Картина Бориса Кустодиева Русская Венера: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Известные картины Бориса Кустодиева: «Масленица», «Купчиха за чаем», «Русская Венера», «Вербный торг у Спасских ворот», «Портрет Фёдора Шаляпина».
В правой он держит штихель, а левой направляет доску на острие. Полнотелая, здоровая женщина с золотистыми волосами держит в руке березовый веник. В 1916 году в 38-летнем возрасте, несмотря на многочисленные мучительные операции, у художника парализовало ноги, но он продолжал творить, сидя в кресле-каталке или даже лежа.
Затащил мужика с базара — и писал при народе. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Прежде чем браться за краски, Борис Михайлович, как обычно, сделал предварительный рисунок с натуры.
Потом идя по Фонтанке мы встретили жену Кустодиева. Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой».
Художник изображает свою Венеру в русской, утопающей в клубах пара, бане. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг. Перечитывая хорошо знакомый ему текст монографии, Борис Михайлович усомнился, надо ли было Воинову обращать внимание читателя на очевидную параллель композиции «Большевика» — гигант шагает по московским улицам между копошащихся у его ног людишек, — с подобной же композицией его раннего рисунка для «Жупела». Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Протасов рассказал, что собрание галереи неплохо пополнялось из государственных фондов, да вот беда, лукаво посетовал он, произведений знаменитого земляка в ней все же маловато.
Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Раззолоченные туфельки в глубине предбанника – отнюдь не улика в непролетарском происхождении Венеры, а чисто сказочная деталь. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленица»), в которых видны черты модерна. Картина представляет собой обобщающий образ.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901--1903, Русский музей, Петербург). Картина «Русская Венера» – одна из последних работ художника. Ведь она родилась из пены. Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года.
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его «оппозиционные шалости» : слишком уж очевиден и ценен был его талант. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Это — вполне определившиеся художники. На Средиземноморье – из морской, а в России – из банной пены.
Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. На ее простецком курносом лице – задорная улыбка. Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует. Теперь он был директором городской картинной галереи, основу которой составила переданная в дар Астрахани коллекция П. М. Догадина. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Это идеал женской красоты, созданный воображением народа. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды.
Под его началом Борис Кустодиев быстро растет – в первую очередь, как портретист. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. А руки у Тани — широкие и пальцы короткие. Искусство требует всей жизни.
После завершения учебы в духовной семинарии в 1896 году Борис поступил в петербургскую Академию художеств. Именно в этот период Кустодиев продолжает галерею женских образов, начатую им в 1912 году картиной «Купчихи в Кинешме». Я. Билибин, 1901). Не случайно художник изображает героиню картины «Русская Венера» в бане: здесь столь естественна ее красота и неприхотливая деревенская обстановка подчеркивает значимость самого образа. А шуба.
«Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации (Леди Макбет Мценского уезда Н. С. Лескова Русь Е. И. Замятина обе работы -- 1923 и другие рисунки) и сценографии (Блоха Замятина во втором МХАТе, 1925 и другие декорации). С другой – бой быков («Как все это странно и дико: убийства с кровью – ужасно и безжалостно. ») и Музей современного искусства («Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности. »). Критики единодушно признают «Русскую Венеру» одним из лучших портретов Кустодиева, а кто-то вообще лучшим достижением русского портретного искусства. Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки. Но ни в одной из его картин вы не найдете даже мрачного пятна.
Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Голубые глаза, со слезой: Б. М. заболел инфлэнцией». Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Статья иллюстрировалась репродукциями ряда работ, в том числе «Русской Венеры» и портрета Чижовой (он был ошибочно назван «Портрет Грабовской»), Однако тон критика, когда он заговорил в своем обзоре о присутствии на выставке работ заслуженных мастеров, получивших известность еще до революции, стал брюзгливым.
Да, это большие мастера. Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. А вот другие светила русской живописи — Репин, Шишкин, Левитан, Врубель, Серов, Рерих, Нестеров (чудесный его эскиз к «Видению отроку Варфоломею» из собрания Догадина)— представлены неплохо. Искренняя, живая улыбка и васильково синие, красивые глаза. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».
Да, по своей художественной культуре они заметно выделяются над уровнем ахрровской массы. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. С холстом по-прежнему были проблемы.
Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов». Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Ведь она достойна этого. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г).
Блудницу, которая стала святой. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Только щеки да нос краснеют».
Натурщицей, как и для многих других работ, стала его дочь. В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. Для «Русской Венеры» позировала, по воспоминаниям Кирилла Борисовича, девушка лет двадцати трех, пышная, с хорошей фигурой. Кустодиев Русская ВенераПортрет Ренэ Нотгафт, 1914Русский Музей, Санкт-Петербург Русская Венера1925-1926Кустодиев Портрет Федора ШаляпинаКустодиев ЗимаПортрет Федора Шаляпина1922, Русский Музей Зима1919, Русский МузейХотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.
Будто впервые. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане --«русские венеры»). Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Еще в 1920 году были написаны небольшая картина под тем же названием, а также акварель «В бане». Так, начав год с провокационных карикатур, Кустодиев окончил его в статусе придворного портретиста.
Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Об этом свидетельствует тот факт, что картина Русская Венера была написана на обороте ранней картины На террасе (1906 г. ), представляющей собой групповой портрет семьи художника. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Только это в Средиземном море была морская пена, а в России – пена банная. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой.
У гравера работают обе руки и особенно левая. Тщательно выписан интерьер небольшой баньки. Их пышные тела предназначены для создания сильной и крепкой многодетной семьи. Художник – без рук. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Он и реален и идеален в одно и то же время.
На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878--1927), русский художник. У него же свободна была одна рука, правая.
Друзья разъехались на отдых кто куда. «Адскую почту» постигла участь «Жупела» : тираж был конфискован, а журнал закрыт. Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Самая большая победа – это победа над собой и над своей болью.
Помимо коллекции Догадина в галерею поступило около ста работ из числа собранных представителем австрийской торговой фирмы О. Виблингером, среди них и когда-то написанное Кустодиевым панно «Поэзия» и его натюрморт «Омар и фазан». Любовное. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И.
Но остался на родине и продолжал исступленно работать. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Жизненная веселость и телесная конкретность образа не должны ввести зрителя в заблуждение. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Известна целая галерея портретных бюстов известных людей, выполненных из гипса и мрамора – М. В. Добужинского, В. Э. Мейерхольда, А. М. Ремизова, Ф. Сологуба и т. д. Несмотря на то, что Кустодиев постоянно проживал в Москве и Петербурге, он постоянно посещал провинциальные города, сёла, деревни, где рисовал свои особо яркие и живописные полотна. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. Просто московский трактир, где купцы дуют чай.
Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. В самом деле имел же художник право пожелать своей героине счастья. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.
Какова шуба на нем. Милая, замученная, отдавшая ему всю себя. Кустодиев писал этюды с видами парка имения, натюрморт «Яблоки». Во время одного из таких «побегов» – в поместье Высоково в Костромской губернии – он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской.
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Полотно обыгрывает древнегреческий миф о рождении Афродиты (в древнеримском варианте – Венеры). Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Позднее по дорожным впечатлениям была выполнена картина «Украина»: хатки с соломенными крышами по дороге, обрамленной высокими кипарисами, движутся возы с сеном. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.
Зашел с мороза прямо в шубе. Но антиправительственным настроениям, завладевшим рабочими, студенчеством и радикально настроенной интеллигенцией, он определенно сочувствовал. Я. Билибин, 1901). Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства.
Перед нами именно Венера. Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» – эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Я. Билибин, 1901). Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком.
Он создает «Купчиха за чаем», (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920) и «Русская Венера» (1925-1926). Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать. ».
Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). И все же жизнь в Петербурге его тяготит. Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета».
В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. В начале 1900-х Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию, после чего выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души «Балаганы», «Масленицы», «Ярмарки», «Деревенские праздники» и «Гулянье на Волге». Воинов писал: «Теперь это уже не скелет, не туманный призрак смерти, а существо, обладающее подлинной плотью и неугасимым порывом к борьбе и победе». Все, о чем упомянул Кустодиев в этом письме, все, что составляло основу его видения жизни и специфику его таланта, с замечательной силой и красочностью выразилось в законченном весной полотне «веская Венера». И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки». Пышнотелая барышня искрящаяся здоровьем, блеском, чистотой свежевымытой кожи.
Ленинград летом опустел. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. В «Русской Венере» Кустодиев дает отсылку к другому божеству.
Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Вот кого рисовать-то. А может быть именно вот таким образом и стоило. Если еще можно ухитриться что-то вырезать на линолеуме, то на дереве, казалось бы, ничего не сделаешь, а Кустодиев делал Путем каких-то непонятных, нечеловеческих усилий он добился недоступного, свидетельством чего остались пять исполненных им гравюр на дереве и три на эбоните.
Чертовски трудно. Нет, не все, а только часть безвозвратно ушедшего прошлого. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна».
Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3, 5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты. Он жить не сможет». В этом году Кустодиев исполнял гравюры не только на линолеуме, но и на дереве и даже на эбоните. Картина «Русская Венера» была написана Борисом Кустодиевым в 1926 году, за год до смерти, в его ленинградской квартире, которая служила ему и мастерской. Весной, в мае, Борис Михайлович возобновил работу над задуманным большим полотном «Русская Венера».
Пришлось использовать обратную сторону группового семейного портрета «На террасе», написанного в «Тереме» в 1906 году. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
Там такого же примерно размера, как гигант-«большевик», по тем же заполненным людьми улицам двигался устрашающий скелет — символ смерти. Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами». Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован. И. Шаляпин».
Мыльные пузыри на лавке, клубы пара оправдывают название картины. Бедный инвалид — выдумал себе идеал и влюбился. Журнал «Советское искусство» опубликовал статью Павла Новицкого.
«Русская Венера» – это огромная картина изображающая пышнотелую женщину (но лучше сказать – бабу) в бане. Когда старый приятель – Иван Билибин – предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне. Стали появляться в печати отклики на выставку. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Он твердо решил стать художником.
Вот и Кустодиев изображает блудницу (посмотрите на задорный блеск в ее глазах), которая еще не стала святой.