Информацию о том, что знаковая работа Кандинского "Жёлто – красно – синий" является его абстрактным автопортретом я нигде не встречал, поэтому хочу поделиться своей версией.
Полотна должны были вызывать ощущение отхода от действительности. Вот эти изгибы розовых линий – это формы гор. Моне даже где-то переходит от видения к осязанию. Было сделано много набросков и точных планов, около 30 эскизов, кроме того множество набросков масло, акварелью, гравюры.
Но – чего не будет у этих художников. И в 1921 году Кандинский уезжает из России в Германию – сначала в длительную командировку для завязывания контактов с Веймарской республикой, а потом уже не возвращается. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Положением главного центра — «где-то» — определяется внутреннее звучание всей картины. Посмотрите, он пишет опрокинутый пейзаж – отражение неба в воде.
Сегодня все знают, что в мире есть только тела и силы. является очень важной фигурой в русской культуре. Также как картина называлось творческое объединение, созданное вместе с Францем Марком. Время, которое вообще не касается вещей.
В своё время искусство Кандинского называли дегенеративным. Стать реалистическим академиком можно так же легко, как абстрактным академиком. Спасибо за комплимент, но я все время читаю вашу книгу – у меня ощущение, что я нахожусь в основании этой двигающейся пирамиды». Но ничего этого уже не опознается.
Ну, вот уже 1913 год – «Судьба животных». Я бы сказал, что это клипы. То, что мы видим, не совпадает с тем, о чём мы говорим. Пишет с лодок, с моста.
Они иногда проявляются в очень неожиданных встречах. Уют – это, конечно, не то слово для военного коммунизма. Его интересуют вопросы труда и заработной платы.
Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом. Дело не в том, что работы художника составляют половину из всех представленных. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения-в-искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер (Москва. В 1914 вернулся в Россию, где жил в основном в Москве.
Человек сначала видит и понимает, а затем говорит. Но довольно трудно это понятное в нескольких словах сформулировать. Он – преподаватель свободных мастерских, хотя недолго.
Путь Малевича к супрематизму – это довольно интенсивное чередование этапов. «Несколько кругов». То есть это совершенно универсальные декоративные композиции.
Синий «опускается в бездонные глубины». Я показываю вам рисунки Шёнберга. Что такое композиция. Это, возможно, внутреннее состояние Кандинского перед решающим «прыжком».
Ходлер здесь, можно сказать, организует пейзаж как систему знаков. В мире нет никаких точек, линий и плоскостей. Но для появления Кандинского это еще не все.
На алогичной картине «Англичанин в Москве» зеленого гостя столицы в цилиндре окружают сабля, свечка, селедка, лестница, а также фразы «частичное затмение» и «скаковое общество». Но горы, фигуры, деревья – все это знаки. На что он обращает внимание.
А серия разнообразных пейзажей Мурнау 1909-1910 годов. Вот этот индивидуальный, выстраданный синтетический язык стал уже универсальным. Но Кандинский не художник, а мыслитель. Этих связей очень много. «О чем я думаю.
Вера Кандинского – это синтез искусств с опорой на биологию, на телесность, на синестезию. Но все равно за ними считываются какие-то фигуры, от которых Кандинский пытался уйти.
Он пытается войти в советскую реальность. Он, как Менделеев, мыслит таблицами, думает композициями. Пушкина был буквально набит выставками.
Что делает человек прежде всего. Облака» (1903 г. ). И эти цвета вспыхивают уже поверх рисунка. Тогда чаще употреблялись слова, которые подчеркивали либо оппозиционность искусства – «левые художники», либо новизну искусства, его временной вектор – «будущники», «будетляне», «футуристы». Его картины напоминают чем-то зафиксированные в красках фотографические эффекты света.
Гринберг, как исторический материалист, не понял абстрактную живопись. Человек либо ничего не видит, либо не всё. Самые известные картины Кандинского приведены ниже.
долларов. И если композиция 7 из Третьяковки – мажор, то композиция 6 в Эрмитаже – минор. Работы Кандинского находятся в крупных музеях и галереях мира. Такие намеки дают широкий простор для философских размышлений.
Сначала мы грезим, затем видим какие-то вещи. Просвечивание одних элементов черездругие как новый способ формообразования Кандинский открылдля себя в мастерской стекла в Баухаусе, а также благодаря экспериментам со светом Людвига Хиршфельд-Макка из которых извлек пользудля своих картин и Пауль Клее. Цвет был именно тем абстрактным компонентом, что воплощал своё звучание в материальной форме. В искусстве Кандинского нет борьбы пространства и вещей. Он эмоционально раскрашивает мир.
Худых — больше, чем толстых. Почему. Минувшей осенью ГМИИ им. Всякая картина существует как картина вне связи с тем, что на ней изображено. Большое внимание мастер всегда уделял графике, в том числе гравюре на дереве. Расцвет его деятельности приходится на послереволюционные годы.
Так, рядом с«миром природы» появляется новый «мир искусства»— очень реальный, конкретный мир. А вот для чего. Между двумя этими центрами — третий (ближе к левому), который можно распознать лишь постепенно, но который является главным центром. Определили его выбор два момента: во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картиной К. Моне Стог сена.
Кандинский испытал также большок влияние символизма. В 1885—1893 (с перерывом в 1889—1891) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова изучая экономику и право. Он полностью уходит от формы, его картины строятся по принципу диссонанса цветов. Натура только дает импульс. Лошадь, которая изображена на картине, не имеет к ней никакого отношения.
В 1918 издал автобиографическую книгу Ступени. В1911 году он вместе со своим товарищем Францем Марком основал группу «Синий всадник», участники которой стремились выявить «ассоциативные свойства цвета, линии и композиции». Вот он, принцип освобождения цвета и освобождения формы параллельно.
Но дело не в том, что мы видим видимое, а в том, что мы видим невидимое. Эти экспериментаторы жили в США. Все его импровизации на холсте продуманы, просчитаны. Ему 30 лет, он юрист, экономист. «Композиция VIII».
Он – уже доцент юридического факультета с правом преподавания. И вот когда треугольник движется, зрители рано или поздно окажутся в точке художника, но тот окажется уже совсем в другой точке. Искусство – незаконнорождённое дитя мистерии. Публика иколлеги поцеху непонимали инепринимали его искусство, ноКандинский оставался верен себе: «Абстрактное искусство создает рядом с«реальным» новый мир, свиду ничего общего неимеющий с«действительностью». А. С.
Атмосфера веселого балагана – и художники упоенно примеряют карнавальные личины. В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. Это даже не означает, что он художник. Вот таким образом художник общается только сдрузьями ипродолжает экспериментировать скистью вруках. Жёлтое все равно будет тянуть нас вверх, а квадрат как был, так и останется красным.
Еще немного, он и в поп-арт проникнет. Или вот – «кричащая» импровизация (1912 г. ). Публиковал художественно-критические Письма из Мюнхена в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909), участвовал на выставках «Бубнового валета». Вот таким образом япредпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством».
Так как значение цвета не изменится. С 1937 года Кандинский, как и многиедругие современные художники, считался в Германии представителем «дегенеративного искусства». Отдельным персонажем вэтой истории выглядит Пауль Клее.
У Кандинского все-таки ощущение тоньше. Так, по Кандинскому, горизонтали звучат «холодно и минорно», а вертикали – «тепло и высоко». Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей. Но смотреть на себя – это не значит писать автопортрет.
В-третьих, Кандинского поразила опера Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре: тогда в сознании московского доктора права вдруг возникла феерическая панорама московского закатного вечера. Острые углы – «теплы, остры, активны и желты», а прямые – «холодны, сдержанны и красны». Ему принадлежат также заслуги по созданию нескольких творческих обществ.
Не четкое изображение лиц людей намекает, что их эмоции — это не главная идея. «Сражающиеся формы» – это образ войны, образ сил добра и зла. Кандинский нарушает горизонтальные планы.
Посмотрите, как он пишет скорость в нижней части. Сейчас вы видите «Александра Македонского в Индии». Это как будто подтекшая картина Кандинского – 1944 г., год его смерти. От ранних, уже достаточно ярких и сочных импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (Пестрая жизнь, 1907, Ленбаххаус, Мюнхен Дамы в кринолинах, 1909, Третьяковская галерея). Посмотрите – это всё чертеж.
После вынужденного переезда из Германии в Париж Кандинский снова возвращается к фигурной живописи. Они, скорее, парят в воздухе и выглядят так, словно окутаны паром. Кандинский не был мальчиком-вундеркиндом с аутистической способностью к вычислениям. Ребёнок видит раньше, чем откроет глаза. Что делает Кандинский. Картина написана 1926 году, когда знаменитый «Баухауз» переехал из Веймара в Дессау.
Для изображения видимого краски являются непозволительной роскошью. Авангард – это разнообразие языков и концепций: и индивидуальных и коллективных. В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». Посмотрите на сцену Страшного суда – акварель 1902 года.
Годы войны принесли ему тяжелые потери. Франц Марк создает здесь образ рая, который уничтожен. Прямая дорога» (1909 г. ), где происходит взрыв цвета, похожий, перекликающийся с живописью художников группы «Мост» в Дрездене, но значительно мягче, так как дрезденцы агрессивнее, они именно взрывали картину. И опыт внутреннего видения для художников группы «Мост» был чрезвычайно важен. Марк пытается повторить Кандинского. Он нарисовал ее со спины, как она работает (рисует, творит) на фоне осеннего парка.
У них не будет знаков, у них не будет сибирских шаманов. Выступил как художник сценической версии сюиты М. П. Мусоргского Картинки с выставки в театре Дессау (1928). Через это они, как им казалось, достигают момента трансгрессии, то есть момента перехода из одной реальности в другую из бытового состояния в состояние измененного сознания, Трансгрессия и для Кандинского была чрезвычайно важна, он искал пути этого самого выхода. А без самовоздействия нет никакой духовности. Фигуры, линии и цвета дают явный намек на абстракцию. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами.
Габриель Мюнтер сыграла одну из основных ролей в становлении Кандинского абстракционистом. Среди работ художника множество известных картин с пейзажами, в которых он изображает свой дом и местную природу. Они очень условные, обобщенные.
Это единственная его абстрактная вещь, вообще единственная. Они очень мало знали об Африке. Помимо уже известной цветовой символики и разделения на «четыре основных звучания» (теплое — холодное свет — тень), Василий Васильевич в своем курсе по цветоведениюдля Баухаусаделал акцент на физические основы цветового порядка исследуя прежде всего цветовое трезвучие «желтый — красный — синий». Чего стоит «Впечатление 111. Главное в его живописи, по словам Розенберга, – случай.
В нём есть только плоскость, фигуры и цвет. Они отвергали любое проявление иррациональности в творческом процессе. Сейчас вы видите обнаженного Кирхнера, танцующего в своей мастерской. Это то, что отсылает к самому себе.
Они обе – 1913 г. За каждой из них стоит до 30-35 небольших рисунков, где Кандинский моделирует композиции. С ней он путешествует по Европе, организует выставки и пишет картины. Горизонтальная линия воплощает пассивное начало, вертикаль – активное начало. Здесь 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele Mnter), 26-летней слушательницей школы. Посмотрите – здесь характерный момент диагонального развития композиции. Тех, кто смотрит на мир, принято называть реалистами. Сейчас вы видите схемы Штайнера, где-то эзотерические.
Кандинский был не про дикость. 5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. И Воррингер ответил Кандинскому: «Вы знаете, у вас есть такой образ пирамиды, который все время двигается вперед и вверх и на вершине этой пирамиды, как вы пишете, находится художник, а в основании – зрители.
В пользу Кандинского, как было заявлено, были такие аргументы: он «гражданин мира» (жил в Германии и Франции) и его картина «Фуга» (1914) удерживала ценовой рекорд 17 лет – она была продана в 1990 году на аукционе Sothebys за 19 млн. Художник начинает изучать отзывы зрителей относительно своих картин. И похожие вещи имели место, в то время они уже были предметом изучения. Но назвать ее таковой довольно трудно, так как это смесь с абстрактным искусством.
Между прочим, эти черные диагонали – это самые натуральные дороги. И в сущности, её единственно возможным средством выражения стал язык формы и цвета. Кстати, такой принцип сравнения был очень характерен для немецкого искусствоведения в университетах, когда на двух проекторах и стеклянных слайдах демонстрировались в сравнениях произведения разных эпох. И в результате весь пейзаж начинает взрываться. Внутреннее зрение всегда предваряет внешнее.
Так как важна динамика. Нет, что ни говорите, живопись Кандинского – это музыка в цвете. «Композиция VIII» кардинально отличается от предыдущей работы этой серии, ведь в ней вместо размытых очертаний впервые присутствуют чёткие геометрические формы.
Для группы «Мост» это было искусство Африки и ницшеанство в самом широком смысле, так как группа «Мост» – это цитата, по сути из Ницше, что «человек – это мост между животным и сверхчеловеком». Вот что осталось от пейзажа. Потому он решил поступить в Мюнхенскую академию художеств и со второго раза ему это удалось. Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 в семье коммерсанта принадлежал к роду нерчинских купцов, потомков сибирских каторжан. Это Кандинского чрезвычайно интересует. Он очень много дал «Синему всаднику» и художникам, которые его окружали.
А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу. До этого уровня знаков художники группы «Мост» не доходили – они скорее пытались создать ощущение натурализма их персонажей или даже предметов, а не обобщения. У Кандинского есть понятия внутреннего мира и духовности. Он пишет уже руками, так как у него катаракта и серьезная потеря зрения. Так, он говорил: «Абстрактное искусство создаёт рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с действительностью».
«Серый овал» (1917 г. ). Так, треугольнику соответствовал жёлтый, квадрату – красный, а кругу – синий. Этот уже переход, радикально связанный с отказом от натурного восприятия. Сам Кандинский довольно просто объяснял свой поворот к абстрактному искусству: «Сегодня я люблю круг, так как раньше любил коня, а может быть и больше, так как нахожу в круге больше внутренних возможностей, отчего он и занял место коня». Дюшан осуществил мысль Гегеля о том, что, поскольку искусство вступило в полосу своего заката, постольку оно должно исчезнуть.
Жёлтый для него был очень динамичным и означал всё резкое, взрывное, агрессивное. В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья и с 28 мая (9 июня) по 3 (15) июля совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии45. И в этом смысле это – базовый элемент мира. Игра – тоже важное слово для этой коллективной программы. Данная картина явное тому подтверждение. Кандинский не мыслит понятиями и не мыслит образами.
Картина называется «Раненый». В 30 лет Кандинский принимает решение стать художником. Старыедрузья из Берлина сообщили ему, что его картины удалены из немецких музеев. Первая задача, в композиции 6 – отказ от центра и вращение вокруг пустого центра. Но, может быть, столь вопиющее невнимание сослужило потенциальному выставочному блокбастеру хорошую службу: по крайней мере «Синему всаднику» удалось избежать лишнего внимания со стороны местных дизайнеров-оформителей известных своей способностью ухудшать лучшее.
От картины веет спокойствием и умиротворенностью. Белый обозначал активное, а чёрный – пассивное сопротивление. Его очень интересует живопись на стекле. Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар.
Протекающая рядом река также намекает на бренность жизни. Кандинский очень интересовался русскими лубочными картинками и даже собирал их. «Капризный». И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ. Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Смотреть на себя – значит видеть то, чем мы видим.
Синий опускает в бездонные глубины. На этой выставке Кандинский выставил несколько своих картин, в том числе этюд к «Композиции II» (1910). Драматургия картин маслом и акварелей строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т. д. ). Внутри онподчиняется общим законам «космического мира». Постимпрессионистская работа художника посвящена его ученице и возлюбленной. Если он видит мир, то не видит себя.
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, куда смотрит художник: на мир, на себя или никуда не смотрит. Они представляли ее очень древней, но все предметы – XIX, начала XX века. Моне переворачивает все с ног на голову. Во многом это происходит под влиянием выставки импрессионистов, проведенной в Москве в 1895 году и впечатлением от картины «Стог сена» Клода Моне. В 1910 создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат О духовном в искусстве (книга была опубликована в 1911 на немецком языке). Выявляет нюансы, не только радующие глаз, но и затрагивающие струны души.
Это кубофутуризм, о котором я еще расскажу. И выставил на всеобщее обозрение писсуар как своё произведение. Но посредством цвета и геометрических форм нельзя передать воздействие на самого себя.
Здесь Кандинский уже полностью преодолел пейзаж и вместе с композицией 7 они образуют диптих. Строит новое здание мюнхенской галереи тот же сэр Норман Фостер, который то ли руководит, то ли нет архитектурным развитием ГМИИ им. А он уезжает в Германию учиться живописи. Кандинский – мыслитель.
Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. «Габриель Мюнтер за рисованием». Его живопись обращена к мышлению. Но целиком он никак не сводится к абстракции. Синтез музыки и живописи. Довольно маленькое полотно художника (по сравнению с другими полотнами автора) относится к раннему периоду становления Кандинского художником.
В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. 1895 решил посвятить себя искусству. Вот так Воррингер пошутил и сказал, что он не пойдет на эти выставки.
Однако после выставки имя Кандинского стало известно во всем мире. «Вид Мурнау». А от чего оно зависит. Эти цвета неярки иногда нанесены прозрачными слоями, так что возникают дополнительные оптические смешения с другими цветами или взаимопроникновение с фоном.
евро) в области российского contemporary art решали, чьим именем её назвать, выбирали исключительно между этими двумя авангардистами. Что такое элементы. Кандинский включен в игру освобожденного цветового ритма. Образы войны делали итальянцы, предчувствие войны делали немцы. «Композиция VII». Результаты его усилий таковы, что только два русских художника в рейтинге мирового искусства проходят по разряду «тяжеловесов»: Кандинский и Малевич.
Кандинский знает, что в мире есть ещё некоторое внутреннее. Горизонталь звучит холодно и минорно. Может быть, это море с плавающими в нем рыбами, кальмарами и медузами. В то же время, противоположностью ему был синий, который должен был вызывать ощущение холода, покоя, вечера, моря и лунного света и всегда был самоуглублён.
Жёлтый поднимает всё выше и выше – до высоты, невыносимой для глаз. Они почти одного размера. Представленным вредком изобилии основоположникам искусства ХХ века, втом числе иКандинскому сгруппой «Синий всадник», досталось значительно меньше внимания. Это очень важно осознавать.
Зелёный цвет уравновешивает и звучит, как скрипка. Диагональ соединяет тепло и холод. Термин «авангард» для нас абсолютно привычен, но в 1910-е годы он не был в ходу. Через шесть лет Кандинский женится на своей двоюродной сестре Анне.
И параллельно Кандинский работает с образами, не имеющими отношения к пейзажному пленэрному восприятию. Жёлтый «обладает способностью подниматься выше и выше, достигая высот, невыносимых для глаза и духа». В книге он рассуждает о музыкальных и эмоциональных эквивалентах красок. Многим до сих пор нравятся его Певица и Прощай.
Кандинский не верил, что живописи можно просто научиться. Именно там он начал свои эксперименты с формой и цветом. Посмотрите на эти красные горизонтали, которые тоже так очень резко начинают вибрировать. Он решает творить сам изначально рисует в стиле импрессионизма. Первую и посмертную выставки Поллока спонсировало ЦРУ.
Вот сейчас вы видите работу швейцарского художника Фердинанда Ходлера «На женевском озере». Но на самом деле, новый «мир искусства» Кандинского подчинялся вполне конкретным законам существования, а потому создавал очень живую и определённую реальность. В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и не выставлялись. Голубой издаёт звук флейты.
Цели синтеза искусств ставил и в замысле спектакля Желтый звук, призванного объединить цвет, свет, движение и музыку (композитора Ф. А. Гартмана спектакль, текст которого был помещен в альманахе Синий всадник, 1912, не осуществился из-за начала Первой мировой войны). Но чтобы видеть предметы, даже реалистам нужно уметь видеть. Четверть — молодежь. Он знал одну простую вещь, которую многие сегодня уже не знают.
Или, например, Кандинский осваивает футуристический даже где-то принцип скоростей. Это части, которые не отсылают к целому. Вы видите здесь, как животные гибнут в пересечении скоростных трассирующих пуль. А. С. Это 1914 г., уже война.
В мире есть силы и тела. Родченко – из самых продуктивных авангардистов второго поколения и из самых последовательных «производственников». Период 1920-х годов – это Кандинский-модернист.
Им не хватает бозона, который мог бы придать им некую материальность. В 1924 мастер образовал вместе с Явленским, Л. Фейнингером и П. Клее объединение «Синяя четверка», устраивая с ними совместные выставки. Нодва голоса высказались против: Гуго фон Чуди и Франц Марк (последний был тогда еще неизвестным художником он сам пришел к абстрактному цвету в живописи через некоторое время). Кандинский хотел чего-то универсального.
Детство и юность Кандинского прошли в Одессе, в портовом городе. Будущий основатель собственного направления в абстракционизме, увидит творение Клода Моне. Но это и не части, которые отсылают к другой части. Некоторые из них были сохранены Габриэлой, жившей постоянно в Мурнау-ам-Штаффельзее в доме, в котором они проживали с Василием. Взгляд первобытного художника открыл нам плоскость и форму. Но он – единственный, кто вышел в абстракцию, в космос, в другое ощущение мира.
А вот здесь – «Сражающиеся формы» Марка. Но это уже какой-то другой космос, с множеством центров, с притягивающимися и отталкивающимися друг от друга формами. Они приписывали ей чрезвычайную дикость. Он говорит: «Я так же хочу, чтобы зритель в мои картины втягивался, вращался и растворялся в них». Все формы становятся определенными. Многие работы, написанные в этот период, были уничтожены. Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Mnchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmnz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб.
На первый взгляд образы на знаменитой картине вполне понятные. Но не буду так говорить. Именно тогда он пишет свою знаменитую книгу «Точка и линия на плоскости», описывая психологическое значение каждой фигуры на картинах. Это своеобразная философия художника переноситься на его рабы в стиле абстракционизма.
Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Его космологические фантазии (графическая серия Малые миры, 1922) обретают в этот период более рационально-геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность (В черном квадрате, 1923 Несколько кругов, 1926 обе картины – в Музее С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Картины этого замечательного художника теперь находятся во многих музеях по всему миру. 20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. В 1896 знаменитый Дерптский университет предлагает Кандинскому место профессора, но он отказывается.
С 1885 учился в Московском университете, мечтая о карьере юриста, но ок. Он стёр границу между искусством и неискусством. Автор не дает определения этим существам, тем самым оставляя простор для фантазий. Кандинский ставит две задачи. Синюю размытую форму в центральной части картины можно интерпретировать как сражающуюся фигуру исходящую из нее белую линию — как копье, направленное на «дракона», представленного в виде черной убегающей формы внизу слева. Вы ее видите, но вы почти ничего не видите. Это ему мешает работать, но он продолжает.
Язык форм артикулирован. Творчество Василия Кандинского — это точное пошаговое отражение его жизненного пути. Точно так же то, что человек понимает, не совпадает с тем, что он знает ибо знают внешнее, а понимают внутреннее. Не порозовеет. Зрение, по замечанию Бергера, первично по отношению к речи.
Это, собственно и стало отправной точкой для абстракционизма Кандинского, но полное теоретическое обоснование это новое течение в изобразительном искусстве получило в 1912 году, когда свет увидела его книга «О духовном в искусстве», которая совершенно перевернула все представления об искусстве. Это композиция 8 (1923 г. ). Красный звучит, словно барабанный бой.
Но Кандинский. Но это – спекуляция, поскольку никаких прямых доказательств и свидетельств этого нет. Путь Кандинского множество раз подтвердил, что истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом «из художника». Это Кандинский, работающий с искусством как с языком. Он ценил и лубочные картинки и прялки и иконы.
Внедряли свою веру, так сказать. Эта форма объемная, но внутри нее еще множество других форм. И это еще одна работа на стекле (1912 г. ), где вы видите мотивы с всадниками и путниками, а линии дорог, например, в правом нижнем углу превращаются в две очень странные формы. Вы видите работу «Японский мостик», одну из самых поздних, 1918-1924 гг. В Германии преподавал в «Баухаусе» (с 1922, в Веймаре и Дессау), занимаясь в основном общей теорией формообразования изложил свой педагогический опыт в книге Точка и линия на плоскости изданной на немецком языке в 1926.
Каждый зритель увидит то что ближе ему. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Мурнау (Баварские Альпы). И, по сути, он уже живет внутри своей картины.
В них нет мрачности, они скорее близки детской непосредственности. «Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами». Мы видим, что солнце всходит и знаем, что земля вращается вокруг солнца. Дело в том, что он был не просто художником, но признанным лидером авангардизма. Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, раздраженный идеологическими склоками, покинул Россию навсегда после того, как был послан в командировку в Берлин (1921). Вокруг него всегда были люди, способные к эксперименту. Он считал Баухаус «высшей школой формообразования» с конкретными социальными задачами.
Произведения Кандинского безусловно являются центральными на данной экспозиции. Отсюда – динамика, скажем, дыма идущего из трубы. Скажем, у Малевича – геометрические формы, плотные, а у Родченко – легкие линии (это у него называется линиизм, по поводу возможностей линии им даже манифест написан). Внутренний мир человека – это время. Когда он смотрит на себя, он видит внутренний мир. Он хотел некоего универсального объединяющего знания.
Обратите внимание, как он работает здесь композиционными треугольниками. Испытав значительное воздействие сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте (Доминирующая кривая, 1936, там же Голубое небо, 1940, Центр Ж. Помпиду, Париж Разнообразные действия, 1941, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Вид на поезд и замок». Он видит закрытыми глазами, то есть грезит. Он очень много в себя аккумулирует зрительных впечатлений и стремится к их синтезу.
Так и хочется сказать: Есть Кандинский и остальные. Изображенные на известной картине «Синее небо» некие существа заставляют усомниться, что это небо. Но его интересуют гораздо более сложные вещи. Прямые углы – холодны, красны и сдержанны. Они прибыли из мюнхенской галереи Lenbachhaus, где собрана одна из лучших коллекций произведений недолго просуществовавшей группы. Давайте обратимся к жизненному пути, который прошел Кандинский Василий Васильевич. Что на самом деле в абстрактной живописи мы видим краски на холсте, что искусство – это непосредственное восприятие, голая чувственность.
А внизу он сравнивает более интересную вещь. У Татлина контррельеф связан со стеной, а у Родченко мобили свободно висят в воздухе. Высоких было больше, чем низких. Красный стал для художника цветом огня и крови, проявляющим движение лишь внутри себя.
как люди способны «уйти из мира» или «выйти из себя» или «выйти из мира». Вот это удивительно, так как немецкие искусствоведы-формалисты занимались примерно тем же самым, что и художники в это время, но этой встречи не произошло, она произойдет гораздо позднее, уже в других поколениях. Вы сейчас видите страницу альманаха «Синий всадник», в которой Кандинский сравнивает картину Ван Гога (верхний ряд) с японской гравюрой.
Он уходит от реальности в визионерство. Кандинскийдоводитдо крайности цветовые и тональные сочетания. После закрытия нацистами «Баухауса» (1932) переехал в Берлин, а в 1933 – во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен. Когда подруга Кандинского, художница Габриэла Мюнтер, передала в1957 году галерее свою коллекцию «Синего всадника», это подняло собрание на качественно иной уровень.
Она там же и скончалась в 1962 году. Но «Баухауз» закрыли и Кандинский спешно переехал в Париж. Это, конечно, не Соловьёв и не Флоренский. У него формы все определенные, в отличие от экспрессиониста Энсора.
Он танцует какое-то подобие, как он себе представляет, негритянского танца. Почему же появилось авангардное искусство. Василий Кандинский вновь мог работать в области педагогики, развивая свои прежние идеи. В 1896 году он покидает Россию, приезжает в Мюнхен и начинает совсем другую историю.
Это исключительно свет, вспышки зеленого, оранжевого, желтого и здесь уже пейзаж интерпретированный на скорости. Сейчас вы видите работу «Кувшинки. Этот образ всадника – романтизм чистой воды: «Облаком волнистым пыль встает вдали» Но этот всадник синий, в синем плаще – это посланец какого-то другого мира. Он возвращался к разным темам и одной линии движения (по крайней мере, в середине 1910-х годов) у него не было, хотя можно обнаружить тенденцию, особенно по номерным композициям.
«Синий всадник» (1903 г. ) написан уже в Мюнхене, где он учится в частных школах Холоша и Ажбе. Кандинского невозможно себе представить без взрыва немецкого экспрессионизма 1905 года. Абстрактная живопись предназначается не языку, а доречевому видению. Но Кандинский – не дегенерат. Три искусства, по его плану, должны этот синтез обеспечить – живопись, музыка и танец это и предложено к изучению. Перед концертом нам удалось немного поговорить. Вторым по счету противопоставлениемдля Кандинского было белое и черное, третьим — зеленое и красное.
Краски наего картинах бледнеют, аформы становятся биоморфнее. Предметная тема картины почти поглощена красочным цветовым потоком. Слово «футуристы» было главным, так как оно интернациональное: были, например и итальянские футуристы их лидер Маринетти приезжал в Россию. Социальная позиция Мейера, отвергающего всякий эстетизм, требовала полного отказа от «стиля Баухауса». Я полагаю, что написать эту симфонию было бы величайшим счастьем для любого художника». Рядом расположились настоящие шедевры: «Тигр» Франца Марка, его же «Коровы – красная, желтая, зеленая», «Слушающий (Портрет Явленского)» и «Человек за столом (Кандинский)» Габриэлы Мюнтер, «Автопортрет 1» Марианны Веревкиной, «Летний вечер в Мурнау» и «Зрелость» Алексея Явленского.
Вы считываете только горизонталь моста, эти остатки впечатлений. Голубой же «развивает звук флейты». Вехой на этом пути явилась «Картина с белой каймой», созданная в 1913 году, в кульминационный моментдовоенного творчества Кандинского. И вот здесь он выходит в абстрактный экспрессионизм. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина.
По поводу того, участвовал ли Кандинский в ритуале, пил ли отвар из грибов – об этом написаны даже книжки уже, например «Кандинский и шаманы». Видеть собственные галлюцинации вне себя – значит быть художником-авангардистом. Точка – это видение точки. Выставка сделана основательно, свведением, рассказывающим про Lenbachhaus, которая носит имя прославленного некогда «короля художников» Франца фон Ленбаха. Кандинский второй половины 1910-х годов очень драматичен.
Расположенный у подножья Альп, город и красота вокруг вдохновляли художника. И этим отличается от американского авангарда, который не думает, а чувствует. «Двое на лошади». Никто не напрягался, чтобы привлечь зрителя, тем более произвести на него впечатление: уПушкинского музея особая гордость.
Линия – это пригрезившаяся линия. Машков пишет автопортрет в роли заводчика в роскошной шубе на фоне парохода, художник Георгий Якулов на портрете работы Кончаловского оказывается восточным человеком, а Лентулов пишет себя в роли краснолицего ярмарочного зазывалы. Он очень любил рисовать. Концерт» 1911 года или «Импровизация 19А» того же года. У него даже были рисунки, перерисовки с шаманских бубнов.
Что же делает искусство Кандинского. Их различённость – это не физический акт. Зелёный цвет «уравновешен и соответствует тонким звукам скрипки», красный «может создавать впечатление сильного барабанного боя», а синий присутствует «в глубине органа». Кандинский интерпретирует в более гармоничном ключе все эти пейзажные планы.
И вот здесь Штайнер – один из моторов XX века, можно сказать, тайная философская власть. В своем немецком поэтическом альбоме стихов Звуки (Klnge, 1913) стремился к идеальной взаимосвязи беспредметных визуально-графических образов с текстом. В основе его последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» (как сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя.
Но и здесь можно заметить предпосылки в виде ярких пятен и линий. Долгое время Кандинский прожил в Мурнау со своей возлюбленной Габриель Мюнтер. Есть мнение, что Кандинский – это человек, который уже целиком вырос в немецкой культуре. Всё перекодировано. Видеть – значит уже понимать. Одного звали Поллоком, другого – Ротко, а третьего – Дюшаном. Вот таким образом русский худжоник широко известен не только в России, но и за рубежом.
Видеть то, чем мы видим, – значит галлюцинировать. С началом немецкой оккупации (1939) намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом. Это были молчащие цвета. Ведь искусство – это остывающее мистериальное действие.
Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926). Кандинский В. В. К ним можно по-разному относиться. Это – «Мурнау.
Язык и сознание имеют разное происхождение. В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца». Он думал, что всё дело в исторических обстоятельствах, в классовой расстановке сил. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Композиции состоят у него из элементов.
Мюнхенская художественная критика резко отреагировала наданную работу и вынесла приговор, что картина принадлежит кисти сумасшедшего или «опьяненного морфием или гашишем». У них очень локализованное пространство. Азритель получил удивительный бонус– возможность сравнить мюнхенский очаг авангарда сразгоравшимся пожаром нового искусства встолице Франции: экспозиция «Парижской школы» расположилась всоседнем здании. Здравствуйте.
Синий – это орган. Искусство Кандинского не имеет никакого отношения к выражению духовных ценностей. Его композиции мы можем вращать вокруг своей оси.
И в этих композициях уже видны ходы. Искусство попыталось найти новую форму своей жизни. Германия очень многое ему дала. Это не означает, что он так все время двигался достиг абстракции и двигался внутри абстракции. Клод Моне живет в Живерни, работает внутри собственного японского сада – именно внутри сада, который сам придумал, сам выстроил.
Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то. Нет. Важен был и момент экзальтации, которой, кстати, не будет у группы Кандинского, у группы «Синий всадник», которая возникнет в Мюнхене. Когда мы смотрим на мир, то видим предметы. Да, это очень похожая история. Внутреннее – это то, что можешь видеть только ты и никто другой. Для кого-то это похоже на фантастическую рыбу.
Это касалось прежде всего усиленного аналитического изучения отдельных элементов картины, результаты которого он представил в 1926 году в сочинении «Точка и линия на плоскости». Это кульминация работ художника с кругами в стиле абстракционизма. И во многих работах художника можно проследить морскую тематику.
Обратите внимание, что центр здесь светлый, пустой, а вокруг него нагнетаются формы. Вертикаль – тепло и высоко. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. В Дерптском университете ему предлагают должность профессора. Вот это нужно понимать. Художники группы «Мост» выезжали за город и через танец, через разные оргиастические импровизированные ритуалы пытались освободиться от цивилизации.
Естественно, группа Родченко побеждает в этом споре. Вот таким образом Кандинский достигает автономии цвета, автономии линий и форм. Пушкина. Он становится визионером.
То есть сама картина уже выходит за свои пределы – то в рельеф, то в беспредметность. Его не устраивает, что картина может быть статичной, такой вот зависающей. Наверное, одна из лучших работ этого времени. Это картина Делоне «Эйфелева башня» (слева) и картина Эль Греко «Иоанн Креститель».
С одной стороны, это эмоция, а с другой – знание о вещах до встречи с ними. Обратите внимание, как он здесь интерпретирует форму внутри сероватой рамки. Картины в этом периоде отличаются своей шутливой формой. В конце концов он изобрёл дриппинг – разбрызгивание краски на холсте. 1913 году создается «Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами». Вы видите сейчас картину «Кохель.
Но ему неуютно. Новое техническое средство — песок, —добавляемый в краску или в грунт. Блондинок мало. В этом же году Кандинский выпускает книгу своих суждений и мыслей об абстракционизме. Он наделяет эмоциональными свойствами цвет и форму.
А после революции термин «футуризм» стал распространяться на всех левых художников и, например, критик Абрам Эфрос писал: «Футуризм стал официальным искусством новой России» имея в виду весь авангард. Композиция 10 – это последняя большая композиция (1939 г. ). И это умение не зависит от предметов. Его ранние работы восхитительны. Но это и годы рождения абстрактного экспрессионизма (44-й, 45-й, 46-й) уже не как индивидуального направления, а как одного из главных направлений в послевоенном искусстве XX века.
Сейчас вы видите фотографию основателя дрезденской (а потом берлинской) группы «Мост» Эрнста Людвига Кирхнера. Острые углы являются тёплыми, жёлтыми и активными.
Если он видит себя, то не видит мир. «Синий всадник». Давление большевистской партии на искусство, приведшее впоследствии к возникновению «социалистического реализма», началось только после 1922 года. И вместо романтической книжки «О духовном в искусстве» Кандинский пишет работу «Точка и линия на плоскости». Но Кандинский никогда не связывал название объединения и своей знаменитой картиной.
Что такое духовность. Правда, более важной задачей была разработка курса изучения основных элементов формы, за который отвечал также Пауль Клее. Композиция 6. Сейчас вы видите «Воды цветочной мельницы». Писать картину – значит смотреть на себя, то есть быть немного аутистом.
Когда в 2007-м году организаторы самой крупной премии (40 тыс. Автопортрет этого уважаемого мастера, по чьему заказу строилась вилла-мастерская (с 1925 года вней располагалась городская галерея, представляющая художников «мюнхенской школы») ипроизведения символиста Франца Штука– красноречивые свидетельства того, как обстояли дела вместном искусстве до появления Василия Кандинского. И всё вместе это среда.
Органично войдя в среду немецкой модернистской богемы, выступал и как активный организатор: основал группы «Фаланга» (1901), «Новое мюнхенское художественное объединение» (1909 совместно с А. Г. Явленским и др. ) и, наконец, «Синий всадник» (1911 совместно с Ф. Марком и др. ) – общество, ставшее важным соединительным звеном между символизмом и авангардом. Позднее именно этот человек стал одним из основателей абстракционизма. Это художник, который жил в России, в Германии и во Франции и аккумулировал в себе очень многое из всех культур, к которым он имел отношение, а это не только указанные мною страны, но и еще более глубинные вещи, о которых я чуть позже расскажу (они связаны с его фамилией и легендой о происхождении Кандинских). Теоретиком авангардного искусства является К. Гринберг, который полагал, что вершина этого искусства находится в США.
Литератор действует словом, а художник – цветом и формой. О том, кто победит конструктивистов, пойдет речь в следующей лекции. Как намек на мюнхенский формальный язык можно понять «остов лодки» и выходящее на зеленое поле «весло» слева. «Синее небо».