Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 587 дней. Она не стоит, а парит.
Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног Оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях Ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри Оры и Зефиров подобны прибрежным волнам.
Смена власти, потеря родных, творческие кризисы и эмоциональные всплески – всё это сказывалось на Боттичелли, со временем он отошел от работы и обеднел. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей.
И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций.
Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Галерея Уффици. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». 203 x 314 см.
Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Умер Боттичелли в безвестности. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Также есть версия, что Боттичелли написал «Рождение Венеры» не для Лоренцо Медичи, а для одного из своих знатных современников, а в собственность Медичи она попала позднее. Картина иллюстрирует миф рождения Венеры (греч. На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой.
В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп.
Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. В течение следующего десятилетия он приобрел большое количество влиятельных заказчиков, среди которых оказалась и семья Медичи. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру.
Весь воздух полон был благоуханиемБиограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера).
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины.
Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям этобыл Кипр, по другим — Кифера). По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возможно, Музы художника, объекта платонической любви и тайной страсти самого Боттичелли.
«Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Так, радуясь наступающему дню, мы не можем не сожалеть об угасшей красоте рассвета, так, взрослея, не можем не вздыхать о минувшем детстве. Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция.
Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности).
Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Италия. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Сандро родился в семье кожевника.
В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. На берегу, держа наготове затканное цветами покрывало, Венеру ждет ора – одна из четырех богинь времен года, Весна. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы.
Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Это утверждение — оправдание женской наготы. Что же. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана).
Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Как и другие картины женщин известных художников, созданные в период Возрождения, это произведение демонстрирует красоту и богатство окружающего мира, в противовес средневековому аскетизму. Дерево, темпера.
Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). 1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры». Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики.
Возможно, намёк на это содержится в сюжете картины. В позе Венеры видно влияние классической греческой скульптуры. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота.
Ренессанс подарил мировому искусству множество чудесных произведений. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи, родившаяся в Портовенере на лигурийском побережье. По преданию, там похоронен святой Иаков Старший (казненный в Иерусалиме в 44 г. ).
Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая. Прекрасная статуя – вот слова, которые приходят на ум при взгляде на недвижную фигуру богини и которые осознанно адресовал своим зрителям художник.
Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры).
Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»).
Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре.
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа».
Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов.
Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте.
Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Клубящиеся одеяния, линии, которыми написаны волосы и крылья — все это исполнено динамического порыва, олицетворяющего один из основных элементов вселенной. Обнажённая богиня плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемая ветром. Красота Симонетты поражала всех без исключения. Это также было и насущной задачей неоплатоников.
Его дыхание наполняет ветер цветами. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 587 дней. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Возрождение.
В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти.
Но это правда. Влюблен платонически и в самом возвышенном смысле. Оры, божества, времен года, стояли на берегу в белых одеждах, а их распущенные волосы ласкали порывы воздуха. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения.
Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов.
Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение). И все же это так. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. И, конечно, в нее был без памяти влюблен Джулиано де Медичи. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля.
Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. У Платона было утверждение, что существуют две Венеры, названные им Небесной и Вульгарной (Земной) и, поскольку это утверждение символизировало глубинное человеческое чувство, его никогда не забывали. На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. Флоренция. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек.
Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Предположительно, Боттичелли узнал об этом мифе от философа Марсилио Фичино или от поэта Анжело Полициано, который в своем произведении «Джостра» детально описал миф рождения Венеры. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано.
Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. На берегу богиню встречает одна из граций.
Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал.
Афродиты). «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн.
Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, а миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота — это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь — связующая сила, движущая мир к Богу». Особую прелесть придает картине то, что это крупное полотно написано с тщательностью миниатюры. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби.
Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты». Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). Согласно античному мифу, первый правитель мира – бог неба Уран был оскоплен собственным сыном Кроносом.
Так, на рыцарском турнире он нес штандарт, выполненный по эскизу Сандро Боттичелли. Картина «Рождение Венеры» описывает античный миф рождения богини любви из морской пены. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи.
Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование.
Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле. Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года.
И эта поза и мягкая линия бедра и целомудренный жест рукой и мечтательный взгляд и пропорции тела, отвечающие канонам гармонии, разработанным скульпторами Поликлетом и Праксителем, – всё это свидетельствует о влиянии классической греческой скульптуры на Боттичелли. Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. В 1987 году была завершена реставрация картины.
Именно в такой же позе была изображена скульптура Праксителя «Капитолийская Венера».
Она много лет украшала его виллу Кастелло. Это раковина морского гребешка, которую называют еще "раковиной святого Иакова". Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственностькомпозиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — большей свободойдвижения). Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха.
Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма.
Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами.
Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Картинка, конечно, темновата, то анемон увидеть можно. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас.
И это напоминает поединок за новорожденную. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. 1 ВЕНЕРА.
Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине.
Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Варнавы работы Боттичелли).
В настоящее время картина хранится в галерее Уффици во Флоренции. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины. Зефира обнимает его возлюбленная Хлорида, а на берегу богиню встречает одна из граций.
Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Но наиболее знаменитым полотном является «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, сейчас находящееся в галерее Уффици (Флоренция, Италия). На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана из белоснежной пены морских волн.
(Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи.