В VI в. н. э. христианский писатель Дионисий Малый впервые начал датировать события годами, прошедшими «от рождества Христова», введя тем самым понятие новой, христианской эры. Говорить дольше положенного позволили тогда и Плинию: «Я говорил почти пять часов: к двенадцати клепсидрам – а я получил объемистые – добавили еще четыре» (Письма Плиния Младшего, II, 11, 2 – 14). Александрийские астрономы установили, что протяжённость года равна 365, 25 дням. Напротив, Цицерон, бывший тогда наместником в Сицилии, в очередном письме к Аттику просит его употребить все свое влияние и добиться, чтобы в текущем году никаких изменений в календарь не вносилось и чтобы прежде всего не вводили дополнительного месяца (Письма Марка Туллия Цицерона, CXCV, 2).
Летом же дневные часы были длиннее, а зимой короче. Так из книги можно было узнать, что 25 января утром «заходит звезда Регул. Когда предложение это было в конце концов отклонено, Курион перешел на сторону Цезаря и, очевидно, возложил вину за неупорядоченность календаря на приверженцев антицезарианской «партии». В соответствии с этим и день был разделен также на четыре дневных стражи. Летоисчисление в древнем Риме. В странах создавали внутреннюю временную периодизацию.
До следующего появления Сириуса оставалось ещё 5 дней, вот таким образом египтяне решили не включать эти дни в предыдущий месяц, а посвятить каждый из дней определённому богу: Осирису, Хору, Сету, Исиде и Нефтиде. Римское летоисчисление велось от легендарного основания Рима в 753 году до н. э. Неделя равнялась обычно 8 дням.
С какими трудностями сталкивались римляне при исчислении времени, показывает в своей «Естественной истории» Плиний Старший. Начальной точкой летосчисления был для римлян год основания их великого города. Его реформа календаря, который в память о нем стал называться юлианским, не только придала более или менее окончательную форму римскому календарю, но и заложила важнейшие основы того, каким мы пользуемся сегодня. Присмотритесь к названиям дней недели — если развернуть всю историческую подоплеку, можно заметить, как они менялись от изначальных слов, которые посвящались некоторым богам пантеона древних римлян, например Меркурию или Сатурну. Но не все преемники Тиберия проявляли подобную сдержанность и здравый смысл.
Ноны наступали примерно через пять-семь дней после календ и они были промежуточной датой. Дионисий тоже не стал утруждать себя бесполезными розысками. В мартовские календы римляне праздновали Матроналии, устраиваемые в честь богини Юноны.
Они просто повторяли один и тот же день дважды, подобно «дню сурка». Новый год начинался 19 июня – в день, когда на небе появлялась звезда Сириус. Право изменять продолжительность этих месяцев принадлежало понтификам (жрецам), которые часто злоупотребляли своей властью, внося неразбериху в общественную жизнь. По-латыни такой день назывался биссектус – второй шестой («бис – дважды, еще, сексто – шесть). Контроль над календарём в Раннем Риме осуществляли понтифики.
Но и новый календарь не был признан правильным. В дни Сатурналий улицы Рима были запружены людьми, которые приветствовали друг друга традиционными выкриками: «Io, Saturnalia. » В течение всего фестиваля продолжались пиры, гулянья, различные игры, так что праздник пользовался большой любовью у римского народа. Обычно месяц делился на три восьмидневных периода последний день каждого из них называли нундинами (от «новем» – девять: римлянам было свойственно при измерении определенного промежутка времени считать и завершающий день предыдущего периода, так что восьмой день римской недели назывался девятым). Юлианское счисление было введено и в России. Дни месяца определялись относительно трёх дат: календы, ноны и иды.
Разумеется, никто не мог точно указать, в каком году родился Христос. Лишь в I в. до н. э. возобладало мнение ученого-энциклопедиста Марка Теренция Варрона, предложившего считать годом основания Рима 753 год до н. э. (в принятой у нас системе хронологии). В современном мире у каждого человека есть под рукой календарь, вот таким образом ему не нужно иметь раба, который бы бегал на Красную площадь, чтобы узнать сегодняшнюю дату и время. В нем принимали участие только замужние женщины — свободные жительницы Рима.
Это так называемая новая эра, которой пользуемся мы в настоящее время. Так, например, в 50 г. до н. э., рассказывает Дион Кассий (Римская история, XL, 62), трибун Курион, будучи одним из понтификов, старался склонить членов жреческой коллегии к тому, чтобы ввести дополнительный месяц и тем самым продлить год, а с ним и время его магистратуры как трибуна. Спустя некоторое время таких же почестей удостоил сам себя Октавиан Август: «Календарь, введенный божественным Юлием, но затем по небрежению пришедший в расстройство и беспорядок, он восстановил в прежнем виде при этом преобразовании он предпочел назвать своим именем не сентябрь, месяц своего рождения, а секстилий, месяц своего первого консульства и славнейших побед» (Светоний. Память же о том, что именно «месяц Марса» был первым месяцем в году, можно обнаружить в названиях таких месяцев, как сентябрь (от «септем» – семь), октябрь («окто» – восемь), ноябрь («новем» – девять) и декабрь («децем» – десять). Примерно к концу VIII века дон. э.
Со времени возникновения Римской Республики (509 год до н. э. ) годы обозначались по именам двух консулов (консулы переизбирались парами ежегодно). И в этот день домочадцы преподносят подарки римским матерям и женам. Цезарь ввел окончательно (юлианский) солнечный год в 365 дней, со вставкой одного дня каждые четыре года: год начинался 1 января. они стали существенной проблемой для ведения государственных дел, так как месяцы перестали совпадать в номинальном и фактическом моменте годичного цикла. Такая реформа была осуществлена в 46 г. до н. э. по инициативе Юлия Цезаря.
Реформированный календарь в его честь стал называться Юлианским. Божественный Юлий, 40). Конец этой неопределенности положил Юлий Цезарь. Внутреннее деление римского месяца было довольно сложным.
Устанавливался четырёхгодичный солнечный цикл (365 365 365 366 1461 день) с неравной продолжительностью месяцев, принятой до сих пор: 30 дней в апреле июне, сентябре и ноябре, 31 день— в январе, марте, мае июле, августе, октябре и декабре, в феврале— 28 дней в течение трёх лет и 29 дней для четвёртого года. В остальные месяцы иды соответствовали 13-му, а ноны — 5-му числу. Обзор года назывался kalendarium. Некоторые ученые ставят под сомнение эти сведения о первом римском календаре, применявшемся в легендарный царский период истории города, однако упоминания о бытовавшем некогда десятимесячном годе мы находим у многих римских писателей, таких, например, как Овидий (Фасты, I, 27 – 29 III, 99, 111, 119) или Авл Геллий (Аттические ночи, III, 16, 16).
Слово «февраль» происходит от латинского februare, что означает «очищать», так как февраль считался месяцем религиозного очищения, а «апрель» — от aperire, «открывать», так как именно в апреле появлялись первые побеги растений. В правление Юстиниана кончался первый индиктион пасхального летоисчисления. Между тем сказано: «Пред очима Божьими тысяча лет, как один день и один день, как тысяча лет» (Пс. 89. 5 2Пет. 3. 8), значит, 6 дней творения и 6 дней искупления можно принять за 6 тысяч лет.
Для создания нового календаря был приглашен египетский астроном из Александрии Созиген. Неизвестно, как появился обычай отмечать рыночным днем конец недели, ведь уже сами древние не могли решить, был ли этот день праздничным или просто нерабочим. Например, если в писании говорилось: «о годе Теренция Варона», значит, подразумевается 216 г. до н. э. Первоначально, сообщает Плутарх, «римляне понятия не имели о различии в обращении луны и солнца» (Плутарх. Об этом же напоминает своим читателям Светоний: «Из-за нерадивости жрецов, произвольно вставлявших месяцы и дни, календарь был в таком беспорядке, что уже праздник жатвы приходился не на лето, а праздник сбора винограда – не на осень» (Светоний.
15февраля справляли посвященный Фавну, покровителю стад, праздник Луперкалии. Сейчас в России говорят так: день год кормит.
Начало года Цезарь перенёс на 1 января, т. к. Каким образом произошло это накопление. Дионисий предположил, что текущий 1285 год от основания Рима есть 532 год от Рождества Христова. Однако, в Секстилисе было 30 дней — четное число, считавшееся несчастливым.
Разница между ними не является величиной неизменной, а постоянно увеличивается. В древности люди не занимались организацией календаря. Так, в жизнеописании второго римского царя Нумы Помпилия Плутарх рассказывает, будто при Ромуле «в исчислении и чередовании месяцев не соблюдалось никакого порядка: в некоторых месяцах не было и двадцати дней, зато в других – целых тридцать пять, в иных – и того более» (Плутарх. Продолжительность лунного года составляет 354, 4 дня.
Сравнительные жизнеописания. Плиний Старший ссылается на некий труд по астрономии, принадлежавший, по его словам, Цезарю. Ведение правильного счета времени было делом жрецов (понтификов), которые запутали его так, что потребовалась реформа: с 45 г. до н. э. Ю.
Очевидно, это сочинение, приписываемое Цезарю, возникло как раз в связи с его реформой календаря (впрочем, Светоний, описывая жизнь Цезаря, не упоминает о таком его трактате). Домициан, 12 – 13).
Десять месяцев условно подразделялись на две группы. В старом римском году было только 304 дня в 10 месяцах. Что заставляет нас быть твердо убеждёнными в существующей действительности. Он состоял из 12 месяцев по 30.
Если в греческом календаре названия месяцев происходили от названий важнейших празднеств и религиозных обрядов, приходившихся на тот или иной месяц, то в Риме первые шесть месяцев носили названия, связанные с именами богов (за исключением февраля), а остальные шесть, как уже говорилось, обозначались просто по их порядковому номеру: квинтилий (от «квинкве» – пять), т. е. июль, секстилий (от «секс» – шесть), т. е. август и т. д., – считая по-прежнему от марта и, таким образом, не нарушая традиций древнейшего римского календаря. Месяц Мерцедоний навсегда исчез из календаря. В Юлианском календаре средняя продолжительность года была равна 365 суткам 6 часам, следовательно, он был больше тропического года (365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд) на 11 минут 14 секунд. Оставшиеся месяцы сохраняли свои числовые обозначения: Quintilis (рус.
Вот таким образом были придуманы дополнительные месяцы, нынешние январь и февраль. Он был разделён на двенадцать месяцев и три сезона соответственно по четыре месяца. Прозеваешь, — будет голод. Устанавливался четырёхгодичный солнечный цикл (365 365 365 366 1461 день) с неравной продолжительностью месяцев, принятой до сих пор: 30 дней в апреле июне, сентябре и ноябре, 31 день— в январе, марте, мае июле, августе, октябре и декабре, в феврале— 28 дней в течение трёх лет и 29 дней для четвёртого года.
Божественный Клавдий, 12). Основан он на солнечном году. И все же пример ненавистного римлянам императора не остался без подражания. А так как в случае с искуплением получается не полных 6 дней, то и вышло 5500 лет. Летоисчисление в древнем Египте. Год с добавочным днем назывался бисекстилис («со вторым шестым днем», который, как раньше месяц Мерцедоний, вставлялся перед 24 февраля, т. е. Их разделение на часы вошло в употребление в 291 году до н. э.
Соотнося с ними предмет разговора, можно было ориентироваться во времени и строить планы. Вот таким образом придумали два дополнительных зимних месяца – январь и февраль. Дальнейшие изменения летоисчисления были в период третьего консульства Юлия Цезаря (44 год до н. э. ) когда значительно изменили календарь – текущий год удлинили на 151 день. по лунному календарю. Новембер)— девятый, December (рус. Эту дату (21 апреля 753 года до н. э. ) «вычислил» римский писатель и ученый Марк Теренций Варрон (116 — 27 гг до н. э. ), установив, что она соответствует 3 году 6 олимпиады.
Таким образом, в основе раннеримского календаря лежал лунный год. Отнюдь не сразу римские историки условились между собой, какую дату следует официально считать исходной. Сравнительные жизнеописания. Разделение суток на часы началось только с введением солнечных часов (солярий, горологий в 263 г. до н. э. ) и потом водяных клепсидр (в 164 г. до н. э. ). Каждые 400 лет из календаря выбрасывались 3 високосных года.
Примерно к концу VIII века дон. э. Аналогичным образом следующее увеличение расхождения между ними произошло в 1800 г. (до 12 суток), а затем в 1900 г. (до 13 суток). Почему 355 дней. Установленные под крышей водяные часы показывали время в любую погоду как днем, так и ночью (Плиний Старший.
Так, Домициан, который, по словам Светония, «с молодых лет не отличался скромностью», не упустил случая внести в календарь свое имя, точнее – оба своих имени: приняв после победы над германским племенем хаттов прозвище Германик, он переименовал в свою честь сентябрь и октябрь в «Германик» и «Домициан», так как в одном из этих месяцев он родился, а в другом стал императором (Светоний. с появлением в Риме солнечных часов (horologium solarium), которым в 164 году до н. э. наследовали часы водяные (solarium ex aqua). В старом римском году было только 304 дня в 10 месяцах. В славянских названиях дней недели (через греческую православную церковь) был усвоено обозначение по их номерам.
День и ночь делились на 12 равных часов, но в понимании римлян это были световой день (от восхода до заката) и собственно ночь (от заката до рассвета). Об этой реформе мы узнаем и из сочинения Тита Ливия (От основания города, I, 19, 6), который говорит, что царь разделил год на двенадцать месяцев в соответствии с движением Луны. В результате в таком удлиненном году появилось второе 24-е число, а так как римляне вели счет дня оригинальным способом, определяя, сколько дней остается до определенного числа каждого месяца, этот дополнительный день оказался вторым шестым до мартовских календ (до 1 марта).
Однако, солнечный год имеет продолжительность 365, 25 дней. Подобные переименования месяцев в честь высших властителей угрожали превратиться в обычную практику, когда следующему императору – Тиберию предложили назвать своим именем сентябрь, а октябрь наречь «Ливием» в честь своей матери, жены Августа (Светоний. Такой подход приводил к тому, что дневной час равнялся ночному (и современному, привычному нам часу) только в равноденствия. 1600 г. оставался в новом календаре високосным, а 1700, 1800 и 1900 гг. Март, Май, Квинтилис имели по 31 дню, а остальные— по 30 дней. А это же те самые названия, претерпевшие некоторые незначительные изменения. У древних Египтян был солнечный календарь.
В соответствии с этой датировкой изгнание из Рима царей следовало отнести к 510/509 г. до н. э. Со времени установления республики и вплоть до эпохи правления принцепса Октавиана Августа счет лет в Риме вели при помощи консульских списков и только тогда, когда с упадком республиканского строя власть консулов стала терять реальное значение, в исторической хронологии фундаментом летосчисления стала эра «от основания города» (не случайно именно это название получил обширный исторический труд Тита Ливия). Понятно, что после убийства Домициана заговорщиками сентябрь и октябрь снова получили свои прежние наименования.
Такая датировка использовалась в Европе до конца 17 века. Среди безмерных почестей, оказанных Цезарю в Риме, Светоний упоминает и «наименование месяца в его честь» (Там же, 76). Греки каждые 8 лет имели 3 удлиненных года, римляне же ввели у себя 4-х летний цикл с двумя удлиненными годами. В таком виде римский календарь оставался неизменным по всей Европе до конца 16 века (а кое-где и до начала 20 века). Третий месяц— Maius, в честь Майи— италийской богини, покровительницы плодоносной земли.
Семь дней недели считались рабочими (речь шла здесь прежде всего об исполнении служебных обязанностей), а на восьмой день в городах устраивали большие рынки, на которые сходились люди из окрестных деревень и которые также назывались нундинами. При этом влияние Луны отбросили. Во всяком случае для римских крестьян, являвшихся в нундины в город со своим товаром, этот день поистине был праздничным. Для его уравнения с солнечным годом приходилось вставлять особые вводные месяцы.
Согласно Макробию (Сатурналии, I, 13), в календаре Нумы семь месяцев – январь, апрель июнь, август, сентябрь, ноябрь и декабрь – имели по 29 дней, четыре: март, май июль и октябрь – по 31 и лишь февраль – 28 дней. Квинтилий должен был отныне называться «месяцем Юлия», т. е. июлем. Март, Май, Квинтилис имели по 31 дню, а остальные— по 30 дней4. С практической точки зрения, создание календаря было мотивировано необходимостью осуществления контроля над разливом Нила, так как это природное явление происходило всегда в одно и то же время. Он без всяких объяснений начал новое пасхальное расписание не с 248 г. по эре Диоклетиана, как следовало бы по прежним правилам, а с 532 г. – «от рождения Христа». Децембер)— десятый.
В результате дело было отложено и надежды на его положительное решение оставалось мало. Септембер)— седьмой, Oktober (рус. Естественная история, VII, 212 – 215). Секстилис)— шестой, September (рус. Водяные часы охотно применяли ораторы, вот таким образом регламент их выступлений стали измерять клепсидрами, а выражение «просить клепсидру» значило просить предоставить слово для выступления. Все это закрепилось и в веках осталось во всех языках европейской ветви. Например: 7514 -55082006 год. В календаре до реформы Цезаря год насчитывал 44 восьмидневные недели и еще три дня, а в календаре юлианском год состоял из 45 восьмидневок и 5 дней.
Десять таких месяцев (со времени Нумы – 12) составляли лунный год (304-355 дней). Жизнь современного человека невозможно представить без использования календаря. Если же составить расписание на 532 года, то в дальнейшем, через каждые 532 года начало пасхи будет повторять свое «блуждание» по числам года в том же порядке, т. е. в 533 г. она придется на то же число, что и в первом году, в 534 – как во втором году и т. д. Сам Дионисий и не предполагал, что сочиненная им эра послужит началом нового летосчисления он придумал ее только для пасхальных расписаний. Начинался древний римский календарь с марта, когда земледельцы приступали к работе. Юлианский календарь. Христиане заимствовали день рождения своего бога из персидской религии.
Публичными, доступными для всех фасты сделал только Гней Флавий (возможно, секретарь знаменитого римского цензора Аппия Клавдия) и это было одной из причин ослабления влияния патрициев на государственные дела. Образцовой, заслуживающей одобрения считалась краткая речь, длившаяся не более получаса. Это были дни поминовения умерших, когда у могил родственников или на дорогах оставляли цветы, преимущественно фиалки, фрукты, соль и хлеб. По свидетельству историка Геродиана (История римской империи, I, 14, 9), он задумал переиначить весь календарь так, чтобы не один или два, а все месяцы напоминали о нем и его царствовании. Октобер)— восьмой, November (рус.
Остальные месяцы назывались просто пятым, шестым и так до десятого. В германских языках имена римских божеств были заменены соответствующими германскими. Начинается 2-я Пуническая война. Календарь содержал 304 дня. Опять возникла необходимость в реформе календаря. Точного деления дня на определенные промежутки первоначально не было.
В Древнем Риме за точку отсчета был взят предполагаемый год основания одноименного города. Квинтилис)— пятый, Sextilis (рус. Четвёртый Junius— в честь богини Юноны, супруги Юпитера. По солнечному перечню жрецы научились предугадывать появления той или иной звезды.
Отсюда следует, что, по мнению издания этой эры (византийцев), Христос родился в 5508 году от Адама. Тиберий, 26). Взаимоотношение Юлианского (старый стиль) и Григорианского календарей (новый стиль). Все это, разумеется, было возможно лишь в ясные, солнечные дни. Таким образом, средний год в 4-летнем цикле стал равным 365 суткам и 6 часам.
Один день Септембера отдали Октоберу, а Новембера — Децемберу. Например, 14 марта — это канун мартовских ид. Так возник привычный для нас месяц август. Александрия была поглощена борьбой с монофизитской ересью и не могла продолжить пасхалию. Римскими названиями этих месяцев мы пользуемся по сей день: девятый месяц года, сентябрь, мы именуем седьмым (от латинского septem — семь), десятый, октябрь — восьмым (octo — восемь), одиннадцатый и двенадцатый — девятым и десятым соответственно (novem и decem — девять и десять). Юлий Цезарь в 46 году дон. э., по совету египетского астронома Созигена, провёл коренную реформу календаря по образцу, принятому в Египте.
Дни, непосредственно предшествовавшие календам, нонам и идам, назывались pridie (канун). Некоторые месяцы римского года были напрямую посвящены тем или иным богам. Древние римляне для обозначения текущего года использовали не число, а имя правителя. Эту традицию переняли и другие правители Рима.
перед шестым днем перед мартовскими календами), откуда произошло русское «високосный». Естественно, после его свержения, вернули прежние названия месяцев. Новембер)— девятый, December (рус. Мы твёрдо уверены, что в марте 31 день и никакая сила не сможет это изменить.
Проблема в том, что у каждого народа существовала своя система летоисчисления. находящаяся на груди Льва», а 4 февраля вечером заходит Лира. Децембер)— десятый. Начало 1-й Пунической войны (Рим против Карфагена). Название суббота является видоизменённым древнееврейским словом sabbaton (шаббатон) – покой. Оставшиеся месяцы сохраняли свои числовые обозначения: Quintilis (рус.
Естественная история, XVIII, 234 – 237). Божественный Юлий, 40). Даты отсчитывались в обратном порядке с включением в счёт ближайших дней календ, нон и ид. Начало года было перенесено на 1 января, поскольку именно с этого дня (начиная со 153 года до н. э. ) вступали в должность консулы и начинался римский хозяйственный год. Если возникала необходимость сказать 30 апреля, то употребляли выражение «день за два дня до календ».
Третий месяц— Maius, в честь Майи— италийской богини, покровительницы плодоносной земли. С введением дополнительных месяцев (это предусматривала еще реформа царя Нумы), повторявшихся через определенные промежутки лет, тогдашний римский календарь должен был приблизиться к солнечному циклу. Четыре клепсидры составляли примерно 1 час. В марте, мае июле и октябре (будем уже употреблять привычные названия) иды приходились на 15-е число, а ноны — на 7-е. Римскому богу войны Марсу в германской мифологии соответсвует Тиу, богу торговли Меркурию – Водан, верховному божеству неба и грозы Юпитеру – Донар (Тор), богине любви Венере – Фрея. Второй назван Aprilius, что означает «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях.
Видно, что при датировках всегда использовалось «до» и никогда — «после». В славянском произношении этот термин звучал несколько по-иному и в русском языке появилось слово «високос» и удлиненный год стал называться високосным годом. Достоверно ли это предание, мы не знаем.
Примером этому может служить ситуация, сложившаяся в 46 г. до н. э., когда разница между номинальным и фактическим моментом годичного цикла составила уже 90 дней, поскольку с 59 до 46 г. до н. э. вообще не было «високосных» лет. Григорианский календарь. Так о событиях 55 года до н. э. становились простыми. Таким образом, разница между календарями увеличилась до 11 суток. Именно данная причина побудила Гая Юлия Цезаря провести реформу календаря в 46 году до н. э.
В романских языках традиция называть дни недели по именам языческих богов (несмотря на упорную борьбу христианской церкви) сохранилась до сих пор. Отныне римский год должен был включать в себя такие месяцы: «амазоний», (Коммод любил, когда его наложницу Марцию изображали в виде воинственной амазонки), «инвикт» (непобежденный), «феликс» (счастливый), «пий» (благочестивый), «луций», «элий», «аврелий», «коммод», «август», «геркулес» (Геркулес или Геракл, воплощение силы и храбрости, был любимым героем императора, который желал даже внешне походить на его изображения), «роман» (римский) и «экссуперантий» (выделяющийся). Февраль был месяцем «очищения» (фебруум) избавления от всяческой скверны, совершавшегося во время праздника Луперкалий (15 февраля). с этого дня консулы вступали в должность, начинался римский хозяйственный год.
Был установлен четырехгодичный цикл (365 365 365 366 дней) с неравной продолжительностью месяцев, принятой до сих пор. Календами назывался первый день месяца, когда появлялась новая луна на небе. В середине V в. до н. э. особая комиссия из 10 видных граждан (децемвиров), задачей которой была выработка законов, попыталась осуществить еще некоторые реформы календаря. Произвольное обращение с календарем привело к абсолютному хаосу и неразберихе. говорилось — в консульство Марка Красса и Гнея Помпея. Соответственно, при указании первого дня месяца говорили «день календ».
Пришлось отнять один день от Фебруариуса, оставив ему 28 (29) дней. Времена года перестали совпадать с соответствующими им месяцами и потому Макробий имел полное право назвать 46 год до н. э. «годом замешательства». назрела настоятельная необходимость в его реформе. Основные события: Ганнибал через Альпы вторгается в Италию, наносит римлянам поражения при реках Тицине и Треббии и поднимает восстание в Цизальпинской Галлии (218) Ганнибал громит римлян в битве при Тразименском озере (217) Ганнибал полностью окружает римское войско при Каннах и уничтожает его, после чего многие города Центральной Италии изменяют Риму (216) в войну на стороне Карфагена вступают Македония и Сиракузы (215) римляне берут Сиракузы и Капую (центр восстания в Центральной Италии, 211) римляне захватывают Новый Карфаген — центр карфагенских владений в Испании (209) победа римлян над карфагенским войском под командованием Гасдруба-ла при Метавре (207) римляне заключают мир с Македонией на условиях раздела Иллирии (205) римляне наносят решающее поражение Ганнибалу в битве при Заме (202) заключение мира на условиях передачи Риму Испании и уничтожения карфагенского флота (201). Римская неделя состояла из восьми дней, каждый из которых на письме обозначался буквами латинского алфавита от A до H. Девятый день – нундины – был выходным днём для всего населения Рима, в который устраивали рыночную торговлю.
Нума, XVIII). Католическая церковь осуществила новую реформу в 1582 г. при папе Григории ХIII. Сведения об этой реформе приводит в своем труде Макробий (Сатурналии, I, 13, 21), ссылаясь на анналистов II в. до н. э. Современные исследователи склонны, напротив, полагать, что эта многовековая традиция не во всем достоверна и что «Ромулов год» длился гораздо дольше. Вот таким образом в V в. до н. э. Например, когда знакомый Плиния, сенатор Соллерт, пожелал устроить рынок у себя в имении и обратился за разрешением в сенат, жители города Вицетия (нынешняя Виченца) направили в сенат свою делегацию с протестом, боясь, что перемещение торгов из города в частное владение уменьшит их доходы. Карфагенский полководец Ганнибал захватывает испанский город Сагунт, союзный Риму.
Четвёртый Junius— в честь богини Юноны, супруги Юпитера. «В большинстве случаев, – замечает Плиний, – стоит только тронуть, пошевелить – и пошло, пошло ползти все дальше и дальше» (Письма Плиния Младшего, V, 4). Реформа календаря опиралась на астрономические знания, накопленные египтянами.
Это затрагивало религиозную и хозяйственную жизнь. Месяц (28-31 день) делился Календами, Нонами и Идами на три неравных части. В остальные времена года их продолжительности, естественно, менялись и различались. В честь этого грандиозного события месяц Квантилий (пятый месяц) получил название в честь родового имени Цезаря, который и по сей день сохраняет свое прежнее название– июль. Он вспоминает, что в римских «Законах XII таблиц» упоминались только два момента суток – восход и заход солнца.
Согласно литературной традиции, в начальную эпоху существования Рима (датой основания города считается 753 год до н. э. ) римский год, так называемый Ромулов год, делился на 10 месяцев, первым из которых был март – месяц, посвященный легендарному отцу Ромула богу Марсу и потому носивший его имя. В дальнейшем приспособление это стало распространяться все шире, появилось больше часов для общественного пользования, а в самых богатых домах солнечные или водяные часы служили теперь и для удобства частных лиц: при определении времени, как и в других областях жизни, устройства неодушевленные все чаще вытесняли собой «живое орудие» – раба. Нума, XVIII). Божественный Август, 30).
При втором римском царе Нуме Помпилии было добавлено ещё два месяца: январь (в честь двуликого бога Януса) и февраль (с латинского «очищение»). римляне по примеру греческого календаря ввели 8-летний цикл, несколько изменив его. Октобер)— восьмой, November (рус. Для военной караульной службы ночь (от заката до восхода солнца) разделяли на четыре стражи, считая по три часа в каждой страже. Сутки римляне делили на 2 части — день и ночь. Наконец июнь – месяц, посвященный Юноне, супруге всемогущего Юпитера.
С 191 г. до н. э. жрецы – понтифики – в силу закона Глабриона имели право вводить дополнительные месяцы по собственному усмотрению (а не так, как в Греции – со строго определенной периодичностью). В этом случае также имели значение личные интересы и расчеты Цицерона: он уже не хотел больше исполнять свои обязанности на далеком острове, стремясь как можно скорее вернуться в Рим. При этом годы указывались по эре Диоклетиана, хотя он в свое время преследовал христиан.
Не всегда это было просто и если кто-либо в сенате противился этому, дело могло затянуться надолго. до н. э. ). Секстилис)— шестой, September (рус. Цезарь установил, пишет Светоний, «применительно к движению солнца, год из 365 дней и вместо вставного месяца ввел один вставной день через каждые четыре года». В 46 году до н. э.
С тех пор время от восхода до заката солнца делилось на 12 равных частей (часов) и на столько же равных частей делили и время от заката до восхода солнца. Интерколяция – введение дополнительного месяца, обязанность жрецов — понтификов. Септембер)— седьмой, Oktober (рус. Несколько лет спустя прибавился полдень, о наступлении которого торжественно объявлял особый посыльный, состоявший на службе у консулов и следивший с кровли сенатской курии (курия Гостилия на Форуме), когда солнце окажется между ростральной трибуной и Грекостасом – резиденцией иностранных (в первую очередь греческих) послов, ожидающих приема в Риме.
Последние 5 дней года не входили ни в один месяц, добавлялись в конце последнего месяца. Последний год до принятия реформ длился целых 445 дней. Март был связан с богом Марсом, покровителем города, а апрель – с Венерой (греческой Афродитой). Общее количество дней равнялось 360. Вот таким образом были придуманы дополнительные месяцы, нынешние январь и февраль. Каким же образом узнали.
Второй назван Aprilius, что означает «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях. Однако все мы живём уже по установленным когда-то давно правилам и не задумываемся о неточности годового цикла. Основные события: римляне вытесняют карфагенян из гброда Мессены, являвшегося ключом к Сицилии со стороны Италии (264) римляне захватывают Агригент — важнейшую крепость на южном побережье Сицилии (262) римляне впервые строят флот и побеждают карфагенян на море в битве при Милах (260) морская победа римлян при мысе Экном (256) высадка римского десанта близ Карфагена и его гибель (255-254) римляне захватывают Панорм — важную крепость на западе Сицилии (251) на Сицилию прибывает карфагенский полководец Гамилькар Барка, который умело сдерживает натиск римлян на последние карфагенские крепости (247) разгром карфагенского флота при Эгатских островах (241) мир на условиях передачи римлянам всей Сицилии (241). Египетские служители многобожественной религии того периода – жрецы – первыми поняли необходимость перевода календаря на солнечный «режим».
Жизнеописание Коммода, 12). Однако на этом переименование не закончилось. Так как римляне, как мы увидим в дальнейшем, определяли то или иное число месяца исходя из того, каким по счету был этот день от ближайшего к нему предстоящего дня, называемого «календы», «ноны» или «иды» (при этом считали и сам день календ, нон или ид), то 24 февраля выступало как шестой день перед мартовскими календами (1 марта), а дополнительный день после него, также 24 февраля, приходилось уже называть «дважды шестым» (биссекстилис).
Летоисчисление – система исчисления больших промежутков времени. Так император Домициан, не обладая скромностью, назвал в честь себя уже два месяца: Сентябрь (месяц рождения)– Германик и Октябрь (месяц, в котором стал императором)– Домициан. Не приписывай этой выдумки мне. » (Письма Марка Туллия Цицерона, CCLI, 8). Отсутствие точной, однозначной информации делает особенно сложным изучение того, как древние римляне измеряли время.
Выражение «двенадцать клепсидр» означало, что в водяных часах вода перетекла из одного сосуда в другой 12 раз. Такое распределение дней по месяцам объясняют суеверием римлян избегавших четных чисел как «неблагоприятных». Желая сделать началом любого нового года 1 января, диктатор вынужден был в том же памятном римлянам 46 году до н. э. поступить так: «Чтобы правильный счет времени велся впредь с очередных январских календ, он вставил между ноябрем и декабрем два лишних месяца, так что год, когда делались эти преобразования, оказался состоящим из пятнадцати месяцев, считая и обычный вставной, также пришедшийся на этот год» (Светоний.
в пять с половиной дней. Начиная с 16 года до н. э., не отменяя датировку по консулам, входит в употребление датировка от предполагаемого года основания Рима — ab Urbe condita (от основания города). Как и в лунном календаре, в новом уделялось внимание наводнениям территории в июле – ноябре. В счет входили и сам обозначавшийся день и ближайший главный.
Последняя дата представляется более вероятной, так как часы эти были доставлены в Вечный город из Катины (ныне Катания) на острове Сицилия как трофей во время 1-й Пунической войны (264 – 241 гг. 20 марта — 13 дней до апрельских календ. Они отмечали смену времени суток, сезонов. Не лучше ли рассчитать новое пасхальное расписание в годах от рождения Христа. Согласно Диону Кассию, Тиберий ответил льстецам-сенаторам: «А что вы будете делать, если у вас будет тринадцать цезарей. » (Римская история, LVII, 18). Древние персы верили, что их бог Солнца – Митра родился 25 декабря.
Квинтилис)— пятый, Sextilis (рус. Реформа Цезаря также касалась закрепления начала Нового года. В Риме было принято, что все выступающие в суде располагают для своих речей строго определенным временем (обычно тремя часами). Но и после этого римляне могли узнать время лишь в ясный, безоблачный день.
Почему понтифики так долго не вводили дополнительных месяцев, сказать трудно. Тогда месяцы июль и август были названы в честь легендарных римских правителей.