Двести лет назад, в 1772 году, когда картина Джорджоне прибыла из Парижа в Петербург и навсегда поселилась в Эрмитаже, к ней стали настороженно присматриваться: мало того, что на живописи угадывались следы вторжения чужой, не авторской кисти, начали проявляться и симптомы серьезного заболевания. «буря» (итал. La Tempesta)— одна из известнейших картин венецианского художника Джорджоне.
Белоусова считала, что сюжет картины связан с «Фьезоланскими нимфами» Боккаччо. Небо, дерево, дальаий пейзаж, трава, стена — все было переписано ими заново. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени.
Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. М. Кальвези (1962) предположил, что на картине изображено «Нахождение Моисея», причём, «цыганку» представил как дочь Фараона, а пастуха как Гермеса Трисмегиста – охранителя ребёнка. За четыре с половиной века существования «Юдифь» побывала в разных руках. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». До настоящего времени не существует однозначной интерпретации этой картины.
К сожалению, сохранились лишь фрагменты фресок с едва заметными контурами фигур. В «Заметках о произведениях искусства» (Notizie dopere del disegno, 1520-1543) венецианского патриция и коллекционера Микиэля Маркантонио (Michiel Marcantonio), опубликованных в XIX в., содержится не только подробное описание произведений искусства, находившихся тогда в государственных и частных коллекциях Северной Италии, но и биографические сведения об авторах, подробное описание этих произведений и комментарии Маркантонио. Работа реставраторов живописи напоминает работу археолога. Затянутое облаками небо освещено вспышкой молнии, предвещающей неизбежную бурю. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. Именно в этих «Записках» говорится о пяти работах Джорджоне: «Буря» (The Tempes, 1507-1508), «Три философа (The Three Philosophers, 1508-1509), «Спящая Венера» (Sleeping Venus, 1508), «Мальчик со стрелой» (Young Man with Arrow, 1506) и «Пастух с флейтой» (Shepherd with a Flute, 1508). Джорджоне умер 25 октября 1510 г. во время эпидемии чумы в Венеции. Искусствоведы считают, что Джорджоне был чрезвычайно влиятельным среди своих современников и вместе с Тицианом внесли значительный вклад в развитие венецианской школы живописи.
Слева стоит молодой человек с посохом и задумчиво смотрит кдоа-то в сторону. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. Наоборот, ему отводится главная роль. Думаю, что реставрационные работы подобного масштаба случаются раз в столетие.
Выяснилось, что на месте пастуха ранее была написана обнажённая женская фигура. Живопись, созданная рукой Джорджоне, сохранилась хорошо. Оно подчеркнуто самой композицией картины — группа философов, предстающих на фоне темных стволов больших деревьев идеально уравновешена темной массой скалы с окутанными тенью очертаниями грота. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». Хартлауб (1925) высказал гипотезу, что в картине дано символическое изображение одного из тайных мистических союзов игравших большую роль в оккультных учениях эпохи Ренессанса, но в другой работе, опубликованной в 1953 году, решил, что это «Рождение Аполлона». Затянутое облаками небо освящено вспышкой молнии, предвещающей неизбежную бурю.
А следовательно, можно определить автора картины (как по почерку устанавливают, кто автор рукописи). Несмотря на преобладание темных красок, в картине нет зловещности или тревожности. Теперь я не меньше люблю «Юдифь», я восхищен ею и преклоняюсь перед этим замечательным творением великого мастера.
«Раскопки» на холсте, проведенные Маловой, подтвердили выводы, которые были сделаны при предварительных комплексных исследованиях картины. Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена. Де Минерби (1939) считал, что на картине изображён миф о Венере и Адонисе. Их общая толщина достигала полмиллиметра, а иногда и целого миллиметра, а это очень много.
Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия. Особенно выросла реставрационная служба в годы Советской власти, когда резко расширились и обогатились коллекции Эрмитажа: сейчас в музее насчитывается свыше 2 600 тысяч экспонатов. Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом). В ее лице сквозит полное спокойствие и умиротворение, которое дарит радость материнства. Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо). Однако художники, много раз бравшиеся за чинку картины, сильно исказили ее. Черты ее лица напоминают черты лица старухи, которая держит в руке свиток с надписью «Col tempo» («С течением времени»).
Изображенный сюжет на первый взгляд очень прост в правом нижнем углу картины на траве сидит обнаженная молодая женщина и кормит грудью ребенка. Джорджоне не дал этой картине названия. Картина изображает идиллический сельский пейзаж с рекой, деревьями и руинами. «Досье» картины — огромные папки, заполненные снимками. Арнальдо Ферригуто в своей монографии о Джорджоне изданной в 1933 году интерпретировал сюжет в духе учений венецианских гуманистов XV – XVI веков о философии Аристотеля и считал, что в «Буре» изображено аристотелевское представление о четырёх стихиях: земле, воздухе, воде и огне, т. е.
Несмотря на то, что большую часть работы занимает пейзаж, труд содержит целый ряд сложных аллюзий и символичных тайн. 1505—1506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Из-за ребристого разряда молнии, освещающего всю сцену, картина осталась в истории под названием «Буря».
Около 1530 года она была известна под названием «Пейзаж на холсте с бурей, цыганкой и солдатом», однако из-за ребристого разряда молнии, освещающего всю сцену, картина осталась в истории под названием «Буря». Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир.
Загадочность этой картины начинается уже с ее названия. Этим произведением я не уставал любоваться, восхищаться, много писал о нем. Наконец, рентгенография. Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. Свидетельством этого являются техника, цвет и настроение картин Джорджоне, созданных в манере и стиле позднего Беллини. Из сохранившихся документов видно, что уже в 1500 г., в возрасте двадцати трех лет, талант художника был высоко оценен: ему стали поручать важные и ответственные работы. В 1504 г. кондотьер Туцио Костанцо (Tutsio Costanzo) в память о сыне поручил Джорджоне создание алтарной композиции в соборе Кастельфранко (Duomo, Castelfranco Veneto). Алтарная композиция «Мадонна с младенцем на троне между Св. Все они испещрены пятнами, штрихами, рябинами-точками.
В 1895 году немецкий учёный Викхоф предположил, что изображённое на картине иллюстрирует «Фиваиду» Стация: царь Адраст в поисках воды встречает королевскую дочь Гипсипилу, скрывающуюся под видом кормилицы в лесу, где она спасает сына короля Ликурга. Из-за ребристого разряда молнии, освещающего всю сцену, картина осталась в истории под названием «Буря» (в русских источниках обычно Гроза). Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Внизу у саркофага к нам обращаются стоящие здесь, как верные стражи, прекрасный рыцарь в вороненых латах — Святой Либерале, покровитель Кастельфранко и монах Святой Франциск.
В картине нет ярких красок, все тона приглушены. Так например, картина «Сельский концерт» (Pastoral Concert, 1508-1509), считающаяся работой Джорджоне, специалисты Лувра теперь приписывают Тициану. Из-за ребристого разряда молнии, освещающего всю сцену, картина осталась в истории под названием «Буря». Джорджоне не дал этой картине названия. Около 1530года она была упомянута венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем, собиравшим материал для жизнеописания художников, как «Пейзаж на холсте с бурей, цыганкой и солдатом руки Джорджоне из Кастельфранко». Женщина, сидящая справа, кормит грудью младенца.
Однако она держала меня в постоянной тревоге: не случится ли что-нибудь неожиданное. Сегодняшний отдел реставрации Эрмитажа — это крупный научно-исследовательский и художественный комплекс, включающий в себя фиЗико-рентгеновскую и химическую лаборатории, биологическую группу и шесть мастерских, которые занимаются широким кругом проблем консервации и восстановления произведений искусства и предметов старины, оказывают «скорую помощь» экспедициям археологов при обнаружении древних памятников. Порой не знаешь, что делать. Это очень редкий случай в живописи эпохи Возрождения. Все сделано безукоризненно, с большим чувством меры.
Густая черная полоса — это фотоаппарат заметил на полотне сравнительно свежую краску. Он улыбается ей, но не находит ответа, ведь героиня устремила свой взор на зрителя. Она прижимает ребенка к груди используя бедра, чтобы максимально прикрыть его.
Большинство из них вписывается с традиционную для Венеции начала XVI века схему погрудного портрета-бюста. В исследовательскую и реставрационную практику музея внедрены физико-оптические методы, рентгеноструктурный и спектральный анализ (с применением микролазерного анализатора, электродиализа) ингибиторы коррозии металла, полибутилметакрилат, пенопласты, фторопласты и другие синтетические материалы, вакуумная техника, способы определения кислотности гравюр и исторических документов с помощью электродов.
1507—1508, Вена, Музей истории искусства). Очевидна и аллюзия с Девой Марией. дано живописное выражение элементов из которых состоит каждое субастральное тело. За века «Юдифь» покрылась десятками, если не сотнями, лаковых пленок. Очевидна и аллюзия с Девой Марией. Вот древнеегипетские и ассирийские скульптуры и рельефы. Женщина, сидящая справа, кормит грудью младенца.
Последний, по-видимому, самый плодотворный период творчества Джорджоне (1507—1510) представлен сюжетными композициями и портретами. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников.
Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. При съемках через сильно увеличивающий объектив получаются макрофотографии, на которых специалисту нетрудно выявить «почерк» художника, то есть манеру наложения красок, направление движения кисти. Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). Женщина, сидящая справа, кормит грудью младенца.
Крупнейший русский знаток творчества Джорджоне Н. А. По неизвестной причине Джорджоне не дал имени своему творению, вот таким образом оно также известно как «Буря». Лучи «икс», пронизывая картину, делают доступными для изучения слои живописи, лежащие наиболее глубоко, — самые старые.
Помните технологию того процесса. Переселение древних камней из земли в самые благоприятные музейные условия, как правило, влечет за собой тяжелое «заболевание» экспонатов. Десятки раз фотографировали «Юдифь» в отраженной ультрафиолетовой люминесценции, в инфракрасных лучах, при просвечивании рентгеном.
Всю жизнь я преклонялся перед картиной Джорджоне «Спящая Венера», хранящейся в Дрезденской галерее. Другие исследователи и толкователи видели в сюжете картины библейские аналогии — изгнание из рая Адама и Евы (на эти мысли, очевидно, наводила обнаженная женская фигура), бегство в Египет. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Сделаем небольшое отступление и объясним термин «переводная».
Очевидна и аллюзия с Девой Марией. Картина изображает идиллический сельский пейзаж с рекой, деревьями и руинами. Кроме того, «Гроза» Джорджоне стала продолжением серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» Но эту картину можно вполне обоснованно назвать шедевром из шедевров: по оценке специалистов, картина входит в десятку лучших живописных произведений мира. После этого двое исследователей (Фьокко, 1948 Гилберт, 1952) решили, что у картины и вовсе нет сюжета, но изображён просто идиллический пейзаж.
Тем не менее попытки объяснения сюжета продолжились и в 1969 году Эдгар Уинд предположил, что в «Буре» изображена «Аллегория Мужества и Милосердия» (Fortezza e Carita) многие эксперты разделяют его точку зрения. Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. При этом на фотопленке фиксируются и древние кракелюры — трещины в красочном слое. Они напитались почвенными водами, в которых содержится немало солей. Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне.
Хартлауб (1925) высказал гипотезу, что в картине дано символическое изображение одного из тайных мистических союзов игравших большую роль в оккультных учениях эпохи Ренессанса, но в другой работе, опубликованной в 1953 году, решил, что это «Рождение Аполлона». Правда, у «Юдифи» кризисных явлений не было. Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля. Картина изображает идиллический сельский пейзаж с рекой, деревьями и руинами.
Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»). Затянутое облаками небо освещено вспышкой молнии, предвещающей неизбежную бурю. И тем и другим приходится с величайшей осторожностью снимать исторические напластования.
Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор. Около 1530 года она была упомянута венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем, собиравшим материал для жизнеописания художников, как «Пейзаж на холсте с бурей, цыганкой и солдатом руки Джорджоне из Кастельфранко». Видно, что в них происходит активное передвижение воздушных масс, они буквально бурлят.
Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии. Некий чудак обвел все кирпичики и травинки золотом. Сведения о Джорджоне очень скудны. Либералисом» или «Алтарь Кастельфранко» (Madonna and Child Enthroned between St Francis and St Liberalis, 1505) является самой известной и знаменитой из работ живописца. Из архивных документов, датированных 1508 г., видно, что Джорджоне работал над созданием фресок на здании Немецкой биржи (Fondaco dei Tedeschi), причем фрески на другой стороне улицы выполнялись Тицианом.
«Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера. Каждый в свое время покрывал «живописью» тетради и книги с помощью переводных картинок. Сделанное же Маловой ярко выделяется даже на этом фоне. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (1477/1478-1510) известный как Джорджоне (Giorgione), родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето близ Венеции. О личной жизни живописца известно лишь из знаменитых «Жизнеописаний» (Lives of the Most Eminent Painters, Sculptors, and Architects) биографа и художника Джорджо Вазари. Английский поэт-романтик Байрон, сам тогда не имевший собственной семьи, видел в сюжете «Грозы» семью художника которой у Джорджоне не было. Реставрация проводилась с огромной осторожностью, бережностью и любовью.
От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Клаунер (1955) трактует картину как миф о рождении Диониса. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок.
Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. Задним фоном картины служат развалины строений с колоннами. Потом прикладываете ее к поверхности, которую решили украсить, тщательно приглаживаете.
Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби. Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. Их освещает вспышка молнии.
Бога же в этом случае символизирует молния, а сломанные колонны символизируют смерть, как расплату за первородный грех. Картина изображает идиллический сельский пейзаж с рекой, деревьями и руинами. 1509—1510, Париж, Лувр), по-видимому, законченный Тицианом. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Трое других исследователей (Эйслер, 1925 Рихтер, 1937 Морасси, 1942) полагали, что на картине изображён Парис, ребёнком отданный на воспитание пастуху.
Франциском и Св. Ирина Артемьева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства директор центра «Эрмитаж — Италия» и куратор выставки, рассказывая о творчестве Джорджоне, напомнила, что «Гроза» до сих пор считается сдной из самых таинственных работ в творчестве мастера и что эта загадка до сих пор не разгадана. Она присела вблизи небольших кустов покормить грудью ребенка.
Я считал его самой поэтической работой Джорджоне. Действительно, сложно догадаться, какой смысл заложен автором в сюжет. Очевидна и аллюзия с Девой Марией. Но сейчас должен признаться: с тех пор, как закончилась реставрация «Юдифи», я изменил «Спящей Венере». Небо затянуто темно синими облаками.
Джорджоне не дал этой картине названия. Имя Зорзи да Кастельфранко (Zorzi da Castelfranco), т. е. Только спустя почти двадцать лет после смерти Джорджоне, около 1530 пода, картина была названа венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем, собиравшим материал для жизнеописания художников, «Пейзажем на холсте с бурей, цыганкой и солдатом руки Джорджоне из Кастельфранко: А название «Гроза» или «Буря» появилось у этой работы лишь в XIX веке. Соли, оставшиеся в статуэтке или плите, при изменении влажности воздуха начинают путешествовать в толще камня, скапливаются в микроскопических трещинах и порах и образуют кристаллы, которые медленно, но неотвратимо растут, раздвигая щели, расширяя пустоты. Но, по крайней мере, два из них являют нам новый тип портрета-картины. Нэнси Томсон де Груммонд (1972) трактовала картину как «Легенду о св. В чем дело. Богатейший материал дала научная фотография.
Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы. Затянутое облаками небо освещено вспышкой молнии, предвещающей неизбежную бурю. Несмотря на присутствие двух персонажей, пейзаж определенно не является простым фоном. — В Эрмитаже произошло событие огромной важности.
Джорджоне писал «Юдифь» на дереве. Но «Гроза» — первое произведение европейской живописи, тональность которого определяет состояние природы, ее жизнь.
Полотно не подновлено, каждый видит, что картина старая. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Молодой венецианец, проживший чуть больше тридцати лет, написал «Грозу» за два года до смерти – в 1508 году. В те времена художники брали в качестве основы для картины преимущественно деревянные доски (холст стали широко использовать лишь с XVII века). С именем Джорджоне связывают ряд портретов.
1510, Дрезден, Картинная галерея). Земля, воздух, свет, отражающийся от деревьев и домов, формируют одно единое целое. Де Минерби (1939) считал, что на картине изображён миф о Венере и Адонисе.
Вот таким образом работники музеев «переводили» картины, паписанные на дереве, на холст. Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ Мадонна Кастельфранко (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале). Все обошлось благополучно. В конце концов кристаллики солей раскалывают камень, превращают его в щебень.
Кажется, что само погодное явление принимает участие в действии. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. На переднем плане, справа изображена обнаженная женщина, сидящая на берегу. Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок. Вообще реставрационные работы, выполненные в Эрмитаже, очень высоко ценятся во всем мире. Женщина, сидящая справа, кормит грудью младенца.
К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. На ней имеются лишь незначительные иногда точечные утраты. Каждый видевший замечательное произведение Джорджоне с трудом узнал бы «Юдифь» на этих фотографиях. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт».
Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию. Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. Фотоаппарат, оказывается, часто видит совсем не так и не то, что видит человеческий глаз. Момент наступления бури, раздираемый молнией фон. В результате трепетная живопись потеряла объемность, глубину, стала плоской.
В 1939 году была сделана и опубликована рентгенограмма картины. А свет молнии словно усиливает ощущение неизвестности и тайны.
Это неполная история интерпретаций сюжета картины, которых насчитывается более двадцати.