Вы также можете участвовать ответить или ответить на вопрос Какой художник Северного Ренессанса подписывал свои картины знаком «крылатая змея» (дракон). Пожалуйста, прочитайте обсуждение и ответы на вопросы Какой художник Северного Ренессанса подписывал свои картины знаком «крылатая змея» (дракон). Предоставляя ответы или ответы на вопросы Какой художник Северного Ренессанса подписывал свои картины знаком «крылатая змея» (дракон).
Художник часто употреблял определенные символы в значении обратном общепринятому, а также изобретал новые символы. Ярче всего она получила выражение в натюрморте. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Этот жанр вовлекает зрителя в размышления по поводу символического значения, которым старые европейские мастера живописи наделяли (кстати, вслед за музыкальными теоретиками) музыкальные инструменты и это придавало определенные «обертоны» многим картинам европейских художников Средневековья, Возрождения и более позднего времени. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ).
Свет — символ духовного прозрения, божественной благодати радуга (встреча Неба с Землей) — символ примирения Бога с людьми, прощения людских грехов. Она часто называется числом жизни (это как-то граничит с тем, что рожденный через 7 месяцев после зачатия ребенок живет, но рождающиеся через 8 месяцев часто умирают). Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания.
Художник входил в число городского патрициата, неоднократно избирался членом городского совета и бургомистром. Рядом художник держал таверну, типографию и аптеку, на которую получил монополию, — последнее было выгодно, чтобы без посредников закупать минералы и пигменты для смешивания красок и печати гравюр. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Первые stilleven просты — хлеб, бокал вина, фрукты, рыба, бекон. Крест на скале — символ крепкой веры, а зеленые во все времена ели — надежда на Христа.
Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». 1530, Вена, Музей истории искусства). Его руке принадлежат также пропагандистские гравюры, направленные против папства и католического духовенства. Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии.
Его ноги — это полые стволы деревьев и опираются они на два судна. Собрав все его семантические корреляции, обнаруживаем, что солнце — пространственно-геометрический центр картины (не случайно, ведь этот образ выражает идею Бога-Отца) — граничит с идеей космоса. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник.
Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. С 1520 года был тесно связан с Мартином Лютером, запечатлев его во многих живописных и графических портретах. Фоном служит изображение сада с темной листвой. Сочетание золота, розового и зеленого в мужской одежде тогдашнего модного покроя с многочисленными прорезями производит впечатление своеобразного орнамента.
Стеклянная сфера стального цвета — символы из голландской поговорки: «Счастье и стекло — они недолговечны». В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Вскоре за труды он получил дворянский титул — невероятная честь в эпоху, когда художник считался ремесленником, стоящим на одной сословной ступени с кузнецом или пивоваром. Например, сова — ночная птица, вот таким образом одно из её символических значений — сон, смерть.
Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. ок. У пифагорейцев эта цифра (7) считалась достойной поклонения. Если Мантенья использовал сплошь библейские символы, то у Босха они становятся «материалистическими». О смерти, о её неизбежности говорят все многочисленные детали данной картины.
Драгоценные серебряные сосуды олицетворяли богатство. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). В Западной Европе икона должна была максимально правдиво показывать и рассказывать евангельскую историю, отсюда всё больший реализм и постепенное превращение иконы в картину с религиозным сюжетом и как следствие появление нового искусства «art nova». Пейзаж рассчитан на его внутреннее прочтение.
Сама структура символа направлена на то, чтобы погрузить каждое частное явление в стихию «первоначал» бытия и дать через это явление целостный образ. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Известно, что у художника было еще три дочери. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира, рождения человека и изображает сцену «Сотворения Евы». В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов.
И не ошибаются в этом – художник оказался рачительным и добропорядочным хозяином города. Вокруг властителя Ада происходит наказание грехов: одного грешника распяли, пронзив его струнами арфы рядом с ним краснотелый демон проводит спевку адского оркестра по нотам, написанным на ягодицах другого грешника. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение.
В центре находится огромная фигура монстра — это «гид» по Аду, главный «рассказчик». Третий план (самый дальний) — венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев — символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь птицы становятся олицетворением похоти и разврата, рыба — символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом. Музыкальные инструменты (как символ сладострастия и разврата), превращены в орудия пытки. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской.
Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). За деловую хватку Кранаха уважали все бюргеры Виттенберга — он состоял в городском совете и несколько раз был избран бургомистром. в 1441 г. ) – он создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Она также символизирует пятый элемент — эфир. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации.
Художник любовно изображает вещи, окружающие молодоженов. Таким образом, взгляд зрителя направлен не от левого края к правому, который бы создавал впечатление бесконечного ряда мучений (Сотворение мира — жертва Христа — Страшный суд), а от центра к краям и мораль её можно выразить словами: «Что заслужил, то и получишь». Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Заэто чувство природы раннего Кранаха причисляют кдунайской школе, мастера которой стали родоначальниками пейзажного жанра— для них это уже нефон для сюжета, асамостоятельный пласт картины.
По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Белая лилия говорила о непорочности. На его полотнах древне-языческая и средневековая история проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен.
В итоге он стал одним из богатейших бюргеров Виттенберга. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Например, число 7 — символ совершенства и завершённости (семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов) синий цвет (цвет неба) — символ всего духовного форма круга, напоминающая солнце и луну — символ божественного совершенства. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной или рассветной дымкой. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства.
В картине много символов. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. Смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, в него надо «вжиться», а чтобы это сделать — символ необходимо знать. Символика цвета, жестов изображаемых предметов — это язык иконы. Но приглядевшись, мы замечаем некоторые странности в выборе и изображении предметов расположенных возле букета: очень необычно, что рядом с ним художник поместил череп, раковину, помятую и надорванную бумагу с чёткой надписью «Mеmento mori» («Помни о смерти»).
В XVII веке стала популярной философская идея бренности всего сущего — Vanitas (Vanitas vanitatum et omnia vanitasСуета сует и все — суета). Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. Увядший цветок намекал на исчезновение чувства, а чертополох связывали с понятием зла. Но материализуются они абсолютно на индивидуальный манер. Ноги свои он засунул в пивные кувшины, а на его птичью голову надет котелок. Круг есть символ цельности, а вот число 14 в эзотерике никак не фигурирует.
В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Беспомощная мужская фигура борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der ltere 4 октября 1472, Кронах, Верхняя Франкония— 16 октября 1553, Веймар)— немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации.
По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия. Музыка (ноты и музыкальные инструменты) — наиболее яркий символ быстротечности и эфемерности бытия: звук отзвучал — и вот его уже нет, он умер.
Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. В нижней части картины молодой человек обнял огромную землянику. Ткачество символизирует создание вселенной, мира, определение судеб всего сущего рыбная ловля — обращение в свою веру (Христос научил своих учеников быть «ловцами человеков»). Колосья пшеницы и виноградные лозы указывают на хлеб и вино причастия. Год спустя художник скончался в Веймаре. В глубине уютной комнаты висит круглое зеркало — символ всевидящего Божьего ока, отражающее фигуры еще двух людей, присутствующих в комнате, но не видных зрителю, очевидно, свидетели бракосочетания.
По возвращении из Нидерландов Кранах выгодно женится на дочери богатейшего виттенбергского пивовара и строит собственный дом. Зато раковина, символ паломничества, атрибут святого Роха и Иакова Старшего, направляет мысль зрителя к высокому, нетленному и вечному. Интерес к античным сюжетам у Кранаха возник благодаря дружбе с профессурой Виттенбергского университета — того самого, куда Шекспир отправил учиться Гамлета.
Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Это — Фонтан жизни из которого выбираются на сушу разнообразные существа. Лучистое божественное око на фоне треугольника — символ святой Троицы.
Остается предположить, что вторая 7 означает двойственность смысла. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики.
В высоком кресле сидит монстр с птичьей головой карающий обжор и чревоугодников. В одном из них художник изобразил самого себя, о чем гласит надпись над зеркалом: «Ян ван Эйк здесь был», Новобрачных художник исполнил в рост. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Символ связан с внешними признаками предмета и всегда отражает его глубинную сущность.
В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Безобидный кролик (на картине он превосходит своим размером человека) в христианстве был символом бессмертия души и изобилия. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами.
Но чаще Давида можно видеть музицирующим на арфе перед страдавшим меланхолией Саулом. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Если вещь позволяет, чтобы ее рассматривали, то символ и сам словно «смотрит» на нас.
Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Мастером пейзажа с символами, в том числе христианскими, является художник Каспар Давид Фридрих (1774 — 1840), один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Для них он написал портреты. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны.
Они словно парят в пространстве над землей, что является выражением их одухотворенности и преображенного состояния. Больше нет времени, где дух Бога был бы понятен». Георгий поражает своим копьем морского дракона нимб окружает головы святых. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты.
Но его присутствие, тем не менее, мыслится благодаря образам причастия ибо колосья пшеницы и виноградная лоза (хлеб и вино причастия) предназначены для человека, чтобы он мог приобщиться к источнику жизни. Однако при всём множестве толкований смысла «Сада радостей земных» ни одно из них не может полностью охватить все образы картины. Девы Марии св. У Босха он играет на рожке и опускает грешника головой вниз в адский костер. Центральная часть триптиха — собственно «Сад радостей земных» — представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Жители дважды избирают его бургомистром.
На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо).
Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость.
Вместо полагающейся фигуры Христа здесь изображена земная жизнь людей во всём её грешном «великолепии». В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея).
«В этом ужасе нет спасения для погрязших в грехах» — говорит пессимистически Босх. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса).
Как обычно у Босха, никакая идиллия не существует без предзнаменования зла и мы видим яму с тёмной водой, кота с мышью в зубах (кот — жестокость, дьявол). Некоторые картины так и называются — Аллегория бренности (или Vanitas), например, натюрморт Петера ван дер Виллиге «Аллегория бренности и славы» (фрагмент). Но «выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел на мир глазами художника».
Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски. Символы — это распознаваемые элементы, которые передают конкретное значение идеи, понятия — служат надежным «языком» во всех визуальных искусствах и особенно в живописи. Прежде всего — семиконечная звезда. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. Может быть, вот таким образом его и называли «мрачным фантастом», «почетным профессором кошмаров», однако современные сюрреалисты видели в Босхе своего духовного отца и предтечу.
Для того чтобы еще приблизиться к философским идеям Каспара Давида Фридриха, следует обратить внимание на образы света в этой картине: око в треугольнике и лучах, солнце за горой и двойную семиконечную звезду. Конечно, в сознании христиан семерка связана с символом творения (7 дней творения Создателя). Белая роза свидетельствовала о платонической любви, а красная роза — о плотской. И конечно, пять ангелов изображены на пальмовом своде не случайно — эта цифра у греков была священным символом света, здоровья и жизненности, пифагорейцы добавляли сюда значение проницаемости.
зрителя. Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии. Иероним Босх создал в 1503 году картину — триптих «Сад земных наслаждений», в котором своеобразное видение мира проявилось в полной мере. 1390 г. — ум.
Например, оливковая ветвь — символ мира, цветок нарцисса — символ смерти, младенец — символ человеческой души. Именно она дала свою внешность типичному облику кранаховской женщины— высокая блондинка, с миндалевидными глазами, острым подбородком, вытянутыми очертаниями тела. В Голландии картины с изображением предметов называли «stillleven», что можно перевести и как «неподвижная натура, модель» и как «тихая жизнь», что очень точно передает специфику голландского натюрморта. Однако это приносит и неожиданные результаты. Центральным образом здесь является солнце.
Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане. Он занимает почти всё пространство картины и является её главным «действующим лицом». И наказывает он грешников, пожирая их, а затем они погружаются в яму. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен.
Пропорции лика намеренно искажались. Собственно изображение человека занимает основное пространство иконы. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву).
Через эту связь они приобретали свое символическое значение. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Почти все рассмотренные элементы композиции данного натюрморта указывают, что верующий художник настойчиво внушает нам мысль о том, что человек со всеми своими земными стремлениями и заботами, которые символически обозначены набором разных цветов — лишь временный гость на земле. С боковых частей изображены рай и ад. С ясностью смысла этого музыкального символа могут сравниться только изображаемые в них череп, угасшая свеча (с еще струящимся дымком) и цветы (с опадающими листьями). Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов.
Художественный образ кентавра — символ низменных страстей, распрей (если изображён с колчаном, стрелами и луком), в религиозных композициях — символ ереси.
Но семерка двойная, да еще с кругом внутри. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. Тело сатаны — вскрытая яичная скорлупа, на полях его шляпы демоны и ведьмы то ли гуляют, то ли танцуют с грешными душами Или водят вокруг огромной волынки (символ мужского начала) людей, повинных в противоестественном грехе.