психическая болезнь, умер его ребенок. Все прежние творческие замыслы вдруг увяли.
Врубель решил показать зрителям свое видение момента встречи Демона и Тамары. » Мозаика каменных цветов, окружающая его, заставляет верить в его неземную сущность. Ведь удивительное и странно то, что Врубель закончил жизнь в психиатрической клинике.
Его картины поражают своей глубиной и неповторимостью умелым сочетанием красок и фона. «Мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня». Удивительно, но красивые и нежные растения кажутся вылепленными из камня. Именно это и хотел донести до публики Врубель.
Его философию те, кто родился в Советском Союзе, впитывали с молоком матери. Он увлекался философией Канта, посещал спектакли, влюбляясь в театральных актрис, спорил об искусстве и постоянно рисовал. В некоторые дни он изображал его величественным, властным и непобедимым. Впервые полный текст произведения увидел свет в Германии в 1856 году четырьмя годами позже полный вариант «Демона» вышел и в России3. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» ипортрет поэта Брюсова.
Ведь удивительное и странно то, что Врубель закончил жизнь в психиатрической клинике. Он был абсолютно равнодушен к юридическим наукам. Но белые каменные цветы справа от фигуры вселяют надежду.
По словам литературоведа Анны Журавлёвой, лермонтовская поэма в определённом смысле повторила судьбу другого запрещённого произведения— грибоедовской комедии «Горе от ума»: и то и другое обрело известность в российском литературном сообществе задолго до выхода первого издания благодаря чтению в кружках и распространению в списках5. В написанной в 1890 году в картине «Демон сидящий», прекрасный и искусительный герой изображен сидящим в меланхолическом оцепенении на фоне мерцающих самоцветами скал.
Картина была закончена настоящим мастером, который усовершенствовал свою систему рисунка. Заболел Врубель в 1902 году. Описание картины Врубеля «Демон» не было бы полным, если не упомянуть о пейзаже.
Картины М. А. Именно в этот Киевский период, М. Врубель начал работу над Демоном. Некоторых из них казнили, других пытали, а третьи и вовсе пропали.
В понимании Врубеля, Демон – не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески значит просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «Демон» означает «душа». Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». Отзыв другого критика — Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет арию. Врубель закончил ее к 1902 году и она стала последней в данной тематике.
Из безответственного, ветреного мальчика он стал талантливым и сильным мужчиной. В период (12 лет) пребывания в Москве им созданы самое большое количество шедевров его творчества. Работа Михаила Александровича явно подчеркивает важность и прелесть главного героя.
Врубель возвращался к нему вновь и вновь избиратя все новые материалы и техники воплощения образа в картину. Сухость, присущая постановкам в казенных театрах, чувствовалась во всем». Об этом свидетельствуют десятки не связанных между собой событий. Нужно сказать, что опыт подобного рисования у художника уже был. И, конечно изматывающая творческая борьба, в которой Врубель пытался запечатлеть сущность Демона.
Выполнена работа маслом на холсте. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Врубеля считали очень сложным человеком и художником. После Венеции Врубель завершил роспись храма. Помимо этого, Врубель написал еще множество чудесных работ, относящихся к данному блоку.
Врубель «Демон сидящий»— одна из лучших картин художника и наиболее известная миру искусства. Я этого не знаю». А что же случилось с иллюстрациями Лермонтовского демона. Именно там впервые экспонировалась полотно, прежде чем его увидел весь мир. Тогда он делал десятки разных набросков ичувствовал— не то.
Художник снимал холст с подрамника, вновь натягивал его, увеличивая свободное пространство в верхней части. Накануне смерти (1/14 апреля 1910 года) Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь— поедем в Академию». Речь шла об Эмилии Праховой. Кроме того, он начал терять зрение. На картине Врубеля «Демон поверженный» персонаж изображен в странной позе и с явно искореженным лицом. Она не оставляет равнодушным никого, ни неопытного молодого зрителя, ни умудренного искусствоведа, у всех она будоражит воображение и вызывает бурю эмоций, вызывает желание увидеть в глубине образа «падшего ангела», то что хотел донести нам великий и гениальный мастер кисти. Тамара откликается на его порыв и умирает в его объятиях.
Особо отмечалась техника живописи художника, основу которой составляли четкие крупные и ровные мазки кисти. Это был многогранный человек, никогда не останавливавшийся на достигнутом. И признался Эмилии в любви. Все преподаватели видели лидерство и превосходство юноши над другими учениками.
Юноша изображенный на картине, принял задумчивую позу. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Каждое утро художник приходил туда и исправлял детали своей работы. Панно было отвергнуто заказчиком. История любви фантома и земной красавицы— это история о «неодолимой и гибельной силе рока», в которой жертвой оказывается не только Тамара, но и погубивший её Демон, страсть которого сталкивается с «силой, гораздо более могущественной, чем он сам»12.
Во второй половине XIX столетия в России появилось около двух десятков сатирических переложений и переделок «Демона»— иногда они создавались для полемики с оппонентами иногда выполняли роль пародий. «Демон» Врубеля – это изображение настоящей трагедии, которая все же отрицает зло. Художник множество картин выполнил в русской тематике, среди которых наиболее популярна «Царевна-Лебедь», написанная в 1900 году.
Демон был где-то далеко, на вершине горы, может быть, даже на другой планете. По задумке демон сидящий должен олицетворять титана. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску. Специально суженый Врубелем размер картины ограничивает пространство демона, заточая его в него, как бы делая его узником Творца.
В марте «Демон» был представлен в цензурное ведомство. Тех миров, которые видели они, мы не видим». Врубель подавлен, часто плачет, считает себя никуда негодным. » Он тут же порвал рисунок в клочья. Именно в этот Киевский период, М. Врубель начал работу над "Демоном". Про Карла Маркса вообще молчу.
Вдобавок окружение ее на сцене было лишено поэзии. Но ведь на проблему можно взглянуть и под другим углом. Владимира из которых были осуществлены только орнаменты. Он был уверен, что в смерти мальчика виновны картины, на которых изображен демон.
На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся ангажемент в Харьковской опере, она пела партию Маргариты в опере Ш. Гуно «Фауст». Внизу одно из них. Картины не были пророческими.
Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. После того как на одной из выставок была представлена картина Демон сидящий (1890 г. ), Михаил Врубель рассказал в письме другу о своих довольно странных представлениях о символе зла и коварства. Первыми акварелями, которые покорили всю Академию, стали «Пирующую римляне» и «Введение во храм». Первой из них был «Пан» в 1899 году, за которым, в следующем году, последовали «Сирень» и «Царевна-Лебедь».
Ее отец, Иван Петрович, в юности сам неплохо рисовал и интересовался искусством. Благодаря таланту и упорству можно многого в жизни добиться. Иногда художник мог даже заплакать над полотном, настолько сильно он его чувствовал. «Печальный Демон, дух изгнанья» — образ, который сразу же возникает из первых строк поэмы при взгляде на полотно М. А.
По современному выражению, полотно художника является визитной карточкой поэмы «Демон». » Они не понимали, что Врубель сравнивает свое полотно с оригиналом, который видел воочию. Может вот таким образом в его взгляде столько безысходности и равнодушия к окружающему его миру. Но Эмилия его любовь отвергла. Слушательница выступления Забелы в харьковском спектакле говорила: «Надежда Ивановна была в таком виде, как она изображена в панно Врубеля «Фауст и Маргарита». Имя Врубеля окружено ореолом легенды.
Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского. Он создал образ смятенного духа, который не в силах вырваться. Было решено отправить его в Петербургский университет. Тогда же Бенуа и Дягилев приняли решение доказать публике вменяемость художника и организовали в ноябре 1902 года выставку тридцати шести его работ, в том числе всех трёх живописных «Демонов». Вот так, под вдохновением от поэмы Лермонтова появилась на свет картина «Демон».
Михаил Александрович был прекрасно образован, закончил Петербургский университет, два факультета— юридический иисторико-филологический, причем оба сзолотой медалью, говорил на восьми языках. Врубель стал значимой фигурой в мире русского искусства в 1890 году, когда он создал свои наиболее известные картины, одна из которых «Демон сидящий». Брюсов вспоминал эти сеансы вбольнице.
Картина, которую написал Врубель («Демон сидящий»), была создана в 1891 году. Хрестоматийный пример – Ван Гог. Все люди верят, что «играть с огнем», в данном случае с дьяволом, нельзя. Как следствие, у него обнаружили третичный сифилис. Гениально одарённый Михаил Александрович Врубель оставил неповторимый след в искусстве.
Лицо Врубеля за работой постоянно изменялось, как будто он видел новые фрагменты одного фильма, потерявшиеся и перепутавшиеся в его памяти. Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона. Автор долгое время улучшал свое творение, постоянно переделывая некоторые черты картины. Ранние живописные изображения Демона неизвестны, так как были уничтожены самим автором. Врубель сделал для нее много эскизов костюмов. Картина создана не из мазков, а как бы из кристаллов. Это дало ему мощный толчок к написанию эскизов "Надгробный плач", "Воскресение", которые к сожалению не были претворены в жизнь (это были эскизы для Владимирского собора в г. Киеве).
Свобода, которую олицетворяет собой персонаж, выглядит слишком сжато. Критики утверждали: «декадентское уродство». Позже Даниил Андреев напишет в своей метафизической «Розе мира», что Врубель ничего не выдумывал и интуитивно написал метапортрет одного из ангелов мрака. Врубель, говорят, специально нарисовал картину на узком холсте. Врубель писал, что демон – это состояние его души.
Сумасшествие художника привлекло к нему внимание прессы. История Демона Врубеля начинается с неразделенной любви. В 1838-м поэт подарил своей возлюбленной Варваре Лопухиной авторскую рукопись с посвящением: «Я кончил— и в груди невольное сомненье. »3. Поверженный демон выглядит ничтожно и вызывает жалость.
Он дал на своих полотнах пристанище демонам, а быть может, это демоны захватили его. Но Демон постоянно менялся, ускользал иэтот поединок становится наваждением для художника. И та «грязь», как называли люди работы талантливых личностей, сегодня именуется настоящим шедевром, который, кажется, ни кому не под силу повторить.
«Реабилитация» произведения во многом состоялась благодаря художнику Михаилу Врубелю, создавшему образ Демона в тридцати иллюстрациях к юбилейному двухтомнику Лермонтова и написавшему картины «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1899) и «Демон поверженный» (1901—1902). «Летящий демон» – картина Врубеля, которая появилась через 9 лет после первого полотна, заслужившего всемирное признание. Он так четко их представлял и проникся их сущностью, что потихоньку терял самого себя. Знаменитый русский художник Врубель Михаил Александрович, появился неизвестно откуда. Не все из них согласились. Впервые увидел он своего Демона в Москве, где думал провести несколько дней (по пути из Казани в Киев), а остался в ней почти до конца своей жизни.
Даже несмотря на то, что герой пал, он все еще дышит и будет жить. На ужине присутствовали Серов, Пастернак, Нестеров и другие. Делая анализ картины Врубеля «Демон поверженный» нельзя не сказать о фоне, на котором расположился персонаж. второго. Чтобы как-то выразить свою безответную любовь, Врубель рисует демона и пририсовывает ему голову своей возлюбленной. От этого он становится бессильным (об этом свидетельствует поза, в которой он сидит, – обхватив колени руками).
А продавать свой талант за деньги Врубель не очень хотел. Примерно в 1837 году Лермонтов «переселил» действующих лиц поэмы (получившей второе название— «Восточная повесть») в Грузию, насытил произведение деталями кавказского быта, добавил этнографические элементы. «Принцесса Грёза»— вечная мечта художников опрекрасном. Символично, что последняя картина в этой трилогии должна была быть наиболее яркой.
По мнению литературоведов, запрет поэмы способствовал росту её популярности, вот таким образом современники Лермонтова в основном давали «Демону» весьма высокие оценки. Пейзажи Врубеля достоверны и очень декоративны. Врубель и раньше обращался к этой тематике иллюстрируя произведение Лермонтова Демон. Позже «позу демона» стали использовать и другие художники, ведь она передает скорбь, всеохватывающую и непреодолимую. На рисунке главные герои словно не испытывают никаких чувств. Им восхищались художники Валентин Серов и Константин Коровин, Илья Репин. Художник был одержим образом Демона.
Однако молодому князю не суждено добраться до свадебного стола: в пути на его караван нападают абреки и конь приносит «удалого жениха» к воротам дома Гудала уже мёртвым1. В другие времена делал его страшным, ужасающим, жестоким. Подытоживая, отметим, что «Демон» Врубеля – это не что иное, как борьба между двумя силами: света и тьмы.
Он очень надеется, что вМоскве унего все сложится по-другому. Последнюю картину – портрет поэта Брюсова – он так и не дописал. Художник даже признавался близким, что демон являлся ему вживую. Автор вел себя очень странно в эти годы. Он нарисовал их поломанными, но на самом деле, писал Д. Андреев, «их крылья не повреждены, но самая возможность пользования ими мучительно сужена». Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
Врубель сходится сабрамцевским кружком икак-то быстро вписывается вмосковскую жизнь. Художнику удалось лучше других понять чувства великого поэта и изобразить образ на бумаге. Ряд из них основан на сказках и русских традиционных народных рассказах. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Белинский был настолько впечатлён «Демоном», что для своей невесты— Марии Васильевны Орловой— подготовил своеобразный подарок: переписал текст поэмы в отдельную тетрадь и отдал её в переплётную мастерскую7.
К некоторым его работам он нарисовал чудесные картины, на одной из них и был изображен демон. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Внизу одно из них. Из этих иллюстраций художник позднее, через десять лет создал три огромных полотна, первым из которых был «Демон сидящий».
Он пытается поглотить героя, который уже пошел у него на поводу. Его Демон остался верен своей натуре. После этого отбыл воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса. Это дало ему мощный толчок к написанию эскизов "Надгробный плач", "Воскресение", которые к сожалению не были претворены в жизнь (это были эскизы для Владимирского собора в г. Киеве). Жизнь у смельчаков складывается трагически по совсем другой причине.
Однако у Врубеля его демоны иногда вызывают сомнения этой победы, это заметно в одной из главных работ художника «Демон сидящий». После эйфорического подъема работы Врубель впадает втяжелую депрессию. И ему изображение на картине кажется его бледной копией.
Именно с этого рисунка и началась Лермонтовская линия в творчестве Врубеля. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой. И художник выбирает. «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб. Михаилу Врубелю до самого последнего момента не нравился итоговый результат. Тени наступающей ночи уже можно видеть на картине.
В этих работах можно увидеть роскошь, любовь, смерть, печаль и тленность. Врубель оцепенел, неужели его кисть гения повредила собственному ребенку. Врубель поехал следом. «. Теперь уже Врубель мнил себя не гением, а злодеем, погубившим собственного сына.
Издатели считали, что стиль рисунка у Врубеля чересчур вычурный, а вот таким образом он плохо сочетается с иллюстрациями других художников. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Он искал этот образ, написав несколько произведений. Внизу одно из них. Демон поверженный – это воплощение зла и красоты одновременно. На полотне мы видим задумчивого юноши, который чем-то опечален. Переменил мнение о Врубеле и А. Н. Бенуа, добавив в вёрстку своей «Истории русской живописи XIX века» эмоциональный пассаж об «истинной поэтичности» творчества Врубеля.
Он продолжает свою тяжбу сБогом, смиром, слюдьми. Фон Мекк, купив картину, устроил званый вечер для чествования художника. Так, поэт Василий Курочкин использовал лермонтовскую поэму для написания сатирического портрета журналиста Виктора Аскоченского: «Печальный рыцарь тьмы кромешной, / Блуждал Аскоченский с клюкой, / И вдруг припомнил, многогрешный, / Преданья жизни молодой». Большую роль в его творчестве сыграло пребывание в Венеции в течение нескольких месяцев. Был внем большой талант, ав душе бушевали большие страсти.
Удивительно то, что разница в их написании – девять лет. Вскоре появились статьи, в которых профессиональные художники писали, что «Демон поверженный» «содержит то, что должно быть во всяком произведении истинного искусства». На самом деле художник писал реальные для своего времени картины. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Позже будущий его зять, Михаил Врубель, написал с него свое известное панно Богатырь. В жизнь художника пришла любовь — бич и вдохновение возвышенных натур.
Картину «Демон поверженный», которая уже висела на выставке, он все пытался улучшить, дописывая ее на глазах у изумленных посетителей. Она так смотрит на ребенка, что начинаешь за него волноваться. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения.
Он не следовал анатомической правильности. Многие считают, что именно из-за своих выдуманных персонажей Врубель и сошел вскоре с ума. Последние работы Михаила Врубеля «Демон сидящий» (1890 г. ), «Демон летящий» (1899 г. ) и «Демон поверженный» (19011902 гг. ), сыграли печальную роль в судьбе художника. Ничего демонического во Врубеле не было ивсе же, почему именно Демон. А все объяснялось просто: ее привлекал его гений, но жить ей хотелось благополучно. Большую роль в его творчестве сыграло пребывание в Венеции в течение нескольких месяцев.
Картины Михаила Александровича Врубеля имели отличительный, особенный стиль. Из баллады вырастает романтическая поэма с её «необъятным космосом», а в монологах Демона звучат отголоски «общей драмы лирического героя лермонтовской поэзии»17. Если в 1860-х годах отношение к «Демону» в среде литературных критиков было зачастую скептическим, то ближе к концу XIX века— на фоне растущего интереса к русской поэзии— поэма и её герой вновь обрели актуальность8. Смотря на демона сидящего, можно понять, что этому юноше уже много пришлось перетерпеть. Самоотдача художника своей работе настолько высока, что высокое Творчество доминирует над разумом Михаила Врубеля. Он стремился сделать его сильным и несломленным.
Гениально одарнный Михаил Александрович Врубель оставил неповторимый след в искусстве. По мнению художника, демон был воплощением страдающего и скорбного человека. Без этих белых пятен фигура визуально бы упала в сторону.
Друзья недоумевали: «Ты же создал шедевр. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. Это падшее существо, которое пытается найти свое место в этом мире. Например, костюм Маргариты, почти в таком же одеянии он изобразил ее в панно «Фауст и Маргарита».
Михаила Врубеля поместили в психиатрическую клинику. Такой необычный эффект был получен художником при помощи использования плоских мазков. Так началась их жизнь вместе. Сюжет, который нарисовал Врубель («Демон сидящий»), повествует о его усталости и бессилии. Сложно сказать, что послужило тому причиной.
Александр Бенуа, наблюдавший за этой лихорадочной работой над «Демоном поверженным», писал потом: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Понимая, что её «терзает дух лукавый», Тамара просит отца отправить её в монастырь. Поражает, насколько сильно влияние творчества Лермонтова на М. Врубеля. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Михаил Врубель обожал работы Лермонтова, а также духовный мир и жизнь своего кумира. Он выходит из больницы, живет вПетербурге, пишет ирисует.
Врубелю даже пришлось перерисовывать некоторые иллюстрации. Художник страдал от психологического расстройства и вот таким образом постепенно терял зрение. Из серии популярных работ, посвященных поэме Лермонтова, также выделяется картина «Демон поверженный». Новый день все равно настанет вне зависимости от того, хочет этого человек или же нет. Этот набросок художник уничтожил. И теперь он мог сотворить живую Маргариту.
Он предложил ему поработать над реставрацией Кирилловской церкви. Закат дня, написанный в холодных оттенках, должен донести до зрителя мысль, что в жизни все плохое когда-нибудь заканчивается. Но ничего не почувствовал, кроме раздражения. За ней последовала новая работа. В первых, самых ранних версиях произведения отсутствовало конкретное место действия— история происходила на фоне «условного романтического пейзажа».
Михаил Врубель – один из самых значительных русских художников рубежа XIX—XX веков. В 1899 году, ровно через 9 лет, был представлен еще один шедевр, который создал Врубель – «Демон летящий». Последний демон, которого написал художник, стал для него пророческим.
Он все мои картины исказил». и мы уже предвкушали неудачу художника. Недолго работал в главном военно-судном управлении. Будучи неземным существом, Демон влюбляется в смертную девушку.
Для него работа во Владимирском соборе была «путем ксвету», путем постижения великих ценностей. Именно картина «Демон» Врубеля удачно соединила в себе черты романтизма, грусти и многозначности. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Даже друзья художника заметили, что демон слишком непропорциональный. Отстраненность Тамары и отсутствие предчувствия смерти делает иллюстрацию более значимой.
Для юного художника Врубеля демон стал настоящим прорывом. Гениально одарнный Михаил Александрович Врубель оставил неповторимый след в искусстве. Идея Михаила накрасить нос перед обедом зеленой краской, в цвет своему бодрому настроению, казалась ей ужасно смешной.
Для Тамары всё происшедшее оборачивается потрясением. Он искал того, чего не было, стремился передать читателю то, чего сам до конца не знал. Художник хотел изобразить гордого персонажа, которого невозможно победить.
Закат дня в углу полотна можно трактовать как закат человечества, победу зла над добром. «Ее Царевна-Лебедь, также запечатленная на полотне Врубеля — это видение, созданн ое народной фантазией. Его возлюбленная была замужней дамой, вот таким образом ни о каких взаимных чувствах не было и речи. Никто не знает, что стало причиной возобновления работы, но картина «Демон сидящий» была не последней.
Написанный Врубелем «Демон поверженный» имеет серую цветовую гамму. Работа над картиной «Демон сидящий», Врубель начал в доме Саввы Мамонтова в Москве. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Этот образ поработил художника и стал для него роковым. Но художник держался до последнего. Он сидит, обхватив ноги руками и смотрит вдаль. Чуть позже диагноз подтвердился. Как уже отмечалось выше, для Врубеля демон не был чертом или дьяволом, он был существом, похищающим человеческую душу. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры.
По законам жанра, подобное попрание традиций чревато немедленным наказанием. Затем он сделал карьеру на государственной службе, но продолжал увлекаться музыкой и живописью и дочерей своих, Екатерину Ивановну (Yekaterina Ivanovna Zabela) и Надежду Ивановну, воспитал в атмосфере искусства. Только в 1917 г. картина поступила в музей. Но особенно волновал Врубеля образ Тамары в ее исполнении в «Демоне».
Художник мечтал создать гениальные произведения и много работал. Но и в келье дочь Гудала постоянно слышит манящую речь. Она брала в подарок от него карандашные наброски. А стоило прислушаться к его вроде бы бессвязным речам и в них начинала проглядывать логика, смысл и чувство.
Врачи разрешили Врубелю уехать в Петербург, быть с семьёй, ему уже не требовалось лечение. Он сидел грустный в лучах заката или разноцветной радуги. Но в данном случае речь идёт не только о проступке молодого князя, но и о незримом вмешательстве в его судьбу Демона, решившего устранить счастливого соперника: «Его коварною мечтою / Лукавый Демон возмущал: / Он в мыслях, под ночною тьмою / Уста невесты целовал»16. В целом картина «Демон» Врубеля наполнена золотистыми, красными, лилово-синими тонами, которые придают ей абсолютно разный вид при разном освещении.
Показать, что демон всегда остаётся гордым и непобедимым, даже будучи низвергнутым. Имя Врубеля окружено ореолом легенды. Но если, к примеру, местом действия «Потерянного рая» является некое метафизическое пространство, то история Демона происходит на фоне земного— кавказского— пейзажа, среди гор.
Осенью 1883 года профессор А. В. Прахов по рекомендации П. П. Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. Чтобы увидеть созданий иного мира, надо обладать особой, чрезвычайно восприимчивой душой, которую мы, в быту, часто называем «больной». Так, большим поклонником лермонтовского произведения являлся литературный критик Виссарион Белинский, отмечавший в одной из своих статей, что, несмотря на «некоторые художественные несовершенства», «мысль этой поэмы глубже и зрелее, чем мысль Мцыри».
Там он познакомился со своей женой, оперной певицей Надеждой Забелой. Его земные и божественные существа похожи. Расплата была страшной – его постигла психическая болезнь, умер его ребенок. Его сумасшествие странным образом граничит с тем, что он писал. Спектакль Онегин прошел прекрасно».
Наконец Демон, долго наблюдающий за своей избранницей, решает появиться в её обители. Врубель, в свою очередь, согласился и принялся писать иконы. Примерно тоже самое происходило с Врубелем. Люди с особой душой знают, что такое — совершенство и мучаются от его недостижимости.
На картине Врубеля «Демон летящий» изображена гористая местность и посередине фигура героя. Например избыток роскоши на картине «Девочка на фоне персидского ковра», стала символом непостоянства, печали и неизбежности конца. С того момента, как его взор падает на Тамару, окружающие её пейзажи становятся иными. Куда мы без Канта, Гегеля, Шопенгауэра.
Все, что приходило ему в голову, вскоре появлялось на холсте. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец, Александр Михайлович (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). На полотне демон сидящий изображен в виде юного титана. На лице мальчика выделялись синие и невероятно огромные глаза. Слишком много физических и душевных сил отдал Михаил Врубель творчеству.
«Демон и Тамара» – это одна из иллюстраций к сборнику Лермонтова. Годы обучения в Академии, для Врубеля были счастливыми. Однако в итоге эту идею не удалось воплотить на полотне.
К сожалению, «Демон» Врубеля не принес художнику ничего хорошего. И это не первая работа, уничтоженная им в муках его творчества. В апреле 1902 года Врубель попадает впсихиатрическую больницу. Там же, где и находилось два столетия назад – в Третьяковской галерее. Слишком он был своеобразен и свободолюбив.
К их числу относят картины «Гамлет и Офелия», «Девочка на фоне персидского ковра», «Гадалка», «Богатырь», «Микула Селянинович», «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь», а также многие другие. Дали только орнамент нарисовать. Это видно на рисунке по мускулам, осанке и выражению лица героя. Внезапно внимание Демона приковывает к себе княжна Тамара— дочь седого Гудала. Согласитесь, аллегорично.
К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья. Авторы статей в «Мире искусства» писали о нём в тоне подведения итогов, употребляя прошедшее время: «он был». «Демон и Тамара», а также другие иллюстрации не были так высоко оценены зрителями. Его сумасшествие странным образом граничит с тем, что он писал.
Врубель изображал движение интриги, молчание и тайну. Мир, прежде нагонявший на героя скуку, обретает краски и звуки— в нём расцветают розы, звенят горные ручьи, шумит молодая листва10. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя.
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Его художник читал по-особенному.
Образ Демона был интересен Александру Блоку, который назвал его «первым лириком». Возможно, здесь сказалось влияние Василия Жуковского, в балладах которого пейзажи «отличались явно повышенной гористостью»19. И «Микула Селянинович»— сила земли русской. Лермонтов писал в течение десяти лет с 1829 года по 1839 год, работа над образом демона художником длилась 12 лет. Врубель Михаил Александрович «Демон сидящий»начал писать в 1890 году и ее увидел свет в 1891 году, картину «Демон летящий» он написал в 1899 году, картину «Демон поверженный» закончил в 1902 году.
Пророчества вскоре сбылись. Она обладала лирико-колоратурным сопрано и покорила художника своим голосом и красотой. А врубелевские ангелы, с громадными глазами, внушали конкурсной комиссии страх.
Именно в высшем учебном заведении были видны изменения в молодом человеке. Не нужно бояться своей уникальности. Описание картины Врубеля «Демон» можно найти в различных источниках и значение изображения будет трактоваться также по-разному.
Снижение уровня его здоровья препятствовало тому, чтобы он продолжал свою работу в таких темпах, хоть он по прежнему продолжал писать картины, уже на более мистический лад, такие как «Жемчужина» (1904 год). Его угрюмое выражение лица, вопросительные складки на лбу и печальные глаза скорее вызывают сочувствие, чем отвращение. Он сильный, мощный, уверенный и по воле событий у него нет выбора.
Прошение было удовлетворено. Разум художника неумолимо погружался во мрак. Да, мог бы, но в жизни Врубель никогда не искал простых путей. Слово демон в переводе с греческого означает душа. Гудал хоронит дочь возле храма, стоящего на высокой скале1.
И хотя демона окружают собой цветение и жизнь, за его спиной по небу разливаются умирающие лучи заходящего солнца. Ясно одно: тематика, выбранная Врубелем, всегда остается актуальной. Традиционно отзывы были недоброжелательными, например, в газете «Русский листок» в июне вышла статья «Душевнобольные декаденты», вызвавшая официальные опровержения. Художник утверждал, что люди заблуждаются относительно этого существа. Он писал множество портретов, делал наброски, эскизы, начал работать над темой Демона. Это был гимн любви, вечный вопрос, который он задавал себе.
Он родился с уродливой заячьей губой. Художник работал по 24 часа в сутки, забыв обо всем на свете: жена, друзья, сын Савочка, весь привычный мир отодвинулись куда-то далеко, остались только он, Демон и упоение изнурительной, беспощадной борьбы. И вправду, до того, как художник принялся за вторую работу – «Демон летящий», – он чувствовал себя великолепно и совершенствовал своё мастерство рисования. На ней можно увидеть стесненную фигуру демона, как будто зажатую между перекладинами рамы.
Одни ходят к психотерапевту, другие ведут дневник. Это дало ему мощный толчок к написанию эскизов Надгробный плач, Воскресение, которые к сожалению не были претворены в жизнь (это были эскизы для Владимирского собора в г. Киеве). Отметим, что герой также не является запуганным, потерянным мужчиной. Врубеля. Осенью 1886 года, Врубель, показывая отцу первые наброски «Демона сидящего», сказал, что дух героя незлобный, а скорбный и страдающий, но при этом демон остается властным и величавым.
Цикл картин «демоны», по словам Врубеля, воплощают терзания ищущего человеческого духа. М. Ф. Удивительно, в Киеве художник занимался рисованием Богоматери, а в Москве ему предложили рисовать демона.
Он искал этот образ, написав несколько произведений. Здесь многие литераторы проводят параллель между Лермонтовым и Врубелем. Все его интересы были за пределами университетских стен. Это дало ему мощный толчок к написанию эскизов Надгробный плач, Воскресение, которые к сожалению не были претворены в жизнь (это были эскизы для Владимирского собора в г. Киеве).
Эта работа вызывала самые разнообразные эмоции у людей. Они часами беседовали о искусстве и отношениях между людьми. Угадал, по мнению Д. Андреева, Врубель и ущербность их прекрасных крыльев.
Все потому, что все художники, которые рисовали демонов, вскоре умирали. Ведь первые его творения считали чудом и переворотом в искусстве. Спустя некоторое время, его душевное здоровье поправляется, он выходит из больницы. Краски на картине становились всё ярче, но взгляд Демона тускнел и принимал все более и более гневное выражение. А вот складки плаща и фон хорошо проработаны.
Но как было на самом деле, остается загадкой. У художников есть поверье: нельзя изображать дьявола. Где находится это полотно сегодня. Демон высосал у своей жертвы все силы, опустошил душу и погрузил разум во тьму безумия. Но не в каре дело. Автор не преследовал эту цель.
Демон Врубеля появился в связи с юбилейным изданием одноименной поэмы Лермонтова. Христос и Демон — вот два образа, между которыми металась душа художника.
Но в отличие от своего первого демона, второго художник так и оставил незавершенным. Но прежде чем забрезжит утро, в силу вступят серо-черные краски. Врубеля настолько покорили преподавателей и гостей Академии, что через некоторое время профессор Прахов пригласил Михаила в Киев. По замечанию литературоведа Анны Журавлёвой, ключевыми словами, определяющими характер Демона, являются «печальный» и «изгнанье».
Иллюстрация сделана на ватмане акварелью. Простор, к которому устремлен его взгляд, остается недостижимым. В то же время поэт оставил герою вполне материальный «аксессуар»— крылья. Почему так происходило. Михаил Александрович вневероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Надежда Ивановна была очень хороша и стильна.
Творчество Врубеля часто связывают именно с 1880 годом. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Демон вновь объявился в жизни Михаила Врубеля спустя десять лет.
Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты». Он говорил, что люди не понимают это существо, считают его дьяволом, врагом рода человеческого, а на самом деле даже само слово «демон» переводится с греческого как «душа». Казалось, ничего демонического вМихаиле Александровиче Врубеле не было. Мир окружающий его хоть и сказочно прекрасный, но холодный и окаменевший. А кто в 24 года не ощущает себя гением.
Это дьявол делает смоими картинами. Но с1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. 5 (17) марта 1856 года в семье строевого офицера появился на свет маленький Михаил Врубель. Самое главное, так сказать, суть картины заключается в ее смысле. В 1901 Врубель нарисовал впечатляющую картину «Демон поверженный». Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен.
В результате обследования было обнаружено, что нервная система художника нарушена. С этого момента юная княжна теряет покой. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином. Здесь все строится на «чуть-чуть», на тончайшей и зыбкой грани. Но у Врубеля было другое мнение на этот счет.
Герой должен созерцать происходящее. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Демон. Работая над картиной, Михаил Александрович опустошал самого себя. Художник умер 1 апреля 1910 года. К ужасу супруги он пророчит скорую беду в их семье.
И они не были радостными. Врубель преподал урок всему современному поколению. Оно и неудивительно.
Жанровое своеобразие «Демона» заключается в том, что произведение соединило в себе романтическую поэму, балладу и лермонтовскую лирику15. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. То же самое говорил о своем Демоне Врубель.
Вот один из киевских отзывов: «Г-жа Забела, с которой мы познакомились впервые в этом спектакле, создала такой поэтический в сценическом отношении образ, была так безупречно хороша в вокальном отношении, что с первого своего выхода на сцену во втором акте и с первых же ноток своего вступительного речитатива, пропетого безукоризненно, вплоть до заключительной сцены в темнице последнего действия, — она всецело завладела вниманием и расположением публики». Картина «Демон сидящий» —это результат соединения во временном континууме в полвека литературного образа, созданного великим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, с зрительным образом, созданным не менее гениальным русским художником Михаилом Александровичем Врубелем. Задумчивый мужчина не кажется нам отталкивающим.
Демон летит между небом и землей, рассекая узкое пространство, отведенное ему автором. Это побудило его обратиться к театральной живописи и дизайну костюмов по воспоминаниям современников, он стал собственноручно одевать жену перед спектаклями, переделал костюм для роли онегинской Татьяны. Последняя картина Врубеля – «Демон поверженный» (последняя из серии, написанной для поэмы Лермонтова) – находилась в Московской галерее и была готова к выставке. Хозяин любезно предложил свою студию Врубелю для работы над картиной.
У него правильные черты лица, сильное тело, густые темные волосы. Но сам автор разграничивал понятия «черт», «дьявол» и «демон». Другой критик— Василий Боткин— в одном из писем упоминал, что в образе Демона присутствует «отрицание духа и миросозерцания, выработанного средними веками»3.
Лекарства здесь не помогают, единственное это молить Бога о его спасении. Рассказывая Тамаре о своих полётах в «эфире», Демон признаётся: «И скрылся я в ущельях гор / И стал бродить, как метеор». Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Никогда еще художник не работал над своими картинами так страстно и с такой одержимостью. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. И только один-единственный образ неистово взывал к действию. Тематика его работ тут ни при чем.
В клинике доктора Бари художник провел последние годы своей жизни. К примеру, публицист Варфоломей Зайцев, отзывавшийся о Лермонтове как о кумире «провинциальных барышень» и «пятигорском фате», в статье, посвящённой творчеству Михаила Юрьевича, с помощью язвительного пересказа поэмы продемонстрировал нелогичность действий главного героя сам сюжет произведения показался рецензенту лишённым здравого смысла.
При взгляде на полотно кажется, что перед глазами находится не живопись, а качественно сделанная аппликация. И решила, что стабильности от жизни с художником не дождешься. Он неотступно преследовал мастера, манил неуловимостью облика. Поэт Дмитрий Минаев в 1880 году написал современную вариацию на тему «Демона», сохранив интонацию и ритм первоисточника: «Печальный демон, дух изгнанья, / К земле направил свой полет, / Печальный демон, но не тот, / Что у Ефремова в изданьи». Также потрясающими работами считаются такие произведения, как «Ангел с кадилом и свечой», «К ночи», «Пан» и множество портретов выдающихся личностей.
Дело в том, что художник не считал этого персонажа чем-то злым или порочным. Вместо мечты и сказки предстанут лишь грубые декорации, все станет предметным и плоским. Знобит от его взгляда. Как признавался сам художник, ему не раз становилось легче после того, как он изливал свою душу на холст. Художник был одержим образом Демона. Это была Царевна-Лебедь русской поэзии, в н ей и русские детали (кокошник) и лирическая задушевность и мелодичность пушкинского образа.
Действие картины разворачивается на фоне заката. Как были оценены иллюстрации Михаила Александровича Врубеля. Уже в 1890 году в Москве М. Врубель пишет «Демона сидящего». Так что глупо полагать, что именно «темная» тематика, выбранная художником, погубила творца. Ему дана власть, за то, что ябудучи не достоин, писал Богоматерь иХриста.
Он становился вспыльчивым и дерзким, всех критиковал. Шаляпин рассказывал о картине, что демон его потряс. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. В Михаиле Врубеле проснулась странная энергия, мятежность. Ведь до этого момента бывший студент еще не успел толком поработать. Известность художника пришла после того, как П. Кончаловский работал над юбилейным изданием сочинения Лермонтова и увидев набросок к демону, решил заказать иллюстрацию неизвестному художнику. На ней также был изображен главный герой, но уже с крыльями. Итак, у Врубеля был Кант.
Работы мастера понравились заказчику, ему увеличили гонорар, он мог бы прославиться. Они уравновешивают композицию, выступая противовесом открытому пространству слева. В его доме в Москве в 1890 году художник пишет картину «Демон сидящий» (холст, масло 114х211 см). Финал был предсказуем. Когда он познакомился сНадеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и«Микула Селянинович». Обратите также внимание на фон, который заполнен символическими изображениями огненно-красного заката (огонь часто символизирует конец света) и загадочными, нереалистическими цветами. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля.
На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Реализм был не важен для него. Врубель для поэмы написал 30 акварельных иллюстраций, среди которых «Демон сидящий». «Прекрасному поверженному злу» должно преклоняться, как поклоняются другим образам мучеников. Одним из самых первых изображений Демона была картина «Демон сидящий», которая сейчас хранится в Третьяковской галерее. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Так ему становилось легче.
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Её рыдания прерывает «волшебный голос», который произносит слова утешения и обещает прилетать к ней вновь и вновь. Это был полный провал. Фигура кажется настолько огромной, что частично даже не помещается в полотно. Искусство было дыханием и мышлением Врубеля. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим.
Демон написан сидящим на горе, в окружении цветов. Однако позже цензура объявила о недопуске «Демона» к печати. Он искал этот образ, написав несколько произведений. «Демон летящий» – отрицательный персонаж, который мешает людям проявить силу воли и оставаться на стороне добра, то есть быть справедливыми, честными, чистыми разумом и сердцем.
Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Помимо работ, связанных с поэмой Лермонтова «Демон», художник представил миру другие шедевры искусства.
Исследователи отмечают, что в блоковском стихотворении «К Музе» присутствует перекличка с лермонтовской поэмой— речь, в частности идёт о строчках: «И такая влекущая сила, / Что готов я твердить за молвой, / Будто ангелов ты низводила, / Соблазняя своей красотой» Своеобразной литературной реминисценцией является и написанное в 1916 году стихотворение Блока «Демон», в котором получают продолжение монологи лермонтовского героя: «Я пронесу тебя над бездной, / Её бездонностью дразня»3. Интересным является то, что ежедневно Михаил Александрович переделывал образ демона. И Врубеля отстранили от работ за то, что не благостный. Врубель переписывал своих Демонов десятки раз.
Как наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине». Его творчество ограничивалось росписью киевского монастыря, где он восстанавливал фрески. В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. Книги раскупались как в момент их издания, так и продаются сегодня. Поэму М. Ю. Несмотря на посвящение, работа над поэмой продолжалась вплоть до февраля 1839 года3.
Ведь удивительное и странно то, что Врубель закончил жизнь в психиатрической клинике. Но это весьма спорно, так как эта работа привлекла и значительную похвалу. Поэты, художники, актеры, композиторы подчас стремятся приблизиться к ощущению другой реальности (состояние типа зашел ум за разум), в поисках вдохновения прибегают к стимуляторам – и относительно безвредным и смертельным. По словам литературоведа Ирины Роднянской, «шестидесятники и семидесятники Демона заземлили»3.
Он неотступно преследовал мастера, манил неуловимостью облика. Важно, что Врубель точно понимал, кто такой демон. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Маргарита и Фауст. Через три года изменений в положительную сторону не произошло, болезнь обострилась. Зачем ты его опять переделал. Он неотступно преследовал мастера, манил неуловимостью облика.
Современники тепло приняли картину Врубеля «Демон». часы досуга. Ох уж эти немецкие философы. «Куда идешь ты.
Ничто в его образе не говорит о злобе и коварстве. Надежда Ивановна Забела-Врубель родилась 1 апреля 1868 годав Ковно (Kovno), нынешнем Каунасе, в семье старинного украинского рода. Его картины были вдохновляющими, чувственными, неповторимыми. Получившийся эскиз испугал Михаила Александровича.
Однажды он сообщил, что Демон явился ему во сне и потребовал, чтобы полотно было названо «ikone» (икона). В то время, когда писалась картина, в жизни художника происходили перемены. Состояние художника тем временем ухудшалось. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». И даже когда картина уже висела на стене, художник прямо на глазах у публики вносил всё новые и новые исправления.
В нем нет примирения ив душе собираются силы для нового восстания. Но в Москве карандашный набросок ему вспоминается и на его основе художник создает свой культовый шедевр «Демон сидящий». С самого детства Михаил любил рисовать и наслаждаться очаровательными пейзажами вокруг.
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. В художественной мастерской Саввы Мамонтова был написан основной образ демониады. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. Его, по мнению живописца, напрасно не разграничивают с чертом и сатаной, не углубляются в происхождение названия. Демон хоть и страшный, могущественный, но все равно выглядит красиво.
В нетерпении художник залеплял куски непросохшей еще краски газетной бумагой и писал прямо по ней. Плачевные результаты этого становятся заметны в 1902 году (в 46 лет), когда у художника явно проявляются признаки психического и душевного расстройства. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года.
8. 1895 год стал исключительно важным для Врубеля. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. Герой поэмы— летящий над миром «печальный Демон, дух изгнанья»— с высоты наблюдает за земными пейзажами, но ни Кавказские горы, ни Терек, ни пещеры, ни чинары не вызывают в нём никаких чувств, кроме холодного презрения.
Времена обострения психического расстройства сменяются ухудожника спокойными периодами. Сам образ падшего ангела, взбунтовавшегося против Творца и получившего за свой мятеж участь вечного скитальца, в литературе не нов: предшественниками лермонтовского героя были байроновский Люцифер («Каин»), гётевский Мефистофель («Фауст»), мильтоновский Сатана («Потерянный рай») и другие персонажи18. Сам Врубель не ассоциировал своего демона ни с чертом, ни с дьяволом.
Но ясно одно: картина была заранее хорошо продумана. Зло все равно побеждает, оно затягивает бессильного и управляет им в корыстных, мерзких целях. В 1842 году, уже после смерти Лермонтова, отрывки из поэмы появились в журнале «Отечественные записки». Иначе смельчака настигнет кара.
У каждого человека есть внутренние проблемы и все с ними борются по-разному. Ежемесячно Надежда Забела оплачивала лечение мужа, для чего ей приходилось, несмотря на недавнюю потерю, участвовать в театральных постановках. Данные об ухудшении его здоровья подтвердились. Но почему же Врубель ассоциировал своего внутреннего жильца с демоном. Так, множество архитекторов, художников, философов или писателей были примером позора для граждан.
Врубель вынужден был уехать, а еще начал резать себя. Сильное, возвышенное вчеловеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Говорят, она была одной из лучших исполнительниц этой партии. Она стремилась к стабильности и надежности. Действительно, на следующий день гроб был установлен в Академии художеств.
Цензор Александр Никитенко, на рассмотрении которого оказалась рукопись, собственноручно удалил из текста многочисленные «крамольные» фрагменты тем не менее в итоге он дал разрешительный вердикт4. Большую роль в его творчестве сыграло пребывание в Венеции в течение нескольких месяцев. На волне своего успеха художник решил вернуться к теме, больше всего его интересовавшей. Пока это было просто «нечто демоническое» — полуобнаженная, крылатая, уныло-задумчивая фигура сидит, обхватив колени и смотрит на цветную поляну, с которой ей протягивают ветви, гнущиеся под цветами.
Трудно себе представить эту арию, спетую лучше. Все странно в «Демоне сидящем», огромно и красиво, но какой-то беспокойной красотой: и лиловые сумрачные небеса и диковинные цветы-кристаллы и одинокая фигура печального Демона и сумеречная таинственность безбрежных миров.
Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева вМоскву. Частые роды и климат Омска привели к преждевременной смерти матери (Анна Григорьевна Басаргина-Врубель, дочери известного картографа, адмирала Г. Г. Басаргин) от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года. Такие шедевральные картины Врубеля как «Гамлет и Офелия» и «Демон сидящий» доказывают это. Сложно представить, как с этим можно справиться. Но в случае с демоном Врубеля, мы не видим в нём ни враждебности, ни соблазна. Та же идея выражена и в цветовом решении полотна.
И это сотворил он, тоскливо, но равнодушно взирающий на гибель земной жизни: «И все, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел. ». Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался кэтому образу. Художник в Киеве влюбился в Эмилию Прахову – жену своего заказчика. Расплата была страшной – его постигла психическая болезнь, умер его ребенок. Такая аналогия неслучайна.
Но мысль изобразить, как выражался Врубель, «нечто демоническое» возникла еще в Киеве под впечатлением оперы русского композитора, пианиста и дирижера Антона Рубинштейна «Демон» и одноименной поэмы Михаила Лермонтова. Но теперь идея величия сменилась на упаднические настроения. Его напряжение выдают крепко сжатые кисти. Эскиз создавался в 1890 году, а ровно через 12 месяцев работа была завершена. После свадьбы, в 1896 году, они переехали в Москву. На свои вопросы он не находит ответов не на земле, не на небе.
То есть иногда автор восхищался им, а иногда ненавидел. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Гениально одарённый Михаил Александрович Врубель оставил неповторимый след в искусстве. «Царевна-Лебедь». Он искал этот образ, написав несколько произведений.
Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Большую роль в его творчестве сыграло пребывание в Венеции в течение нескольких месяцев. Интересен ли сюжет художник и безумие, Врубель и расстройство психики. Демон изображен на холсте довольно четко, но в то же время размыто. Все было бы хорошо. Удивительно то, что Лермонтов написал шесть вариантов своей поэмы и считал, что ни один из них нельзя считать законченным. Он пытался изобразить невозможное, стремился показать драматизм и конфликтность бытия.
Публика впервые увидит её на выставке 1902 года. Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет. Демон клянётся юной красавице в любви и обещает сделать её «царицей мира». Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. Некоторые говорят, что Врубель создавал пророческие картины. Но полностью подстроиться под требуемый стиль художник не смог.
Считается, что дьявол – это рогатое, коварное существо, способное переманить человека на свою сторону. Они считают дьявола врагом, а на самом деле, это не так. Врубель был воспитан его отцом, поскольку его мать умерла, когда ему было три года. Следует внимательно посмотреть на картину и можно в ней найти множество противоречий. Конечно же, его мощь укрощена, сжата. Постоянно работая над образом Маргариты, Забела все более утонченно трактует его. Художник был одержим образом Демона.
Нескончаемый полёт соотносится с вечным одиночеством персонажа. Больного отвезли в клинику, которая находилась за границей. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. В отличие от первого творения, второй образ стал менее аллегоричным и менее детальным. Расписывать Владимирский собор иКирилловскую церковь предложили многим художникам— Васнецову, Сурикову, Поленову, Репину.
В последние годы жизни эта тема стала главной в его творчестве. «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем.
Именно в этот Киевский период, М. Врубель начал работу над Демоном. Вскоре произошла ее встреча с музыкой Римского-Корсакова. Врубель был новатором, во многом опередившим свое время.
Беллетрист Андрей Новодворский, развивая тему, включил в свою повесть «Эпизод из жизни ни павы, ни ворона» сцену, в которой возле находящегося при смерти Демона собрались его литературные «дети»— Григорий Печорин, Дмитрий Рудин и Евгений Базаров83. Внизу одно из них. Он писал своей жене, что уничтожил 1000 листов рисунков и эскизов в поисках образа своего героя.
Для своего времени Врубель был новатором во многом. Сколько они сделали для русской культуры. В нем нет ничего экстраординарного. Демон Врубеля написан в очень интересной технике. Этот символический фон подводит черту под жизнью демона и Врубеля. В конце февраля 1906 года художник потерял зрение. Ему хотелось творить не ради больших гонораров, а ради самого процесса.
Исследователям известно как минимум о восьми вариантах «Демона». Его жена каждый день с ужасом замечала, как меняется лицо демона. Надежда Забела вдохновила художника и на одну из самых известных его картин «Царевну-Лебедь» 1900 года.
Именно в этот Киевский период, М. Врубель начал работу над "Демоном". Вам откроется удивительный неземной мир «духа изгнанья», в котором, возможно, вы найдете ответы на многие земные вопросы. Что же касается демона – то это энергия, способная захватить душу. Во время завершения третей картины – «Демон поверженный» – Михаила Александровича переполняли разные чувства. Появилась легенда о том, что мастер, работая над полотном, продал душу дьяволу. Еще одна параллель – поза персонажа на картине – он сидит.
Тем не менее после их смерти все кардинально изменилось. Нельзя не заметить сходства его душевных порывов с образом демона в его картине «Демон летящий». Но все это в прошлом: «Давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта. » Демон у Врубеля — это олицетворение духа изгнания, он часто в своих описаниях и беседах с друзьями подчеркивал это и старался передать это состояние духа. В качестве фона автор взял горную местность, которая изображена в алом закате.
Мой совет, посетите Третьяковскую галерею, пойдите специально к полотну М. Врубеля «Демон сидящий», постойте у него несколько минут. В его позе художник выражает неготовность к движению, а, скорее, его невозможность. Знаменитый русский художник Врубель Михаил Александрович, "появился неизвестно откуда". Его вывернутое изломанное тело— метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. величавый» и олицетворяет вечную борьбу мятущегося человеческого духа. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Отметьте потустороннее выражение в глазах Демона (противоположность выражению на портрете Тургенева, который написал Перов, например), возможно символизирующее существования мира за пределами повседневного.
Рвал, зарисовывал сделанное иначинал все сначала. Греческим синонимом к слову «черт» является «рогатый», а «дьявол» – означает «клеветник». А у Девочки на фоне персидского ковра – взрослый, печальный, нездешний взгляд.
Но всё же он считал его величавым и властным. Поэт Райнер Мария Рильке признавался, что его первое впечатление после чтения «Демона» было граничит с «чувством крыльев, возникающим от близости облаков и ветра»9. Этот роковой образ волновал М. Врубеля. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его.
И, наконец, появился последний, «Демон поверженный»— внем уже лишь злоба ихолод. А синий цвет накидки на коленях подчеркивает его божественное происхождение: «Тех дней, когда в жилище света блистал он, чистый херувим». Они были тепло приняты публикой.
Демон для М. Врубеля был вещим сном о самом себе. Я страдал, акогда резал себя, страдания уменьшались». Так он подсознательно не дал много места злу, то есть демону тесно и от этого он кажется еще более устрашающим. Именно вот таким образом данные герои были запрещены.
Имя Врубеля окружено ореолом легенды. Руки его сомкнуты «в замок» – психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать. На картине юный демон изображен на вершине скалы в лучах заката.
Изначально, Врубель использовал довольно приглушенные тона, но после его работы по росписи в Киевской Кирилловской Церкви в 1880-х годах, он изменил свой стиль, стал включать более смелые и насыщенные цвета. Для Врубеля демон – это не черт и не дьявол. Он верил, что выразить свою внутреннюю сущность по-другому просто невозможно. Его оголенный торс смотрится очень внушительно.
Ему хочется, чтобы его картина буквально светилась. Эта история идеально сочетается с романтическим темпераментом и абсолютно не подходит для художников реалистов. В ранние годы Врубель хотел стать адвокатом, как его отец. Художник поставил тогда перед собой сложную и едва ли исполнимую задачу: изобразить средствами живописи то неуловимое и невидимое, что называется «настроением души». Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением.
«. Когда смотришь на портреты Врубеля – Надежды Забелы-Врубель (жены художника), поэта-символиста Валерия Брюсова, улавливаешь в лицах его моделей душевную двойственность и зыбкость Демона или античного Пана или Шестикрылого Серафима (у Врубеля есть картины с одноименным названием). Удивительно их разнообразие и отсутствие схожих взглядов на картину. «Демона поверженного» отправили на выставку. Ими Демон «рассекает воздух» они же иногда опускаются от бессилья.
Особо надо выделить роль Маргариты («Фауст» Гуно), одну из самых сложных и показательных в оперной классике. Адриан Прахов выступил против кандидатуры Врубеля, как он потом писал сам, по «личным мотивам». Своими героями он избирает молчание и тайну.