Тому нет документальных подтверждений. Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо. Караваджо Микеланджело (Caravaggio). «Больной Вакх» – это произведение, которое появилось не случайно. Первой такой работой была «Ваза с цветами». Так, на картине Франческо Цуккарелли Вакханалия (ок. В ранние годы творчества пишет традиционное произведение Караваджо – «Медуза» (1593-1594) в виде круглого щита. К таким художникам, развивавшим неополитанскую школу живописи, следует отнести Маттиа Прети (1613–1699), Гвидо Рени (1575–1642) и многих других.
Сидя вполоборота, Вакх облокотился на ручку стула, держа обеими руками гроздь винограда со столь тщательно выписанными ягодами, несколько подпорченными плесенью, что их легко можно пересчитать — ровно двадцать три. Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо.
У левого глаза припухлость от ушиба. Успех не заставил себя долго ждать. Примером такого духовного подвига для верующих XVI века был св. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом.
Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа. Монахам требовалась реставрация картины, которая у них находилась с 30-х годов XX века. Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски.
Он выступает посредником между Небом и Землёй. С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам. Они-то и ввели её в свой порочный круг. Зная чистоплюйство и суеверность паренька, он напугал его тем, что болезнь заразная и парню лучше воздержаться от посещений.
Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Тут было над чем призадуматься. Затем его потомки сочли картину копией и продали в 1802 году в Шотландию, где она оставалась до 1921 года и была перепродана в Ирландию детскому врачу. «Экстаз св.
Ангел, поддерживающий его голову, держит, чтобы потом вручить, стигматы св. Красавица Юдифь и Олоферн пируют. Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами.
Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. По свидетельствам современников, художник настолько обнищал, что ходил в обносках с чужого плеча, предложенных из сострадания кем-то из товарищей по цеху. Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространства. Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию. Человек не просто тихо умирает, а бывает вырван из нее насилием или злым роком.
О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. В Дублине в 1990 году монастырь Св. Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно. Отражение лица Вакха также можно увидеть на поверхности вина в бокале, он проводит. Подчеркнутая простонародность типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу Италии.
Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. Всё больший интерес вызывали у него библейские сюжеты. Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку.
Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же). Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника. Художник тяжело заболел, был помещен в госпиталь, а затем переведен в подвал, где ухода за ним уже не было и он действительно находился на грани смерти. Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления.
Караваджизм). На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо впервые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события.
После ухода из мастерской дАрпино круг тем Караваджо значительно расширился. Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде. Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту.
Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов. К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3). Поза у Вакха неудобная.
Картина не была принята единодушно. 1740) на фоне идиллического пейзажа пляшут нимфы и сатиры, в то время как Силен склонился над могилой. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе. Несмотря на нанесённую обиду, а такое им никому не прощалось, Караваджо вынужден был остаться в ненавистной мастерской, горя одним лишь желанием утереть нос зарвавшемуся наглецу Чезари, как только представится подходящий случай. Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась. С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть.
Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками. Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения.
Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника. Здесь есть тончайшая и сложная интонация трагедийного принятия смерти. Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее.
Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения. На первом плане снова жестоко отрубленная голова. Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ».
Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём. Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время. Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом.
То же самое было изображено в произведении из галереи Боргезе, где абсолютно точно художник написал самого себя (1606). XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) — встречи апостолов с воскресшим Христом представлены как незатейливые бытовые сцены. Он пишет несколько вариантов «Саломеи с головой Иоанна Крестителя», «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608, собор Сан Джованни, Валетта).
Еще больше это видно на более позднем одноименном произведении, когда художник отобразил свою голову, отрубленную Голиафом (1605). Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи. Намеренно или нет, есть юмор в этой картине.
Натюрморт – книга, перо – показывает, что святой стал проводником божественного слова. Итальянский художник. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры. На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении. Жизнь завертелась — только поспевай.
Родился 28 сентября 1573 года. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Также его отличал гедонистический образ жизни. Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное. Олоферн с войском осадил родную Веттулию, где жила Юдифь.
Между ними завязалась потасовка, на которую присутствующие не обратили никакого внимания — дело привычное. Художник его создал по заказу своего постоянного клиента Маттеи. Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24. Медуза у художника еще не мертва, наступили ее последние секунды.
Его охватило волнение. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.
Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. Иногда на огонёк заходил монсиньор Петриньяни и приглашал всю компанию к себе вместе отужинать, чем Бог послал. Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал. Это далось ему с трудом, только благодаря содействию приора, благословившего Лючию на благое дело во имя искусства и, как он шутливо заметил, ради скорейшего выздоровления больного. Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной. В Испании последователем художника был Франсиско де Сурбаран (1598–1664), во Франции — Жорж де Латур (1593–1652), в Англии — автор знаменитого«Эксперимента с птицей в воздушном насосе» Джозеф Райт.
Он мог так сидеть часами. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. Театральным жестом Давид выталкивает на первый план страшную голову, как лицо смерти. Распрощавшись с приором и сиделками, художник с радостью встретил у ворот госпиталя ожидавших его Просперино и Марио с узелком его пожитков в руке.
Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились. Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия.
Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати. Бог виноделия вальяжно развалился на диване, обитом полосатой тканью, словно на триклинии, на котором обычно возлежали древние римляне известные своим чревоугодием и склонностью к обильным возлияниям за застольными беседами. Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным. Былая страсть к игре и кутежам вспыхнула в нём с новой силой и он на некоторое время забыл и о новой картине и о предложении синьора Валентино.
Пришлось завести кошку. Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха».
В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев. Потом она была отдана в дар монастырю, где и висела в трапезной. Папским постановлением художник был осужден. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером.
Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца. Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. Караваджо родился в семье архитектора. Войско отступает и народ спасен.
Как человека, его волновало предстояние перед вечностью. Один их вид вызывает во рту оскомину. Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу. Среди ведущих художников, применявших схожие с Караваджо техники и методы, следует выделить Орацио Джентилески (1563–1639), его дочьАртемизию Джентилески (1593–1656), Бартоломео Манфреди (1582–1622), Хосе де Рибера (1591–1652). Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5).
У Караваджо изображено откровенное насилие. Ответить трудно. На голове у него – наполовину увядший венок, сплетенный вовсе не из виноградных листьев, как положено.
А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника. Вряд ли Караваджо знал о существовании того стихотворения, опубликованного в Венеции в 1590 году. Он рано овладел основами мастерства и учился в Милане у художника Петерцано. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Очень похож на нее «Давид и Голиаф» (1596). Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio).
Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку. Это уже не тихое и мирное событие, как в период Возрождения. Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц.
По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини. Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью». Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения.
Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать. Франциск Ассизский. Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам.
Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё. Архив римской полиции хранит запись об инциденте с подробным описанием внешности задержанной31. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни. Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) итальянский художник.
Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала. Случайно его заметил там священник, знавший Караваджо. А в это время колышутся живые змеи вокруг ее головы.
Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания. Караваджо является представителем искусства барокко, которое сделало смерть фактом жизни. Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель.
Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. Он с 1606-го по 1610-й скитается по Мальте, а затем умирает в Тоскане. В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы. Но однажды под влиянием одной вспомнившейся мелодии в памяти ожили безмятежные дни юности, проведённые в Венеции, встречи с одержимым музыкой Монтеверди, который раскрывал перед ними сокровища сказочного города и заставлял вслушиваться в плеск волн, неожиданно пришло долгожданное озарение.
Но система живописных приёмов придаёт им совсем иной смысл. На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика. «Юдифь и Олоферн» (1595-1596).
Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность.
Приобщение человека к вере происходит в том числе и через молитву.
В Голландии, ставшей центром северного караваджизма и реализма, следует выделить религиозных и жанровых мастеров:Геррита ван Хонтхорста (1590–1656), Хендрика Тербрюггена (1588–1629) иДирка ван Бабюрена (1595–1624). На автопортрете видны черты лица художника (нос и глаза), его густые черные волосы и белый воротник. Именно в эти годы он создает свои наиболее трагические и глубокие произведения.
Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку. Образ «Св. Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете. Но увидев, как парень схватил Аннуччу за волосы и потащил к выходу, Караваджо не выдержал и вмешался, силой вытолкнув пьянчугу из таверны и опять же никто не придал этому никакого значения.
Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла. Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Смерть и ее изображение овладели чувствами живописца и подчинили их себе.
Кое-кому из них удалось неплохо устроиться. Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге. Но уж больно велика плата за услуги и сколько бы он ни бился, ему пока никак не удавалось поправить свои дела и покончить с нищенским существованием. Художника подняли в палаты, обеспечили уход и он выжил.
Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл наперекор сложившимся представлениям. После выздоровления в полубольном состоянии он пишет картину «Больной Вакх», на которой, как считают, он изобразил себя еще в состоянии болезни. Ломбардская школа дала художнику ощущение жизни и стремление ее передать. Но любил ли он её, трудно сказать.
Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка. Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом». Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей. У него грубая ряса, дыра на плече.
В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Так появилась на свет одна из ярких жанровых работ, вызвавшая большой интерес коллекционеров, а близкие друзья сочли, что это самая удачная картина Караваджо. Реставратор сразу понял, кто автор этого шедевра, который был известен только по копиям. Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья. Это несомненные шедевры Караваджо, которым никто адекватно не мог подражать. Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию.
Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый». Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен.
Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке. Бесстрашная девушка опаивает его вином и отрубает голову. Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж).
Девушка пробралась в палатку полководца. Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход. Об этом старается напомнить художник своему зрителю. Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя. Наградой ему служит божественное откровение.
Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца.
Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Ее невозможно отделить от насилия и страдания. Эта и другие достаточно жестокие сцены вереницей проходят через искусство Караваджо.
А было ли ему свойственно такое чувство. С немалыми трудами он завоевывает внимание со стороны влиятельных церковных сановников. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. Фрукты и графин привлекли более научный внимания, чем сам Вакха.
Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна.
«Усекновение» – это огромная работа, на которой изображен обычный сюжет. Узнав о случившемся, тут же объявился обладавший редким чутьём синьор Валентино, предложивший на время перебраться к нему. Иеронима» (1606) – пример аскетизма, который привит высотам духа через уход от мирских соблазнов к пещерной жизни. Предполагают, что голова Олоферна – автопортрет.
Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой. Её официальное название «Кающаяся Магдалина». Франциска, как бедного странника, как паломника. Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте. Караваджо оказал большое влияние на Рембрандта (1606–1669), особенно на его драматическое использование света. Этой кровью он объединяет себя с жертвенной смертью Иоанна Крестителя.
Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо. Не отступая от традиций изображает чудище в предсмертных муках Караваджо. Он ценил эти тихие вечера.
Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты. Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне.
Он водил Анну по театрам и ресторанам, нанимал всякий раз извозчика, не скупясь на чаевые, а у лучшего портного заставил упирающуюся подружку выбрать себе по вкусу фасон нового платья. После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. В этом он был подобен пану, Силену и сатирам. В композициях на евангельские сюжеты — «Уверение Фомы» (вторая половина 90-х гг.
Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться. С его мнением считался сам Чезари, тем паче что старший брат Просперино придворный поэт Аурелио Орси был одним из основателей Академии Безрассудных и пользовался большим весом в художественных кругах. Пока Марио с нанятыми помощниками приводил в порядок жильё и мастерскую, Караваджо пришлось дважды ночевать в тесной каморке у Аннуччи в зловонном Ортаччо, где не обошлось без скандала с наглыми сторожами. Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться.
Судьба художника была настолько непростой, что сама его личность побуждала к размышлению. На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне. Сюжет основывается на евангельском тексте.
Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха. Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом. На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки. Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего. Видя сдержанное, чтобы не сказать прохладное отношение друзей к картине, он решил вернуться к вакхической теме и раскрыть её в мажорном ключе. Это не физическая смерть, а духовное перерождение, рождение человека веры и любви.
Ему явно нездоровится, ломота в конечностях. Получив неожиданно удар копытом вздыбившейся лошади, бедняга упал, корчась от боли под смех прохожих, принявших его за назойливого попрошайку, путающегося под ногами. Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой. Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. Франциску.
Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем». Необычность его в том, что мы как бы реально стоим в огромном пустынном дворе с его колоссальной аркой, сложенной из камня. Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио.
Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Как раз в это время он как никогда раньше нуждался в подающем надежды помощнике, поскольку опаздывал с выполнением важного заказа для французской церкви Сан-Луиджи. На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор.
Аннучча была признательна ему за заступничество. Поначалу он бедствовал, работал по найму. Английский художник Дэвид Хокни сделал методов работы Караваджо центральным элементом своей диссертации (известный как тезис Хокни-Falco), что Ренессанс и более поздние художники использовали некоторую форму камеры Lucida. Таковы картины Караваджо изображающие устрашающие моменты смертей.
«Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме. Среди них выделяется «Вакх». В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь.
Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио. История такова. После реставрации картина осталась в бессрочной аренде в Национальной галерее. Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67). Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней.
Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, ночующих зимой и летом под открытым небом, он выглядел вполне счастливым человеком, хотя, признаюсь, не всё на его картинах меня привлекало»25. Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII.
Его волнует то, с чем он предстанет перед Богом, вот таким образом он держит в руках череп. Франциска» (1598) для простых людей был примером постижения веры. Трудно судить о Караваджо как о человеке веры.
О судьбе портрета ничего не известно. Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. Но позднее (1600 год) мы видим уже другого св. Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине.
Отговорив Караваджо возвращаться в мастерскую Чезари дАрпино, распускавшего о нём самые гнусные сплетни, Просперино предложил пока устроиться в доме друга его старшего брата, некоего монсиньора Фантино Петриньяни, в приходе Сан-Сильвестро ин Jlaypo в самом центре города. Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании.
Игнатия обратился в Национальную галерею Ирландии. Караваджо не единожды помещал автопортрет на своих картинах. Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное.
«Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. И это самое ценное в картине. Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал.
Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности. Считалась давно потерянной картина Караваджо «Поцелуй Иуды». Обычно она мило щебетала, делясь последними новостями, а Караваджо, сидя за мольбертом, молча работал, думая о своём.
Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. Примеры тому – картины Караваджо: «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Так появился «Юный Вакх» (95x85). Иногда Вакха писали в облике козла, которому поклонялись как богу плодородия. Он изображает молитвенный экстаз, равный смерти.
Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен.