«ужин в Эммаусе» (1601)— картина итальянского художника Караваджо, хранится в Лондонской Национальной галерее. Одно из наиболее известных полотен Караваджо – Ужин в Эммаусе – принадлежит Лондонской национальной галерее, в Москве было решено показать еще одну его версию из миланской Пинакотеки Брера, где Иисус Христос трактован менее радикально. Одно из наиболее известных полотен Караваджо – "Ужин в Эммаусе" – принадлежит Лондонской национальной галерее, в Москве было решено показать еще одну его версию из миланской Пинакотеки Брера, где Иисус Христос трактован менее радикально. Среди шедевров XVII века Лондонской национальной галереи особого внимания заслуживает «Ужин в Эммаусе» Микеланджело Меризи известного как Караваджо.
«ужин в Эммаусе» (итал. Cena in Emmaus)— картина итальянского художника Караваджо, выставленная в 29-м залеПинакотеки Брера в Милане. «ужин в Эммаусе» (итал. Cena in Emmaus)— картина итальянского художника Караваджо, выставленная в 29-м зале Пинакотеки Брера в Милане. «ужин в Эммаусе» (итал. Cena in Emmaus)— картина итальянского художника Караваджо, выставленная в 29-м зале2 Пинакотеки Брера в Милане. «ужин в Эммаусе» (1601) — картина итальянского художника Караваджо, хранится в Лондонской Национальной галерее.
На мужчину, сидящего по центру, внимательно смотрит тот, что прислуживает ему. О явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия повествует Евангелие от Луки (24:13-32). На столе мы видим жареную птицу, хлеб, вино, воду и фрукты. Яблоки в системе значений «читаются» двояко: и как плоды благодати и как указание на первородный грех искупленный кровью Христа.
Он только что разломил и благословил хлеб, а ученики, узнавшие его, потеряли дар речи. В ответ незнакомец «начав от Моисея из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». В тени, который отбрасывает корзина на стол усматривают очертания рыбы – одного из символов христианства.
Это роднит «Ужин» с алтарным образом «Богоматерь паломников», созданным двумя годами ранее. Еще одним символом Воскресения является гранат. Трактирщик и пожилая служанка оказались невольными свидетелями произошедшего. Ожидание чуда осталось, но в более сдержанных и приглушённых тонах. Тогда незнакомец «начав от Моисея из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании».
Глядя на нее, сразу догадываешься о её более низком социальном статусе. Также возможно, что она была написана годом ранее в Риме, так как лицо и поза служанки на картине почти в точности копируют образ Святой Анны с картины «Мадонна со змеёй», созданной в 1605 году. Образ Христа решён менее радикально— теперь он напоминает Христа из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Кажется, что она сейчас упадёт: часть её нависает над пустотой. Локоть Клеопы и пальцы его друга (у которого на груди нарисована ракушка Святого Иакова, символ пилигримов, направляющихся в Компостелу), кажется вот-вот прорвут холст и втянут зрителя в происходящую сцену с чудом.
О явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия повествует Евангелие от Луки (24:13-32). Согласно Евангелию от Марка (16:12-12) Иисус «явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение», вероятно, вот таким образом он изображён с отступлением от традиционной иконографии, без бороды, с несколько одутловатым, женоподобным лицом, что вызвало нарекания служителей церкви. Здесь же простота стиля помогает привлечь внимание зрителя к сильной эмоциональной составляющей сюжета. Христос показан человеком среднего возраста со следами страстей на лице.
Христос, преломив хлеб и благословив их, был узнан, но тут же «стал невидим для них». Свет на полотне падает сверху слева, образуя подобие нимба, окружающего голову Христа. Как видите, Караваджо выбрал самый момент благословения, передав удивление присутствующих.
Кажется, что она сейчас упадёт: часть её нависает над пустотой. За ним, в правом углу картины, склонив голову видна женщина. Христос показан человеком среднего возраста со следами страстей на лице. Ученики, удивлённые его неведением, рассказывают об осуждении и казни Иисуса.
Если на лондонской картине убранство стола более пышное, а на переднем плане расположена богатая корзина с фруктами, похожая на одноимённую работу художника 1599 года, то на миланской картине оставлен лишь скупой натюрморт с хлебом, кувшином и двумя простыми тарелками. Это роднит «Ужин» с алтарным образом «Богоматерь паломников», созданным двумя годами ранее. Никаких резких движений и ярких пятен. В руках у женщины большое блюдо, разглядеть его содержимое невозможно. Слуга слегка наклонил голову, как будто ожидая приказа или ответа. Тот, что справа раскрывает руки, словно имитируя распятие. Единственный, кто не понял значения происходящего, – это трактирщик.
Караваджо интересует прежде всего психологическая характеристика персонажей. Два обедающих не верят своим глазам. Стол, покрытый белой скатертью, с хлебом и вином символизирует алтарь. Караваджо интересует прежде всего психологическая характеристика персонажей. Тот осведомляется, отчего они печальны.
В отличие от более раннего «Ужина в Эммаусе», выставленного в настоящее время в Лондоне, в этой картине композиция проще, жесты действующих лиц сдержаны, отсутствуют яркие пятна, стиль художника стал более мрачен. Было предпринято множество попыток раскрыть его. К груди одного из них прикреплена раковина— символ паломника к святым местам.
Оба стоят справа от стола. Это роднит «Ужин» с алтарным образом «Богоматерь паломников», созданным двумя годами ранее. Она хранилась в коллекции маркиза Патрици с 1624 года и, вероятно, была заказана им же3. В отличие от более раннего «Ужина в Эммаусе», выставленного в настоящее время в Лондоне, в этой картине композиция проще, жесты действующих лиц сдержаны, отсутствуют яркие пятна, стиль художника стал более мрачен. Второй ученик раскинул руки в изумлении— его поза повторяет позу распятого Иисуса (мотив отождествления верующего с Христом). Одета она в коричневый сарафан, (мы видим только его верх).
У нее темные волосы, забранные под белый чепчик. Образ Христа решён менее радикально— теперь он напоминает Христа из из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Клеопа (сидящий спиной к смотрящему) от неожиданно всколыхнувшихся сильных эмоций – смеси удивления испуга и радости схватился за ручки сидения и привстал с места. Новаторская трактовка сюжета делает эту картину Караваджо уникальным явлением. Вторая версия «Ужина в Эммаусе» в настоящее время хранится в Пинакотеке Брера, Милан. «Ужин в Эммаусе» упоминается ранними биографами Караваджо Джулио Манчини и Джованни Пьетро Беллори.
У женщины в руках поднос с угощением, предлагаемым сотрапезникам. Под сарафаном белая рубашка. Стиль Караваджо становится всё более tenebroso (мрачным), а некоторые современники обозначили его как «подвальный». Идущий снизу вверх по диагонали луч света мягко высвечивает лица, руки и отдельные элементы до предела скупой композиции. Караваджо изображает кульминационный эпизод популярного в XVII веке сюжета о явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия, описанный в Евангиелии от Луки (24:13-32). Он только что разломил и благословил хлеб, а ученики, узнавшие его, потеряли дар речи. Детали изображенные в реалистической манере, являются очевидными символами. Два ученика, направляющиеся из Иерусалима в Эммаус, встречают незнакомца. Несколько изменилась композиция – к постаревшему хозяину харчевни добавлена жена старушка, напоминающая Анну из «Мадонны со змеёй».
Трактирщик и пожилая служанка оказались невольными свидетелями произошедшего. Христос показан человеком среднего возраста со следами страстей на лице. Сам натюрморт имеет символическое значение. Два ученика Христа представлены пожилыми мужчинами в поношенном платье. Христос, преломив хлеб и благословив их, наконец был узнан, но тут же «стал невидим для них». Зрители становятся свидетелями свершения таинства евхаристии.
Картина несет на себе самые характерные черты «фирменного» стиля Караваджо. Образ Христа решён менее радикально— теперь он напоминает Христа из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи4. Стол, покрытый белой скатертью, с хлебом и вином символизирует алтарь.
Она худая, что видно по шее, острым скулам и выступающим костям ключицы. Ученики приглашают его разделить с ними вечернюю трапезу. Гамма «Ужина в Эммаусе» заметно упрощена, на фоне землистых цветов выделяется лишь голубая туника Христа. Христос, преломив хлеб и благословив их, наконец был узнан, но тут же «стал невидим для них». В ответ незнакомец «начав от Моисея из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Это лишь доказывает их символическое значение.
Ученики, удивлённые его кажущимся неведением, рассказывают о событиях последних дней. Два ученика, направляющиеся из Иерусалима в Эммаус, встречают незнакомца. Хотя не исключено, что художник писал её полностью по памяти. В отличие от более раннего «Ужина в Эммаусе», выставленного в настоящее время в Лондоне, в этой картине композиция проще, жесты действующих лиц сдержаны, отсутствуют яркие пятна, стиль художника стал более мрачен. Гамма «Ужина в Эммаусе» заметно упрощена, на фоне землистых цветов выделяется лишь голубая туника Христа. По-иному выглядят и сами путники, сидящие за скромно накрытым столом.
Удалось договориться с местными крестьянами и найти общий язык. Вторая версия «Ужина в Эммаусе» в настоящее время хранится в Пинакотеке Брера, Милан. Образ Христа решён менее радикально— теперь он напоминает Христа из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Второй последователь Христа от восторга развел руки в стороны.
Тот осведомляется, отчего они печальны. Караваджо интересует прежде всего психологическая характеристика персонажей. Согласно Евангелию от Марка (16:12-12) Иисус «явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение», вероятно, вот таким образом он изображён с отступлением от традиционной иконографии, без бороды, с несколько одутловатым, женоподобным лицом, что вызвало нарекания служителей церкви.
Хотя не исключено, что художник писал её полностью по памяти. «Ужин в Эммаусе» упоминается ранними биографами Караваджо Джулио Манчини и Джованни Пьетро Беллори. Ученики, удивлённые его кажущимся неведением, рассказывают о событиях последних дней. Караваджо Ужин в Эммаусе (1606) Холст, масло.
Зрители становятся свидетелями свершения таинства евхаристии. Одет слуга в серовато-бежевый жилет поверх белой рубахи, рукава рубахи закатаны. Сам натюрморт имеет символическое значение. Ученики приглашают его разделить с ними ужин. Ученики приглашают его разделить с ними вечернюю трапезу.
Трактирщик и пожилая служанка оказались невольными свидетелями произошедшего5. Она хранилась в коллекции маркиза Патрици с 1624 года и, вероятно, была заказана им же. Признали Иисуса мужчины по символическому жесту благословения рукой пищи. Гамма «Ужина в Эммаусе» заметно упрощена, на фоне землистых цветов выделяется лишь голубая туника Христа. Образ Христа решён менее радикально — теперь он напоминает Христа из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.
Он только что разломил и благословил хлеб, а ученики, узнавшие его, потеряли дар речи.