Микеланджело Меризи да Караваджо – известный итальянский художник, автор религиозных картин. Микеланджело Караваджо похоронили в групповой могиле. Только с ним, с Микеланджело, хотел Караваджо вести свой диалог, только на него равняться, только у него учиться.
Интересен факт, что именно в Риме Микеланджело Меризи получает прозвище «Караваджо» по названию города, в котором он родился. Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Караваджо Микеланджело. Микеланджело Караваджо и Рафаэль — мои любимые живописцы. В 1986 году увидел свет фильм «Караваджо», в котором рассказали о нетрадиционной сексуальной ориентации Микеланджело.
Так Микеланджело Меризи стал Караваджо. Натюрморт «Корзина с фруктами» Микеланджело да Караваджо написал, когда ему было всего 23 года. А в 1606 году в биографии Микеланджело Меризи да Караваджо произошел переезд из Рима после убийства молодого человека на дуэли.
Микеланджело да Караваджо стал основоположником интереснейшего направления в стиле барокко и оказал большое влияние практически на всех выдающихся европейских живописцев. И именно в тот момент, когда Микеланджело Караваджо достиг славы, судьба приготовила для художника очередное испытание. Микеланджело да Караваджо (итал. Michelangelo Merisi de Caravaggio настоящее имя Микеланджело Меризи Караваджо 28 сентября 1573 Милан— 18 июля 1610 Гроссето, Тоскана)— итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII в., один из крупнейших мастеров барокко. 18-го июля умер Микеланджело да Караваджо.
Родившись в небольшом итальянском городке Караваджо, который расположен недалеко от Милана, Микеланджело Меризи в возрасте 13 лет идет в мастерскую Петерцано. Микеланджело да Караваджо – великий итальянский художник. Микеланджело Меризи, прозванный позднее Караваджо, родился 28 сентября 1571 (по другим данным – 1573) года в небольшом местечке Караваджо, что в Ломбардии. Несколько последних лет жизни Микеланджело Караваджо скитался, пытаясь избежать наказания.
В галерее Боргезе, расположенной в Риме, можно познакомиться еще с одной работой Микеланджело Караваджо – «Мадонна с ребенком и Святая Анна».
И настало утро. Папа римский Павел V, чей портрет ранее писал Караваджо, объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение. Задачу искусства художник видел в том, чтобы «хорошо подражать предметам природы»: он либо создавал жанровые картины, посвященные людям из народа («Гадалка», «Юноша с лютней», ок. В последних работах — «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Эта работа относится к последним годам жизни художника. 1594, Париж, Лувр), Лютнист (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Концерт (Нью-Йорк, Музей Метрополитен) утверждают сложившуюся самостоятельную образную систему художника.
После ухода из мастерской д39Арпино круг тем Караваджо значительно расширился.
К последним произведениям Караваджо относится также картина Давид с головой Голиафа, на которой голова Голиафа предположительно представляет автопортрет художника. Однако написанное полотно «Мадонна со змеёй» отцы церкви посчитали непристойным, недовольные тем, что натурщицей оказалась куртизанка. 28 мая 1606 г. Караваджо на дуэли убил некого Рануччио Томассони. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Но плотское при этом тесно переплетено с духовным.
Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Она выглядит почти старухой, так состарило её горе. Всё больший интерес вызывали у него библейские сюжеты. Он переехал в Неаполь, где написал более десяти картин.
Учился у Симоне Петерцано в Милане.
Эрмитаж «Шулеры», Форт Уорт, музей Кимбел). Для этого сюжета, возможно, был исполнен натюрморт Корзина с фруктами (Милан, Пинакотека Амброзиана), поражающий энергией чистых красочных тонов. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок.
Этот «люминизм», культурные истоки которого следует искать в живописи европейского маньеризма, лишен у Караваджо интеллектуальности последнего и приобретает антигуманистический пафос. гал., гал.
Действующие лица картины одеты в красочные платья современников Караваджо, только Христос и Петр изображены в традиционных античных одеяниях. В первом и самом значительном из них — «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни. К этому популярному сюжету живописи эпохи Возрождения обращалось немало мастеров. Одному из постоянных клиентов Спата, кардиналу Франческо Марии дель Монте, понравились две картины Караваджо «Шулеры» и «Гадалка», он их приобрел и захотел познакомиться с художником. Поначалу он бедствовал, работал по найму. Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале.
На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. Известный режиссер Мартин Скорсезе говорил: «Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо».
В тихой скорби застыли у смертного ложа Марии апостолы. гал., гал. Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения. Реализм Караваджо – это нечто большее, чем просто подражание природе в его живописи сочетаются глубокое понимание психологии человека и точная передача характера света и формы, что дает возможность преобразить реальность в драму, разыгрывающуюся на холсте.
«Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. В конце 1607 (. ) Караваджо приезжает на Мальту, где по заказу Мальтийского ордена пишет ряд картин, за которые получает звание рыцаря: два портрета Алофа де Виньякура (один из которых часто отождествляют с портретом великого магистра ордена из Лувра), «Казнь Иоанна Крестителя» и «Св. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. Картина «Обращение Савла» повествует о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: «Савл, Савл. В убийстве обвинили Караваджо. Третья картина— «Св. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».
Тогда его обвинили в убийстве. (Позднее Караваджо создал еще одну версию картины «Гадалка», которая хранится в Лувре). Свободное время Караваджо проводит в компании своих друзей, молодых задиристых и дерзких художников Просперо Орси, Марио Миннити и Орацио Джентилески. Он должен был стать одним из главных орудий пропаганды католической церкви. Узнав об этом, Караваджо решил вернуться поближе к Риму и ждать официального помилования.
«Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба». В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св.
переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. Никодим и Иоанн Креститель переносят мертвое тело с плиты (камень, на котором, по традиции средиземноморских стран, покойного готовят к погребению, обмывая и натирая миррой) в могилу. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии.
Микеланджело обвиняли в убийстве. Период творческой зрелости (конец XVI — первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что персонажи картины передают тело Христа тому, кто в данный момент стоит перед ней). Его коллекция в 1808 году была вывезена во Францию и выставлена на продажу.
Свидерская). Она застыла между двумя реальностями. Прекрасное лицо Саломеи повернуто в сторону, ее глаза полны страдания: совет матери Иродиады выбрать именно такую награду вылился в слишком страшное действо. Вот таким образом Вакх на другой картине будет изображен как мальчик-слуга из таверны, голодный и болезненный («Больной Вакх», Рим, гал. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же).
Биографы Караваджо отмечают, что не было обнаружено эскизов к картинам живописца. Чрезвычайно важной была для Караваджо тема Страстей Христовых (страданий Христа перед распятием). В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим.
Многие из этих картин не сохранились, но те, которые дошли до нас («Мадонна с четками», Вена, Музей истории искусств «Семь дел милосердия», Неаполь, ц. Пио Монте делла Мизерикордия «Саломея с головой Иоанна Крестителя», Лондон, Нац. За это на Караваджо устраивали настоящие гонения.
Он отучился в художественной школе в Милане. С 1600 г. по 1604 г. художник интенсивно работает и пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель», «Ужин в Эммаусе», «Распятие Св.
Палач, опускающий голову Крестителя на блюдо в руках Саломки. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли, Рим). В молодости познакомился с реалистической традицией ломбардской живописи. Сложный жизненный путь, полный невзгод и разочарований прошел этот художник.
К числу лучших поздних произведений Караваджо относится и полотно «Смерть Марии» (1605—1606, Париж, Лувр). 1593, там же), «Вакх» (ок. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Каждый образ передан с небывалой остротой восприятия натуры и цветовой энергией. Судьба Микеланджело сложилась трагически.
Интересно, что однажды в церкви из-за этого даже отказались принять его работу. Из Неаполя он перебрался на Мальту, где был сначала посвящен в рыцари, а потом после очередной бурной ссоры опять посажен в тюрьму. 1596, ранее в коллекции Скьярра). Первое время Караваджо сильно нуждался. «"Призвание Матфея" занимает особое место в наследии Караваджо.
За его картинами выстраивались в очередь: если что-то не нравилось одному заказчику (в случае с Караваджо такое происходило часто, многие были шокированы реалистичностью его работ), картину тут же приобретал стоящий в очереди. Он выполнял заказы на весьма престижные работы. И наконец, старуха-свидетельница, само воплощение смерти. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства».
Но мифологический антураж лишь оттеняет земную чувственную красоту юноши.
Этот художник – основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века. Позади — три Марии и три оттенка женского горя. Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) итальянский художник. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески). Он видел красоту там, где ее по всем канонам не могло быть.
Его боги похожи на крестьян, а религиозные сюжеты больше напоминают бытовые сцены. Драматический сюжет положения во гроб тела Спасителя написан художником в белых, красных и синих тонах, напряженное противостояние которых умножает эффект от игры света и тени.
1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок. Вступление в орден означало бы автоматическую отмену смертного приговора за убийство, абсолютное им в Риме. Основные работы мальтийского периода включают в себя грандиозное полотно «Усечение головы святого Иоанна Крестителя» и картину «Портрет Алофа де Виньянкура». 14 июля 1608 г. Караваджо становится членом ордена Госпитальеров. Однако в августе 1608 г. Караваджо ввязался в драку, в которой тяжело ранил рыцаря ордена, был арестован и заключен в тюрьму. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Таков же и его «Амур-победитель». Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники.
Уже в них проявляется собственный стиль Караваджо и его отход от чинквечентистской традиции. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Полотно Джампетрино меньше всего напоминает изображение раскаявшейся грешницы.
Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Фигура ее столь выразительна, что женский крик ощущается почти физически. Часто в работе художник использовал наклонное зеркало, чтобы создать объем фигур.
Событие изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Персонажи его картин, залитые светом и чёткими, глубокими тенями, поражают своей монументальностью, пластикой и ощутимостью. Фридлендер, 1955), выразилось в картинах из капеллы Черази с предельной реалистичностью (так, например, публику того времени шокировал круп лошади на первом плане в «Обращении Павла») светотень, в свою очередь, стала глубоким мраком, сквозь который прорывается болезненно пронзительный свет. Около 1590 приехал в Рим. Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. В небогатой семье Меризи, родом из маленького городка Караваджо, в праздник Архангела Михаила (29сентября), родился мальчик, которого назвали в честь святого.
Их образы простонародны, как и образ Марии, уподобленной крестьянке в выцветшем платье. Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «. переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. Екатерина» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Юдифь» (Рим, Нац. Причина смерти художника остается неясной.
Картина называлась «Смерть Марии». Караваджо представил это событие как трагедию: апостолы, окружающие ложе Марии, погружены в скорбь, а Её облик заставляет думать не о блаженном вознесении на небеса, а о страдальческой жизни и тяжёлой, мучительной смерти. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Это новое направление в живописи, получившее название «маньеризма», поддерживалось католической церковью и господствовало в центральной Италии в середине и второй половине XVI века. В 1608 художник оказывается на Сицилии. Учился в Милане (с 1584).
Некоторые работы были столь популярны, что Караваджо был вынужден делать копии. В 1608—1609 годах — колесил по Сицилии и Южной Италии, был ранен в 1609 году в Неаполе. 1593, Рим, Галерея Боргезе), Гадалка (ок. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены. Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера.
Но критический анализ не всегда был однозначен. Картина писалась для римского храма СантаМария делла Валичелла. А теперь обо всем по порядку.
И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Тема написанного для кардинала дель Монте полотна «Концерт» с изображением четырех молодых людей с музыкальными инструментами была характерна для северо-итальянской живописи. Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.
Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком. После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Караваджо вновь использует позу одного из обнаженных с потолка Сикстинской капеллы. Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие.
После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. На картине «Распятие апостола Петра» вели кий проповедник учения Христа, разделивший Его судьбу, предстаёт старым, бессильным человеком с грубоватым крестьянским лицом, в котором нет ничего, кроме страха и боли. Караваджо Микеланджело Меризи, выдающийся итальянский художник. «Юдифь» ошеломляет своей жестокостью. гал. ) своей более разработанной перспективой, строгостью и торжественностью как бы отвечает «maniera grande» Карраччи, в то время как композиция «Иоанн Креститель» (Рим, гал.
Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. В образах каждого музыканта — лютниста (в центре), с кистью винограда (слева), с нотами (справа) и с духовым инструментом (на втором плане считается, что это возможный автопортрет художника) подчеркнута характерность, а все они тонко объединены общим настроением. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Оно соответствует всем идеалам эпохи Возрождения. В 1607 году перебрался на остров Мальта.
Все они искушенные коллекционеры в восторге от манеры Караваджо. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. В самых выдающихся произведениях римского периода — алтарных образах из жизни апостола Матфея (Призвание апостола Матфея, Мученичество апостола Матфея, Апостол Матфей и ангел, 1599—1602, Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли) и полотнах Распятие апостола Петра и Обращение Савла (1600—1601, Рим, церковь Санта Мария дель Пополо, капелла Черази) с наибольшей глубиной раскрылись черты новаторского метода Караваджо.
Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. Одна из распространенных версий – Караваджо заболел малярией. Иероним» и «Давид» (Рим, гал. Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространства. Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо родился в 1571 году.
В алтарных картинах «Мученичество св. Картины завешивали сукном и открывали только в самом конце выставки. Первые творческие шаги в Риме давались ему с трудом: создавая непритязательные произведения коммерческого характера, он начинает писать и картины «для себя». В мастерской Чезари действовала «конвейерная система» и Караваджо поручали рисовать лишь декоративные рамки, цветы и фрукты. Недовольному этим Караваджо удалось расположить к себе Костантино Спата, преуспевающего торговца картинами и предложить ему свои работы. Караваджо приписывается также картина «Отречение апостола Петра» с тремя персонажами (Лондон, частное собрание) и поясной «Портрет Алофа де Виньякура» (Флоренция, Палаццо Питти). Создание картин для капеллы Контарелли в ц. Сан-Луиджи деи Франчези, датировка которых была недавно уточнена благодаря обнаружению новых документов (Рёттген, 1965: 1599-1600 – «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», 1600- 1602 – алтарная картина «Апостол Матфей с ангелом») ознаменовало собой решающий поворот в творчестве Караваджо.
В алтарных картинах «Мученичество св. 14 июля 1608 года становится рыцарем Мальтийского ордена, принеся клятву перед алтарём, который сам и расписал в период послушничества. музей), «Рождество» (Палермо и. Сан-Лоренцо), «Саломея» (Эскориал, Казита дель Принципе) и «Иоанн Креститель» (Рим, гал.
Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. Там он написал картину «Святой Франциск в размышлении». Осенью 1606 г. Караваджо перебрался в Неаполь, находящийся вне юрисдикции римских властей. Но система живописных приёмов придаёт им совсем иной смысл.
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенном неподалеку от Милана, в семье Фермо Мериси и Люсии Аратори. Вот отзыв английской путешественницы Анны Миллер, видевшей картину в 1779 году: «Эта картина слишком совершенна и произвела на меня сильное впечатление она кажется написанной с натуры. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. В большинстве документов речь идет о незначительных проступках: вместе со своими друзьями он привлекался к суду за непристойные стишки, написанные в адрес одного из живописцев, за угрозы официанту в таверне или за оскорбления в адрес полиции. В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи.
В последних работах — «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают чертания строений и фигуры действующих лиц. Перед нами мрачная комната. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597).
Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Здесь он продолжает свои неаполитанские опыты.
В полотне «Вакх» молодой толстяк в венке из листьев и гроздьев винограда на черных волосах, одетый на античный манер, уподоблен богу. Защитники художника начали вести с папой римским переговоры о его помиловании. В композициях на евангельские сюжеты — «Уверение Фомы» (вторая половина 90х гг. Потом он направился на Мальту, продолжал там работать. Многие мастера, в том числе и «караваджисты», восприняли лишь внешние черты его метода глубинные принципы искусства Караваджо получили творческое развитие в живописи Рубенса, Веласкеса, Риберы, Сурбарана, Рембрандта.
Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его. Согласно церковной традиции изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость — ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Тему призвания человека на служение Богу Караваджо продолжил и в цикле произведений для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме (1600—1601 гг. ).
Сюда стягивались отбросы общества со всей Европы, мечтавшие поймать удачу за хвост. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Иероним» для собора Сан-Джовани в Ла Валлетте.
«Бичевание Христа», Неаполь, ц. Сан-Доменико Маджоре), свидетельствуют о новом направлении творческих поисков Караваджо – его интересуют теперь пластические и монументальные эффекты, напоминающие и, одновременно, отрицающие классическую и маньеристическую традицию они созданы исключительно на отношениях света и тени и возвышают реальность в самых грубых ее проявлениях. (одна из них погибла в 1945 г. ). Будущий художник начал проявлять способности к рисованию с детства. Представители академического искусства, напротив, упрекали Караваджо в изображении бессюжетных сцен («senza historia» и «senza actione»), в представлении событий священной истории без соответствующей декорации, в неумении передавать движение и в обращении к религиозной иконографии и к предписанным церковью канонам. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией.
Отец мальчика был зажиточным архитектором. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Здесь, вступив в конфликт с могущественным вельможей, был брошен в тюрьму, бежал на Сицилию. Это – станковые картины небольших размеров, предназначенные для коллекционеров. Он умер, когда Микеланджело исполнилось шесть лет. Каталог произведений Караваджо пополнился за последние годы новыми картинами – оригиналами известными прежде только по копиям или произведениями, которые до недавнего времени считались копиями и подлинность которых была подтверждена («Магдалина», Неаполь, собрание Клейна «Распятие апостола Андрея», Кливленд, музей «Марфа и Мария-Магдалина», Детройт, Институт искусств «Коронование тернием» (прежде – Флоренция, собрание Чеккони, ныне – Прато, Касса ди Риспанни э Депозити).
Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Подчеркнутая простонародность типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу Италии.
Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Он несколько раз попадал в тюрьму.
Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. 1596, Лувр, Париж, дубликат – Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок. Однажды, в 1606 году, он стал участником драки. Мы не будем здесь особо останавливаться на приключениях, драках и бесчинствах, которыми была наполнена жизнь Караваджо и которые интересны только в той мере, в какой они служат описанию морального облика и являются вехами хронологических и географических этапов его творческого пути. Герои его картин далеки от античных идеалов их можно было встретить на улицах итальянских селений.
Эти черты характерны для таких произведений, как «Св. что ты гонишь Меня. ». В этом столько показного, столько кокетства и желания привлечь мужское внимание. В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим).
Дориа Памфили) Магдалина представлена не куртизанкой, а простолюдинкой в бедной обшарпанной комнате, оставшейся наедине со своим страданием вместе с тем римская куртизанка изображается Караваджо на аристократическом «Портрете молодой женщины» (картина погибла в Берлине в 1945). Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». Но и здесь его ждали приключения и неудачи. влиятельные друзья сообщили, что в ближайшее время его помилуют. Что произошло после отплытия художника из Неаполя и по какой причине он умер 18 июля 1610 г. в городке Порто Эрколе, неизвестно. Сообщение о смерти Караваджо было опубликовано в Риме 31 июля 1610 г., одновременно с папским указом о помилованииЗнаменитый при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти и «открыт вновь» только в XX в. Картины Караваджо хранятся в Британской Королевской коллекции, Лондонской Национальной галерее, Национальной галерее Ирландии, Римской галерее старинного искусства, Пинакотеке Ватикана, Галерее Боргезе, Галерее Уффици, Пинакотеке Брера, Галерее Дориа-Памфили, Лувре, Руанском музее изящных искусств, Венском музее истории искусств, Берлинской картинной галерее, Государственном Эрмитаже, Национальном музее Прадо, Мадридском Королевском дворце, Музее Тиссена-Борнемиссы, Метрополитен музее, Художественном музее Кливленда, Галерее Уодсворт Атенеум, Детройтском институте искусств.
На картине «Призвание апостола Матфея» (1599—1600) изображен момент, когда Христос явился, чтобы призвать Матфея следовать за собою. Действие самой значительной композиции евангельского цикла капеллы Контарелли — «Призвание апостола Матфея» — происходит в темном помещении, куда неожиданно вторгаются Христос и Святой Петр, освещенные сильным потоком света, так называемым «погребным светом» Караваджо. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Творчество Караваджо ознаменовало начало нового этапа в развитии европейской живописи. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Но Караваджо трактует ее жанрово, а не в форме идиллии.
«Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»5. Только В. Джустиниани, тонкий знаток искусства, увидел в натуралистической непосредственности Караваджо сознательное «возвращение к природе», явление, свойственное итальянской живописи рубежа веков par excellence. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Рыцари официально исключили художника из ордена.
В этих работах так же, как и в написанных чуть позже («Отдых на пути в Египет», «Магдалина» и «Апостол Матфей» — картина, отвергнутая церковью за нарушение «правил благопристойности»), Караваджо противопоставил идеализации и «высоким жанрам» маньеризма правду реализма. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо впервые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
В мае 1606 Караваджо убил своего молодого знакомого в драке, возникшей из-за спора при игре в мяч. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие).
Игнатия Лойолы и Филиппе Нери (В. Художник умер в возрасте 38 лет 18 июля 1610 года. Другие исследователи стремились доказать более широкие связи Караваджо так, В. Фридлендер (1955) обнаружил влияние венецианской школы, перенятое, вероятно, через миланских последователей Джорджоне, влияние, которое Лонги отрицал (1926). КАРАВАДЖО, МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1573–1610) итальянский художник. Все главное выделено светом, второстепенное погружено в тень.
Тогда же мать отдала его в мастерскую ученика Тициана Петерцано. 1593, там же), «Вакх» (ок. Картину «Лютнист» («Юноша с лютней») для Эрмитажа приобрел Александр I. Один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 года в итальянском селении Караваджо, неподалеку от Милана. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. Несколько раз изменяя расположение фигур, он обращался к написанию евангельской сцены «Трапеза в Эммаусе» (Милан, Пинакотека Брера 1601, Лондон, Национальная галерея).
Учился у Симоне Петерцано в Милане. Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Это момент скорби и прощания. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея».
Петра», «Жертвоприношение Исаака». В 1605 г. Караваджо создает полотно «Мадонна ди Лорето» для Часовни Кавалетти в римской церкви Святого Августина. В 1605 г. папа Павел V заказал художнику изображение Девы Марии для собора святого Петра. Наиболее выразительно она раскрыта в композиции «Бичевание Христа» (1608 г. ) для собора СанДжованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море). Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Караваджо отлично усвоил этот урок. Милан всегда был центром торговли в северной Италии. Изображение искренних простых человеческих чувств всегда было важно для Караваджо. Итальянский художник, основатель реализма в живописи Микеланджело да Караваджо родился 29 сентября.
Но при этом и в голову не приходит мысли о простом заимствовании. «Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Картина написана в конце 16-го века. С этого момента кардинал стал опекать художника, помогая получать выгодные заказы. В Неаполе художник создал для церкви Пио Монте делла Мисерикордиа знаменитую алтарную композицию «Семь деяний Милосердия». Из Неаполя Караваджо отправился на Мальту, где надеялся стать рыцарем ордена Госпитальеров.
Во время своих странствий (трагически завершившихся 18 июля 1610) он исполнил такие шедевры, как «Погребение св. В большинстве документов речь идет о незначительных проступках: вместе со своими друзьями он привлекался к суду за непристойные стишки, написанные в адрес одного из живописцев, за угрозы официанту в таверне или за оскорбления в адрес полиции. Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент— Федерико Цуккаро. Корсини), «Голова Медузы» (Флоренция, Уффици), «Иоанн Креститель» (Канзас-Сити, музей и Рим, Нац. Через десять лет семья Караваджо после смерти отца от тифа вернется в родные места. Родился в Ломбардии, в селении Караваджо (отсюда и прозвище). Уже ранние, созданные в Риме произведения с изображением полуфигур — Вакх (1596—1597, Флоренция, Галерея Уффици), Юноша с корзиной фруктов (ок.
Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Караваджо – уроженец Ломбардии, провинции на севере Италии. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) — встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены.
Т. к. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом. Ее прошлое изорванными украшениями валяется на полу, а будущее только приходит к ней. Контраст между светом и тенью придавал напряженность в картинах. Одна из них отчаянно кричит, вскинув руки. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. Каким-то образом ему удалось сбежать и попасть на Сицилию, а затем в Неаполь.
Одна из дуэлей закончилась смертью противника. В «Успении Богоматери» (1605—1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. Смело перемещенные в современную художнику эпоху (игорный стол перед кассой сбора пошлины в «Призвании апостола Матфея» или интерьер римской церкви в «Мученичестве апостола Матфея»), события священной истории схвачены Караваджо в их физической и духовной реальности, благодаря выявляющей роли света исходящего извне, от некоего бокового источника, который освещает лишь главные части композиции, подчиняясь не объективным законам оптики, а экспрессивным требованиям художника, запечатлевает мгновенной вспышкой жесты персонажей, наделяя их абсолютным смыслом и погружает сцену в игру светотени, молчаливой и исполненной драматизма.
В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). С одиннадцати лет он работал подмастерьем одного из миланских живописцев, а в 1590 переехал в Рим, который к концу 16 в. стал художественным центром не только Италии, но и всей Европы. И третья, дева Мария, оплакивает своего сына. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Биографы Караваджо пишут, что он относился с презрением к великим мастерам прошлого и даже к античному искусству. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Другая, Мария Магдалина, погружена в себя и безутешна.
«Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Драматическая жизнь Караваджо, полная приключений, соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры. Тому есть многие основания. Джустиниани, Маттеи, Боргезе, Барберини во дворце кардинала дель Монте бывают самые влиятельные, богатые и просвещенные люди Рима.
Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Впервые в истории живописи тема «Вакха» (Флоренция, Уффици) становится лишь предлогом для композиции из всевозможных даров природы и обиходных предметов, сосредоточенных вокруг фигуры мальчика, коронованного виноградной лозой, которого этот почти шутовской атрибут приближает к «Юноше с корзиной фруктов» (Рим, гал, Боргезе). Нет, так проститутки не раскаиваются в грехах, так они набирают новых клиентов. В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. Караваджо пришлось бежать из Рима.
Священную историю на «народный» язык и, по мнению некоторых исследователей, может быть соотнесено с проповедями св. Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ). Наконец, «Корзина с фруктами» (Милан, пинакотека Амброзиана) поражает своей правдивостью и осязаемостью, натюрморт стал здесь самостоятельным и единственным сюжетом картины, которую считают первым и одним из самых красивых примеров этого жанра: здесь отсутствуют украшающие изыски, описательность и всякого рода мистицизм.
Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа.
Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение. Наемники, проститутки, воры, убийцы — их девизом была фраза «Нет надежды — нет страха». Им написаны также «Экстаз св. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок.
Приемы художника позже использовались в фотографии и кинематографе. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). 1596, ранее в коллекции Скьярра). Боргезе) и, особенно, «Смерть Марии» (Париж, Лувр), картины, являющей собой немую трагедию, освещенную красноватым светом, который выявляет жесты и выражения лиц персонажей, собравшихся вокруг тела Марии, тела «распухшего и с оголенными ногами» (Бальоне, 1642), реализм которого вновь вызвал бурную реакцию публики. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).
Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. Франциска» (Хартфорд, Уодсворт Атенеум) «Концерт» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Св. Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. О Микеланджело да Караваджо ходит множество историй и легенд. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии.
1593, там же), «Вакх» (ок. Во второй картине этого цикла — «Мученичество св. В 1592—1594 гг.
С мощной простотой, как человеческую трагедию трактует художник сцены мучений святых. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Среди работ художника следует упомянуть также «Экстаз св. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. С глубокой искренностью — сцену духовного преображения Савла — будущего апостола Павла.
На первый план он выносит реальность людей. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Скорее всего, Караваджо приехал в Рим между 1591 и 1592. В 1592-1594 гг. Караваджо посчитал, что в покушении замешаны рыцари ордена и, написав картину «Саломея с головой Иоанна Крестителя» с изображением собственной головы на блюде, отправил полотно Великому магистру ордена Госпитальеров с мольбой о прощении. В первых числах лета 1610 г. Караваджо решил перебраться поближе к Риму, т. к.
Ему приходилось в прямом смысле слова отбиваться от обидчиков. Действительно, картина «Христос в Эммаусе» (Лондон, Нац. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Еще более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Облик Христа почти лишён следов физических страданий.
Прекрасно зная жизнь простого народа, Караваджо сделал его своим героем: «Вакх», «Фруктовщик», «Укушенный ящерицей мальчик». Боргезе). Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители. Из тюрьмы ему удалось бежать на Сицилию, но членство в ордене было аннулировано. Летом 1609 г. Караваджо вернулся в Неаполь, где написал картины «Отречение святого Петра», «Иоанн Креститель» и «Мученичество Святой Урсулы». В октябре 1609 г. на его жизнь было совершено покушение, в результате которого лицо сильно изуродовали. Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл наперекор сложившимся представлениям. После ссоры со знатной особой был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию.
К этому первому римскому периоду относятся несколько картин, датировка которых стала объектом многочисленных дискуссий. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Первые варианты полотен для капеллы Черази были сначала отвергнуты заказчиками. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц.
Сам Микеланджело был ранен, двое других мужчин погибли. Вдействительности этот озорной Амур на смятой постели, недвусмысленно прославляя гомосексуальную любовь, торжествует надо всем: любовь прекрасней музыки (инструменты), сильнее войны (доспехи), долговечнее власти (корона).
Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. Караваджизм). В картине «Кающаяся Магдалина» (Рим, гал.
Искусствоведы говорят об особой работе со светом и тенью в полотнах Караваджо. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны) — была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями.
Лючии» (Сиракузы, ц. СантаЛючия), «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов» (Мессина, Нац. Им написаны также «Экстаз св. Героиня еще не видит их. Третья картина — «Св. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. гал.
Корсини), «Бичевание Христа» (Руан, Музей изящных искусств) и «Благовещение» (Нанси, Музей изящных искусств). Его готовы были взять под опеку самые влиятельные люди своего времени. Боргезе). Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. История становления Караваджо связана с его «успехом у критики» и восходит к тем годам жизни художника, когда Цуккаро презрительно называл его имитатором Джорджоне, а сторонники превозносили его как художника, учителем которого бьиа сама природа. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
В начале 1600-х годов Караваджо создает Иоанна Крестителя. Могила художника находится в тосканском городке Порто-Эрколе. Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр).
1593, Уффици), «Гадание» (ок. Но художник ввязался в очередной инцидент и попал в мальтийскую тюрьму. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. Нет, это наоборот наслаждение красотой молодого тела. Судьба Караваджо была поистине непростой. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Становятся понятны те особые чувства, которые "Положение во гроб" вызывало у художников XIX века, поскольку оно соединяет в себе вневременную классичность построения (Сезанн) с исключительной драматической силой (Жерико)». Необыкновенно сильный эмоциональный эффект, производимый полотном, мастер достиг с помощью светотеневого контраста.
В мучительном исступлении, похожем на горячку, провела Магдалина всю ночь. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Матфея» — возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Потом картину купил в свою коллекцию римский аристократ и банкир Винченцо Джустиниани. Караваджо вихрем ворвался в культурную жизнь города. В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства.
Одна из самых известных картин Микеланджело да Караваджо «Лютнист» (холст, масло 94х119) хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.