То, что получилось, Кандинский решил доработать и превратить в большое полотно маслом. Но ему неуютно. Кандинский ставит две задачи.
Здесь сложился новый живописный стиль Кандинского, названный им «лирическим геометриз-мом» и описанный в работе «Точка и линия на плоскости» (1926). Но просуществовало объединение недолго. Он очень много в себя аккумулирует зрительных впечатлений и стремится к их синтезу. Влюбляется сначала в её голос, а после встречи – они уже не могут расстаться, женятся в 1917-м году. Кульбина «О духовном в искусстве». Первым шагом на пути к абстракции стало написание философского трактата «О духовном в искусстве» в 1910 году.
Кандинский очень интересовался русскими лубочными картинками и даже собирал их. Билибиным и отображал сцены из жизни Древней Руси («Русская крсавица». Остается лишь смотреть на полотно и ощущать. Родители предполагали для сына профессию юриста, Василий Васильевич блестяще окончил Юридический факультет Московского университета, где в 1893 начинает преподавать и назначается доцентом. Кандинский не верил, что живописи можно просто научиться. Однажды, слушая в Большом театре оперу Вагнера «Лоэнгрин», он увидел, как музыкальные звуки трансформируются в его сознании в цвета.
Он очень много дал «Синему всаднику» и художникам, которые его окружали. «Капризный».
Эта форма объемная, но внутри нее еще множество других форм. В основе последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» художника (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Но это – спекуляция, поскольку никаких прямых доказательств и свидетельств этого нет. В его пояснениях есть расшифровка каждого пятна, каждой точки, каждого поворота линии.
Нет. Это Кандинского чрезвычайно интересует. Подруга Габриэль остаётся в Мюнхене. Зритель стоит на дороге от цвета к символу, впереди, как скажет сам Кандинский, — «отсутствие плоскости и неопределенность расстояний». Вот таким образом художник общается только сдрузьями ипродолжает экспериментировать скистью вруках. Публика и художественная критика враждебно реагировали на взрыв цвета и формы, что еще более увеличило изоляцию Кандинского в парижских творческих кругах. В 1911 году из-за эстетических разногласий он вышел из этого общества и вместе с Ф. Марком создал объединение «Синий всадник», в которое вошли французские, немецкие и русские мастера.
Они поселяются в Мурнау, в Баварии. С началом немецкой оккупации (1939) намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом. Пара, едущая верхом на коне 1906-1907, Ленбаххаус, МюнхенПестрая жизнь 1907, Ленбаххаус, Мюнхен Москва 1 1916, Третьяковская галереяКазаки 1917, Третьяковская галерея В 1910 году Кандинский создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат О духовном в искусстве (книга была опубликована в 1911 на немецком языке). Это художник, который жил в России, в Германии и во Франции и аккумулировал в себе очень многое из всех культур, к которым он имел отношение, а это не только указанные мною страны, но и еще более глубинные вещи, о которых я чуть позже расскажу (они связаны с его фамилией и легендой о происхождении Кандинских). «Синее небо». В 1885—1893 (с перерывом в 1889—1891) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова изучая экономику и право.
Его членами стали немецкие и русские художники. Постимпрессионистская работа художника посвящена его ученице и возлюбленной. Картина исполнена в 1910 году, находится в Галерее Тейт, в Лондоне.
В 1914 г. с началом Первой мировой войны Кандинский вернулся в Россию и поселился в Москве. На художника влиял не только «синтез искусств» Вагнера, но и «контрапункт» из теории и практики Арнольда Шенберга. Но труд Кандинского – это не учебник. Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета.
Для кого-то это похоже на фантастическую рыбу. Вы видите здесь, как животные гибнут в пересечении скоростных трассирующих пуль. От картины веет спокойствием и умиротворенностью. Это композиция 8 (1923 г. ). Синюю размытую форму в центральной части картины можно интерпретировать как сражающуюся фигуру исходящую из нее белую линию — как копье, направленное на «дракона», представленного в виде черной убегающей формы внизу слева. Голубой же «развивает звук флейты».
Фигуры, линии и цвета дают явный намек на абстракцию. Их единственный сын Всеволод умер ещё в детстве. И вот этот момент вибрации уже рождает ритм пейзажа, ритм в пейзаже, но уже ритм, который находится внутри зрителя, в душе зрителя, момент уже внутреннего ритма – перехода от внешних впечатлений к внутренним ритмам. Это касалось прежде всего усиленного аналитического изучения отдельных элементов картины, результаты которого он представил в 1926 году в сочинении «Точка и линия на плоскости». Не четкое изображение лиц людей намекает, что их эмоции — это не главная идея. Но и тут сделать что-либо выдающееся не получилось: в конце 1921 года Василий Кандинский переехал в Берлин. Благодаря настолько разностороннему воздействию музыкальной и философской традиций в 1920 году, в статье «О Великой утопии» Кандинский пишет одно из своих пророческих желаний: «здесь должен будет заговорить и заговорит на одну и ту же тему художник с музыкантом, скульптор с танцовщиком, архитектор с драматургом и т. д. и т. д. Самые неожиданные взаимопонимания, неожиданные разговоры на разных языках передовых живописцев с так отсталыми театральными артистами, ясность и сумбурность, гремящие столкновения идей — все это будет таким потрясением привычных форм, делений и перегородок между отдельными искусствами и внутри отдельных искусств, что от беспримерного напора, давления и взрыва разорвутся сферы обыденного и откроются дали, которым сейчас нет даже имени».
Седьмая композиция – логичное продолжение шестой. Сейчас вы видите обнаженного Кирхнера, танцующего в своей мастерской. Кандинский нарушает горизонтальные планы. «О духовном в искусстве» – это философское, очень тонкое и вдохновляющее произведение, без которого понять и прочувствовать картины великого абстракциониста просто невозможно.
С началом немецкой оккупации (1939) намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом. Этот образ всадника – романтизм чистой воды: «Облаком волнистым пыль встает вдали» Но этот всадник синий, в синем плаще – это посланец какого-то другого мира. Детство и юность Кандинского прошли в Одессе, в портовом городе. Его космологические фантазии (графическая серия Малые миры, 1922) обретают в этот период более рационально-геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность (В черном квадрате, 1923 Несколько кругов, 1926 обе картины – в Музее С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). К ним можно по-разному относиться.
Вот эти изгибы розовых линий – это формы гор. Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926). Наверное, одна из лучших работ этого времени. ЛарионовиК. С.
Кульбин, с которым они состояли в переписке и обсуждали вопросы возможного сотрудничества. И вот здесь он выходит в абстрактный экспрессионизм. Мюнхенская художественная критика резко отреагировала наданную работу и вынесла приговор, что картина принадлежит кисти сумасшедшего или «опьяненного морфием или гашишем». Кандинский писал пейзажи с натуры («Улица, освещенная солнцем», Одесский художественный музей «Красная церковь» «Река летом» «Река осенью», все – в ГРМ), однако в этих работах он значительно большее внимание уделял цвету, чем форме. А вот здесь – «Сражающиеся формы» Марка. Он становится визионером.
Определили его выбор два момента: во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картиной К. Моне Стог сена. – А я – за пять. Композиция 6. Годы войны принесли ему тяжелые потери.
Но и сегодня его полотна вызывают недоумение, шуточки о «мазне» и скептичные взгляды. От ранних, уже достаточно ярких и сочных импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (Пестрая жизнь, 1907, Ленбаххаус, Мюнхен Дамы в кринолинах, 1909, Третьяковская галерея). У них очень локализованное пространство. Позднее мастер писал, что «накладывая на холст цветные линии и пятна, хотел заставить предметы петь с той силой, что была известна ему одному».
Малевич, а Кандинский, в свою очередь, принял участие в экспозиции «Бубнового валета» того же года. Марк пытается повторить Кандинского. Между двумя этими центрами — третий (ближе к левому), который можно распознать лишь постепенно, но который является главным центром. Год он рисует только черно-белое изучает форму. По окончании Кандинский путешествовал по Европе и Северной Африке, основал ассоциацию художников-авангардистов «Фаланга», экспериментировал в духе фовизма и постимпрессионизма, не переставая искать собственный стиль.
Но – чего не будет у этих художников. Василий Кандинский сформулировал философию абстракционизма век назад. Картины в этом периоде отличаются своей шутливой формой.
Вот так Воррингер пошутил и сказал, что он не пойдет на эти выставки. Он хотел некоего универсального объединяющего знания. Таким образом, критик отдавал дань ярким произведением Делоне и его жены Сони (в девичестве Терк – украинка), которые он уподоблял музыке. В 1903—1907 годах художник путешествовал по Европе, побывал в Тунисе.
Здесь даже вполне угадываются рояль и зрители) Но это, если знать историю (или второе название). Давление большевистской партии на искусство, приведшее впоследствии к возникновению «социалистического реализма», началось только после 1922 года. Сейчас вы видите схемы Штайнера, где-то эзотерические. Так, желтый цвет у него ассоциировался с безумием, голубой -с небесным спокойствием («Синяя гора», 1908-1909 гг. ), зеленый – с коровой на лугу, красный -с энергией. У него формы все определенные, в отличие от экспрессиониста Энсора. Это как будто подтекшая картина Кандинского – 1944 г., год его смерти.
Определили его выбор два момента: во-первых, яркие впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в 1889 году в этнографической экспедиции по Вологодской губернии, во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где Кандинский был потрясен картинами Клода Моне. Прямая дорога» (1909 г. ), где происходит взрыв цвета, похожий, перекликающийся с живописью художников группы «Мост» в Дрездене, но значительно мягче, так как дрезденцы агрессивнее, они именно взрывали картину. В это же время художник работал над теорией беспредметного искусства. Отсюда – динамика, скажем, дыма идущего из трубы. Но «Баухауз» закрыли и Кандинский спешно переехал в Париж.
В ней Шеврель исследует как цвета, соседствующие на цветовом круге, влияют друг на друга. Мир потерял координаты и его неопределенность освещена зеленым и желтым сигналом катастрофы. Так, рядом с«миром природы» появляется новый «мир искусства»— очень реальный, конкретный мир. Это 1914 г., уже война. Новое техническое средство — песок, —добавляемый в краску или в грунт.
Это, возможно, внутреннее состояние Кандинского перед решающим «прыжком». Драматургия картин маслом и акварелей строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т. д. ). Кандинский испытал также большок влияние символизма. Предыдущий рекордсмен – картина «Негнущееся и согнутое» (1935) была продана на Christies 16 ноября 2016 года за 23 млн.
Однако публика не приняла работы Кандинского, что повергло его в уныние. Эта неясность была мне неприятна: мне казалось, что художник не вправе писать так неясно. Кандинский интерпретирует в более гармоничном ключе все эти пейзажные планы. Посмотрите, он пишет опрокинутый пейзаж – отражение неба в воде.
С тех пор мы повидали немало, визуальный опыт обогатился значительно. И в этих композициях уже видны ходы. Музыка вообще была одной из причин, подвигнувших Кандинского к занятиям живописью. В основе его последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» (как сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Впечатляюще большой формат, сознательное планирование и трансцендентность представления, выраженная нарастанием абстрактного образа. Кандинскому чуждо второе определение, сам он называет таких людей «ремесленниками», чье творчество не наполнено смыслом и не имеет ценности.
Выявляет нюансы, не только радующие глаз, но и затрагивающие струны души. Концерт», 1911 «Импровизация 7», 1910 «Композиция IV», 1911). Позднее именно этот человек стал одним из основателей абстракционизма. Каждый зритель увидит то что ближе ему.
С 1937 года Кандинский, как и многиедругие современные художники, считался в Германии представителем «дегенеративного искусства». Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу», — писал Кандинский в трактате «О духовном в искусстве». Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Мурнау (Баварские Альпы). Все формы становятся определенными. Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, раздраженный идеологическими склоками, покинул Россию навсегда после того, как был послан в командировку в Берлин (1921). Он полностью уходит от формы, его картины строятся по принципу диссонанса цветов. Синий «опускается в бездонные глубины».
Он неминуемо затягивает в себя, как воронка извергающая некие зачатки форм, растекающиеся бесчисленными метаморфозами по всему холсту. Облака» (1903 г. ). Чтобы понять Кандинского, не надо даже думать – он уже все описал, читайте. От ранних, уже достаточно ярких импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (картины Пестрая жизнь, Дамы в кринолинах и другие). «Двое на лошади». Композиция 10 – это последняя большая композиция (1939 г. ).
В некоторых работах он следовал за И. Я. Это кубофутуризм, о котором я еще расскажу. Но Кандинский никогда не связывал название объединения и своей знаменитой картиной. Кандинский хотел чего-то универсального.
Именно тогда он пишет свою знаменитую книгу «Точка и линия на плоскости», описывая психологическое значение каждой фигуры на картинах. Публиковал художественно-критические Письма из Мюнхена в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909), участвовал на выставках «Бубнового валета». «Серый овал» (1917 г. ). «Несколько кругов». Ему принадлежат также заслуги по созданию нескольких творческих обществ. Согласно его учению, современное общество представляет собой модель пирамиды, в основании которой находятся люди материальные и примитивные, а на вершине — художники, властители умов и сердец, несущие свет искусства.
Вот таким образом русский худжоник широко известен не только в России, но и за рубежом. Здесь он увлекся немецким искусством иконы на стекле и написал картину на стекле «ВСЕ СВЯТЫЕ II». Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом. И вот здесь Штайнер – один из моторов XX века, можно сказать, тайная философская власть.
Посмотрите на эти красные горизонтали, которые тоже так очень резко начинают вибрировать. Чтобы написать ее, художник выполнил более 30 эскизов, акварелей и работ маслом. Публика иколлеги поцеху непонимали инепринимали его искусство, ноКандинский оставался верен себе: «Абстрактное искусство создает рядом с«реальным» новый мир, свиду ничего общего неимеющий с«действительностью». В «Композиции VI» не только изображения стали абстрактными, но и идея — более общей: обновление мира через разрушение. Но это уже какой-то другой космос, с множеством центров, с притягивающимися и отталкивающимися друг от друга формами. «Синий всадник».
Органично войдя в среду немецкой модернистской богемы, выступал и как активный организатор: основал группы «Фаланга» (1901), «Новое мюнхенское художественное объединение» (1909 совместно с А. Г. Явленским и др. ) и, наконец, «Синий всадник» (1911 совместно с Ф. Марком и др. ) – общество, ставшее важным соединительным звеном между символизмом и авангардом. Да, это очень похожая история. Долгое время Кандинский прожил в Мурнау со своей возлюбленной Габриель Мюнтер. Положением главного центра — «где-то» — определяется внутреннее звучание всей картины.
Перед Первой мировой войной мир потерял свои очертания. В «Композиции VI» свет борется с тьмой, цвет становится игроком на поле, где черный оттесняется в левый верхний угол, сюжет растворяется в смятении розовых пятен и линий, а коричневый несет безнадежность.
Нодва голоса высказались против: Гуго фон Чуди и Франц Марк (последний был тогда еще неизвестным художником он сам пришел к абстрактному цвету в живописи через некоторое время). Здесь 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele Mnter), 26-летней слушательницей школы. Беспредметная, однако, не значит безыдейная. А внизу он сравнивает более интересную вещь. Этого и хотел добиться великий художник.
Это единственная его абстрактная вещь, вообще единственная. По совету родителей Василий получил юридическое образование, жил – не тужил. «Сражающиеся формы» – это образ войны, образ сил добра и зла. Художник не дает никаких подсказок к сюжету: на картине есть только цвет и форма, распределившиеся на огромном полотне (работа считается самой большой из всего творчества Кандинского – 2х3м). Здравствуйте.
Это – «Мурнау. Первая задача, в композиции 6 – отказ от центра и вращение вокруг пустого центра. Мир еще не видел масштабные слои цвета на холстах Ротко и оргии цвета у Кляйна: перед нами начало языка пятен, линий, точек — цвета и света. Сильнее всего вдохновила начинающего художника увертюра оперы Рихарда Вагнера. Они иногда проявляются в очень неожиданных встречах. Таким образом, дважды ускользнувшее от музеев (одного российского, федерального и одного немецкого, муниципального) полотно стало самой дорогой работой Василия Кандинского, когда-либо проданной на публичных торгах.
Именно такие глубокие и волнующие произведения решил создавать и Кандинский. Кандинский В. В. Он разработал систему образов, которые вызывают цвета и опубликовал ее в виде таблиц в работе «О духовном в искусстве». Обратите внимание, как он здесь интерпретирует форму внутри сероватой рамки. Посмотрите, как он пишет скорость в нижней части.
Обратите внимание, что центр здесь светлый, пустой, а вокруг него нагнетаются формы. Концерт». Но не все деятели искусства разделяли подобную точку зрения, что привело к расколу среди художников и созданию сообщества единомышленников–абстракционистов «Синий Всадник».
Во время приездов в Москву в 1904-1906 г. он вместе с М. Ф. Вот таким образом япредпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством». И эти цвета вспыхивают уже поверх рисунка. Они приписывали ей чрезвычайную дикость. Но горы, фигуры, деревья – все это знаки. Они представляли ее очень древней, но все предметы – XIX, начала XX века. И вот, в 1914-м, после почти 20 лет в Германии, он вновь вступает на московскую землю.
Кандинский был одной из вершин этой романтической традиции, которая начинается в XIX веке и заканчивается им. Они очень условные, обобщенные. Это очень важно осознавать. Кандинский включен в игру освобожденного цветового ритма. Это Кандинский, работающий с искусством как с языком. Но это и годы рождения абстрактного экспрессионизма (44-й, 45-й, 46-й) уже не как индивидуального направления, а как одного из главных направлений в послевоенном искусстве XX века. С началом Первой мировой войны художник вернулся в Москву.
Кандинский второй половины 1910-х годов очень драматичен. В 1910 создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат О духовном в искусстве (книга была опубликована в 1911 на немецком языке). Композитор считал, что «призвание художника – посылать свет в глубины человеческого сердца», а писатель называл художника тем человеком, «который может нарисовать и написать все». В 1924 мастер образовал вместе с Явленским, Л. Фейнингером и П. Клее объединение «Синяя четверка», устраивая с ними совместные выставки. Вы ее видите, но вы почти ничего не видите. Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар.
Вид на поезд и замок». То, что начиналось как так называемая лирическая абстракция (свободные формы, динамические процессы – вот это все), постепенно обретало структуру. Годы в Мурнау станут самыми плодотворными в творчестве художника, который придет к осмыслению и обоснованию беспредметного искусства («О духовном в искусстве», 1911).
Гончарова, М. Ф. Ещё в 1901-м году он основал в Мюнхене художественное объединение «Фаланга», при котором функционировала Школа, в которой сам же он и преподавал. В Германии преподавал в «Баухаусе» (с 1922, в Веймаре и Дессау), занимаясь в основном общей теорией формообразования изложил свой педагогический опыт в книге Точка и линия на плоскости изданной на немецком языке в 1926.
Социальная позиция Мейера, отвергающего всякий эстетизм, требовала полного отказа от «стиля Баухауса». Сейчас вы видите «Воды цветочной мельницы». Первая датируется 1910 годом, последняя – 1939-м. В 30 лет Василий Кандинский решает заниматься искусством и поступает в частную школу.
Художник начинает изучать отзывы зрителей относительно своих картин. Все его импровизации на холсте продуманы, просчитаны. И в результате весь пейзаж начинает взрываться. После закрытия нацистами «Баухауса» (1932) переехал в Берлин, а в 1933 – во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен.
Моне даже где-то переходит от видения к осязанию. Не только лубок, но и русская икона оказала влияние на творчество художника. В ней речь идет о передаче Хаком советскому правительству писем Владимира Ленина в обмен на произведение Василия Кандинского и упоминается как раз «Картина с белыми линиями». 1903 г. «Влюбленная пара», 1907 «Пестрая жизнь», 1907 г. ).
Есть мнение, что Кандинский – это человек, который уже целиком вырос в немецкой культуре. Путь Кандинского множество раз подтвердил, что истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом «из художника». Германия очень многое ему дала. Они, скорее, парят в воздухе и выглядят так, словно окутаны паром.
Протекающая рядом река также намекает на бренность жизни. Однако после выставки имя Кандинского стало известно во всем мире. Этих связей очень много.
Он уходит от реальности в визионерство. Период 1920-х годов – это Кандинский-модернист. У Кандинского все-таки ощущение тоньше.
Довольно маленькое полотно художника (по сравнению с другими полотнами автора) относится к раннему периоду становления Кандинского художником. Но его интересуют гораздо более сложные вещи. После знакомства с ней Кандинский задался вопросом, сможет ли он создать картину такого же сильного эмоционального наполнения, как произведение великого композитора, «в которой краски стали бы нотами, а цветовая гамма – тональностью. ».
Вехой на этом пути явилась «Картина с белой каймой», созданная в 1913 году, в кульминационный моментдовоенного творчества Кандинского. И, конечно, уносить с собой в потоке. Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то.
Жёлтый «обладает способностью подниматься выше и выше, достигая высот, невыносимых для глаза и духа». Картина называется «Раненый». Книга сильно опережала свое время, вот таким образом издателя для нее было найти очень сложно. Габриель Мюнтер сыграла одну из основных ролей в становлении Кандинского абстракционистом. Художник делал попытки следовать ретроспективным тенденциям «Мира искусства» и писал картины на старинные сюжеты («Дамы в кринолинах», 1909).
В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве», которое стало теоретической базой абстракционизма. Тем временем в России – своя атмосфера, Василий Васильевич решает вернуться на родину. является очень важной фигурой в русской культуре. У двоих из них пики.
Именно с таким посылом начинает писать свои картины Кандинский после 1911 года. Сталкиваясь, они сливаются или, наоборот, разбиваются друг о друга, приводя в движение соседние Это словно сама стихия Жизни, возникающая из Хаоса». В 1910-е Кандинский на основе своей теории создал серию беспредметных картин («Черные линии», 1913 «Белый овал», 1919 г. «В сером», 1919 г. ). Параллельно развивается другая традиция, которая связана с знаками – традиция кодирования пейзажа.
До 1933 года пока к власти не пришли нацисты, художник написал более 300 акварелей и 160 картин маслом. Но назвать ее таковой довольно трудно, так как это смесь с абстрактным искусством. Вот таким образом, подойдя к картине ближе, зритель испытывает новые переживания». И дело не в том, что он первым написал полотно такого рода. Он пишет уже руками, так как у него катаракта и серьезная потеря зрения. Замысел «Композиции VI» появился, когда он написал на стекле картину на тему Всемирного потопа — звери, люди, пальмы, ковчег и буйство водной стихии.
Внутри онподчиняется общим законам «космического мира». Сейчас вы видите фотографию основателя дрезденской (а потом берлинской) группы «Мост» Эрнста Людвига Кирхнера. В 1918 издал автобиографическую книгу Ступени. В связи с работой в мастерской настенной живописи он также усиленно занимался материалами красок и различными связующими средствами. Мне казалось, что без каталога не догадаться, что это – стог сена. И в 1921 году, получив предложение на место преподавателя в «Баухаузе», в Веймаре, Кандинский покидает страну.
Его очень интересует живопись на стекле. Испытав значительное воздействие сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте (Доминирующая кривая, 1936, Голубое небо, 1940, Центр Ж. Помпиду, Париж Разнообразные действия, 1941, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Они отвергали любое проявление иррациональности в творческом процессе. Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Mnchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmnz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб. То есть это совершенно универсальные декоративные композиции.
С ней он путешествует по Европе, организует выставки и пишет картины. Вокруг него всегда были люди, способные к эксперименту. Однако, это понятие всё же очень расплывчато, так как под него попадают абсолютно разные по манере и темпераменту художники. Но некоторые эксперты уже в этих работах видят предпосылки к абстракции, которая станет его стилем намного позже. В один и тот же год художник мог создать и достаточно конкретное произведение с понятным широким массам смыслом и полную абстракцию.
Это ему мешает работать, но он продолжает. Сбывается еще одно его предсказание от 1910 года: «Художник скоро будет гордиться тем, что сможет объяснить свои произведения, анализируя их конструкцию (в противоположность чистым импрессионистам, которые гордились тем, что ничего не могли объяснить) что мы уже сейчас стоим на пороге эры целесообразного творчества». Он считал Баухаус «высшей школой формообразования» с конкретными социальными задачами.
Кандинского невозможно себе представить без взрыва немецкого экспрессионизма 1905 года. Кандинский Василий Картины и биография Василия Кандинского Кандинский Василий (Kandinsky Wassily) (1866–1944), русский и немецкий художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 века вошел в число основоположников абстрактного искусства. Но он – единственный, кто вышел в абстракцию, в космос, в другое ощущение мира. Во втором зале Третьяковки висят два изогнутых ТВ-экрана, на которых транслируются элементы работ авангардиста: путь от пейзажей к абстрактной живописи, полный «комментариев Кандинского о процессе работы, подготовительных рисунков к произведениям и серии живописных картин на стекле». Второе название – «Казаки». На этой выставке Кандинский выставил несколько своих картин, в том числе этюд к «Композиции II» (1910).
Смешение линий и цвета должно было говорить, даже кричать зрителю о катастрофе вселенского масштаба (здесь и библейские мотивы и скорая война). Вы видите работу «Японский мостик», одну из самых поздних, 1918-1924 гг. В 1911 году Кандинский объединил сторонников в группу «Синий всадник». Выставки участников «Фаланги» проходят трижды в год на протяжении четырёх лет.
Вот это нужно понимать. Композитор поддержал художника в его начинаниях с цветовыми экспериментами и поиском «антилогичной» гармонии, на первое место в которой вставали бы чувства, а не сюжет.
Среди работ художника множество известных картин с пейзажами, в которых он изображает свой дом и местную природу. «С самого начала, – писал художник, – уже одно слово «композиция» звучало для меня, как молитва». Не говоря уже о том, что в абстрактном экспрессионизме второй половины XX в., начиная с 1940-х гг., опять проявляется увлечение Кандинским. Цели синтеза искусств ставил и в замысле спектакля Желтый звук, призванного объединить цвет, свет, движение и музыку (композитора Ф. А. Гартмана спектакль, текст которого был помещен в альманахе Синий всадник, 1912, не осуществился из-за начала Первой мировой войны). Кстати, такой принцип сравнения был очень характерен для немецкого искусствоведения в университетах, когда на двух проекторах и стеклянных слайдах демонстрировались в сравнениях произведения разных эпох. Зелёный цвет «уравновешен и соответствует тонким звукам скрипки», красный «может создавать впечатление сильного барабанного боя», а синий присутствует «в глубине органа». С 1885 учился в Московском университете, мечтая о карьере юриста, но ок.
Вот этот индивидуальный, выстраданный синтетический язык стал уже универсальным. Это даже не означает, что он художник. Энтузиазм жены спас Кандинского.
Осознавая несовершенство и иллюзорность реального мира, художник должен переместить свой взгляд с действительности внутрь себя, в мир «под знаком Духа». Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то. Здесь он познакомился со своей будущей женой Н. Н. Пишет с лодок, с моста. Выступил как художник сценической версии сюиты М. П. Мусоргского Картинки с выставки в театре Дессау (1928).
Но для появления Кандинского это еще не все. Вот что осталось от пейзажа. Если у вас есть терпение и желание прокачать воображение, присмотритесь к полотну и вы увидите (гарантировано. ) очертания корабля, животных и предметов, тонущих в волнах штормового моря. Еще немного, он и в поп-арт проникнет.
как люди способны «уйти из мира» или «выйти из себя» или «выйти из мира». Для группы «Мост» это было искусство Африки и ницшеанство в самом широком смысле, так как группа «Мост» – это цитата, по сути из Ницше, что «человек – это мост между животным и сверхчеловеком». Краски наего картинах бледнеют, аформы становятся биоморфнее. Так, по Кандинскому, горизонтали звучат «холодно и минорно», а вертикали – «тепло и высоко». Так, полотно «ГЕОРГИЙ» (1911) написано по мотивам Георгия Победоносца, а легенда об огненном восхождении Ильи-пророка получила отражение в картине «ВСЕ СВЯТЫЕ I» (1911). Этот уже переход, радикально связанный с отказом от натурного восприятия. Они, скорее, парят в воздухе и выглядят так, словно окутаны паром. Выдержки из книги в 1911 г. на Всероссийском съезде художников зачитал Н. И.
Принято считать Кандинского русским художником. В абстрактных образах художник искал аналогию музыкальным впечатлениям. В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и не выставлялись.
Пока однажды не оказался на выставке и не увидел полотно Клода Моне. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 года Василий Кандинский жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Марнау (Баварские Альпы). Он пытается войти в советскую реальность.
Кандинский был не про дикость. «Композиция VII». Параллельно сотрудничал с Московским товариществом художников, участвовал в выставках «Бубнового валета». Предметная тема картины почти поглощена красочным цветовым потоком. Горизонтальная линия воплощает пассивное начало, вертикаль – активное начало.
Ходлер здесь, можно сказать, организует пейзаж как систему знаков. Вот и позднее, когда Кандинский брал уроки у знаменитого Франца Фон Штука (художник Сецессиона), ему пришлось оставить свою яркую палитру и писать в чёрно-белой гамме изучая форму. Василий Васильевич был первым, кто дал новому течению теоретическое обоснование. Затем полотно отправилось в Пензу, а оттуда вновь было перевезено в Москву, в Третьяковскую галерею. В 1911-м году вместе с художником Францем Марком организовал группу «Синий всадник», акцентом творчества которой было «выявление ассоциативных свойств цвета, линии и композиции». Последний раз подобное происходило в 1989 году.
Они почти одного размера. Он очень любил рисовать. Так как важна динамика. «Композиция VIII» кардинально отличается от предыдущей работы этой серии, ведь в ней вместо размытых очертаний впервые присутствуют чёткие геометрические формы. 1895 решил посвятить себя искусству.
Или вот – «кричащая» импровизация (1912 г. ). В них нет мрачности, они скорее близки детской непосредственности. Андреевской и полотно «Москва I (Красная площадь)» (1916) стало своеобразным памятником их встрече. А сочетая разные цвета и формы в картине, можно повлиять и на более глубокие чувства. «Идея души человека отображается в смысловом центре полотна, круговороте, намеченном фиолетовым пятном и чёрными линиями и штрихами рядом с ним.
Также понимая, что большинству людей нужны подсказки для осознания его искусства, Кандинский продолжает писать свои «Импровизации», в которых прослеживается тонкая (а в отдельных произведениях и достаточно явная) нить, связывающая абстракцию с реальностью, благодаря конкретным элементам. В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья и с 28 мая (9 июня) по 3 (15) июля совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии45. Во многом это происходит под влиянием выставки импрессионистов, проведенной в Москве в 1895 году и впечатлением от картины «Стог сена» Клода Моне. Вот сейчас вы видите работу швейцарского художника Фердинанда Ходлера «На женевском озере». Давайте обратимся к жизненному пути, который прошел Кандинский Василий Васильевич.
В январе 1911 года в Мюнхене художник услышал атональные произведения своего будущего друга и союзника и был потрясен. Это своеобразная философия художника переноситься на его рабы в стиле абстракционизма. На языке оригинала в Мюнхене книга вышла в 1911 году и имела невероятный успех. Он возвращался к разным темам и одной линии движения (по крайней мере, в середине 1910-х годов) у него не было, хотя можно обнаружить тенденцию, особенно по номерным композициям.
И похожие вещи имели место, в то время они уже были предметом изучения. Моне переворачивает все с ног на голову.
Свою теорию Кандинский сформулировал и изложил в научной форме в книге «О духовном в искусстве», написанной в 1910 году и изданной в 1911 — 1912 гг. По поводу того, участвовал ли Кандинский в ритуале, пил ли отвар из грибов – об этом написаны даже книжки уже, например «Кандинский и шаманы». Благодаря Кандинскому были открыты около 22 художественных галерей в России. Кстати, лайфхак от художника: «Я применял сочетание гладких и шероховатых участков, а также множество других приемов обработки поверхности холста. Это он о «Композиции VI». Также как картина называлось творческое объединение, созданное вместе с Францем Марком.
Язык форм артикулирован. «И вот сразу я увидел в первый раз картину. Не менее любопытна дальнейшая история бытования произведения. Как я уже сказал, в моей работе все это не имеет значения.
На ней он увидел картину Клода Монэ «Стог Сена». Острые углы – «теплы, остры, активны и желты», а прямые – «холодны, сдержанны и красны». А уже через год он переехал в Мюнхен, где познакомился с немецкими экспрессионистами. Считается, что изначально «Композицию VI» Кандинский хотел назвать «Потоп». В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца». Кандинский писал своему другу и биографу Уиллу Грохману в 1930 году: «Если в последние годы я особенно предпочитаю круг, то повод тому (или причина) — не его геометрическая форма или характеристики, но мое ощущение внутренней силы круга в его бесчисленных вариациях. На дворе 1913 год, работы (2 на 3 метра, 30 эскизов) написаны за четыре дня.
Картины сейчас экспонируются в Третьяковской галерее. Природные формы, служащие препятствием для творца, отвергаются. Эти пятна должны вместе создавать гармоничную симфонию цвета. У него даже были рисунки, перерисовки с шаманских бубнов. Он танцует какое-то подобие, как он себе представляет, негритянского танца.
Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 года. В этом положении заключалось принципиальное отличие концепции беспредметного искусства Кандинского от «геометрической» тенденции, распространенной в России. Но в 1974 году «Картина с белыми линиями» становится собственностью немецкого коллекционера и предпринимателя Вильгельма Хака (1900 – 1985). Это картина Делоне «Эйфелева башня» (слева) и картина Эль Греко «Иоанн Креститель».
Такие намеки дают широкий простор для философских размышлений. Картины этого замечательного художника теперь находятся во многих музеях по всему миру. Я много работал над этой частью, пока не достиг того, что сначала было лишь моим неясным желанием, а затем становилось внутренне все яснее и яснее». Я показываю вам рисунки Шёнберга. Франц Марк создает здесь образ рая, который уничтожен.
Как намек на мюнхенский формальный язык можно понять «остов лодки» и выходящее на зеленое поле «весло» слева. Василий Кандинский написал ее в 1913 году для выставки в Германии, которая сорвалась из-за начала Первой мировой войны, а художник вернулся на родину. И опыт внутреннего видения для художников группы «Мост» был чрезвычайно важен. Сейчас вы видите работу «Кувшинки. Вот его работа немецкого времени, то есть в период его преподавания в школе Баухаус, которая готовила дизайнеров.
Данная картина явное тому подтверждение. Однако в 2015 году музей, получивший имя Вильгельма Хака, был вынужден расстаться с произведениями Малевича («Черный прямоугольник, красный квадрат» 1915 года) и Кандинского (той самой «Картиной с белыми линиями» 1913 года). Между прочим, эти черные диагонали – это самые натуральные дороги. В этом же году Кандинский выпускает книгу своих суждений и мыслей об абстракционизме. Швейцарец разделял любовь абстракциониста к музыке и его мысль о том, что искусство должно вызывать сильные эмоции, помогать человеку слушать внутреннее «я» и обретать понимание процессов, происходящих в окружающей среде. Известно, что он стал заниматься живописью сравнительно поздно и радикальное решение изменить свою жизнь принял уже после 30 лет, после обучения в Московском университете на юридическом факультете, после того, как он уже имел опыт этнографических экспедиций и юридической практики.
И это еще одна работа на стекле (1912 г. ), где вы видите мотивы с всадниками и путниками, а линии дорог, например, в правом нижнем углу превращаются в две очень странные формы. Стать реалистическим академиком можно так же легко, как абстрактным академиком.
Художники группы «Мост» выезжали за город и через танец, через разные оргиастические импровизированные ритуалы пытались освободиться от цивилизации. Посмеиваясь, люди уходили, оставляя в немом диалоге полотна Василия Кандинского «Композиция VI» и «Композиция VII». И если композиция 7 из Третьяковки – мажор, то композиция 6 в Эрмитаже – минор. Кроме вдохновения, музыка подарилаКандинскомузнакомствос Шенбергом, переросшее в дружбу. Они очень мало знали об Африке. Кандинский пояснял: «Грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, которое следует за гибелью мира».
Может быть, это море с плавающими в нем рыбами, кальмарами и медузами. Справа – ещё трое казаков.
Большое внимание мастер всегда уделял графике, в том числе гравюре на дереве. Дело в том, что он был не просто художником, но признанным лидером авангардизма. Уют – это, конечно, не то слово для военного коммунизма. «Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами».
В книге он рассуждает о музыкальных и эмоциональных эквивалентах красок. Василий Кандинский вновь мог работать в области педагогики, развивая свои прежние идеи. Но все равно за ними считываются какие-то фигуры, от которых Кандинский пытался уйти. Композиции Кандинского – это сочетание несочетаемого, поиск гармонии в хаосе, это произведения, скорее похожие на музыку, так как являются наиболее абстрактными. Вот таким образом Кандинский достигает автономии цвета, автономии линий и форм. А вот для чего.
Обратите внимание, как он работает здесь композиционными треугольниками. Он приступает к работе в Наркомате просвещения, став руководителем секции кино и театра. В 1939-м нацисты публично сожгли более тысячи картин и эскизов. Эксперименты Кандинского повлияли на многих художников начала XX века, в том числе на Пауля Клее, который до знакомства с основателем «Синего Всадника» был графиком избегающем разноцветья в своих картинах, а после был известен благодаря своим нежным, в каком-то смысле наивным акварелям. В этом пространстве по природе холодный синий, напротив, согревает, а разрушение привычных очертаний — предвестник ужасов войны — становится песней для новой жизни.
Помимо уже известной цветовой символики и разделения на «четыре основных звучания» (теплое — холодное свет — тень), Василий Васильевич в своем курсе по цветоведениюдля Баухаусаделал акцент на физические основы цветового порядка исследуя прежде всего цветовое трезвучие «желтый — красный — синий». На одном из экранов вдруг из черно-белой фотографии возрождается утраченный «Потоп» — живопись на стекле. – Я нарисую это за 10 минут. Он – преподаватель свободных мастерских, хотя недолго. По сторонам от темно-синего центрального круга, который, словно в сиянии луны, перекрывается черным, витают маленькие и большие светлые круги на темно-коричневом фоне. В своем немецком поэтическом альбоме стихов Звуки (Klnge, 1913) стремился к идеальной взаимосвязи беспредметных визуально-графических образов с текстом.
Работа ушла за 33 млн (примерно 41, 8 млн), установив новый аукционный рекорд цен для живописных работ Василия Кандинского. В 1896 году он покидает Россию, приезжает в Мюнхен и начинает совсем другую историю. Он ценил и лубочные картинки и прялки и иконы. Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 в семье коммерсанта принадлежал к роду нерчинских купцов, потомков сибирских каторжан. Часто ровные цветовые плоскости сменяются комками разноцветных пятен и клякс, что придает колориту картин новое качество — беспокойство, подвижность и резкость.
В выставке объединения в 1912 года приняли участиеН. С. Имя художника становится всемирно известным, Кандинского провозглашают лидером новой, абстрактной живописи. Многие работы, написанные в этот период, были уничтожены. В начале XX века будущий абстракционист поступает в Мюнхенскую академию художеств к первому рисовальщику Германии — Францу фон Штуку.
Положением главного центра – «где-то» – определяется внутреннее звучание всей картины. Посмотрите – здесь характерный момент диагонального развития композиции. У них не будет знаков, у них не будет сибирских шаманов. В 1909-м Кандинский вместе с коллегами создал «Новое объединение художников». Он нарисовал ее со спины, как она работает (рисует, творит) на фоне осеннего парка.
Старыедрузья из Берлина сообщили ему, что его картины удалены из немецких музеев. В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. Он говорит: «Я так же хочу, чтобы зритель в мои картины втягивался, вращался и растворялся в них». В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. «Композиция VIII».
На первый взгляд образы на знаменитой картине вполне понятные. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения-в-искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер (Москва. В композиции 7 центр присутствует, он очевиден, но вокруг него еще формируются и организуются еще несколько центров. Образы войны делали итальянцы, предчувствие войны делали немцы. 1913 году создается «Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами».
В седьмой же композиции мотив потопа дополнен другими библейскими сюжетами (если забыли какими, посмотрите еще раз на «Композицию VII»). В 1914 вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. Судьба картины с самого момента ее создания складывалась необычно. Вы видите сейчас картину «Кохель.
«Вид Мурнау». Делоне, согласно законам физики изложенным в трактате, раскладывает каждый предмет на цветовые пятна. Расположенный у подножья Альп, город и красота вокруг вдохновляли художника. Все стало неверным, шатким и мягким». Кандинскийдоводитдо крайности цветовые и тональные сочетания. Я не выбираю форму осознанно — она сама выбирает себя».
Это кульминация работ художника с кругами в стиле абстракционизма. Важен был и момент экзальтации, которой, кстати, не будет у группы Кандинского, у группы «Синий всадник», которая возникнет в Мюнхене. В 1922 году он уехал в Германию, куда его пригласили преподавать в Баухаузе. Посмотрите – это всё чертеж. Здесь уже нет никаких космических аллюзий.
В 30 лет Кандинский принимает решение стать художником. «Синий всадник» (1903 г. ) написан уже в Мюнхене, где он учится в частных школах Холоша и Ажбе.
Изображенные на известной картине «Синее небо» некие существа заставляют усомниться, что это небо. Испытав значительное воздействие сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте (Доминирующая кривая, 1936, там же Голубое небо, 1940, Центр Ж. Помпиду, Париж Разнообразные действия, 1941, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). И, по сути, он уже живет внутри своей картины. Но ничего этого уже не опознается. По тогдашним искусствоведческим меркам – это живопись безумца, это живопись людей, которым нужно сидеть в сумасшедшем доме.
Прояснилось, спасибо, Василий Васильевич. Автор не дает определения этим существам, тем самым оставляя простор для фантазий. После десяти лет работы Баухаус был закрыт, а полотна Кандинского, Марка Шагала, Пауля Клее, Франца Марка и Пита Мондриана объявлены «дегенеративным искусством». Вот он, принцип освобождения цвета и освобождения формы параллельно. Он – уже доцент юридического факультета с правом преподавания.
К 1910 году относятся первые живописные опыты Кандинского в области беспредметности. Ну, вот уже 1913 год – «Судьба животных». Еще в гимназические годы начал активно заниматься музыкой и живописью. Вы сейчас видите страницу альманаха «Синий всадник», в которой Кандинский сравнивает картину Ван Гога (верхний ряд) с японской гравюрой. Будучи синестетиком (слышал цвета, видел звуки), Кандинский искал универсальный синтез музыки и живописи. Посмотрите на сцену Страшного суда – акварель 1902 года.
Но, к сожалению, все усилия Кандинского найти себя в своей стране не увенчались успехом, абстракционизм был объявлен «упаднечиским», а Кандинского называли «приспешником буржуазии». И во многих работах художника можно проследить морскую тематику. Классифицируя абстрактные произведения, мастер различал среди них «импрессии», «импровизации» и «композиции» и так разъяснял заложенный в них смысл: импрессии возникают как непосредственная реакция на реальные явления, в основе импровизации лежит интуитивное чувство, а композиция вырастает из подготовительных эскизов.
Картина написана 1926 году, когда знаменитый «Баухауз» переехал из Веймара в Дессау. И вместо романтической книжки «О духовном в искусстве» Кандинский пишет работу «Точка и линия на плоскости». Его не устраивает, что картина может быть статичной, такой вот зависающей. До этого уровня знаков художники группы «Мост» не доходили – они скорее пытались создать ощущение натурализма их персонажей или даже предметов, а не обобщения. Или, например, Кандинский осваивает футуристический даже где-то принцип скоростей.
Через шесть лет Кандинский женится на своей двоюродной сестре Анне. Вы считываете только горизонталь моста, эти остатки впечатлений. Он развил принципы этого искусства и на первый план в цветовой композиции выдвину пятно.
Отмечает, какие фигуры и цвета оказывают на них положительные или отрицательные эмоции, какие ассоциации вызывает та или иная картина. Художник отдал дань югендстилю («СИНИЙ ВСАДНИК», 1903). Она там же и скончалась в 1962 году. Но аполитичный художник неизбежно должен был столкнуться с пропагандой в искусстве.
Абстрактную композицию 1913 года на вечерних торгах «Искусство импрессионизма и модернизма» Sothebys приобрел арт-консультант Хьюго Нейтан из лондонской консалтинговой компании Beaumont Nathan для некоего «частного коллекционера». Его картины напоминают чем-то зафиксированные в красках фотографические эффекты света. Всё перекодировано. Сейчас вы видите «Александра Македонского в Индии». Кандинский считается «отцом абстракции». Оказавшись за чертой бедности Кандинский впал в отчаяние.
«Розовый и белый вспениваются так, что кажутся лежащими вне плоскости холста либо какой-то иной идеальной, плоскости. Это желание Кандинского сегодня сбывается каждый день в лабораториях при театрах и музеях, где композиторы, режиссеры и артисты современного танца создают совместные произведения. Но и здесь можно заметить предпосылки в виде ярких пятен и линий. На что он обращает внимание. Новый рекорд почти вдвое выше.
В 1970-х годах бургомистру Людвигсхафена (второго по величине города земли Рейнланд-Пфальц) удалось убедить все того же Вильгельма Хака передать свою коллекцию в дар городу. Натура только дает импульс.