Иногда они переплетаются с традициями позднего маньеризма (как, например, во Флоренции), с караваджизмом или приобретают черты патетического барокко. В Европе выдающимися мастерами барокко были итальянец Караваджо испанцы Веласкес и Эль Греко, «великий фламандец» Рубенс и голландец Рембрандт. Самые характерные черты барокко—броская цветистость и динамичность яркий пример—творчество Рубенса и Караваджо.
Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко— броская цветистость и динамичность яркие примеры— творчество Рубенса и Караваджо. Основал стиль Караваджо – самый влиятельный художник раннего периода барокко. Роскошный Дворец в стиле барокко – одно из наиболее посещаемых мест, где выставлено еще одно выликое творение Караваджо.
Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо – один из самых выдающихся художников той эпохи, когда на смену Возрождению шло искусство барокко. Караваджо говорил на языке барокко по-своему и о своем. Микеланджело Меризи де Караваджо -итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, один из крупнейших мастеров барокко. Исходя из поставленной цели, ставится задача ознакомления и изучения основных принципов барокко, а так же характерных черт творчества Караваджо.
Самые характерные черты барокко -- броская цветистость и динамичность яркий пример -- творчество Рубенса и Караваджо.
Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх»), «Мальчик с фруктами» «Вакх»), «Гадание» «Лютнист» он выступает как смелый новатор, он бросил вызов главным художественным направлениям той эпохи — маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Поняв бесплодность маньеристического эпигонства, они хотели создать более творческую и жизненную систему. «Успение Марии» дается как правдивая жизненная драма. Гверчино — один из самых блестящих рисовальщиков своей эпохи. Ведь лица на холстах могли быть узнаны прихожанами. Истоки этого жанра восходят к венецианцу Якопо Бассано.
В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В этот каменный мешок — конусную пещеру четырехметровой глубины, открытую солнцу и дождям, — и поместили художника. В картине «Девушка с лютней» похожая имитация позы лютнистки узнается в музыкальных инструментах. А там уже недалеко до возгласов Шлюха в храме. Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный.
В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Освещены и склонившиеся фигуры трёх апостолов в правой части картины. Алтарный образ Гверчино «Погребение и взятие на небо св. К 1610 г. Гвидо Рени — ведущая фигура академического направления в Риме. Они прорываются то в нарочитой жестокости «Бичевания Христа» (1607 Неаполь, церковь Сан Доменико Маджоре), то в преувеличенной хаотичности композиции «Семи деяний милосердия» (1607 Неаполь, церковь Пио Монте делла Мизерикордиа), где движения фигур, подобно более раннему «Мученичеству апостола Матфея» из Сан Луиджи деи Франчези, стремительно направляются из центра во все стороны за пределы картины. В образе мертвого Христа Караваджо стремился воплотить идею героической смерти.
В образе Голиафа – тёмная. Никакой гордости за самого себя.
Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Художники изощряются в писании картин с острыми эффектами ночного освещения один из живших в Италии голландских караваджистов, Герард Хонтхорст, получил даже прозвище Герардо делле Нотти («Герардо ночной»). В поздних работах Караваджо на смену патетики приходят более сдержанные интонации им присущи покой и созерцательность («Успение Марии», 1605-1606 г. ). Художественная революция, произведенная Караваджо, касалась не только манеры письма, но и самого объекта живописи. Один из них находится в Эрмитаже. В живописи плафона, посвященного прославлению Христа и ордена иезуитов, главной действующей силой является свет, который, распространяясь во все стороны, словно движет летящими фигурами, вознося святых и ангелов и низвергая грешников. Хотя в «Ночном дозоре» и ряде последующих картин с замыслом экпрессивного действия или сильных эмоций («Ангел покидает Товию», «Снятие с креста», «Ослепление Самсона», «Свадьба Самсона», «Христос и ученики в Эммаусе») он особенно близок к выразительности караваджиевского почерка.
«Послание к Пизонам» или «Наука поэзии» Горация. В Венеции работал и Ян Лисе (ок. Было легко задеть его самолюбие. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию.
Картины выходили действительно заманчивыми, достойными интереса. Жизнеописание и научное творчество проф. Однако оба мастера представляют интерес прежде всего как портретисты. Помимо Рубенса международного признания добился ещё один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641). Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок.
Эта картина была написана по заказу для церкви Санта-Мария делла Скала. Бауэр Г. Барокко /ред. Лишь патетический жест вскинутых рук Магдалины нарушает скорбное безмолвие группы.
Это очевидно по одной из последних его работ. «Романтические» наклонности Роза проявились в его сражениях, сценках военного быта и пейзажах. Около 1603 г. он вместе с учениками выполнил несколько картин, в которых пейзаж полностью господствует над фигурами («Бегство в Египет» и другие Рим, галлерея ДориаПамфили). Однако один из биографов — Джованни Пьетро Беллори — в своих записях утверждает, что Микеланджело Меризи, прежде чем прибыть в Рим, вместе с Петерцано совершил поездку в Венецию, где и получил опыт знаменитой венецианской школы.
В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм.
когда начинаешь видеть картину в полифонической манере. Эти мастера-жанристы, среди которых большинство составляли голландцы, но встречались и итальянцы (Микеланджело Черквоцци, 1602—1660 Вивиано Кодацци, 1611—1672), в своих маленьких картинах изображали непритязательные уличные сценки, быт городской и деревенской бедноты. Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием. Он культивирует тип свободного эскизного рисунка. Вторая картина этого ансамбля изображает «распятие Св. Уроженец Ольденбурга (северная Германия), он учился в Гарлеме (ок.
Именно с «эпохи Барокко» эти тенденции в дальнейшем тесно взаимодействуют, порождая широкий спектр историко-региональных художественных стилей XVII- XIX вв. Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). За лишение жизни другого человека. Но это уже было начало конца.
Как и в «Обращении Савла», Караваджо ограничивает круг действующих лиц четырьмя главными фигурами и не нуждается в других персонажах. Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины Обращение Савла и Распятие апостола Петра (1600-1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма. Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его.
Лишь слуга Савла и конь стали свидетелями небесного гнева. Страшнее него только Саломея. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. Скупыми живописными средствами художник сумел создать тонкий психологический образ.
В это время Караваджо уже был болен малярией, от приступа которой и умер 18 июля 1610 года. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. Иисус называл его величайшим из пророков. Это стиль европейской живописи эпохи барокко, появившийся в Риме в конце XVI века.
Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Миланапрозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. В алтарных картинах «Мученичество св. После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Если в Риме после Караваджо почти безраздельно господствовало барочно-академическое направление, то в других центрах Италии (Мантуе, Генуе, Венеции, Неаполе) в первой половине 17 столетия возникают течения, представители которых пытаются примирить барочную живопись с караваджизмом.
Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века— Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление». Очень выразительны головы мальчиков слева, представляющие великолепный этюд с натуры. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Барокко искусство (Baroque art. ), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков.
Вся его короткая жизнь прошла в скитаниях и лишениях. Не менее остроумен и мастерски организован контрапост в картине «Св. Художник любуется лукавой кухаркой, видом битой дичи и утвари. Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). И то, что там произошло поразило всех.
Из всего этого, однако, не следует, что Караваджо слепо копировал натуру. Центром католического мира является Рим. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Маргариты Кортонской» (Флоренция, галлерея Питти), которая прямо предвосхищает «Экстаз св.
В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. В 1605 г. художник впал в депрессию и последние годы работал мало. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны) — была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола.
В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. Другие, наоборот, свидетельствуют об увлечении караваджизмом. 1600), «Мученичество святого Матфея» (ок.
Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение. Эрмитаж) имеет важное значение. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же). Им написаны также «Экстаз св. Однако за грубое оскорбление одного из руководителей ордена Караваджо был брошен в тюрьму, бежал из нее и некоторое время работал в городах Сицилии и снова в Неаполе (1608—1609).
Лукой», 1592, Лувр). Как и в скульптуре излюбленными становятся темы чудес, видений, мученичеств и апофеозов святых. Он отказывается от многоцветной красочности и пишет монохромно, обычно в темной зеленовато-серой или коричневато-серой гамме. Для «Обращение Савла» художник выбрал эпизод из Священного писания, когда Савл, правитель Дамаска, возглавлявший преследование христиан, падает с коня наземь и слепнет, пораженный грозным сиянием Христа.
Получалось, что Караваджо шёл вразрез«Живописному эдикту». Микеланджело Меризи (1571--1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. За это он неоднократно подвергался судебным преследованиям и тюремному заключению.
Вальтер, стр. Но в эту минуту на пороге палаты показался разъяренный брат девушки. Цель этого движения – разрушить противоречие между мимолетностью и вечностью.
В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление». Несмотря на то, что караваджизм не сумел сохранить свои позиции и был сравнительно скоро оттеснен на задний план художественной жизни Италии, возбужденный им интерес к «низменному» жанру сохранялся даже в самом Риме, где с 1630-х годов, казалось бы, безраздельно господствовало искусство барокко. Новое веяние широко захватило многих живописцев, зачастую никогда не бывавших в Италии. В первом и самом значительном из них — «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни.
От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое. Барочная живопись можно назвать вершиной реализма в европейском искусстве. Через Гверчино дошли до Креспи отголоски реалистического искусства Караваджо. Сопоставление «Рынка в Поджо-а-Кайано» и «Избиения младенцев» говорит о тех крайних колебаниях от реалистического жанра к религиозной Экспрессии, в которых раскрывается вся противоречивость художественного мировоззрения Креспи.
Караваджо несколько раз изображал эту историю и этот вариант наиболее реалистичен, более известен как композиция с лошадью. В «Усекновении главы Иоанна Крестителя» (1608 Мальта, Ла Валетта, собор), в «Погребении св. Караваджо позировала его возлюбленная Лена. Развитию живописного мастерства Креспи способствовало его широкое знакомство с художниками 16 в. и Рембрандтом.
Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма. Нарушение правильности в распределении мотивов (свободный стиль, живописный беспорядок) способствует динамичности изображаемого. 1609-1610 гг. Известнейшая картина Диего Веласкеса (1599–1660) — «Менины» («Фрейлины»).
Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Павла в веру и распятия св.
семейство», ГМИИ им. Уроженец маленького ломбардского городка Караваджо, сын местного архитектора, он еще мальчиком (1584—1588) прошел обучение в мастерской незначительного миланского маньериста Симоне Петерцано. Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал. )русск., Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр. )русск. Караваджо выкинул из головы сюжет, который пытался донести до него дель Монте. Для своих картин он выбирает простонародный типаж, решая религиозную тематику в чисто жанровом плане («Товий исцеляющий отца», ок. Он пишет большие религиозные композиции («Смерть Иосифа», Эрмитаж «Св. Мантуанец Бартоломео Манфреди (ок.
Тосканец Орацио Джентилески (1565—1639) также исходил от раннего Караваджо, тяготея, однако, к более идиллической передаче образов и к более холодному, высветленному колориту. 1601-1602 гг. В отличие от маньеризма, эпоха барокко подарила нам несколько гениальных открытий. Венецианец Карло Сарачени (ок. Среди зрелых произведений мастера его «Атаданта и Гиппомен» (ок.
Их возродил Романтизм: открытие неидеализированной природы возрождает интерес к произведениям Караваджо после его полного заката на протяжении почти всего Сеттеченто (единственным исключением в это время был англичанин Райт из Дерби – редкий и счастливый пример подражания стилю Караваджо). Рени и др. Эт была всего лишь частная мастерская, где проводилось обучение и совершенствование живописцев по специальной программе. За исключением «Исповеди», все остальные картины составляют целостный цикл, эмоциональное единство которого подчеркивается кажущимся однообразием приглушенного коричневато-золотистого колорита. Подобная художественная организация не была новостью.
В его портретах представители провинциальной знати изображены в окружении аллегорических фигур, всякого рода «Слав» и «Добродетелей», невольно вызывая в памяти композиции барочных надгробий. Третья картина — «Св. И переносил на холст многие их особенности. Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене.
Портрету присущ налет загадочной романтичности и непринужденного артистизма. 5. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Очень сильное влияние римских работ Караваджо испытали два других утрехтских мастера — Хендрик Тербрюгген (в Риме с 1604 по 1614) и уже упоминавшийся Хонтхорст (в Риме с 1610 по 1621). Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски).
В образе Давида – его светлая сторона души. Wga. hu Хотя, конечно, в его работах преобладают мрачные, трагичные сюжеты. Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна. А. С. Пушкина).
Вместо торжеств начались народные волнения, которые пришлось подавлять силой. Одновременно в их искусстве складывается новый тип алтарной картины, лучшие из которых принадлежат Аннибале («Вознесение Марии», 1587, Дрезден «Мадонна со св. Картины выходили действительно заманчивыми, достойными интереса. Его «Портрет музыканта» (Дрезден, Картинная галлерея) скорбной проникновенностью образа решительно выделяется на фоне всех официальных произведений мастера.
Это важный шаг на пути развития реалистического метода. Этим приемом Караваджо замечательно передает драматическое напряжение сцены. Вторая значительная работа – Распятие апостола Андрея.
Павла (1675-1710 гг. ) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г. ). Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто работал в Германии. Академия объединяла очень небольшое число художников и просуществовала недолго. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним.
В церкви Сайта Мария ин Валличелла в обрамлении позолоченной лепнины, покрывающей стены и своды, представлены Экстатически жестикулирующие святые, сцены чудес, летящие ангелы (1647—1651). Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. Эта подчеркнутая предметность, натюрмортность присуща большинству его ранних картин.
И. Ф. Как, например, на картине Отдых на пути в Египет.
Но это уже не те названия, которые были в ходу у жителей Рима, предпочитавших называть портреты просто «головами», «большими головами», «полуфигурами», лишь бы различить их по формату. Греческий бог вина и веселья сидит в том самом наряде, в котором художник изобразит его пару лет спустя на картине, о которой мы рассказывали выше, находящейся ныне в галерее Уффици: белая накидка схвачена темным поясом, завязанным бантом. Биографы уже упоминают о них описательно: «Амур, укушенный раком, которого он держит в руке» или «Мальчик, чистящий грушу ножом». Однако Гверчино так и не стал последовательным сторонником Караваджо. Но, в отличие от академистов, Роза вносит в пейзаж элементы живого, эмоционального восприятия природы, передавая ее обычно как мрачную и взволнованную стихию («Пейзаж с мостом», Флоренция, галлерея Питти «Прощание Астарты с пастухами», Вена, Художественно-исторический музей).
Локтев В. И. Барокко от Микеланджело до Гванини (проблема стиля), стр. Но самым интересным мастером среди римских караваджистов был Джованни Серодине (1600—1630). Гневная сила Христа заменена мощным потоком света.
Сквозь иллюзионистический прорыв свода этот свет льется в интерьер церкви. Его позднее «Видение св. Сам Фетти проявил себя превосходным колористом.
Отдых на пути в Египет. Помимо Генуи Кастильоне долго работал при мантуанском дворе и в других городах Италии.
Учился в Милане у С. Петерцано.
Караваджо — итальянский художник, отец стиля барокко. Эту картину Караваджо исполнил для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Сюжет картины взят из Евангелия от Матфея – Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение: «. Ранние и поздние произведения мастера теснее связаны с академизмом. Особенно характерны его пейзажи с фигурами солдат или бандитов («Трубящий солдат», Рим, галлерея Дориа-Памфили «Солдаты играющие в кости», ГМИИ им. Сицилианец Орацио Борджанни (ок.
Позднее эти тенденции усиливаются. 1597 — ок. А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Современники Караваджо, приверженцы «высокого» искусства, единодушно негодовали против его реализма.
Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг. ) расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Герой Караваджо — человек из уличной толпы, — римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха. За убийство. Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль.
Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения. С наступлением ночи провинившуюся картину перепуганные власти тайно вывезли из города. В его «Распятии Петра» нет ничего героического.
В надежде на прощение папы он отправился морем в Рим. Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Большинство итальянских караваджистов—художники, жившие отблеском славы великого мастера. Да, Караваджо был убийцей.
Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560--1609) или Гвидо Рени (1575--1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Барокко: Архитектура. в Италии) и барокко (К.
Третья картина— «Св. В этом – суть всех противоречий «эпохи Барокко».
Центральная работа Рени — плафонная фреска «Аврора» (1613) в Казино Роспильози в Риме. На этой здоровой почве сложился его живописный стиль. Но больше всего у Маньяско монахов. 1700 Эрмитаж).
Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. Попытка компромиссного соединения академизма и караваджизма свелась в его последующих произведениях преимущественно к внешне натуралистической трактовке образов. Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем рококо.
Такому Богу бесполезно молиться—у Него можно только учиться. Не избегая даже самых неприятных подробностей. Сходное место в итальянской живописи 17 в. занимает генуэзец Бернардо Строцци (1581—1644), с 1630 г. переселившийся в Венецию.
Тяжеловесные фигуры располагаются красивыми группами, каждое движение и жест, складки плащей строго рассчитаны, приведены в соответствие с канонами «классической» красоты. Караваджо писал его по заказу дель Монте. Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия. Караваджо Микеланджело (Caravaggio). Очутившись в Неаполе, он оттуда в поисках работы переправился на Мальту, где, пробыв год (1607—1608), был принят в члены ордена благодаря покровительству гроссмейстера, портрет которого он написал.
Она так спокойно подставляет медное блюдо для головы казнённого. Ошибочно арестованный испанской пограничной стражей, ограбленный перевозчиками, художник заболевает малярией и умирает в Порто Эрколе в 1610 г., тридцати шести лет от роду. А. С. Пушкина). Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Из окружающего мрака жесткий свет выхватывает Савла, корпус его коня и лицо слуги.
Еще необычнее композиция «Обращение Павла». Эрмитаж), в которой изображен коленопреклоненный пастух рядом с коровой и овцами. С именем неаполитанца Сальватора Роза (1615—1673) обычно связывают представление о так называемом романтическом пейзаже и вообще о своеобразном «романтическом» направлении в живописи 17 века. Вот таким образом и Барокко иногда называют стилем католицизма или искусством иллюзии. 1628 Венеция, церковь св. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж).
Один из примеров, показывающий отличие «старого стиля» Возрождения, от появляющегося «нового» барокко, – это живописный стиль. Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур. И прямо с торжественного освящения картины Караваджо отправили в форт Святого Ангела. Матфея» — возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Шкрета в Чехии и др. ). Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Превосходный рисовальщик, он чувствовал себя в рисунке свободнее от созданных им самим условных художественных канонов: недаром с его именем связано возобновление (после Леонардо да Винчи) такого жанра, как карикатура.
Например, в качестве модели для Девы Марии он использовал проститутку. При всей своей эмоциональности пейзажи Маньяско далеки от реальной природы. Основоположниками стиля считаются Караваджо и его последователи. А шедевры искусства «Высокого Возрождения» – произведения Леонардо да Винчи, Микеланжело, Рафаэля – казались недосягаемыми. Посмотрите на его картину Неверие святого Фомы.
При этом он трактовал изображаемые события как нечто иллюзорное, воображаемое. Позднее огромное значение приобретает у него контрастная светотень («тенеброзо»), служащая не только для рельефного выделения объемов, но и для эмоционального усиления образов и для достижения естественного единства композиции. Некоторая натюрмортность, обычно обедняющая образы Строцци, здесь как нельзя кстати.
Отрубленная голова Медузы с искаженным от ужаса лицом вопит от боли. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию («Система природы», 1735). После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность.
Лючии» (1608 Сиракузы, церковь Санта Лючия), в «Воскрешении Лазаря» (1609 Мессина, Национальный музей) художник отказывается от всякой сколько-нибудь нарочитой построенности. И тогда вместе с «Успением Марии» возникают «Мадонна пилигримов» (ок. Иеронима» (ок. 1600—1660), работавшего в Виченце. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
Итальянский художник. 1626, Лувр), Джентилески рисуется весьма незаурядным мастером. 1605 Рим, церковь Сант Агостино), «Мадонна с четками» (1605 Вена, Художественно-исторический музей), а позднее, незадолго до смерти, — трогательное «Поклонение пастухов» (1609 Мессина, Национальный музей). Он только что перерезал горло святому. 1593, там же), «Вакх» (ок.
Яркий свет неравномерно выхватывает из темноты отдельные части фигур, лиц, предметов. 1616), а около 1619 г. появился в Италии. Художник был объявлен «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение – он снова скрывался в имении Колонна. В 1610 г. во время своих очередных приключенческих странствий и в ожидании помилования от папы Павла V он умер в Порто-Эрколе.
Караваджо. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки.
В дальнейшем Караваджо полностью посвящает своё творчество религиозной тематике. Живопись/ ред. Точной причины драки так никто и не узнал. О чем потом очень сильно жалел.
В английской архитектуре влияние барокко было заметно лишь в начале 18 века в своеобразном творчестве Ванбру и Хоксмора. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. От Ланфранко идут все другие художники-декораторы римского барокко. Караваджо. Оскорбленные рыцари ворвались в его дом и избили.
Признавая необходимым подражание классическим образцам, они большое внимание уделяли изучению натуры. Караваджо был очень вспыльчив и задирист. Осуждение живописи Караваджо отчетливо проявится примерно полвека спустя, когда будет сделан вывод о том, что художник писал лишь «себе подобных», что было не намного лучше определения, которым удостоили творчество Бамбоччо, писавшего даже «наихудшее отребье», другими словами, бедняков, достойных улицы, но не истории.
Этот закон запрещал придавать ликам святых черты обычных людей. Неверие апостола Фомы. В 1607 году перебрался на остров Мальта. В XIX веке снова появляются отсылки к Караваджо исчезнувшие было в предыдущем веке. Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. В начале 1590-х г. переехал в Рим, где создал большинство своих работ.
Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Так к концу 16 в. определяются два пути преодоления маньеризма и решения новых художественных задач: академизм братьев Карраччи и реализм Караваджо. Популярности Роза немало способствовала его беспокойная бродячая жизнь и мятежный характер, еще больше разукрашенные всевозможными легендами и анекдотами. Он уверенно провозглашает свое право на изображение жизни такой, как он ее видит. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. 1605-1606 гг.
Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). «Романтический» пейзаж Роза вырос на основе академического, с которым его сближают общие приемы композиционного и колористического построения картины (эта близость особенно заметна в многочисленных «Гаванях»). Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Другой вариант однофигурной жанровой композиции Строцци представляет дрезденская «Музыкантша». Сальватор Роза и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи.
Тесно связанный с искусством болонцев, Ланфранко в своей росписи «Вознесение Марии» в куполе церкви Сант Андреа делла Балле (1625—1628) дает решение, отличное от декоративной системы росписей академистов. Нет ничего удивительного в том, что при описании столь несчастной и злополучной судьбы, которая выпала на долю Караваджо историки искусства семнадцатого и девятнадцатого веков прилагали все усилия для того, чтобы подогнать каждый его шаг, начиная с самого первого, к вымышленному образу простонародного (что для них звучало как «плебейского») художника, способного объяснить свободную от предрассудков и, по их утверждению, «непристойную» естественность произведений этого мастера. Нет ничего удивительного в том, что при описании столь несчастной и злополучной судьбы, которая выпала на долю Караваджо историки искусства семнадцатого и девятнадцатого веков прилагали все усилия для того, чтобы подогнать каждый его шаг, начиная с самого первого, к вымышленному образу простонародного (что для них звучало как плебейского) художника, способного объяснить свободную от предрассудков и, по их утверждению, непристойную естественность произведений этого мастера.
Именно по этой причине. Терезы» Бернини. А центральная фигура композиции – палач. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине.
Никакого триумфа. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). Потом отношение к ним изменилось и их третировали как жалких эклектиков. Религиозный сюжет служит ему лишь предлогом для нагромождения живописных анималистических натюрмортов, для изображения в одной картине всевозможных животных («Изгнание торгующих из храма», Лувр «Ной, созывающий зверей» в Дрездене и Генуе). ГлубоковскогоДетское музыкальное творчество. для студентов 3 курса ОДО и ОЗО специальности «Народное художественное творчество» в 5 семестреЖизнь и научное творчество Шпрангера Э. Первое время Караваджо сильно нуждался. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви.
Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины "Обращение Савла" и "Распятие апостола Петра" (1600-1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма. Отчетливо различимы черты лишь одного из них. Фреска Гверчино «Аврора» (между 1621 и 1623) в римском Казино Людовизи завершает линию академической монументально-декоративной живописи, во многом предвосхищая стиль зрелого барокко. В 1595 г. Аннибале, считавшийся наиболее талантливым из братьев, переезжает в Рим, где расписывает плафон галереи в Палаццо Фарнезе (1597-1604 гг. ). Своими пейзажами (например, «Пейзаж с переправой» Рим, галлерея Дориа-Памфили) Доменикино подготовляет почву для классицистического пейзажа Пуссена и Клода Лоррена. Давид с головой Голиафа.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. На полотне художник представил себя пишущим портрет Кого. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). Там, в среде приезжих голландских художников, зародилось целое течение жанровой живописи, представители которого назывались «бамбоччанти» по имени работавшего в Риме (с 1625 по 1639) гарлемского художника Питера ван Лара, прозванного в Италии Бамбоччо.
Барокко сменилось более спокойным палладианством. В таком случае в трактирщика летела тарелка с едой. Караваджо.
Как и Фетти, Строцци испытал благотворное влияние Караваджо, Рубенса и венецианцев. Существует версия, что это двойной автопортрет Караваджо. Державин (2 час) Жизнь и творчество (обзор)Глава 2.
Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Караваджо понимает «натуру» как объект непосредственного отображения в искусстве. Он бежал из Рима.
СПбДА Н. Н. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Такова картина «Блудный сын» (между 1639 и 1649 гг. Бассано, Тинторетто, Веронезе) и воспринявшего нечто от капризной произвольности графики маньеристов (Пармиджанино, Белланж), заметно отличается от холодной и сухой манеры римских художников. Художник был основоположником этого стиля европейской живописи эпохи барокко.
Закон сохранения энергии, совершенность пространства и времени гарантированы словом бога. Считается, что для этой картины (а также для некоторых других) позировал любимец художника Марио Миннити. Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма. Петрониллы» (1621 Рим, Капитолийский музей), несмотря на типично академическое деление композиции на «земную» и «небесную» части исполнен большой силы и простоты. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх.
Караваджо Микеланджело Меризи да (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1571-1610 гг. ) итальянский художник. Свои небольшие холсты, написанные с любовной тщательностью и почти осязаемой достоверностью деталей, он заполняет всего лишь одной полуфигурой (позднее — двумя-тремя), вызывающе придвигая ее к зрителю и заставляя разглядывать ее пристально и неторопливо.
Она богата духовными силами. В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре»—геометрической правильности построений на плацу. Они считали его произведения грубыми, лишенными возвышенной идеи изящества, а самого художника называли «разрушителем искусства». Декоративная система фресок Карраччи тяготеет к одному центру, которым является композиция «Триумф Вакха и Ариадны», а их восприятие строится на контрасте иллюзорной пространственности еще разобщенных живописных композиций и обрамления имитирующего скульптуру.
Со шпагой на перевес, он мог неделями шататься по кабакам. Важная роль уделяется свету и тени, которые помогают создать объём: фигуры помещаются на переднем плане, освещение их контрастное (например, тёмное помещение и луч света в нём, освещающий лица и фигуры персонажей картины). Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии «утрехтские караваджисты» (Д. С ним и другими братьями Караваджо не раз сталкивался в злачных местах. Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. Зрелое творчество: Период творческой зрелости (конец XVI — первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Жизнь рисуется ему в виде прекрасной идиллии на лоне природы («Вакханалия», Эрмитаж «Пастораль», ГМИИ им.
Так рассказывает биограф (Беллори) о написанной Караваджо «Гадалке» (ок. Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям. Томана, стр.
Но и тут Караваджо сопутствовала удача. Самый прославленный автор таких работ -- Д. А. Каналетто. В результате его арестовали. Его картины: «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие Святого Духа» и другие — отличаются особой, свойственной только этому художнику серо-перламутровой цветовой гаммой.
Но не эти подражатели определили судьбу европейского караваджизма. Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 начала 17 в. (маньеризму и академизму). В ранних произведениях Караваджо заметно влияние живописи Тициана и Джорджоне, но уже видны особенные черты его стиля: сильные контрасты света и тени, стремление к натуралистическому образу человека, жесткой и энергичной лепке объемов («Лютнист», ок. Стиль религиозно-мифологической декоративной живописи выступает окончательно сложившимся в творчестве живописца и архитектора Пьетро Берреттини да Кортона (1596—1669) игравшего в живописи примерно ту же роль, что и Бернини в скульптуре. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597).
А. С. Впрочем, он начал с картин, к которым нелегко было даже подобрать название. Пейзаж в картинах Фетти (например, «Товий исцеляющий отца», начало 1620-х гг. Этот период являетсяпереломным и в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться многофигурные композиции. В своих лучших вещах, согретых теплым лиризмом («Лютнистка», Вена, галлерея Лихтенштейн «Отдых на пути в Египет», ок. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной.
Никакой символичности. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Внимание посетителей музеев всегда привлекают его картины, на которых фигуры персонажей вытянуты по вертикали, представлены в неожиданных ракурсах и «одеты» в беспокойные, словно пульсирующие цвета.
Творческое воображение Строцци не отличается богатством или поэтической тонкостью. Мастер показывает этот сюжет очень реалистично. Сакки, как и его соперник Пьетро да Кортоыа, писал преимущественно декоративные плафоны («Божественная мудрость» в палаццо Барберини, ок.
Маньяско, с одной стороны, тяготеет к эмоционально субъективному осмыслению пейзажа, а с другой – к изображению пейзажа как декоративного панно («Светская компания в саду» Генуя, палаццо Бьянко). Но даже почерневшие и попорченные, многое утратившие в своих колористических достоинствах, они производят очень сильное впечатление. К последним произведениям Караваджо относится также картина Давид с головой Голиафа, на которой голова Голиафа предположительно представляет автопортрет художника. Ее заказчиком был вице-король Хуан Альфонсо. Огромные фигуры заполняют собой весь холст. Композиция картины строится на последовательном развертывании ритмов склоняющихся фигур. В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции—Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения—классицизма.
Фрагмент. Матфей, видимо, не совсем понимает, чего от него хотят, двое юношей в щегольских куртках и шляпах с удивлением и любопытством разглядывают незнакомцев, двое других даже не подняли головы, занятые подсчетом денег (по преданию, Матфей был сборщиком податей). Болонский академизм, противопоставляемый караваджизму, представляли Аннибале Карраччи и Гвидо Рени. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана).
Фигуры, представленные в резких ракурсах, снизу вверх, кажутся парящими в прорыве купола. Лишь те картины, в которых большое место отводится пейзажу, не лишены поэтической свежести и оригинальности, например «Охота Дианы» (1618 Рим, галлерея Боргезе) или «Последнее причащение св. Три года, проведенные в Риме (1621—1623), были самыми плодотворными в его деятельности. Она жила в Поганом Дворике в Риме. Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). Можно проследить след Караваджо в искусстве Рембрандта.
«Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»5. Почему-то уважаемый всеми потерпевший назвал лишь одно имя — Микеланджело Меризи. Это картина – приговор самому себе. Живописное творчество Роза очень неровно и противоречиво. Первым представителем зрелого барокко был Джованни Ланфранко (1582—1647), уроженец Пармы, ученик Агостино и Аннибале Карраччи.
Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. На щите он изобразил крик. «Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г. ) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. Во второй картине этого цикла— «Мученичество св.
«Иоанн Креститель» (1610 г. ) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. Иллюзионистическими средствами Гверчино добивается необычайной зрительной убедительности, того эффекта обманчивого «правдоподобия», которым так увлекались все монументалисты 17 века. Все очень буквально. С творчеством Рубенса новый стиль пришёл в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). Однако он во многом отступает от приемов мастеров Возрождения, выдвигая новые принципы, определившие характер монументально-декоративной живописи барокко.
В пылу очередной драки после словесной перебранки он убил человека. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Начиная с 1600 года, времени наивысшего творческого подъема Караваджо, его имя стало постоянно появляться в протоколах римской полиции. Одна из сестер-монахинь, Лючия, приглянулась художнику.
Три палача императора Нерона привязали апостола к кресту. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество так называемых утрехтских караваджистов в Голландии (Х. И уже приготовил кинжал, чтобы отсечь голову. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610 г. ) Итальянский художник. Апостол — мужественный старик с плебейской физиономией. Это представление появилось, благодаря критикам XVII века.
Галерея Боргезе, Рим. Но Караваджо славился и своими выходками. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Тербрюгген, Г. Хонтхорст и др. ), а также Х. Риберы в Испании и А. Эльсхаймера в Германии. Мадонна со змеей.
В глубокой задумчивости стоит у изголовья Марии молодой Иоанн. В молодости Гверчино испытал сильнейшее влияние Караваджо.
С первых же шагов своего творчества Караваджо обращается к изображению бытовых сцен. И композиционная роль ее тоже очень велика. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек.
Они диктуют условия политики и пр. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Особо чувствительным ее лучше не смотреть (и не читать описание). Еще во время работы в мастерской Чезари дАрпино Караваджо видел альбом с зарисовками тюрьмы и зловещей пещеры «гува», сделанными на Мальте.
1629— 1633) и алтарные картины («Видение св. Почти одновременно с «Рынком» Креспи пишет «Избиение младенцев» (Уффици), напоминающее своей нервозной драматичностью работы Маньяско. Эта картина существует в трёх вариантах. В жанровой картине «Рынок в Поджо-а-Кайано» (1708 – 1709 Уффици) передано праздничное оживление деревенского рынка. Среди работ Фетти особняком стоит прекрасный портрет актера Габриэли (начало 1620-х гг. А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. Существует несколько названий этой картины: «Музыка», «Музыканты», «Концерт», хотя более подходящее название – «Репетиция».
Рануччо Томассони. Он поступил в мастерскую второстепенного, но бывшего в большой моде в Риме художника Чезари дАрпино. Для широкой пропаганды своих идей Карраччи основали в Болонье в 1585 г. так называемую «Академию направленных на истинный путь» («Academia degli Incamminati»), явившуюся прообразом позднейших художественных академий. Трагическая тема «Положение во гроб» решена мастером с большой силой и благородной сдержанностью.
Петра». 1594 г. «Гадание», 1594-1595 г. ). Будучи глубоко верующим человеком, художник Эль Греко (1541–1614, настоящее имя Доменико Теотокопули) часто обращался в своем творчестве к библейским мотивам. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола.
«Гува» обычно предназначалась для смертников. Почему суд послушал «оскорбленных рыцарей» и присудил такое страшное наказание, непонятно. Чтобы придать значимость своим работам, художники давали своим работам имя Иоанна Крестителя. Его жизнь неминуемо пошла под откос. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Барокко осваивало новые области: апофеоза и парадного портрета, пейзажа, жанра и натюрморта, карикатуры и анаморфоза (осознанное искажение или удлинение фигуры).
Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Самым значительным из них был огромный плафон римской церкви Сант Иньяцио (1691—1694). Один из критиков того времени назвал их художниками «раскрытого окна». Образцом для барочных алтарных образов послужила его картина «Видение св.
В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества. Грязные пятки блудного сына, торчащие на переднем плане, живо напоминают приемы Караваджо. В его картинах длинной вереницей проходят образы цыган, бродячих музыкантов, солдат, алхимиков, уличных шарлатанов. Но в Венеции Караваджо и побывал только для того, чтобы поучиться на картинах Джордано и Бассано всю же свою деятельность он посвятил Риму и Югу Италии, где, напротив того, среди творчества маньеристов, вроде Чезари и Цуккаро и ещё до появления Караччи, картины грубого здоровяка -- ломбардца произвели освежающее действие. Ромуальда», ок.
В алтарных картинах «Мученичество св. Перебравшись около 1590 г. в Рим (есть предположение, что он уже побывал там раньше), Караваджо вначале влачил нищенское существование живописца-ремесленника, помогая в работе другим мастерам. От «героического» пейзажа академистов его отличают черты интимности и поэтичности, которые позднее развились в так называемом романтическом пейзаже. 1630).
Наиболее яркими картинами этого периода являются «Призвание Матфея» (1600 г. ), «Положение во гроб» (1602-1603 г. ), «Обращение Савла» (1600-1601 г. ), отличающиеся драматизмом сюжетов, усложненными композициями, сдержанной цветовой гаммой и глубиной образной трактовки. Формирование исторического стиля Барокко, прежде всего, граничит с кризисом идеалов Итальянского Возрождения в середине XVI в. и стремительно меняющейся «картиной мира» на рубеже XVI- XVII вв. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике—к baroco. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией.
Взгляды Горация на поэзию и творчество. Вы – творчествоГ. Р. Не веря в его воскрешение.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669 гг. ) голландский художник, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии. Но зачастую в его картинах, особенно тех, что написаны после переезда в Англию (1626), сильны тенденции к манерной идеализации образов. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Святой Фома проникает пальцем в рану Христа. В них много чисто декоративной эффектности идущей не от жизни, а от манеры художника.
Никому из узников не удавалось выбраться оттуда на волю. Начав с жанровых сцен из жизни крестьян («Ссора игроков» Нюрнберг), Лисе затем переходит к мифологической и религиозной тематике («Наказание Марсия» Москва, Музей изобразительных искусств им. 1635 Эрмитаж). С 1621 г. он жил в Венеции, где сблизился с Фетти.
По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Так, стоило Караваджо начать писать «для самого себя», как оказалось, что он уже вышел за рамки двух больших иконографических ограничений, принятых для земной и небесной мифологии и свел на нет всю шкалу бытовавших сюжетов. Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу.
По картинеДавид с головой Голиафа. Караваджо сделал светотень главным выразителем особой «драматической атмосферы», в которой пребывают персонажи его картин, что особенно заметно в работах последних лет. Караваджо. 1600—1665). Как мрачный эпилог, неизбежно завершающий жизнь человека с ее радостями и печалями, показан последний обряд — «Соборование».
Обе эти тенденции уже в развитом виде мы позднее встретим у пейзажистов 18 века. Усекновение главы Иоанна Крестителя. они совместно украшают фресками ряд дворцов Болоньи. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Особенным успехом пользовалась его контрастная сумрачная светотень. Большую художественную активность имеют также кажущаяся свобода и случайность в композиционном построении картины, сознательно противопоставленные культу красивого «сочинения» у эпигонов ренессансного искусства.
Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом. Николая Толентинского)- типичный пример барочного алтарного образа. Вооружённые охранники повернули головы в сторону вновь прибывших. Эта красивая композиция, полная легкой грации и движения, написанная в холодной гамме серебристо-серых, голубых и золотистых тонов, хорошо характеризует утонченный и условный стиль Рени, сильно отличающийся от тяжеловесной пластики и красочности более чувственных образов Карраччи в галлерее Фарнезе. «Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца. Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению.
Караваджо максимально правдоподобно изображает и библейские истории. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течениекараваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. В убийстве был обвинён Караваджо. Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто.
1608 г. Собор святого Иоанна, Мальта. Одним из властителей умов эпохи и устроителей Духовного мира стал Караваджо. Фетти отдал дань и караваджизму и барочной живописи в его искусстве можно заметить следы влияния венецианцев Тинторетто и Бассано, Рубенса и Эльсгеймера (в пейзаже), способствовавших сложению его живописной манеры. необычайно мистический, экзальтированный оттенок. Такого рода имитации не прямолинейны, но очевидны и явно не случайны и, как скрытые метафоры, косвенно участвуют в создании образа.
Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. Или оголялась шпага. К числу лучших произведений Креспи принадлежит его «Автопортрет» (ок.
Возможно, она была обычной женщиной. Жанрово-реалистические искания получили наиболее отчетливое выражение в творчестве Доменико Фетти (1589—1623), работавшего в Риме, Мантуе (с 1613 г. ), где он сменил в роли придворного живописца Рубенса и в Венеции (с 1622 г. ). приложение). Рыцари официально исключили художника из ордена. Карраччи считали, что «хорошая» живопись (или, как тогда говорили, «большой стиль») должна основываться на заимствовании лучших качеств у выдающихся мастеров Возрождения. В тени за столом мытарь (сборщик налогов) Левий ведёт подсчёт выручки, ему помогает старик в очках. Изображён самый момент убийства.
Люди составляют лишь частицу этой стихии, растворяются в ней. Караваджизм). Особенно выразительно движение безжизненно свисающей руки Христа, повторенное позднее Давидом в его «Марате». Примерно к 30-м гг.
Что просто кровь стынет в жилах. Здесь более всего сказалась преемственная связь с идеями болонского академизма и выработанными им формами «большого стиля». «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба». В 1580—1590-е гг.
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Родился 28 сентября 1573 года. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598), «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598), «Иоанн Креститель» (1598), «Давид и Голиаф» (1599), «Призвание апостола Матфея» (ок. В последних работах — «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Скультура. Монументально-декоративные росписи занимают ведущее место в живописи барокко.
Из жанровых произведений Строцци выделяется его «Кухарка» (Генуя, палаццо Россо), во многом близкая к работам нидерландцев Артсена и Бейкелара. Однако заказчики были крайне возмущены полученной работой. Грибоедов (10 час) Жизнь и творчествоАрхитектура нового Барокко. Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски).
Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг. ). Для барокко характерна идея спящего бога—деизм. Агостино Карраччи известен как преподаватель и гравёр. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие). От Караваджо он явно позаимствовал свою сочную светотень и склонность к реалистическому типажу под влиянием караваджистского «тенеброзо» выработал он и свой колорит с его тяготением к монохромным серебристо-серым и золотистокоричневым тонам.
«Призвание апостола Матфея» (Сан Луиджи деи Франчези), одна из лучших работ Караваджо, задумана наподобие жанровой сцены. Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна. Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест. Так, его картина Мадонна со змеей провисела в Соборе святого Петра всего лишь два дня. Вот таким образом барокко—это ещё век Разума и Просвещения.
Чтобы достичь достоверности, Караваджо приказал двум нанятым работникам выкопать недавно захороненное тело и держать его, пока он рисует. Это оказались братья Томассони, которые поделили между собой Рим на сферы влияния и наводили в нем «порядок». Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком. Новым было само отношение – то, что раньше почиталось странным, теперь стало нормой эпохи. Во второй картине этого цикла — «Мученичество св.
В фреске «Аллегория божественного провидения» (1633—1639) в палаццо Барберини потоки человеческих фигур распространяются во все стороны за пределы плафона, соединяясь с другими частями декоративной росписи зала. Так мог написать только тот, кто сам смотрел убитому в глаза. В картине «Маленький больной Вакх» рука с гроздью винограда -- своеобразная реплика на общую позу Вакха (спина с характерным караваджовским наклоном головы, украшенной виноградным венком) и совсем далекий отзвук темы -- фрукты на краю стола справа. Многие его произведения находятся в прямой зависимости от академического искусства.
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Важная роль уделяется объёму, а именно свету и тени в картине. После переезда братьев в Рим Лодовико Карраччи возглавил академию в Болонье. Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед.
Некоторые из его работ, будучи возмутительными (недопустимо вульгарными), были закрашены или уничтожены. «Такого живопись не знала, чтобы на холсте был слышен крик. », — написал о картине известный поэт Джамбаттиста Марино. Но некоторые из них заслуживают специального внимания. Эстетика Возрождения, воплощенная в совершенстве Рафаэля или Леонардо да Винчи, ставила своей целью прежде всего изображение грации и баланса. Филиппо I Колонна.
Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Удивлённо-недоверчивый взгляд Фомы направлен на рану на груди Иисуса, который своей рукой направляет кисть апостола.
Для него были написаны многие картины Караваджо, но самой яркой стала Голова Медузы. Иоанн Креститель» с барашком (см. А. С. Пушкина). Произведения Маффеи, как и близкого к нему флорентийца Себастьяно Мацпони (1611—1678), работавшего в Венеции, лучше всего представляют то своеобразное направление барочной живописи, отмеченное высокой колористической экспрессией, которое к середине 17 в. сложилось в Северной Италии, точнее — в Венеции и Генуе — и которое явилось переходным этапом от искусства Фетти, Строцци и Лисса к искусству художников 18 столетия.
Впрочем, он начал с картин, к которым нелегко было даже подобрать название. В их представлении «натура» слишком груба и требует обязательной переработки и облагораживания в соответствии с каноническими понятиями идеальной красоты и изящества. А. С. Пушкина — обе ок. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св.
Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Им написаны также «Экстаз св. Через этап караваджизма прошли П. П. Особенно зловещим и кровожадным считается его шедевр Усекновение головы Иоанна Крестителя.
Так, в картине «Амур-победитель» музыкальные инструменты, смычок и раскрытые ноты имитируют позу амура, его крылья, стрелы в руке и свисающую простыню. 1600), «Обращение Савла» (1600), «Распятие святого Петра» (1601), «Неверие апостола Фомы» (1600-1602), «Поцелуй Иуды» (1602) и др. Лонги Р., От Чимабуэ до Моранди, Радуга, 1984, страницы 257-303. Серодине пишет сильными пастозными мазками, стремительное движение которых придает его образам драматическую напряженность свет и цвет образуют у него органическое живописное единство («Портрет отца», 1628 Лугано, Музей). Сам Караваджо считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему образом. На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне.
Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. То ли королевской четы — Филиппа II и его жены Марианны (которых мы не видим — только их смутное отражение в нарисованном зеркале). В 1642 г. судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту – умирает Саския. Образы своих пасторалей Кастильоне повторял в мастерски выполненных офортах, рисунках и монотипиях (он был изобретателем техники монотипии). Грязные пятки, залысины, глубокие декольте.
17 в. на почве академической живописи складывается стиль зрелого барокко. Фарисей Савл (Саул) имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы — Испанцы и Французы. Луки, созданная в 1593 г. известным маньеристом Федериго Цуккари.
Вот таким образом не удивительно, что служителям церкви его работы часто не нравились. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). В этом ансамбле, созданном для капеллы Черази, Караваджо обозначил пропасть, существующую между земной жизнью и сферой духовного, мистического изобразив потерявшего сознание апостола в «Обращении Савла» или казнь в «Распятии Св. Локальный колорит, плоская барельефность и ясная уравновешенность композиции «Авроры» говорят о зарождении элементов классицизма в русле академического направления.
1594, Лувр), «Лютнист» (ок. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. 1595 Лувр). В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Это был квартал проституток и бандитов.
Род существует до сих пор. Последние годы жизни провёл в Неаполе, на Мальте и Сицилии. Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана. Все трое Карраччи известны как блестящие рисовальщики.
Галерея Боргезе, Рим Отказались и от Успения святой Марии. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Юноша сокрушенно и с печалью в глазах смотрит на голову поверженного врага. Свет и тень по самой своей природе заключают в себе сильно выраженный момент движения. Вспыльчивый характер художника, пристрастие к азартным играм и шумным вечеринкам продолжали разрушать его жизнь и даже многократные аресты не могли укротить мятежную натуру гения. Джованни Пьетро Беллори, один из первых биографов художника, не раз описывает случаи участия Караваджо в массовых потасовках. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. Художник изобразил себя с карандашом в руке, его голова небрежно повязана платком. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.
В искусстве итальянского Барокко классицистические формы, сложившиеся еще в античности и возрожденные на рубеже XVI- XVII вв., стали трактоваться по-новому, необычно, неправильно (соответственно названию стиля) – романтично. Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени. 1712) или маленькие мифологические картины, несколько напоминающие работы Альбани («Амуры, обезоруженные нимфами», ГМИИ им. На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Бабюрен, Х. Тербрюгген и др. ) в Нидерландах Х. Рибера в Испании. Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) итальянский художник.
Световоздушная среда создаёт атмосферу поэтичности и покоя. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет». Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало.
Примечательно, что Аннибале Карраччи, столь последовательно выступавший как создатель нового, «возвышенного» стиля известен также как автор жанровых композиций, написанных просто и с большой живописной непринужденностью. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. Художника интересует потаённая суть явлений, сложный внутренний мир изображаемых людей. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. 1580—1620), первоначально находившийся под сильным влиянием Адама Эльстгеймера, от которого он унаследовал свою манеру письма мелкими мазочками, любовь к картинам маленького формата и мастерство живого повествования, проявил себя затем как оригинальный истолкователь идей римского караваджизма в области пейзажной живописи («Падение Икара» и «Погребение Икара Дедалом» в неаполитанском музее Каподимонте).
А. С. Пушкина «Нахождение Кира», Генуя). Караваджо. Черты классицизма полнее сказываются в творчестве другого представителя болонского академизма — Доменико Цампьери, прозванного Доменикино (1581 — 1641) недаром он был учителем и любимым мастером Пуссена. Уже ранние работы, первой половины 1590-х гг., свидетельствуют об остром интересе юного мастера к реальному человеку, к окружающему его миру неодушевленных вещей (так называемый «Больной Вакх» и «Мальчик с корзиной фруктов» в галлерее Боргезе, Рим «Мальчик, укушенный ящерицей» в собрании Р. Лонги во Флоренции и «Вакх» в Уффици).
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Задачу обновления живописи взяли на себя болонские художники Лодовико Карраччи (1555—1619) и его двоюродные братья Агостино (1557—1602) и Аннибале (1560—1609) Карраччи. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Эрмитаж).
Недаром он был создателем одного из первых натюрмортов в европейской живописи («Корзина с фруктами», 1596 Милан, Амброзиана). Он с полным сознанием идет на подвиг мученичества. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Но не расчетливым. Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Двумя годами позже попал в тюрьму, за драку в Неаполе, но смог бежать.
Но из-за места проживания априори относилась к дамам лёгкого поведения. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Одновременно с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней». 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Для зрелого творчества художника характерно обращение к религиозным сюжетам, где действие переносится в современную жизнь, а образы святых и апостолов пишутся с грубых крестьянских типов.
1598 г. Галерея Дориа-Памфили, Рим. Иеронима» (1614 Ватиканская пинакотека) с прекрасно написанным вечерним пейзажем.