Примером того, что Василия Кандинского не смущают сложные композиции, может послужить «Доминирующая кривая». Картина Василия Кандинского Доминирующая кривая: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Сам художник назвал этот период творчества поистине живописной сказкой. Я много работал над этой частью, пока не достиг того, что сначала было лишь моим неясным желанием, а затем становилось внутренне все яснее и яснее». С 1937 года Кандинский, как и многиедругие современные художники, считался в Германии представителем «дегенеративного искусства». Это, возможно, внутреннее состояние Кандинского перед решающим «прыжком». Определили его выбор два момента: во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картиной К. Моне Стог сена. Его космологические фантазии (графическая серия Малые миры, 1922) обретают в этот период более рационально-геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность (В черном квадрате, 1923 Несколько кругов, 1926 обе картины – в Музее С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).
Вот таким образом я предпочитаю так называемое абстрактное искусство называть конкретным искусством. Об истории создания и о главном принципе этой книги он писал: «Возможно, будет небезынтересно заметить, что мысли, развитые в этой небольшой книге, являются органичным продолжением моей книги» О духовном в искусстве. Кроме того, книга снабжена регистром, включающим перечень основных понятий, являющихся не только понятиями, которыми он оперирует в этой книге, но и главными понятиями его теории в целом: абстрактная форма, анализ, элементы, фактура, цвет, плоскость, построение (конструкция), контрасты, графическое выражение, звук, композиция, линия история искусства, живопись, метод, точка, напряжение, природа, синтез, техника, время, верх, низ, повторение, числовое выражение, тяжесть, холод, тепло, драматическое, лирическое, назначение (цель) и т. д. Можно предположить, что из этих понятий и должен был складываться словарь терминов изобразительного искусства. В 1885—1893 (с перерывом в 1889—1891) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова изучая экономику и право. Но события развивались таким образом, что в действительности продолжением его теоретических раздумий стали статья в альманахе «Синий всадник» «К вопросу о форме», автобиографические записки «R u ckblicke», программы ИНХУКа и ГАХН, а затем книга «Точка и линия на плоскости».
Он считал Баухаус «высшей школой формообразования» с конкретными социальными задачами. Первая часть задачи — анализ граничит с задачами «позитивных наук». И первый шаг в этом направлении ему удается сделать в России, в момент, когда рушились «старые стены», пересматривались прежние ориентиры и само время требовало новых нестандартных решений. Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Mnchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmnz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб.
В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья и с 28 мая (9 июня) по 3 (15) июля совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии. Жгучий интерес В. Кандинского к проблемам современности, его вера в возможности духовного обновления, характерное для него стремление обосновать и аргументировать теоретически свои открытия в живописи, послужившие своеобразной основой его первой книги «О духовном в искусстве», находят свое выражение и в другой его работе — книге «Точка и линия на плоскости», которая во многом становится теоретической основой его педагогики в Баухаузе. Органично войдя в среду немецкой модернистской богемы, выступал и как активный организатор: основал группы «Фаланга» (1901), «Новое мюнхенское художественное объединение» (1909 совместно с А. Г. Явленским и др. ) и, наконец, «Синий всадник» (1911 совместно с Ф. Марком и др. ) – общество, ставшее важным соединительным звеном между символизмом и авангардом. Вместе они образуют узловой пункт закономерностей человеческого развития в целом» (1, 13). Синий «опускается в бездонные глубины». Но и тут сделать что-либо выдающееся не получилось: в конце 1921 года Василий Кандинский переехал в Берлин.
И название пришло само». Но это широкая перспектива на будущее. Вот таким образом русский худжоник широко известен не только в России, но и за рубежом. В правом верхнем углу – идеальной формы черно-белые круги, напоминающие грампластинки.
В правом нижнем углу – кубических форм сине-белая лестница. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Мурнау (Баварские Альпы). Драматургия картин маслом и акварелей строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т. д. ). Так, по Кандинскому, горизонтали звучат «холодно и минорно», а вертикали – «тепло и высоко».
Известно о том, что материалом для книги «О духовном в искусстве» послужили его размышления «являющиеся результатом наблюдений и душевных переживаний, постепенно накапливающихся» в период с 1906 по 1912 годы, что В. Кандинский предполагал писать ее продолжение, самостоятельной частью которого должно было стать «Учение о гармонии в живописи». Наиболее характерной в этом смысле является его композиция «Несколько кругов» (1926, музей Соломона Р. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Примерно тогда же он услышал оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», которую назвал «осуществлением моей сказочной Москвы». Давление большевистской партии на искусство, приведшее впоследствии к возникновению «социалистического реализма», началось только после 1922 года. Картины этого замечательного художника теперь находятся во многих музеях по всему миру.
Он и сам в одном из писем этого времени писал В. Громанну, что «полюбил круг почти также, как раньше любил коня, поскольку находит в круге все больше и больше «внутренних возможностей». От ранних, уже достаточно ярких и сочных импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (Пестрая жизнь, 1907, Ленбаххаус, Мюнхен Дамы в кринолинах, 1909, Третьяковская галерея). Примеры подобного рода исследований В. Кандинский приводит в книге «Точка и линия на плоскости» — разработку проблемы времени в музыке, живописи, танце, а также эксперименты А. А. Шеншина по переводу музыкальных произведений в графические изображения. С началом немецкой оккупации (1939) намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом.
Внутри он подчиняется общим законам космического мира. В 1893 году Василий Кандинский получил диплом юриста и устроился на службу. После начала мировой войны они расстались в связи с отъездом Кандинского в Россию, но в 1915 году снова провели вместе три месяца в Стокгольме.
Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то. В основе его последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» (как сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. На этой выставке Кандинский выставил несколько своих картин, в том числе этюд к «Композиции II» (1910). Мюнхенская художественная критика резко отреагировала наданную работу и вынесла приговор, что картина принадлежит кисти сумасшедшего или «опьяненного морфием или гашишем».
В 1924 мастер образовал вместе с Явленским, Л. Фейнингером и П. Клее объединение «Синяя четверка», устраивая с ними совместные выставки. Под двумя этими сильнейшими впечатлениями Кандинский решил оставить работу и стать профессиональным художником. Голубой же «развивает звук флейты». В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца».
Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 в семье коммерсанта принадлежал к роду нерчинских купцов, потомков сибирских каторжан. Василия Кандинского потрясла его работа «Стог сена»: «Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. Тогда, как он считает, в Москве в институте художественной культуры и Российской академии художественных наук были «предприняты попытки» чисто научной проверки художественных средств выражения одновременно как разных видов искусства, так и искусства в целом, проведены исследования по интегрирующим областям. Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников. В своем немецком поэтическом альбоме стихов Звуки (Klnge, 1913) стремился к идеальной взаимосвязи беспредметных визуально-графических образов с текстом.
Ему принадлежат также заслуги по созданию нескольких творческих обществ. На данный момент картина находится в музее Гуггенхейма в Нью-Йорке. В 1871 году они переехали в Одессу, там глава семейства руководил чайной фабрикой.
В группу входили художники, танцоры и композиторы. Я должен двигаться в раз найденном направлении. Дело в том, что он был не просто художником, но признанным лидером авангардизма.
Испытав значительное воздействие сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте (Доминирующая кривая, 1936, там же Голубое небо, 1940, Центр Ж. Помпиду, Париж Разнообразные действия, 1941, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Выступил как художник сценической версии сюиты М. П. Мусоргского Картинки с выставки в театре Дессау (1928). В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. И в этом смысле «Точка и линия» оказалась не просто очередным декларативным трактатом по современному искусству, но строгим по стилю изложения научно-экспериментальным исследованием выразительных средств и возможностей как графики и живописи, так и других искусств, с привлечением обширного и с этой точки зрения малоизученного материала природы и техники. Его собственные исследования в ИНХУКе и ГАХН, как мы знаем, касались вопросов интеграции искусств изучения основных элементов живописи, параллельного действия цвета и звука, психологии восприятия и физики цвета.
Они отвергали любое проявление иррациональности в творческом процессе. Жёлтый «обладает способностью подниматься выше и выше, достигая высот, невыносимых для глаза и духа». Позже Кандинский вспоминал: «Название «Синий всадник» мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и не выставлялись. Семья его отца была обеспеченной, с богатыми культурными традициями. Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926). Положением главного центра — «где-то» — определяется внутреннее звучание всей картины. Она там же и скончалась в 1962 году.
Он стал директором московской типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К». С 1885 учился в Московском университете, мечтая о карьере юриста, но ок. Давайте обратимся к жизненному пути, который прошел Кандинский Василий Васильевич.
Как намек на мюнхенский формальный язык можно понять «остов лодки» и выходящее на зеленое поле «весло» слева. В том же году прошла первая персональная выставка Василия Кандинского. Вторая — вид развития — с задачами философии. Она предельно лаконична и строится исключительно на выразительности точек и кругов.
В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, раздраженный идеологическими склоками, покинул Россию навсегда после того, как был послан в командировку в Берлин (1921). Это касалось прежде всего усиленного аналитического изучения отдельных элементов картины, результаты которого он представил в 1926 году в сочинении «Точка и линия на плоскости». Здесь 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele Mnter), 26-летней слушательницей школы.
Зелёный цвет «уравновешен и соответствует тонким звукам скрипки», красный «может создавать впечатление сильного барабанного боя», а синий присутствует «в глубине органа». Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году. Когда будущий художник был маленьким, Кандинские много путешествовали по России и Европе.
1895 решил посвятить себя искусству. является очень важной фигурой в русской культуре. В 30 лет Кандинский принимает решение стать художником. В 1911 году Василий Кандинский и его друг экспрессионист Франц Марк организовали творческое объединение «Синий всадник».
Он работал над созданием словаря терминов изобразительного искусства, понимая, что прежде, чем создать новую науку об искусстве необходимо проанализировать ее основы и разобраться в терминологии (работу над словарем он также упоминает в своей книге, сожалея о ее вероятной преждевременности). После закрытия нацистами «Баухауса» (1932) переехал в Берлин, а в 1933 – во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен. Эти цвета неярки иногда нанесены прозрачными слоями, так что возникают дополнительные оптические смешения с другими цветами или взаимопроникновение с фоном.
В 1910 создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат О духовном в искусстве (книга была опубликована в 1911 на немецком языке). Они, скорее, парят в воздухе и выглядят так, словно окутаны паром. Участники «Синего всадника» интересовались средневековым и примитивным искусством и популярными в Европе течениями — фовизмом и кубизмом. Помимо уже известной цветовой символики и разделения на «четыре основных звучания» (теплое — холодное свет — тень), Василий Васильевич в своем курсе по цветоведениюдля Баухаусаделал акцент на физические основы цветового порядка исследуя прежде всего цветовое трезвучие «желтый — красный — синий». Острые углы – «теплы, остры, активны и желты», а прямые – «холодны, сдержанны и красны».
Новое техническое средство — песок, —добавляемый в краску или в грунт. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения-в-искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер (Москва. Но и здесь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства. Социальная позиция Мейера, отвергающего всякий эстетизм, требовала полного отказа от «стиля Баухауса».
Цели синтеза искусств ставил и в замысле спектакля Желтый звук, призванного объединить цвет, свет, движение и музыку (композитора Ф. А. Гартмана спектакль, текст которого был помещен в альманахе Синий всадник, 1912, не осуществился из-за начала Первой мировой войны). Он стал известным авангардистом и одним из основоположников беспредметного искусства. И в этом можно усмотреть свою закономерность. Как мы видим, к работе над книгой «Точка и линия» В. Кандинский приступал дважды и закончил её в 1923 году, находясь в Баухаузе, что отчасти обусловило ее построение.
Публиковал художественно-критические Письма из Мюнхена в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909), участвовал на выставках «Бубнового валета». Круг как центр притяжения, расположенный в левом верхнем углу произведения, обыгрываетсядругими эпицентрами цветовых кругов. Вехой на этом пути явилась «Картина с белой каймой», созданная в 1913 году, в кульминационный моментдовоенного творчества Кандинского.
Кандинскийдоводитдо крайности цветовые и тональные сочетания. Василий Кандинский вновь мог работать в области педагогики, развивая свои прежние идеи.
В 1918 издал автобиографическую книгу Ступени. Текст сопровождает значительный зрительный ряд, который представляет собой рисунки, схемы, таблицы, фотографии, многие из которых он показывал студентам на лекциях и семинарах. Можно допустить и то, что В. Кандинский в некотором смысле апеллировал к «Периодической системе химических элементов» Д. Менделеева, в 1869 году перевернувшей все представления в области химии и физики. Предметная тема картины почти поглощена красочным цветовым потоком. Во многом это происходит под влиянием выставки импрессионистов, проведенной в Москве в 1895 году и впечатлением от картины «Стог сена» Клода Моне. Большое внимание мастер всегда уделял графике, в том числе гравюре на дереве.
Синюю размытую форму в центральной части картины можно интерпретировать как сражающуюся фигуру исходящую из нее белую линию — как копье, направленное на «дракона», представленного в виде черной убегающей формы внизу слева. Годы войны принесли ему тяжелые потери. Просвечивание одних элементов черездругие как новый способ формообразования Кандинский открылдля себя в мастерской стекла в Баухаусе, а также благодаря экспериментам со светом Людвига Хиршфельд-Макка из которых извлек пользудля своих картин и Пауль Клее.
Кандинский В. В. Старыедрузья из Берлина сообщили ему, что его картины удалены из немецких музеев. Фиолетовый — смешанный цвет синего и красного — стремится, нейтрализуя их в себе, поднять пронизанные напряжением предметы. «Композиция VIII» кардинально отличается от предыдущей работы этой серии, ведь в ней вместо размытых очертаний впервые присутствуют чёткие геометрические формы. Сегодня полотна Кандинского — в числе самых дорогих картин русских художников. Между двумя этими центрами — третий (ближе к левому), который можно распознать лишь постепенно, но который является главным центром. Позднее именно этот человек стал одним из основателей абстракционизма.
Нодва голоса высказались против: Гуго фон Чуди и Франц Марк (последний был тогда еще неизвестным художником он сам пришел к абстрактному цвету в живописи через некоторое время). Спустя минуту художник понял, что это его собственная картина перевернутая вверх ногами. В 1914 вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. На тот момент ему было 30 лет.
В Германии преподавал в «Баухаусе» (с 1922, в Веймаре и Дессау), занимаясь в основном общей теорией формообразования изложил свой педагогический опыт в книге Точка и линия на плоскости изданной на немецком языке в 1926.