Автопортреты Караваджо довольно необычны. Под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» – первый свой автопортрет. На уже рассмотренной нами картине «Музыканты» Караваджо изобразил себя третьим музыкантом с рожком.
Караваджо. За свои смелые взгляды Кампанелла жестоко поплатился, став изгоем общества и врагом церкви. Отзвуки таких его работ, как «Снятие с креста» в миланской церкви Сан-Феделе или фресковые росписи в монастыре Гареньяно, можно без труда обнаружить в ранних картинах Караваджо.
Чтобы обрести признание и добиться успеха в этом перенасыщенном красотами городе с его традициями и вкусами пресытившихся избалованных горожан, надобно впитать в себя с молоком матери сам дух Венеции, её неповторимую атмосферу, которая вся соткана из прозрачного воздуха и струящегося света, который то и дело меняется, вибрирует, преломляясь сквозь призму вод лагуны и поражая своим чарующим сиянием. В исполняемых им мелодиях передавался сам дух Венеции. Случилось так, что, находясь в бегах и скрываясь от наёмных убийц, Караваджо погиб через три дня после рождения своего тёзки и племянника. Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года.
Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия. Её происхождение не выяснено, поскольку в роду Меризи никогда не было живописцев. С автором нельзя не согласиться. Это полотно признавалось шедевром не только среди поклонников и последователей мастера, но и его врагами.
Что просто кровь стынет в жилах. Было забавно смотреть, как, выскочив из воды, молодые парни бегали голышом по лужайке, чтобы обсохнуть или боролись играючи, стараясь уложить друг друга на лопатки. Неизвестно, где он шатается допоздна.
Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Настало время серьёзно подумать о выборе жизненного пути. Остановились в гостевом доме при францисканском монастыре Санта-Мария Глориоза деи Фрари, где в величественном готическом соборе покоится прах Тициана и находятся два его творения — «Вознесение Богородицы» или «Ассунта» и «Алтарь Пезаро».
Она провисела в церкви всего два дня, а потом была снята как непристойная. Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка. Оставалось только одно — направиться на берега Тибра. Караваджо.
Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67). Одно из них, с изображением Амура, вызвало большое осуждение в обществе. А зима 1593 года была дождливая и промозглая, что пришлось ему ощутить на собственной шкуре, когда он оказался бездомным и часто ночевал у разведённого костра под мостом в компании таких же, как он, бедолаг. Все это позволяет сосредотачивать внимание не на действии (и его здесь нет), а на самых тонких чувствах персонажей.
Караваджо сумел хитростью сбежать и оттуда, но остров ему пришлось покинуть. Известна и дата его преждевременной смерти — воскресенье 18 июля 1610 года.
Такое искусство было лишено малейшего намёка на правду жизни. За ними прочно закрепилось прозвище quacchiati, означавшее на местном диалекте «вездесущие».
Караваджо считал, что искусство независимо и свободно от религии, но только не от Бога. Ещё о его личности помогают судить воспоминания как друзей, так и недругов. Посмотрите на его картину Неверие святого Фомы.
Всему этому научиться вряд ли возможно. Видевший картину Вазари пишет: «Это самая совершенная композиция из всего того, что когда-либо было создано Тицианом». Принято считать Палеотти чуть ли не идеологом так называемого «натурализма», который утверждал, что «картины на священные сюжеты служат религии намного эффективнее, нежели само слово», а потому он поддерживал тех художников, которые при изображении «небесного» и «земного» умели «отделять плевелы от зёрен». Караваджо максимально правдоподобно изображает и библейские истории. К середине века население Рима возросло до ста тысяч. Положение резко изменилось только после Венецианской биеннале 1910 года.
Голодные бунты в городе не прекращались. «Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. Таких мальчишек на побегушках можно было повстречать в любом трактире. Вполне правомерно предположить, что наибольшее потрясение будущий художник испытал, оказавшись в соборе Святых Иоанна и Павла или, как называют его венецианцы, Сан-Дзаниполо перед работой Тициана «Убиение святого Петра Мученика». Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Трудиться приходилось в течение всего светового дня.
Римская курия ещё в 1542 году учредила пресловутый «Индекс запрещённых книг», отменённый лишь в 1962 году. С подачи того же Беллори в обиход вошло почти ругательное словечко «натуралист». Он пользовался колоссальной популярностью и считался главным художником своего времени.
К сожалению, написанная им в годы ученичества работа, как и всё то, что позднее было создано в Милане, когда он стал профессиональным художником, не сохранилась. Воспоминания детства» называет «отцовским комплексом», видя в ней признак гомосексуализма. Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием. Бабюрен, Х. Тербрюгген и др. ) в Нидерландах Х. Рибера в Испании.
Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. По картинеДавид с головой Голиафа. Отправившись мысленно побродить по Венеции вместе с будущим художником, попробуем определить, кто из венецианских мастеров мог поразить или, наоборот, оставить равнодушным самонадеянного юнца со столь свойственными молодости максималистскими взглядами. Каковы бы ни были рассуждения психоаналитиков об «отцовском комплексе» по Фрейду, похоже, что женский пол почти не интересовал юного Микеланджело, оставляя его равнодушным.
Рим стал самым густонаселённым городом Европы. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Караваджо. Это занимательное чтиво выдержало двадцать пять изданий.
Другим биографом, лично знавшим Караваджо, оказался весьма посредственный римский художник Джованни Бальоне (1573-1644), приверженец маньеризма. В пылу очередной драки после словесной перебранки он убил человека.
Все очень буквально. Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку. Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания.
После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Для друзей пробил час расставания и, как оказалось, навсегда. Подобно живописи Караваджо, которая своим демократизмом произвела переворот в искусстве итальянский неореализм демократизировал мировой кинематограф — достаточно вспомнить хотя бы фильмы режиссёра и поэта Пьера Паоло Пазолини.
Но другого выбора не было и новому подмастерью пришлось скрепя сердце согласиться. Чтобы вызвать жалость в сердце рассердившегося покровителя, Караваджо написал картину «Саломея с головой Иоанна Крестителя» изобразив отрубленную голову на блюде как свою собственную. Для впечатлительного Микеланджело это было страшным потрясением.
Люди тянулись к нему в поисках защиты от бед и нищеты. За лишение жизни другого человека. Наконец показалась граница Венецианской республики и можно было перевести дух.
Он утверждал, что враги отправили за ним наемных убийц.
У него появилась подружка Антонина даль Поццо, у которой он часто оставался на ночь. Но затем интерес к его творчеству пережил резкий спад, уступив место барокко и классицизму, а его немногочисленных оставшихся приверженцев начали именовать «караваджистами». Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие).
Он хочет вникать во все дела сам, всё читать и руководить всем и всеми». Наклеиваемые на обрубок статуи рукописные послания получили по имени Паскуино название «пасквилей» и оказали заметное влияние на творчество поэтов-сатириков, пишущих на римском диалекте. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. Укажем на ещё одно загадочное совпадение. Им и в первую очередь эстету Беллори, в значительной степени принадлежит «заслуга» того, что творчество Караваджо оказалось надолго погребённым под толстым слоем суждений о «чрезмерном натурализме» и грубости стиля, которые не позволили художнику возвыситься до подлинного понимания прекрасного.
Не исключено, что в дальнейшем это обстоятельство стало причиной выдвинутой биографом Бальоне и иже с ним легенды, согласно которой Караваджо был сыном чуть ли не простого каменотёса, с детства привыкшим месить известь, подносить кирпич и заниматься «грязной» работой. В этом сочинении отмечалось: «Здесь в Риме Микеланджело из Караваджо создаёт поразительные картины Он не признаёт никого и открыто хвалит только свои работы, заявляя, что все вещи, написанные кем бы то ни было не с натуры, это всё безделицы, ребячество или глупость». Дабы прослыть блюстителем нравственности и заслужить похвалу понтифика, объявившего войну извращенцам, он распорядился прикрыть «неприличные» места на всех фигурах фрески, а изображённому со спины Адаму пририсовал фиговый листок на заднее место.
Картина дошла до нас в своём первозданном виде. Неблаговидным делом травли новичка занимались скуки ради лоботрясы-подмастерья. Дабы сильнее его очернить, а заодно и укрепить собственную негативную позицию в отношении искусства Караваджо ими была пущена легенда о плебейском происхождении художника и свойственных ему в связи с этим врождённых низменных инстинктах. Но особую известность принесли ему «Рассуждения о живописи», написанные главным образом как пособие для коллекционеров. Рисовал с натуры без эскизов.
Он бежал из Рима. Освещены и склонившиеся фигуры трёх апостолов в правой части картины. 1605-1606 гг. В таких делах ему не нужна была посторонняя помощь и он легко справлялся в мастерской с любым порученным заданием. В таком случае в трактирщика летела тарелка с едой. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. «Любимыми» жертвами папы Климента были женщины, против которых он ополчился с особой страстью, в чём римские острословы усмотрели давнишние нелады сравнительно нестарого и ещё бодрого папы со слабым полом, от которого, видать, он немало натерпелся.
Посол отметил также пристрастие папы к чревоугодию и отборным французским винам, которыми его снабжает, вопреки предписаниям личного врача, один из любимых племянников. В Микеланджело Меризи рано пробудился состязательный дух и желание быть во всём первым. Например, взять хотя бы «Тайную вечерю» Тинторетто в церкви Сан-Паоло. Он убирает лишние детали, чтобы не отвлекать внимание от главного и придать образу большую весомость и поэтичность, поднимая его над серой обыденностью и оставаясь при этом верным избранной натуре. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Однажды, поссорившись с квартирной хозяйкой (наверное, она попросила плату за прошедший месяц, вот глупая женщина), закидал ее окна камнями и спел под ними непристойные песни.
Нищие и бродяги устремились в город в надежде найти пропитание. У доведённых до отчаяния горожан появился предводитель, прозванный «бичом Божьим». 5. Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. Отношения с чванливым работодателем не заладились с первых же дней. Из под ареста художник сбежал.
Да и чему он мог научиться в мастерской этого дельца в сутане. Парень часто напивался, становясь при этом злобным и невыносимым. Именно вот таким образом многие его картины отвергаются заказчиками духовного звания. Более мерзопакостное зрелище под чарующие звуки музыки Чайковского трудно даже вообразить.
Но по дороге большинство из них были ограблены за ослушание или даже убиты. Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца. Для его Кающейся Магдалины 1594-1595 годов позировала некая Анна Бьянкини, девушка весьма плохой репутации. Все они были дружны с папским любимцем кавалером Чезари дАрпино и, посещая его мастерскую, узнавали немало нового и полезного для себя о нравах, царящих в высшем обществе и о требованиях, предъявляемых Ватиканом к искусству.
Особо чувствительным ее лучше не смотреть (и не читать описание). Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. За Караваджо охотились наемные убийцы, подосланные кем-то могущественным, кому он нахамил.
Своего «Караваджо» преподнёс зрителям в 1986 году английский режиссёр Дерек Джармен. Как раз то лето она проводила в одном из своих поместий под Римом.
По дороге надо было перейти по шатким мосткам через бурную речку рядом с мельницей. Выйдя из тюрьмы, Микеле продолжал драться, ходить по кабакам играть в карты. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). 1608 г. Собор святого Иоанна, Мальта. Его настольной книгой являлся изданный в 1584 году и сразу получивший широкую известность «Трактат об искусстве живописи», написанный художником, поэтом и историком искусства Джован Паоло Ломаццо (1538-1600).
За попустительство бесчинствам, которые безнаказанно творили в Милане испанцы, Карло Борромео отлучил от церкви наместника Антонио де Гусмана. В своё время она произвела подлинный фурор и специальным постановлением дожа была объявлена национальным достоянием Венецианской республики. Да, Караваджо был убийцей. Его стиль называли «демоническим» и к нему уж никак не подходит эпитет divino (божественный), который обычно используется, когда речь заходит о творениях и личности Рафаэля. Испанское господство продлилось 170 лет. Ему захотелось во что бы то ни стало посетить мастерскую этого «трудолюбивого муравья», как назвал Тинторетто без тени злого умысла историк венецианского искусства всезнающий Боскини. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».
Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур. В тени за столом мытарь (сборщик налогов) Левий ведёт подсчёт выручки, ему помогает старик в очках. Заказчики недолюбливали хвастливого Чезари за вздорность нрава и всеядность.
Им он и был обязан своим прозвищем — Караваджо. Вот таким образом молодой художник охотнее отзывался на прозвище «Караваджо», данное по названию городка, где прошли годы его детства и откуда были родом его отец и мать. Получив причитавшуюся ей долю, сестра Катерина через год удачно вышла замуж.
Со временем эти черты характера талантливого юноши (а характер человека — это, как правило, его судьба) обострялись и проявлялись всё сильнее, особенно под действием алкоголя. Приходили в упадок когда-то процветавшие торговля и ремёсла. Монтень, посетивший в те годы Италию, писал в своём путевом дневнике, что «земли вокруг Рима большей частью заброшены и не обрабатываются, являя собой грустную картину полного запустения». Своё пристрастное повествование о Караваджо он завершил сентенцией, звучащей как приговор суда: «Прескверно умер, как и жил». Зная его необузданный нрав и памятуя, что за юнца он в ответе не только перед его матерью, но и перед маркизой Колонна, Петерцано настоял на немедленном возвращении в Милан.
С Пуссеном можно согласиться лишь в том, что Караваджо в самом деле окончательно похоронил в живописи миф с его мечтами о приходе «золотого века» гармонии — миф, который был так дорог мастерам эпохи Возрождения. 1600), «Обращение Савла» (1600), «Распятие святого Петра» (1601), «Неверие апостола Фомы» (1600-1602), «Поцелуй Иуды» (1602) и др.
Лючия Аратори умерла 29 ноября от чахотки в возрасте сорока лет. Фарисей Савл (Саул) имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. Кроме холода, пришлось ещё больше страдать от голода. Это сильно задело Микеланджело, что в дальнейшем и послужило причиной серьёзной размолвки между братьями.
Свет – главный участник его картин.
Видимо, за какие-то заслуги Меризи получили право на обладание фамильным гербом. Начался поголовный мор и город казался вымершим.
Образумился ли юный художник. Одно из лучших творений мастера было продано за долги из частной коллекции его учителя живописи в Риме Кавальер дАрпино, было конфисковано и попало в коллекцию Шипионе Боргезе, племянника папы римского. Ценителей искусства живописи восхищает не только страдальческий лик полуобнаженного юноши, но и мастерское изображение кистей бело-розового и черного винограда. Это был квартал проституток и бандитов.
Он попал под начало ворчливого и требовательного прелата, мнившего себя знатоком живописи, а на самом деле промышлявшего исподволь торговлей картинами и антиквариатом весьма сомнительного происхождения для богатых иностранцев, не очень-то разбиравшихся в подлинности предлагаемого товара и готовых выложить за любую броскую patacca (подделку) кругленькую сумму. Отныне овдовевшая маркиза могла действовать по собственному разумению.
Не исключено, что на правах старожила Монтеверди поводил любознательного гостя по заповедным местам и закоулкам сказочного города, показывая ему удивительные красоты, сокрытые до поры за домами узких улочек или во внутренних двориках с их ажурными лестницами и колодцами, украшенными мраморными барельефами. Таковы были нравы в Ломбардии, жившей под пятой испанцев, ярко описанные в историческом романе классика итальянской литературы Алессандро Мандзони «Обручённые». Это порождало гнетущую атмосферу страха, подозрений и доносительства.
Эта история наделала тогда много шума. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни. Они долго беседовали. В те годы большим успехом пользовалось любопытное сочинение Томмазо Гарцони со странным названием «Универсальная площадь всех мировых профессий», появившееся в 1585 году.
Античные боги, христианские святые и мученики на его картинах становились реальными людьми, являющими собой ярко выраженную индивидуальность и демократическую простоту личности. Попав в тюрьму, после очередной драки, Караваджо знакомится с Джордано Бруно. В связи с этим сошлёмся на широко известный курьёзный случай, ставший достоянием истории.
Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) итальянский художник. Рано познав безотцовщину, Микеланджело тяготился женским окружением.
Его жизнь неминуемо пошла под откос. В историю он вошёл под этим именем. Тогда же Караваджо повстречал своих земляков, сыновей недавно умершего архитектора Мартина Лонги Онорио и Децио, с которыми, особенно с Онорио, у него завязалась тесная дружба. Эта картина существует в трёх вариантах. Так, его картина Мадонна со змеей провисела в Соборе святого Петра всего лишь два дня.
По пути он заболел и умер. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). 1598 г. Галерея Дориа-Памфили, Рим. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея».
А там уже недалеко до возгласов Шлюха в храме. Это предписание касалось как простых римлянок, так и аристократок. Он был членом Академии Insensati (Безрассудных), которая была образована адептами Контрреформации. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).
В его глазах она выглядела слабой копией великого оригинала. Римляне ещё долго потешались над столь «решительными» действиями властей, отлично понимая, что беднягу возницу сделали козлом отпущения, а настоящие развратники из придворной камарильи продолжают грешить и в ус себе не дуют. И разве мог он обойти стороной Флоренцию, эту признанную столицу ренессансного искусства. Такое изображение стало возможным прежде всего благодаря работе со светом. С годами эти черты всё сильнее давали о себе знать. Им написаны также «Экстаз св.
Такое ему приходилось видеть и раньше. Их арестовали, а картину на официальной церемонии в 2010 году передали Януковичу. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Боясь заразиться, люди не покидали жилища, страдая от голода и жажды. Позднее выяснилось, что приглашение «гостеприимного» кавалера Чезари дАрпино, предоставившего рабочее место, краски, кисти и жалкую каморку с дощатым топчаном и тюфяком, набитым соломой, оказалось далеко не бескорыстным — за всё надо было платить картинами.
Его картины пользовались успехом и шли нарасхват популярны они и сегодня. Этот учёный внёс весомый вклад в мировое искусствоведение. Умница Ломаццо утверждал, что Мазаччо «всего только лишь освещал и оттенял фигуры без всякого контура». На излёте XVI века в Италии шло отчаянное сопротивление приходу Нового времени.
Сам Караваджо считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему образом. На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. Фрагмент. Эта традиция восходит к 1300 году, когда папа Бонифаций VIII для пополнения казны объявил его годом индульгенций во имя отпущения всех грехов. Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. На знаменитой улице Коронари, которая сплошь занята мастерскими умельцев реставраторов и ловких имитаторов любого стиля от Ренессанса до ампира и по сей день нет-нет да и появится на витрине антикварной лавки только что обнаруженный «раритет», без помех сбываемый иностранным туристам. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба» Им написаны также «Экстаз св.
Реализм его картин поражал своей выразительностью зрителя рубежа XVI-XVII столетий. Обратный путь в Милан и родные места был отрезан. Доведённые до отчаяния растущими налогами и поборами многие горожане, несмотря на выставленные на дорогах кордоны, были вынуждены покидать насиженные места и искать счастье на чужбине. Юный Меризи не единожды заходил в собор ранним утром до начала службы, чтобы постоять перед «Ассунтой».
Иисус называл его величайшим из пророков. Бернардино остерегался показываться людям на глаза и вёл себя тише воды, ниже травы. Тень покрывает малозначительные элементы полотна.
Грязные пятки, залысины, глубокие декольте. Это было процветающее предприятие, где процесс изготовления картин поставили на поток.
Как-то Петерцано привёл ученика в доминиканский монастырь Санта-Мария делле Грацие, где в одном из церковных приделов показал работу своего прославленного учителя «Коронование терновым венцом». Трудно было выносить и выходки приютившего его Бернардино. Рануччо Томассони. Это была обычная богадельня, созданная монахами-августинцами для бедняков и уличных бродяг, нуждающихся в срочной медицинской помощи.
Никакого триумфа. Неприятие искусства «натуралиста» Караваджо, презревшего классические традиции, некоторые биографы перенесли на личность художника. Этому девизу он был верен до конца. В городе были съедены все собаки и кошки изведена и другая живность. Достаточно взглянуть на трагическое выражение лица с запёчатлёнными на нём лишениями и страданиями, выпавшими на долю художника, чтобы согласиться с расхожим мнением современников о том, что к Караваджо вполне применимо определение tembile (устрашающий), данное в своё время Микеланджело Буонарроти.
«Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца. Караваджо не стало 18 июля 1610 года.
В данном случае — меланхолии. В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Его прямая наследница, повзрослевшая Костанца Колонна, держалась во время похорон стойко, не пролив ни единой слезинки. Караваджо раскаивается в содеянном, он не злодей, но жертва своих страстей и пороков.
Творчество Караваджо оказало большое влияние на сложение реалистических течений во многих европейских художественных школах XVII в. (см. Художник был объявлен «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение – он снова скрывался в имении Колонна. В 1610 г. во время своих очередных приключенческих странствий и в ожидании помилования от папы Павла V он умер в Порто-Эрколе. Караваджо. Его перу принадлежат такие сочинения, как «Руководство по правильному ведению светских бесед» (нечто вроде известного сочинения «Придворный» Кастильоне), «Как преуспеть и утвердиться в Риме» и другие работы. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа.
Эти картины неизвестного художника не заинтересовали ценителей живописи и перекупщиков, так как не соответствовали господствующим тогда вкусам, когда эталонными считались картины маньеристов. Преисполненные подлинного драматизма и суровой поэзии кадры фильма «Евангелие от Матфея» бесспорно навеяны живописью Караваджо и прежде всего его великолепной триадой в римской церкви Сан-Луиджи деи Франчези. Важная роль уделяется свету и тени, которые помогают создать объём: фигуры помещаются на переднем плане, освещение их контрастное (например, тёмное помещение и луч света в нём, освещающий лица и фигуры персонажей картины). Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии «утрехтские караваджисты» (Д. В него попали сочинения выдающихся учёных, мыслителей, писателей и поэтов. Он объявился в Риме почти одновременно с Караваджо, где сумел проявить себя хорошим врачом-диагностом и обрёл известность как плодовитый литератор.
Существует версия, что это двойной автопортрет Караваджо. Собратья-крестоносцы с трудом скрутили кутилу и заключили в крепость. Художник ничего не стал «исправлять» на огромном полотне размером 5, 5x12, 8 метра, дав ему лишь новое название «Пир в доме Левия», которое всех устроило, а дотошный дознаватель вскоре был отозван в Рим, где его ждали новые дела и назначения. Действительно, последние годы пребывания Караваджо в Риме отмечены появлением подлинных шедевров, которые оказали огромное влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи и принесли художнику громкую славу при жизни.
В Риме Караваджо живет и работает в течение 14 лет. Например, официальный художник мадридского двора Винченцо Кардуччи итальянец по происхождению, в своей книге «Диалоги о живописи» (1633), выражающей официальную позицию испанского католицизма, объявил Караваджо «гениальным чудовищем», не знающим правил и лишённым какой бы то ни было теории, а его появление в искусстве счёл «плохим знамением» и уподобил ни много ни мало явлению Антихриста. Он был старым другом Петерцано и написанная им для церкви Сан-Раффаэле в Милане алтарная картина «Святой Матфей с ангелом» стала отправной точкой для одноименной картины, которую Караваджо напишет в Риме. Колонна, римский род – древняя итальянская фамилия.
Особенно следует выделить работавших в Милане кремонских мастеров братьев Кампи. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Городок расположен рядом с известным центром паломничества Лорето.
Рассуждая далее, он находит его живопись не только «смешной», но и «до убожества монотонной». Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Преуспевающий художник, считавший себя первым в Риме, кичился связями с папским двором.
Сказка кончилась — впереди тягучая проза жизни. Он и «раскрутил» воров в Берлине на продажу краденого полотна. Или оголялась шпага. Получалось, что Караваджо шёл вразрез«Живописному эдикту».
По настоянию деда, знаменитого адмирала Маркантонио Колонна, неожиданно нагрянувшего в Караваджо, старшего внука Муцио отправили в Испанию, где мальчик был определён в пажеский корпус при мадридском дворе. В Риме же Караваджо серьезно заболевает малярией, находится на грани жизни и смерти. Много воды утекло, прежде чем неприятие творчества Караваджо в корне изменилось, чему не могла помешать даже «дурная репутация», сопровождавшая его как проклятие и после смерти. Как живуча оказалась пушкинская сентенция о том, что «гений и злодейство две вещи несовместные». Предсказание сбылось и свинопас, ставший папой, не забыл о своём низком происхождении и вскоре обогатил всех деревенских родичей, возведя их в дворянство и понастроив им в Риме дворцов.
Мастер показывает этот сюжет очень реалистично. После принятия жёстких мер по борьбе с преступностью в листке объявлений «Аввизи» появилось сообщение, что на мосту перед замком Сант-Анджело выставлено гораздо больше отрубленных голов, нежели на рынке сваленных в кучу для продажи дынь. Эту картину Караваджо исполнил для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Сюжет картины взят из Евангелия от Матфея – Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение: «. Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед. Она так спокойно подставляет медное блюдо для головы казнённого.
Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый». Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна. Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке.
Так мог написать только тот, кто сам смотрел убитому в глаза. Wga. hu Хотя, конечно, в его работах преобладают мрачные, трагичные сюжеты. Его верными советчиками всегда были свободный от предвзятости взгляд на окружающий мир, память и природное чутьё, которым он доверял и был предан до конца жизни. Само это празднество получило название «карнавал» от итальянского слова came — мясо, когда наступает мясоед перед Великим постом, пора поголовного обжорства и пьянства.
Он брался за любую работу, только бы она не досталась соперникам, но при этом постоянно подводил со сроками сдачи готового заказа. Это было впечатляющее зрелище, где рабочие, обливаясь потом под палящими лучами солнца, распиливали неподъёмные мраморные блоки, подвозимые на подводах и шлифовали их, поднимая клубы пыли. Никакой гордости за самого себя. Ничего путного не лезло в голову, чтобы предпринять что-то и отвести от себя беду. Считается, что, принимая решительные меры, он руководствовался главным образом мыслями и советами Макиавелли, чья запрещённая цензурой книга «Государь» всегда лежала на его столе в рабочем кабинете. Любое посягательство на неё каралось смертной казнью.
О его внешности можно судить по добротному автопортрету с кистью в руке — бледное лицо оживляет белоснежное жабо по испанской моде (Галерея Брера, Милан).
Нет, он не был атеистом и религия всегда оставалась для него одним из объектов творческого вдохновения, горестных раздумий и сомнений. Предприимчивый художник особенно «отличился», когда расписывал фресками со своей артелью летнюю резиденцию папы во Фраскати. Когда-то Милан был столицей сильного государства, процветавшего в годы правления Лодовико Моро, у которого на службе состоял гениальный Леонардо да Винчи. Убил ли в юности Караваджо человека – до сих пор не доказано. Род существует до сих пор. Вскоре по настоянию Муцио из Милана был выписан опытный учитель фехтования.
Когда выяснилось, что Караваджо в Риме нет, то на него объявили охоту. Мадонна со змеей. Это означало смертный приговор. Меризи бежал на юг, в Неаполь. Никакой символичности.
Она находилась у южного склона Капитолийского холма близ устрашающей Тарпейской пропасти, куда в былые времена сбрасывали приговорённых к смерти предателей. Мастерская Джузеппе Чезари на Кампо Марцио, где традиционно селились художники, пользовалась широкой известностью и было бы глупо отказываться от столь лестного предложения. За убийство. Занимаемая им каморка-келья выходила подслеповатым оконцем в сад внутреннего дворика с невысокой стеной, что позволяло беспрепятственно и незаметно покидать дворец, чтобы подышать ночной прохладой и побродить по Корсо и ближайшим улочкам с их неизменными тавернами, в которых жизнь не утихала допоздна, хотя время было непростое, суровое. В течение нескольких лет он скрывается от властей, лихорадочно меняя места жительства.
Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени. Голод и болезни резко сократили число жителей. Посещение Бергамо, Брешии и Кремоны произвело неизгладимое впечатление на юного ученика.
Световоздушная среда создаёт атмосферу поэтичности и покоя. Весь городок жил стройкой. После угрюмого Милана, наводнённого испанской военщиной, «светлейшая владычица Адриатики», как тогда ещё называли этот удивительный город, предстала перед путниками во всей красе, всплыв из морских глубин со своими каналами и мостами, великолепием дворцовых фасадов из мраморного кружева и праздничной разноязыкой толпой. Всему этому не должно было быть места в искусстве.
Караваджо написал красивый портрет магистра ордена в доспехах, за что получил деньги, а также столь необходимую ему «крышу» – его приняли в члены ордена. Точной причины драки так никто и не узнал. После эпохи Возрождения именно с темпераментной и страстной живописи Караваджо начинается новый этап в развитии демократического и реалистического направления искусства. В Италии давно утвердилась привычка давать мастерам прозвища по названию места их происхождения или по другим признакам.
Они поразили своей самобытностью, непохожестью и страстностью выраженных в них чувств. Особенно зловещим и кровожадным считается его шедевр Усекновение головы Иоанна Крестителя. Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. В некоторых случаях, Караваджо работал фрагментарно. Для своего времени Петерцано был педагогом передовых взглядов. Отдых на пути в Египет. Поворотным моментом в судьбе живописца стало его знакомство с кардиналом дель Монте, который не только предоставил Караваджо кров и стол, но и помог ему получить первый серьезный заказ.
Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом. Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. Это одна из первых ролей будущего британского секс-символа – и единственная, где он играет мужчину нетрадиционной ориентации. 1600), «Мученичество святого Матфея» (ок.
Где найти пристанище. На нём сверху изображён орёл с широко расправленными крыльями, а внизу рука с зажатыми пятью колосьями, говорящая о том, что в своё время все Меризи были простыми землепашцами. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». В результате одного из нападений его лицо было изуродовано.
За голову известного живописца обещали большое вознаграждение. Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились. Одно из беспорядочных метаний (кстати, подозревают, что Караваджо страдал и от паранойи) завело художника на Мальту, которой тогда владел орден рыцарей-иоанитов. Филиппо I Колонна.
Была и беда похлеще, ставшая подлинным бичом для Рима, которая препятствовала нормальному развитию жизни. Его имя уже известно, но вот манера письма не меняется в угоду вкусам публики. Его безучастный взгляд обращен куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов. По всей видимости, для него значительными в те трудные дни были дружеская поддержка и дельные советы старшего по возрасту многоопытного Манчини, знатока нравов, вкусов и запросов избалованного римского общества, автора известного пособия «Как преуспеть и утвердиться в Риме». Но первые 18 дней июля 1610 года покрыты тайной.
Джулио Манчини — один из первых биографов Караваджо — замечает, что юноша «учился с усердием, но время от времени совершал экстравагантные поступки из-за своего слишком необузданного темперамента и пылкого нрава». Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения.
Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Однако он хорошо помнил слова мудрого Леонардо о том, что «жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя» и вот таким образом терпимо относился к странностям юнца и его не поддающимся порой объяснению дерзким поступкам.
Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Например, таковыми он считал братьев Карраччи. Стоит ли уточнять, что в те времена это было огромным скандалом. Возможно, его убили именно на лодке или в тюрьме в Пало. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь.
Оставшись без отца в пятилетнем возрасте, он обожал мать и был к ней сильно привязан.
«Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г. ) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. Он считался учеником Тициана и ставил подпись Titiani alumnus под картинами, написанными, по отзывам современников, «легко и элегантно». Успех не заставил себя долго ждать. Но разве удержат запоры юнца, впервые оказавшегося в Риме. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями.
В начале нового века Караваджо получает немало заказов от церквей. Позднее великий прародитель итальянской оперы был погребён в первом левом приделе собора Фрари близ главного алтаря с «Ассунтой». Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать.
Святой Фома проникает пальцем в рану Христа. Вознамерившись потягаться славой с самим Вазари, он сочинил свои «Жизнеописания», расположив материал хронологически по годам правления римских понтификов. Потом убил кого-то еще, ранил полицейского Караваджо постоянно скитался по Италии.
Английский режиссёр, к сожалению, не понял совершённой Караваджо революции в искусстве. Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный.
Видя, что жизнь стала постепенно налаживаться и входить в нормальное русло, многие отчаянные головы, раскаявшись и покончив со своим преступным прошлым, пополнили армию строительных рабочих, спрос на которых резко возрос и город превратился в огромную строительную площадку. Кроме того, в её услужении была целая армия тайных агентов и осведомителей.
Он не идеализировал природу, а изображал её такой, какой она представала его взору. Ничего не ведая о судьбе старшего брата, сестра Катерина нарекла своего четвёртого сына именем Микеланджело. В те годы его центр представлял собой беспорядочно запутанный лабиринт немощёных кривых улочек, ширина которых порой не превышала двух-трёх локтей (48 или 72 сантиметра). Караваджо был очень вспыльчив и задирист. Уже в мальчишеских играх проявился его драчливый нрав.
Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. Все подозрения пали на заядлого бунтаря Меризи, которому пришлось срочно бежать из города, дабы избежать ареста. Одновременно с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней». В отличие от аскетической наготы протестантских церквей, лишённых какого-либо декора, католические храмы поражали богатством и блеском художественного убранства, способного доводить верующих до религиозного экстаза и полного забвения всего мирского.
Вскоре ученик один зачастил в монастырь Санта-Мария делле Грацие, где подолгу простаивал в трапезной перед «Тайной вечерей», пытаясь понять и раскрыть секрет удивительного леонардовского «сфумато». В память об этой позорной процедуре в обиход вошло словечко frustata (поротая), оскорбительное для девиц лёгкого поведения. Однако к тому времени они настолько поблекли и увяли, что были почти неразличимы.
«Иоанн Креститель» (1610 г. ) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. Он занимал должность управляющего на службе у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо, представителя одной из ветвей некогда могущественного миланского рода, утратившего своё былое влияние и пришедшего в упадок. А бывало, что для него много часов позировала целая группа натурщиков. Даже Стендаль, большой знаток итальянского искусства, лишь вскользь упомянул его имя в «Истории живописи Италии» и «Прогулках по Риму», не преминув всё же заметить, что художник считается «злодеем». Судьба была немилостива к Караваджо — с гениями такое случается.
Среди своих приближённых папа предпочитал видеть молодых осанистых прелатов. Никто из них не успел составить завещание, что стало причиной судебной тяжбы для молодой вдовы Лючии Аратори, оставшейся с четырьмя детьми на руках. Все последующие новости о смерти художника основывались только на этом письме.
О нём сложилось мнение как о человеке сомнительной репутации. Но осенью 1591 года во время одного скандала произошло убийство. Он выполнял заказы на весьма престижные работы.
В качестве примера можно сослаться на Веронезе, что означает «веронец», хотя его настоящее имя Паоло Кальяри или на известного под именем Тинторетто Якопо Робусти, чей отец был красильщиком (tintore). Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла. Среди них выделялись спорый в работе брат хозяина Бернардино и особенно многоопытный Просперо Орси, более известный как Просперино-гротесковый — Prosperino delle grottesche. Энергия неожиданно пробудилась в ней после обретения свободы от тяготивших её супружеских уз.
А центральная фигура композиции – палач. Давление церковных иерархов на умы усилилось, когда в 1534 году папой стал Павел III, который одновременно мог строчить письма Эразму Роттердамскому, дабы слыть в глазах Европы просвещённым правителем и подписывать устав учреждаемого ордена иезуитов, назвав его основателя, фанатичного и воинственного Игнатия Лойолу, «перстом Божьим». Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения.
А официанта в кафе избил за неправильно приготовленные овощи. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Вот когда ему пригодились полученные в детстве навыки верховой езды.
В ту пору любые поездки были далеко не безопасны. Вот таким образом не удивительно, что служителям церкви его работы часто не нравились. Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало.
В историю живописи Петерцано вошёл главным образом как учитель Караваджо. Другим его заказчиком в тех местах был местный просветитель граф Джован Франческо Анджелита, чьи сочинения о родном крае и исторические записки принесли ему известность, но направленные ему из Рима в знак «благочестивого внимания» картины не сохранились. Но и тут Караваджо сопутствовала удача. После драки, в которой Караваджо убил человека, Папа Римский объявил Микеле вне закона.
Но при этом он успевал создавать великолепные произведения. Заканчивалась великая эпоха, уходили из жизни выдающиеся её творцы и повсеместно утверждалось новое направление в искусстве, получившее название «маньеризм» и выразившее острый кризис гуманистических идей.
Возможно, он и не ставил перед собой такой задачи, приступая к съёмкам. Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя. Он несколько раз попадал в тюрьму. Пожалуй, «Лютнист» позволяет констатировать не один, а три приема, что станут отличительными свойствами творчества Караваджо Все видимое прописано досконально, осязательно (фотографически).
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Была приведена в порядок городская клоака. Но рассказ о «судьбе и личности» заслонил в фильме самое главное, чем ценен мастер, — его новаторское искусство. Эта была мировая сенсация, всколыхнувшая весь художественный мир. Все было бы не так печально, если бы в сундуках маэстро не находился довольно ценный груз – письменные договоренности с кардиналом Шипионе Боргезе о помиловании Караваджо в обмен на некоторые его полотна.
А покровители Караваджо были очень нужны, т. к. Как художник он мало чем проявил себя, но оставил любопытную «Книгу о художниках» изданную в 1604 году в Гарлеме. Но однажды, проснувшись утром, он обнаружил, что его кошелёк пуст. Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены. Юношу взяла оторопь при виде столь необычной композиции и ослепляющего света.
Чтобы найти картину «Поцелуй Иуды», которую воры украли из Одесского музея, полиция внедрила в круги европейского криминала своего человека, притворившегося подпольным коллекционером. В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. Та же судьба постигла Галилея, а Бруно принял мученическую смерть от рук инквизиции.
Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же). Существует несколько названий этой картины: «Музыка», «Музыканты», «Концерт», хотя более подходящее название – «Репетиция». Эта картина была написана по заказу для церкви Санта-Мария делла Скала. Прежде чем ослепнуть их видел теоретик маньеризма Ломаццо, который разразился едкими эпиграммами, высмеивая братьев Кампи за их приверженность «сермяжной правде».
Род Меризи был довольно многочисленным. Не остался в стороне и кинематограф. Находясь под железной пятой испанцев, Милан был олицетворением насилия и беззакония. Хотя городской казне был нанесён существенный урон, так как издревле проституция была важнейшей статьёй дохода для Рима, папа Климент проявил твёрдость и заодно ужесточил гонения на любителей однополой любви, этого «омерзительного порока», как было заявлено в папском указе, появившемся в печатном органе «Аввизи» вместе с сообщением о том, что в назидание всем остальным извращенцам и содомистам повешен первый выявленный гомосексуалист, оказавшийся простым ломовым извозчиком. А такое никому не прощается.
Они заставили будущего художника после внимательного их рассмотрения глубоко задуматься. Зато есть множество полотен, где написаны обнаженные или полуобнаженные юноши. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. В мае 1593 года под звон колоколов всех римских церквей над собором был воздвигнут крест. Данная картина также отлично отображает новаторский стиль Караваджо, его нестандартный подход к трактовке сюжетов: его Вакх никоим образом не напоминает недоступное пафосное божество.
Так, четыре обнажённые женские фигуры, украшающие надгробие папы Павла III, были по его приказу «одеты», поскольку молва считала, что эти аллегорические скульптуры не что иное, как четыре сожительницы покойного понтифика, от которых у него были дети. По поводу его плебейского происхождения в Люксембургском дворце Парижа имеется картина малоизвестного художника Шнеца под любопытным названием «Гадалка, предсказавшая матери Феличе Перетти, что её сын, ныне пасущий свиней, будет папой». Но ничего до сих пор не доказано – инквизиция в ту пору не давала распускаться. Его отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. Там девицы обслуживают всех, невзирая на возраст. Обретя временно крышу над головой, Караваджо написал первую свою работу в Риме — картину «Мальчик, чистящий ножом яблоко» (по другой версии — грушу), написанную маслом на холсте.
Изображён самый момент убийства.
Сразу за ним – сообщение о смерти художника. Он жил на съемных квартирах. И уже приготовил кинжал, чтобы отсечь голову. Сейчас картину можно увидеть в галерее Дория Памфилии в Риме.
Главным для «монсиньора Салата» были деньги. Она самостоятельно и с пользой дела стала распоряжаться семейным наследием, которое не успел прокутить вконец её ветреный супруг и вскоре сумела не только выправить положение, но и приумножить состояние семьи. Папа никак не оправдал своего имени, означающего «милосердный». Такому желанию мог бы пособить Петерцано, знакомый со многими венецианскими мастерами. Не брезговал он и написанием эротических картин, которые пользовались спросом.
Ему не везло ни в XVIII, ни в XIX веке. Все это тоже известно из протоколов. Как правило, накануне в лагуне высаживался многочисленный десант проституток, которых в дни предстоящей безумной вакханалии ждала настоящая работа.
Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться. Вполне объяснимо, что общий язык и взаимопонимание он быстрее находил с миланцами, которых было немало в Риме. Умолял Папу Римского о помиловании и разрешении вернуться в Рим.
После полученного от Венеции потрясения Верона оставила его равнодушным, навевая тоску провинциальной скукой, не в пример Шекспиру, который из своего туманного Альбиона проникся такой любовью к далёкой солнечной Вероне, что ярко описал её не только в «Ромео и Джульетте», но и в романтической комедии «Два веронца» там великий драматург допустил географический ляпсус, описав, как его влюблённые герои «приплыли» туда из Милана. Однако до настоящего «открытия» и подлинного понимания новаторства Караваджо было ещё далеко. «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана. В отличие от героической монументальности и исполненной мощного звучания венецианской «Ассунты» её веронская версия лишилась самого главного — воздуха и ощущения стремительности божественного вознесения над воздетыми к небу дланями рыдающих апостолов. Рано потерял отца (будущему художнику было всего 5 лет).
Но более всего он страдал от своей неустроенности и вынужденного бездействия. Подлинную красоту Беллори видел на полотнах, созданных в Риме его другом Пуссеном, автором героических пасторалей и идиллий в духе классицизма, давшим однажды в разговоре с ним убийственную характеристику искусству Караваджо, заявив: «Он пришёл, чтобы погубить живопись. » Эти слова долго ещё повторялись некоторыми историками искусства для оправдания своего негативного отношения к творчеству Караваджо. Особенно хорошо известен пример картины «Мадонна со змеей» (1605-1606). И переносил на холст многие их особенности.
Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма — самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. 20 апреля 1573 года им была закончена картина «Тайная вечеря» для трапезной при храме Сан-Дзаниполо вместо сгоревшей там при пожаре одноименной картины Тициана, который, сославшись на занятость, отказался повторить утраченное.
Произошло «второе рождение» Караваджо, равно как и развенчание некоторых легенд и мифов, созданных друзьями и недругами художника. Позднее он одним из первых среди работавших в Италии иностранных художников сумел по достоинству оценить самобытное искусство Караваджо, с которым вполне мог бы встретиться в Риме, копируя одно из его полотен, однако достоверных данных, подтверждающих эту весьма правдоподобную версию, у нас нет.
Cогласно сохранившейся описи 1605 года, среди его инструментов было обнаружено зеркало. Для будущего художника это было потрясением. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». Но не расчетливым. По этому поводу биограф Беллори, не любивший Караваджо и всячески его поносивший, язвительно заметил: «Он забился в погреб и не знает, как из него выбраться». Сикст V вошёл в историю как самый энергичный правитель эпохи Контрреформации.
Но особо строгие меры были предприняты против жриц любви. Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал. Он работал с натурщиками как режиссер, выстраивая кадр. В начале 1592 года из Рима пришла весть об избрании нового понтифика.
На ней была организована ретроспектива работ Гюстава Курбе, осенившая двадцатилетнего итальянского искусствоведа Роберто Лонги (1890-1970) гениальной догадкой о подлинном месте Караваджо в мировом искусстве, с блеском развитой во многих его работах, в частности в «Краткой, но правдоподобной истории итальянской живописи» изданной в 1914 году. После Джован Баттисты в семье Меризи через два года родились Катерина, а затем Джован Пьетро. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Пряником же служило искусство, являвшееся проводником политики и идеологии католицизма.
Его постигло глубокое разочарование и в кафедральном соборе, где в первом боковом приделе помещена картина Тициана «Вознесение Девы Марии».
Последний в сочинении «Цицерон» изданном в Лейпциге в 1855 году, заявил: «Современный натурализм stricto sensu (в прямом смысле) берёт начало в грубейшей манере Микеланджело Амариги из Караваджо». Он только что перерезал горло святому. Необыкновенно сильный эмоциональный эффект, производимый полотном, мастер достиг с помощью светотеневого контраста. Начало было не слишком обнадёживающим. Но не следует забывать другое.
В убийстве был обвинён Караваджо. Его стилю волей-неволей были вынуждены подражать многие зрелые мастера, проклинавшие свалившегося на их голову молодого «выскочку» за ломку всех прежних навыков и понятий в живописи. Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде.
В завязавшейся драке он ранил сутенёра ножом и впервые угодил в тюрьму. Им стал Климент VIII. Он первым выступил как ниспровергатель общепризнанных канонов и авторитетов. Не отставал от инквизиции и орден иезуитов как блюститель чистоты веры и нравов. Галерея Боргезе, Рим. Пасквили каждое утро сдирались со статуи под свист и улюлюканье толпы, но за ночь там вновь появлялись язвительные стишки анонимных рифмоплётов на злобу дня, вызывавшие восторг у римлян, приходивших ежедневно поглазеть на живую «газету» последних городских новостей.
В Порто Эрколе у него не было друзей и покровителей (они были в Риме, Неаполе, Генуе) и никто не помог бы художнику. Амура сейчас можно увидеть в коллекции Государственного музея Берлина. Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Этот закон запрещал придавать ликам святых черты обычных людей.
Один из них находится в Эрмитаже. Ему захотелось поближе разглядеть папу, о котором немало велось разговоров как либеральном правителе, чьим громким посулам он поверил, как и многие другие художники, устремившиеся в Вечный город. За Венецией давно закрепилась слава самого вольнолюбивого города Европы. Друживший с ним Вазари пишет об этом так: «Он сразу отверг многие идеи и без лишних затрат достиг такой красоты и совершенства, о котором никто из прежних строителей не мог помышлять хотя сам он говорил мне не раз, что считает себя всего лишь исполнителем замысла и проекта Браманте ибо тот, кто спервоначалу заложил большое здание, тот и его автор». Он вечно нуждался и залезал в долги.
1601-1602 гг. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком. В образе Голиафа – тёмная.
Но куда там. Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины». У недавно овдовевшего Меризи на руках осталась годовалая дочь Маргарита.
Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет». Первой такой работой была «Ваза с цветами». Но, как отмечает писатель-моралист, чтобы картина не вызывала нареканий со стороны официальной цензуры и была продана, в ней должно быть соблюдено непременное требование — «никакой откровенной похабщины с наглыми фавнами, восседающими верхом на нимфах или похотливыми сатирами, бесстыдно ублажающими охочих до любви пышнотелых богинь, а тем паче не должно быть на картине святых обоего пола изображённых в непотребных позах». Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).
Этот факт породил множество версий о действительном предмете его чувств и уже в ХХ веке сделал Караваджо «гей-иконой». Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Она жила в Поганом Дворике в Риме.
Теперь-то Меризи и на улицу было выходить небезопасно – приговор мог исполнить любой, опознавший виновного. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Так, на полотне «Казнь Иоанна Крестителя» он подписался прямо в центре, под лужей крови, которая натекла из отрубленной головы святого, – причем нацарапал свое имя красным. На улицах уже некому было убирать разлагающиеся трупы.
Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. Смог ли обуздать свой характер.
Там он первое время бедствовал, перебиваясь случайными заработками и дописывая отдельные детали на картинах более известных мастеров кисти. Вот таким образом свидетельства Манчини выглядят вполне достоверно. По свидетельству очевидцев, Караваджо настолько навострился в работе, что иногда успевал написать для мессира Лоренцо две-три картины за день. Но недаром говорится — не было бы счастья, да несчастье помогло.
Зайдя однажды в собор Святого Петра, Микеланджело с удивлением услышал, как кто-то в толпе, собравшейся перед его изваянием «Пьета», рьяно доказывал, что подобное совершенство мог сотворить только ломбардский скульптор и никто другой. Караваджизм).
За время правления им были отправлены на костёр свыше тридцати человек. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба».
Порядки в мастерской были почти как в монастыре. Да и что греха таить, ученик совсем от рук отбился, стал дерзок и неуправляем. Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. Такая легенда как нельзя лучше импонировала предвзятому отношению тех же биографов к «плебейскому» искусству Караваджо. А вот Караваджо и его новаторским творениям не повезло.
Страшнее него только Саломея. Наконец в 1592 году собравшиеся на очередной конклав кардиналы, до смерти напуганные вспышкой народного гнева и начавшимися в городе грабежами зерновых складов и погромами, остановили свой выбор на самом молодом из них, пятидесятишестилетнем Ипполите Альдобрандини, питомце дворянского рода средней руки из городка Фано на Адриатике, который не был отмечен ранее какими-то особыми заслугами. Освободившись загадочным образом, художник пошел, может быть, пешком в направлении города Порто Эрколе (территории в 100 км по болотам, где никто не ходил. ). Художник был основоположником этого стиля европейской живописи эпохи барокко.
Во время кутежей и хождения по борделям он подцепил «модную» венерическую болезнь, которая свела его в могилу, когда ему не было пятидесяти. Возможно, она была обычной женщиной. В заключение, пару слов о кончине известного итальянского художника. В образе Давида – его светлая сторона души. Куда более разумно поступил Саймон Шама, автор документальной ленты «Сила искусства», показанной Би-би-си.
Но вернёмся к подростку Микеланджело. Тема казни как сурового возмездия часто встречается на его полотнах. Трудно предположить, что начинающий художник слышал о Плинии — просто его неизменным желанием оставалось написание с натуры и он ни на минуту не отказывался от своей идеи.
При нем была только одна его картина – тот самый автопортрет – Давид с головой Голиафа. Рим давно славится искусными имитаторами. «Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое.
Не веря в его воскрешение. Плата за обучение была установлена в сорок четыре золотых скудо, вносимых по частям матерью ученика. Дома их ждал непочатый край дел. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете. А вокруг всё горит в невообразимом блеске и стремительном потоке движения, соединяющего Землю с Небом на огромном пространстве картины семиметровой высоты.
Получая за работу мизерное вознаграждение, он жил впроголодь, но не сдавался. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. На ней художник поместил и собственное изображение в нарядном зелёном камзоле. Оказавшись не у дел в Венеции, задумался об отъезде и Микеланджело Меризи.
Однако в отличие от Леонардо, у которого Фрейд углядел этот комплекс с самого раннего детства, маленький Микеланджело плохо помнил отца, которого дела постоянно удерживали в Милане. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Как, например, на картине Отдых на пути в Египет. После убийства художник бежал из Рима в Неаполь.
Вот таким образом ему постоянно приходилось быть настороже. Портрет увидел его старший брат и предложил Караваджо поработать у него. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним. В обоих случаях тело должны были выбросить в море, где найти его невозможно.
Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна. Её иерархи и теологи разработали целую систему правил и запретов, которые строго регламентировали и направляли творческую деятельность.
Правда, в городке Караваджо родился в 1500 году будущий ученик Рафаэля по прозвищу Полидоро да Кальдара, но следов его творчества в родных местах не осталось известно лишь, что жизнь его трагически оборвалась в 1546 году на Сицилии. В Риме давно утвердилось мнение, что не сыскать лучших зодчих и ваятелей, чем ломбардцы. Им написаны также «Экстаз св. Неверие апостола Фомы.
Академисты Карраччи чисто формально следовали ренессансным традициям и несмотря на попытку повторить колоризм лучших мастеров Возрождения их произведения выглядят порой нарочито и неестественно. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Оставленное Караваджо художественное наследие по сравнению с его более плодовитыми современниками невелико. У него место мифа, как отметил А. Ф. Лосев, занял «утверждающий сам себя и артистически функционирующий человеческий индивидуум со своей радостно-творческой силой и всеми слабостями, тоской и неуверенностью». Зато «Рождество», которое сицилийские мафиози похитили из церкви в Палермо 40 лет назад, до сих пор входит в список ФБР «Главные преступления в мире искусства».
Бывая в её доме, он очень любил слушать, как она играет на клавесине. К сожалению, он недооценил Караваджо и не понял его новаторства и демократизма в искусстве, коль скоро в одной из работ написал: «У него на всех картинах преобладают неестественные контрасты света и тени, а изображённые им толстые и вульгарные персонажи святотатственно принимают образ Христа или апостола Его картины переполняют толпы мужчин и женщин с порочными и опухшими от беспробудного пьянства лицами». Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель.
Наставник хорошо знал итальянскую пословицу «il Natale con i suoi e la Pasqua con chi vuoi» — «в Рождество будь со своими, а на Пасху хоть с чужими». Художник сам казнил себя и сам вынес себе смертный приговор. «Ассунта» Тициана — это страстный порыв матери к сыну наподобие ярко-красного пламени, возносящегося к небу.
Говорят, что при задержании он назвался художником Лоренцо Лотто, дабы скрыть собственное имя и запутать начавшееся следствие, пока оно будет наводить справки об уроженце Венеции Лотто. Отчего он умер и где похоронен, так и осталось невыясненным. Другой его известный автопортрет – в образе «Больного Вакха», явно страдающего от похмелья.
Как же выглядел этот «возмутитель спокойствия». Великий современник Шекспир ещё не написал «Ромео и Джульетту» и, стало быть, не успел поселить в Вероне своих влюблённых героев, которые позже обессмертили её своим присутствием, заставив городские власти изрядно пофантазировать, чтобы поддержать романтический миф. Как было принято, маэстро заставлял писать натюрморты и копировать Рафаэля.
Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял. Юноша сокрушенно и с печалью в глазах смотрит на голову поверженного врага. Он долго скитался, болел, раскаивался.
Он навсегда расстался с миром своего детства и юности. Караваджо. За любую оплошность или непослушание в ход пускалась плётка. Тогда по известной поговорке все дороги действительно вели в Рим. О Караваджо-художнике зритель джарменовского «шедевра» узнает очень мало, а потому приведённая оценка фильма выглядит неоправданно завышенной.
Именно по этой причине.
Много времени он провёл и перед леонардовским алтарным образом «Мадонна в скалах», который тогда ещё находился в миланской церкви Сан-Франческо Гранде. От него стало известно, что доведённый до отчаяния попрёками, придирками и слежкой за ним Караваджо решил покинуть сварливого вегетарианца, который ко всему прочему стал досаждать ему «гнусными намёками», о чём пишет тот же Манчини. Среди первых выделяется весьма колоритная фигура Джулио Манчини (1558-1630), успевшего побывать в тюрьме за какие-то проделки в родной Сиене. Не стоило Веронезе в целях самозащиты ссылаться на фреску Микеланджело, тем более что к тому времени все обнажённые фигуры «Страшного суда» по решению Тридентского собора в 1563 году были уже «одеты».
Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом. Было легко задеть его самолюбие. Однако заказчики были крайне возмущены полученной работой. Она дала о себе знать в некоторых работах на религиозные сюжеты, в частности в его «Бичевании Христа», где в полной мере отразились сильные впечатления детства. Одна из них хранится в петербургской Академии художеств, которая славилась когда-то как подлинная кузница мастеров русского реалистического искусства. Например, обнажённое плечо пастушка с фрески учителя позднее перешло на картины ученика «Юноша с корзиной фруктов», «Больной Вакх» и другие работы.
Не избегая даже самых неприятных подробностей. Всего за ним насчитали три точно доказанных трупа. Караваджо придётся позже побывать в тех местах, но по просьбе другого более солидного заказчика. По дорогам бродили толпы голодных разорившихся крестьян, вынужденных просить подаяние. 31 июля выходит указ о его окончательном помиловании.
Снова обращаться за помощью к дяде священнику он не осмелился — гордость не позволила. Галерея Боргезе, Рим Отказались и от Успения святой Марии. Но, возможно, к тому времени священник Меризи уже вернулся в Милан. Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья. Бросив дерзкий вызов господствовавшим тогда в итальянском искусстве бесплодному академизму, погрязшему в эклектике и повсеместно утверждающемуся маньеризму с его вычурностью и изощрённостью, рассчитанным на вкусы узкого круга «знатоков», Караваджо своим бунтарством перевернул все устоявшиеся к тому времени представления о живописи, произведя настоящую революцию в искусстве и породив множество восторженных почитателей и последователей. К тому времени уже не было в живых главного «цензора» и непримиримого борца с ересью архиепископа Карло Борромео и для многих художников настала пора относительной свободы, поскольку у испанских наместников руки до искусства не доходили. Усекновение главы Иоанна Крестителя.
Из их высказываний следует, что он начал писать, доверяясь только собственному таланту и не признавая никаких предписаний и авторитетов. Новый избранник принял имя Климента VIII.
Путаницу внёс сам художник. Бруно оказал на него большое влияние. Ярким тому примером служит творчество миланского живописца Джузеппе Арчимбольди (1527-1593), автора фантастических картин-портретов на тему времён года или стихийных явлений, которые представляют собой мозаичный набор нагромождённых один поверх другого плодов или различных растительных элементов.
Сбежав из Италии, Караваджо укрылся на острове Мальта. Сегодня уже невозможно представить общую картину мировой живописи без его полотен. Другим знаковым откровением, сыгравшим немаловажную роль в его становлении как художника, была картина Алессандро Бонвичино по прозвищу Моретто «Обращение Савла» в церкви Сан-Чельсо, которая привлекла юношу смелостью композиционного решения.
На причале венецианские друзья устроили им проводы. Вероятно, он посетил Болонью, где видел работы братьев Карраччи. А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. Со шпагой на перевес, он мог неделями шататься по кабакам.
В результате его арестовали. Всегда ухоженный и одетый с иголочки, он отдавал направо и налево указания. Вместе с младшим братом он пропадал там часами. Прежде всего, это одна из ранних работ «Больной Вакх», на которой художник изображён после перенесённой малярии или образ юноши на картине «Музицирующие мальчики». Это был простой кузнец из бедняцкого района Трастевере, способный словом зажечь толпу и повести за собой. Несколько раньше в Италии оказался голландский нотариус Карел ван Мандер (1548-1606).
Сначала он голодает и живет как и все бездомые у костра. Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей.
Считается, что для этой картины (а также для некоторых других) позировал любимец художника Марио Миннити. На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Многие новаторские работы Караваджо были заподозрены в ереси, спешно вынесены из дворцов и церковных алтарей и надолго упрятаны на чердаки и в подвалы.
И он был прав. Также нет сведений в июле 1610 года о неопознанных трупах. Условия жизни и работы в мастерской были невыносимы для гордого Меризи.
Получив от матери деньги, он тут же тратил их на гульбу. Всё это не могло не беспокоить осторожного в суждениях наставника. За короткое время, отведённое судьбой, ему удалось совершить в живописи то, что не смог проделать никто из его современников. Из-за жары пересохли все городские колодцы. В нём содержится немало ярких страниц, описывающих быт, нравы и обычаи, царившие в тогдашнем Милане, где любой добропорядочный гражданин не осмеливался носа показать на улице без сопровождения нанятых телохранителей, дабы не подвергать себя риску.
Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Караваджо позировала его возлюбленная Лена. Караваджо был простым каменщиком. На картинах Караваджо нет ни одного изображения голой женщины.
Одним из авторов такой системы был кардинал Габриэле Палеотти, опубликовавший в 1582 году в Болонье свой объёмистый «Трактат о небесном и земном в живописи» в развитие требований, предъявляемых к искусству Тридентским собором. Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. Кстати, в фильме «Караваджо» (1986) роль возлюбленного художника играет Шон Бин. Он никогда не был женат и детей не оставил.
Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. И продолжал много работать. Полученный урок был позднее им блестяще развит и обогащен.
У него с ранних лет проявилась тяга к рисованию. Это картина – приговор самому себе. Это очевидно по одной из последних его работ.
Всё это ошеломило юнца в первый же день их приезда. Затем указом Павла III главным архитектором собора был назначен Микеланджело Буонарроти.
В тот злополучный год не стало великого старца Тициана. Вооружённые охранники повернули головы в сторону вновь прибывших. Недаром в Апокалипсисе говорится: «Михаил и его ангелы сражались с драконом И был сброшен великий дракон, древний змий, по прозванию Дьявол и Сатана, вводящий в заблуждение всю Вселенную, вместе с ним были сброшены на землю и его ангелы».
Но Тинторетто нездоровилось и он никого не принимал. Ведь лица на холстах могли быть узнаны прихожанами.
О нём сохранилось крайне отрицательное суждение приверженца классицизма Беллори, который пишет в своих «Жизнеописаниях»: «Напористый, умеющий если не мытьём, то катаньем выгодно продать свой товар, он был сущей пагубой для многих развращённых им молодых талантов, послушно следовавших за ним и довёл искусство до такого падения из которого оно не смогло бы никогда подняться, не пошли Господь миру Аннибале Карраччи». Художник корил и винил себя за убийство, он мучился и страдал. Пора безмятежного детства быстро пролетела.
Обретённые знания укрепляли в нём веру, находя в душе и сознании правильное соотношение. Как-то гарцуя поутру на лошади, Чезари дАрпино решил шутки ради попугать проходившего по улице задумавшегося Караваджо и как бы ненароком наехал на него сзади.
Караваджо ставил перед собой абсолютно иные эстетические задачи, руководствуясь однажды выработанным для себя неизменным правилом, на которое ссылаются многие биографы: «Не делать на холсте ни одного мазка, кроме как подсказанного жизнью». И он встал и последовал за Ним». Караваджо изобразил этот сюжет как сцену из современной ему жизни. Вот почему картину «Неверие апостола Фомы» можно по праву рассматривать как поэтическую метафору или даже своего рода художественный манифест, предвосхитивший революцию, совершённую Галилеем в науке.
Каким-то образом в нем проявился талант к рисованию и в 1584 году тринадцатилетний подросток был отправлен в Милан на учебу к художнику Симоне Петерцано, весьма популярному в те времена. Например, весной 2007 года в рамках Международного театрального фестиваля на сцене чеховского МХТ была дана версия «Лебединого озера», в которой все партии лебедей исполняли танцоры мужчины в пачках и кроссовках. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Обычно раз в неделю после очередного похмелья, когда весь мир представлялся ему в чёрном цвете, Климент VIII давал аудиенцию главному судье инквизиции, чтобы утвердить список осуждённых еретиков и вероотступников.
Но его надеждам не суждено было оправдаться. Ей удалось без мужа поставить детей на ноги. Расставание было сердечным и грустным. О чем потом очень сильно жалел. Сикст V оставил о себе память и как реорганизатор управленческого аппарата Ватикана.
Окружающей фигуру обстановки (кроме переднего плана) нет вообще: она заменена контрастом света и тени («тенебросо»). Его успехи в фехтовании вызывали одобрение учителя и восхищение неуклюжего Муцио. Но из-за места проживания априори относилась к дамам лёгкого поведения.
По традиции всё начиналось с поросячьей «корриды» — заранее привезённых свиней держали в специальных загонах на внутреннем дворе Дворца дожей и под звон колоколов как по команде всех разом выпускали на волю. С презрением смотрит на него юный Давид. Ему ещё не приходилось лицезреть подобного пиршества красок, особенно поражающего в монументальной «Ассунте» со смелыми ракурсами почти трёхметровых рельефных фигур страждущих апостолов. Но это уже было начало конца.
Далеко не все были готовы тогда понять и со знанием дела оценить новаторство художника, который не побоялся запечатлеть на своих полотнах сцены из жизни римских низов. Отголоски прежних нелестных суждений о художнике ещё долго давали о себе знать. О его первых месяцах жизни в Риме имеются весьма разноречивые суждения.
Для достоверности на полотнах изображали посох и шкуры овнов – атрибуты скитальца и аскета. Недаром один из авторов очередных «Жизнеописаний» Джован Баттиста Пассери отметил позднее, что Караваджо своим новаторским искусством «распахнул окно, через которое сызнова стала видима исчезнувшая было правда».
1609-1610 гг. Издавна высоко ценилось мастерство ломбардских архитекторов, скульпторов и каменотёсов. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598), «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598), «Иоанн Креститель» (1598), «Давид и Голиаф» (1599), «Призвание апостола Матфея» (ок. Давид с головой Голиафа. Установлено, что первоначально Мандзони назвал свой роман «Фермо и Лючия», то есть именами родителей Караваджо, а в лирических отступлениях его повествования, особенно когда автор живописует картины природы Ломбардии, отдельные страницы живо напоминают некоторые пейзажи и натюрморты кисти Караваджо.