«А то раз ворону на снегу увидел. «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова.
5. В. И. Суриков не только поместил икону с Богоматерью и младенцем вверху справа, но и объединил цветовую мозаику картины общей цветовой конфигурацией (Рисунок 7). Эти черты в целом указывают на раненую, распластанную по снегу, агрессивную ворону, предчувствующую гибель. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. «Не идет у меня лошадь, да и только. Дороги перед санями как таковой нет, она не видна, загорожена толпой, символизирующей тупик, отсутствие пути.
Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Звук трубы возвещает о его наступлении. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. Боярыня Морозова преданна вере и даже в такой трагический момент в своей жизни не сдаётся.
Замысел этой картины, как и других картин у В. И. И вот однажды В. И.
Были и другие нововведения, приближавшие русское православие к византийским канонам. Художник делал для своей картины много эскизов и набросков. Юродивый благословляет Боярыню. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Народ воспринимал борьбу царя и Морозовой как духовный поединок (а в битве духа соперники всегда равны) и, конечно, был всецело на стороне «поединщицы».
(5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе. Ее глаза полны слез. (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. Все ее части, все детали оказываются связанными единым дыханием морозного московского дня. Почему Суриков избрал именно такую композицию. Картина написана в ярких, звучных, колоритных тонах.
3. Таким образом выражалась идея их божественного происхождения. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Картина с каждой встречей являла неожиданные, ранее не замечаемые детали.
До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Однако. Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя.
Народ верил таким людям и оказывал им покровительство. По новым правилам верующих заставляли креститься тремя перстами. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Но нет. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной.
Это традиционный персонаж старой Руси. Доминирующий цвет покрывала (покрова) Богородицы — коричневато-вишневый, близкий к его цвету на иконах. В толпе терялось». В результате такого анализа обнаруживается, что в картине скрыта другая картина. Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения. Композиция «Боярыни Морозовой» построена по диагонали.
Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Сурикова. Эти два человека формируют основное настроение сострадания и сочувствия народа героине.
Характер картины усугубляют зима, холод и снег. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Но не нужно заблуждаться на счет первенства патриарха в обозначенной реформации. Ноги у нее скованы цепью. Что значит – победила. Композиция полотна сложилась быстро. Он говорил, что «это не копыта лошади важны, но факт что они стерты» (Тепин 1916), «важно как мерцает грязь на колесах телеги» (Волошин 1985). До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описаниюАввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Юродивыйсрисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.
Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе. А этюд Кончаловских написан в два слоя и это уже не работа с натурой. Таким образом, не меняя пропорции, художник уходит от подробностей, создавая обобщенный образ сильной духом женщины, которая не потеряется в любой толпе. Все в рефлексах, лиловых и розовых. Особенно в отношениях цвета.
Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Эта метафора получила развитие в изображении. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Суриков очень точно передал ощущение движения на картине. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. На голове – кусок какой-то тряпки, прикрывающей голову от мороза.
Всякий раз он испытывал чувство новизны впечатления. «Третий Рим – Москва, а четвертому не бывать» – эти слова, сказанные до Никона, он стал воплощать в жизнь. В это время она уже решилась на такой же поступок (Урусова погибла вскоре после Морозовой), но художник намеренно не выделяет этот момент, а Урусову изображает в профиль и не слишком разрабатывает ее образ, тогда как гораздо менее значительные персонажи даны в фас с отчетливой характеристикой их эмоционального состояния. Например, в «Тайной Вечере» – росписи Леонардо да Винчи — исследователи находят инициалы Марии Магдалины. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.
Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова — картина известная всем. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен».
Морды и шкуры зверей служили одеждой и масками обрядов сибирских шаманов. Поиски лица, которое бы стало ее лицом, велись долго – такого фанатично горящего взгляда, мертвенной бледности кожи и бескровных тонких губ не было ни у кого. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Она к старой вере стала склонятся. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Суриков не раз перечитывал «Житие» протопопа Аввакума. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.
Они подобны знакам с двумя перстами. Мозаика толпы и пейзажа скрывает морды волков, оленей и других обитателей леса (Рисунки 10 и 11). Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. В 1654 году царь Алексей Михайлович поручил это исправление патриарху Никону.
Интерес к расколу чрезвычайно характерен для передовой русской интеллигенции восьмидесятых годов. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление.
Потом боярыню Морозову написал». Эти слова Сурикова очень важны. Подобных трубящих ангелов, возвещающих о наступлении Судного Дня, можно видеть в росписях русских соборов (Наумова 2013). Но Суриков мучается: Не то, не то.
Лицо и движения опальной боярыни выражают несокрушимую душевную силу и безмерное внутреннее напряжение. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Постепенно обновление затрагивает и область духовной жизни – церковь. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях.
Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Люди потянулись к ней взорами.
Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. В современной теории искусства эти явления объясняются как знаковые системы, благодаря которым производится информация, осуществляется коммуникация между людьми — их духовное общение (Somov 2005, 2013, 2014). Нежелание Никона считаться с национальным характером и традициями русского народа, предубеждением против всего иноземного склонность патриарха к крутым действиям («оборвать, обругать, проклясть избить неугодного человека – таковы были обычные приемы его властного пастырства») взаимная нетерпимость приверженцев реформы и ее противников обрядоверие и богословское невежество, проявленное обеими сторонами искренняя готовность старообрядцев пострадать за веру – все эти обстоятельства придали конфликту особенно ожесточенный характер и привели к тому, что спор о троеперстии перерос в церковный раскол. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Эта «вторая картина» имеет свои особые элементы.
Дело в том, что публичная казнь дает человеку ореол мученичества (если, разумеется, народ на стороне казненного). В движении есть живые точки, а есть мертвые. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах.
После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Этот образ и вошел в картину. Лишь спустя много лет ворона на белом снегу, не выходившая из памяти художника, как-то неожиданно соединилась с историей боярыни. Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однаждыворонас чёрным крылом, которая билась о снег. Здесь главный мотив — сострадание к мученице.
Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Рис. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. А теперь давайте вспомним «отправную точку» замысла – ворону на снегу. События происходят в 17 веке.
В произведении Сурикова совмещается несколько различных картин. Начинается церковно-обрядовая реформа, которую проводит с 1653 года патриарх Никон. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Основную роль и здесь сыграли пропорции. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы.
Но даже самые звучные красочные пятна не выпадают из картины и не превращают ее в декоративное полотно они подчинены общей гармонии, они смягчены и объединены мягким рассеянным светом, голубоватой дымкой влажного воздуха. Среди последних, как известно, было даже немало священников. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Эти его воспоминания известны в записях (Тепин 1977). Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества., они уже видят эту большую картину. Ради выразительности Суриков решил немного отступить от исторической достоверности.
Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Но враги и насмешники одиноки в толпе. Суриков сообщает объединяющую живописность всей картине.
Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Старшая дочь читает, остальные – молча слушают. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова.
Черное на белом – сильное противопоставление, знак непокорности. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу.
Вот таким образом он обрек Морозову и ее сестру на «тихую», долгую смерть. А потом начнешь колею писать. Картина в целом формируется как разнообразие чувств: различие сочувствия и злорадства. Это особенно важно для формирования в картине синтагматики знаков: икона способствует неосознанному зрительному «прочтению» Богородицы в толпе, а формы, организующие цветовую мозаику толпы, придают особую значимость формам иконы и очертанию Богородицы на ней.
Это соответствовало вековой традиции. Он считал, что лицо Морозовой должно выделяться на фоне остальных многочисленных лиц картины, в нём должно быть выражено что-то такое, что притягивало бы к нему внимание зрителя. (8). (12) Колорит картины. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.
Все лицо мелко было. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами».
Сам дух истории живет в его картинах. В действительности в санях сидели обе сестры. Системы признаков крестного двуперстия организуют картину и формируют ее ритм. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она.
Она призывает народ к борьбе и подвигу. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Однако говорить о полной иллюзии движения в картине было бы неверно. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Но вскоре скончался её сын Иван.
Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. Суриков неоднократно удлинял холст. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова.
Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. При этом обрядовым расхождениям был придан принципиальный характер – как различиям в вере. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Исследователи отмечали то, что черная одежда Морозовой противопоставлена цветной толпе и выражает презрение к человеческим чувствам (Кеменов 1963: 110).
Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Стрелец и княгиня Урусова в близких по цвету одеяниях организуются в особую и очень важную группу, которая является центром массы людей в правой части картины.
Она сидит в розвальнях, на соломе. Ангелов, скрытых в небесах, также как у Сурикова, можно разглядеть в «Сикстинской мадонне» Рафаэля. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. Его бег поможет поехать дровням. На иконах, в свою очередь, коричневато-вишневый цвет является знаком жертвенной любви.
Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Указанные мотивы хотя и различны по форме, но имеют закономерную связь, говорящую о наличии композиционного развития (движения) между этими структурными элементами композиции. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой».
Морозову держали под стражей, пока она была жива. Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной. Вокруг саней толпится народ.
Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Вот таким образом выразить защиту народа — значило ввести в картину изображение Богородицы. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Но, как и в других шедеврах искусства, многое здесь остается малоизученным.
На картине за боярыней Морозовой никто не идёт. Тётки Сурикова Авдотья Васильевна и Ольга Матвеевна тянулись к расколу, ездили по старообрядческим скитам. Дело даже не в том, что на миру смерть красна. Портретный этюд был написан всего за два часа.
Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. Скрытая труба создает эффект сильного трубного звука. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. В портрете «Дама с горностаем» под основным изображением проступает герб Миланского герцогства.
Рукой она изображает два перста. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. Этого царь боялся больше всего, боялся, что «будет последняя беда горши первыя». В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал».
По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. Увлеченный красочностью древнерусского быта, Суриков дает исключительные по звучности цветовые пятна -- голубое, желтое, малиновое, черное.
Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Художник мыслит образами. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. (16) Икона «Богоматерь Умиление». Черная ворона многое определяет в картине и связана с другими знаками.
По морозной московской улице, заснеженной, запушенной снегом, снег голубоватый, едут сани, розвальни. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Боярыня отрешается от всего земного, что и выражает черный цвет. Меншиков слушает тоже – но не слышит: он наедине со своими думами.
Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. - С окончанием Смутного времени Россия начинает модернизироваться. А если вера отцов объявлена ересью, бунт неминуем.
Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». На рисунке 5 четко видно светлое пятно, расположенное в правом верхнем углу картины. Сурикова возник одномоментно из яркого впечатления. Эта картина поражает своим упорством и настойчивостью. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке.
Глядя на Боярыню Морозову, хотелось думать: Так оно и было. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Нельзя думать, что увиденная ворона и написанная картина так уж тесно связаны. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Знак – крещение двумя перстами – главный символ приверженцев старых обрядов.
Действие происходит на одной из московских улиц. Историк Сергей Михайлович Соловьев в книге «Чтения и рассказы по истории России» описывает образ жизни богатой боярыни: «Боярыня Федосья Прокофьевна Морозова пользовалась большим почетом при дворе: «Дома прислуживало ей человек триста. Тогда ее выслали из Москвы и вскоре убили. Очень трудно ее лицо было найти. А ведь смысл этих символов не слишком различается. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями.
С этим связаны цветовые оттенки и элементы этих частей верха и низа. Обозначенный выбор пути боярыни Морозовой к своей гибели наводит на мысль о пути каждого из участников события. Этому отвечает благословляющая рука юродивого (справа).
Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Затем следует группа в ярких, светлых одеждах (до стрельца).
Это был раскол из-за убеждений и веры. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Светлые части изображения вверху и внизу указывают на снежную зиму. Безусловно, могли.
Обратимся сначала к русской истории трехсотлетней давности. (3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Она призывает народ к борьбе и подвигу.
А началом такой трактовки события послужила исторически достоверная деталь. Вряд ли эти слова были когда-нибудь произнесены: не мог же в самом деле самодержец всея Руси хоть на миг допустить, что его «одолеет» закосневшая в непокорстве боярыня. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Для того чтобы наиболее выигрышно показать московский народ.
В девичестве она была Соковнина. Морозову подвергли пытке. Люди любви и добра противопоставлены в картине злорадствующим и злым. От книги веяло простором русской земли. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1.
Художник использовал здесь всю гамму цветовой палитры – от черного до белого. Участием, приветом, материальной поддержкой он крепко помогал в трудной жизни художника – облегчал путь свободному проявлению его дара. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Художник создавал облик народной толпы с помощью групп, а не отдельных фигур.
Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Все взгляды направлены на Боярыню, все здесь выражает то, что эта поездка последняя. Тёмное, шутовское лицо возницы – и белое, волевое лицо Морозовой, противостоящие друг другу.
Фигуры людей их группы, позы, движения, жесты, участки цвета отображают эмоции людей. Рука – как сломанное («отставленное») крыло, глаза вытаращены. Её поза и палец, указывающий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнёт преследователей её мыслей.
Этот знак, наиболее существенный для обозначения конфликта старого и нового, получает особенно активное выражение в картине. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Портретный этюд был написан всего за два часа.
Все на картине будто напряглось. Очертания Богородицы противостоят картине языческих сил. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Это движение ведет в будущее согласно Библии к Судному дню. В глазах детей, которые находятся в комнате рядом с ним, только печаль.
Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Каменный храм построили в 1703 году. - Автор Повести вкладывает в уста царя Алексея Михайловича знаменательные слова, касающиеся его распри с Морозовой: «Тяжко ей братися со мною – един кто от нас одолеет всяко». С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне.
Силуэт Богородицы проступает в цветной мозаике толпы. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Чёрная одежда боярыни Морозовой контрастирует с её бледным лицом. А ведь портрет Леонардо символизирует жизнь этого герцогства. Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини.
В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений.
О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. И этому веришь. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения.
Тонкость черт ее лица, глубоко запавшие глаза, резко очерченные скулы, мертвенная бледность губ – в каждой складочке этого женского образа сквозит непоколебимость, твердость характера, решимость и несгибаемая воля. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Далее головы (вплоть до поднятой руки Морозовой), написанные в общем голубоватом тоне.
Для того чтобы наиболее выигрышно показать московский народ. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. (1) Феодосия Морозова. По внешнему виду он походит на сумасшедшего.
Образ боярыни дался Сурикову не сразу: «. Одна против всех. Вот пять женщин в правой части картины. С увлечением работал художник над пейзажем картины. А почему же художник не показал их в толпе. Именно такой раскольницей стала боярыня Морозова, человек необычайной духовной силы.
Это и отразил художник на картине. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой.
(8) Церковь. Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. Но то был выход не для Сурикова. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности.
Картина ожила. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. От эскиза к эскизу он менял направление движения дровен (они шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов – вправо), менял положение фигуры Морозовой.
Рубаха – его единственная одежда – разорвана во многих местах и не спасает от холода. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя».
Никон обвинил двуперстников в ереси. Контраст белого и черного делал лицо белее снега и звучнее самых ярких соцветий одежд. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей.
Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей. В данном случае вымысел – это глас народа. Снег внизу, на переднем плане усилен сложными тенями.
В правой части холста люди (до женщины в желтом платке) составляют первую группу, характеризуемую сочетанием темных цветов. Но в то же время в этом человеке чувствуется сила духа (а может быть, безумия), позволяющая ему не только терпеть голод и холод, но и открыто проявлять сочувствие. Контурная линия неоднозначна. Острые контуры ее черного силуэта, напоминающие клюв и крылья, распространяются на организацию различных элементов картины (Рисунок 2). Тех, кто не хотел подчиниться царскому указу, называли раскольниками. я на картине сперва толпу нарисовал, а ее после.
Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Такое внимание к следам характерно для острого взгляда Сурикова. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Картина содержит коннотации, связанные с главной идеей, но имеющие собственные значения. Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. Путь в будущее, неопределенный и туманный, предвещает метель.
Двуперстиям уподобляются группы провожающих Боярыню людей (Рисунок 5). Есть все основания полагать, что царь это прекрасно понимал. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. «Черная ворона на белом снегу» образует силуэт Боярыни, который, в свою очередь, лежит в основе пропорционального построения элементов картины (Рисунки 3 и 4). Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли.
Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Почему Суриков избрал именно такую композицию. Сквозь пелену облаков, очертания хомута, полозья саней проступает крупная, организующая всю плоскость изображения конфигурация, напоминающая трубящего ангела (Рисунки 8 и 9).
Художник изобразил и любопытных зевак и сочувствующих ей людей и нищенок и юродивых и даже детей – кажется, что в событиях тех времен участвуют все. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. «На снегу писать – все иное получается. В этот жест несёт главный смысл в картине. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой).
И тут встает вопрос. Композиция «Боярыни Морозовой» построена по диагонали. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Важно найти замок, чтобы все части соединить. Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры.
Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. По центру полотна изображена боярыня Морозова. Морозову окружает атмосфера народной любви. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Действие происходит на одной из московских улиц.
Отец настолько погружен в свое угрюмое одиночество, что дети кажутся покинутыми сиротами. От эскиза. к эскизу он менял направление движения дровен (они шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов — вправо), менял положение фигуры Морозовой. На переднем плане картины в санях изображена женщина.
Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил уРогожского кладбища. И как вставил ее в картину – она всех победила». В колорите русской зимы глаз художника впервые обнаружил неисчерпаемое богатство. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают.
Могли среди провожающих встретиться люди с таким же накалом духовной стойкости. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Но важна не только символическая сторона скрытого знака. Дорогая его сердцу Русь возрождалась в ярких, убеждающих образах.
Конфигурации человеческих изображений — укрупненные коннотации этого символа. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Вот таким образом их тела – в рогоже, без отпевания – зарыли внутри стен боровского острога: опасались, как бы старообрядцы не выкопали их «с великою честию, яко святых мучениц мощи». Но Суриков изобразил не Кремль, а московскую улицу, заполненную пестрой толпой. Кто-то пришёл посмеяться над бунтаркой, а кто-то ей сочувствует.
Царь повелел арестовать непокорную боярыню, отобрать у нее имения и земли. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Как отмечали исследователи, удаление их из толпы произвело бы совсем другое впечатление (Кеменов 1963: 111).
Никакие уговоры о принятии ею церковной реформы не привели к успеху и тогда её вместе с сестрой, Евдокией Урусовой, ночью заковали в кандалы, а затем Феодосию перевезли на подворьеПсково-Печерского монастыря и приставили к ней стражу. В образе княгини Евдокии Урусовой художник обобщил всех старообрядцев, добровольно принявших мученическую смерть во имя своей веры. Это то, где черты лица сгармонированы.
Это самый жалкий персонаж. Роль Третьякова в данном случае была самая благородная. От правого нижнего угла картины (жестяная тарелка для подаяния у ног Юродивого) диагональ идет цо нижнему краю фигур Юродивого и Нищей, затем по саноотводу, за который держится левой рукой боярыня, по ее руке, по крупу лошади и, наконец, по скату крыши, скрывающемуся в левом верхнем углу холста.
Стасов, — «оскорбленные и униженные» (Стасов 1952: 400) другие — злорадствующие народные персонажи. (11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. Чуть меньше расстояние — сани стоят. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Греческую красоту можно и в остяке найти».
Но не только юношеские воспоминания повлияли на присутствие звериных мотивов в картине. Эти ошибки сделались предметом спора для людей. Очертания оружия образуют в изобразительном поле самостоятельную систему. На переднем плане картины в санях изображена женщина. Вывод: В основе противостояния, расколовшего русское общество во II половине XVII в., было столкновение двух идеологий, двух взглядов на будущее Московского царства, на его роль в утверждении православия. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно.
Успехи Сурикова радовали Третьякова. За ним стоял отец Петра I, «тишайший» Алексей Михайлович, укреплявший самодержавие, для чего и подчинявший своей воле церковь.
Написана с храма Николы Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6.
Фигуры этих пятен (мотивов) намечены на рисунке 6 и обозначены на конструктивной схеме (рис. 7) как F и F1 соответственно. В произведениях изобразительного искусства все чаще обнаруживаются скрытые от непосредственного восприятия и требующие расшифровки изображения, надписи, абстрактные геометрические фигуры, то есть разного рода скрытые знаки — коннотации. На шапку накинут платок. Знак получает развитие во всей композиции картины (Рисунок 6).
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход.
Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Жалкая и величественная. Почему же Суриков избрал подобный сюжет. Ведь сколько времени я его искал.
-XVII век. Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Это было трагичное время. Два поднятых перста боярыни – благословление людей.
Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. В религиозной жизни русских людей обряды имели первостепенное значение.
Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе. И чувствуешь здесь всю бедность красок». После первого поражающего, оглушающего подобно шуму вод многих воздействия могучей народной драмы, взгляд привлекала симфоническая сложность ее живописного воплощения. Художник сумел показать фанатичную преданность идее, безусловную веру в собственные идеалы. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты.
«Боярыня Морозова». Эти маски, обряды, шкуры и звери были знакомы Сурикову с детства, когда он бродил по сибирским лесам и охотился в тайге на р. Енисее. Это стало возможным благодаря сложности и мозаичности изображения.
А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур. Отказалась от приглашения на свадьбу царя Алексея Михайловича по предлогом болезни, несмотря на то что она при дворе Феодосия Прокопьевна всегда была приближена к царю и имела статус верховной боярыни. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Она построила роскошную усадьбу по европейскому типу и жила в ней, окруженная роскошью и слугами имея 8000 крестьян и 300 человек прислуги.
Подобных скрытых знаков немало и в картинах мастеров русского искусства (Somov 2005). Это математика. Западные специалисты едут в Россию, русские перенимают их опыт и знание. Оба они – знаки сопричастности христианству.
«Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. На картине он изображен сидящим прямо на снегу. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Небо в картине более темное и более теплое, чем снег. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Впереди на коленях старая нищенка.
Уж слишком ярки и выразительны оказались образы в толпе и они оттесняли лицо Морозовой. «Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Еще в седой древности в искусстве существовал прием остановленного движения и именно его осуществил Суриков в «Боярыне Морозовой». Позже у Сурикова появилась мысль связать Морозову не с царем, а с народом. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость.
За ними несколько человек даны в темной цветовой гамме. Фанатичность и непокорность боярыни проявляются еще и в резкости поднятой руки (Алленов 1997). Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. Это Феодосия Морозова.
Боярыня подняла руку с двумя перстами. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Жест юродивого отвечает этому знаку. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Заметьте: фигура боярыни – черное пятно на фоне белого снега и цветной толпы.
Художник увидел собор Василия Блаженного и вспомнил о казни стрельцов (картина «Утро стрелецкой казни») заснеженную избушку с мерцающим светом в оконце и представил А. Меньшикова в ссылке (картина «Меньшиков в Березове») черную ворону на белом снегу и увидел в ней боярыню Морозову — героическую защитницу старой веры. Крестьян было 8000. Третьяков подходил вплотную к картине и вглядывался в живописную ткань снега.
В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Вторым Римом, как известно, называли Византию, откуда православие пришло на Русь. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Например, в первых эскизах художник изобразил Морозову, которая жестом протянутой руки с двуперстием как бы обращается к царю (его палаты были изображены справа).
Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Тарабукина. Художник трудился над ней около 3 лет, сразу по завершению картина находилась в экспозиции 15 выставки передвижников. Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. Зрители не видят птицу в картине.
Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. На ее лице глубокая скорбь. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Некоторые пользовались широкой известностью и большим влиянием в народе. На шее – огромная цепь.
Суриков, следуя правде, был бы вынужден показать людей в профиль и они заслонили бы друг друга (как в левой части картины). Суриков увидел ее одетой в черное в темных санях и как ее везут по снегу (Волошин 1985 Никольский 1918).
До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Это настоящая математика. Среди сочувствующих — нищенка и юродивый в правой части композиции. Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы».
Суриков, следуя правде, был бы вынужден показать людей в профиль и они заслонили бы друг друга (как в левой части картины). На переднем плане картины в санях изображена женщина. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов.
Общество начинает расслаиваться на сторонников и противников нововведений. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Их взаимное расположение охватывает все поле изображения. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния.
Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Коннотации символов крестного знамения, скрытые в архитектуре, показаны в специальных исследованиях (Барбышев 1991). Двуперстие должно напоминать о двойственной природе Христа – божественной и человеческой. А также – другое темное пятно в левом нижнем углу имеющее не такие четкие границы. Перейдем теперь к вопросу о том, как решена картина в цвете. Его приказание уморить Морозову голодом в боровской яме, в «тме несветимой», в «задухе земной» поражает не только жестокостью, но и холодным расчетом. Боярыня Морозова – картина, представляющая не только эмоциональную толпу, но и как будто специально выделенных двух сидящих человек.
«Утро стрелецкой казни»Эта многофигурная композиция имеет и непростую конструкцию, очевидность которой может проясниться при простенькой компьютерной обработке репродукции – переводе ее в черно-белый режим (рис 5). Надо полагать, по двум причинам. По указу патриарха церковные тексты стали переписываться по греческим образцам. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885).
Кроме того усиливается центр картины — фигура Боярыни. Без устали работал Суриков на натуре. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня.
Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Знаете, что значит симпатичное лицо. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века.
Произошел раскол. Получалось, что народ – лишь фон столкновения между Морозовой и царем. Еще в седой древности в искусстве существовал прием остановленного движения и именно его осуществил Суриков в «Боярыне Морозовой».
Это сама героиня и юродивый. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова.
(2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. Властный старик кажется обескураженным внезапным поворотом событий, его лицо угрюмо, он полон печальных воспоминаний. Но изображая в своих первых эскизах достоверные факты, художник увидел, что фигура раскольницы получается жалкой и нелепой – в ней не было ничего героического и величественного – вот таким образом он наделяет Морозову длинными цепями, которые не только не сковывают ее жеста, но подчеркивают широким полукружием, его красоту. Она почти не смотрит на боярыню. Другой скрытый знак развивает символизацию народа — всех униженных и оскорбленных.
Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. По замыслу художника эти их эмоции противоположны. Главный символ этого дня — трубящий ангел.
Первый эскиз ее был сделан в 1881 году, но к настоящей работе Суриков приступил только в 1884 году. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Арестованных в то время возили в санях на специальном возвышении («стуле») и боярыня изобразительно оказывалась как бы в отрыве от стоявшего внизу народа. Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом.