«Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г. ) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. Он писал не красоту человеческого тела, не выспренные жизнеописания святых, а то, что видел вокруг себя: нищих, опустившихся людей, продажных женщин, — вплетая своих специфических моделей в религиозные сюжеты (у его Мадонны Лоретто, к примеру, ступни нищенки). «Иоанн Креститель» (1610 г. ) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так.
Этот стиль в живописи позже назовут караваджизмом. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна.
влиятельные друзья сообщили, что в ближайшее время его помилуют. Что произошло после отплытия художника из Неаполя и по какой причине он умер 18 июля 1610 г. в городке Порто Эрколе, неизвестно. Сообщение о смерти Караваджо было опубликовано в Риме 31 июля 1610 г., одновременно с папским указом о помилованииЗнаменитый при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти и «открыт вновь» только в XX в. Картины Караваджо хранятся в Британской Королевской коллекции, Лондонской Национальной галерее, Национальной галерее Ирландии, Римской галерее старинного искусства, Пинакотеке Ватикана, Галерее Боргезе, Галерее Уффици, Пинакотеке Брера, Галерее Дориа-Памфили, Лувре, Руанском музее изящных искусств, Венском музее истории искусств, Берлинской картинной галерее, Государственном Эрмитаже, Национальном музее Прадо, Мадридском Королевском дворце, Музее Тиссена-Борнемиссы, Метрополитен музее, Художественном музее Кливленда, Галерее Уодсворт Атенеум, Детройтском институте искусств. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Каждое из его полотен до предела наполнено яркостью и экспрессивностью. И вообще это не Вакх, а смертный, нарядившийся им, словно бы говорит художник, спуская нас с небес на землю.
Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед. В интернет магазине Бимаго представлено более четырех тысяч репродукций на холсте – приглашаем вас ознакомиться с интересной коллекцией картин репродукций. Два года он потратил на изучение полотна разными способами (в том числе с помощью рентгена и рефлектографии), прежде чем выступил с громкими заявлениями. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.
Однако написанное полотно «Мадонна со змеёй» отцы церкви посчитали непристойным, недовольные тем, что натурщицей оказалась куртизанка. 28 мая 1606 г. Караваджо на дуэли убил некого Рануччио Томассони. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. (Позднее Караваджо создал еще одну версию картины «Гадалка», которая хранится в Лувре). Свободное время Караваджо проводит в компании своих друзей, молодых задиристых и дерзких художников Просперо Орси, Марио Миннити и Орацио Джентилески. Там он написал картину «Святой Франциск в размышлении». Осенью 1606 г. Караваджо перебрался в Неаполь, находящийся вне юрисдикции римских властей. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Но и здесь его ждали приключения и неудачи.
Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается выставка Караваджо. На некоторых холстах маслом явно видна неприкрытая ярость и жестокость. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх.
Факт почти что беспрецедентный: это вторая в мире столь крупная экспозиция художника, чьи работы рассеяны по всей Италии, от Ватикана до Неаполя, от именитых музеев и банковских коллекций до провинциальных церквей. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Трудно не рассмотреть за созданными образами неспокойное состояние души мастера. Караваджо стремился передать живущие в его душе чувства четко и максимально естественно. Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла.
Однако, репродукции Караваджо развеяли этот налет искусственной красоты. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии5 мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком.
Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры8. Он отучился в художественной школе в Милане. Сегодня, вы без особого труда, можете выбрать одну из его великих репродукций для украшения вашего офиса. Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль.
Более того, некоторые из таких картин можно заказать в технологии печати с покрытием гелем и технологии ручной росписи. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенном неподалеку от Милана, в семье Фермо Мериси и Люсии Аратори. Корзина находится на уровне глаз зрителя и край стола отграничивает пространство изображения от внешнего пространства. Реалистичность прописанных образов делала античных богов, христианских святых и мучеников ближе к миру живых людей, в них ярко читались индивидуальность и характер, что снижало их пафос, делало искусство более «демократичным». Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. Всё это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — всё это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже.
Вступление в орден означало бы автоматическую отмену смертного приговора за убийство, абсолютное им в Риме. Основные работы мальтийского периода включают в себя грандиозное полотно «Усечение головы святого Иоанна Крестителя» и картину «Портрет Алофа де Виньянкура». 14 июля 1608 г. Караваджо становится членом ордена Госпитальеров. Однако в августе 1608 г. Караваджо ввязался в драку, в которой тяжело ранил рыцаря ордена, был арестован и заключен в тюрьму. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Караваджо наотрез отказывался копировать классиков и идти на поводу у церковных канонов. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Фарисей Савл (Саул) имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. Купить картину также можно позвонив нам по телефону. Все детали, даже второстепенные, прорисовывались крайне тщательно, что создавало эффект реальности, «осязаемости». Из тюрьмы ему удалось бежать на Сицилию, но членство в ордене было аннулировано. Летом 1609 г. Караваджо вернулся в Неаполь, где написал картины «Отречение святого Петра», «Иоанн Креститель» и «Мученичество Святой Урсулы». В октябре 1609 г. на его жизнь было совершено покушение, в результате которого лицо сильно изуродовали.
Яхета де Берхема. Петра», «Жертвоприношение Исаака». В 1605 г. Караваджо создает полотно «Мадонна ди Лорето» для Часовни Кавалетти в римской церкви Святого Августина. В 1605 г. папа Павел V заказал художнику изображение Девы Марии для собора святого Петра. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало.
Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. Одному из постоянных клиентов Спата, кардиналу Франческо Марии дель Монте, понравились две картины Караваджо «Шулеры» и «Гадалка», он их приобрел и захотел познакомиться с художником. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. Может быть вот таким образом многих зрителей так пугает умение персонажей казаться живыми. Сложная композиция с драматичным сюжетом отражается в каждом жесте – ослепленный Савл закрыл глаза руками.
После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Караваджо оставил удивительный след в истории. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Возможно, это результат общения художника с учёными из круга дель Монте7, среди которых были Галилео Галилей и Джованни делла Порта. Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности.
Итальянский художник уверенно заявил – красота уже вокруг нас, ее лишь нужно рассмотреть. «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана. Судьба Караваджо была поистине непростой. Он одним из первых применил новый метод письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете.
Мастер писал свои холсты, взяв за образец религиозные, мифологические и жанровые мотивы. В Неаполе художник создал для церкви Пио Монте делла Мисерикордиа знаменитую алтарную композицию «Семь деяний Милосердия». Из Неаполя Караваджо отправился на Мальту, где надеялся стать рыцарем ордена Госпитальеров. Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный. Пока основные заявления об авторстве Караваджо исходят именно от этого частного эксперта. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию.
«Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца. Согласно Бальоне, цветы покрыты каплями росы, а в графине с водой отражается окно и иные детали интерьера.
Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза9), которые цветут примерно в одно время— весной. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Иисус называл его величайшим из пророков. Как это часто бывало с гениальными художниками, Караваджо умер в нищете и одиночестве, не дожив до 40 лет: в церковной больнице, за пару дней до прихода письма о помиловании от Папы Римского. Если вы мечтаете о эксклюзивной настенной декорации, данная репродукция картины наверняка вас порадует.
Бывший директор Музея Каподимонте в Неаполе Никола Спиноза считает необходимым «признать, что данный холст является подлинником ломбардского мастера, практически не вызывающим сомнения, даже если на то нет каких-либо осязаемых и неопровержимых доказательств». Художники того времени больше привыкли к манерности, чрезмерной идеализации. С этого момента кардинал стал опекать художника, помогая получать выгодные заказы. Работу он оценивает приблизительно в 120 миллионов евро и считает её одной из величайших находок последних десятилетий, сопоставимой с неизвестной картиной Караваджо «Поцелуй Иуды», обнаруженной в Дублине в начале 1990-х.
Как бы сейчас сказали, он почти 3D художник, так как его герои настолько естественны, что кажется они сейчас покинут полотно и будут жить обычной жизнью. Долгое время картина экспонировалась в музее под названием «Лютнистка», то есть играющая на лютне девушка.
Однако пока только один международный эксперт согласился с атрибуцией Туркена. Прошедшего через взлеты и падения, нищету, преследования и тюрьмы, вплоть до убийства. С той же непокорностью художник подходил и к живописной традиции. Караваджо посчитал, что в покушении замешаны рыцари ордена и, написав картину «Саломея с головой Иоанна Крестителя» с изображением собственной головы на блюде, отправил полотно Великому магистру ордена Госпитальеров с мольбой о прощении. В первых числах лета 1610 г. Караваджо решил перебраться поближе к Риму, т. к.
Художник посредством кисти и красок рассказывает об убийствах и предательстве. Тему бренности бытия молодой Караваджо обыгрывает очень искусно: в самом колорите с холодными, зеленовато-синими тонами почти физически ощущается состояние озноба, которым охвачен молодой человек. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием.
Имена самых гениальных художников, с течением времени становятся нарицательными. Караваджо был оценен прежде всего за новые решения присутствующие в его творчестве.
Караваджо внес значительный вклад в развитие новых для искусства того времени направлений – бытового жанра и натюрморта, ранее относившимся к «низким» жанрам. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». С 1600 г. по 1604 г. художник интенсивно работает и пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель», «Ужин в Эммаусе», «Распятие Св. Рекомендуем коллекцию Караваджо в которой вы можете быстро и легко найти декоративный элемент для вашего квартиры а также прекрасный подарок для близкого вам человека.
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта6. В мастерской Чезари действовала «конвейерная система» и Караваджо поручали рисовать лишь декоративные рамки, цветы и фрукты. Недовольному этим Караваджо удалось расположить к себе Костантино Спата, преуспевающего торговца картинами и предложить ему свои работы.
Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус, впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Самым обширным собранием его полотен до сих пор могла похвастаться римская галерея Боргезе, где представлено шесть картин единственный подлинник Караваджо в России — знаменитый «Юноша с лютней» 1595 года — хранится в Эрмитаже. Т. к. А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц.