Федеральный районный суд США в нью-йоркском районе Манхеттен принял в производство иск с требованием вернуть законным владельцам знаменитую картину русского художника Василия Кандинского Пестрая жизнь, которая более 40 лет хранится в Городской галерее в доме Ленбаха (Мюнхен, ФРГ). Кандинский работал над Пестрой жизнью (Das bunte Leben), когда жил в Севре.
Мистическое одухотворение земной телесной жизни должно объединить многоцветный мир языческой мудрости с христианской духовностью и сплавить «радужные краски жизни» в «единственном белом цвете Воскресения». Революция проясняет религиозную миссию России в мире. Система символов представляет «прерывные образы», которые не связаны внешней логикой, но внутренне раскрывают «разные стороны единого». элемент покоя.
Вскоре Кандинский уже сам становится учителем: с 1902 года он преподает в художественной школе, тесно связанной с художественной группой «Фаланга», которую сам основал годом ранее. Испытав значительное воздействие сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте (Доминирующая кривая, 1936, там же Голубое небо, 1940, Центр Ж. Помпиду, Париж Разнообразные действия, 1941, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). 51). «Пестрому» миру угрожает приближающееся бедствие. Он «должен стать собственной формой: его природное я должно слиться с творчеством». Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то.
В 1911-м году вместе с художником Францем Марком организовал группу «Синий всадник», акцентом творчества которой было «выявление ассоциативных свойств цвета, линии и композиции». В 1889 г. прервал учебу по состоянию здоровья и с 28 мая (9 июня) по 3 (17 июля)совершил этнографическую экспедициию по северным уездам Вологодской губернии. В 1885-93 (с перерывом в 1889-91) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова изучая экономику и право. Цель аскетизма – борьба со злом, которое он видит в мире. В XIX – начале ХХ в. исследователи русского фольклора считали, что «избушка на курьих ножках» Бабы-яги является сказочным воплощением надгробного домика, а сама ведьма – мифологическая персонификация смерти. Но она выявляет религиозные противоречия культуры и ведет к осознанию «неправедности всех путей человеческой власти».
Эти начала Мережковский назвал соответственно «живой плотью», «живой душой» и «живым духом» России. 55), спокойно наблюдает за происходящим. В России «Грядущий Хам» получил три лица. В 1924 мастер образовал вместе с Явленским, Л. Фейнингером и П. Клее объединение «Синяя четверка», устраивая с ними совместные выставки.
Между двумя этими центрами — третий (ближе к левому), который можно распознать лишь постепенно, но который является главным центром. Кандинский сам сравнивал себя с Агасфером, «странником без дома и земли». «Зло» находится «не в материи, а в разорванности, раздоре и рабстве – результате отпадения от мирового центра, от Смысла». Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения-в-искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер (Москва. Его третье и «самое страшное» лицо определено Мережковским как «хамство идущее снизу, – хулиганство, босячество, черная сотня».
Давайте обратимся к жизненному пути, который прошел Кандинский Василий Васильевич. Любовь не в состоянии преодолеть смерть, которая уносит людей в неизвестность. Кто придет в город с чистым сердцем и истинной верой, удостоится увидеть его. 62). Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году.
На этой выставке Кандинский выставил несколько своих картин, в том числе этюд к «Композиции II» (1910). Мы не можем ни чувствовать, как древние греки, ни жить их внутренней жизнью. 1895 решил посвятить себя искусству.
Она стремится к высшим ценностям и основывается на «воле народа» как целостного «мистического организма», объединенного божественным духом. Новое техническое средство — песок, —добавляемый в краску или в грунт. В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца». В свою очередь, причина позитивистского пессимизма лежит в «старом религиозном сознании», в «историческом христианстве», которое оторвало истинную религию от земной судьбы человечества. 51), в левом нижнем углу Пестрой жизни Кандинский изобразил маленького мальчика.
Василия Кандинского потрясла его работа «Стог сена»: «Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. Связь сцены у костра в картине Кандинского с этим обычаем является только предположением. Органично войдя в среду немецкой модернистской богемы, выступал и как активный организатор: основал группы «Фаланга» (1901), «Новое мюнхенское художественное объединение» (1909 совместно с А. Г. Явленским и др. ) и, наконец, «Синий всадник» (1911 совместно с Ф. Марком и др. ) – общество, ставшее важным соединительным звеном между символизмом и авангардом.
Наряду с жестокими и морально развращающими обычаями народного права он обнаружил, по его словам истинно гуманный, внутренний принцип принятия судебного решения «глядя по человеку», то есть принимая во внимание «душу» подсудимого, а не внешние факты преступного деяния (см. Через шесть лет, окончив обучение, Кандинский женится на кузине Анне Чимякиной. За гранью видимого образа действительности (природы) – «музыка» души художника, «поющие» в нем «переживания». Каждый образ-символ имеет здесь собственный смысл-«звук» творческого «я» художника, в которое трансформировалось его природное «я». В 1914 вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. Цвет фигур стал варьироваться в зависимости от фона. 64).
Здесь Кандинский близок Брюсову, утверждавшему, что «мысль-Агасфер» должна вечно искать, странствовать, не удовлетворяясь найденной истиной и видеть свою цель в самом пути. После закрытия нацистами «Баухауса» (1932) переехал в Берлин, а в 1933 – во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен. Само сосуществование духовного идеала и «раздробленной» жизни в пределах одного образа говорит, что Кандинский как русский интеллигент, подобно Булгакову, Мережковскому и Бердяеву, верил в грядущий духовный исход – для себя, для русского народа и для мира – из трагизма жизни вне божественного смысла. Синий — это «типичный небесный цвет, . Положением главного центра — «где-то» — определяется внутреннее звучание всей картины. Образ гребца, символизирующий стремление к сокрытому духовному миру, является иконографическим вариантом героев-искателей в прежних работах Кандинского (ил. На дебютной выставке «Фаланги» Кандинский впервые показал свои работы.
Цвет – клавиш глаз —молоточек душа — многострунный рояль. Примерно тогда же он услышал оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», которую назвал «осуществлением моей сказочной Москвы». Внимая ему, девушка слегка улыбается. Он представляет разрушающую силу в «духовной атмосфере» долины. Эта утрата связана с позитивистским «пессимизмом», который отрицает божественный смысл жизни, заменяя его субъективным смыслом. В 1885—1893 (с перерывом в 1889—1891) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова изучая экономику и право.
Чтобы передать эту мысль, Кандинский использовал композиционный прием из Похорон. В социально-политическом отношении русская революция является «элементарным этапом» мирового движения. Лишь в конце 1916 года он побывал с выставками в Швеции. Церковь, включенная в обыденное течение жизни в долине, представляет то, что Бердяев вслед за Мережковским называл «историческим христианством».
Давление большевистской партии на искусство, приведшее впоследствии к возникновению «социалистического реализма», началось только после 1922 года. Андрей Белый считал, что в истинном художнике есть два «я». Пространство за странником заполнено острыми конфликтами (ил.
Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Мурнау (Баварские Альпы). Используя на лекциях подготовительного курса таблицы основных форм, Кандинский обратился к разработке учения о цветах Иттена. По Бердяеву, современный мир переживает религиозный кризис. Усиление синего цвета делает зеленый «серьезным» и «задумчивым». В Пестрой жизни юноша играет, закрыв глаза, погруженный в музыку. Их единственный сын Всеволод умер ещё в детстве. Участники «Синего всадника» интересовались средневековым и примитивным искусством и популярными в Европе течениями — фовизмом и кубизмом. В 1917 году в Москве он сочетался браком с Ниной Андреевской (1893 или 1899-1980), дочерью офицера.
Нодва голоса высказались против: Гуго фон Чуди и Франц Марк (последний был тогда еще неизвестным художником он сам пришел к абстрактному цвету в живописи через некоторое время). Для того чтобы эти «начала духовной свободы» объединились против «начал духовного рабства и хамства», необходимо соединение интеллигенции, церкви и народа на основе религиозно-общественного возрождения, которое спасет Россию.
Порой он даже вытесняет все другие формы, как в знаменитой картине «Несколько кругов», которая вызывает ассоциацию с полетом пестрых мыльных пузырей». На долину падает огромная тень от черного облака, нависшего над городом. Я не выбираю форму осознанно — она сама выбирает себя». Ему принадлежат также заслуги по созданию нескольких творческих обществ. В таких наблюдениях Кандинский придаст цвету насыщенный опытом психофизический профиль. Она там же и скончалась в 1962 году. Можно еще назвать такие полотна как «Круги в круге», «Интимное известие», «Без названия», «Раскачивание».
Синюю размытую форму в центральной части картины можно интерпретировать как сражающуюся фигуру исходящую из нее белую линию — как копье, направленное на «дракона», представленного в виде черной убегающей формы внизу слева. В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья и с 28 мая (9 июня) по 3 (15) июля совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии45. Подлинная «совершенная свобода» будет достигнута через обнаружение божественной истины.
Он похож на «молчаливых» «предупрежденных» детей из «Сокровища смиренных» Метерлинка, которые предчувствуют судьбу, но его темные тона перекликаются с темнотой долины – он еще не знает пути к свету. Уже в эти годы он начал смелые эксперименты с цветом, сочетая и смешивая все возможные оттенки. В революции «разлагается не русский народный организм», а русское самодержавие, крушится «религиозно-метафизическая идея Русской Империи». Древняя языческая идея «ассирийского абсолютизма» и божественной царской власти перешла в первый Рим, соединившись с католичеством, а затем во «второй Рим» – Византию и в «третий Рим» – Россию. После смерти мужа Нина Кандинская продавала и дарила его картины музеям, организовывала мемориальные выставки, в 1973 году опубликовала книгу воспоминаний Кандинский и я. В начале 1970-х годов она купила дом в Швейцарии, где 2 сентября 1980 года была убита грабителем (преступление осталось не раскрытым).
Подобно Мережковскому, Бердяев критиковал церковный идеал аскетизма, видя в нем нравственность, «враждебную жизни, влюбленную в смерть». Он, кажется, движется в сторону молодой матери с ребенком на руках, возвращаясь к началу всех исканий, к первичной чистоте «духовной атмосферы». Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 в семье коммерсанта принадлежал к роду нерчинских купцов, потомков сибирских каторжан. Зеленый свет в картине содержит в себе преимущественно активность желтого.
Творческое «Я» должно стать «законом» для него. В его личной жизни Анна была одной из явных причин разлада его отношений с Николаем Харузиным, а Габриэла – его разрыва с Анной. Тема раздора переходит в сцену драки у реки. Аскетизм «не может обойтись без зла».
Тут скованный порыв, там – раскрепощенное движение». Символически они связаны с таинственным заречным лесным пространством и городом на горе. Они образуют изолированную сцену вне жизни вокруг церкви. Его космологические фантазии (графическая серия Малые миры, 1922) обретают в этот период более рационально-геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность (В черном квадрате, 1923 Несколько кругов, 1926 обе картины – в Музее С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).
В Пестрой жизни женщина в фиолетовом одинока, а юноши воплощают идею Кандинского о близости между «сердцами однозвучащими». является очень важной фигурой в русской культуре. Помимо уже известной цветовой символики и разделения на «четыре основных звучания» (теплое — холодное свет — тень), Василий Васильевич в своем курсе по цветоведениюдля Баухаусаделал акцент на физические основы цветового порядка исследуя прежде всего цветовое трезвучие «желтый — красный — синий». 22 декабря он оказался, наконец, в Москве. Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, раздраженный идеологическими склоками, покинул Россию навсегда после того, как был послан в командировку в Берлин (1921).
Красный и белый означают свет и красоту в известных выражениях «красно солнце», «красна девица», «белая лебедь», «белый свет (мир)». Бердяев же исходил из «трагизма» жизни, оторванной от истинной веры. Но окончательный исход из трагического раздвоения жизни, в которой «божеское» отделено от «человеческого», произойдет «лишь в конце мира и преображении его». Паломники проводили ночи у костра, рассказывая легенды о Китеже. Окрашенный в белый цвет «чистой радости» и «безмолвия рождения», далекий город является не достоверным изображением Москвы, но духовным городом спасения в эсхатологическом мифе Кандинского.
Революция ставит вопрос о вступлении народа на теократический путь. Цели синтеза искусств ставил и в замысле спектакля Желтый звук, призванного объединить цвет, свет, движение и музыку (композитора Ф. А. Гартмана спектакль, текст которого был помещен в альманахе Синий всадник, 1912, не осуществился из-за начала Первой мировой войны). Параллельно сотрудничал с Московским товариществом художников, участвовал в выставках «Бубнового валета».
По его мнению, социализм и «экономический коллективизм» не устраняет «ужа сов одиночества и разъединения». В 1871 году они переехали в Одессу, там глава семейства руководил чайной фабрикой. 43–44).
Когда он говорил о «белокаменной и златоглавой Москве-матушке», он подразумевал традиционное восприятие Москвы как сердца России, символа вечного обновления, а также собственное личное отождествление города со своей матерью. По русскому обычаю, описанному Мельниковым-Печерским в его знаменитой книге «В лесах» (1875), люди совершали паломничество в лесные верховья Волги, чтобы почтить Китеж-град, чудесный белокаменный город со златоглавыми соборами. В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца» Здесь 35 летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele Mnter), 26 – летней слушательницей школы. Когда будущий художник был маленьким, Кандинские много путешествовали по России и Европе. Этот взгляд, которым мы обменялись во мраке, эти слова, не имевшие смысла у подножия горы, посмотрите, чем они стали и что они значат там, над снежными высотами. Следующие семь лет художник провел в России среди неурядиц войны и революции. За эти годы Кандинский участвовал в семи выставках, сделал многочисленныедоклады и опубликовал статьи по основным вопросам живописи.
Но в любом случае легенда о Китеже важна для понимания образа города в Пестрой жизни. В «новом религиозном сознании» раскрывается мистическое ощущение личности, тайна индивидуальной судьбы, связь личности с божественным смыслом жизни. Рисунки художника были признаны им «выразительными», он посоветовал «сначала писать в черно-белых тонах, чтобы изучать только форму». Трагизм этой жизни – в ее оторванности от поднебесного духовного белого города, который является параллелью Кандинского к идеалу новой «творящей Церкви» Булгакова, царству «Грядущего завета Духа» Мережковского или «мистической церкви» Бердяева. С началом немецкой оккупации (1939) намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом. На тот момент ему было 30 лет. В 1900 году Кандинский был принят в Мюнхенскую академию, в живописный класс Франца Штука.
Ей навстречу стремится синий силуэт, пронизанный сильными штрихами и вкраплениями, варьирующимися по цвету от желто-белогодо оранжево-красного. В 1910 году, в Мюнхене Василий Кандинский написал книгу «О духовном в искусстве», Это центральная работа Кандинского-теоретика, определившая суть и смысл силу нового направления искусства — абстракционизма. 61) не ведает страха, но и не думает ни о тайне души, ни о свете спасения. Как намек на мюнхенский формальный язык можно понять «остов лодки» и выходящее на зеленое поле «весло» слева.
представлял сложную картину внутреннего состояния русского общества, совмещающего «противоположные крайности». Три человека у костра слева от церкви кажутся исключенными из повседневности. Его настигли непризнание и нищета в самом расцвете жизненных и творческих сил. Точка и линия на плоскости). 46). Выставки участников «Фаланги» проходят трижды в год на протяжении четырёх лет.
Второе – православие, соединенное с самодержавием. Символизм открывает «путь к познанию религиозному» как «системе последовательно развертываемых символов». «. В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. В 1885—1893 (с перерывом в 1889—1891) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова изучая экономику и право. Эмблематические черепа покрывают его палий (накидку) и куколь (капюшон), замещая Адамов череп, традиционно изображаемый под крестом в нижней части палия.
Искусство освобождает творящее «я» от законов внешней реальности, внутренний смысл которой воплощается в творчестве, заключающем «тайну жизни художника». Однако весьма скоро школа перестала удовлетворять Кандинского. Задумчивый белобородый старик, сложивший руки на посохе и напоминающий «крестьянского философа» из Приезда купцов (ил. 24) и Приезде купцов (ил.
Это ощущение преломилось в образе старика-скитальца – символе вечного странствия. Подлинная революция является внутренней, религиозной. Смеющийся подросток в красном в правой части первого плана (ил. Он видел основное противоречие революционной России в конфликте между многоликим «духовным мещанством» и силами «духовного благородства и свободы».
Это как бы безмолвие тела после смерти, после прекращения жизни. Куда направлена эта жизнь. Учебный план Кандинскогодля Инхука частично основывался на его ранних идеях о взаимоотношениях между живописью и музыкой и анализе элементарных форм и цветов. По ее завещанию 150 картин мужа поступили в Музей современного искусства в Париже (Центр Помпиду).
Лучник, подобно витязю, внутренне слеп. Погребальная процессия следует вдоль кладбищенской стены, уходя за пределы «долины жизни». Народ имеет «естественное право совершить революцию во имя своего идеала добра», но часто революции создают новую «человеческую ложь», которая позволяет совершать насилие во имя общественной пользы и которая дробит народ. В следующем году художник купил себе в Мурнау дом. В июне 1918 года он занял пост в Наркомпросе, осенью стал профессором Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ).
Публиковал художественно-критические Письма из Мюнхена в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909), участвовал на выставках «Бубнового валета». Преодоление разрыва возможно только через приближение людей к «Смыслу». Она обнажает «ложь официальной церковности» и внушает необходимость религиозного возрождения, которое уже происходит в мире.
Обе фигуры одиноких духовных искателей представляют сущностные черты личности Кандинского. Призвание художника – посылать свет в глубины человеческого сердца, говорит Шуман. Если старик-странник на переднем плане Пестрой жизни ищет свою истину в «долине жизни», гребец на дальнем плане картины, возможно ищущий иной путь к белому городу, устремлен в неведомое за пределами долины. ст. ) 1866 г. в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832 – 1926).
1907 С 1908 года Кандинский живет в основном в Мюнхене. Ни с одним из этих близких ему людей Кандинский не смог осуществить свои идеалы. В 1917 году Кандинский создает программные произведения: «Синий гребень», «Смутное», «Сумеречное», годом ранее им была написана картина «Красная площадь», являющаяся символом города, стоящего на пороге новой эры. Пестрая жизнь Кандинского представляет мир в кризисе, в преддверии переворота.
Мюнхенская художественная критика резко отреагировала наданную работу и вынесла приговор, что картина принадлежит кисти сумасшедшего или «опьяненного морфием или гашишем». Ещё в 1901-м году он основал в Мюнхене художественное объединение «Фаланга», при котором функционировала Школа, в которой сам же он и преподавал. Старая Церковь пошла на компромисс, соединившись с государством. Несмотря на то, что музеи и галереи отвергали его работы, он был упрямо верен своему делу.
Он стал известным авангардистом и одним из основоположников беспредметного искусства. Выступил как художник сценической версии сюиты М. П. Мусоргского Картинки с выставки в театре Дессау (1928). Она там же и скончалась в 1962 году. В центральной части композиции, на переднем плане одинокий старик-странник идет своей дорогой по «долине жизни» (ил. В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России.
цвет является средством, чтобы осуществлять непосредственное влияние на душу. Это, возможно, внутреннее состояние Кандинского перед решающим «прыжком». Страх не позволяет ему видеть свет. Мережковский в статьях 1906–1907 гг. 60), направлены в противоположные стороны, символически представляя динамическое равновесие между жизнью (любовью) и смертью. Творческой задачей личности и исторической задачей человечества является вхождение в «абсолютную мистическую церковь». 56) получает здесь новую интерпретацию через сопоставление образов любви и смерти.
Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926). Истина о личном и всеобщем спасении будет «осознана лишь в конце мирового процесса, лишь в трансцендентном завершении религиозной трагедии». Она, в отличие от печальной Невесты (ил. В своем немецком поэтическом альбоме стихов Звуки (Klnge, 1913) стремился к идеальной взаимосвязи беспредметных визуально-графических образов с текстом. Может из-за этого его здоровье сильно пошатнулось и даже переехав во Францию и получив гражданство этой страны, Кандинский так и не дождался того момента, когда его признают во всём мире как великого русского мастера живописи.
Это – «старая церковь», которая приспособилась к миру, оторвав его от истинного учения Христа. Сегодня полотна Кандинского — в числе самых дорогих картин русских художников. 1904 год – и время появления в Москве его альбома «Стихотворения без слов» с двенадцатью ксилографиями. Эсхатологическое настроение, к которому Кандинский уже приблизился в «Стихах без слов» (ил. 46, 47). Он, подобно «судье» в сцене раздора, противостоит загрязнению «духовной атмосферы».
Подруга Габриэль остаётся в Мюнхене. Однако он не оформил брака, хотя в 1911 году развёлся со своей женой Ниной. Напротив, чем абсурднее в этих картинах фигуры, тем очевиднее решимость прорисовать их до последней детали, чем изощреннее формы, тем ярче краски» Сам художник назвал этот период творчества «поистине живописной сказкой». Кандинский писал своему другу и биографу Уиллу Грохману в 1930 году: «Если в последние годы я особенно предпочитаю круг, то повод тому (или причина) — не его геометрическая форма или характеристики, но мое ощущение внутренней силы круга в его бесчисленных вариациях. Она напоминает «царевну» в предшествующих произведениях художника (ил. Для этого нужно слиться с «органической жизнью народа, с вселенской культурой, с мировой душой, которая и есть становящаяся церковь».
Кандинскийдоводитдо крайности цветовые и тональные сочетания. Дальнейшее развитие левой части композиции ведет вверх, к одинокой «царевне» в «печальном» темно-фиолетовом одеянии. В терминах Мережковского, белый город – «духовное тело» мира – будет достигнут через духовное преображение плоти – многоцветной пестроты земной жизни. Силы мещанства объединились «против трех начал духовного благородства»: народа, церкви и интеллигенции. Штук был знаменит, он считался «первым рисовальщиком Германии».
Он ограничивает «положительный, творческий характер» истинного христианства, которое утверждает победу над страданием и освящает «плоть» мира. Вот таким образом монах находится далеко от города.
Она обращена к «долине жизни», но поднимает голову кверху, как героиня Зеленой птицы (ил. Они отвергали любое проявление иррациональности в творческом процессе. Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год – от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как Мурнау-Обермаркт (1908), до хаотического этюда под названием Ущелье (1914) и беспокойных композиций в серии панно Времена года в музее Гуггенхейма (Осень). Вехой на этом пути явилась «Картина с белой каймой», созданная в 1913 году, в кульминационный моментдовоенного творчества Кандинского. Позднее художник напишет: «Нередко я уступал искушению прогулять занятие и отправиться с этюдником в Швабинг, Энглишер-Гартен или парки на Изаре».
Кандинский регулярно участвовал в выставках берлинского «Сецессиона», а с 1904 года и парижского «Осеннего Салона». В том же году «Фаланга» распалась, но через пять лет Василий Кандинский вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер основал «Новое объединение художников, Мюнхен» (МКУМ) и взял на себя председательство. С внешней стороны движения обезьяны абсолютно сходны с человеческими. В 1906 г. Булгаков писал, что «предвестие грядущего перелома» было граничит с конфликтом между «отвлеченным гуманизмом» социализма и религией.
Предметная тема картины почти поглощена красочным цветовым потоком. В Приезде купцов (ил. Его первое лицо – самодержавие, которое отделяет народ от интеллигенции и церкви. Он отправляется в Мюнхен и записывается в школу Антона Ажбе. М. К. Лакост пишет: «В Дессау к художнику вернулась творческая сила мюнхенского периода.
Но прямо над ними гроб, а еще выше – большой белый крест на церковном кладбище. В 1910 создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат О духовном в искусстве (книга была опубликована в 1911 на немецком языке). 55), получило четкое отражение в Пестрой жизни. В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и не выставлялись.
Окружным путем он добирался до России с августа до конца 1914 года. Когда Василию исполнилось пять лет, семья остановилась в Одессе, где он провёл всё детство, учился в гимназии и получил художественное образование. Сложный ритм форм и образов Пестрой жизни создает, по определению Кандинского, «симфоническую композицию».
Трагизм жизни может быть преодолен только через новое религиозное, «трансцендентное ощущение окончательной радости бытия». Кандинский В. В. В Пестрой жизни раздор загрязняет «духовную атмосферу», тогда как судья представляет духовный элемент, который призван восстановить ее чистоту.
Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926). Евангельская истина была признана «несбыточной утопией». Родители предполагали для сына профессию юриста, Василий Васильевич блестяще окончил Юридический факультет Московского университета, где в 1893 начинает преподавать и назначается доцентом. В 1893 году Василий Кандинский получил диплом юриста и устроился на службу. Старыедрузья из Берлина сообщили ему, что его картины удалены из немецких музеев. Но эти силы, скрытые в зеленом, «могут вновь стать активными».
Создается ощущение сильной концентрации всех сил в центре полотна. Социальная позиция Мейера, отвергающего всякий эстетизм, требовала полного отказа от «стиля Баухауса». Пёстрая жизнь. Драматургия картин маслом и акварелей строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т. д. ). В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. Она не раскрыла полностью «истину Христа», так как выдвинула идеал аскетизма, который разорвал связь между небом и земной жизнью и тем самым усилил трагизм жизни.
Черепа подчеркивают символический смысл этой фигуры: черный монах считается «мертвым», поскольку он ушел от мира, от жизни (см. :). Здесь лучник целится в белку, яркость красного цвета которой подчеркнута темным фоном. об этом первую главу). Черный, темно-синий, фиолетовый контрастируют с белым, красным, желтым.
Религиозное сознание должно пробудиться прежде всего в русской интеллигенции, у которой уже есть «великая и все возрастающая религиозная жажда» и которая начала и продолжает «освободительное движение». Он стоит на краю затененной части долины, отвернувшись от «луга любви» и напоминая обитателям «долины жизни» о смерти и о необходимости спасения души. Кот возле них – самодостаточное существо, в отличие от «пророческого кота» в «Стихах без слов» (ил.
В сказках избушка Яги находится в темном лесу, дорога через который ведет в чудесные города и царства «иного света». «Действительное объединение людей может быть только мистическим, религиозным». Мотив, начавшийся в Гомоне (ил. Но и смерть не может остановить вечное движение и обновление жизни. В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России.
В группу входили художники, танцоры и композиторы.
Оно ведет к высшему синтезу, к усвоению человеком «божественного содержания жизни» через «свободное развитие чисто человеческой стихии». Он стал директором московской типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К». В Пестрой жизни движение погребальной процессии и движение счастливой пары, бегущей по «лугу любви» в левой части долины (ил. Большое внимание мастер всегда уделял графике, в том числе гравюре на дереве.
Это касалось прежде всего усиленного аналитического изучения отдельных элементов картины, результаты которого он представил в 1926 году в сочинении «Точка и линия на плоскости». Василий Васильевич Кандинский родился в Москве 16 декабря 1866 года. К каким сферам взывает душа художника, если и она творила. В Германии преподавал в «Баухаусе» (с 1922, в Веймаре и Дессау), занимаясь в основном общей теорией формообразования изложил свой педагогический опыт в книге Точка и линия на плоскости изданной на немецком языке в 1926. Позже Кандинский вспоминал: «Название «Синий всадник» мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Парижское время – самый спорный период в творчестве Кандинского, т. к. Как я уже сказал, в моей работе все это не имеет значения.
Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Mnchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmnz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб. Черный монах Кандинского находится на краю «долины жизни», отрицая «плоть» мира как зло и усиливая, по Бердяеву, трагический разрыв между жизнью и «мировым центром» – поднебесным белым городом. 23). Жизнь в долине видится сложной и «раздробленной», по Бердяеву «соединяющей крайности», по Мережковскому.
Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском. Он смотрит на большой, сложный и непонятый мир, от которого его заслоняет (охраняет) мальчик постарше, задумчивый и серьезный. Художник не предпринимал ничего, чтобы смягчить эффект причудливо-нелепого. Самодержавие продолжает вдохновлять «черную сотню» и насилие в революционной России.
Революция требует жертв, так как обесценена божественная суть жизни. Пестрая жизнь – самый глубокий в то время результат постижения Кандинским себя и мира, представленный в символическом образе России, который напоминает метафору Андрея Белого: Россия – это «зеленый луг», ожидающий пробуждения своей души, которая есть «Мировая душа». Во многом это происходит под влиянием выставки импрессионистов, проведенной в Москве в 1895 году и впечатлением от картины «Стог сена» Клода Моне. Годы войны принесли ему тяжелые потери.
Утратив религиозное ощущение, люди чувствуют ужас, безысходность жизни, «распад» мира. На ее лицо падает зеленый свет. Определили его выбор два момента: во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картиной К. Моне Стог сена. В 1893 он – доцент юридического факультета Московского университета. «Искусство – всегда опосредованная религия личности». Ни язычество, ни догматическое христианство, в глазах Кандинского, не обеспечивает вечную духовную жизнь в белом городе, окрестности которого безлюдны.
Такое подражание похоже на подражание обезьян. Хотя Вечеру (1904–1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). Напряжение воинственных эмоций ослабляется в направлении к освещенному «лугу любви», где «духовная атмосфера» очищается. С 1937 года Кандинский, как и многиедругие современные художники, считался в Германии представителем «дегенеративного искусства». Совокупность внутренне взаимосвязанных символов образует систему, выражающую «религию личности» Кандинского в виде его «эсхатологического мифа» об искании духовного преображения себя и мира.
Развивая мотив из Гомона (ил. В 1911 году Василий Кандинский и его друг экспрессионист Франц Марк организовали творческое объединение «Синий всадник». Художник – это человек, который может нарисовать и написать все, говорит Толстой.
Все трое остаются несчастливыми в затененной долине земной жизни. Кандинский был дважды официально женат. Они, скорее, парят в воздухе и выглядят так, словно окутаны паром. Этот город отражает восприятие Кандинским Москвы, которую он считал «исходной точкой» его исканий. Первая большая картина Кандинского – «Пестрая жизнь». Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения. Художник говорил: «Когда острый угол треугольника касается круга, эффект не менее значителен, чем у Микеланджело, когда палец Бога касается пальца Адама».
И название пришло само». Однако, согласно учению Христа в понимании Мережковского, плоть и дух соединяются в «духовном теле», в котором выражается стремление духа к «белому свету» Преображения и Воскресения. Церковь у реки, церковное кладбище, погребальная процессия – знаки христианства.
Церковь, по его мнению, не победила плотский, языческий мир, а «приспособилась» к нему. Слева от него мальчик испуганно закрывает лицо рукой. «Мещанство» началось с «мертвого позитивизма», рожденного в Европе и ставшего «бессознательной религией», которая отреклась от Бога и оторвала человека от собственной личности. В годы нацизма его работы были отнесены к категории «извращённого искусства» и нигде не выставлялись. 60). Дело в том, что он был не просто художником, но признанным лидером авангардизма.
Антирелигиозное «историческое творчество» показывает свое бессилие, но является также «диалектическим моментом развития, религиозным антитезисом». Позднее именно этот человек стал одним из основателей абстракционизма. Мотив из Похорон (ил. «Духовное мещанство» выявилось как «рабство» и «хамство». Что она хочет возвестить.
47) с незавершенным венком на коленях, прижимает свой венок из синих цветов к груди, ожидая будущего суженого. После закрытия Баухауза в конце 1924 года художник переезжает в город Дессау. Ни они, ни полотна Моне, Синьяка и Валлотона в Баварии не встретили понимания. Ребенок делает первые шаги в жизни.
«Враждебные, воинственные чувства», писал Кандинский, делают «духовную атмосферу» нечистой, порождая войны, которые еще больше заражают ее. Девушка с венком и музыкант изображают душевное состояние покоя, в котором кроется ожидание любви. В искусстве и природе Василий Кандинский увидел не противоположности, но существующие рядом равноценные области: «Оба царства создают свои произведения сходным или одинаковым способом и принимать их следует такими, какие они есть: так же непосредственно, как они расцветают и так же независимо друг от друга, как они живут». Кроме того, мальчик учился игре на фортепиано и виолончели. Другое «я» – творческая сущность художника, выражающего подлинную, «переживаемую» жизнь.
С 1921 года в России начался процесс ликвидации авангарда и когда «искусство умерло», Кандинскому было уже нечего делать в Москве. Здесь 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele Mnter), 26-летней слушательницей школы. С 1885 учился в Московском университете, мечтая о карьере юриста, но ок. Ничто после угасания солнца, как вечное безмолвие без будущности и надежды. В 30 лет Кандинский принимает решение стать художником.
В 1909-м Кандинский вместе с коллегами создал «Новое объединение художников». Он считал Баухаус «высшей школой формообразования» с конкретными социальными задачами. Его спокойствие среди общего возбуждения сродни внешней безучастности крестьянского судьи на картине Сергея Коровина На миру (1893 ГТГ) изображающей суд в крестьянской общине крестьянин показан художником со спины, сидящим на бревне. Сергей Максимов в книге «Бродячая Русь» (1877) писал о таких крестьянах, что с их лиц изборожденных морщинами, никогда не исчезает печальное, задумчивое выражение. Религиозно-мистическое переживание жизни, природы, творчества затрудняется «распадом» мира без Бога, но оно необходимо для раскрытия «смысла» личности и для ее связи с божественным смыслом мира. В 1918 издал автобиографическую книгу Ступени.
Картины этого замечательного художника теперь находятся во многих музеях по всему миру. В работах «Посвящается Громанну» и «Вспышка» Кандинский применил технику, эффект которой проявляется как раз в геометрических композициях. В том же году у них родился сын Всеволод, который вскоре умер.
63). Новый учитель помог преодолеть Василию «нервозность» – это «вредное следствие неспособности завершить картину». В 1871 году семья перебралась в Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой. Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Mnchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Кальмюнц (Kallmnz), расположенной в живописной местности при слиянии Фильса и Нааба. Природное «я» является частью внешней действительности и отражает ее закономерность. Василий Кандинский родился 16 декабря (4 декабря ст. 63). В 1921 Кандинский был назначен вице-президентом «Академии художественных наук» (РАХН).
Плодотворный мюнхенский период Кандинского завершился с началом Первой мировой войны. В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья и с 28 мая (9 июня) по 3 (15) июля совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии. И это далеко не полный перечень дел и обязанностей художника в то время. Уже с десяти лет Василий занимался рисунком с частным преподавателем, а позже, в гимназии.
Семья его отца была обеспеченной, с богатыми культурными традициями. От ранних, уже достаточно ярких и сочных импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (Пестрая жизнь, 1907, Ленбаххаус, Мюнхен Дамы в кринолинах, 1909, Третьяковская галерея). Все произведения, созданные Кандинским в 1916–1917 годах, как «предметные», так и абстрактные, отличает динамичность, активность композиционного построения.
Василий Кандинский вновь мог работать в области педагогики, развивая свои прежние идеи. В Берлине его ждал неприятный сюрприз: почти все 150 картин, которые он передал в 1914 году галерее В. Штурм, были проданы, а в результате инфляции вся выручка стала равна почти нулю. творчество этого периода, получившего наименование «синтетического», отмечено отпечатком воздействия сюрреалистической живописи: «Разные части», «Вокруг круга», «Разнообразные действия». Противостоящий мраку неестественный зеленый свет падает на часть долины и проникает в ее темные области. Вот таким образом русский худжоник широко известен не только в России, но и за рубежом.
36) и Древнерусского (ил. Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников. Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных Крестоносцах (1903) и в такой абстрактной работе, как Композиция VII (1-й эскиз, 1913), несмотря на общую динамику. В основе его последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» (как сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. С приходом войны, абстракционизм был признан фашистами, как упадническое искусство.
В том же году прошла первая персональная выставка Василия Кандинского. При нарушении равновесия в сторону желтого зеленый становится «живым, юношески-радостным». Россия и весь мир стоят на «пороге религиозного возрождения», «мистического переворота», в котором «правда индивидуализма» перейдет к «правде соборности», к «новой религиозной общественности на земле», к «вселенской церкви».